Реферат по предмету "Иностранный язык"


Фонетика как отрасль языкознания

Контрольнаяработа по языкознанию на тему:
Фонетика какотрасль языкознания

План
1.Фонетика как наука (Предмет изучения и аспекты фонетики)
2.Классификация звуков речи в зависимости от их акустических характеристик
3.Классификация гласных звуков по их артикуляционным особенностям
4.Классификация согласных звуков по способу артикуляции
5.Классификация согласных звуков по месту образования и активному органу
6.Роль органов речи в звукообразовании
7.Список литературы

1.        Фонетикакак наука
Фоне́тика — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги,звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Предмет фонетики — тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. Фонетика исследует нетолько языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работупроизносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковыхявлений и восприятие их носителями языка. Фонетика рассматривает звуковыеявления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов ипредложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно.
Три аспекта фонетики:
1)анатомо-физиологический (артикуляционный). Исследует звук речи с точки зренияего создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны илипассивны голосовые связки. Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический(физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует егофизические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональныйаспект (фонологический). Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
Основные фонетическиеединицы и средства:
Все единицы фонетики делятсяна сегментные и суперсегментные.
Сегментные единицы —единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова(ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза —отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенноес обеих сторон паузами.
Синтагма (речевой такт)— отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовымударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударениене очень интенсивно.
Фонетическое слово(ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
Слог — наименьшаяединица речевой цепочки.
Звук — минимальнаяфонетическая единица.
Суперсегментные единицы(интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные:мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп илидлительность).
Ударение — выделение вречи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности(энергии) звука.
Тон — ритмико-мелодическийрисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп — скорость речи,которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицувремени.
Длительность — времязвучания сегмента речи.
Разделы фонетики
Фонетика делится наобщую, сравнительную, историческую и описательную.
Общая фонетикарассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировыхязыков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека ииспользование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматриваетзакономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификациюзвуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем,устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и болеекрупные единицы.
Сравнительная фонетикасопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого иродного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоитьособенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и назакономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогаетпроникнуть в глубь их истории.
Историческая фонетикапрослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени(иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения отпраязыка).
Описательная фонетикарассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чащевсего фонетический строй современного языка).
2. Классификация звуковречи в зависимости от их акустических характеристик
Артикуляционнаяклассификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения,без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка.Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков,если исходить из их акустической природы. Это и было сделано, когда вфонетических лабораториях появились приборы для анализа акустическиххарактеристик звуков, т. е. их спектров, — спектрометры.
На форме спектра звукаи основана акустическая классификация. В ней последовательно проводитсядвоичное (бинарное, дихотомическое) противопоставление звуков речи по каждомупризнаку: низкие — высокие звуки, резкие — нерезкие и т. д.
Что же такое спектрзвука?
Все звуки делятся натоны и шумы. Звуки с периодическими, гармоническими колебаниями — тоны. Звуки,возникающие в результате ряда непериодических колебаний, называются шумами. Вречи тоновые звуки образуются с участием голосовых связок. Шумы образуются привозникновении каких-либо препятствий в полости рта. Гласные — тоновые звуки,глухие согласные — шумовые. Сонорные согласные — тоновые со слабой примесьюшума, звонкие шумные — шумовые с участием тона.
Всякий тоновый звукречи состоит из многих простых колебаний, т. е. колебаний определенной частоты(их называют гармониками). Если мы отложим на графике по горизонтальной осичастоты этих гармоник в герцах, а по вертикальной оси — значения интенсивностив децибелах, то получится спектр этого звука.
При различныхположениях речевых органов полость рта представляет собой как бы системуакустических резонаторов — она «настроена» на несколько гармониксразу. На рисунке показана схема действия такой системы: видно, что резонаторынастроены на частоты 500 Гц и 1000 Гц.
Сложный звук, попадая всистему резонаторов с такой частотной характеристикой, преобразуется: в немусиливаются частоты, совпадающие с резонансными, и гасятся другие частоты.Спектр звука приобретает такой вид
3. Классификациягласных звуков по их артикуляционным особенностям
Гласные классифицируютсяпо следующим основным артикуляционным признакам:
1. Ряд, т.е. взависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. Приподъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средней — средние (ы), задней — задние гласные (о, у).
2. Подъем, т.е. взависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторныеполости различного объема. Различаются гласные открытые, или, иначе говоря,широкие (а) и закрытые, то есть узкие (и, у).
3. Лабиализация т.е. взависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутыхвперед губ или нет.
Различаются огубленные(губные, лабиализованные), напр., [⊃],[υ] и неогубленные гласные, напр., [i], [ε].
4. Назализация т.е. взависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходитьодновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр.,[õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром.
5. Долгота. В рядеязыков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) приодинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которыхпротивопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр.,краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] идолгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], [u:].
6. Дифтонгизация
Во многих языкахгласные делятся на монофтонги и дифтонги. Монофтонг — это артикуляционно иакустически однородный гласный.
Дифтонг — сложныйгласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особыйзвук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Одинэлемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов — нисходящие и восходящие.
У нисходящего дифтонгапервый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем.яз.: time [ai], Zeit [ai]. У восходящего дифтонга первый элемент слабеевторого. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянскогоязыков: pied [je], bueno [we], chiaro [ja]. В рус. яз. дифтонгов нет.
4. Классификациясогласных звуков по способу артикуляции
Классификация согласныхстроится на противопоставлении одних признаков другим. В современном русскомязыке согласные звуки делятся по нескольким классификационным признакам(акустическим и артикуляционным):
1) по участию голоса и шума;
2) по местуобразования;
3) по способуобразования;
4) по наличию илиотсутствию палатализации («смягчения», от лат. palatum – небо).
По артикуляционнымпризнакам исходными являются способ образования и место образования.
1. По месту образованияшума, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звукиделятся на губные и язычные.а) Губные согласные, при которых преградаобразуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языкегубные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б'], [п'], [м']) и губно-зубные([в], [в'], [ф], [ф']).
При образовании губныхзвуков активным органом является нижняя губа, а пассивным – или верхняя губа(губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).
б) В зависимости оттого, какая часть языка создает преграду, язычные согласные делятся напереднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.
В русском языке кпереднеязычным относятся [д], [т], [н], [з], [с], [л] и соответствующие иммягкие звуки [д'], [т'], [н'], [з'], [с'], [л'], а также [ц], [ч'], [ш], [ ш̅'], [ ж̅'].
В составепереднеязычных выделяются:
1) зубные: [т], [т'],[д], [д'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [н], [н'], [л], [л'];
2) небно-зубные: [ш], [ш̅'], [ж], [ ж̅' ], [р], [р'], [ч'].
Язычные звукисоставляют большинство всех согласных звуков: переднеязычные образуются приучастии передней части спинки языка; среднеязычный – при участии средней частиспинки языка; заднеязычные – при участии задней части спинки языка.
К среднеязычному звукуотносится только [j].
Заднеязычные звуки –это [г], [к], [х], [г'], [к'], [х'].
2. По способуобразования шума согласные делятся на:
А) Взрывные (смычные),при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силойпреодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] исоответствующие им мягкие варианты [б'], [п'], [д'], [т'], [г'], [к'].
Б) Щелевые(фрикативные), при произношении которых органы речи смыкаются не полностью, врезультате чего образуется щель, через которую проходит воздух. Щелевыесогласные иначе называют спирантами (от латинского spiro – дышу). В русскомязыке это – [в], [в'], [ф], [ф'], [з], [з'], [с], [с'], [ж], [ ж̅'], [ш], [ ш̅' ], [х].
В) Аффрикаты припроизношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, котораязатем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этомсмыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч'] и [ц].
Г) Дрожащие согласные,или вибрирующие, при образовании которых активные органы речи вибрируют. Врусском языке это звуки [р] и [р'].
Д) Смычно-проходныесогласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но непрерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л],[л'], [м], [м'], [н], [н'].
3. Большинствосогласных звуков русского языка противопоставлены друг другу по признакутвёрдости-мягкости: [б] – [б'], [п] – [п'], и др
5. Классификациясогласных звуков по месту образования и активному органу
Место образованиясогласных звуков определяется по тому, где в артикуляторном тракте припроизводстве этого звука образуется преграда на
пути прохождениявоздушной струи. Для образования преграды в разных местах артикуляторногоаппарата используются возможности его подвижных органов -языка и губ. Ониназываются активными органами. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка(задняя, средняя, передняя). По активному органу речи все согласные звукиделятся на губные и язычные.
Орган, который остаетсянеподвижным при производстве звука, называется пассивным. Это или верхняя губа,или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя). Попассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные, нёбно-зубные,средне-нёбные и задне-нёбные. Поэтому, определяя место образования преграды,звуку дается не одна, а две характеристики: по активному органу и попассивному, например, [п] — губно- (активный орган — нижняя губа) губной(пассивный орган — верхняя губа) звук.
Итак, по тому, какойактивный орган участвует в образовании звука, русские согласные звуки делятсяна губные [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'], [ф], [ф'], [в], [в'] и язычные [т],[т'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [н], [н'], [ш], [ш':] [ж], [ж':],[р], [р'], [j], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х']. Эти отличия активноиспользуются в русском языке для смыслоразличения.
Язычные звуки подразделяютсяеще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного иподвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные,переднеязычные — [т], [т'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [н], [н'],язычный, среднеязычный — [j] и язычные, заднеязычные -[к], [к'], [г], [г'],[х], [х']. Эти отличия активно используются в русском языке длясмыслоразличения.
К характеристике звукапо активному органу добавляется его характеристика по пассивному органу, ккоторым, как уже было сказано, относятся верхняя губа, зубы и нёбо. Таквыделяются следующие группы звуков:
губно-губные звуки [п],[п'], [б], [б'], [м], [м'];
губно-зубные звуки [ф],[ф'], [в], [в'];
язычные,переднеязычные, зубные звуки [т], [т'], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л],[л'],[н], [н'];
язычные,переднеязычные, нёбно-зубные звуки [ш], [ш':] [ж], [ж':], [р], [р'], [ч'];
язычный, среднеязычный,среднёнебный звук[j];
язычные, заднеязычные,задненёбные звуки [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'].
Классификация русскихсогласных звуков по месту образования может быть представлена в графическомвиде так.
Различие по местуобразования может играть определяющую смыслоразличительную роль тогда, когдавсе другие характеристики звуков совпадают. Например, звуки [с] и [х] твёрдые,глухие, щелевые, но первый — язычный, переднеязычный, зубной, а второй — язычный, заднеязычный, задненебный. Или звуки [с] и [ш] твёрдые, глухие,щелевые, но первый — язычный, переднеязычный, зубной, а второй — язычный,переднеязычный, нёбно-зубной. Благодаря тому, что при их производстве воздухпреодолевает препятствия, образованные различными органами артикуляции в разныхместах артикуляторного тракта, мы легко слышим разницу в их звучании и не можемвоспринимать как одинаковые, например, слова хам и сам.
6. Роль органов речи взвукообразовании
Речевой аппарат состоитиз двух отделов: центрального и периферического. К центральному отделуотносится головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями иядрами соответствующих нервов. К периферическому отделу речевого аппарат;относится вся совокупность исполнительных органов речи, состоящая из костей,хрящей, мышц и связок, а также периферических чувственных и двигательныхнервов, с помощью которых осуществляется управление работой указанных органов.
Периферический речевойаппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.
1-й отдел — аппарат,образующий дыхание, в который входит грудная клетка с легкими, бронхами итрахеей.
2-й отдел — аппарат,образующий голос. Он состоит из гортани с нахо­дящимися в ней голосовымисвязками.
3-й отдел —звукопроизводящий, или артикуляционный, аппарат, который состоит из глотки,носоглотки, ротовой и носовой полости.
Первый отделпериферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — дляобразования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску итаким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают врезультате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. Кпоследним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.
Нижняя челюстьопускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом,закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самыеразнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собойобразование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата,благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.
Наиболее важнымичастями артикуляционного аппарата, образующими членораздельную речь, являютсяглотка, язык, нёбная занавеска и нижняя челюсть — органы подвижные, т. е.изменяющие свое положение в процессе речи. Глотка расположена над гортанью исверху переходит в носоглотку (полость, лежащая выше нёбной занавески). В языкемы различаем следующие части: передний край (передняя часть), спинку (средняячасть), края (по обеим сторонам) и корень (задняя часть, соприкасающаяся снадгортанником).
Язык богат мышцами,делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делатьсяузким и широким, плоским и выгнутым.
Мягкое нёбо, или нёбнаязанавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости иявляется продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами.Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образомотделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н,нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и неподнята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбнойзанавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.
Нижняя челюстьблагодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного(звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударныхгласных
звуков (а, о, у, э, и,ы).
Болезненное состояниеотдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильностирезонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитаниянеобходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуковречи, должны работать правильно и согласованно.

7. Список литературы
1.Бурая Е.А, Галочкина, И.Е., Шевченко Т.И Фонетика современного русского языка
2.Богомазов Г.М Современный русский литературный язык: Фонетика
3.Чешко Лев Антонович Русский язык: Фонетика. Лексика. Графика


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Законотворческий процесс и механизм реализации законов
Реферат Система тестов по бизнес-анализу
Реферат Літаратура падарожжаў як гістарычная крыніца. Запіскі замежных дыпламатаў і падарожнікаў аб Беларусі
Реферат Cloning 2 Essay Research Paper HUMAN CLONINGHuman
Реферат 5 проблемы взаимоотношений музеев и туристского бизнеса
Реферат Применение наземных гравиметрических работ на медно-порфировом месторождении Кальмакыр с целью
Реферат Временные сдвиги в периодизации истории России по отношению к всемирно-исторической периодизации 2
Реферат Софала
Реферат Шпаргалки по материаловедению
Реферат Global Strategy Managing For The 21St Century
Реферат Оптимальный раскрой плитных материалов на заготовки
Реферат 10-11 лютого 2004 р
Реферат Общая характеристика романа Гончарова "Обломов"
Реферат Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте
Реферат Антиінфляційне регулювання України та його ефективність