Конспект лекций по предмету "Отечественная история"

Узнать цену работы по вашей теме


ВОПРОС 2. РЕФОРМЫ ПЕТРА: ЦЕЛИ, ХАРАКТЕР, РЕЗУЛЬТАТЫ

После смерти Алексея Михайловича престол перешел к его старшему сыну Федору Алексеевичу (1676 – 1682 гг.). Его недолгое царствование не оставило особого следа в истории. Единственным достойным упоминания событием этого царствования стала отмена в 1681 г. принципа местничества при распределении государственных должностей. Местничество было отменено потому, что большинство княжеско-боярских родов, представители которых имели преимущественное право на замещение высших государственных должностей, вымерло или обеднело и к концу XVII в. большинство высших должностей занимали представители дворянства.
После смерти Федора Алексеевича, не оставившего прямых наследников, власть должна была перейти к одному из младших сыновей Алексея Михайловича - Ивану или Петру. За Иваном стояли родственники первой жены Алексея Михайловича – князья Милославские, возглавляемые его старшей дочерью – царевной Софьей. А за Петром – Нарышкины, родственники второй жены Алексея Михайловича – Натальи Кирилловны. Пятнадцатилетний Иван отличался слабым здоровьем и отставанием в умственном развитии, поэтому бояре по совету Патриарха, отдали предпочтение десятилетнему Петру - сыну Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Власть перешла в руки вдовствующей царицы и ее родственников. Этим были недовольны представители придворной знати, группировавшиеся вокруг царевны Софьи.
В Москве усиливаются волнения в стрелецких полках, вызванные произволом и корыстолюбием стрелецких начальников. Этим волнением воспользовались приближенные Софьи - князья Милославские. 15 мая 1682 г. они взбунтовали стрельцов, распустив слух о том, что родня царицы Натальи намеревается убить царевича Ивана. Стрельцы ворвались в Кремль, перебили многих сторонников Нарышкиных и заставили Наталью Кирилловну признать царевича Ивана царем наравне с Петром, а по их малолетству передать правление государством Софье.
Стрелецкие беспорядки, однако, на этом не закончились. Новый стрелецкий голова князь Хованский попытался вскоре с помощью стрельцов захватить власть в государстве. Софья и ее приближенные вынуждены были укрыться в Троице-Сергиевой лавре и, затем, собрав войска усмирить стрелецкий бунт на Москве. Хованский и его приближенные были казнены. Так началось правление Софьи. В этот период в правительстве главную роль играл фаворит Софьи – князь Василий Голицын. В 1688 г. он добился заключения “вечного мира” с Польшей, по которому поляки окончательно признали все территориальные приобретения России, полученные по Андрусовскому перемирию. Поляки признали левобережную Украину и Киев русскими землями. Но ценой этого мира стало обещание вступить вместе с Польшей и Австрией в войну против Турции.
В. Голицыну в соответствии с этой договоренностью пришлось организовывать походы на Крым (1687 – 1689 гг.). Но военная деятельность его была менее успешна, чем дипломатическая. В первый поход русские войска не смогли преодолеть “Дикое поле” поскольку татары зажгли перед ними степь. Во второй раз, подойдя к Перекопу, русская армия не смогла взять его. Война закончилась ничем. Неудачи крымских походов серьезно подорвали престиж правительства Софьи.
В период правления Софьи Петр с матерью был удален от царского двора. Он жил в царском имении в селе Преображенском под Москвой. Главным занятием юного царя стали военные потехи, приведшие к формированию потешных полков, ставших основой будущей регулярной армии. Знакомство с иностранцами из расположенной поблизости “Немецкой слободы” пробудило у Петра интерес к западной культуре и технике. В 1689 г. мать женила Петра на Евдокии Лопухиной. Но семейная жизнь его не привлекала, и он вскоре уехал на Переяславское озеро, развлекаться строительством кораблей. Только известие о назревающем политическом кризисе в Москве заставило Петра вернуться.
