Конспект лекций по предмету "Охрана окружающей среды"

Узнать цену работы по вашей теме


Лекция №6. Земли с особым правовым режимом использования

1. 1. Классификация земель с особым правовым режимом использования
2. 2. Государственные заказники
3. 3. Водоохранные зоны
4. 4. Памятники природы
5. 5. Государственные природные заповедники
6. 6. Национальные природные парки
7. 7. Курорты и лечебно-оздоровительные зоны
1. Особый интерес при решении проблем экологии землевладений и землепользований представляют земли с особым правовым режимом использования.
В зависимости от вида охраняемых объектов, целевого назначения земель и режима их использования в соответствии с существующим законодательством можно выделить следующие разновидности таких земель.
Зоны санитарно-защитного и охранного назначения:
санитарно-защитные зоны промышленных объектов;
охранные и защитные зоны вдоль железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередач, связи и других линейных объектов;
охранные зоны вокруг аэродромов, космодромов и др.;
зоны вокруг военных объектов.
Зоны природоохранного назначения:
заказники;
запретные и нерестоохранные полосы вдоль рек, озер, водохранилищ и других водоемов;
водоохранные зоны и прибрежные полосы;
природные объекты, имеющие особую научную и культурную ценность (редкие или типичные ландшафты, геологические образования, сообщества и виды растений и животных, памятники природы, ландшафтные ниши, миграционные коридоры).
Зоны природно-заповедного назначения:
природные заповедники;
природные национальные парки;
ботанические сады, дендрологические парки и др.
Зоны культурно-оздоровительного назначения:
зоны санитарной охраны курортов;
округа санитарной охраны курортов;
зоны санаториев, домов отдыха и туризма.
Зоны рекреационного назначения:
зоны организованного массового отдыха и туризма населения;
кемпинги, турбазы, детские оздоровительные и спортивные лагеря и т.п.
Пригородные, лесопарковые и зеленые зоны городов.
Зоны историко-культурного назначения:
участки, занятые зданиями, сооружениями, комплексами, связанными с историческими событиями;
участки, занятые памятниками градостроительства, архитектуры;
участки, занятые памятниками археологии.
Правовое положение зон с особым правовым режимом использования земель определяется многочисленными нормативными актами, принятыми в разное время. В основном это специальные законы и положения о таких землях, утвержденные законодательными органами Российской Федерации (а ранее - СССР).
В зависимости от природоохранной, экологической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов зоны с особым правовым режимом использования могут иметь федеральное, общереспубликанское, краевое, областное или местное значение.
Создание государственных природных заказников и заповедников, национальных парков, объявление каких-либо объектов и комплексов памятниками природы, организация курортных и лечебно-оздоровительных зон в тех случаях, когда они имеют федеральное значение, - компетенция Правительства Российской Федерации. Если эти территории имеют республиканское значение, их создают решением органов исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей по представлению государственных органов, осуществляющих и координирующих охрану окружающей природной среды. Такие решения должны быть согласованы с землевладельцами и землепользователями, земли которых намечено включить в категорию территорий с особым правовым режимом.
Создание природных заказников, объявление объектов памятниками природы осуществляются, как правило, без изъятия земель у субъектов земельных отношений. Земли государственных заповедников, национальных природных парков являются федеральной собственностью.
На землях с особым правовым режимом использования запрещена любая деятельность, противоречащая целям организации заказника, заповедника и т.п., причиняющая вред природе, ухудшающая состояние памятников природы.
Все предприятия, учреждения, организации и физические лица, на землях которых расположены территории с особым правовым режимом использования, в том числе охранные зоны, обязаны соблюдать установленный режим охраны этих участков и несут полную ответственность за их состояние. Юридические и физические лица, имеющие земли в пределах водоохранных зон и прибрежных полос малых рек, обязаны поддерживать эти территории в надлежащем состоянии. Контроль за соблюдением установленного режима возлагается на местную администрацию и специально уполномоченные государственные органы.
При разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных систем, схем землеустройства и районной планировки необходимо учитывать земли с особым правовым режимом использования.
Остановимся подробнее на отдельных категориях земель природоохранного и природно-заповедного назначения.
2. Государственные заказники представляют собой природные комплексы, ценные в природоохранном, экологическом и эстетическом отношениях. По данным различных авторов оптимальные количественные параметры охраняемых территорий должны составлять от 20-25 до 50 и более процентов площади оптимизируемой территории (Куприянов, 1999; Кочуров, Иванов, 1989; и др.).
Они предназначены для сохранения, воспроизводства и восстановления одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других. Их режим устанавливают индивидуальным положением по согласованию с собственниками и пользователями земель, на которых расположены заказники.
Задачи государственных природных заказников: сохранение природных комплексов в естественном состоянии; сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов; поддержание экологического баланса.
В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль:
ландшафтные (комплексные), предназначенные для сохранения и восстановления особо ценных или типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных частей;
биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов, для сохранения и восстановления численности видов живых организмов, ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении, а также редких и исчезающих биологических видов и их генофонда;
палеонтологические, предназначенные для сохранения мест находок и скоплений остатков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение;
гидрологические (болотные, озерные, речные, морские и т.п.), предназначенные для сохранения и восстановления водных объектов и экосистем, а также прилегающих к ним участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;
геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта и т.п.).
На территории государственных природных заказников и их отдельных участков могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе и в определенное время года) запрещены или ограничены следующие виды деятельности: распашка земель, рубки главного пользования и другие виды работ, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных или иных растений, другие виды пользования растительностью; промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные способы пользования животным миром; сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов; предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых; строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций; применение минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; сплав леса; взрывные работы; нахождение, проезд и проход граждан, автотранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов, биваков, туристских стоянок и лагерей, другие формы отдыха населения; любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.
Границы государственных природных заказников обозначают на местности предупредительными и информационными знаками. Такие знаки охраняют работники специальных служб, осуществляющих государственный контроль.
3. Водоохранной зоной малых рек считается территория, прилегающая к их акваториям. На этой территории устанавливают специальный режим для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод и заиления водных объектов. В состав водоохранной зоны могут быть включены поймы рек, надпойменные террасы, бровки и овраги, непосредственно впадающие в речную долину.
Водоохранные зоны, как правило, граничат с сельскохозяйственными угодьями, лесополосами, дорогами. Расположенные в этих зонах пахотные земли с уклоном более 5° следует использовать в системе почвозащитных севооборотов, а эродированные участки пашни с уклоном более 10° необходимо выделять под постоянное залужение.
В водоохранных зонах запрещены: обработки растений пестицидами; размещение складов для хранения пестицидов и минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры пестицидами; размещение животноводческих комплексов, ферм и оросительных систем с использованием сточных вод, мест захоронения отходов производства, складирования навоза, свалок мусора; строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий; стоянка и техническое обслуживание автотранспорта; мочка льна, конопли, мочал, кож и др.
Размеры прибрежных полос малых рек несколько меньше водоохранных зон и определяются в каждом случае с учетом характеристики побережья малых рек (крутизны склонов, вида угодий, типа почв и т.п.). В пределах населенных пунктов размеры прибрежных полос устанавливают, исходя из конкретных условий планировки и застройки по генплану, а при их отсутствии - с учетом конкретных условий территории. На границе прибрежной полосы, проходящей по сельскохозяйственным угодьям (особенно на пашне), следует посадить один - два ряда деревьев или кустарников.
В прибрежной полосе (зоне строгого ограничения хозяйственной деятельности) запрещены: распашка земель, применение пестицидов, удобрений, выпас скота и устройство для него летних лагерей; производственное строительство и расширение существующих объектов, устройство баз отдыха и палаточных городков.
Установление размеров водоохранных и прибрежных зон на малых реках возложено на краевые, областные и республиканские администрации.
4. Памятниками природы объявляют отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительное значение и нуждающиеся в особой охране государства.
Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе: участки живописных или исторически ценных местностей; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.); объекты, послужившие основой для создания выдающихся произведений литературы и искусства, а также связанные с жизнью замечательных людей; места произрастания растений - индикаторов состояния и динамических тенденций ландшафта; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породному составу, продуктивности, генетическим качествам, строению насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие дендрологические парки; суходолы; болотные массивы и участки болот, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима; уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карсты, группы пещер, гигантские наледи и т.п.); геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых); геолого-географические полигоны (в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород); местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды; термальные источники, месторождения лечебных грязей, береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и деревья, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, пещеры, гроты и т.п.).
Для защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства по решению органов исполнительной власти могут быть созданы охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.
Режим охраны памятников природы, объявление которых сопровождается изъятием соответствующих земельных участков, обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование. Режим охраны остальных памятников природы обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков. Об этом говорится в решении государственного органа об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы. Оформляют охранное обязательство.
На каждый памятник природы составляют паспорт, оформляемый специально уполномоченными государственными органами. В этом паспорте указывают: наименование памятника природы и его значение (федеральное, региональное); местонахождение; краткое описание границ памятника и его охранной зоны; площадь, занимаемую памятником и его охранной зоной (раздельно); режим охраны; допустимые виды использования памятника, его охранной зоны; наименования и юридические адреса собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятник природы и его охранная зона, а также информацию о физических и юридических лицах, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.
Кроме того, паспорт памятника природы включает: три фотографии размером не менее 9x12 см, показывающие на момент составления паспорта состояние памятника природы, его наиболее ценных участков (или отдельных участков, субъектов); карту-схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его охранной зоны.
Копии охранного обязательства и паспорта памятника природы должны храниться физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы.
Границы памятников природы и их охранных зон обозначают на местности предупредительными и информационными знаками. Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования.
Только в европейской части России существует 29 памятников природы федерального значения, а число памятников местного значения доходит до нескольких тысяч. К памятникам природы также относятся уникальные геологические объекты, которые являются составной частью природного и культурного наследия страны.
5.Государственными природными заповедниками объявляют навсегда изъятые из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значение (эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных).
Заповедники - это природоохранные научно-исследовательские учреждения, созданные для сохранения и изучения типичных и уникальных экологических систем, генетического фонда живых организмов, естественного хода природных процессов и явлений, для охраны природных комплексов, сохранения и воспроизводства дикого растительного и животного мира, изучения законов природы, контроля за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями.
Научно-исследовательские, восстановительные, противопожарные работы не должны противоречить целям заповедника.
Для обеспечения заповедного режима вокруг территории заповедника создаются охранные зоны, в пределах которых запрещается деятельность, вредно влияющая на заповедный режим.
На сотрудников государственных природных заповедников возложены следующие задачи: сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов; проведение экологического мониторинга, в том числе путем ведения Летописи природы; проведение научных исследований; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы; пропаганда экологических знаний; участие в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, а также схем их размещения и развития в данном регионе.
Государственные природные заповедники являются федеральной собственностью как объекты, составляющие основу национального богатства страны. В некоторых областях и краях России государственные природные заповедники находятся в совместном ведении федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации.
Принимают решения об образовании охранных зон государственных природных заповедников и утверждают положения о них органы исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с местной администрацией, собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.
В пределах государственных природных заповедников участки земли, ее недра и водное пространство со всеми природными объектами передаются заповедникам в бесплатное бессрочное (постоянное) пользование. Кроме того, в ведение государственных природных заповедников в качестве их структурных подразделений могут в установленном порядке передаваться заказники и другие особо охраняемые природные территории, расположенные вне границ территории заповедников.
Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном балансе и имеют свои банковские счета.
В пределах территории (акватории) государственных природных заповедников постоянно запрещены те же виды деятельности, что и в природных заказниках (за исключением специально предусмотренных случаев), а также другая деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач: передача в аренду земель, вод и других природных ресурсов территории заповедников.
В пределах территории (акватории) государственных природных заповедников допускаются: мероприятия по сохранению, восстановлению природных комплексов и предотвращению изменений в них в результате антропогенного воздействия; необходимые ветеринарные мероприятия для ликвидации особо опасных болезней, общих для человека и животных.
На некоторых участках заповедника в порядке, определенном в положении о конкретном государственном заповеднике, могут быть разрешены: содержание подсобных хозяйств для обеспечения сотрудников заповедников и членов их семей продуктами питания; выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам, в том числе и вышедшим на пенсию, а также иным гражданам, постоянно проживающим на его территории; предоставление работникам заповедников, в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на его территории, служебных наделов пахотной земли и сенокосов; заготовка дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и проживающих на его территории граждан; сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедников, а также гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи); любительский лов рыбы сотрудниками заповедника, а также гражданами, проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи); организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов.
К территории государственных заповедников могут быть присоединены участки суши и водного пространства (биосферные полигоны) с выделением на них зон со следующим режимом:
зона ограниченной хозяйственной деятельности (биосферный полигон), в пределах которой осуществляются прикладные научные исследования, соответствующие целям заповедника, и внедрение их результатов;
буферная зона, режим которой направлен на снижение влияния хозяйственной деятельности на собственно заповедную территорию - заповедное ядро.
Конкретные особенности организации и режима каждого государственного природного заповедника определяются в индивидуальном положении о нем.
По состоянию на 01.01.98 г. в России насчитывалось 155 государственных природных заповедников общей площадью 40,3 млн. га. Земли заповедников в основном представлены покрытыми лесом территориями, землями под водой, болотами и др.
