Шпаргалка по предмету "Экономическая психология"


Основные подходы к типологии экономического поведения человека.

В экономической психологии сложились различные взгляды на роль психологического фактора, человеческой личности в экономике. Знаменитые экономисты А. Смит (1723-1790), признанный основателем экономики как самостоятельной науки, А. Маршалл (1842-192 4), создатель микроэкономической теории, Дж. Кейнс (1883-194 6), автор теории макроэкономики, в своих трудах сформировали теорию рационального «экономического человека», цель деятельности которого состояла в получении выгоды, дохода. По мнению современных исследователей, классическая модель экономического человека базируется на четырех допущениях [14]: 1)экономический человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими людьми; 2)экономический человек рационален с точки зрения механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств достижения цели; 3)экономический человек обладает полнотой информации о той ситуации, в которой действует, удовлетворяя свои потребности; 4)экономический человек эгоистичен, т. е. он стремится к максимизации своей выгоды. Идея рационального «экономического человека» длительное время доминировала в экономической науке, принимая все новые формы. При этом наблюдалось все большее отстранение содержания экономических теорий от нравственного аспекта человеческой жизни. Однако, в человеке, наряду с экономической рациональностью, целеустремленностью, проявляется также иррациональность, «когнитивная несостоятельность субъекта» [10]. У индивидов с иррациональным экономическим поведением анализ не предшествует их действиям, а наблюдается после их совершения. Такое поведение не сковывает их свободу, не требует больших затрат мыслительной энергии, доставляет мгновенное удовольствие, которое становится основным мотивом поведения. Наряду с рациональным и иррациональным человеку присуще инерционное экономическое поведение, следующее принципу использования накопленного самим индивидом и другими людьми опыта, на основе которого вырабатывается суждение о ценностях и предпочтениях. Человек руководствуется при этом не собственной текущей системой ценностей, а установившимися шаблонами, оценками, унаследованными из жизненного опыта или популярными в обществе. Представители неоклассической теории, взгляды которых близки к социологическим идеям, считали, что определяющую роль в экономике играет человек социальный, действия которого отражают поведение не индивидов, а крупных социальных групп, вступающих в определенные отношения с государством, формирующих рыночный спрос на товары и услуги. В таких группах многообразие и изменчивость индивидуальных действий сливаются в совокупность сравнительно одинаковых действий многих. Для марксистской политэкономии характерно введение в экономическую теорию психологии собственников и собственности, которой придается определяющее значение в формировании экономических отношений. При этом собственник рабочей силы рассматривается как эксплуатируемый пролетарий, а собственник средств производства как угнетатель, капиталист. В связи с несправедливым распределением ролей возникает классовая борьба за справедливое распределение созданного продукта между его производителями и человек экономический становится человеком политическим. Такая депсихологизация экономического человека, наблюдаемая в теоретической экономике, объясняется следующими обстоятельствами [10]: 1) неспособностью экономической науки выяснить универсальные тенденции в индивидуальном экономическом поведении, например потребительские предпочтения; 2) снижением роли индивидуальной экономической психологии, определяющей поведение отдельных людей в общем результате их деятельности, обусловленной в основном групповой, социальной психологией, коллективным поведением; 3) смещением психологических установок, целевой ориентации экономических действий от собственно экономических ориентиров в сторону социальных и политических результатов деятельности; 4) повышением уровня массового экономического поведения путем психологического воздействия органов власти, средств массовой информации, бизнеса, рекламы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.