Дипломная работа по предмету "Экономика и экономическая теория"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Управление прибылью предприятия


5

Негосударственное образовательное учреждение

Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС»

(Институт)

Кафедра Финансы и кредит

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему

«Управление прибылью предприятия»

2008

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления
    • 1.1. Экономическая сущность прибыли в современных условиях
    • 1.2. Прибыль в контексте интересов пользователей
    • 1.3. Пути и финансовые инструменты управления прибылью предприятия
  • Глава 2. Оценка финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности ООО «СтройКом»
    • 2.1. Технико-экономическая характеристика объекта финансового управления
    • 2.2. Анализ состава и динамики прибыли предприятия
    • 2.3. Факторный анализ прибыли предприятия
    • 2.4. Оценка рентабельности предприятия
      • 2.4.1. Оценка рентабельности капитала ООО «СтройКом»
      • 2.4.2. Оценка рентабельности продаж ООО «СтройКом»
    • 2.5. Обобщение результатов анализа производственно-хозяйственной деятельности
  • Глава 3. Мероприятия увеличения роста прибыли ООО «СтройКом»
    • 3.1. Технико-экономическое обоснование финансового решения максимизации прибыли
      • 3.1.1. Оценка положений дел в отрасли
      • 3.1.2. Описание предлагаемого проекта
      • 3.1.3. Проектные предложения
      • 3.1.4. План маркетинга
      • 3.1.5. Финансовый план
    • 3.2. Экономическая оценка эффективности принимаемого управленческого решения
    • 3.3. Эффективность инвестиционных вложений
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Введение

Материальной основой любой экономики является производство, которое представляет собой процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.

В современных условиях центром экономического производства является самостоятельно хозяйственный субъект - предприятие, организация. Предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. От того, насколько продуктивно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят эффективность всей экономики и индустриальная мощь государства.

Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления. Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая:

- самостоятельно принимает решения;

- реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

- стремится к получению дохода и реализации других целей.

Предприятие - это коммерческая организация, т.е. организация, нацеленная на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать принцип получения прибыли (производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность). Иначе предприятие не сможет не только развиваться, но под угрозу будет поставлено само его существование.

Важная роль в укреплении и развитии экономики предприятий принадлежит получаемой ими прибыли от своей хозяйственно-финансовой деятельности.

Понятие прибыли по мере развития экономической теории постоянно усложнялось. Причем трактовки прибыли были и остаются до сих пор довольно простыми.

Прибыль - один основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организации. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Прибыль как конечный результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затрат на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций.

Понятие «прибыль» имеет разные значения с точки зрения организации, потребителя и государства. Но во всех случаях оно означает получение выгоды. Если организация работает прибыльно, то это означает то, что покупатель, приобретая товары у продавца удовлетворяет свои потребности, а государство за счет поступающих налогов от продажи финансирует социальные задачи и поддерживает убыточные объекты.

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От нее зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства. Вследствие выше перечисленного управление прибылью предприятия сегодня становится чрезвычайно актуальным. Управление прибылью позволяет выявить основные факторы ее роста и потенциальные возможности предприятия.

Категория прибыли является предметом исследования многих ученых экономистов. Большой вклад в разработку теоретических и практических аспектов прибыли внесли такие ученые, как Ковалев В.В., Бланк И.А., Яцюк Н.А., Чернов В.И., Шамхалов Ф.Р. и другие.

Прибыль является одной из самых сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли можно разработать научный подход к решению многих проблем, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, достижение конечных результатов при наименьших затратах. При этом укрепление коммерческого расчета во всех звеньях производства каждого отдельного предприятия в решающей степени зависит от управления прибылью и выявления специфических резервов роста прибыли каждого отдельного хозяйствующего субъекта. Таковым в качестве объекта исследования является финансово-хозяйственная деятельность строительной компании «СтройКом» . Предметом исследования выступает прибыль компании. Информационной базой для исследования являются данные бухгалтерского учета и отчетности компании. «В прил. 1 представлены данные бухгалтерской отчетности компании ООО «СтройКом» за период 2006-2007гг.»

Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе финансовых результатов предприятия и разработке на этой основе предложений по увеличению, стабилизации или оптимизации прибыли.

Глава 1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления

1.1. Экономическая сущность прибыли в современных условиях

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения.

Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

Кроме того на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.

Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками. Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда. С помощью рисунка 1.1. рассмотрим роль прибыли предприятия в современных условиях.

Рис. 1.1. Роль прибыли предприятия в современных условиях

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

1.2. Прибыль в контексте интересов пользователей

В наиболее общем виде можно сформировать пять обособленных групп лиц, интересы которых прямо или косвенно затрагиваются в ходе формирования конечного результата. К первой группе относятся собственники предприятия, т.е. лица, предоставившие собственные финансовые ресурсы при создании предприятия и преднамеренном увеличении его уставного капитала. Во вторую группу входят лендеры, т.е. лица предоставляющие фирме свой капитал на долгосрочной основе, на время и за плату. Собственники и лендеры обобщенно характеризуются как инвесторы; именно их капитал значим для фирмы в стратегическом аспекте, поскольку создает основу для формирования общего имущественного потенциала. Третья группа представлена управленческим персоналом предприятия, т.е. лицами, осуществляющими непосредственное руководство деятельности предприятия. От деятельности указанных лиц во многом зависит величина конечного финансового результата. К четвертой группе относится государство в лице представляющих его налоговых органов, рассматривающих финансовый результат как базу для налогообложения. Наконец, пятая группа представлена контрагентами предприятия, которые предоставляют свои финансовые ресурсы предприятию на срочной, возвратной и платной основе.

Для каждой из выделенных групп лиц с той или иной степенью условности несложно идентифицировать наиболее приоритетный для нее результатный показатель, в качестве которого будет выступать один из показателей прибыли (рис. 1.2.). Логика такой идентификации очевидна и может быть описана следующим образом.

С формальных позиций можно считать, что после получения фирмой совокупного дохода начинается его распределение, причем каждое из упомянутых выше лиц должно получить свою долю из общей суммы. Алгоритм распределения совокупного дохода (т.е. валовых поступлений) фирмы описан следующим образом.

Рис. 1.2. Общая схема формирования и распределения валовых поступлений фирмы

Полученный доход (основа его - выручка от продажи готовой продукции) последовательно расходуется:

а) на покрытие материальных затрат и затрат труда (интересы менеджеров и кредиторов);

б) покрытие процентов за используемые финансовые ресурсы (интересы лендеров);

в) покрытие налогов и других обязательных платежей (интересы государства в лице налоговых органов);

г) дальнейшее распределение остатка (интересы собственников и топ-менеджеров фирмы).

Очевидно, что с позиции различных групп лиц в ходе распределения совокупного дохода имеют неодинаковые значение соответствующие процедуры изъятия тех или иных расходов из валовых поступлений, приводящие к появлению очередного промежуточного результативного показателя. Например, с позиции руководящего персонала предприятия основной интерес представляют общий объем поступлений в фирму, а также реинвестированная прибыль. Чем больше значения данных показателей, тем большим объемом ресурсов могут распоряжаться менеджеры в интересах собственников.

В свою очередь, для категории лиц, временно предоставивших предприятию финансовые ресурсы на долгосрочной основе (т.е. инвесторов), наибольшее значение получает величина прибыли до вычета налогов и процентов, так как именно эта величина служит впоследствии источником, за счет которого предприятие выплачивает займодавцам регулярное вознаграждение (например, проценты). Указанную категорию прибыли можно определить как разность суммы валовых поступлений и всех затрат, имеющих отношение к основной деятельности - эту прибыль именуют как операционная (в прил. 2 представлена схема формирования операционной прибыли). Показатель операционной прибыли является знаковым в том смысле, что именно эта прибыль распределяется между основными заинтересованными лицами - собственниками, инвесторами и государством (прил. 3).

С позиции государства основным представляющим интерес финансовым показателем является налогооблагаемая прибыль. Этот показатель формально представлен в (прил. 3) как разность операционной прибыли и постоянных финансовых расходов.

Наконец, для категории «собственник» существует несколько показателей прибыли, среди которых наибольший интерес представляет чистая прибыль как конечный финансовый результат, численно отражающий прирост капитала собственников за отчетный период по данным учета. Как показано на схеме (прил. 3), чистая прибыль подается дальнейшей градации, позволяющей учесть интересы собственников, с одной стороны, и фирмы и ее топ-менеджеров, с другой стороны.

Таким образом, каждый из участников в деятельности фирмы получает свою часть дохода.

1.3. Пути и финансовые инструменты управления прибылью предприятия

Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются:

1. Интегрированность с общей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления предприятием.

2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокоприбыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие - существенно уменьшить размер операционной прибыли. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли по предприятию в целом.

3. Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.

С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Исходя из этой главной цели, можно сформулировать систему основных задач, направленных на реализацию главной цели управления прибылью.

1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования.

2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска.

3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных ее видов.

4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.

5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. При этом в самофинансировании развития предприятия прибыли должна отводиться главенствующая роль

6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде. Каждое предприятие исходя из условий и задач хозяйственной деятельности само определяет систему критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части.

7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны - обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной зашиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии.

Все рассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при минимизации уровня риска; обеспечение достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление и т.п.). Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.

Как и каждая управляющая система, управление прибылью реализует свою основную цель и главные задачи путем осуществления определенных функций.

«Состав основных функций системы управления прибылью предприятия приведен в прил. 4»

В (прил. 4) рассмотрены лишь основные функции управления прибылью, характерные для предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Конкретизация функций управления прибылью в значительной степени определяется отраслевыми особенностями предприятий, их размерами, а также конкретными организационно-правовыми формами деятельности.

Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а с другой - различные его уровни.

Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:

1. Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих формирование и распределение прибыли предприятия, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют образование и распределение прибыли предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: налоговое регулирование; регулирование механизма амортизации основных фондов и нематериальных активов, регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд, регулирование минимальных размеров заработной платы и другие.

2. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень цен на продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала и т.п. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования, формирования и использования прибыли предприятия будет возрастать.

3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования прибыли. Так, ряд этих аспектов может регламентироваться требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов регулируются формируемой на предприятии целевой политикой управления прибылью. Кроме того, на предприятии может быть разработана и утверждена система внутренних нормативов и требований по вопросам формирования, распределения и использования прибыли.

4. Система конкретных методов и приемов осуществления управления прибылью. В процессе анализа, планирования и контроля формирования и использования прибыли используется обширная система методов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относят методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие.

Глава 2. Оценка финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности ООО «СтройКом»

2.1. Технико-экономическая характеристика объекта финансового управления

Строительная компания Общество с ограниченной ответственностью «СтройКом» создано 01 октября 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Реквизиты предприятия:

Полное наименование предприятия - Общество с ограниченной ответственностью «СтройКом»

Адрес: 620102, г.Екатеринбург ул. Посадская 45.

Отраслевая принадлежность предприятия: строительство.

Форма собственности предприятия: частная.

Руководитель предприятия: генеральный директор - Барышев С.Л.

Учредители предприятия: Барышев С.Л. размер доли в уставном капитале 90%, процент голосов, которым обладает - 90%; Симонов Ю.А. размер доли в уставном капитале 10%, процент голосов, которым обладает - 10%.

Уставной капитал предприятия 512 тыс. рублей.

Общество является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории России и за ее пределами.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества.

Общество руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.98 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также Учредительным договором о создании Общества и Уставом.

Основным направлением деятельности общества является жилищное строительство.

Общество может осуществлять следующие виды деятельности (согласно Уставу Общества):

- снос, демонтаж строений и разработка конструкций, установка и сборка временных зданий и сооружений, устройство временных дорог и тротуаров, расчистка территории;

- определение стоимости строительно-монтажных работ по укрупненным показателям и заключение договоров, контрактов;

- разработка грунтов, устройство дренажей; благоустройство; устройство ограждений и оград;

- монтаж металлических конструкций и установка арматуры; устройство конструкций из монолитного бетона; устройство железобетонных конструкций, монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций; кладка из камня, кирпича, блоков; установка асбестоцементных, гипсобетонных, полимерных изделий; устройство деформационных швов; установка деревянных изделий; остекление;

- устройство систем вентиляции, кондиционирования воздуха; прокладка сетей электроснабжения; прокладка внутренних тепловых сетей; прокладка внутренних сетей водоснабжения; прокладка внутренних канализационных сетей; установка санитарно-технических приборов; устройство внутреннего электроосвещения;

- штукатурные и облицовочные работы; малярные, обойные работы; устройство перегородок и подвесных потолков; устройство полов

- заключение договоров субподряда на выполнение отдельных видов работ; организация строительства, в том числе обеспечение строительной готовности объекта, конструкций и отдельных видов работ для производства субподрядчиками необходимых строительно-монтажных работ; охрана труда, окружающей среды и обеспечение пожарной безопасности строительно-монтажных работ на объекте; контроль и надзор за выполнением работ по договорам подряда и субподряда, исполнение обязательств перед заказчиками по обеспечению качества работ и обязательств;

- проектирование инженерных сетей и систем;

- разработка специальных разделов проектов;

- технологическое проектирование;

- экспертиза проектной документации;

- обследование технического состояния зданий и сооружений;

- получение и оформление исходных данных для проектирования объектов строительства Подготовка задания на проектирование;

- техническое сопровождение проектной стадии (контроль за разработкой проектно-сметной документации, согласование ее в установленном порядке, передача в органы экспертизы на утверждение и т.д.);

- оформление разрешительной документации на строительство;

- обеспечение освобождения территории строительства.

- организация управления строительства;

- технический надзор за строительством.

На все перечисленные виды работ компания имеет лицензии, не выполняет «СтройКом» такие виды работ как прокладка канализации, электромонтаж, монтаж систем пожаротушения и дымоудаления, прокладка сетей. Для выполнения этих работ привлекаются субподрядчики имеющие лицензии на данные работы. На все виды производимых работ у предприятия разработаны Типовые Технологические Карты (ТТК).

Средняя численность работников компании 55 человек.

«В прил. 5 представлена организационная структура строительной компании ООО «СтройКом»».

Компания осуществляет на своих объектах выполнение функций Заказчика Юридическое лицо, осуществляющее по поручению застройщика организацию работ на строительной площадке., Генерального проектировщика Главная проектная фирма, организующая и выполняющая согласно договору с заказчиком проектирование зданий, сооружений, жилых комплексов., Генерального подрядчика Организация, являющаяся главным исполнителем договора подряда., силами своих подразделений выполняет основные виды строительно-монтажных работ, что позволяет выполнять все работы от подготовки проектной документации до сдачи объекта «под ключ».

В настоящее время предприятием ООО «СтройКом», являющимся проектировщиком, застройщиком и генеральным подрядчиком, ведется строительство одного 16-ти этажного жилого дома и двух 10-ти этажных домов, соединенных пятиэтажной вставкой с подземным паркингом на 80 машино-мест, объединенных в жилой комплекс под названием «Три богатыря».

Продажа квартир осуществляется через поверенного - ООО Центр недвижимости «Северная казна».

2.2. Анализ состава и динамики прибыли предприятия

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшим среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности строительного предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. «В прил. 6 представлена схема формирования балансовой прибыли».

Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляем аналитические таблицы 2.1 и 2.2, в которых используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». «В прил. 1 представлены данные бухгалтерской отчетности компании «СтройКом» за период 2006-2007гг.».

Таблица 2.1

Анализ состава прибыли предприятия за 2006-2007 гг.

Наименование показателя

2006 год

тыс. руб.

2007 год

тыс. руб.

Отклонение

+/-

%

А

1

2

3

4

1. Выручка от реализации товаров, работ и услуг

128350

124312

-4038

96,6

2. Себестоимость реализации товаров, продукции, услуг

120935

92182

-28753

76,2

3. Управленческие расходы

4066

22544

+18478

554,5

4. Прибыль (убыток) от реализации

3349

9586

+6237

286,2

5. Проценты к получению

-

330

+330

6. Проценты к уплате

-

6531

+6531

7. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности

3349

3385

+36

101,1

8. Прочие внереализационные доходы

5248

3720

-1528

70,9

9. Прочие внереализационные расходы

7818

6601

-1217

84,4

10. Прибыль (убыток) отчетного периода

779

504

-275

64,7

11. Налог на прибыль

524

277

-247

52,9

12. Чистая прибыль (убыток)

255

227

-28

89

Из данных таблицы 2.1 видно, что балансовая прибыль в 2007 г. уменьшилась по сравнению с 2006 г. на 275 тыс. руб., или на 65%. Таким образом, намечается отрицательная тенденция изменения величины балансовой прибыли. Снижению балансовой прибыли способствовало появившаяся статья расходов «Проценты к уплате» в сумме 6531 тыс. руб., что уменьшило балансовую прибыль.

Таблица 2.2

Анализ динамики прибыли за 2006-2007 гг.

Показатель

2006 г. (тыс. руб.)

2007 г. (тыс. руб.)

2007 в % к 2006

Выручка от реализации

128350

124312

96,8

Прибыль от продаж

3349

9586

286

Прибыль до налогообложения

779

504

64,7

Чистая прибыль

255

227

89

По данным таблицы 2.2 видно, что балансовая прибыль по отношению к 2006 году понизилась на 35,2% (100-64,7), что привило также к соответствующему уменьшению прибыли остающеюся в распоряжении предприятия.

По результатам таблицы 2.2 изобразим динамику прибыли, которую можно посмотреть на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Динамика прибыли 2006-2007 гг.

Как видно из представленной диаграммы увеличилась прибыль от реализации, но даже это увеличение не привело к увеличению остальной прибыли.

2.3. Факторный анализ прибыли предприятия

На сумму прибыли организации влияют внешние и внутренние факторы. К внешним относятся факторы, не зависящие от деятельности организации, но влияющие на финансовые результаты: состояние рынка, нормы амортизации, цены и тарифы на производственные ресурсы и т.п.

Внутренние факторы определяют показатели деятельности организации и финансовые результаты. Внутренние факторы подразделяются на:

- факторы первого порядка или составляющие элементы прибыли: величина прибыли от продаж, наличие прочих доходов и расходов, сумма налога на прибыль и отложенных налоговых активов и обязательств;

- факторы второго порядка непосредственно определяют размер прибыли от продаж: объем реализованной продукции; цена, структура, себестоимость продукции; наличие других затрат; качество продукции и т.п.

При изучении прибыли основное влияние обращается на анализ внутренних факторов на прибыль, так как он позволяет определить внутренние резервы роста прибыли.

Для расчета влияния внутренних факторов первого порядка просчитаем все доходы и расходы предприятия в базисном и отчетных периодах и определим влияние изменения каждого вида доходов и расходов на изменение различных видов прибыли.

Анализ реализован путем построения двух таблиц: одна по доходам, вторая по расходам. Обе таблицы заполняются по данным отчета о прибылях и убытках. Расчеты приведены в таблицах 2.2. и 2.3.

Таблица 2.2

Факторный анализ доходов предприятия

Статья

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

Изменение

2006 год

2007 год

2006 год

2007 год

по сумме, тыс. руб.

по удельному весу, %

А

1

2

3

4

5

6

Доходы по обычным видам деятельности

128350

124312

96,1

96,8

-4038

+0,7

Доходы по операциям финансового характера

-

330

-

0,3

+330

+0,3

Внереализационные доходы

5248

3720

3,9

2,9

-1528

-1

Итого доходов

133598

128362

100

100

-5236

0

Из таблицы видно, что структура доходов предприятия значимо не изменилась - около 96% совокупного дохода обеспечивается за счет основной деятельности - выручки. Доходы фирмы понизились на 5236 тыс. рублей или почти на 4%. Все виды доходов понизились, лишь по финансовым операциям наблюдается увеличение доходов. Уменьшение доходов фирмы на 77,1% (-4038:(-5236)?100) произошло за счет уменьшения доходов от основной деятельности, т.е за отчетный период предприятия «СтройКом» реализовала меньше продукции, чем в прошлом году, что и привело к уменьшению выручки. С помощью рисунка 2.2. можно посмотреть как наглядно выглядит изменения доходов компании «СтройКом».

Рис. 2.2. Структура доходов компании «СтройКом»

Таблица 2.3

Факторный анализ расходов предприятия

Статья

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

Изменение

2006 год

2007 год

2006 год

2007 год

по сумме, тыс. руб.

по удельному весу, %

А

1

2

3

4

5

6

Расходы по обычным видам деятельности

125001

114726

94,2

89,7

-10275

-4,5

Расходы по операциям финансового характера

-

6531

-

5,1

+6531

+5,1

Внереализационные расходы

7818

6601

5,8

< p align="left">5,2

-1217

-0,6

Итого расходов

132819

127858

100

100

-4961

0

Из таблицы видно, что структура расходов компании не много изменилась. В 2006 году на основную деятельность приходилось около 94,2% расходов, а к 2007 году эти расходы уменьшились и составили почти 90%. Расходы фирмы уменьшились на 4961 тыс. рублей понижение расходов повлияло значительное уменьшение расходов связанное с основной деятельность, если смотреть подробно форму №2, то это изменение произошло за счет сокращение себестоимости производства. Доля прочих расходов составляла в 2006 г. 6%, а к 2007 г. возросла и стала составлять 10%, это произошло за счет появления статьи расходов «Проценты к уплате». С помощью рисунка 2.3. можно посмотреть, как наглядно выглядит изменения расходов компании «СтройКом».

Рис. 2.3. Структура расходов компании «СтройКом»

Сделаем так же сводный факторный анализ, который учитывает совместное влияние доходов и расходов предприятия на величину чистой прибыли, он может быть сделан различными способами. Один из них - проведение вертикального анализа финансовых результатов. Этот метод заключается в построении аналитической таблицы, предназначенной для характеристики динамики удельного веса основных элементов валового дохода коммерческой организации. Анализ по компании «СтройКом» представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Вертикальный анализ финансовых результатов

Показатель

2006 год

2007 год

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

А

1

2

3

4

1. Всего доходов и поступлений

133598

100

128362

100

2. Общие расходы финансово-хозяйственной деятельности

132819

99,4

127858

99,6

3. Выручка от продаж

128350

96,1

124312

96,8

4. Затраты на производство и сбыт продукции

125001

97,4

114726

92,3

в том числе:

себестоимость продукции

120935

96,7

92182

80,3

управленческие расходы

4066

3,25

22544

19,7

5. Прибыль (убыток) от продаж

3349

2,6

9586

7,7

6. Доходы по операциям финансового характера

-

-

330

0,3

7. Расходы по операциям финансового характера

-

-

6531

5,1

8. Прочие доходы

5248

3,9

3720

2,9

9. Прочие расходы

7818

5,9

6601

5,2

10. Прибыль (убыток) до налогообложения

779

0,6

504

0,4

11. Текущий налог на прибыль

524

67,3

277

55,1

12. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

255

0,2

227

0,2

Многие относительные показатели таблицы 2.4 (графы 2,4 и т.д.), рассматриваемые в динамике, представляют несомненный интерес как для пользователей, так и для руководства компании. В частности нашей компании «СтройКом» можно сделать следующие выводы:

- уменьшение показателя по строке 3 говорит о том, что компания стала увеличивать свой доход так же еще и от других видов деятельности, но все равно больший доход получает от основного производства;

- уменьшился показатель по строкам 2 и 4 - положительная тенденция потому, что понизились затраты на основное производство;

- возрос значительно показатель по строке 5, что очень благоприятно для компании и свидетельствует об увеличении рентабельности продукции (услуг);

- уменьшился показатель по строкам 10 и 12, что указывает на отрицательную тенденцию в организации.

2.4. Оценка рентабельности предприятия

Характеристика работы фирмы с помощью показателей прибыли не является полной. Дело в том, что прибыль - это абсолютный показатель со всеми его плюсами и минусами. Так, прибыль в 1000 руб. по итогам месяца может характеризовать конечный результат деятельности как небольшого магазина, так и крупной компании. И здесь возникает очевидная проблема: декларированный финансовый результат (прибыль) одинаков, но ресурсные базы, с которых эта прибыль была получена, принципиально разнятся.

Рис. 2.4. Классификация показателей оценки рентабельности

Отсюда возникает необходимость оценки не только результативности (получена прибыль или убыток), но и эффективности, т.е. результата в сопоставлении с производственными для его генерирования затратами или задействованными ресурсами. Делается это с помощью расчета различных показателей рентабельности.

Существует два вида базовых показателей рентабельности, и эти виды определяю две группы коэффициентов рентабельности соответственно: рентабельность капитала и рентабельность продаж (смотри рис. 2.4.).

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д.

Все показатели рассчитываются на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции (услуг) и чистой прибыли.

2.4.1. Оценка рентабельности капитала ООО «СтройКом»

Фирма как объект инвестирования получает капитал из нескольких источников. С позиции долгосрочной перспективы на деятельность предприятия особо значимую роль оказывают поставщики финансовых ресурсов (собственники предприятия и его инвесторы) и государство. Акционеры и лендеры, являясь основными инвесторами, выделяют капитал, на который приобретаются активы предприятия. Эти активы обеспечивают поступление доходов, которые после вычитания текущих расходов трансформируются в операционную прибыль, подлежащею распределению между основными тремя участниками.

Лица, предоставившие свои средства фирме, рассматривают ее как источник доходов, которые они желали бы получать на регулярной основе.

Ниже рассмотрим показатели, по которым может быть оценена рентабельность капитала.

1) Рентабельность инвестиций с позиции всех заинтересованных лиц. С помощью показателя прибыли до вычетов процентов и налогов можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования совокупных ресурсов коммерческой организации посредством расчета аналитического коэффициента, называемого коэффициентом генерирования доходов. Рассчитывается этот коэффициент по формуле (1).

, (1)

где Кгд - коэффициент генерирования доходов, %;

Поп - операционная прибыль, тыс. руб.;

В - средняя стоимость активов фирмы, тыс. руб.

Для удобства расчетов и оценки составим таблицу 2.5.

Таблица 2.5

Расчет коэффициента генерирования доходов

Показатель

2006 г. тыс. руб.

2007 г. тыс. руб.

+/-

Операционная прибыль

3349

9586

+6237

Средняя стоимость активов фирмы

212694,5

263549

+50854,5

Коэффициент генерирования доходов (%)

1,57

3,64

+2,7

По результатам таблицы 2.5 видно, что коэффициент генерирования доходов к концу 2007 г. вырос на 2,7%, это показывает на положительную тенденцию в развитии предприятия. К концу 2007 г. на один рубль вложенного в активы строительной компании «СтройКом» приходится 3,64% операционной прибыли.

2) Рентабельность инвестиций с позиции инвесторов. При проведении аналитических расчетов с позиции инвесторов используются такие коэффициенты как рентабельность активов (2) и рентабельность инвестированного капитала (3).

(2)

где Ра - рентабельность активов, %;

Пч - чистая прибыль, тыс. руб.;

В - средняя стоимость активов фирмы, тыс. руб.

(3)

где Рик - рентабельность инвестированного капитала, %;

Пч - чистая прибыль, тыс. руб.;

ИКнг - инвестированный капитал на начало года (итог раздела III + итог раздела IV), тыс. руб.;

ИКкг - инвестированный капитал на конец года (итог раздела III + итог раздела IV), тыс. руб.

Для удобства расчетов и оценки составим таблицу 2.6, в которой определим рентабельность этих показателей по строительной компании «СтройКом».

Таблица 2.6

Расчет рентабельности инвестиций с позиции инвесторов

Показатель

2006 г. тыс. руб.

2007 г. тыс. руб.

+/-

Чистая прибыль

255

227

-28

Средняя стоимость активов фирмы

212694,5

263549

+50854,5

Инвестированный капитал

60653

53666

-6987

Рентабельность активов (%)

0,12

0,09

-0,03

Рентабельность инвестированного капитала (%)

0,42

0,42

0

Из таблицы 2.6 видно, что коэффициент рентабельности активов уменьшился на 0,03%, что связано с уменьшением чистой прибыли компании, этот показатель означает, что предприятие не рационально использует имущество фирмы. На 1 руб. затрат будет к концу 2007 г. приходится всего 0,09% прибыли. Низкий уровень по сравнению с аналогичным показателем у других фирм свидетельствует о перевложении капитала в активы и низком спросе на продукцию фирмы. Коэффициент инвестированного капитала остался на том же уровне, что означает неизменную доходность долгосрочного капитала. На 1 рубль используемого капитала с учетом всех условий его привлечения приходится 0,42% чистой прибыли.

По анализам таблицы 2.6 инвесторы могут сделать вывод вкладывать ли им деньги в предприятия, результат будет зависеть от того, сколько прибыли и в какой срок они хотят получить с данного вложения.

3) Рентабельность капитала с позиции собственников предприятия. Определяет эффективность использования средств собственников, вложенных в предприятие, позволяет сравнить с возможным доходом от вложения этих средств в другие предприятия (ценные бумаги). С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине. Коэффициент рассчитывается по формуле (4).

(4)

где Рск - рентабельность собственного капитала, %;

Пч - чистая прибыль, тыс. руб.;

СКнг - собственный капитал на начало года, тыс. руб.;

СКкг - собственный капитал на конец года, тыс. руб.

Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основании данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках. Для расчетов составим таблицу 2.7, в которой будут записаны результаты оценки и их динамика.

Как видно из расчетов таблицы 2.7 коэффициент рентабельности собственного капитала в 2007 году составил 22,09% - это ниже, чем в 2006г. (47,57%). Этому способствовало уменьшение прибыли и увеличение капитала в 2 раза. Уменьшение этого показателя позволяет сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали недостаточно хороший результат.

Таблица 2.7

Расчет рентабельности капитала с позиции собственников компании «СтройКом»

Показатель

2006 г. тыс. руб.

2007 г. тыс. руб.

+/-

Чистая прибыль

255

227

-28

Средняя величина собственного капитала

536

1027,5

+491

Рентабельность собственного капитала (%)

47,57

22,09

-25,48

В целом можно отметить, что все показатели рентабельности капитала предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточном эффективном вложении средств предприятия.

2.4.2. Оценка рентабельности продаж ООО «СтройКом»

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатели оценки эффективности капитала дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитываются три показателя рентабельности продаж по формулам (5, 6, 7).


(5)

(6)

, (7)

где Рврп - валовая рентабельность реализованной продукции, %;

Рорп - операционная рентабельности реализованной продукции, %;

Рчрп - чистая рентабельность реализованной продукции, %;

ВП - валовая прибыль, тыс. руб.;

По - операционная прибыль, тыс. руб.;

Пч - чистая прибыль, тыс. руб.;

В - выручка от реализации, тыс. руб.

Так же еще рассчитываю общую рентабельность, которая равна отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции.

Все эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции. Расчет данных показателей по ООО «СтройКом» представлен в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Расчет показателей рентабельности продаж ООО «СтройКом»

Показатель

2006 г. тыс. руб.

2007 г. тыс. руб.

+/-

1

2

3

4

Выручка от реализации товаров, услуг, работ

128350

124312

-4038

Валовая прибыль

7415

32130

+24715

Прибыль от реализации (операционная)

3349

9586

+6237

Балансовая прибыль

779

504

-275

Чистая прибыль

255

227

-28

Валовая рентабельность реализованной продукции, %

5,78

25,85

+20,07

Операционная рентабельности реализованной продукции, %;

2,61

7,71

+5,1

Чистая рентабельность реализованной продукции

0,2

0,18

-0,02

Общая рентабельность реализованной продукции

0,61

0,41

-0,2

На основании расчетов можно сделать следующие выводы:

- показатель общей рентабельности за 2007 год понизился на 0,2%, это говорит о том, что в 2007 г. каждый рубль реализации приносил 0,41% балансовой прибыли.

- показатель чистой рентабельности реализованной продукции также снизился. Таким образом, на 1 рубль реализованной продукции компания стала иметь лишь 0,18% чистой прибыли.

- показатель валовой рентабельности реализованной продукции в 2007 г по сравнению с 2006г. вырос на 20,07% и стал составлять 25,85%. Таким образом на каждый рубль выручки было получено на 0,2 коп. больше.

- показатель операционной рентабельности повысился на 5,1% , т.е. на каждый рубль выручки получено 7,71%.

На изменение рентабельности продаж согласно отчету о прибылях и убытках влияют, себестоимость и управленческие расходы. Влияние этих факторов можно просчитать методом цепной постановки. Для расчета влияния факторов базисное значение каждого фактора «по цепочке» заменяется на его фактическое значение в отчетном периоде, просчитываются промежуточные результатные показатели. Разница между каждым последующим и предыдущим результативными показателями характеризует влияние конкретных факторов на изменение рентабельности продаж. Совокупное влияние факторов дает общее изменение рентабельности продаж.

Проанализируем рентабельность продаж по данным рассматриваемого предприятия ООО «СтройКом» Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / под ред. В.И. Макарьева, Л.В. Андреева. - М.: Финансы и статистика, 2007. с. 146-150.. Как говорилось выше, рентабельность продаж в 2007 году возросла на 5,1%.

Этот рост является следствием:

- изменения выручки:

Уменьшение выручки на 4038 тыс. руб. обеспечило уменьшение рентабельности продаж на 3,2%.

- изменение себестоимости:

Уменьшение себестоимости привело к увеличению рентабельности продаж на 23,6%.

- изменение управленческих расходов:

Увеличение управленческих расходов на 18478 тыс. руб. привело к снижению рентабельности продаж на 14,9%.

Совокупное влияние факторов:

Таким образом, рост операционной рентабельности продаж в 2007 году вызван уменьшением себестоимости. Остальные факторы привели к ее снижению (особенно увеличение управленческих расходов).

2.5. Обобщение результатов анализа производственно-хозяйственной деятельности

На основе проведенного анализа финансовых результатов строительной компании ООО «СтройКом» можно сделать следующие выводы:

1) У предприятия произошло увеличение прибыли от продаж продукции на 6237 тыс. руб. Увеличению способствовал фактор уменьшения себестоимости продукции. От этого произошло увеличение операционной рентабельности продаж, и концу 2007 года на 1 рубль реализованной продукции предприятие имело 5,1% прибыли от реализации. Этот говорит о том, что продукция предприятия пользуется спросом на рынке.

2) В работе предприятия имеются отрицательные моменты, которые привели к уменьшению чистой прибыли компании. Больше всего это произошло из-за увеличения статей расходов. У предприятия появилась статья расходов «Проценты к уплате», которая снизила прибыль. Появившаяся статья означает, что, компания за 2007 год расплатилась по кредитам и выплатила, поэтому кредиту проценты

Рентабельность капитала предприятия находится на низком уровне, что говорит о недостаточном эффективном вложении средств. Общая рентабельность продаж так же понизилась, этому понижению способствовал фактор уменьшения выручки и увеличение расходов. В итоге предприятие получает с каждого рубля реализованной продукции 0,41% балансовой прибыли.

В ходе анализа были выявлены резервы роста прибыли за счет нескольких факторов:

- за счет увеличения объема реализации продукции;

- за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции.

По результатам анализа можно сделать следующие предложения:

а) Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы. Увеличение объема выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.

б) Снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Как описывалось в предыдущем пункте, одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:

- улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки;

- слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства);

- оптимизация потоковых процессов на предприятии.

Глава 3. Мероприятия увеличения роста прибыли ООО «СтройКом»

Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене. На рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли:

- увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;

- расширение номенклатуры (типов сдаваемого жилья);

- снижение себестоимости выпускаемой продукции.

Для максимизации прибыли строительной компании «СтройКом» предлагается реализовать проект застройки территории в границах улиц Тагильская - Армавирская - Подгорная - Конотопская - Летчиков в городе Екатеринбурге.

3.1. Технико-экономическое обоснование финансового решения максимизации прибыли

Проект рассчитан до 2013 года.

Начало реализации проекта - 2008 год. Оформляется разрешительная документация, решается вопрос о генеральном инвесторе, генеральном подрядчике, определяются принципиальные проектные решения, технология строительства, разрабатывается и утверждается генеральный план строительства.

Начало строительства - середина 2008 года. Решается вопрос с инженерными коммуникациями, определяются проектировщики автомобильных дорог, начинается расселение, а также снос подлежащих сносу строений.

Основная фаза строительства - 2009 - 2013 годы. Проводится возведение зданий, подвод коммуникаций, прокладка автодорог и сооружение автомобильных развязок. В 2010 году возводится 1 школа и 1 детский сад. В 2011 сдаётся ещё 1 школа и 2 детских садика. В 2013 году строится четвёртый детский сад, поликлиника и сдаётся торгово-развлекательный центр. Жилые здания предполагается сдавать и заселять поквартально, то есть комплексами, а не отдельными зданиями. Среднегодовой объём сдаваемого жилья - 40 тысяч квадратных метров жилой площади.

3.1.1. Оценка положений дел в отрасли

Проведя анализ окружающей жилищный комплекс «Три богатыря» социально-экономической среды, было выяснено следующее: объект строительства находится в столице Свердловской области - городе Екатеринбурге. Свердловская область является крупной по территории областью в Уральском регионе. Сегодня территория области занимает 194,8 тысяч квадратных километров. Численность населения 4 миллиона 489,8 тысяч человек. Плотность населения области 23 человека на 1 квадратный километр.

Административный центр - г. Екатеринбург с населением 1 миллион 324 тысячи человек. Потенциал этого города очень высок: земельные ресурсы, месторасположение, промышленность. Темпы экономического роста в Екатеринбурге превышают общероссийские показатели. По уровню инвестиций в экономику среди городов-миллионников (в число которых не входят города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург) город удерживает четвертое место после Казани, Перми и Уфы.

Генеральным планом развития города до 2025 года предусмотрено увеличение жилого фонда в Екатеринбурге с 25 миллионов до 42 миллионов квадратных метров, то есть на 17 миллионов квадратных метров планируется прирост жилья.

Одной из особенностей российского, а в частности екатеринбургского, рынка жилой недвижимости является то, что люди стремятся жить в центре города, а стоимость остальных районов пропорционально снижается по мере удаления от центра.

В Екатеринбурге выделяют центр и четыре ценовых пояса. Объект строительства расположен в северо-восточной части города во втором ценовом поясе жилого фонда г. Екатеринбурга. В таблице 3.1 приведены все ценовые пояса города.

Стоимость квадратного метра жилья в новостройках в значительной степени зависит от удаленности от центра. В центральном районе и жилых районах прилегающих к центру (так называемый первый ценовой пояс) возводится жилье преимущественно бизнес и элит-класса. Средний уровень цен на квартиры в таких домах на всех стадиях строительства выше, чем средняя стоимость новостроек на завершающем этапах строительства, но более удаленных от центра. К районам первой группе отнесены районы первого пояса, и центр остальные районы разбиты по приведенным в таблицы 3.1 группам.

Таблица 3.1

Распределение жилых районов г. Екатеринбурга по ценовым поясам

Наименование ценового пояса

Жилые районы

Центр

Границы улиц: Московская, Челюскинцев, Восточная, Декабристов, Белинского, Большакова

1 пояс

Автовокзал, ВИЗ, Парковый, Юго-Западный, Ботанический, Заречный, Втузгородок, Шарташский рынок, Южный, ЖБИ, Пионерский,.

2 пояс

Уралмаш, Эльмаш, Вокзальный, Завокзальный, Новая Сортировка, Сибирский, Уктус, Синие камни

3 пояс

Шинный, Чермет, Аппаратный, С. Сортировка, Химмаш, Совхоз, Лечебный, Компрессорный.

4 пояс

Шарташ, Изоплит, Кольцово, Птицефабрика, Н-Исетский, Елизавет, УНЦ, Семь ключей, Рудный, Исток, Верхнемакарово, Пышма, Садовый, Шабровский, Широкая речка, Палкино, Шувакиш, Медный, Чусовское озеро.

В соответствии с генеральным планом развития г. Екатеринбурга до 2025 года предусмотрено строительство дорожной автомобильной развязки соединяющей центр города с Завокзальным районом, а так же соединяющей районы Уралмаш и Сортировка. По проекту строительства дорожной развязки запланировано строительство автомобильного моста через железную дорогу, который будет соединять цент города с Завокзальным районом. Прокладка современного автомобильной магистрали обеспечит переход Завокзального района из 2-го в 1-й ценовой пояс, что автоматически увеличит стоимость построенного и сдаваемого жилья.

3.1.2. Описание предлагаемого проекта

Целью проекта является повышение эффективности использования земель городских поселений, изменение инфраструктуры рассматриваемого района и улучшение экономических, социальных и экологических показателей города в целом, с последующим извлечением прибыли.

Проект носит социально ориентированный характер и направлен на:

- обеспечение жильем более двух тысяч семей;

- улучшение жилищных условий 176 семьям, проживающим в ветхих домах, попадающих под снос;

- обеспечение дополнительной занятости населения в период строительства и в результате создания новых до десяти тысяч рабочих мест в инфраструктуре застроенной территории;

- улучшение экологических показателей за счёт обустройства территории: прокладки автодорог, ликвидации свалок и сноса ветхих строений;

- получение экономического эффекта от вложенных в реализацию проекта средств за счёт реализации жилых и нежилых помещений.

Стратегия реализации проекта:

- строительство зданий жилой площадью 145 тысяч кв.м.;

- ввод в эксплуатацию объектов общественного назначения общей площадью 123 тысячи кв.м.;

- в том числе коммерческих нежилых помещений площадью 73 тысячи кв.м.;

- обеспечение комплексной застройки для комфортного и безопасного проживания населения на данной территории.

Строительные материалы и поставки - проект предусматривает использование в основном местных строительных материалов.

Форма и степень участия государства - реализация проекта преследует достижение социально значимых целей в программе города. Ввиду этого предусматривается участие органов власти в обустройстве земель общего пользования и строительстве объектов социального назначения.

Месторасположение предлагаемого проекта:

Рассматриваемая территория входит в состав Железнодорожного района города Екатеринбурга (микрорайон Завокзальный) и располагается в границах улиц Тагильская - Армавирская - Подгорная - Конотопская - Летчиков.

Данная территория в соответствии с генеральным планом относится к жилой зоне, новое строительство намечается частично на свободных, частично на реконструируемых территориях.

Территория после строительства новых и реконструкции существующих автодорог имеет перспективу получения шаговой доступности к центру города. Территория обеспечена городским общественным транспортом - автобусы, маршрутные такси.

Инженерная инфраструктура - инженерная подготовка территории не представляет особой сложности. Основные мероприятия связаны с реконструкцией (или заменой) морально и физически устаревших существующих коммуникаций, строительством автомобильных развязок.

Необходимость строительства инженерного оборудования и внешних коммуникаций будет определяться рабочим проектом, согласно техническим условиям.

Для развития некоммерческих организаций (детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений социального обеспечения и здравоохранения, библиотек, спортивных и культурных объектов) предполагается целевое выделение площадей из общего количества планируемых к застройке нежилых помещений. Заказчиком и инвестором данных объектов будут являться федеральный и местный бюджеты.

3.1.3. Проектные предложения

Площадь жилого квартала составляет 7,2 гектара. Численность населения определена из расчёта 665 человек на гектар и составляет 7,2 х 665 = 4780 человек. Всего предполагается построить 145 000 квадратных метров жилой площади. Норма обеспеченности жильём составит 145000 : 4780 = 30 квадратных метров жилой площади на человека.

Планируется построить всего 1600 квартир, в том числе 200 однокомнатных, 700 двухкомнатных и 700 трёхкомнатных квартир (Всего 3700 комнат). Средняя площадь квартиры составит 145000 : 1600 = 90 квадратных метров. Места общего пользования составят 18 кв.м на квартиру, балконы и лоджии - 12 кв.м на квартиру, итого площадь сумм балконов и мест общего пользования составит 1600 х (18 + 12) = 48000 кв.м. Под комнаты остаётся 145000 - 48000 = 97000 кв.м.

Средняя площадь комнаты составит 97000 : 3700 = 26,2 кв.м.

«В прил. 7 представлены технико-экономические показатели территории».

3.1.4. План маркетинга

Очевидно, что реализация квартир не может быть осуществлена без профессиональной маркетинговой политики.

Цель этого раздела - пояснить, как предполагаемый проект намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся, на нём обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара или услуг.

Основой маркетинга является разработка стратегии для удовлетворения потребностей региона в объектах жилой недвижимости, социальной инфраструктуре и современных коммуникациях с последующим извлечением прибыли.

План маркетинга включают в себя описание общей стратегии маркетинга, политику ценообразования, тактики рекламы продукции, ее реализации и послепродажного обслуживания, а также прогнозы объёмов продаж.

В таблице 3.2. указаны сильные и слабые стороны строительной компании «СтройКом».

Таблица 3.2

Оценка сильных и слабых сторон предприятия

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

Система распределения

1.Наличие опытных руководителей;

2.Анализ потребностей потребителей услуг;

3.Организация обучения персонала;

4.Работа по различным формам платежей;

5.Накопление опыта продаж и создание базы данных о клиентах

1.Недостаточный собственный опыт рекламы;

2.Необходимость риска

Предоставляемые услуги

1.Возможность предоставления услуг в соответствии со специфическими пожеланиями клиентов;

2.Перспективное планирование объемов продаж;

3.Предоставление сопутствующих услуг

1.Отсутствие возможности влиять на поставщиков;

2.Сертификация предоставляемых услуг;

Собственные финансовые средства предприятия

1.Финансовая независимость

1.Недостаточность оборотных активов и мест для оперативного реагирования на повышение спроса

Организация управления

1.Мобильная реакция на изменение условий на рынке;

2.Наличие квалифицированных групп работников

1.Высшее руководство распределяет ресурсы и кадры

В таблице 3.3 приведены данные анализа возможностей и угроз.

Таблица 3.3

Анализ возможностей и угроз

Возможности

Угрозы

Общество

1.Расширение рынков сбыта

1.Изменение политической ситуации;

2.Незастрахованность бизнеса

Тенденции развития рынка

1.Расширение услуг сервиса

1.Принятие новых стандартов

Конкуренты

1.Ухудшение позиций некоторых конкурентов из-за неудовлетворительного менеджмента

1.Снижение цены конкурентов

Распределение

1.Растущая потребность в новом жилье;

2.Подъем экономики, увеличение спроса;

3.Рост реальных доходов населения

1.Высокая коррумпированность чиновников;

2.Риск при оценке платёжеспособности клиентов

Потребители

1.Выход на новые сегменты рынка;

2.Оказание услуг на уровне мировых стандартов

Проведённый анализ позволяет избрать для проекта маркетинговую стратегию ограниченного роста за счёт:

1. Заполнения до конца избранной рыночной ниши;

2. Совершенствования предоставляемых услуг;

3. Глубокого внедрения на рынок, которое заключается в поиске возможностей увеличения объёма продаж на ещё не насыщенном рынке с помощью создания web-сайта, на котором будет выложена подробная информация о предприятии и предоставляемых услугах, а также будет предоставлена возможность on-line бронирования квартир.

Рекламная компания должна быть начата на начальном этапе строительства для демонстрации потенциальным покупателям и инвесторам предлагаемых проектов жилых домов, офисов, торгово-развлекательных объектов, парковок.

Затраты на рекламу приняты в размере 0,1 % от общей стоимости строительства и составляют 8 миллионов рублей.

Общая площадь реализуемых квартир - 145000 квадратных метра. Планируемая стоимость реализации одного квадратного метра жилой недвижимости в момент сдачи объекта составляет 50 000 рублей. При определении уровня цен ООО «СтройКом» оценивает возможность стабилизации цен на жильё и учитывает возможные сроки реализации.

На начало 2008 года средняя цена квадратного метра строящейся жилой недвижимости по Екатеринбургу составила 55000 рублей и выше.

Ценовая политика предприятия направлена на удержание цены на заниженном уровне относительно цены конкурентов и как следствие удержание своей доли рынка.

3.1.5. Финансовый план

Источники финансирования проекта:

- Местный бюджет, обустройство земель общего пользования и строительства объектов социального назначения;

- Собственные средства;

- Средства инвесторов;

- Средства дольщиков.

3.2. Экономическая оценка эффективности принимаемого управленческого решения

Основные показатели эффективности проекта рассчитаны исходя из сложившихся на текущую дату себестоимости строительства и цен реализации недвижимости в городе Екатеринбурге (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Расчеты на текущий момент по себестоимости и реализации

Наименование

объекта

Объём строительства, тыс. кв.м.

Стоимость строительства, млн. руб.

Стоимость реализации, млн. руб.

Прибыль до налогообложения,

млн. руб.

Доходная часть

Жилые дома (Себестоимость 30 тыс. руб. за кв.м, реализация - 50 тыс. руб. за кв.м)

145

4 350

7 250

2 900

Нежилые помещения (Себестоимость 30 тыс. руб. за кв.м, реализация - 60 тыс. руб. за кв.м)

73

2 190

4 380

2 190

Парковки (2500 машино-мест) (Себестоимость 400 тыс. руб. за 1 место, реализация - 650 тыс. руб. за 1 место)

-

1000

1 625

625

ИТОГО по разделу:

7 540

13 255

5 715

Расходы, не приносящие доходов

Проектно-изыскательские работы (5%*)

-

377

0

-377

Инженерная подготовка территории (0,5%*)

-

38

0

-38

Реклама (0,1%*)

-





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем дипломную работу самостоятельно:
! Как писать дипломную работу Инструкция и советы по написанию качественной дипломной работы.
! Структура дипломной работы Сколько глав должно быть в работе, что должен содержать каждый из разделов.
! Оформление дипломных работ Требования к оформлению дипломных работ по ГОСТ. Основные методические указания.
! Источники для написания Что можно использовать в качестве источника для дипломной работы, а от чего лучше отказаться.
! Скачивание бесплатных работ Подводные камни и проблемы возникающие при сдаче бесплатно скачанной и не переработанной работы.
! Особенности дипломных проектов Чем отличается дипломный проект от дипломной работы. Описание особенностей.

Особенности дипломных работ:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике Для студентов педагогических специальностей.
по психологии Для студентов специальностей связанных с психологией.
технических дипломов Для студентов технических специальностей.

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.

Сейчас смотрят :

Дипломная работа Управление прибылью
Дипломная работа Разработка модуля сайта преподавателя по дисциплине Интернет-технологии
Дипломная работа Управление адаптацией персонала на предприятии
Дипломная работа Разработка мероприятий по совершенствованию учетной политики и улучшению финансового состояния
Дипломная работа Профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих
Дипломная работа Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности на предприятии (на примере ОАО "Смолевичский молочный завод")
Дипломная работа Исследования возможностей роста производительности труда на предприятии транспорта
Дипломная работа Основные средства предприятия
Дипломная работа Учет расчетов с персоналом по оплате труда
Дипломная работа Анализ товарооборота предприятия общественного питания (ресторана "Горизонт")
Дипломная работа Бухгалтерский учет материально-производственных запасов
Дипломная работа Психологические особенности общения младших школьников
Дипломная работа Проблема сбытовой деятельности организации
Дипломная работа Управление финансовой деятельностью предприятия: анализ и пути улучшения (на примере УП "Проектстрой" ОО "Белои")
Дипломная работа Экономические инструменты антикризисного управления