Софья, понимая, что скоро ей придется передать власть Петру и его родне, решилась на крайнее меры. Она начинает готовиться к захвату власти. В последних указах она уже именует себя самодержицей, по ее приказу ведется активная антипетровская пропаганда в народе. После возвращения Петра в Москву произошел открытый разрыв и с 7 августа 1689 г. Софья начала собирать в Кремле верные ей войска. Вскоре Петр, напуганный известиями о том, что сторонники Софьи готовят на него покушение, бежал из Преображенского в Троице-Сергиеву Лавру, откуда также призвал на помощь себе верные войска. Противостояние привело к тому, что большинство войск перешло на сторону Петра I и Софье пришлось подчиниться младшему брату. Петр I отстранил ее от власти и заточил в Новодевичий монастырь. После победы над Софьей Петр I продолжает свои военные и морские потехи, оставив государство на попечение царицы Натальи, ее родни и приближенных. Лишь спустя шесть лет он полностью взял власть в свои руки.
Центральным событием царствования Петра I стала Северная война. В ходе этой длительной войны Петр I постоянно сталкивался с тем, что старый государственный строй и военная система не соответствуют задачам стоящим перед страной. Это стало причиной, проведенных им, многочисленных преобразований получивших название “петровских реформ”. Эти преобразования проводились, зачастую бессистемно и хаотично, в соответствие с потребностями текущего момента, но к концу царствования Петра I они существенно изменили облик государства.
Петр I полностью изменил всю систему государственного управления. Боярская Дума, формировавшаяся по сословному и родовому принципам, была упразднена. Высшим органом государства стал Сенат, состоящий из высших государственных чиновников, назначенных императором по принципу служебной годности и личной преданности. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, который играл роль посредника между императором и сенаторами. Приказная система с огромным количеством приказов (в XVII в. их было около сорока) и неопределенными, часто дублирующими функциями различных учреждений была заменена системой коллегий. Было образовано 12 коллегий с четко определенной сферой деятельности:
Адмиралтейская коллегия занималась делами военно-морского флота. Военная коллегия ведала комплектованием, организацией и содержанием армии. Штатс-коллегия контролировала расходы государства. Камер-коллегия, наоборот, занималась сбором и учетом государственных доходов. Особая Ревизион-коллегия следила за правильностью расходования денежных средств. Берг-коллегия осуществляла контроль над металлургическими заводами и мануфактурами. Мануфактур-коллегия ведала делами легкой промышленности. Коммерц-коллегия ведала внешней торговлей. Юстиц-коллегия ведала оправлением правосудия, ей были подчинены все судебные органы государства. Вотчинная коллегия решала спорные вопросы землевладения, а также регистрировала сделки по купле-продаже земли и крепостных, ведала сыском беглых крестьян, а также исполнением рекрутской повинности. Главный магистрат ведал делами городского самоуправления. Также в число коллегий входил Синод – духовная коллегия, ведавшая делами церкви.
Все коллегии имели свой регламент, определявший штат сотрудников и порядок работы этих учреждений. Для контроля за деятельностью коллегий и, подчиненных им органов на местах были созданы две взаимосвязанные службы – прокуратура и система фискального надзора. Прокуратуру возглавлял генерал-прокурор Сената. В задачу прокуратуры входил гласный надзор за деятельностью государственного аппарата, за правильностью разбора дел в коллегиях и других инстанциях, а также за соблюдением регламентов. Фискальная служба была подчинена прокуратуре, но выполняла свои особые функции. Фискалы занимались негласным надзором и должны были выявлять служебные злоупотребления чиновников – взяточничество, казнокрадство и др. и доносить о низ в прокуратуру.
Местное управление также подверглось реорганизации. Россия была разделена на губернии, провинции и уезды. Губернии возглавляли губернаторы, провинции – вице-губернаторы, уезды – земские комиссары. Все эти чиновники назначались императором по представлению Сената.
Важные изменения произошли в военной сфере. Система дворянского ополчения и полурегулярных стрелецких войск безнадежно устарела. Армия была полностью переведена на регулярную основу. Солдатам было запрещено совмещать службу с хозяйственной деятельностью, и они поступали на полное государственное обеспечение. Изменялась и система комплектования армии. Вводилась система рекрутских наборов (1 рекрут на определенное количество крестьянских дворов). В результате, к концу царствования Петра I армия насчитывала 210 тыс. солдат и 100 тыс. казаков, флот – 48 линейных кораблей и 787 галер, на которых служило 28 тыс. матросов. Это была сильнейшая армия и флот в Северной Европе. Именно она обеспечила России победу в Северной войне.
Европеизация образа жизни правящего слоя России, проведенная Петром I вызвала недовольство Русской православной церкви, которая видела в этом отступление от традиций и сближение с католическими и протестантскими еретиками. Поэтому Петр I должен был провести важные преобразования в сфере церковного управления, чтобы подчинить себе церковь. После смерти Патриарха Адриана в 1700 г. Петр I не позволил избрать нового Патриарха, опасаясь, что тот станет защитником старых порядков и возглавит официальную оппозицию его политике. В 1721 г. Петр I поставил во главе церкви Святейший Синод – собрание высших церковных иерархов, во главе которого стоял светский чиновник – обер-прокурор. Кроме того, духовенство утратило контроль над церковными землями, управление которыми было поручено государственным чиновникам, отчуждавшим часть доходов церкви в государственную казну. Монастырям было запрещено расширять свои владения, приобретая новые земли.
Правительство Петра I стремилось обеспечить подъем промышленности и торговли. В царствование Петра I было основано около 100 мануфактур в основном военного назначения. Чтобы обеспечить их рабочей силой Петр I распорядился приписывать к заводам государственных крестьян целыми деревнями. Эти, так называемые, посессионные крестьяне, должны были трудиться на заводах, также как другие крестьяне работали на помещика. Петр I принимал энергичные меры для развития торговли, давал льготы русским купцам, отправлявшимся с товаром за границу. Принимались меры для развития техники, образования, широко привлекались иностранные специалисты и т.п. Однако Петру I не удалось добиться бурного расцвета промышленности и торговли. Северная война поглощала большую часть государственных средств, и правительству приходилось увеличивать налоговое бремя.
Был введен единый личный налог – подушная подать, которым облагалось все мужское тяглое население страны (крепостные крестьяне платили 70 коп. с души, государственные – 1 руб. 14 коп., горожане – 1 руб. 20 коп.). В результате, с 6 млн. душ ежегодно собиралось около 5 млн. рублей. Кроме того, облагались налогами соляные варницы, пасеки, мельницы и другие промыслы. Введены питейная и табачная монополии, а также налоги на бороды, дубовые гробы (налоги на богатых) и прочее. В результате, доходы казны возросли с 2 млн. рублей в конце XVII в. до 10 млн. рублей в 1725 г. При этом население за тот же период не увеличилось, а сократилось: число крестьянских дворов за годы правления Петра I уменьшилось на четверть. Петровские реформы и военные победы дались народу страшной ценой.
Важнейшим направлением реформаторской деятельности Петра I стало урегулирование сословных отношений, определение прав и обязанностей основных сословий по отношению друг к другу и к государству. Естественно в центре внимания находилось дворянство - главная военная и политическая опора самодержавия. Дворяне были и оставались военным, административным и землевладельческим сословием России. Но характер их службы изменялся. Они должны были соответствовать новым задачам государства, а для этого необходим был определенный уровень образования и профессиональной подготовки. Чтобы заставить дворян учиться Петр I запретил неграмотным дворянам вступать в брак. Были созданы школы для обучения дворянских детей, молодых дворян отправляли на обучение за границу. Одновременно, Петр I укреплял дворянское землевладение. Были устранены различия между вотчиной и поместьем, земельные владения дворян стали наследственными. Дабы предотвратить дробление поместий и обезземеливание дворян, Петр I ввел систему майората: поместье передавалось по наследству старшему сыну дворянина, остальные сыновья должны были искать себе применения на государственной службе. Это был еще один способ стимулировать служебную активность дворян. Кроме того, Петр I укрепил власть дворянства над крепостными крестьянами, окончательно превратив поземельную зависимость в личную. Крестьяне отныне крепились не к земле, а к помещику (это облегчалось заменой сохи – поземельного налога, личной подушной податью). Одновременно, было ликвидировано холопство, холопы были приравнены к крепостным крестьянам и отныне обязаны платить государственные налоги. В результате тяглая крепостная масса становится юридически однородной и зависимой, одновременно, от помещиков и государства.
