Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и виды источников земельного права Республики Беларусь

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВАРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Источник права в материальном смысле — сложившиеся вобществе объективные экономические условия жизни.
Термин “источник права” имеет несколько значений.
Источники права в формальном смысле — нормативные правовыеакты, которые приняты в установленном порядке и закрепляют, изменяют илипрекращают нормы земельного права.
Нормативный правовой акт — официальный документустановленной формы, принятый (изданный) в пределах/>/>/> компетенцииуполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдумас соблюдением предусмотренной законодательством Республики Беларусь процедуры,содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенныйкруг лиц и неоднократное применение.
Земельное право в отличие от аграрного, экологического идругих отраслей права, относящихся к числу комплексных, объединяет нормы одногопорядка. В качестве источников земельное право имеет собственные нормы,отличающиеся от норм других отраслей права и входящие в состав земельногозаконодательства.
Источники земельного права исторически закреплялись вразнообразных формах. В 1923 г. был утвержден первый Земельный кодекс, которыйдействовал до 1925 г. Затем была утверждена его новая редакция. Формальноданный нормативный акт просуществовал до введения в действие с 1 июля 1971 г.Земельного кодекса БССР.
Государственная собственность на землю на территорииЗападной Белоруссии была установлена в Декларации Народного собрания ЗападнойБелоруссии “О конфискации помещичьих земель” от 30 октября 1939 г. В ней говорится:“Белорусское народное собрание, руководствуясь кровными интересами трудовыхкрестьян и выражая волю всех трудящихся масс, провозглашает на территорииЗападной Белоруссии конфискацию без всякого выкупа помещичьих земель, земельмонастырей, земель крупных государственных чиновников со всем их… инвентареми усадебными постройками. Отныне вся земля Западной Белоруссии с ее недрами, атакже леса и воды объявляются общенародным достоянием, т.о. государственнойсобственностью”. Для ограничения крупного землевладения, наделения землейбеднейшего крестьянства были установлены предельные нормы землевладения на одинкрестьянский двор в зависимости от областных и районных условий. Источникиземельного права, как и других отраслей, в своей совокупности образуютопределенную систему. Юридическая сила каждого из источников в этой системезависит от места и компетенции органа, принимающего нормативный акт.
Виды нормативных правовых актов определены в ст.2 ЗаконаРеспублики Беларусь от 10 января 2000 г. “О нормативных правовых актахРеспублики Беларусь”. Среди них Конституция Республики Беларусь — ОсновнойЗакон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющийосновополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейшихобщественных отношений; программный закон, кодекс, закон, декрет, указ,постановления палат Национального собрания Республики Беларусь, постановленияСовета Министров Республики Беларусь, акты Конституционного Суда РеспубликиБеларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного СудаРеспублики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, постановленияреспубликанского органа управления и Национального банка Республики Беларусь. Кчислу нормативных правовых актов отнесены также регламенты, инструкции,правила, уставы (положения), приказы, решения органов местного управления исамоуправления.
Правовые акты, принимаемые с целью осуществления конкретных(разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либорассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными. Переченьтаких актов назван в ст.3 вышеуказанного Закона.
Источники земельного права принято делить на две большиегруппы: законы и подзаконные акты.
К числу подзаконных нормативных актов относятся акты государственныхорганов и акты органов местного самоуправления.
/>/>/>/>/>/>/>/>Подзаконные нормативныеправовые акты издаются на основе законов и не должны им противоречить. Уровеньи характер этих нормативных актов зависит от органа, их принявшего.
К их числу относятся:
·    распоряжения Президента Республики Беларусь;
·    постановления Правительства Республики Беларусь;
·    нормативные правовые акты министерств, иныхреспубликанских органов государственного управления;
·    нормативные правовые акты местных органов государственногоуправления и самоуправления;
·    нормативные акты организаций (корпоративные).
В науке аграрного права, которая тесно взаимодействует сземельным правом, источники классифицируются по способу правотворчества нанормативные правовые акты государства, акты санкционированного иделегированного правотворчества. Часть земельно-правовых норм содержат уставыколхозов, других кооперативных организаций, предприятий и организаций различныхформ собственности.
От представления о земельном праве как совокупности нормследует отличать понятие земельного законодательства.
Земельное законодательство — совокупность законов,подзаконных нормативно-правовых актов, содержащих нормы земельного права.Земельное право и земельное законодательство во многом схожие, но разноплановыепонятия. Ни одно из них нельзя недооценивать. Они имеют сходные цели и задачипо обеспечению рационального использования земель, улучшению окружающей среды,воспроизводству плодородия почв, равноправному развитию всех форм хозяйствованияна земле, распределению и перераспределению земель между собственниками,владельцами и пользователями и др. Общепризнано, что первичным образованием вправовой системе является отрасль права, а отрасль законодательства — вторична.
Земельное законодательство, составляя совокупностьразнородных земельно-правовых правил поведения, закрепляет определенныйправовой режим земли.
Первичной ячейкой, звеном земельного права являетсяземельно-правовая норма — правило, установление нормативного характера, где закрепляютсяправа и обязанности участников земельных отношений.
Земельное право как отрасль права имеет горизонтальнуюструктуру, оно подразделяется на определенные взаимосвязанные и однородныеинституты, отличные от институтов других отраслей права.
Земельное законодательство состоит из законов и подзаконныхнормативных актов, которые могут быть и не связанными друг с другом. Земельноеправо в качестве отрасли регулирует земельные отношения, являющиеся однороднымии образующие определенное единство. Земельное законодательство можетрегулировать как чисто земельные, так и иные отношения. Пример тому — законодательство о мелиорации и рекультивации земель.
Земельное законодательство характеризуется значительнымчислом нормативно-правовых актов.
Главенствующее место в земельном законодательстве занимаютзаконы. Они содержат правила общего характера, обладают высшей юридическойсилой, обязательны для всех участников земельных правоотношений независимо оттого, на каких условиях они используют землю. Земельные законы закрепляютнаиболее значимые положения в области земельных отношений и земельного строягосударства.
Земельное законодательство относится к числукодифицированных отраслей. Земельные отношения регулируются Кодексом о земле,который введен в действие с 1 января 1999 г.
Земельный закон более подробно регулирует ряд земельныхотношений — отношения частной собственности />/>/>/>/>/>на землю, отношениясобственности, землевладения и землепользования граждан. Ряд новыхзаконоположений содержит раздел о правах и обязанностях землепользователей,землевладельцев и собственников земельных участков и др.
В целях обеспечения рационального использования и охраныземель Кодекс о земле предусмотрел ряд новых требований по изъятию ипредоставлению земельных участков, расширил состав земель, которые могутизыматься в исключительных случаях. Более детально в Кодексе о земле 1999 г.определена компетенция исполнительных и распорядительных органов, специальноуполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройствув области регулирования земельных отношений.
Осуществляя комплекс мер, направленных на реализациюположений Кодекса о земле и земельной реформы, Совет Министров РеспубликиБеларусь принял ряд нормативно-правовых актов. Ими установлен порядоксистематического выявления земель, используемых не по целевому назначению,нерационально используемых или используемых способами, приводящими к снижениюплодородия почв; определен порядок возмещения убытков собственникам, владельцами пользователям земли в случае изъятия земельных участков; установлен порядокопределения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;утверждены основные положения землеустройства, порядок ведения земельногокадастра и мониторинга земель, осуществления государственного контроля заиспользованием и охраной земель; определены первоочередные меры по комплексномуразвитию территорий и населенных пунктов Республики Беларусь.
Основным источником земельного права является КонституцияРеспублики Беларусь.
Она устанавливает наиболее важные стороны государственной иобщественной жизни. Конституция как основной закон закрепляет принципиальныеположения, относящиеся к структуре органов государственной власти и управления.Ею определены основы конституционного строя Республики Беларусь как унитарногосоциального правового государства, полномочия Президента и Правительства,судебных органов власти, органов местного управления и самоуправления.
Нормы Конституции Республики Беларусь являютсяосновополагающими для отраслей права, в том числе и для земельного права. Ихможно условно подразделить на несколько групп:
·    непосредственно посвященные земельнымотношениям;
·    содержащие правовые основы более широкогообъекта правового регулирования и касающиеся природных ресурсов, охраныокружающей среды, составной частью которой являются и земельные ресурсы;
·    участвующие в урегулировании земельных отношенийкосвенно, формулируя положения, относящиеся к праву собственности граждан, кправам и свободам человека и гражданина, гарантируя их защиту, в том числесудебную.
Из 146 статей Конституции 77 (т.е. около 50 процентов)посвящены правам и свободам человека и гражданина. Их дальнейшее развитиепредполагает и закрепление земельно-правовыми нормами (отраслевымзаконодательством). Конституция устанавливает правило, согласно которомузаконы, указы и другие акты государственных органов должны издаваться на основеи в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае же расхождениязакона, декрета или указа Президента Республики Беларусь с Конституциейдействует Конституция. В Конституции предусмотрено, что в случае расхождениядекрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеетверховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа былипредоставлены законом.
/>/>/>/>/>/>/>Согласно ст.13Конституции, собственность в Республике Беларусь может быть государственной ичастной. Государство предоставляет всем равные права для осуществленияхозяйственной деятельности. Недра, воды, леса составляют исключительнуюсобственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся всобственности государства. В ст.44 гарантируется каждому право собственности исодействие ее приобретению. Собственность, приобретенная законным образом,защищается государством. Осуществление права собственности не должнопротиворечить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающейсреде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые закономинтересы других лиц.
Статья 45 гарантирует гражданам Республики Беларусь право наохрану здоровья, которое обеспечивается в числе других мерами по оздоровлениюокружающей среды.
Согласно ст.46 Конституции, каждый гражданин имеет право наблагоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушениемэтого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованиемприродных ресурсов в целях улучшения и защиты условий жизни, а также охраны ивосстановления окружающей среды.
Конституция закрепляет не только важнейшие личные,политические и социально-экономические права граждан, но и их гарантии.Важнейшей гарантией конституционных прав и свобод граждан является ихюридическая защищенность. Конституция обязывает государственные органы,должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, впределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления изащиты прав и свобод граждан. Эти органы и лица в соответствии со ст.59Конституции несут ответственность за действия, нарушающие права и свободыличности. Впервые в конституционной практике Республики Беларусь в ст.60Конституции закреплена судебная защита основных прав и свобод граждан.
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст.79), Президентявляется главой государства.
Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии сКонституцией издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательственнуюсилу на всей территории Республики Беларусь. Юридическая сила нормативных актовПрезидента различна.
Декреты Президента могут быть двух видов:
·    декреты, издаваемые на основании закона оделегировании Президенту законодательных полномочий,
·    временные декреты.
Декреты и временные декреты имеют силу закона.
Декреты и указы Президента, если иное не предусмотреноКонституцией Республики Беларусь, имеют верховенство перед законами и надактами иных государственных органов и должностных лиц.
Проект закона о делегировании Президенту законодательныхполномочий может вноситься в Палату представителей Президентом. Такой проектдолжен определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочийПрезидента на издание декрета.
Не допускается:
·    делегирование полномочий Президенту на изданиедекретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование;
·    изменение и дополнение программных законов;
·    утверждение республиканского бюджета и отчетов оего исполнении;
·    изменение порядка выборов Президента иПарламента Республики Беларусь;
·    ограничение конституционных прав и свободграждан.
Закон о делегировании законодательных полномочий Президентуне разрешает ему изменение этого закона, а />/>/>/>/>/>также не предоставляетправо принимать нормы, имеющие обратную силу.
Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь всилу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий.Временный декрет рассматривается Палатой представителей, а затем СоветомРеспублики Национального собрания в порядке и сроки, определенные регламентомпалат.
Декреты, указы и распоряжения Президента публикуются илидоводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Ониподлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу черездесять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок.Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленномПрезидентом.
Нормативные акты Президента и их отдельныеположения не должны противоречить Конституции Республики Беларусь.
В области земельных отношений нормативных актов Президентанемного, однако они актуальны и восполняют пробелы в земельном регулировании.
Указом Президента Республики Беларусь от б февраля 1995 г. №51 “О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства”* вцелях создания необходимых условий для эффективного ведения сельскохозяйственногопроизводства намечен ряд мер правового характера: введение свободных закупочныхцен на сельскохозяйственную продукцию, Министерству природных ресурсов и охраныокружающей среды, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, областнымисполнительным и распорядительным органам поручено изучить вопрос о наделениичленов колхозов, работников совхозов и других сельскохозяйственных предприятийземельными долями.
Указом Президента от 15 февраля 1995 г. № 64 “Об обеспеченииграждан республики земельными участками”1 установлена важная норма, касающаясяпредоставления земель гражданам для индивидуального жилищного строительства.Данным указом было определено, что земельные участки для этих целейпредоставляются, как правило, гражданам, которые имеют потребность в улучшениижилищных условий. Одновременно районным исполнительным и распорядительныморганам было поручено провести работу по увеличению (за счет дополнительноговыделения земель) гражданам, по их желанию, земельных участков, предоставленныхдля ведения подсобного хозяйства, до одного гектара. Председателямрайисполкомов и горисполкомов поручено взять под личный контроль решениевопросов обеспечения земельными участками, причем в легкодоступных местах, дляиндивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества ветерановвойны, которые имеют потребность в этих участках.
В соответствии со статьей 57 Кодекса о земле при разрушениистроения от пожара или других стихийных бедствий право пользования, правопожизненного наследуемого владения земельным участком сохраняется заземлепользователем, землевладельцем, если он в течение двух лет послеразрушения приступит к восстановлению строения или возведению нового.Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам, введено ДекретомПрезидента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. № 182.
Указом Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г.№ 81' утверждено Положение о порядке передачи земельных участков всобственность юридических лиц (их собственников), а Указом от 6.08. 2002 г. №422 — Положе/>/>/>/>/>ние о порядке изъятия ипредоставления земельных участков.
Кодекс о земле как кодифицированный законодательный актсконцентрировал важнейшие положения земельного законодательства. Он содержитнормы, которые устанавливают правовой режим всех категорий земель. В преамбулеКодекса указывается, что он направлен на рациональное использование и охрануземель, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле,сохранение и улучшение окружающей среды, защиту прав на землю субъектов земельныхотношений. Значимость данного закона состоит в том, что он принят в условияхобновления гражданского, хозяйственного и другого законодательства, отражаетизменения, произошедшие в земельных отношениях в условиях проведения земельнойи аграрной реформ. В силу необходимости стабилизации законодательства, безкоторой невозможно движение вперед, Кодекс о земле взял от предшествующего емуКодекса 1990 года проверенные практикой институты и принципы. Вместе с тем онсодержит и ряд новелл.
Кодекс о земле открывает новый этап в регулированииземельных отношений. В отличие от ранее действовавшего законодательства в немболее детально определено понятие земли как объекта права собственности, кругземельных собственников. Кодекс о земле вслед за Конституцией установил, чтоземли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Вглаве второй раздела 1 Кодекса впервые в законодательстве определены объектыземельных отношений. Ими могут быть земельные участки (их части), в том числе иземельные сервитуты.
Кодекс Республики Беларусь о земле ввел не только понятие,но и круг носителей земельных сервитутов. Им более конкретно, с учетомпотребностей рыночной экономики регулируются отношения государственной ичастной собственности на землю, землевладения и землепользования. Существенномуреформированию подвергся институт права государственной собственности на землю.В Кодексе определена компетенция исполнительных и распорядительных органов,специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам иземлеустройству в области регулирования земельных отношений. Согласно новомуЗакону о земле местные исполнительные органы получили право предоставлятьземельные участки в пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду,передавать в частную собственность, а также изымать их в порядке и на условиях,установленных Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь. МестныйСовет депутатов может в течение одного месяца со дня принятия решения обизъятии и предоставлении земельных участков предложить соответствующемуисполнительному и распорядительному органу пересмотреть данное решение. Даннаянорма вошла в Кодекс о земле на основании положений Конституции, в соответствиис которыми за Советами де/>/>/>/>/>/>путатовзакреплено право отменять нарушающие законодательство решения исполкомов.
Новый Кодекс о земле сузил сферу действия и круг субъектовправа землевладения, сохранив его только в качестве пожизненного наследуемогоземлевладения граждан участками определенных размеров и для целей, названных взаконодательстве. Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия,учреждения и организации потеряли титул постоянных владельцев земли истановятся землепользователями. Аналогичным образом землепользователямистановятся иные учреждения и организации, если им земли были предоставлены дляведения сельского и лесного хозяйства. Необходимость включения земли вхозяйственный и гражданский оборот обусловила включение в новый Кодекс о земленорм, регулирующих вопросы наследования земельных участков, особенностиосуществления сделок с землей и ряд других. Новый земельный закон определилпорядок передачи земельных участков юридическим лицам Республики Беларусь, втом числе и предприятиям с иностранными инвестициями в собственность, закрепилсобственность иностранных государств на землю.
Впервые в законодательстве земли садоводческих товариществ идачного строительства включены в одну категорию с землями населенных пунктов.Граждане Республики Беларусь получили более широкий круг возможностей поиспользованию земель: увеличены с 0,10 до 0,15 га площади земельных участков,отводимых для коллективного садоводства и дачного строительства (на одногочлена кооператива), предусмотрено предоставление земельных участков длястроительства и эксплуатации открытых стоянок или гаражей для хранениятранспортных средств, принадлежащих гражданам Республики Беларусь; установленадля них возможность получить для ведения личного подсобного хозяйства, кроме 1га земель, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения илисобственности, в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров; усиленыгарантии прав граждан при изъятии земель для государственных или общественныхнужд; предусмотрены средства защиты прав граждан-землевладельцев,землепользователей и собственников земельных участков. В Кодексе получилдальнейшее развитие институт крестьянского (фермерского) хозяйства. Иностранныеграждане и лица без гражданства, изъявившие желание вести такое хозяйство,могут получить земельные участки в аренду.
Кодекс Республики Беларусь о земле более детальнорегламентирует вопросы передачи права пожизненного наследуемого владенияземельным участком для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства инаследования земельного участка гражданина Республики Беларусь, который велтакое хозяйство. Кодекс о земле имеет высшую юридическую силу среди иныхземельных законов.
Унитарное государственное устройство Беларуси оказаловлияние на структуру источников земельного права. Законы принимаютсяНациональным собранием Республики Беларусь по наиболее важным вопросам,связанным с регулированием общественных отношений, в том числе и земельных.Главная роль среди таких законов принадлежит Кодексу о земле, который введен вдействие с 1 января 1999 года.
Кодекс более детально регламентирует вопросы передачи правапожизненного наследуемого владения земельным участком для ведения крестьянского(фермерского) хозяйства и наследования земельного участка гражданина РеспубликиБеларусь, который вел такое хозяйство.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>Кодекс о земле имеет высшуююридическую силу среди земельных законов. Однако он не является единственнымземельным законом.
Законами Республики Беларусь регулируются наиболее важныеобщественные отношения.
Среди важнейших законов, направленных на регулированиеземельных отношений в Республике Беларусь,
Закон “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” от 18 февраля1991 г.1;
Закон “О платежах за землю” от 18 декабря 1991 г.2;
Закон “Об особо охраняемых территориях и объектах” от 20октября 1994 г.3 и ряд других.
Немалую роль играют законы, регулирующие отношения в областииспользования и охраны вод, недр, лесов и других природных ресурсов. Отношенияпо использованию природных ресурсов и охране окружающей среды регулируютсяспециальным законодательством. В последние годы принят ряд таких законов:
Кодекс о недрах Республики Беларусь (1996 г);
Водный кодекс Республики Беларусь (1998 г);
Лесной Кодекс Республики Беларусь (2000 г);
Закон об охране и использовании животного мира (1996 г) иряд других.
Водный кодекс в главе 18 устанавливает правовой режимводоохранных зон, прибрежных полос, зон санитарной охраны. В нем урегулированыотношения, связанные с использованием водных объектов для тех или иныххозяйственных нужд, что непосредственно связано и с использованием земель.Среди обязанностей водопользователей — требования соблюдать установленный режимсодержания зон и округов санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого илечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов(ст.32 Водного кодекса).
Гражданский кодекс регулирует имущественные и личныенеимущественные отношения, которые охватываются предметом гражданского права. Вглаве 17 “Вещные права на недвижимое имущество” устанавливаются такие вещныеправа на землю, как право собственности, право пожизненного наследуемоговладения земельным участком, право постоянного пользования земельным участком,право ограниченного пользования чужим земельным участком (земельный сервитут).
Ряд норм, направленных на урегулирование в том числе иземельных отношений, содержат Кодекс Республики Беларусь об административныхправонарушениях и Уголовный кодекс Республики Беларусь.
В систему источников земельного права входят многочисленныезаконы, принятые до введения в действие Кодекса о земле. Это значительноусложняет применение и использование норм земельного законодательства. Доприведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с Кодексомдействующие акты земельного законодательства применяются в части, непротиворечащей Кодексу, если иное не предусмотрено Конституцией РеспубликиБеларусь.
К подзаконным актам относятся: нормативные правовые актыСовета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь(постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), ВысшегоХозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума ВысшегоХозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора РеспубликиБеларусь; нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органовгосударственного управления Республики Беларусь и Национального банкаРеспублики Беларусь; нормативные правовые акты местных Советов депутатов,исполнительных и распорядительных органов.
1.     Постановлениями Правительства РеспубликиБеларусь утверждены:
2.     Основные направления землеустройства вРеспублике Беларусь (от 15 июня 1991 г);
3.     Порядок определения потерь сельскохозяйственногопроизводства, подлежащих возмещению (от 8 сентября 1999 г);
/>/>/>/>/>/>Правительство РеспубликиБеларусь:
·    постановлением от 7 октября 1993 г. № 679 впервыеутвердило нормативные цены на земли, передаваемые в частную собственностьграждан;
·    постановлением от 4 ноября 1993 г. № 754 “Опорядке выкупа земельных участков”2 — порядок выкупа земельных участков;
·    постановлением от 27 декабря 1999 г. № 2012 “Огосударственном акте на земельный участок и удостоверении на право временногопользования земельным участком — документов, удостоверяющих права на земельныеучастки, государственных актов на земельные участки и удостоверений на правовременного пользования землей.
В числе подзаконных нормативных актов — нормативные правовыеакты министерств, иных республиканских органов государственного управленияРеспублики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь. Они принимаются вформе постановлений и приказов. Правление Национального банка РеспубликиБеларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Принимаемые этими органами иные нормативные правовые акты(инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями илиприказами. Они издаются только в случаях и пределах, предусмотренныхКонституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами ПрезидентаРеспублики Беларусь, законами Республики Беларусь, положениями осоответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета МинистровРеспублики Беларусь.
Среди положительных моментов, характеризующих сущностьведомственного нормотворчества, в юридической литературе называются гибкость,оперативность, непосредственность общения управляющего с управляемыми, возможностьбыстрого сообщения адресатам и внесения дополнительных деталей в механизмдействия реализуемых норм. Вместе с тем ведомственному нормотворчеству присущитакие отрицательные черты, как узость, односторонность, амбициозность,преобладание целесообразности над законностью и некоторые другие.
Нормативные правовые акты министерств, иных республиканскихорганов государственного управления направляются в Национальный центр правовойинформации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
К ним обязательно приложить заключение Министерства юстицииРеспублики Беларусь, принятое по результатам юридической экспертизы.
Порядок проведения такой экспертизы устанавливается СоветомМинистров Республики Беларусь по согласованию с Администрацией ПрезидентаРеспублики Беларусь (ст.60 Закона “О нормативных правовых актах РеспубликиБеларусь”).
Так, например, приказом Министерства жилищно-коммунальногохозяйства Республики Беларусь от 1 апреля 1996 г. № 47 утверждена Инструкция потехнической инвентаризации и правовой регистрации дач (садовых домиков) 1.
Значительная роль в издании нормативных правовых актов,регулирующих земельные отношения, принадлежит Государственному Комитету поземлеустройству, геодезии и картографии при Совете Министров РеспубликиБеларусь.
В последние годы им принят ряд нормативных правовых актов:
4.     Положение о снятии, использовании и сохраненииплодородного слоя почвы при производстве работ, связанных с нарушением земель(1999 г);
5.     Положение о рекультивации земель, нарушенных приразработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведениемгеологоразведочных, строительных и других работ (1997 г);
6.     Положение о лицензированиитопографо-геодезических, картографических и землеустроительных работ в РеспубликеБеларусь (1999 г);
7.     Положение о методике проведения оценки стоимостиземельных участков, подлежащих декларированию (1998 г);
8.     Положение об экспертизе проектов, связанных сиспользованием и охраной земель, и контроле за качеством землеустроительных итопографо-геодезических работ (1998 г) и др.
/>/>/>/>/>/>/>Средиподзаконных нормативных актов, направленных на урегулирование земельныхотношений, — нормативные правовые акты органов местного управления исамоуправления. На основании действующего законодательства они принимаютрешения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Чаще всеготакие правовые акты конкретизируют положения действующего законодательства вобласти планирования территорий, землепользования и землеустройства, организациирационального использования земель населенных пунктов, их застройки, охраныземель.
В качестве источников земельного права особое место занимаютмеэюдународные договоры. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанныхпринципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Нормы земельного права, содержащиеся в международныхдоговорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующегона территории Республики Беларусь земельного законодательства. Они подлежатнепосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договораследует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственногонормативного правового акта, и имеют силу того правового акта, которым выраженосогласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующегомеждународного договора.
Нормы земельного права, содержащиеся в международныхдоговорах Республики Беларусь, не вступивших в силу, могут применятьсяРеспубликой Беларусь временно в порядке, установленном законодательством омеждународных договорах (ч.2 ст.161 Кодекса о земле).
Международные договоры имеют приоритет перед национальнымзаконодательством в случае коллизии между ними.
В юридической литературе отмечается, что к источникамземельного права следует относить общие принципы права, нормативные договоры инекоторые обладающие юридической силой обычаи.
Определенную роль в урегулировании вопросов планировки,застройки и использования земель играют государственные стандарты, строительныенормы и правила.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
9.     Конституция Республики Беларусь 1994 года.Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями идополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17октября 2004г) Минск “Беларусь” 2004г.
10.   Гражданский кодекс Республики Беларусь: скомментариями к разделам / Комментарии В.Ф. Чигира. — 3-е изд. — Мн.: Амалфея,2000. -704с.
11.   Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен СоветомРеспублики 28 июня 2008 года. Юридическая база “ЮСИАС”.
12.   Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. — Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения “Молодежное научноеобщество”. 1999. — 360с.
13.   Станкевич Н.Г. Земельное право РеспубликиБеларусь. Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000. – 480с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.