Дипломная работа по предмету "Банковское и биржевое дело"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Валютные операции Сберегательного банка РФ

ГЛАВА 1 РОЛЬ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА В ОБСЛУЖИВАНИИ КЛИЕНТОВ. 1. 1. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА В ОБСЛУЖИВАНИИ КЛИЕНТОВ. Сберегательный банк России создан с целью привлечения временно свободных денежных средств клие нтов и предприятий и их эффективного размещения на услови
ях возвратности , платности , срочности в интересах вкладчик ов банка и развития хозяйства . Банк занимается кредитно расчетным обслуживанием хозяйственных структур , осущест влияет валютные операции по расчетам клиентов с иностран ными партнерами. С переходом к рыночным отношениям Сберегательный банк РФ способствует инвестированию сбере жений клиентов в экономику через участие в рынке ценных бумаг либо напрямую путем приобретения средств производст ва и самостоятельной предпринимательской деятельности. Банк сосредотачивает значительный обьем депозитов и выполняемых операций , имеет широкую сеть учреждений, филиалов , значительную численность персонала. Основное направление в деятельности Сберегательно го банка России состоит в оказании клиентам разнообразн ых услуг . Банк стремится максимально соблюдать интересы клиентуры и заботится об удовлетворении собственных инте ресов , добиваясь получения наибольшей прибыли от кредитн ой и прочей деятельности. К основным функциям Сбербанка относятся: ~ мобилизация временно свободных и неиспользуемых на текущие потребительские цели денежных средств предприятий и юр. лиц ; ~ размещение привлеченных средств в экономику и в операции с ценными бумагами ; ~ кредитно-расчетное обслуживание предприятий и организаций ; ~ кредитование потребительских нужд клиентов ; ~ осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве и с клиентами ; ~ выпуск , продажа , покупка и хранение векселей , чеков , сертификатов и других ценных бумаг ; ~ консультирование и предоставление экономической и финансовой информации ; ~ оказание коммерческих услуг ( факторинг , лизинг ) ; ~ учредительская функция ; ~ совершение валютных операций и международных расчетов ; Одной из наиболее важных функций Сбербанка явля ется привлечение временно свободных средств предприятий и юридических лиц . Благодаря этой функции клиенты получают доход в виде процентов. Вместе с тем привлечение средств выгодно и самому банку. С одной стороны , концентрируя эти
средства , банки затем инвестируют их в экономику , что рас ширяет возможности дополнительных вложений в развитие хозяйственных структур. С другой стороны , стабильный рост депозитов обеспечивает банку устойчивую кредитную базу. Важное экономическое значение имеет функция креди тования предприятий , государства и юридических лиц . Банк выступает в качестве финансового посредника , получая денежные средства у кредиторов и давая их заемщи кам . За счет кредитов банка осуществляется финансирование
промышленности , сельского хозяйства , торговли . Банк предо ставляя ссуды клиентам способствует росту их уровня жизни. Одной из функций банка является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посре дника в платежах , банк выполняет для своих клиентов опера ции , связанные с проведением расчетов и платежей . Эмиссионо-учредительская функция осуществляется путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций и облигац ий) . Выполняя эту функцию , банк становится каналом , обе спечивающим направление сбережений для производсвенных целей . Учитывая концентрацию в Сбербанке подавляющей мас сы денежных сбережений клиентуры и реально складывающе еся положение в банковской сфере , в ближайшие годы его учреждения будут выполнять главную роль в обслуживании населения , по крайней мере до тех пор , пока сеть других банков не будет соответственно развита . На развитие операций Сбербанка существенное влия ние оказали факторы , связанные с изменением экономическ их условий в обществе . Наиболее важными из них являются : ликвидация монополии Сбербанка и возрастание конкуренции между коммерческими банками за привлечение средств клие
нтов ; динамика структуры цен , предложения товаров и услуг и соответствующих расходов клиентов ; увеличение спроса на кредит ; дифференциация клиентов по уровню доходов ; процентная политика банков . Банк стремится максимально соблюдать интересы кли ентуры и заботиться об удовлетворении собственных интере сов , добиваясь получения наибольшей прибыли от кредитной и валютной деятельности . Выполнение банковских операций с широкой клиентур ой - важная особенность современной банковской деяте льности во всех странах мира , имеющих развитую кредитно валютную систему . Например , крупнейшие коммерческие банки Великобритании - клиринговые банки -выполняют около 100 различных операций по обслуживанию своих клиентов , коммерческие банки США - свыше 150 видов операций , а
банки Японии - около 300 видов . Более того , последнее поко ление АТМ ( банкоматов ) в США выполняет сегодня 125 видов различных видов операций. Для сравнения можно отметить , что Сбербанк в 1995 г.
выполнял 70 видов банковских операций и услуг . В настоящее время количество операций возросло.
Панова Г. С. " Банковское обслуживание частных лиц " стр . 9 АО ДИС , Москва , 1994 г . 1. 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ . Становление современной банковской системы нача лось в конце 80-х гг. , с акционирования специализированных государственных банков . За неполных 10-лет банковская сис тема России прошла головкружительный путь развития от , по сути , учетных финансовых контор до современных кредитных учреждений , наиболее передовые из которых уже начинают пользоваться доверием международного банковского сообще ства . В настоящее время в России сложилась двухуровне вая банковская система : Центральный банк , находящийся на
1-м уровне , выполняет роль главного координируещего органа денежно-кредитной системы страны и осуществляет операции только с кредитными организациями 2-го уровня и государст венными структурами , а кредитные организации 2-го уровня работают со всеми остальными участниками финансового рынка - юридическими и физическими лицами . По состоянию на 1-января 1997 г. общее количество кредитных организаций , имеющих лицензию Банка России на совершение банковских операций , составило 2030 , из которых 1155 являются обществами с ограниченной ответст венностью , а 872 - акционерными кредитными организациями. Из общего числа действующих кредитных организаций 782 имеют право на совершение операций в рублях и иностранной валюте с ограниченным кругом операций , 291 - лицензию на проведение всех видов рублевых и валютных операций ( генеральную лицензию ) , 90 - право проводить операции с драгоценными металлами . К началу 1997 г. насчитывался 5131 филиал кредитных организаций , из которых 1206 составили филиалы Агрпром банка . Филиальная сеть Сберегательного банка состоит из 34426 филиалов , агенства и отделений . В настоящее время на территории Российской Федера ции деятельность с участием иностранных инвестиций осуще ствляют 152 кредитные организации , 13 из которых действу ют полностью за счет иностранных инвестиций ( основная
часть этих банков расположена в Москве - 100 банков ) , а в 10 иностранный капитал составляет более 50 % . Величина взноса иностранных инвестиций в уставной капитал банков - резидентов в совокупности составила 808, 6 млрд.
рублей . , в том числе из ближнего зарубежья - 46, 8 млрд. руб. это составило 4, 3 % от суммарной величины уставного капи тала коммерческих банков России. Основные показатели деятельности коммерческих банков России представлены в таблице . 1. В своём развитии банковская система прошла неско лько этапов . Условно выделим 3. 1 - формирование двухуровневой банковской системы России , характеризующееся бурным ростом банковск ой системы , увеличением активов и банковского капи тала , а также скрытым развитием и накоплением нега тивных тенденций в банковской системе . Этап продо лжался до 1995 г. 2 - развитие кризисных проявлений на финансовых ры нках характеризующееся переходом проблем банков из скрытой в открытую форму под воздействием неск ольких кризисов на рынке М БК и валютном рынке , уси лением контроля со стороны Центрального банка и началом массового отзыва лицензий . До 1995 г. у банк ов было отозвано около 70 лицензий , а за 1995-1996 г. почти 500 . Этот этап продолжался с 1995 по 1996 г . ; 3 - оздоровление банковской системы , характеризую щееся значительным ужесточением условий работы ( прежде всего снижение инфляции и снижение доход ности банковских операций ), ужесточением требован ий Центрального банка и началом санации и слияния банков , неустойчивых в финансовом отношении . Этот этап начался в 1996 г. и продолжался до настоящего времени . Его окончание должно ознаменовать готов ность банковской системы к работе в новых условиях : ~ низкие процентные ставки ; ~ зависимость уровня доходности прежде всего от профессионализма работы банка на рынке ; ~ основное направление вложений банка - кредитован ие реального сектора при значительном снижении соответствующих рисков ; ~ значительное сокращение в банковской системе ко личества неустойчивых кредитных организаций ; В отличии от других отраслей экономики в первой половине
90 - х гг. банковская система пережила бурный расцвет. Дохо дность в этой отрасли была необычайно высокой в силу трех причин : 1 - высокий уровень инфляции ; 2 - дефицит финансовых ресурсов ; 3 - спекуляция на валютном рынке ; На это же время пришёлся период становления Центрального банка , поэтому его контроль за кредитными организациями и финансовыми рынками не соответствовал потребностям
времени . Кроме того , конец 80-х -начало 90-х гг. - это период глобального передела собственности в России . По опубликованным материалам БРФ . Средства из государственного сектора устремились в частн ый , и львиная доля перераспределяемых средств питала в те годы банковскую систему . В этих условиях за 3-4 года к специализированным банкам , которых насчитывалось мене 10 , добавилось почти
2000 новых , тем более , что в то время для открытия банка не требовалось проходить жестких процедур и вкладывать дос таточно много собственных средств . Заниматься банковским делом считалось очень прибыльным , и действительно , тогда
это была самая рентабельная отрасль . Другой , не менее рас пространенной причиной увеличения количества специализи рованных банков являлась недоступность кредитов для большинства организаций ( из-за отсутствия конкуренции на финансовом рынке и высокой инфляции ) . Так в России появи
лось множество небольших , " карманных " банков , основной целью которых было привлечение внешних заемных средств ( иногда под любые проценты ) для льготного кредитования организаций , владевших таким банком . Не обошлось и без мошенников , хотя им гораздо больше удалось собрать сред
ств , и не прибегая к организации банков и не имея банковск их лицензий ( " МММ " , " ТИБЕТ " и пр. ) . В силу перечисленных причин ( высокий уровень инф ляции , дефицит финансовых ресурсов , спекуляции на валют ном рынке ) , а также отсутствия в начале работы убытков , связанных с невозвратом кредитов и другими недостатками в работе кредитных организаций , угрозы банкротств , тем более массовых , перед банковской системой не возникало . Приток средств в банки был настолько мощным , что с лихвой
перекрывал и потребности самого банка , и его промахи в ра боте , и потребности клиентов в кредите . Положение стало коренным образом меняться к 1995 г. Уровень инфляции все еще оставался значительным
для того , чтобы приносить высокие прибыли . Дело в том, что из-за запрета на осуществление валютных операций , сущест вовавшего в СССР к моменту обвального роста инфляции , лишь незначительное количество участников финансового рынка имело существенные запасы валюты , а экономическая ситуация и послабление контроля со стороны государства в этой области привели к очень высокому спросу на иностран ную валюту . Но валюта приобреталась большинством участ ников не только как инстремент , защищающий от инфляции , но и как ликвидный актив , которым можно было абсолютно гарантированно расплатиться в любой ситуации . Напомним ,
что первая половина 90 - гг. характеризуется безоговорочным ростом курса доллара , и ситуация , при которой доллар растет очень медленно или обесценивается , рассматривалась как искусственная и заранее обреченная . Поэтому вопрос поку
пки валюты упирался только в отсутствие средств у участника рынка , а вот расставались с валютой очень неохотно и , как правило , ненадолго , т. е . спрос постоянно и многократно превышал предложение . Однако существовал один нюанс неконвертируемость национальной валюты выражается прежде всего в том , что кроме участников - резидентов фи нансового рынка национальную валюту никто покупать не бу дет . И когда на фоне упомянутых особенностей банковской системы в 1995 г. были введены новые резервные требования для банков , которые им пришлось выполнять , фактически используя свободные активы ( так как привлеченные сред ства , попавшие под резервные , уже были размещены ) ,
банки , естественно , прибегли к наиболее надежному и ликви дному активу , находившемуся в их распоряжении , - они нача ли продавать валюту на финансовом рынке , причем всю сразу
и на очень большую сумму . Нетрудно догадаться , что факти чески на рынке оказался один покупатель - Центральный банк. Рост курса доллара сначала остановился , а потом начал сни жаться . Впервые за долгие годы рост рубля объяснялся есте ственными причинами , кроме того , у Центрального банка по пополнились свои не очень большие валютные резервы , не переплачивая за это , поэтому он не собирался форсировать события . Однако большинство участников рынка рассматри
вали валюту как доходный инструмент , а ее обесценение - не что иное , как прямые убытки . В этой ситуации разумным действием любого финансиста является продажа активов , не приносящих доход . И такая продажа также началась в массо вом порядке . Произошел обвал . И хотя ситуацию удалось стабилизировать , введя валютный коридор , ее последствия для банковской системы оказались весьма серьезными и по дорвали и без того уже небольшой запас прочности многих банков , которые понесли прямые убытки от валютных опера ций и для которых валюта перестала быть ликвидным инстру ментом . Фактически банк мог быстро мобилизовать средства лишь за счет нарождающегося рынка ГКО или МБК , т. е.
нагрузка на эти рынки значительно возросла . Поэтому стаби лизация оказалось недолгой . Сбой произошел 24 августа 1995 г. на межбанковском рынке . К тому времени проблемы в банковской системе обострились настолько , что не возврат нескольких кредитов на межбанковском рынке спровоцировал целую цепочку неплатежей , собственные ликвидные средст ва многих банков оказались полностью исчерпанными . Мно гие банки понесли тяжелые финансовые потери , более чем
для 100 из них это окончилось банкротством , а межбанковск ий рынок с большими трудностями восстанавливался на про тяжении двух лет . Итак , к 1996 г. бурное расширение банковской системы прекратилось . Источники интенсивного развития системы
оказались исчерпанными ( кризисы 1995 г. это показал со всей очевидностью ) , и банковская система должна была перейти
на использование экстенсивных источников , т. е. развиваться за счет качественного роста . Ресурсная база банков 1996 г. формировалась в основ ном за счет трех источников : ~ средства на расчетных и текущих счетах ; ~ вклады населения ; ~ межбанковские кредиты ; В течении года их соотношение почти не менялось . При неко тором росте удельного веса вкладов населения наблюдалось незначительное падение объемов межбанковского кредито вания . Вместе с тем отмечается существенный рост выпущен ных банком собственных долговых обязательств ( с 3 до 5 % от величины пассивов ). На межбанковском рынке в структуре привлеченных средств происходит постепенная переориентация с российс ких банков на зарубежные . Тенденция развития банковской системы России , на наш взгляд , в ближайшие несколько лет будут определяться следующими факторами : ~ снижение доходности финансовых рынков ; ~ постепенная стабилизация экономики страны и создание более благоприятного инвестицион ного климата ; ~ рост квалификации банковских служащих , прежде всего среднего управленческого звена ; ~ укрепление и расширение законодательного поля в банковской сфере ; ~ концентрация и объединение крупных фина нсовых и промышленных капиталов ; Эти факторы должны способствовать переориентации банков с вложений на финансовых рынках на кредитование прямых заемщиков и увеличение портфельных инвестиций ,
как за счет собственных средств , так и на основе доверите ного управления портфелями своих клиентов . Начало эконо мического подъема в стране привлечет значительные средст ва в регионы России , однако в Москве на протяжении еще длительного периода будет сконцентрирована основная доля банковских капиталов . Создание банковских и финансово промышленных групп получит дальнейшее развитие , скорость которого будет определяться двумя моментами - решением проблемы неплатежей предприятий и оздоровлением самой банковской системы ( в первую очередь , за счет снижения доли убытков и некачественных активов до приемлемого уров ня и увеличения собственных средств до уровня междунаро дных стандартов , а также повышения качества управления , гарантирующего стабильную работу кредитных организаций ) . В данной работе мы не будем рассматривать вопрос о возможных способах решения проблемы неплатежей . Что же касается перспектив оздоровления банковской системы , то Центральный банк решает эту проблему сразу в нескольких направлениях . Во-первых , процедура получения банковской лицензии для вновь открываемых банков значительно ужесто чилась и в значительной мере препятствует появлению непро фессиональных и неустойчивых в финансовом отношении новых участников финансового рынка . Во-вторых , придается особое значение ликвидации и санации финансовонейстойчи вых банков - за последние 2 года лицензии отзываются у более 200 банков ежегодно , и этот темп не ослабевает В-третьих ужесточается надзор за действующими банками . И хотя реформа в надзорных органах все еще продолжается , существующие процедуры позволяют уже сейчас составить правильное представление подавляющей части банков . В-четвертых , в целях увеличения защищенности от банковск их рисков разработана и внедряется в настоящее время прог рамма по увеличению уставных капиталов банков , согласно
которой 1999 г. в России не должно остаться банков с уставн ым капиталом менее 1 млн. ЭКЮ ( 6530 тыс. руб. ) . Для прове дения же всего спектра банковских операций необходимо буд
ет иметь не менее 5 млн. ЭКЮ ( 32 650 тыс. руб. ). Банки , кото рые не могут выполнить новые требования , будут поставлены перед выбором : слиться с более крупными банками , либо перерегистрироваться как небанковская финансовая органи зация с очень ограниченным перечнем проводимых операций, либо подвергнуться ликвидации . Подведем итог нашему небольшому исследованию . За короткий отрезок времени банковская система прошла гигант
ский путь развития . Однако условия , в которых она развива лась и функционировала , сильно изменились . Поэтому ее устойчивость и дальнейшее развитие во многом будут опреде ляться тем , насколько успешно банки решат ряд насущных задач : ~ повышение качества активов ; ~ значительное снижение издержек в работе ; ~ наращивание капиталов ; ~ защита вкладов ; ~ широкий выход на региональные рынки ; ~ адекватный контроль со стороны Центрального банка ; ГЛАВА 2 ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . 2. 1. ОПЕРАЦИИ СБЕРБАНКА ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ . Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности и ва лютно -хозяйственной самостоятельности различных предпри
ятий , обществ , объединений . В этих условиях десятки тысяч предприятий и организаций различных форм собственности получили право самостоятельного участия во внешнеэкономи ческой деятельности . Валютные средства любого юридического лица , с местонахождением на территории Российской Федерации и зарегистрированного в России , хранятся на его валютном счете , поэтому для проведения валютных операций предва рительно необходимо открыть данный счет. Предприятие может открыть валютный счет на территории России в любом банке , уполномоченном Центральным Банком на проведение операций с иностранной валютой , а также в иностранном банке за границей . Для совершения операций по счету за границей необходимо разрешение ЦБ России , выдаваемое с учетом специфики проведения конкретных валютных операц ий . Банки , дейсвующие на территории России на основе лицензии , выдаваемой Центральным Банком Российской Федерации на совершение операций с иностранной валютой имеют право для проведения расчетов по договорам и контр актам , заключенным российскими предприятиями , - участни ками внешнеэкономической деятельности , открывать счета в следующих иностранных валютах : австралийских доллар , австрийский шиллинг , английский фунт стерлингов , бельгий ский франк , немецкая марка , датская крона , доллар США , французский франк , шведская крона , швейцарский франк , турецкая лира , кувейтский динар , сингапурский доллар , японская иена . Уполномоченный банк открывает предприя тию только один счет в любой свободно конвертируемой валюте , но возможно открытие счета сразу в нескольких валютах . Это выгодно в целях избежания конверсии валюты
из одной в другую в том случае если у предприятия несколько договоров с разными странами и соответственно в разных видах валют . При этом следует помнить , что основные принципы осуществления валютных операций в России определены Законом РФ " О валютном регулировании и валютном контро
ле " , в соответствии с которым функция основного органа ва лютного регулирования возложена на ЦБ России . Во исполне ние данного Закона ГТК РФ и ЦБ РФ приняли Инструкцию " О порядке осуществления валютного контроля за поступлени
ем в РФ валютной выручки от экспорта товаров " , которая свя зывает субъекты экспортной сделки ( экспортер-таможня-банк). В связи с этим в Сберегательном банке введены следующие операции по обслуживанию юридических лиц : ~ Открытие и ведение валютных счетов для экспортно импортных операций ; ~ Валютное кредитование ; ~ Безналичная покупка валюты ; ~ Безналичная продажа валюты ; ~ Наличный и безналичный перевод валюты за рубеж ; ~ Безналичный перевод валюты в другие отделения Сберегательного банка ; ~ Выдача пластиковых карточек " VISA ", " IAPA ", " EUROCARD " . ~ Продажа и покупка дорожных чеков ; ~ Конвертация валюты одного государства на валюту другого государства ; ~ Выдача наличной валюты на целевое использование с требованиями валютного законодательства ; При совершении операций с иностранной валютой рублевый эквивалент исчисляется на основе последнего рас поряжения курсов иностранных валют Центрального банка . Курсы покупки и продажи иностранной валюты , устанавливаются банком самостоятельно . 2. 2. ОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА . В обменном пункте Сбербанка совершаются следующие операции : ~ покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли ; ~ покупка и продажа платежных документов в иностран ной валюте за наличные рубли , а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту ; ~ прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в ино странной валюте ; ~ прием на экспертизу денежных знаков иностранных государств и платежных документов в иностранной валюте ; ~ выдача наличной иностранной валюты по кредитным и дебетным картам , а также прием наличной иностран ной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках , служащие для расчетов по кредитным и дебетным картам ; ~ обмен ( конверсия ) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную ино странную валюту другого иностранного государства ; ~ размен платежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства ; ~ замена неплатежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства ; ~ покупка неплатежных денежных знаков иностранных государств за наличные рубли . За совершение валютных операций банк может взимать комиссионое вознаграждение . Операция по приему на экспертизу денежных знаков иностранных государств , подлинность которых вызывает сомнение , является обязательной . Валютно - обменные операции совершаются с обяза тельным оформлением и выдачей физическим и юридическим лицам справки формы 0406007 . Справка действительна в течении двух лет с датой выдачи для вывоза валюты за границу . 2. 3. ТАРИФЫ ПО ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА . ( ЗЛАТОУСТОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ) Переводы по поручениям граждан : ~ за границу 1 % от суммы ( min 10 USD) ~ на территории России 0, 5 % от суммы ( min 10 USD) ~ из одного учреждения Сбербанка - 10 USD России в другое ~ Инкассо наличной иностранной валюты- 10 % от и платежных документов в иностранной суммы валюте
~ Размен платежных денежных знаков - 0, 25 USD иностранного государства на платежные денежные знаки того же государства ( за каждую банкноту участвующую в операции ) ~ Обмен платежного денежного знака - 2 % от иностранного государства одного суммы номинала на платежный денежный знак того же иностранного государства с тем же номиналом Операции с дорожными чеками : " Amerikan Express " " Thomas Cook " ~ продажа за наличную валюту 1 % от суммы ( min 1 USD ) ~ продажа за рубли по банковскому курсу продажи ~ продажа за счет средств , 1% списанных с валютных счетов ( min 1 USD ) ~ оплата в наличной валюте 4 % от суммы ( min 1 USD ) ~ оплата в рублях по банковскому курсу покупки ~ оплата с зачислением средств 3. 50% на валютные счета граждан ( min 1 USD ) ~ выплата эквивалента в рублях , в случае признания подлинности 10% от суммы денежных знаков иностранных государств или платежных документов в иностранной валюте , ранее принятых на экспертизу 2. 4. ОПЕРАЦИИ СБЕРБАНКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ . АНАЛИЗ ВАЛЮТНЫХ ВКЛАДОВ НА ПРИМЕРЕ ОСБ - 35 . В условиях денежной политики , направленной на сни жение инфляции , Банк существенно упрочил свои позиции на финансовом рынке , сохранив репутацию надежного финансо вого партнера . Сбербанк стабильно занимает лидирующие позиции среди коммерческих банков России . Банк проводит последовательную и целенаправленную работу по наращиванию собственного капитала , повышению эффективности своей деятельности , что дало возможность значительно увеличить потенциал Банка и обеспечить дина мичное поступательное развитие по всем направлениям деятельности . Банк оперативно реагирует на экономические процессы , происходящие в стране , и вызванные этим коле бания конъюктуры финансового рынка , постоянно расширяя спектр предоставляемых клиентам услуг на основе использо вания современных банковских технологий . В начале 1996 года была утверждена Концепция разви тия Сбербанка России до 2000 года . В основе Концепции за ложена стратегическая линия на развитие Сбербанка как уни версального коммерческого банка , традиционно ориентиру ющегося на работу с населением при усилении координации действий с Правительством Российской Федерации и Центра льным Банком Российской Федерации . В развитие Концепции определены " Приоритетные направления деятельности Сбербанка России и меры по их реализации до 2000 года " . Оплаченный уставный капитал увеличился до 700 , 1 млн. руб. Акционерами Банка являются более 300 тыс. юриди ческих и физических лиц . Крупнейшим акционером является Центральный банк Российской Федерации , который в соотве тствии с Федеральным Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР" О Цен тральном банке РСФСР ( Банке России ) " и Уставом Сбербанка России владеет контрольным пакетом акций . Сбербанк в истекшем году целенаправленно работал над созданием гибкой системы управления как Банком в целом так и его подчиненными учреждениями . Совершенствование методов экономического управления направлено на усиление централизованного начала в руководстве региональной сетью Банка путем создания целостной системы нормативов и лими тов на всех уровнях принятия решений , разработки регламе нтов и процедур по направлениям деятельности , способству ющих реализации оперативной самостоятельности учрежде ний Банка в рамках установленных параметров их деятельно сти и усилению ответственности за конечные результаты ра боты . Полностью изменена структура управления Банком , обеспечивающая , с одной стороны , усиление взаимодейст вия с подчиненными учреждениями , а с другой - разграниче ние функций и полномочий в различных сферах деятельности. Процесс совершенствования структуры управления Банком продолжается и в текущем году . При этом темпы роста доходов опережали темпы роста
расходов и составили за год соответственно 2, 1 и 1, 9 раза . В 1997 году в учреждениях Банка наблюдался устойчи вый прилив вкладов . Общий прирост валютных вкладов соста вил за год 643 млн . долларов США . К началу 1998 года в учреждениях Сбербанка России
было открыто свыше 1, 5 млн. валютных счетов , на которых хра нилось 2, 3 млрд . долларов США . Банк проводит работу по повышению привлекательнос
ти и расширению разнообразия банковский услуг , населению . Введен валютный срочный с ежемесячным начислени ем процентов , осуществляется прием срочного депозита на срок 3 месяца с начислением фиксированной процентной ставки за установленный срок хранения . Банк ориентируется на введение вкладов с фиксированной процентной ставкой . Так введены с 1998 года новые виды вкладов : ~ Пополняемый Сбербанка России ; ~ Особый Сбербанка России ; Проводится работа по упорядочению структуры дейст вующих вкладов для клиентов . Прекращен прием не пользую щихся популярностью среди вкладчиков таких как " Банкнотн ый " , " Валютная рента " , " Детские " и " Срочные " . На 1 января 1997 года в учреждениях Сбербанка Рос
сии обслуживалось 587 тыс. текущих , расчетных и депозитн ых счетов предприятий и организаций на которых хранилось 114, 3 млн. долларов США . Количество обслуживаемых в уч реждениях Банка счетов юридических лиц возросло за год в 1, 4 раза. Сбербанк , наряду с операциями по привлечению валю
тных средств клиентов , активно развивает и другие операции в инвалюте . Учреждения Банка осуществляет операции с 27 видами национальных валют . Годовые объемы купленной учреждениями Сбербанка России наличной иностранной валюты у клиентов составили 2, 9 млрд. долларов США ; объемы проданной наличной ино странной валюты клиентам - 4, 6 млрд. долларов США , что
превышает аналогичные показатели 1996 года в 1, 2 и 1, 5 раза соответственно . Учреждения Сбербанка России предоставляют населе нию услуги по оплате и продаже дорожных чеков " Thomas Cook " , " American Express " , а также по оплате
дорожных чеков " VISA " . В 1997 году оплачено чековна общ ую сумму 4, 6 млн. долларов США и продано на сумму 8, 7 млн. долларов США , что превысило показатели прошлого года в 2, 3 и 1, 9 раза соответственно . Учреждения Банка активно осуществляют переводы неторгового характера в пользу и по поручениям граждан . Основную долю в общем объеме таких операций составляют переводы грантов ( благотворительных премий ) Института
" Открытое общество " , сумма которых превысила 15 млн. дол ларов США . Дальнейшее развитие получили операции по выполне нию Банком функций агента валютного контроля за проведени ем экспортно - импортных операций клиентов Банка . Расширяется и совершенствуется система корреспон дентских отношений Банка с российскими и зарубежными банками . Проведена инвентаризация корреспондентской сети Сбербанка и осуществлены меры по ее оптимизации . Созданы необходимые условия для развертывания операций в " мягких валютах " . Рядом зарубежных банков предоставлены Сбербанку
более выгодные режимы счетов " Ностро " . Около 100 банков открыли кредитные линии на Сбербанк для совершения доку ментарных , валютно - конверсионных и депозитных операций. Банк имеет свыше 300 зарубежных банков - корреспо ндентов . 80 российских коммерческих банков и банков из стран ближнего зарубежья имеют свои счета в Сбербанке , общее количество счетов увеличилось за год в 2 раза . Учреждения Сбербанка России обслуживают собствен
ные микропроцессорные - банковские карточки , а также карто ки международных платежных систем VISA lnt. и EUROPEY lnt. АНАЛИЗ ВАЛЮТНЫХ ВКЛАДОВ НА ПРИМЕРЕ ОСБ N 35 . Основой валютных отношений как мы уже написали является Закон РФ " О валютном регулировании и валютном контроле " . Все валютные операции проводятся через уполномо
ченные банки , то есть коммерческие Банки , получившие лице нзию на проведение операций в иностранной валюте . Сбербанк ведет валютные счета граждан и юридическ
их лиц , осуществляет расчеты и перечисления в иностранной валюте , конвертирует рублевые средства с одновременным зачислением приобретенной валюты на счета граждан . В настоящее время в учреждениях Сбербанка открыто свыше 1, 5 млн. валютных счетов , сумма вкладов которых сос тавила более 2, 3 млрд. долларов США . Валютные счета открываются в конкретных видах валют и для каждого нового вида валюты открывается новый счет . В Златоустовском отделении счета открываются только
в долларах США , немецких марках и австрийских шиллингах . По усмотрению клиента могут быть открыты следующие виды вкладов : ~ До востребования ; ~ Срочный с ежемесячным начислением процентов ; ~ Срочный с дополнительными взносами ; ~ Срочные депозиты ; ~ Пополняемый Сбербанка России ; ~ Особый Сбербанка России ; Проценты по валютным счетам и депозитам начисля ются и выплачиваются в соответствующей валюте . Комиссионное вознаграждение взимается в валюте ( в доллорах США ) и рублях . Вклады отличаются друг от друга условиями хранения , и размерами дохода это видно по таблице 2. 4. 1. Вставить таблицу 2. 4. 1. ~ изыскание дополнительных источников привлечения денежных средств граждан во вклады , путем расширения и совершенствования сферы оказыва емых услуг ; ~ эффективное развитие и рекламирование безнали чных поступлений средств граждан на вклады ; ~ рекламирование пластиковых карточек и дорожных чеков как надежные сбережения от воров и мошен ников ; ~ проведение рекламы , агитации и своевременное информирование граждан о новых видах вкладов и процентных ставках ; ~ рекламирование покупки и продажы платежных доку ментов в иностранной валюте ; 2. 5. Современное развитие рынка финансовых услуг хара ктеризуется бурным внедрением электронных технологий , что привело к широкому использованию пластиковых карт , как международных , так и локальных. Ассоциация российских членов Europay International , объединяющая 34 российских банка , которые выпускают меж дународные пластиковые карточки Eurocard/MasterCard , соз дана 18 октября 1995 г. с целью координации деятельности банков по формированию рынка международных пластиковых карт в России с учетом использования передового мирового опыта . Банками - членами Ассоциации в 1996 г. выпущено более 480 тыс. международных пластиковых карт Eurocard
MasterCard , а к концу текущего года ожидается , что в России будет выпущено свыше 1 млн. таких карточек . Более 100 рос сийских банков работают сегодня с международными пласти ковыми картами , растет интерес к ним и у специалистов . Сегодня российская банковская система переживает настоящий бум " карточного бизнеса " . Количество банков , эмитирующих пластиковые карто чки различных отечественных и международных платежных
систем , несмотря на все трудности , постоянно увеличивается . Расширяется сеть торговых предприятий , реализующих свои товары с использованием пластиковых карт , банки активно внедряют в сферу своих услуг выдачу наличных денежных средств по пластиковым картам через банкоматы и в обменных пунктах , растут объемы операций по картам . Однако не только внедрение передовых технологий и хорошо поставленная коммерческая работа являются услови ями положительных результатов . Не менее важно - правильно организовать операционную работу и бухгалтерский учет сове ршаемых операций . Как показывает опыт , это далеко не простое дело . Осо
бенно если учесть то обстоятельство , что до настоящего вре мени Центральным банком основополагающих нормативных документов по этому вопросу не разработано , а в Гражда нском кодексе Российской Федерации о пластиковых картах нет даже упоминания . В связи с таким нормативным вакуумом коммерческие банки вынуждены самостоятельно решать эту проблему , опи раясь на мировой опыт , здравый смысл и существующие доку
менты ( по аналогии или исходя из смысла этих документов ) . В таких условиях правильная организация операцион ной работы и бухгалтерского учета возможна только при пра вильном понимании сути процессов , которые происходят при опреациях , совершаемых с использованием пластиковых карт. Рассмотрим технологию , когда авторизация операций и представляемые для расчетов финансовые сообщения не совпадают по времени , а ряд операций вообще может прово диться без авторизации ( так называемая технология " двух сообщений " ). Такая технология в основном и реализуется сегодня в России как международных , так и для российских пластиковых карт. Технология " одного сообщения " , когда авторизацион ный запрос является одновременно и распоряжением на спи
сание средств со счета, т. е. технология прямого доступа к счету держателя карты , в настоящее время применяется в нашей
стране , как правило , только в локальных банковских системах. Внимательное рассмотрение технологии '' двух сооб
щений " позволяет сделать вывод , что в пластиковой карте , " работающей " по этой технологии , сосредоточены две осно вные функции . Во-первых, она является инструментом предоставления гарантий банка , выпустившего карту , гарантий по оплате банком тех операций , которые с помощью этой карты были со вершены ее держателем ( так называемая авторизация ). При
этом , по всей видимости , операции, совершенные без автори зации ( ниже так называемого " floor limit ") , как это ни покажет ся странным , также являются авторизованными операциями , только авторизованы они не в момент их совершения , а зара
нее , в тот момент , когда эмитент вступал в Платежную систему и , соглашаясь с таким порядком авторизации , гарантировал оплату таких операций . Во-вторых , пластиковая карта - это инструмент офо рмления документа , подтверждающего совершение сделки , документа , являющегося по существу долговым обязательств ом держателя карты , которое в последующем , используя ин фраструктуру платежной системы , предъявляется к оплате
мерчантом ( предприятие , реализующее товары и услуги с ис пользованием пластиковых карт ) через банк - эквайрер банку эмитенту под его выданные гарантии . Банк -эмитент , в свою очередь , оплатив предъявленные ему долговые обязательст ва , предъявляет их к оплате держателю карты . При выдаче наличных денежных средств предъявление банку - эмитенту долговых обязательств держателя карты осуществляется банком - эквайрером . При таком понимании происходящих процессов карточн
ый счет держателя дебетной карты ( карты типа " pay now " ) является не чем иным , как счетом для размещения обеспече
ния , под которое банк - эмитент выдает свои банковские гара нтии и с которого , после оплаты представленных к оплате дол говых обязательств держателя карты , он списывает в свою пользу причитающиеся средства . Для кредитных карт ( карт типа " pay later " ) в банке-эми тенте нет специального обеспечения под предоставляемые им
банковские гарантии. Банк дает эти гарантии по согласованной с держателем карты схеме , а после оплаты его долговых обязательств предоставляет держателю карты кредит на тех или иных условиях . Таким образом , можно сделать вывод , что операцион
ная работа в банке по пластиковым картам , " работающим " по технологии " двух сообщений " , это прежде всего : предоставление банковских гарантий по операциям , совершаемым с использованием пластиковых карт банка , ко торое сопряжено в отношении держателя карты либо с депо зитными операциями , когда банковские гарантии выдаются только при наличии на специальном счете клиента необходи мых для этого денежных средств ( дебетные карты ) , либо
когда специальных средств клиента не требуется , а выдавае мые банковские гарантии обеспечиваются иными способами ( кредитные карты ) ; расчеты , связанные с оплатой банками предъявленных им долговых обязательств держателей карт ; расчеты , связанные c оплатой держателями карт своих долговых обязательств перед банком - эмитентом либо сразу
по предъявлению их банком к оплате ( дебетные карты ) , либо с рассрочкой платежа ( кредитные карты ) . На основе изложенного выше представляется целесо образным учет авторизованных , но неоплаченных операций ,
вести " за балансом " , как это делается для банковских гара нтий по кредитам , это позволит более точно определять резу льтирующие финансовые показатели банка ( например , доста точность капитала ) , знание которых необходимо для прави льной оценки финансового состояния банка и соответственно для принятия решения о его целях и политике . Еще один важный вопрос , без понимания которого невозможно правильно организовать операционную работу и
бухгалтерский учет по пластиковым картам . Это вопрос о сче тах держателей карт . Как показывает практика , даже у опытных специалистов здесь есть определенные заблуждения . К сожалению , очень
часто приходится слышать такие фразы : "средства , зачислен ные на карту ", " деньги на карте " и т. п. Эта ошибка , по всей вероятности , связана с тем , что индивидуальный номер карты принимается за номер банковского счета , открываемого для отражения операций , совершаемых с использованием карты ,
т. е . между пластиковой картой и счетом ставится знак раве нства , что совершенно недопустимо . Нада четко и ясно понимать , что пластиковая карта -это
технический инструмент , если хотите , инструмент доступа к сложному программно - техническому комплексу , с помощью которого совершается целый ряд взаимосвязанных финансо вых операций . Денежные же средства могут находится только на специально предназначенных для этого банковских счетах, которые имеют свои номера , не совпадающие с номерами
пластиковых карт по структуре , поскольку функции этих номе ров совершенно разные . Функции номера счета дежателя карты -идентификация в соответствии с установленными правилами действия лицево
го счета клиента в банке , на котором осуществляется аналити ческий учет совершенных операций , а также идентификация
счета , по поводу которого с клиентом заключен договор банко вского счета . При этом очевидно , что номер счета , указанный в договоре счета , и номер счета аналитического учета должны совпадать . Номер пластиковой карты выполняет совсем иные фун
кции , одной из которых , с точки зрения расчетов и учета , яв ляется функция соответствия банка - эмитента карты ее держа телю для того , чтобы по правильному адресу обратиться за банковскими гарантиями , безошибочно определить лицо , под операции которого она выдается , а затем по правильному маршруту выставить долговые обязательства на оплату . Недопустимость термина " деньги на карте " в полной мере относится и к ЧИП-картам . В ЧИП записывается , все та же сумма выданных банко вских гарантий ( т. е. сумма авторизованных и неоплаченных операций ) , которую банк при ее загрузке в ЧИП непременно
должен учесть " за балансом " . При загрузке ЧИПа происходит как бы авторизация банком операций на сумму , загруженную в ЧИП . Поэтому одновременно и уменьшается на соответствую щую сумму ведущийся в центральной базе данных лимит авто ризации по этой ЧИП-карте , который также целесообразно учитывать за балансом , рассматривая его как сумму обяза тельств банка по предоствавлению банковских гарантий . И
никак не " деньги на карте " ( деньги на счете , наличные , но не " на карте " ) . Однако вернемся к вопросам , касающимся счетов дер жателей пластиковых карт . А именно к вопросу о количестве
счетов , открываемых для пластиковых карт , операций по кото рым могут проводиться без авторизации . Во многих банках для каждой из таких карт открывается два счета : текущий карточный и счет страхового покрытия ( или устанавливается неснижаемый остаток на карточном счете ) . Что касается статуса счетов , то, по всей вероятности ,
карточные счета для дебетных карт , " работающих " по техно логии " двух сообщений " с возможностью неавторизованных
операций , должны иметь статус залоговых счетов . Это позво лит избавить банк от лишних проблем , связанных с возможны ми взысканиями , обращаемыми на эти счета . Говоря о счетах держателей пластиковых карт , нельзя не сказать о комиссиях банка , взымаемых с их держателей . Правильная формулировка наименования оказываемой услуги
позволяет банку обоснованно платить или не платить налог на добавленную стоимость . С учетом последних изменений в законодательстве по этому вопросу представляется целесообразным внести неко
торые изменения в устоявшуюся практику , а именно отказаться от такого тарифа , как стоимость пластиковой карты , а вместо него ввести тариф на новую , необлагаемую НДС чисто банко
вскую услугу - ведение счета в течении срока действия карты . Действительно , пластиковая карта - это собственность банка , подлежащая возвращению в банк после окончания сро ка ее действия . Она никому не должна продаваться и уж тем
более не сдаваться в лизинг , потому что карта не оборудова ние для производства . Пластиковая карта является неотъе млемой технической частью платежной системы , инструме нтом , позволяющим держателю карты пользоваться ее услуга
ми , за оказание которых банк и взимает в соответсвии с тари фами свои комиссии . И наконец , последний вопрос о счетах держателей карт , который непосредственно связан с операционной рабо
той в банке . Это подготовка договоров счета для потенциальн ых клиентов , которые после их заключения попадают на исполнение в подразделения банка , занимающиеся операци онной работой . Для того чтобы сильно не усложнять и без того сложную операционную работу по пластиковым картам , необходима унификация таких договоров с учетом разнообразия услуг " карточных " продуктов , предлагаемых клиентам . Одним из решений этой проблемы является разработка типовых правил обслуживания держателей пластиковых карт , имеющих статус
договоров присоединения . К каждому из таких правил -догово ров , подписанных с одной стороны руководителем банка , может присоединиться в соответствии с изложенной в них про цедурой любой потенциальный клиент банка . Однако при под писании им соответствующих документов о присоединении никакие замечания , дополнения или уточнения правил со сто роны клиента недопустимы . Вместе с тем замечания и предложения клиентов не должны оставаться незамеченными . При подготовке очередн ых версий правил все замечания клиентов непременно должны анализироваться и по возможности учитываться . Хотелось бы подчеркнуть важность организационного выделения операционной работы по пластиковым картам в самостоятельное направление , целесообразно было бы возложить следующие задачи : ~ ведение счетов физических и юридических лиц , в том числе и банков , предназначенных для учета операц ий , совершаемых с использованием пластиковых карт ; ~ ведение базы данных о клиентах и их пластиковых карт ; ~ определение ежедневного лимита авторизации по каждой пластиковой карте и его экспорт на исполнен ие во " франт-энд " ( центр авторизации ) по закрытию операционного дня в " бэк-офисе " ; ~ определение суммарного лимита авторизации для каждого банка , работающего через банк-спонсор , и его экспорт на исполнение во " фронт-энд " ( центр авторизации ) по закрытию операционного дня в " бэк-офисе " ; ~ контроль за состоянием специальных и депозитных счетов , открытых для расчетов по пластиковым картам в расчетных и клиринговых банках российских и международных платежных систем , подготовка распоряжений на проведение операций по этим счетам ; ~ осуществление клиринговых операций , предваряющ их межбанковские расчеты по пластиковым картам ( для банка-спонсора ) ; ~ осуществление операций по специальным корреспон дентским счетам , а также по депозитным счетам бан ков , открытых для межбанковских расчетов по пласти ковым картам ( для банка-спонсора ); ~ совершение операций по счетам держателей пласти ковых карт ; ~ осуществление расчетов с торговыми предприятиями, реализующими товары с использованием пластиковых карт ; ~ совершение операций по счетам , предназначенными для учета наличных денежных средств в банкоматах ; ~ контроль за своевременностью и правильностью воз мещения наличных денежных средств , выданных по пластиковым картам через банкоматы и в обменных пунктах ; ~ контроль за своевременностью и правильностью взи мания комиссий по операциям , совершаемым с испо льзованием пластиковых карт ; ~ расчеты по операциям " charge back " ; ~ предъявление штрафных санкций к участникам расче тов в случае нарушения требований соответствующих договоров или нормативных документов ; ~ своевременное и точное отражение произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности ; Специалистами Управления Пластиковых Карт СБ РФ разработана , внедрена и успешно развивается банковская технология системы безналичных расчетов на базе стандарта
U. E. P. S...С конца 1993 года . Сбербанк РФ широкомасштабно внедряет Систему в своих региональных отделениях . VISA international проявляет большую заинтересованность к проекту внедрения системы безналичных расчетов в Сберега тельном банке России и официально выразила свою поддерж ку проекту U. E. P. S... Сберегательный Банк России подписал важные согла шения об объединении усилий в выработке единых стандартов платежных систем на базе микропроцессорных карт с Пром сройбанком России , Межбанковским Объединением Инвест кредит , Ассоциацией 11-ти крупнейших банков Санкт-Петер бурга " Объединенная Банковская Карточка ", что создало реальные предпосылки по созданию единой многоэмитентной платежной Системы безналичных расчетов на микропроцес сорных карточках . Основным технологическим принципом U. E. P. S. являет ся осуществление всех финансовых транзакций в режиме off line при непосредственном взаимодействии двух интелектуа льных карт . ~ Технологическая схема U. E. P. S. - УНИВЕРСАЛЬНА с целью создания платформы как для всех существу ющих , так и для вновь возникающих финансовых ус луг без необходимости каких-либо модификаций в механизме платежей и расчетов . ~ Технологическая схема U. E. P. S. - УНИВЕРСАЛЬНА в целях использования карточек широким кругом владельцев , не имеющих специальной квалификации и , вместе с тем , гарантирует минимальные риски финансовым и торговым организациям . ~ Технологическая схема U. E. P. S. - УНИВЕРСАЛЬНА с целью простого повсеместного внедрения и в макси мальной мере использует существующей банковской инфрастуктуры . Преимущества U. E. P. S. для банков : ~ Новые источники доходов от средств , на картах кли етов ( использование Holding Account ). ~ Доходов от участия банка в платежных операциях в торговых точках ( комиссии с торговых транзакций ). ~ Практически отсутствие финансовых потерь и рисков от взломов Системы и подделок микропроцессорных карт . ~ Отсутствие рисков неплатежеспособности клиентов . ~ Высокая информативность U. E. P. S. на всех уровнях , позволяющая получать актуальную информацию на любой момент времени . ~ Четкий контроль состояния счетов клиентов . ~ Привлечение новых клиентов , предоставление им нового типа банковских услуг . ~ Полная автоматизация обработки финансовых транзакций . ~ Сокращение объема операций при " физическом " контакте с клиентами посредством автоматизации всех процессов . ~ Отсутствие ответственности банка / процессингового центра и соответствующих рисков , связанных с под держанием центральной базы данных по PIN - кодам всех владельцев карточек . ~ Персонал банка не несет на себе финансовые риски в процессе денежного оборота . ~ Уменьшение нагрузки на центральную компьютерную систему банка / процессингового центра в связи с отсутствием связи в режиме on - line с торговыми точками . ~ Простота , быстрота , надежность операций инкас сации . ~ Улучшение имиджа банка как банка , использующего передовые и перспективные технологии . ~ Возможность принимать к обслуживанию на том же торговом терминале как микропроцессорные карточки стандарта U. E. P. S. , так и традиционные магнитные карточки . Преимущества U. E. P. S. для предприятий торговли и сферы услуг : ~ Гарантированность оплаты транзакций - базовый элемент U. E. P. S. ~ Непосредственное кредитование счета торговца в момент инкассирования карточки ( списка совершен ных транзакций ) в банковском учреждении. ~ Оперативность обслуживания клиентов , отсутствие затрат времени на проведение авторизации , отсутств ие необходимости заполнения каких-либо бумажных документов . ~ Простота операций , не требующих специальных зна ний и подготовки персонала для работы с оборудова нием . ~ Процесс идеально подходит как для крупных, так и для небольших торговых точек . ~ Простой удобный контроль над всеми совершаемыми платежными операциями со стороны администрации магазина . ~ Отсутствие высоких административных затрат на эксплуатацию оборудования . ~ Отсутствие затрат на специальные линии связи . ~ Возможность принимать к обслуживанию на том же торговом терминале как микропроцессорные карточки стандарта U. E. P. S. , так и традиционные магнитные карточки . Преимущества U. E. P. S. для владельцев карточек . ~ Отсутсвие больших сумм наличности в кошельке и связанных с этим неудобств и рисков потери , огра бления , ошибок в расчетах . ~ Возможность начисления процентов на средства , на ходящиеся не только на счете в банке , но и на сре дства , находящиеся на карточке . ~ Возможность пользоваться платежным механизмом ~ Уменьшение затрат времени на совершение покупки . ~ Наличие двух паролей , из которых один - на зачисле ние средств на карту со счета клиента в банке , другой на расходование средств с карты в торговых точках ю ~ Технические гарантии защиты от мошенничества . УСЛОВИЯ ВЫДАЧИ И ТАРИФЫ ПО КАРТОЧКАМ ~ Возможность менять пароль по мере необходимости в режиме off - line в любом торговом или банковском терминале. ~ Легкий , удобный контроль финансовых операций по списку транзакций на карте клиента . ~ При утрате карты неизрасходованная часть средств остается в банке и может быть возвращена на счет клиента . ~ Возможность осуществлять денежные переводы и специальные оплаты счетов с помощью карты . ~ Возможность обналичивать средства с карты в любом пункте обслуживания . В таблице 2. 5. 1 приведены тарифы и условия выдачи пластиковых карточек в Сберегательном Банке ОСБ -35 . ОСБ -35 предоставляет такие карточки как : VISA classic - в валюте VISA Gold - в валюте VISA Busines - только в рублях от 28. 01. 98 года. Международная ассоциация авиалиний предоставляет своим членам скидки при проживании в гостиницах , при про кате автомобилей . Члены ассоциации подключаются к программам BAG quard , key - quard уникальным системам поиска утерянного багажа и личных вещей . Привилегированное обслуживание в стране . Пластиковая карта IAPA является рассрочкой средств , дает возможность членам IAPA на получение скидок . Защищенность карточки от попыток взлома в ней испо льзуется микропроцессор фирмы SGC -Thompson технически защищен от воздействия ультрафиолетовых , инфракрасных лучей , нагревания , сканирования электронным микроскопом . 2. 6. ПРОЧИЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ КЛИЕНТОВ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА . При переходе банков к работе в условиях рыночных от ношений , межбанковская конкуренция возрастает , значение так называемых прочих операций Сбербанка. Прочие операции направлены на диверсификацию услуг , предоставляемых кли ентам помимо пластиковых карт и валютного обслуживания , и на этой основе - расширение клиентуры , повышение прибы льности и ликвидности банка . Развитие прочих операций со ответствует тенденции к универсализации деятельности банков , стремлению максимально полно удовлетворить спрос клиентуры на деловые услуги . К прочим операциям Сбербанка относятся : ~ услуги по предоставлению населению индивидуальн ых сейфов во временное пользование ; ~ выдача гарантий для получения третьими лицами банковских услуг ; ~ консультационные услуги ; ~ операции по продаже и выплате выигрышей по биле там лотерей " Ветеран-герой ", " Святая Русь ", " Пари Париж " ; ~ через отделения Сбербанка ( некоторые ) ведется продажа нумизматических золотых и серебряных монет ; ~ второстепенные платные услуги: ~ брокерские операции по купле и продаже ценных бу маг на вторичном рынке - 0, 25-0, 5 % от суммы сделки ; ~ информационно ( посреднические ) услуги , которые предполагают подбор учредителей , участников обмен ных операций ; ~ информационно справочные услуги , в частности по мощь в розыске сумм , наведение справок в архиве банка ; ~ создание банковских школ , центров переподготовки , подготовка кадров для других коммерческих банков . ~ продажа тенге ( казахской валюты ) ; Изучение опыта западных стран дает возможность определить пути развития прочих операций Сбербанка . ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 3. 1. В условиях , когда на банковском рынке идет достаточно жестокая борьба за привлечение клиентов от банка требуется максимум изобретательности и разнообразия предлагаемых
услуг . Как показывает зарубежный и отечественный опыт , для вкладчиков важным стимулом служит уровень процентов , вып лачиваемых банками по вкладам , он представляет собой инс трумент управления процессами формирования денежных накоплений и одновременно средство в конкурентной борьбе за пассивы . В настоящее время Сбербанк России предлагает клие нтам различные виды вкладов . Однако лишь некоторые из них (краткосрочные депозиты , срочные с ежемесячным начисле нием дохода ) популярны , так как в условиях экономической нестабильности не выгодно хранить деньги во вкладах на дли
тельный срок . В мае 1998 года в ведены новые виды вкладов : " Пополняемый Сбербанка России " , " Особый Сбербанка Рос
сии ". Они по условиям очень удобны для клиентов и они начи нают пользоваться популярностью . Зарубежная банковская практика последних лет свиде
тельствует о том , что банки , которые предоставляют клиентам разнообразные услуги высокого качества , обычно имеют пре имущества перед банками с ограниченным набором услуг . В настоящее время все большее число крупных западных банков переходят на комплексное обслуживание клиентов . Это озна
чает , что помимо расчетного , валютного , кредитного и кас сового обслуживания банки оказывают своим клиентам ряд других услуг , направленных на удовлетворение специфическ их потребностей каждого конкретного клиента . Поэтому при разработке и введении новых видов вкладов надо учесть эти
предложения, не забывая и о доходности и ликвидности банка . В зарубежной практике важное место среди финансов ых услуг занимает обеспечение наиболее удобной формы
платежа . Так , стремясь заинтересовать вкладчиков в хране нии сберегательных вкладов, банки США открывают НАУ-счета, обеспечивающие возможность чековых расчетов . Другие счета ATS -счета позволяют клиенту в случае исчерпания текущего вклада автоматически перечислять деньги на этот счет со сберегательного вклада . И так , для привлечения средств во вклады можно испо льзовать зарубежный опыт , в частности осуществлять : ~ разработку различных программ по привлечению средств клиентов ; ~ предоставлять клиентам - вкладчикам широкого спек тра услуг , в том числе и не банковского характера ( например , элемент медицинского обслуживания ; ~ проведение широкой открытой рекламы ; ~ использование " тихой " целевой рекламы ( по почте , телефону ) ; ~ использование высокой процентной ставки по вкладам инвестиционного характера с выплатой премии по окончании срока вклада ; ~ выплату постоянным вкладчикам премии " за верность банку " ; ~ использование счетов со смешанным характером функционирования типа НАУ , позволяющих оптими зировать экономические интересы клиента и банка . 3. 2. Задача развития безналичных расчетов клиентов чрезвычайно актуальна и сулит выгоды как в целом для госу
дарства , так и для клиентов , а также для банковской системы и торговых ( бытовых ) организаций . В свете государственных интересов развитие безналичных расчетов клиентов сократит потребность в наличных деньгах и уменьшит издержки обра
щения ( изготовление денежных знаков , их перевозка , хране ние и т. д. ) , а также позволит ускорить оборот денежных
средств в хозяйстве . Кроме того , развитие безналичных рас четов через банки представляет собой расширение рынка платных услуг . Для населения развития безналичных расчетов привле кательно с точки зрения удобства осуществления расчетов за
товары ( услуги ) , повышения безопасности при расходовании денежных средств . Для банковской системы расширение безналичных расчетов создает возможность привлечения дополнительных кредитных ресурсов и увеличения доходов за счет развития новых видов платных услуг . Перспективным направлением развития и совершенст вования безналичных расчетов клиентов через банки является
внедрение новой техники и технологий в банковскую практику . Известно , что крупнейшие зарубежные банки тратят на авто матизацию своей деятельности до 20 % ежегодной прибыли и таким образом сохраняют конкурентноспособность в обществе.
Естественно , что клиент хочет , чтобы процедура его общения с банком отнимала мининум времени и сил . Решить эту задачу чрезвычайно сложно в нашей стране . В нынешней криминальной обстановке , когда носить с собой крупные суммы наличных денег просто небезопасно ,
клиентам банка просто удобно рассчитываться за покупки , тем более крупные , с помощью пластиковых карт . Но круг россиян использующих пластиковые карточки , не слишком широк . И это объяснимо . Не так уж много граждан , чей постоянный доход позволяет пользоваться карточками , особенно инвалютными межденародных платежных систем . У валютных карточек , по сравнению с отечественными , довольно высокие тарифы на их выдачу и обслуживание и ими пользуются состоятельные клиенты у которых довольно высокие доходы . Сказывается неразвитая инфраструктура предприятий , оказывающих услуги клиентам . Большинство из российских
преприятий , связи не готовы к расчетам с помощью пластико вых карт , для этого у них нет соответствующего оборудования , плохо развита связь. Пользоваться карточками зачастую просто неудобно , гораздо быстрее и выгоднее расплатиться нали
чными . Очень сложно бывает обналичить деньги по карточке . Если на Западе банкоматы стоят практически везде , куда
может попасть клиент в любое время дня и ночи, то у нас банки не могут позволить себе оставлять дорогостоящее оборудова ние без присмотра. Поэтому банкоматы устанавливают в самих
банках , в дорогих магазинах , отелях . Их очень мало и доступ к ним ограничен по времени . Банкомат в лучшем случае рабо тает 8-10 часов в день , он себя практически не окупает . Сбербанк использует Smart-Card, пластиковые карточки со встроенной микросхемой. Главное преимущество таких карт в том, что информация о состоянии счета владельца карты на ходится в самой карте , а не в компьютере процессенгового центра . Решение о возможности проведения платежа прини мается при общении с торговым терминалом непосредственно в торговом зале . Вся процедура платежа занимает не более минуты. Основная проблема, возникающая при использовании
такой карты , - это ее защита от несанкционированного доступа к хранящейся в микропроцессоре информации . Создание такой карты обходится значительно дороже обычной магнитн
ой карточки. Однако она полностью окупает себя при использо вании и с точки зрения удобства пользования , быстроты рас четов , и с точки зрения защищенности хранящейся в ней информации . Несмотря на все трудности при внедрении нового спо соба безналичных расчетов , в России растет интерес клиентуры к пластиковым картам . Сбербанк был и остается для большинства клиентов
банком номер один , и вряд ли найдется человек , который не пользовался бы его услугами хотя бы раз в месяц - при пере числении коммунальных платежей . Результаты статистики свидетельствуют , что три чет верти всех средств , которые размещены населением в банко
вских вкладах , приходятся на Сбербанк . К началу 1998 года в учреждениях Сбербанка хранилось 80, 3 % всех средств населения , против 61, 3 % к началу 1997 года . Эта сумма составляет 95, 2 трлн. рублей. Не будет большим преувеличением сказать , что в реа лизации любой государственной финансовой программы , ориентированной на население , так или иначе участвует Сбербанк России . Конкурировать со Сбербанком по разветвленности фи лиальной сети не может ни один из российских коммерческих
банков : его структура насчитывает 75 территориальных упра влений , 1850 отделений и 29536 филиалов . Как специализированному финансовому институту , работающему со средствами населения , Сбербанку в России
также нет равных . Добавим к этому , что ни один из российских коммерческих банков не в состоянии конкурировать с ним по величине активов , - и повышенное внимание к Сбербанку станет вполне объяснимым . В условиях перехода к рынку , когда идет конкуренция за привлечение средств клиентов Сбербанку необходимо совершенствовать методы работы и прежде всего в области управления сбережениями индивидуальных вкладчиков . Для вкладчиков важным стимулом служит уровень процентов , выплачиваемых банками по вкладам , он представляет собой инструмент управления процессами формирования денежных накоплений и одновременно средство в конкурентной борьбе за пассивы . В настоящее время Сбербанк России предлагает клие етам различные виды вкладов . Однако лишь некоторые из них ( краткосрочные депозиты , срочные с ежемесячным начисле
нием процентов ) пользуются популярностью , так как в уловиях экономической нестабильности не выгодно хранить деньги во вкладах на длительный срок . В мае 1998 года введены новые виды вкладов : " Пополняемый Сбербака России " , " Особый Сбербанка России " с неизменной процентной ставкой за установленный срок . Вестник Сбербанка N 6 1997 г. Основные итоги деяте льности Сбербанка за 1996 год. Банк проводит работу по упорядочению структуры дей ствующих вкладов для населения . Прекращен прием не пользующихся популярностью среди вкладчиков" Банкнотный " " Валютная рента " . Сбербанк на всех этапах своего становления и разви тия проводил определенную работу по развитию безналичных расчетов . При этом всегда преследовалось три основные цели : ~ добиться с помощью безналичных расчетов роста вкладов населения ; ~ создать вкладчикам , пользующимся безналичными расчетами , дополнительные удобства при использо вании услуг ; ~ содействовать сокращению налично-денежного оборота ; Сбербанк традиционно осуществляет прием коммуна льных услуг . В последнее время коммерческие банки стараясь привлечь наличные деньги граждан начали осуществлять при ем платежей . При помощи безналичных расчетов вкладчики Сберба
нка могут оплатить коммунальные услуги , налоговые , страхо вые и другие платежи в бюджет и другие организации . Пору чения могут быть выполнены Сбербанком как в разовом поря
дке , так и в течении продолжительного времени. Эти операции сокращают объем наличных денег в обороте , они удобны для вкладчика . Зарубежный опыт подсказывает , что основной путь использования безналичных технологий применим в сфере услуг . Для повышения качества предоставляемых услуг и рас четов Сбербанк осуществляет переводы наличных денег и
вкладов по клиринговой связи . Это быстро и очень удобно для вкладчиков . Наиболее перспективным видом безналичных расчетов являются микропроцессорные карточки для выплаты заработн ой платы , а также осуществления расчетов с предприятиями
торговли и сферы услуг . Это можно видеть на примере Злато устовского отделения , которое предоставило кредит Админи страции города для погашения задолженности по зарплате работников бюджетных организаций. Операции по пластиковым картам , согласно договору , совершаются только по оплате
товаров и услуг . Это удобно как для населения , торговых ор ганизаций и сферы услуг , также и для банка . Банк получает проценты по кредиту , увеличиваются остатки на счетах торго вых организаций и сферы услуг , так как эти организации нахо дятся на расчетно-кассовом обслуживании в этом банке . А это в свою очередь , сводит на минимум отвлечение средств в дру гие коммерческие банки . Сбербанк ведет валютные счета клиентов, осуществляет расчеты и перечисления в иностранной валюте , проводит операции по купле-продаже наличной валюты , конвертирует рублевые средства с одновременным зачислением приобре тенной валюты на счета клиентов . В настоящее время в учреждениях Сбербанка открыто
1, 5 миллиона валютных счетов , сумма вкладов на которых со ставила 2, 3 млрд. долларов США . В учреждениях Сбербанка также используются плаcти ковые карты в валюте это ( VISA Classic , VISA Gold ) . Учреждения Сбербанка предоставляют населению
услуги по оплате и продаже дорожных чеков " Tomas Cook " , " American Express " , а также по оплате дорожных чеков "VISA" Учреждения Банка активно осуществляют переводы неторгового характера в пользу и по поручению клиентов . Основную долю в общем объеме таких операций составляют переводы грантов ( благотворительных премий ) института " Открытое общество ", сумма которых превысила 15 млн. дол аров США . Зарубежная банковская практика последних лет свиде
тельствует о том , что банки , которые предоставляют клиентам разнообразные услуги высокого качества , обычно имеют преимущества перед банками с ограниченным набором услуг . В настоящее время все большее число крупных западных банков переходят на комплексное обслуживание клиентов . Это означает , что помимо расчетного , кассового обслуживания
банки оказывают своим клиентам ряд других услуг , направлен ных на удовлетворение специфических потребностей каждого конкретного клиента . В основе разработки и внедрении новых финансовых продуктов и услуг Сбербанк придерживается двух основных
принципов : их рентабельности для банка и привлекательности для клиентов . К таким услугам относятся : ~ услуги по предоставлению клиентам индивидуальных сейфовых ячеек во временное пользование ; ~ консультационные услуги ; ~ через отделения Сбербанка (некоторых) идет продажа нумезматического коллекционного материала в виде серебрянных и золотых монет ; ~ второстепенные платные услуги : Федеральный Закон " О банках и банковской деятельности " от 3 февраля 1996 г. // Деньги и кредит , 1996 , N 2 . Инструкция N 27 " О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации , совершения и учета валютно - обменных операций уполномоченными банка ми " // Москва 27 февраля 1995 г. " Деловой партнер " N 8 1998 . " Тенденции развития банко вской системы России " . Осипова . Ю. М. " Основы предпринимательского дела " , // Москва АО " МП ТРИТОН " 1996 г. Кузьминова О. А. " Оформление валютных операций " , // Москва АО " ПРИОР " 1995 г. U. E. P. S. "Универсальная Электронная Платежная Система " 1998 г. " Тарифы Сбербанка России по выпуску и обслуживанию Международных пластиковых карт " протокол N 62 & 8 от 13 января 1998 г. Инструкция N 299 " О порядке совершения операций с международными банковскими картами в учреждениях Сбере
гательного банка Российской Федерации ( Эмиссия ) " // Моск ва 1997 г. " Основы операционной работы по пластиковым картам " // Деньги и кредит , 1997 г, N 2 . " Валютный режим России : плюсы и минусы " // Банковское дело , 1997г , N 10 . " Иностранные инвестиции по нефинансовому сектору " // Банковское дело , 1997г. N 12.
"О политике валютного курса"// Деньги и кредит , 1997г , N 11 " Денежно -кредитная и валютная политика Канады : при нципы и инструменты " // Деньги и кредит , 1997 г , N 3 . " Проблемы организации службы внутреннего контроля в коммерческом банке " // Банковское дело , 1998 г , N 4 . " Основные итоги деятельности Сберегательного банка
Российской Федерации за 1996 год " // Вестник БАШСБЕРБАНКА , 1996 г .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Бухгалтерский учет и контроль за целевым использованием средств на примере стоматологической поликлиники
Дипломная работа Снижение себестоимости продукции путем использования организационно-экономических методов (на примере ПО "Белорусский автомобильный завод")
Дипломная работа Пути совершенствования организации транспортных перевозок
Дипломная работа Разработка предложения по защите информации от несанкционированного доступа в сетях ЭВМ объединения
Дипломная работа Организация сервиса на железнодорожном транспорте
Дипломная работа Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников
Дипломная работа Использование информационных технологий на уроках истории в школе
Дипломная работа Злокачественная артериальная гипертензия
Дипломная работа Развитие межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам
Дипломная работа Применение интеграционных маркетинговых коммуникаций в туристическом бизнесе
Дипломная работа Правовий режим цінних паперів в Україні
Дипломная работа Учет производственных запасов
Дипломная работа Малярные работы
Дипломная работа Защита прав и интересов предпринимателей
Дипломная работа Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации