Реферат по предмету "Философия"


Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики

Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики РЕФЕРАТ Содержание I. Схоластика II Биография Фомы Аквинского III. Учение I. Схоластика - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Слово «cхоластика» происходит от лат. Schola школа, или, ближе, от производного «Scholasticus»

- школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.) – представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр; 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.) представители: Альберт фон Больштедт, Фома

Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот; 3) поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.) представители: Томмазо де Вио Гаэтанский, Франческо де Виттория. С ХII века Аристотель становится главной фигурой в философской жизни Европы. Это происходит благодаря арабскому нашествию. Через покоренную арабами-берберами Испанию в Европу стали проникать культурные достижения

Востока. До ХII века средневековым философам были известны лишь его сочинения по логике, переведенные на латынь Боэцием еще в VI веке. Вначале работы Аристотеля были переведены на арабский язык и откомментированы Авиценной (XI в.) и Аверроэсом (ХП в.), а затем вернулись в Европу, где были переведены с арабского на латынь. К ХШ веку в Европе уже появилось несколько университетских центров.

Университеты были в Болонье, Падуе, Тулузе, а также в Оксфорде и Кембридже. Около 1200 года открылся Парижский университет. Во всех этих университетах помимо теологии изучались «свободные искусства», право и медицина. Подготовка в области «свободных искусств» была условием поступления на другие факультеты. Но занятия «свободными искусствами» не всегда давали учащимся те духовные ориентиры, на которые рассчитывало

духовенство. Эта тенденция усилилась с ростом популярности работ Аристотеля, и прежде всего его естественнонаучных работ, а также «Метафизики». Ситуация усугублялась тем, что указанные работы распространялись вместе с комментариями Аверроэса, который усилил материалистические акценты в творчестве Аристотеля. В результате на популярность материалистических идей

Аристотеля католическая церковь ответила запретом на изучение его трудов в Парижском университете. Но это не было выходом из положения, а потому одновременно с запретом была создана комиссия с целью приспособления трудов Аристотеля к христианскому вероучению. Комиссия работала шесть лет, не оправдав надежд церкви. И только после того, как эту работу поручили проделать ученым из ордена доминиканцев, был получен результат.

Львиная доля этого успеха пришлась на особое дарование одного из членов ордена - Фомы Аквинского. II. Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) (1225 г. замок Роккасекка, близ Аквино – 1274 г. монастырь Фоссануова, около Рима), монах, ученик знаменитого теолога, философа и естествоиспытателя

Альберта Великого. Происходил из знатного неаполитанского рода. С пяти лет он обучался в монастыре бенедиктинцев, а затем в университете Неаполя. В 18-летнем возрасте он решил стать монахом ордена доминиканцев и настоял на своем, несмотря на протесты семьи. Будучи монахом, Фома продолжал изучать теологию, сначала в Париже, а затем в Кельне. Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив

степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Наиболее важными из произведений, созданных Фомой считаются его знаменитые «Суммы» - «Сумма истины католической веры против язычников» (1259—1264 гг.) и «Сумма теологии» (1265—1274 гг.), которую он так и не успел окончательно завершить.

В этих произведениях и изложены основные богословско-философские взгляды великого схоластика Запада. Фома пытался обосновать основные принципы христианства опираясь на учения Аристотеля. III. В свое время Августин заявил: «Хочу понять Бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего». Из этого следовало, что природный мир мало интересовал Августина и тех, кто шел за ним. У Фомы Аквинского иное кредо: «Размышляю о теле, чтобы размышлять о

душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над ней же размышляю, чтобы думать о Боге». Постижение Бога у Фомы возможно лишь через изучение его творения. И сделав такой вывод, церковь в лице Фомы обрела в Аристотеле не противника, а мощного союзника. Мир у Фомы предстает как иерархическая система, представляя собой четыре ступени.

Первая - это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень - мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. У Фомы всё сущее состоит из материи и формы. На низшей ступени бытия у Фомы форма составляет лишь внешнюю определенность вещи.

Это соответствует формальной причине (causa formalis). Сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis), которая характерна для растений. Они получают свою целесообразную форму как бы изнутри, в процессе роста. Третий уровень - это животные, и здесь форма становится действующей причиной (causa officiens).

Поэтому для животных характерен не только рост, но и движение как перемещение в пространстве. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не в качестве организующего принципа материи, а сама по себе, то есть независимо от материи (forma separata). Здесь форма является духом, разумной душой. И в этом пункте Фома уже корректирует Аристотеля на христианский лад.

У Аристотеля чистой формой, «формой форм» является только Бог, а разумная душа человека - это внутренняя форма тела, которая вне этого тела, скорее всего, существовать не может. Фома, в отличие от Аристотеля, в вопросе о душе человека занимает более четкую и однозначную позицию. Бог, согласно Фоме, в момент рождения наделяет каждого человека его особой, неповторимой душой, которая не погибает со смертью тела. В этом вопросе

Фома - последовательный христианский мыслитель, а потому не допускает и ть переселения душ, и тем более переселения душ людей в тела животных. Различение ступеней природы связано у Фомы с другими понятиями, заимствованными у Аристотеля, а именно с понятиями актуальности и потенции. Актуальность буквально означает действенность, акт - действие. Потенция, наоборот, только возможность действия, способность к действию. как раз происходит путем превращения

возможности в действительность. Растение, например, сначала является семенем, а семя - это растение в возможности, в потенции. Затем оно переходит в актуальное состояние. Таким образом, возможность у Аристотеля совпадает с материей. Ведь именно в ней заключена потенциальная возможность превращения в любую вещь. При этом Аристотель различает материю как абсолютно бесформенное и неопределенное начало бытия и материю

определенную, оформленную. Неопределенное начало бытия Аристотель называл «первой материей», а оформленную материю - в виде камня, железа и т. п. – «второй материей». По Аристотелю, «вторая материя» постоянно трансформируется, т.е, утрачивая свою форму, перестает быть тем, чем она была. Но «первая материя», по Аристотелю, не может ни возникнуть, ни исчезнуть. И в результате мир в учении Аристотеля существует вечно, хотя и ограничен в пространстве.

То, что мир ограничен в пространстве, полностью согласовывалось с христианской космологией. Но бесконечное существование мира во времени несовместимо с христианским учением о сотворении мира. И это стало одним из главных препятствий на пути приспособления аристотелизма к христианству. Выход был найден Фомой Аквинским, и заключался он в том, что потенция из первичного состояния мира была превращена во вторичное. Потенциальная возможность, или «первая материя»

Аристотеля, у Фомы становится результатом божественного творения. Так в учение Аристотеля была введена идея креационизма, то есть творения мира из ничего, соответствующая сути христианского вероучения. Особое место в учении Фомы Аквинского занимают «доказательства» бытия Бога, которые он излагает в ясной и системной форме. У Фомы таких «доказательств» пять. Все они основаны на принципе постижения

Бога по его творениям. Первое доказательство состоит в том, что если в мире всё движется, то должен обязательно существовать Перводвигатель, то есть Бог. Второе доказательство основано на том, что если в мире все причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, то есть Бог. Третье доказательство заключается в том, что если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать в действительности

и некая абсолютная необходимость, то есть Бог. Четвертое доказательство - Бог является абсолютным Совершенством, поскольку в мире есть более или менее совершенные предметы. Пятое доказательство Аквинат приводит, опираясь на аристотелевское определение целесообразности. Все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом «они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей».

Поскольку сами предметы «лишены разумения», следовательно, «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе». Естественно, что подобным разумным существом может быть лишь Бог. В вопросе божественного провидения Фома также предлагает новые трактовки, отвечающие духу времени. Так, божественное провидение осуществляется не непосредственно, как это было у Августина, а посредством естественных законов. Например, такие явления, как войны, эпидемии и т. п по

мнению Фомы, зависят не от Бога, а от совокупности естественных причин. И потому человек, утверждает Фома, способен через свою деятельность повлиять на ход событий. Этот мотив выражен в учении Фомы Аквинского совершенно явно. Таким образом, католицизм в лице Фомы ответил на стремления поднимающегося «третьего сословия», которое хотело действовать, преследуя свои интересы. В вопросе о трактовки души

Фома же исходит из Аристотеля. Он различает вегетативную душу, присущую растениям, и функции этой души - питание и размножение. Далее идет сенситивная душа, которой обладают животные. Функциями этой души являются чувственное восприятие, стремление и произвольное движение. И только человек имеет разумную душу, функцией которой является мышление. При этом разумная душа человека заодно выполняет и функции двух низших душ.

Душа человека, согласно Фоме, есть чистая форма без материи, она духовна, бестелесна и бессмертна. Но, будучи крупнейшим систематизатором человеческих познаний, Фома дает развернутую картину познавательных способностей души. Помимо чувства и разума он выделяет у человека волю, воображение, способность суждения и память. Вслед за Аристотелем он различает активный и пассивный интеллект, а также говорит о наличии у человека

некоего «общего чувства», которое находится между разумом, постигающим общее, и чувством, имеющим дело с единичным. Высшей познавательной способностью человека у Фомы оказывается интеллектуальное созерцание, сближающее человека с ангелами. Если люди пользуются обычно чувствами, разумом и т.п то ангелы, считал Фома, не пользуются абстракциями, не рассуждают, а схватывают суть бытия в чистом акте непосредственного

созерцания. Лишь частично эта способность присутствует и у человека. Но есть такой способ познания, доказывает Фома, который недоступен даже ангелам. Это абсолютное знание всего и вся, без каких-либо специальных приемов и способностей. Такое познание свойственно лишь Богу. Фома Аквинский считал, что с помощью научно-философских доводов возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например, догмат о бытии

Бога. В то же время, другие догматы научно недоказуемы, так как в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога. И значит, они являются предметом веры, а не науки. Так, по его мнению разум бессилен в обосновании большинства христианских догматов — возникновения мира «из ничего», первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного Суда и дальнейшего вечного пребывания человеческих душ в блаженстве или же в муках.

Фома Аквинский не только христианизировал философию, но и рационализировал христианство. По сути дела, он, так сказать, поставил веру на научную основу. Верующим, и, прежде всего, свои коллегам-теологам, он доказывал необходимость использования научных аргументов в обосновании догматов веры. А ученым показывал, что их научные открытия необъяснимы без искренней веры во Всевышнего. Учение Фомы Аквинского стало высшим этапом в развитии западноевропейской

схоластики. После смерти философа-теолога, его идеи постепенно признаются в качестве основополагающих сначала среди монахов-доминиканцев, а затем и во всей Римско-католической Церкви. Со временем томизм (от латинского прочтения имени Фома — Тома) становится уже официальным учением римско-католической Церкви, каковым является до сих пор. Аристотелевская аргументация была использована

Фомой Аквинским в обосновании христианской космологии, христианской гносеологии, христианской этики, психологии и т.д. Фома Аквинский, наподобие Аристотеля, создал развернутую систему католического вероучения, объясняющую практически все проблемы окружающего мира и человека. И в этом смысле он как бы завершил многовековой период в развитии христианства среди народов Западной Европы, исповедующих католичество. Список используемой литературы:

1. Шаповалов, В. Ф. Основы философии. От классики к современности : учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 2. Дзикевич, Е.А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского / Е.А. Дзикевич. – М 1986. 3. Соколов. В.В. Средневековая философия / В.В. Соколов. – М 1979. – 623с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.