В 1722 г. Петр I установил регламент прохождения дворянами государственной службы – «Табель о рангах». Она выделяет четыре отрасли государственной службы: военную, морскую, гражданскую и придворную. Чины в каждой иерархической лестнице разделяются на 14 классов и приведены в определенное соответствие между собою. Каждый дворянин должен был начинать службу с 14‑го - самого низшего класса и продвигаться по служебной лестнице благодаря своим заслугам, а не происхождению. Причем низшие чины были доступны не только для дворян, но и для представителей лично свободного населения. Дослужившийся до 7-го класса получал личное, а до 6-го – потомственное дворянство. Таким образом, табель о рангах открывала доступ к государственной службе и дворянскому званию наиболее способным выходцам из гражданского населения.
Еще одним предметом забот Петра I стало укрепление положения городского сословия, с которым он связывал надежды на подъем торговли и промышленности. Городские жители были разделены на два класса по имущественному признаку: Регулярные граждане (1-ая гильдия – банкиры, купцы, лица свободных профессий; 2-ая гильдия – мелкие торговцы и кустарные ремесленники) и Нерегулярные граждане (чернорабочие, поденщики и прочий бедный городской люд). Городскими делами должны были управлять магистраты, избранные регулярными гражданами. Однако городское самоуправление не получило широкого развития. Городские жители не проявляли большого интереса к участию в самоуправлении, а государственные чиновники на местах не хотели упускать власть из рук. Так что эти петровские законы остались неосуществленными проектами.
Установив права и обязанности основных сословий русского общества, Петр I воздвиг на вершине его социальной пирамиды абсолютную императорскую власть. Император являлся абсолютным, никому неподотчетным государем. Императорская власть передавалась отныне по личному завещанию императора. Никакой государственный орган: Боярская Дума, Земский Собор или Сенат не могли отныне решать судьбу престола и иметь решающее слово в делах государственного управления.
Государственная система, созданная Петром I явилась логическим завершением развития Московского государства всегда тяготевшего к военно-монархическому деспотизму и стремившегося подчинить все общество интересам военной политики. Петру I удалось полностью очистить государственный строй от пережитков удельной старины, укрепить положение дворянства, полностью подчинить его жизнь интересам самодержавной власти, а также поставить все население империи на службу ее интересам.
Результатом этих энергичных усилий стало получение Россией выхода в Балтийское море и превращение ее в одну из могущественных держав Европы с мощной армией и флотом, а также ускорение развития промышленности и торговли. Однако это было достигнуто ценой огромных жертв, понесенных народом. К тому же военно-монархический деспотизм, созданный Петром I оказался непрочным и начал разрушаться сразу после его смерти, быстро трансформируясь в дворянскую олигархию.
ВЫВОДЫ ПО ВОПРОСУ 2:
Социально-экономические и государственные реформы Петра дали толчок дальнейшему развитию страны, способствовали укреплению государственного аппарата и более эффективному управлению, обеспечили победу в войне со Швецией. В то же время ряд реформ имели поверхностный характер и не учитывали существенных отличий социальной структуры и национальных традиций России от западноевропейских стран. Именно поэтому они не дали ожидаемых плодов. Следует отметить и сугубо фискальный характер многих преобразований, направленных на увеличение поступлений в государственную казну и, как следствие, существенное усиление налогового бремени на население. В конечном итоге они способствовали укреплению крепостнических порядков и их консервации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации