Шпаргалка по предмету "Литература"


Образ России в лирике М. Лермонтова и А. Блока.

В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба поэта, романтик Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней. Основные принципы изображения России двумя поэтами абсолютно разные: Лермонтов — романтик по мировоззрению, мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России Он зачастую тяготеет к реалистическому методу. Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, — а в другом резко выкрикивает: «Прощай, немытая Россия!» — с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет Россию на «прошлое» и «настоящее», любит первое и ненавидит последнее. Блок — символист, поэт другой эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа России. Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Этот символ трансформировался из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей в себе божественное начало. В стихотворении «На поле Куликовом» символ Руси — «степная кобылица», которая «несется вскачь». Оба поэта прибегают к реалистическому пейзажу, у Лермонтова он «печальный», у Блока — «грустный»: Ее степей холодное молчанье,Ее лесов безбрежных колыханье,Разливы рек ее, подобные морям.....Дрожащие огни печальных деревень...
Лермонтов, «Родина»
Река раскинулась. Течет, грустит ленивоИ моет берега.Над скудной глиной желтого обрываВ степи грустят стога.
Блок, «На поле Куликовом»
Оба поэта для раскрытия образа России обращаются к исторической тематике. Лермонтов в стихотворении «Бородино» идеализирует историческое прошлое России, поколение людей, сражавшихся в войне 1812 года и проявивших себя как герои, противопоставляя его современному «потерянному» поколению: Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы. Блок также обращается к древней истории, к татарскому нашествию и Куликовской битве, но он проецирует древнюю битву на современность. В его стихотворении звучат мотивы неизбежности «долгого пути» и «вечного боя», его Русь «несется вскачь». Такая интерпретация обусловлена временем жизни поэта — эпохой стремительных изменений и потрясений в жизни России. Лермонтов в «Бородине» раскрывает самые ценные, на его взгляд, качества русского народного характера: способность на подвиг простого солдата, самопожертвование ради родной земли, удаль и смелость. Блока привлекают в русском народном характере «разбойная краса» и «прекрасные черты», двуликость, соединение верности заветам христианских догм и готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту. Его Россия никогда «не пропадет, не сгинет», найдет выход (в этом заключается отношение Блока к революции). Она полна тайн, ведьм, колдунов. Где ведуны с ворожеямиЧаруют злаки на полях...
«Русь»
У Лермонтова изображаются более реальные атрибуты крестьянской жизни: Я вижу полное гумно,Избу, покрытую соломой,С резными ставнями окно...
«Родина»
В произведениях обоих поэтов появляется народное творчество: песни и пляски. У Лермонтова это «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», у Блока — вихрь, свистящий в голых прутьях. Поет преданья старины...
«Русь»
Твои мне песни ветровые —Как слезы первые любви...
«Россия»
Лермонтов, писавший при существовавшем крепостном праве, решает тему России еще и в социальном плане, называя ее «страной рабов, страной господ». Там рано жизнь тяжка бывает для людей.Там за утехами несется укоризна,Там стонет человек от рабства и цепей!..
«Жалобы турка»
Во времена же Блока Россия была совсем не такой, как во времена Лермонтова. Но Блок избегал описания косности, дикости, невежества, голода, нужды и пьянства, хотя он несколько раз называет Россию «нищей»: Так — я узнал в моей дремотеСтраны родимой нищету,И в лоскутах ее лохмотийДуши скрываю наготу.
«Русь»
Россия остается для Блока идеалом чистоты и святости, любовь к ней спасительна: Живую душу укачалаРусь, на своих просторах ты,И вот — она не запятналаПервоначальной чистоты...
«Русь»
С образом России тесно связан мотив дороги, особенно ярко у Блока («Россия», «На поле Куликовом»), но также присутствует он и у Лермонтова: «Проселочным путем люблю скакать в телеге» («Родина»). Образ дороги символизирует вечное движение России в огромном пространстве, движение, которое рано или поздно изменит ее жизнь. Россия Лермонтова, романтически идеализированная в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент, и Россия Блока, таинственная, шальная, любимая — два очень разных образа. Различия в изображении России каждым из поэтов обусловлены временем жизни авторов, а также особенностями их личного мировосприятия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Делаем шпаргалки правильно:
! Шпаргалки для экзаменов Какие бывают шпаргалки, как их лучше подготовить и что писать.
! Делаем правильную шпаргалку Что представляет собой удобная и практичная шпаргалка, как ее сделать.
! Как воспользоваться шпаргалкой В какой момент лучше достать шпаргалку, как ей воспользоваться и что необходимо учесть.

Читайте также:
Сдаем экзамены Что представляет собой экзамен, как он проходит.
Экзамен в виде тестирования Каким образом проходит тестирование, в чем заключается его суть.
Готовимся к экзаменам Как правильно настроиться, когда следует прекратить подготовку и чем заниматься в последние часы.
Боремся с волнением Как преодолеть волнение, как внушить себе уверенность.
Отвечаем на экзамене Как лучше отвечать и каким идти к преподавателю.
Не готов к экзамену Что делать если не успел как следует подготовиться.
Пересдача экзамена На какое время назначается пересдача, каким образом она проходит.
Микронаушники Что такое микронаушник или "Профессор .. ллопух ...".

Виды дипломных работ:
выпускная работа бакалавра Требование к выпускной работе бакалавра. Как правило сдается на 4 курсе института.
магистерская диссертация Требования к магистерским диссертациям. Как правило сдается на 5,6 курсе обучения.