Реферат по предмету "Экономико-математическое моделирование"


Измерительные шкалы в математическом моделировании. Теория принятия решений

Тема работы: Измерительныешкалы в математическом моделировании. Теория принятия решений.
Цель работы: рассмотретьизмерительные шкалы в математическом моделировании; введение в теорию принятиярешений.

1. Измерительные шкалы в математическом моделировании
измерительная шкала математическоемоделирование
Существует4 измерительные шкалы:
1.  Шкала наименований (полинальная).
2.  Порядковая (ранговая или ординарная).
3.  Интервальная.
4.  Шкала отношений (пропорциональная).
Этишкалы делятся на метрические и неметрические.
Метрическиешкалы – это шкалы, у которых есть единицы измерения (например, метр, м/с). К нимотносятся шкала отношений.
Неметрическиешкалы – это шкалы, у которых нет единицы измерений. К ним относятся шкаланаименований, порядковая и интервальная шкала.
Понятия,относящиеся к определенной шкале, описаны в таблице 1.
Шкаланаименований является распределяющей по классам, имеющим разные названия. Еслипеременная или признак принимает значение 1 или 0, шкала называетсядихотомической.
Порядковаяшкала измеряет степень выраженности свойства, т.е. классифицирует объекты попризнаку: «больше или меньше» (ранжирование).
Интервальнаяшкала измерения построена на классификации по принципу: «больше на определенноеколичество единиц» или «меньше на определенное количество единиц». Положение 0не означает полного отсутствия измеряемого свойства.
Таблица1.Шкала наименований Порядковая шкала Интервальная шкала Шкала отношений
Цвет глаз,
номера машин,
телефонные номера и др.
Военные ранги,
твердость минералов,
сила ветра,
ранги специалистов
Время,
температура,
календарь и т.д.
Рост,
время выполнения задания, скорость ветра

Шкалаотношений классифицирует объекты пропорционально степени выраженностиизмеряемого свойства. Есть абсолютный ноль (0), указывающий на полноеотсутствие измеряемого свойства.
Статистическиемеры, допустимые для разных типов шкал, приведены в таблице 2.
Таблица2.
Статистическиемеры, допустимые для разных типов шкал.Шкалы Центральная тенденция Меры изменчивости Связь Шкала наименований Количество объектов в классе, модальная категория Распределение процентных отношений
Сопряженность
Коэффициенты –
j, c2, Чупрова Порядковая Модальные, медианные значения Распределение процентных отношений, квантели
Коэффициенты –
Чупрова, Спирмена Интервальная, шкала отношений Мода, медианна, среднее распределение процентных отношений, дисперсия, стандартные отклонения, коэффициенты вариации
Коэффициенты –
j, c2, Чупрова, Спирмена, коэффициент корреляции Пирсона
2. Теория принятия решений
Выбор любого управленческого решения всегда ограничен.Это объясняется необходимостью следовать определённым нормам поведения, которыеи ориентируют руководителя. В зависимости от ситуации руководитель выбираетвариант управленческого воздействия «я обязан поступить так, а не иначе…», «ядолжен поступить так, хотя и не обязан …», «я вынужден поступить так, хотя и недолжен так поступать …».
Требования некоторых нормвступают в противоречие, поэтому руководитель взвешивает различныенормосочетания, их комбинации. В своём сознании он каждый разрешаетпротиворечия. При этом огромную роль играют нравственность, человеческаяпорядочность руководителя.
Важный «рубеж», которыйпереходит руководитель, принимая решение, — это оценка возможных последствий.Выбор в конечном счёте зависит от того, какой информацией о последствиях располагаетруководитель. Если она минимальная или противоречивая, то решение,эмоционально-волевое. Если информация более или менее полная инепротиворечивая, то выбор имеет рациональную основу.
Принимая то или иное решение, руководитель всегда имеетв виду двоякий эффект: производственно-экономический инравственно-психологический. И оценкой правильности принятого им решенияявляются не только хозяйственные показатели, но и поведение работников придостижении ими производственных целей, мера их активности, инициативы,коллективизма.
Ответственностьруководителя возрастает, когда ему приходится принимать рискованные решения.Она тем более увеличивается, если решение принято единолично и оперативно.
Чем выше ответственность,тем более оправданным должен быть риск. Это возможно лишь тогда, когда решениевырабатывается с учётом мнения всех, кому придётся его реализовать.
Решение, принятоеединолично, с одной стороны, повышает ответственность руководителя, с другой –ставит его в положение персонально виновного за возможные ошибки. Он неучитывает, что работники реагируют не только на то, насколько правильно егорешение, но и на то, в какой мере он считается с их мнением, ценит ихспособность к совместному сотрудничеству. Поэтому цена «цена» ошибкиоборачивается не только экономическими потерями, но и психологическими травмами(конфликты), нравственно-педагогическими просчётами (безразличие к работе) идезорганизующими факторами (увольнения, простои …).
В «вертикальном» управленческом взаимодействии многоерешают личностные отношения нижестоящего руководителя с вышестоящими. Есливышестоящий начальник авторитетен и никогда не уходит от личнойответственности, то нижестоящий прилагает усилия, чтобы справиться с порученнымделом. Он старается избежать конфликтов с подчинёнными ему работниками и строитсвои отношения с ними так, чтобы у них возникло желание выполнять задание вустановленные сроки. Руководитель пытается предвидетьпсихолого-производственную ситуацию, создаёт в своём сознании оптимальнуюмодель управленческого взаимодействия… он прогнозирует будущие события,рассчитывая на успех. Это компенсирует отрицательные эмоции, связанные сопасениями за выполнение задания. Прогноз делового поведения работниковстроится на позитивно-эмоциональной основе; предвосхищение успеха подавляетбоязнь риска. Ведущий мотив деятельности руководителя – желание оправдатьдоверие начальника и доброкачественно выполнить задание.
Если же вышестоящийруководитель неавторитетен и склонен перекладывать вину, на подчинённых, тонижестоящий опасается оказаться «без вины виноватым», поскольку может ожидатьот него разноса по любому поводу, в том числе и за ошибки, в которых невиноват. В результате он меньше обеспокоен выполнением полученного задания, итем более микроклиматом в своём коллективе. В его сознании прогноз деловогоповедения работников подменяется прогнозом поведения начальства. Эта подменапроисходит на негативно-эмоциональной основе. Ведущий мотив деятельностируководителя – стремление избежать компрометирующей ситуации и доложить овыполнении во что бы то ни стало, а лучше всего – досрочно…
Управленческое решение – главное в управлении.
Решение будеткомпетентным, если руководитель знает не только технологию производства,экономику, но и социальную психологию, имеет представление о теорииорганизаций, системных исследованиях, методах использования деловых совещаний,нормализации рабочей нагрузки и т.п.
Любые управленческиерешения наряду с техническими и экономическими вопросами содержат предписания сцелью мотивировать и стимулировать творческую активность, способствоватьразвитию личных качеств, деловой обстановке, благоприятному для работыпсихологическому климату. От того, насколько точно учтены и использованы этипсихологические факторы, всё больше зависит уровень общей компетентности и темсамым результативности управленческого решения.
Поскольку развитие влюбой области всегда есть появление нового, неизвестного прежде, тоиспользование отработанной сложившейся стандартной техники в процессеуправления не исключает, а предполагает и требует новаторского подхода,систематической проверки приемлемости сложившихся методов и выявления новыхвозможностей. Решение всегда требует эвристического подхода, то естьноваторского поиска, научной интуиции, творческого отношения.
Использованиестандартизированного подхода к выработке решений само по себе включает«стандартную» задачу поиска новых, пока нестандартных идей, систем, методов ипроцедур.
Чем больше опыт иобразованность руководителя, тем глубже он понимает происходящие процессы, темточнее его решения и выше результаты.
Помимо образованностируководителя, важную роль при выборе решения играет трезвость иуравновешенность его оценок и суждений, которая вырабатывается опытом работы.
Современнаянаучно-психологическая революция в известной мере является и революцией втехнике управления людьми. Высокообразованным человеком нельзя руководить также, как и малообразованным. Повысилось значение морально-этических категорий вуправленческом решении. Большую роль для производства стала игратьвоспитательная работа, и руководители поставлены перед необходимостью учитыватьв своих решениях морально-политические последствия технологических иэкономических изменений.
Системные исследования – метод не только изучения иконтроля процессов в управляемых объектах, но и выработки управленческихрешений.
Для обработки и сведениявоедино всей информации руководитель всё чаще прибегает к системному анализу,который позволяет определить тенденции развития и их альтернативы в случаеразличных внешних воздействий на объект. Определяя оптимальный вариант решения,руководитель всегда, сознательно или стихийно, пользуется той или иной модельюуправляемого процесса, построенной по законам системных исследований.
Оптимизация решенияозначает такое распределение выгоды, которое наилучшим образом отвечаетинтересам системы в целом.
Оптимизация решениядостигается его систематической корректировкой.
Высокая степеньоптимизации решения практически не осуществима никакими иными методами, помимосистемных исследований.
Системный подходпозволяет на основе знаний об управляемом процессе построить его модель,изучить на ней поведение объекта и таким путём определить наилучший образдействий (стратегию и тактику).
Моделирование в широкомсмысле не есть нечто новое и необычное. Любое размышление есть уже начало«моделирования»: в сознании возникает образ объективного процесса в виде егологической схемы. Системный анализ упорядочивает это размышление, даёт емуматематическо-логический аппарат, систематизирует процедуру выработки решений.
Строя модель для решенияорганизационных и социально-психологических задач, используют логические играфические формы, т. е. делают словесное описание, которое в существующейадминистративной практике именуют докладной или служебной запиской, иливычерчивают организационную схему.
В системных исследованияхпроцесс решения расчленяется на шесть этапов:
1.  постановка задачи;
2.  построение моделей;
3.  нахождение решений по моделям;
4.  проверка решения на модели;
5.  последующая корректировка решения(подстройка);
6.  реализация решения.
Постановка задачи означает выявлениеэнтропии на основе собранной об объекте информации. Нужно ответить на вопрос:какая проблема существует, что мешает развитию, в чём несовершенство прежненего режима. Для перехода от изучения к выработке решения используются методыпрогнозирования. К ним относятся составление «сценария», «дерева возможныхключевых событий» и «дерева целей».
Построить модель – значитсоздать документ, фиксирующий состояние исследуемого процесса в виде формулы сиспользованием символов, графика или схем. Модель общества или его частей(отдельных трудовых коллективов) представляет собой изображение (графическое,словесно-логическое), символическое
Социальной структуры, формальных и неформальных групп, взаимодействующихдруг с другом на фоне социально-экономических условий и информационнойобстановки.
Главное значение модели состоит в том, что она позволяетнаглядно представить фронт работ.
Найти решение с помощьюмодели можно путём подстановки различных численных или логических величин вуправляемые переменные. Полученные результаты сопоставляют и таким образом.
Если результат нельзявыразить в виде непрерывного ряда переменных численного или графического вида,тогда подставляют случайные числа или условия. Подстановка случайных величинесть метод проб и ошибок. Его называют методом итерации, или методомМонте-Карло.
Надёжность методаМонте-Карло зависит от точности и совершенства модели и способов её проверки.
Проверка решения – посуществу есть те же действия с помощью модели, подчинённые цели выяснить каксебя «проявит» избранный вариант. Проверка может вынудить пересмотреть принятоерешение, тогда эта операция как бы пристрастился в предыдущую.
Решение, полученное намодели, эффективно только в пределах колебаний переменных, не выходящих закакие-то крайние величины, которые признаются наиболее вероятными. В этихпределах решений, и проверка модели.
Если же переменные или соотношение между ними отклоняютсядальше пределов, которые были приняты и проверены как наиболее вероятные,модель решения перестаёт быть пригодной, решение на её основе окажетсяошибочным. Если процедура корректировки или подстройки решений закладывается втой или иной степени в само решение, это значительно повышает его компетентность.

Списокиспользуемой литературы
1. Секреты умелогоруководителя / сост. И.В.Липсиц. – М., Экономика, 1991.
2. Михеев В.И.Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работыруководителя. М., 1975.
3. Сидоренко Е.В.Методы математической обработки. Санкт-Петербург, 1996.
4. Актуальныепроблемы управления. Под ред. В.Г. Шорина, 1972.
5. Дейнеко О.А.Комплексная рационализация управленческого аппарата. 1982.
6. Г. Эмерсон. 12принципов производительности. 1987.
7. Ф.Ф. Аунапу.Методы подбора и подготовки кадров руководителей производства. 1971.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.