Реферат по предмету "Государство и право"


Стадии конституционного судопроизводства. Порядок заседания КС РФ

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Конституционное (государственное) право»
по теме:«Стадии конституционного судопроизводства. Порядок заседания КС РФ»

Содержание
1. Понятие конституционногосудопроизводства и его стадии
2. Порядок заседания КС РФ прирассмотрении дела по существу
Библиографический список

1. Понятие конституционного судопроизводства и его стадии
Судебная властьпредоставляет возможность правоохранительного воздействия со стороны государства,осуществляемого посредством деятельности судебной власти в установленныхзаконом формах. Для разделения властей чрезвычайно важна такая форма судебнойдеятельности, как конституционное судопроизводство в качестве особой формыправосудия. Специфика конституционного судопроизводства, статуса и структурыКонституционного Суда РФ обусловливает особое место этого органа в судебнойсистеме.
Конституционный СудРоссийской Федерации — один из высших федеральных органов судебной власти. Основная функцияКонституционного Суда — осуществление конституционного контроля в целях защиты основ конституционногостроя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства ипрямого действия предписаний Конституции на всей территории РоссийскойФедерации.
О юридической природеКонституционного Суда России существуют различные мнения. Одни авторы полагают,что Конституционный Суд – орган высшего арбитражного свойства и в известнойстепени он должен оставаться вне традиционно известных ветвей государственнойвласти[1]. Другие обращают вниманиена двойственную юридическую природу Конституционного Суда[2].С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, егоконституционные полномочия определяет ст. 125, помещенная в главу 7 КонституцииРФ – «Судебная власть»; с другой стороны, Конституционный Суд, учитывая егофункции и установленные непосредственно Конституцией РФ полномочия (в отличиеот Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), выступаетодновременно и в качестве высшего органа конституционного контроля,находящегося на одном уровне с федеральными органами государственной власти,осуществляющими президентскую, законодательную и исполнительную власть.
Выступая в качествесудебного органа, Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредствомконституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальноерассмотрение дел конституционными судьями, обладающими единым статусом,установленным для судей всех судов (ч. 1 ст. 120, ст. 123 Конституции РФ).Конституционный Суд является элементом единой судебной системы РоссийскойФедерации. Применительно к Конституционному Суду это единство, в частности,обеспечивается установлением судебной системы Конституцией Российской Федерации,законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем, в отличие отдругих федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральномузакону, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуетсятолько Конституцией РФ (ст. 29 ФКЗ «О конституционном суде РФ», далее – Закона).Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуютподтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая силапостановления Конституционного Суда РФ не может быть преодолена повторнымпринятием этого же акта.
Официальное толкованиеКонституции РФ, данное Конституционным Судом, является обязательным для всехпредставительных, исполнительных и судебных органов государственной власти,органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,должностных лиц, граждан и их объединений. В отличие от других судов,Конституционный Суд не только применяет конституционные нормы, но иинтерпретирует их, обогащая их юридическое содержание. В процессе таких интерпретацийсловесное выражение конституционных норм может не меняться, но значительнымизменениям может подвергаться их нормативное содержание. Благодаря КонституционномуСуду выявляются те многочисленные потенциальные возможности, которые заключеныв концентрированном виде в нормах Конституции.
Данные чертыхарактеризуют юридическую природу Конституционного Суда как федерального органагосударственной власти равноуровневого с Президентом Российской Федерации,Федеральным Собранием, Правительством.
Конституционный Суд неявляется единственным органом конституционного контроля – подобную деятельностьосуществляет Президент Российской Федерации, Правительство, ФедеральноеСобрание, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации. Однако только Конституционный Суд является судебным органомконституционного контроля.
В соответствии с ч. 2 ст.118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельнымспособом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде РФ непредусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве нормгражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального)законодательства.
Конституционноесудопроизводство – процессуальная форма деятельности конституционных судов.Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросыконституционности актов, однако только Конституционный Суд может признать законнеконституционным.
Конституционноесудопроизводство является процессуальной формой деятельности конституционныхсудов, применяющих и интерпретирующих конституционные нормы и решающихюридические дела, им подведомственные. Результатом конституционногосудопроизводства является устранение неопределенности в вопросе о соответствиинормативного акта или договора Конституции РФ, подтверждение или отрицаниеполномочий соответствующего органа государственной власти издать акт илисовершить действие правового характера либо официальное истолкованиеКонституции РФ.
Конституционное судопроизводство– это регламентированная Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»(и законами субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах)деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия всоответствии с предоставленными этим судам правомочиями.
Цели и задачиконституционного судопроизводства определены в Законе «О Конституционном СудеРоссийской Федерации» (ч. 1 ст. 3). К их числу относятся защита основконституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина,обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации навсей территории Российской Федерации.
Конституционный Суд имеетширокие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прави свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действияКонституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела осоответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов,нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик,уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РоссийскойФедерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственнойвласти Российской Федерации и совместному ведению органов государственнойвласти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;
в) договоров междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
г) не вступивших в силумеждународных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры окомпетенции:
а) между федеральнымиорганами государственной власти;
б) между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властиее субъектов;
в) между высшимигосударственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам нанарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяетконституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретномделе;
4) дает толкованиеКонституции РФ;
5) дает заключение особлюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РоссийскойФедерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает сзаконодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иныеполномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором ифедеральными конституционными законами; может также пользоваться правами,предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституциидоговорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властиее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе ипредназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Следует подчеркнуть, чтоКонституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается отустановления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когдаэто входит в компетенцию других судов или иных органов.
Для улучшения внутреннейорганизации деятельности Конституционного Суда и с учетом объема и сложностиего работы предусмотрены существенные изменения его структуры и организационныхформ судопроизводства. В этих целях наряду с пленарными заседаниями кактрадиционной формой конституционного судопроизводства в Конституционном Суде проводятсязаседания двух палат, включающих соответственно десять и девять судей.
В пленарных заседанияхдолжны участвовать все судьи Конституционного Суда. Отсутствие судьи на такомзаседании возможно лишь по уважительной причине. Неучастие судьи в заседанияхКонституционного Суда или уклонение от голосования свыше двух раз подряд безуважительных причин является основанием для прекращения его полномочий.Пленарное заседание полномочно принимать решения по рассматриваемым делам илииным вопросам при наличии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей.Руководит его работой Председатель Конституционного Суда.
На пленарном заседании, вотличие от заседаний палат, могут быть рассмотрены любые вопросы, входящие вкомпетенцию Конституционного Суда. Вместе с тем в ст. 21 Закона исчерпывающимобразом определен перечень вопросов, которые рассматриваются исключительно напленарных заседаниях. Эти вопросы можно разделить на две группы. К первойотносятся вопросы, связанные с реализацией основной функции Конституционного Суда– осуществлением конституционного контроля: о соответствии конституцийреспублик и уставов субъектов Российской Федерации Конституции РоссийскойФедерации; о толковании Конституции России; о даче заключения о соблюденииустановленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации вгосударственной измене или совершении иного тяжкого преступления; о посланииКонституционного Суда; о выступлении с законодательной инициативой.
Только пленарныезаседания рассматривают вопросы, связанные с организацией работы Суда в целом:об избрании Председателя, заместителя Председателя и судьи – секретаряКонституционного Суда; о формировании персонального состава палатКонституционного Суда; о Регламенте Конституционного Суда и внесении в негоизменений и дополнений; об очередности рассмотрения дел в пленарных заседанияхи распределении дел между палатами; о приостановлении или прекращенииполномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении отдолжности Председателя, заместителя Председателя и судьи – секретаря.
Остальные вопросырассматриваются палатами суда, формируемыми только из числа судейКонституционного Суда. Председатель Суда и его заместитель не могут входить всостав одной палаты. Персональный состав каждой палаты обновляется раз в тригода.
Организующими работуКонституционного Суда органами являются Председатель, заместитель Председателяи судья – секретарь Конституционного Суда. В пленарном заседанииКонституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числасудей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три годауказанных должностных лиц. Председатель, заместитель Председателя, судья –секретарь по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.Закон предусматривает процедуру досрочного освобождения названных должностныхлиц от должности. Это освобождение может иметь место по инициативе не менеепяти судей, считающих, что Председатель, заместитель Председателя, судья –секретарь Конституционного Суда недобросовестно выполняют свои обязанности либозлоупотребляют своими правами. Вопрос о досрочном освобождении от должностиуказанных лиц решается большинством не менее 2/3 от общего числа судейКонституционного Суда тайным голосованием.
ПредседательКонституционного Суда руководит подготовкой пленарных заседаний Суда, созываетих и председательствует на них, представляет Конституционный Суд в отношениях сгосударственными органами и организациями, общественными объединениями, поуполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени, осуществляет общееруководство аппаратом Суда и другие полномочия. Заместитель Председателя Судаосуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняетсвои обязанности, возложенные на него Судом. Судья-секретарь КонституционногоСуда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Суда,организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда, организуетинформационное обеспечение судей Конституционного Суда, а также выполняет иныевозложенные на него полномочия.
Основными принципамидеятельности Конституционного Суда являются независимость, коллегиальность,гласность, состязательность и равноправие сторон. К принципам конституционногосудопроизводства Закон «О Конституционном Суде» относит также устностьразбирательства (ст. 32), непрерывность судебного заседания (ст. 34).
Началом конституционногосудопроизводства является решение о принятии обращения к рассмотрению.Возбуждение конституционного судопроизводства является исключительнойкомпетенцией пленарного заседания Конституционного Суда, в котором участвуютвсе 19 судей (ст. 42 Закона).
Следующей самостоятельнойстадией конституционного судопроизводства является подготовка дел к слушанию,которая служит связующим звеном между принятием обращения к рассмотрению и егослушанием в судебном заседании. Эта стадия призвана обеспечить наиболее полное,всестороннее рассмотрение обращения (с соблюдением установленных закономправил) и вынесение обоснованного решения.
По завершенииподготовительных мер дело назначается Судом к слушанию, которое являетсяцентральной стадией конституционного судопроизводства. Именно в этой стадииреализуются такие важнейшие принципы конституционного судопроизводства, какколлегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон.
Вынесение и оглашениерешения является завершающей стадией конституционного судопроизводства. РешениеКонституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силунемедленно после его провозглашения (ч. 1 ст. 79 Закона).
2. Порядок заседания КС РФ при рассмотрении дела по существу
КонституционныйСуд принимает дела к своему рассмотрению только по обращениям субъектов,имеющих на это право. Суд не вправе самостоятельно начать процедуру судебногоразбирательства. Поводом к рассмотрению дела в Суде является обращение в формезапроса, ходатайства или жалобы.
Жалобой именуетсяобращение гражданина или объединения граждан с требованием о проверкеконституционности закона, примененного или подлежащего применению приразрешении дела правоприменительным органом и нарушающего основные права исвободы граждан. Закон о Конституционном Суде РФ устанавливает общие требованияк обращению, и определяет условия допустимости жалобы.
Жалоба на нарушениезаконом конституционных прав и свобод граждан допустима при двух случаях[3]:
во-первых, если законзатрагивает конституционные права и свободы граждан, т.е. именно те права исвободы, которые закреплены в Конституции РФ;
во-вторых, если законприменен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которогозавершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Следует иметь ввиду, что в Конституционный Суд могут быть обжалованы исключительно тенормативные акты, которые являются законами – федеральными или субъектов РФ.
Так, например,Конституционный Суд РФ в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антроповав своем Постановлении от 27 декабря 1999 года № 19-П признал несоответствующими Конституции Российской Федерации положение пункта 3 статьи 20Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».Этот пункт предусматривал возрастные ограничения для лиц, замещающих должностизаведующих кафедрами в государственных и муниципальных высших учебныхзаведениях.
Вместе с тем,Конституционный Суд РФ не стал проверять соответствие отдельных пунктовТипового положения об образовательном учреждении дополнительного профессиональногообразования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлениемПравительства РФ от 26 июня 1995 года № 610, примененных к гражданину Ю.А.Антропову с точки зрения соответствия их Конституции России. В Постановлении подчеркивается,что Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан осуществляетпроверку конституционности только законов, примененных или подлежащихприменению в конкретном деле.[4]
К жалобе, помимоперечисленных документов, должна быть приложена копия официального документа,подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона приразрешении конкретного дела. Должностные лица или орган, применившие кзаявителю (по его мнению, неправомерно) тот или иной закон, обязаны выдать потребованию заявителя копии такого документа.
К обращению могут бытьприложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать взаседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документыи материалы.
Граждане представляютнеобходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.
Жалоба гражданина вКонституционный Суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлинойв размере одного минимального размера оплаты труда.
Основанием крассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор междуорганами государственной власти, не вступивший в силу международный договор,или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия вспорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положенийКонституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента вгосударственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Поступившее вКонституционный Суд обращение сначала рассматривается Секретариатом Суда,который проверяет его соответствие требованиям Федерального конституционногозакона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В случае несоответствияобращения требованиям этого Закона Секретариат уведомляет об этом заявителя.После устранения недостатков обращения заявитель может вновь его направить вСуд.
Конституционный Суд можетотказать в принятии обращения к рассмотрению в тех случаях, когда:
разрешение вопроса,поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду;
обращение в соответствиис требованиями закона о Конституционном Суде не является допустимым;
по предмету обращенияКонституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Не позднеемесяца с момента принятия обращения дело по этому обращению назначается кслушанию в пленарном заседании или в заседаниях палат суда. Для подготовки делак слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда, а такжеизложения материалов в заседании Суд назначает одного или несколькихсудей-докладчиков.
В заседании вкачестве участников процесса принимают участие стороны, их представители,свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами в конституционном судопроизводствеявляются заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Судобращение; органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт,конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенциякоторых оспаривается. Стороны обладают равными процессуальными правами.
Порядокведения заседания Конституционного Суда детально регулируется Законом «ОКонституционном Суде», в частности главой 7 и Регламентом КонституционногоСуда. Можно выделить следующие стадии судебного заседания в КонституционномСуде:
1) открытиезаседания председательствующим, сообщение о том, какое дело подлежитрассмотрению, проверка явки участников процесса, разъяснение сторонам и их представителям их прав иобязанностей, а другим участникам процесса – их прав, обязанностей иответственности (статья 57 Закона);
2) сообщениесудьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса,содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела крассмотрению; заслушивание предложений сторон и принятие решения о порядкеисследования вопросов дела (статья 60 Закона);
3) заслушивание объясненийсторон (статья 62 Закона);
4) заслушивание заключенийэксперта (статья 63 Закона);
5) заслушивание показанийсвидетелей (статья 64 Закона);
6) исследованиедокументов (статья 64 Закона);
7) заключительноевыступление сторон (статья 65 Закона).
Порезультатам рассмотрения дела Конституционный Суд (в пленарном заседании или взаседаниях палат) принимает решение. Закон предусматривает несколько видоврешений. Важнейшим видом решений Конституционного Суда является итоговоерешение по существу вопросов, содержащихся в обращениях в Суд. Итоговые решенияпо делам о соответствии нормативных актов и договоров Конституции РФ, спорам окомпетенции, жалобам граждан и запросам судов, по делам о толкованииКонституции РФ именуются постановлениями и выносятся именем РоссийскойФедерации. Итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядкавыдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иноготяжкого преступления именуется заключением.
Решение судапринимается открытым голосованием путем поименного опроса судей.Председательствующий всегда голосует последним. Судья не вправе воздержатьсяпри голосовании или уклониться от голосования. Решение считается принятым, еслиза него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, а решениео толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей отобщего числа судей. В случае равенства голосов решение считается принятым впользу конституционности оспариваемого акта, а решение по спорам о компетенцииво всех случаях принимается большинством голосов.
Итоговоерешение подписывается всеми судьями, принимавшими участие в голосовании. Судья,не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить своеособое мнение. Судья, голосовавший за принятое итоговое решение по существурассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании покакому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправеписьменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Особое мнениеподлежит опубликованию вместе с решением Суда, а мнение о несогласии сбольшинством судей подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда РоссийскойФедерации».
Решениепровозглашается в полном объеме в открытом заседании суда немедленно после егоподписания. Итоговые решения подлежат незамедлительному опубликованию вофициальных изданиях органов государственной власти России и ее субъектов,которых касается принятое решение. Решения публикуются также в «ВестникеКонституционного Суда Российской Федерации».
РешениеКонституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силунемедленно после его провозглашения. Решение Суда действует непосредственно ине требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическаясила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным неможет быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или ихотдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанныене соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договорыне подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов,основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению идолжны быть пересмотрены. Решение суда подлежит исполнению немедленно после опубликованиялибо вручения его официального текста, если иные сроки специально не оговореныв самом решении.
В случае еслиКонституционный Суд Российской Федерации признал закон, примененный вконкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данноедело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Таким образом,восстанавливаются нарушенные конституционные права граждан либо предотвращаетсяугроза применения закона, противоречащего Конституции РФ.
ТолкованиеКонституции РФ данное Конституционным Судом, является официальным иобязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Библиографический список
1. Конституция РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)// Российская газета.25.12.93 №237.
2. Федеральныйконституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ от21.07.94. СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
3. Постановление КСот 27.12.99 №19-П.// Вестник КС РФ. 2000. №1.
4. Боботов С.В.Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 2006.
5. Комментарий кКонституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Юристъ,2007.
6. Конституционноеправо: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Изд-во МГУ, 2006.
7. Лазарев Л.В.Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного СудаРоссийской Федерации // Государство и право. 2006. №6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.