Конспект лекций по предмету "История России"

Узнать цену работы по вашей теме


Основные направления политики Российского самодержавия в Беларуси.

Беларусь из строя шляхетских вольностей вошла в состав строго централизованной монархической Российской империи. Поэтому все последующее развитие Беларуси надо рассматривать в тесной связи с историей России, ее огромного влияния на судьбу своего западного края. Вместе с тем, в значительной мере на территории Беларуси сохранились и традиции Речи Посполитой, влияние польской шляхты и культуры. Отсюда и многие особенности дальнейшего развития нашей Родины в составе России.
В первой половине XIX века в окружении императора сложились две группировки: пропольская и прорусская. Их влияние на государство во многом определили политику российских властей в западных губерниях. Но главная стратегическая линия царизма со времен Екатерины II неизменно оставалась одна: 1) русификация края и 2) превращение православия в основную церковь и религию на территории Беларуси. Учитывая ведущие позиции польских помещиков, до восстания 1830-31 гг. российская администрация старалась привлечь их к сотрудничеству, сделать их своей опорой. Вся политика царизма до 1830 г. сводилась к следующему: 1) вводилось новое территориально-административное деление: генерал-губернаторства (Белорусско-Витебская и Могилевская губернии), Литовская (Минская, Гродненская и Виленская губернии), уезды; 2) господствующее сословие –шляхта - после принятия соответствующей присяги сохраняло свои имения и получало сословные привилегии и права российского дворянства. В угоду шляхте сохранялось действие статута ВКЛ 1588 г. при рассмотрении гражданских дел и употреблении польского языка в местном делопроизводстве и в учебных заведениях; 3) для укрепления своей социальной опоры в белорусском крае со времен Екатерины II широко практиковалась раздача казенных земель с крестьянами российским генералам и крупным чиновникам (1 млн. человек – ¼ всего населения); 4) основывалась Белорусская католическая епархия и свобода католических культов; сохранилось и униатство, собственность католической церкви; 5) ликвидировано Магдебургское право. Жизнь города регламентировалась «Жалованной грамотой городам» 1785 г. что ухудшило положение «низов» в город. Вводилась российская система налогов (в России платили ассигнациями, а здесь серебром, то есть налог оказался значительно велик); 6) вводилась рекрутская повинность (1=125); 7) в крестьянском вопросе акцент был сделан на усиление феодальной эксплуатации. Со временем положение и быт белорусских крепостных мало чем отличалось от остальных крестьян на территории России; 7) в 1794 г. вводилась черта оседлости для еврейского населения – это привело к яркой специфике развития белорусского города и решения национального вопроса; 8) и проводилась политика насаждения русского землевладения. (Не получила развития)
Итак, «Золотые вольности» для местной шляхты кончились, но привилегии и собственность сохранились. После неудачного шляхетского восстания 1830-31 гг. царская администрация проводит жесткий курс на полную русификацию края: 1) местная администрация (польская шляхта) заменяется. Вся администрация комплектуется из числа русских представителей; 2) вся официальная документация переводится на русский язык; 3)преподавание переводилось на русский язык; 4) ликвидирован Виленский округ, вводилась четкая сословная система образования; 5) В 1936 г. закрыт Виленский университет – центр белорусской культуры, кузница национальной элиты; 6) под предлогом подготовки « Полного собрания законов Российской империи в 45 г.». В 1840 г. отменен Статут 1840 г.; 7) Указом от 18 июня 1840 г. были запрещены термины «литовские губернии», «белорусские губернии». Официально вводилось название «Северо-Западный» край»; 8) сильные гонения на католическую церковь, фактически она лишилась собственности. В 1841 г. всем церковным конференциям было запрещено иметь земли и крестьян. В 1839 г. по итогам работы Полоцкого церковного собора полагался процесс «воссоединения» униатов и православных; 9) завершился «разбор шляхты». Дворяне, которые не смогли документально подтвердить свое происхождение, переводились в разряд однодворцев, а часть из них с семьями были переселены на границы Империи. (Встречаются разные цифры – 12 тыс. человек).
Вывод. Общее направление политики царизма на территории Беларуси определялось стратегической задачей – полное экономическое, политическое и культурное подчинение. Тактические решения по отдельным вопросам этой задачи были противоречивыми и определялись обстоятельствами, которые складывались на конкретный момент. Беларусь, которая сначала рассматривалась как недостаточно колонизированная часть Польши, после событий 1830-31 годов, начала рассматриваться как слишком колонизированная часть России. Вопрос об культурной и тем более этнической самобытности местного населения вообще не существовало.
Включение белорусских земель в Российскую Империю переориентировало всю жизнь на Восток. Положительно: 1) политические факторы – конец опустошительных войн и междоусобиц шляхты; 2) экономические – Беларусь включилась в общероссийскую хозяйственную систему, что во многом определило дальнейшую хозяйственную специализацию, открыло емкий рынок, стимулировало развитие транспортной системы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации