Реферат по предмету "Экономика"


Предпринимательство в здравоохранении

Введение
Изучаемая тема является чрезвычайно актуальной. Это обусловленорядом следующих причин.
Здравоохранениезанимает исключительное место в социально ориентированной экономике, именноздесь производятся общественно потребляемые блага – медицинские услуги. Впоследнее время здравоохранение все более полно вовлекается в экономическийоборот общества, чему способствует активное функционирование медицинскихучреждений на рыночных основах. Причем наблюдается все большая зависимостьздравоохранения от общего экономического роста в стране: платежеспособностьнаселения влияет на объемы платных услуг отрасли, а стабилизация вгосударственном секторе позволяет рассчитывать на развитие целевых программ,финансируемых государством.
Коренноереформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет,введение системы обязательного и добровольного медицинского страхованиянеизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. В этихусловиях вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента имаркетинга приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящеговремени.
Цельюданной работы является необходимость охарактеризовать основные организационно –правовые формы в здравоохранении.
Достижениеданной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1.Охарактеризовать понятие «предпринимательство в сфере здравоохранения».
2.Описать организационно-правовые формы организации здравоохранения.
В процессенаписания данной работы нами были использованы в основном следующие методы:
1.Сравнительный анализ литературных источников.
2.Системный.
В процессенаписания данной работы нами в основном были использованы учебные имонографические источники.

1. Понятие«предпринимательство» в здравоохранении
Неотъемлемое право не только на здоровье, избавление от физическихстраданий, – недугов, но и на нравственное сострадание к своим болезням,то есть на милосердие [4, с. 118].
Ведь врач имеет дело с человеческой болью, которая в каждом случаеиндивидуальна, и лечит не только тело, но и душу. Вернее – и тело, и душу. Иначеон не врач, а механик, а лечение – это ремонт.
Больной немощен и ему надо помочь. Вот главное, а все остальное – потом.Возьмем теперь рынок. По большому счету, нравственность рынка – соблюдение определенныхправил, направленное на то, чтобы доверие между партнерами сохранилось, асделка – повторилась. Ради ее конечного результата и самоцели – прибыли. Этоаксиома: коммерсант, промышленник ставит свой экономический интерес на первоеместо. Его партнер чаще всего здоров, энергичен и желает купить услугу илитовар для того, чтобы приумножить свое благополучие.
Но значит ли, что в медицине всякое предпринимательство при таких«возвышенных», целях ее деятельности – несостоятельно? Следует ли, говоряпроще, целиком поместить ее на чье-то содержание: посадить, скажем под«крылышко» государства на бюджетный паек или целиком отдатьблагодетелю-спонсору?
Применительнок здравоохранению понятия предпринимательской деятельности, прибыли, рынкавызывают одинаково стойкое неприятие у граждан и должностных лиц, как в России,так и за рубежом.
Такоенеприятие предпринимательства в здравоохранении объясняется субъективными иобъективными факторами [3, с. 83].
Субъективноенеприятие предпринимательства в здравоохранении обусловлено следующимифакторами.
Преждевсего, отечественное здравоохранение основано на традиционном принципебесплатности медицинской помощи.
В условияхсоциалистического распределения здравоохранение признавалось непроизводственнойсферой народного хозяйства, и получало финансирование из бюджета [6, с. 234].
Здравоохранениемогло освоить столько бюджетных средств, сколько в него вкладывалось. Если бы вздравоохранение вкладывалась половина государственного бюджета, и такиевложения оно могло бы полностью освоить.
Существовавшиев прежние времена хозрасчетные поликлиники считались исключением. В аптеках желекарства всегда отпускались за плату.
Товарообменныйхарактер деятельности одних учреждений здравоохранения (аптек) нераспространялся на деятельность других (стационаров и поликлиник).
Сизменением конституционного строя принцип бесплатности медицинской помощисохранился, но на фоне поменявшихся юридических и экономических реалий.Возникла юридическая категория услуги.
Появилосьзаконодательство о медицинском страховании граждан. Государство стало плательщикомза медицинские услуги, оказываемые гражданам бесплатно.
Если услугиоказываются гражданам бесплатно, то производители медицинских услуг получают заэто плату. Плата за медицинские услуги для их производителей является доходом[6, с. 234].
Деятельностьпо оказанию медицинских услуг экономически стала производственнойдеятельностью, а юридически – деятельностью, приносящей доходы.
Если преждебесплатность медицинской помощи была принципом здравоохранения, то в настоящеевремя она стала конституционной гарантией гражданам со стороны государства.
Гарантиейтого, что в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ониполучат медицинскую помощь бесплатно для себя.
Однакопоскольку медицинская помощь приобрела экономическую форму услуги, постолькупроцесс ее оказания стал подвержен экономической оценке [6, с. 235].
Если преждемедицинская помощь оказывалась не в товарных отношениях, то в настоящее времямедицинская помощь стала оказываться в соответствии с оплатой медицинскихуслуг, в состав которых она входит.
Междугосударством в качестве плательщика и государственными и муниципальнымиучреждениями здравоохранения в качестве производителей медицинских услуг сталискладываться отношения товарообмена в пользу граждан, для которых медицинскаяпомощь остается бесплатной.
При этомюридически одинаковые медицинские услуги оказываются за юридически одинаковуюплату юридически одинаковыми хозяйствующими субъектами – государственными имуниципальными учреждениями здравоохранения и частными организациями. Ихдеятельность одинаково основана на извлечении доходов от оплаты медицинскихуслуг.
Внезависимости от того, приносит она прибыли или убытки, деятельность вэкономическом обороте с результатом, имеющим форму товара, являетсяпредпринимательской.
Различиялишь в том, что по общему правилу медицинские услуги гражданам частнымиорганизациями оказываются за плату, которую производит сам гражданин, агосударственными и муниципальными учреждениями здравоохранения – за плату,которую за гражданина производит государство.
Будучибесплатными для граждан, оказываемые им медицинские услуги равно длягосударственных и муниципальных учреждений здравоохранения и частныхорганизаций бесплатными не являются.
Тем самымдетерминантой субъективного неприятия гражданами (обществом) предпринимательствав здравоохранении является не характер деятельности медицинских организаций ине их имущественная принадлежность (государственная, муниципальная или частнаясобственность), а лишь бесплатность получения медицинской помощи.
Однаконеприятие предпринимательства в здравоохранении свойственно не только гражданам(обществу) [5, с. 168]. Предпринимательство вызывает неприятие со стороныпубличного института здравоохранения.
Преждеединая государственная система здравоохранения в настоящее время представленагосударственной и муниципальной системами здравоохранения и включаетсоответствующие органы управления здравоохранением и учрежденияздравоохранения. И те, и другие связаны единством финансирования из казныгосударства и муниципальных образований.
Противопоставлениемфинансированию здравоохранения из публичных источников являются поступления отлюбых частных лиц. Тем самым предпринимательством в публичном институтездравоохранения признается не деятельность, приносящая доходы, а лишьдеятельность, доходы от которой происходят из частных источников.
Еслиследовать логике субъективных факторов неприятия предпринимательства вздравоохранении в совокупности, предпринимательской является деятельностьчастных организаций, оказывающих медицинские услуги гражданам за плату, непроисходящую из казны государства или муниципальных образований.
Всоответствии с российским законодательством предпринимательской являетсясамостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическоеполучение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работили оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленномзаконом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).
Чтобывыявить объективные причины неприятия предпринимательства в отечественном здравоохранении,необходимо раскрытие понятий, связанных с предпринимательством вообще и в здравоохранениив частности.
Предпринимательскойявляется деятельность:
– самостоятельная,направленная на благо приобретений (получение прибыли), неразрывно связанное сбременем утрат (несение рисков);
– систематичноосуществляемая в обороте товаров, работ, услуг;
– субъекта,имеющего государственную регистрацию в качестве юридического лица илипредпринимателя без образования юридического лица.
Такимобразом, медицинской и иной деятельностью в области охраны здоровья является предпринимательскаядеятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинскогоназначения
2.Организационно-правовые формы в сфере здравоохранении
Всовременном здравоохранении при усилении роли на результативность работы иэкономическую эффективность деятельности актуализируются вопросы выбораорганизационно-правовых форм, правового статуса производителей «бюджетных» ивозмездных медицинских услуг [5, с. 169].
Покапредложения о развитии новых, юридически самостоятельных и разрешенныхзаконодательно форм ведения предпринимательской деятельности часторассматривается в отрасли как покушение на отчуждение собственности,оплачиваемой государством.
Законом«О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 года установлен статуссубъекта правоотношений – некоммерческих организаций (НКО), к которым относитсяи распространенная в государственном секторе здравоохранения организационнаяформа – бюджетное учреждение.
Внормативных актах, регулирующих деятельность НКО, в том числе и вбухгалтерских, четко не указывается на то, что возможно самостоятельноераспоряжение доходом от основной и разрешенной предпринимательскойдеятельности, в отличие от коммерческих организаций, у которых доход приреализации товаров, работ или услуг появляется в результате всегда толькопредпринимательской деятельности и попадает в самостоятельное распоряжениеорганизации.
Другие,кроме учреждения, организационно-правовые формы НКО – автономная некоммерческаяорганизация (АНО), некоммерческие партнерства и фонды пока не так частовстречаются в здравоохранении.
Муниципальные(государственные) унитарные предприятия (далее – УП) также начинают появлятьсяв отрасли.
Однако,несмотря на то, что отношения между плательщиком и производителями медицинскихуслуг имеют экономический характер, отношения между органами управленияздравоохранением и учреждениями здравоохранения сохранили административныйхарактер.
Как ипрежде, деятельность учреждений здравоохранения в качестве бюджетных учрежденийподчинена нормативным предписаниям. В результате, если деятельностьпроизводителей медицинских услуг экономического характера сводится к извлечениюдоходов, то их распределение в учреждениях здравоохранения происходит вадминистративном порядке.
Выйдя запределы механизма государства, учреждения здравоохранения не обрели свое местов экономическом обороте. Получая плату за медицинские услуги из государственныхвнебюджетных фондов, от страховщиков и от иных плательщиков, учрежденияздравоохранения дистанцируются от понятия предпринимательской деятельности.Будучи юридическими лицами с предоставленными законом правомочиямихозяйствующих субъектов, учреждения здравоохранения позиционируются вадминистративной подчиненности органам управления здравоохранением [5, с. 167].
Юридическиразличающиеся характером и сферой деятельности, правовым положением и целымрядом других признаков, государственные и муниципальные органы управленияздравоохранением и государственные и муниципальные учреждения здравоохраненияискусственно объединены в единый публичный институт здравоохранения.
Кроме того,в соответствии с нормативно-правовым регулированием деятельности в РФ,предоставлением медицинских услуг населению могут заниматься хозяйственныеобщества: общества с ограниченной ответственностью (ООО), акционерные общества(АО), которыми признаются коммерческие организации с разделенным на доли(вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное засчет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственнымобществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Правовоеположение хозяйственных обществ, права и обязанности его участниковрегулируются ГК РФ и соответствующими специальными законами. Главнойимущественно-правовой особенностью открытых акционерных обществ (ОАО)признается то, что все участники могут отчуждать принадлежащие им акции безсогласия других акционеров. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) все его акциираспределяются среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
Существующаяв современных условиях законодательная база по приватизации государственной имуниципальной собственности (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ«О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями от27 февраля 2003 г.) дает процедуры по переходу НКО в коммерческий ичастный сектор экономики.
Однакодля объектов социальной сферы предусмотрена специальная процедура «золотаяакция» или специальное правило по ограничению свободы подобного перехода.Признавая низкую экономическую целесообразность собственно приватизацииобъектов здравоохранения, о ней следует говорить лишь в контексте особенностейчастной системы: защита производителя от жестких административно-командныхметодов управления в отрасли и наличие свободного права распоряжения доходамиот предпринимательской деятельности в медицинских организациях.
Однакосвободная рыночная среда деятельности коммерческих медицинских организаций тойили иной организационно-правовой формы требует смены менталитета медицинскихработников, а также кардинального пересмотра функций менеджмента, особенносвязанных с управлением финансами и планированием экономических результатов.

Заключение
Такимобразом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующихвыводов.
Здравоохранениезанимает исключительное место в социально ориентированной экономике, именноздесь производятся общественно потребляемые блага – медицинские услуги. Впоследнее время здравоохранение все более полно вовлекается в экономическийоборот общества, чему способствует активное функционирование медицинскихучреждений на рыночных основах. Причем наблюдается все большая зависимостьздравоохранения от общего экономического роста в стране: платежеспособностьнаселения влияет на объемы платных услуг отрасли, а стабилизация вгосударственном секторе позволяет рассчитывать на развитие целевых программ,финансируемых государством.
Коренноереформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет,введение системы обязательного и добровольного медицинского страхованиянеизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. В этихусловиях вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента имаркетинга приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящеговремени.
Медицинскойи иной деятельностью в области охраны здоровья является предпринимательскаядеятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинскогоназначения.
Законом«О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 года установлен статуссубъекта правоотношений – некоммерческих организаций (НКО), к которым относитсяи распространенная в государственном секторе здравоохранения организационнаяформа – бюджетное учреждение.
Внормативных актах, регулирующих деятельность НКО, в том числе и вбухгалтерских, четко не указывается на то, что возможно самостоятельноераспоряжение доходом от основной и разрешенной предпринимательскойдеятельности, в отличие от коммерческих организаций, у которых доход приреализации товаров, работ или услуг появляется в результате всегда толькопредпринимательской деятельности и попадает в самостоятельное распоряжениеорганизации.
Другие,кроме учреждения, организационно-правовые формы НКО – автономная некоммерческаяорганизация (АНО), некоммерческие партнерства и фонды пока не так частовстречаются в здравоохранении.
Муниципальные(государственные) унитарные предприятия (далее – УП) также начинают появлятьсяв отрасли.

Задача
 
Решеноорганизовать дневной стационар на базе обычного стационара с мощностью не более22 коек (две палаты на пять и две на шесть коек). Затраты на коммунальныеплатежи (тепло, электричество), содержание здания и оборудования, зарплату дляврачей постоянные. Затраты на медикаменты, питание больных растут прямопропорционально числу пациентов. На каждые 12 коек требуется дополнительно однамедсестра, на каждые 11 коек – санитарка.
Заполнитетаблицу:
Тепло,
свет, врачи Медсестры Санитарки
Медикаменты,
питание
Полные
затраты
Средние
затраты
Маржинальные
затраты 1 150 11 9 5 175 56,67 5 2 150 11 9 10 180 56,67 10 3 150 11 9 15 185 56,67 15 4 150 11 9 20 190 56,67 20 5 150 11 9 25 195 56,67 25 6 150 11 9 30 200 56,67 30 7 150 11 9 35 205 56,67 35 8 150 11 9 40 210 56,67 40 9 150 11 9 45 215 56,67 45 10 150 11 9 50 220 56,67 50 11 150 11 9 55 225 56,67 55 12 150 11 18 60 239 56,67 60 13 150 22 18 65 255 59,67 65 14 150 22 18 70 260 63,33 70 15 150 22 18 75 265 63,33 75 16 150 22 18 80 270 63,33 80 17 150 22 18 85 275 63,33 85 18 150 22 18 90 280 63,33 90 19 150 22 18 95 285 63,33 95 20 150 22 18 100 290 63,33 100 21 150 22 18 105 295 63,33 105 22 150 22 18 110 300 63,33 110

Решение
Полные затраты – это отнесенная на определенный объект (продукт, группупродуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) общая суммазависящих и не зависящих от объема производства затрат, то есть в нашем случаеполные затраты представляют собой сумму постоянных и переменных затрат.
Средние постоянные затраты – постоянные издержки предприятия,приходящиеся на единицу выпускаемой продукции. Средние постоянные затратыопределяются делением постоянных затрат на количество произведенной продукции.
Маржинальныезатраты – это дополнительные затраты, которые несет предприятие, то есть суммапеременных затрат.
Результатырасчетов занесены в таблицу.

Списокиспользуемой литературы
 
1. Войцекович, Б.А., Редько,А.Н., Козиева И.С. Предпринимательская деятельность вздравоохранении/Б.А. Войцехович,
А.Н. Редько, И.С. Козиева. –М.: Высшее образование, 2008. – 208 с.
2. Вялков, А.И., Райзберг, Б.А.,Шиленко, Ю.В., Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие длявузов/ А.И. Вялков, Б.А. Райзберг, Ю.В. Шиленко. – М.:ГЕОТАР – МЕД, 2002. – 328 с.
3. Ковалевский, С.С.,Гладков, Ю.М. Математические методы в управлении обязательным медицинскимстрахованием/С.С. Ковалевский,
Ю.М. Гладков. – М.:Высшая школа, 2008. – 800 с.
4. Колосницына, М.Г.,Шейман, М.М. Экономика здравоохранения: Учебник/ М.Г. Колосницына, И.М. Шейман. –М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 479 с.
5. Регулирование предпринимательской деятельности в системахздравоохранения европейских стран. /ред. Солтман Р.Б., Буссе Р.,
Моссиалос Э. /Пер. сангл. – М.: Весь Мир, 2002. – 272 с
6. Стародубов, В.И., Лозовский,А.В., Тихомиров, А.В. Предмет оплаты труда в здравоохранении // Главныйврач: Хозяйство и право. – 2004. – №3. – с. 13–17
7. Щепин, О.П., Галуева, Л.А. Организацияпредпринимательской деятельности в здравоохранении/под ред. В.И. Стародубова. –М.: МЦФЭР, 2006. – 432 с.
8. Экономиказдравоохранения: Учебное пособие – 2-е изд. / Под ред. ГЭОТАР – Медиа,2007. – 272 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.