6. Национальными природными парками объявляются изъятые из хозяйственного пользования особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительное, рекреационное значение; включающие типичные или редкие ландшафты, среду обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения. Эти парки предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительных, научных и культурных целях и, как правило, включают уникальные природные объекты, неповторимые ландшафты, исторические памятники и другие достопримечательности. В большинстве своем территории парков представлены лесами и водными объектами, но иногда для сохранения целостности природного комплекса в состав парков включают также территории культурно-исторических, мемориальных и садово-парковых комплексов, в том числе музеи-заповедники.
Для охраны и рационального использования природных ресурсов на территориях парков выделяют зоны заповедного, заказного режимов, рекреационного использования. Вокруг парков создают охраняемые зоны с ограниченным режимом природопользования.
На национальные природные парки возложены следующие задачи: сохранение памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия; создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях; организация экологического просвещения населения; разработка и внедрение научных методов охраны природного и культурного наследия.
Национальные природные парки относятся к федеральной собственности как объекты, составляющие основу национального богатства страны. Некоторые национальные природные парки находятся в совместном ведении федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации.
На основании постановлений Правительства России охранные зоны национальных природных парков устанавливают органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований по согласованию с местной администрацией, собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.
Национальные природные парки являются юридическими лицами, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном балансе и имеют собственные банковские счета.
Участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах природными и историко-культурными объектами передаются национальным природным паркам в бесплатное бессрочное (постоянное) пользование. В границы территорий национальных парков также могут быть включены участки земли и водного пространства других владельцев и пользователей.
Каждый национальный природный парк действует на основании индивидуального положения о нем, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится.
На территории национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедные зоны с режимом, предусмотренным для территорий государственных природных заповедников; зоны особой охраны, в пределах которых хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено или значительно ограничено; зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями национального природного парка; зоны рекреационного использования, включая территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства; зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия сохранения комплексов и объектов культурного наследия; территории агроландшафтов, предназначенные для ведения сельского хозяйства экологически безвредными методами; зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания; зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся работы, необходимые для обеспечения функционирования национального природного парка, а также основных нужд его сотрудников.
В национальных природных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, могут быть выделены зоны традиционного экстенсивного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и биологические ресурсы.
На территории национальных природных парков запрещены: строительство новых, эксплуатация существующих предприятий и объектов, а также другие виды деятельности, не связанные с деятельностью парка, нарушающие целостность его природных комплексов или влекущие за собой истощение природных ресурсов, снижение эстетической ценности территории; геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых; действия, изменяющие гидрологический режим; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий; интродукция растений и животных, чуждых местной флоре и фауне; рубки главного пользования и заготовка живицы.
Конкретные особенности, зонирование территории и режим каждого национального природного парка определяются в индивидуальном положении о нем.
7. Курортными и лечебно-оздоровительными зонами объявляют территории (акватории), имеющие природные лечебные свойства и иные условия, благоприятные для использования в лечебно-профилактических целях.
Территория может быть признана (объявлена) курортной и лечебно-оздоровительной зоной при трех условиях:
при наличии в ее пределах природных лечебных ресурсов (лечебные минеральные воды, грязи, пляжи, прибрежные полосы, климат, растительный мир и т.д.);
доступности и пригодности природных лечебных ресурсов для организации и практического использования в лечебных и профилактических целях;
благоприятных природных свойствах и иных условиях для лечения и профилактики заболеваний людей.
По социальной значимости курортные и лечебно-оздоровительные зоны подразделяются на федеральные, республиканские и местные. Имеются также и другие классификации этих зон: по признаку специализации (медицинского профиля), по используемым природным лечебным средствам (бальнеогрязевые, бальнеологические и т.д.).
Территории этих зон отнесены к территориям, имеющим повышенную социальную ценность. Для этих земель предусмотрено установление (с учетом их природно-климатических особенностей) более строгих нормативов предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.
Основными вопросами при установлении режима пользования курортными и лечебно-оздоровительными землями являются их санитарная охрана, охрана физических и химических свойств лечебных природных условий, предохранение их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения. Для этого устанавливают округа санитарной охраны курортных и лечебно-оздоровительных зон, в которых запрещено проводить работы, загрязняющие почву, воды, воздух, причиняющие вред лесам и зеленым насаждениям, отрицательно влияющие на лечебные свойства и санитарное состояние особо охраняемой территории.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации