Реферат по предмету "Туризм"


зарубежный опыт инновационной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра социально- культурного сервиса и туризма КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИННОВАЦИИ В СКС И Т» НА ТЕМУ: «Зарубежный опыт инновационной деятельности» Выполнила: ст ка


5 курса, гр. А 651 Магомедова П. З. Проверила: зав. кафедры СКС и Т Идрисова Н. Л. МАХАЧКАЛА 2010   Содержание Введение… 3 Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности ………….1. Основы государственного регулирования инновационной деятельности.2. Формирование государственной инновационной политики в зарубежных странах….….


3. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации….… …14 Глава 2. Перспективы развития инновационной деятельности в туризме в Республике Дагестан… ………….….1. Курортно-рекреационный потенциал Дагестана - тенденции и проблемы….… 2. Перспективы развития рынка туризма в Дагестане - государственная и инвестиционная поддержка… …3. Инвестиционный проект «Лазурный берег»… … 30 Заключение… 33 Список литературы… … 3


7 Приложения 38 Введение Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста. В широком смысле слова инновационная деятельность - это мо


мент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития. В узком («специфически экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний. Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и


производственной сферой, в результате взаимосвязи, которых, реализуются технико-экономические потребности общества. Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновац


ионного продукта. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки. Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.


Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ. В этой связи, мне кажется целесообразным поподробнее остановиться на методах государственного регулирования инновационной деятельности. Актуальность темы исследования обосновывается тем, что в современных условиях в мировой экономике происходят глобальные перемены. Идет интенсивное становление информацион


но-индустриального общества, основанного на инновациях, на знаниях, которые превращаются в важнейший фактор международной конкурентоспособности. Движущими силами интернационализации хозяйственной жизни и инновационной деятельности в мировом хозяйстве выступают транснациональные корпорации (ТНК). В крупных зарубежных филиалах, как правило, открывались центры по адаптации продукции ТНК к местным условиям, ее сертификации на национальных рынках (с учетом требований местного законодательств


а, климата, возможных эргономических особенностей и т.п.). Считалось, что задача местных центров не в том, чтобы создавать нововведения, а в том, чтобы расширять базу для уже опробованных на рынках продуктов, снижая тем самым их стоимость. До недавнего времени, анализируя роль ТНК в мировой экономике, исследователи преимущественно уделяли внимание деятельности корпораций в области зарубежного инвестирования, производства. Гораздо меньше места уделялось проблемам научно-технического взаи


модействия, участию ТНК в международном разделении труда на поприще НИОКР, в инновационной деятельности за пределами страны базирования. Возникшие новые явления в международном инновационном процессе представляют большой научный интерес и объективно делают актуальными исследования эволюции подходов современных ТНК к сотрудничеству с субъектами мирового хозяйства в области инновационной деятельности и, естественно, с учетом российской составляющей. Перед Россией стоит задача сформировать экономику инновационного типа, с


делать инновации ключевым фактором, как экономического роста, так и облагораживания структуры экспорта. Степень научной разработанности проблемы. Последние десятилетия проблемы инноваций и их роли в интеграции хозяйствующих субъектов в мировую экономику стали предметом особого внимания как зарубежных, так и отечественных экономистов. Цель работы заключается в определении направлений дальнейшего использования зарубежного опыта инновационной деятельности. Для достижения поставленной цели автором были поставлены сл


едующие задачи: • изучить основы государственного регулирования инновационной • деятельности; • исследовать формирование государственной инновационной политики в зарубежных странах; • раскрыть особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации; • проанализировать перспективы развития инновационной деятельности в туризме в Республике Дагестан; • характеризовать курортно-рекреационный потенциал Дагестана - тенденции и проблемы; • проанализировать инвестиционный прое


кт «Лазурный берег». Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности 1.1. Основы государственного регулирования инновационной деятельности Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций. Таким образом, орган государстве


нного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты. Вероятные реакции инновационных организаций на положительные меры государственного регулирования могут быть следующие: * освоение новых рынков; * кооперация с другими организациями; * улучшение качества продукции; * поиск партнеров и кредитов и т.д. При уменьшении возможностей реакции организации будут следующие: * сокращение ресурсного потенциала; * свертывание деятельности; * снижение ур


овня рисковости; * отказ от заказов с низкой эффективностью; * свертывание инвестиций; * банкротство или самоликвидация . В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана к краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных


с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы. В условиях, когда высока неопределенность коммерческого успеха инновационного проекта, велики затраты финансовых ресурсов, частный сектор предпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующее соотношение спроса и предложения. В этой связи, задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, кот


орая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок, в том числе на внешнем рынке. Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются: > аккумулирование средств на НИОКР и инновации; > координация инновационной деятельности; >стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; >создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защит


ы авторских прав новаторов и охраны интеллектуальной собственности; > кадровое обеспечение инновационной деятельности; > формирование инновационной инфраструктуры; >институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; >обеспечение социальной и экологической направленности инноваций; > повышение общественного статуса инновационной деятельности; > региональное регулирование инновационных процессов; > регулирование международных аспектов инновационных процессов . Государственное


регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий. Государственное регулирование использует формы и методы, соответствующие потенциальным возможностям, которые предоставляют существующие рыночные отноше


ния. В Германии и Японии, где традиционно отводят важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов. Государство формирует цели и принципы собственных приоритетов инновационной и научной сфер. При этом необходимо различать научно-техническую и инновационную политику. В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний. Цель инновационной политики


– создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности. 1.2. Формирование государственной инновационной политики в зарубежных странах Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы


к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий. К особенностям реализации научной и инновационной политики в разных странах относятся различные доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Шве


йцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань. По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять: * государственные стратегии активного вмешательства; * децентрализованного регулирования; * смешанные. При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими


факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. Так, в Японии, руководствующейся данной стратегией, наблюдается тесные связи между органами государственного управления и товаропроизводителями. Государство не только выполняет ориентирующие функции, но и играет активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов. Стратегия активного вмешат


ельства наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах. Стратегия децентрализованного регулирования более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательств


а. Например, государство предлагает в экономической сфере, созданные в госсекторе научно-технические новшества и создает инфраструктуру инновационной сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в С


ША, Великобритании и ряде других стран . В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности. Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляе


т государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции. В США, с помощью крупномасштабных целевых проектов государственное регулирование инновационных процессов осуществляется в следующих основных направлениях: • стимулирование создан


ия венчурных фирм и исследовательских центров мелких и средних инновационных предприятий, в том числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США; • бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерал


ьного правительства; • льготное кредитование и выдача грантов мелким фирмам – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования; • формирование государственной инновационной инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций; • мониторинг и прог


нозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности; • предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии); • осуществление морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.); • льготное налого


обложение инновационной деятельности; • антимонопольное законодательство, обеспечивающее развитие внутренней и международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей. Япония и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к до


стижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий. В Японии для развития экспортного производства используются не только прямое субсидирование, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях . К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в


Евросоюз, относятся: • единое антимонопольное законодательство; • система ускоренной амортизации оборудования; • льготное налогообложение НИОКР; • поощрение малого наукоемкого бизнеса; • прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий; • кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию. Повышение роли государства в области инновационной деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывна


я инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить. Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество . Другой причиной повышения роли государства в области инновационной деятельности является стремительный рост затрат, необходи


мых для ее осуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на научно-исследовательское оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров. Для развития информационного обеспечения НИОКР создан Европейский информационный центр. Целью программы является повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий. Активное участие государства в инновационной деятельности связано с необходимостью долгосрочн


ого прогнозирования результатов научно-технической и инновационной деятельности. Эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения. 1.3. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации Формирование рыночных отношений в России коренным образом меняет систему государственного управления инновациями. Принципиально изменяются функции органов государственного управления в связи с пере


ходом от ведомственно-отраслевого к программно-целевому управлению. Правительство Российской Федерации совместно с регионами управляет единой топливно-энергетической и транспортной системами, оборонными предприятиями, связью и информацией, метрологией и стандартизацией, программами фундаментальных НИР и стимулирования нововведений. Государственная инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном). Основной зада


чей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики. Общие вопросы инновационной политики отражены в указах


Президента РФ, в подготовке которых участвуют отделы аппарата Президента, а также Совет по научно-технической политике при Президенте РФ. Являясь консультативным органом, Совет информирует Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом; разрабатывает предложения о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; подготавливает предложения по заключению межгосударствен


ных соглашений по научно-техническим вопросам; и т.п. Для целей настоящей Концепции используются следующие термины: - "инновация (нововведение)" - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; - "инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследовани


й и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки; - "государственная инновационная политика" - определение органами государственной власти Российской Федерации, а также её субъектов целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновацион


ных программ и проектов; -"инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)" - совокупность различных видов ресурсов; -"инновационная сфера" - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций; - "инновационная инфраструктура" - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры


и другие специализированные организации); - "инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий) . Правительственная комиссия по научно-технической политике, возглавляемая


Председателем Правительства, координирует деятельность министерств и ведомств в инновационной сфере, обеспечивая согласованную работу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской Академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной политики в инновационной сфере, по стимулированию реализации в производстве научно-технических достижений. Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационной деятельности. Однако до сих пор отсутствует за


конодательное закрепление инновационной деятельности, прав инноваторов, механизма разработки и реализации инновационной политики. Комиссия по научно-технической политики, созданная при Правительстве РФ, для координации действий государственных органов управления в вопросах развития инновационной деятельности, приняла Положение «О приоритетных направлениях развития науки и техники и перечне критических технологий федерального уровня». Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности


– руководство формированием федеральных целевых программ. Разработка ведется в рамках государственных научно-технических программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют три ведомства – Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике. Министерство экономики РФ, непосредственно разрабатывающее государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей национальной экон


омики, основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной деятельности . Координацию выполнения стратегии развития промышленности осуществляет Госкомитет РФ по промышленной политике. Этот Госкомитет разрабатывает предложения по основным направлениям инвестиционной политике, осуществляет меры по развитию предпринимательства, конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленном комплексе страны. А также, Госкомитет определяет перспективные направлени


я НИОКР в промышленности. Бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит осуществляет Министерство финансов РФ. Сейчас, в России безвозвратное бюджетное финансирование распространяется только на фундаментальные исследования. Во всех остальных случаях финансирования предоставляется на срочной, возвратной и платной основе. В России функционируют специальные государственные органы (Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого


предпринимательства), которые финансируют предпринимательские проекты и предоставляют государственные гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур. Государственные внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности финансируют мероприятия за счет внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций. В РФ субъектами образования внебюджетных фондов являются: • министерство п


ромышленности, науки и технологии РФ, формирующее Российский фонд технологического развития; • федеральные министерства, создающие внебюджетные фонды соответствующих министерств; • другие федеральные органы исполнительной власти, образующие внебюджетные фонды ведомств; • корпорации, концерны и ассоциации, которые формируют внебюджетные фонды объединений. Общий кризис государственного финансирования мешает эффективной и скоординированной работе внебюджетных фондов. Инновационная политика, согласно Постановлению правительства


, призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности проду


кции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные изменения основных производственных фондов. Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепл


ения на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов). Инновационная политика в отношении этих групп отрас


лей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести: - разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хоз


яйственный оборот; - создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях; - развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему


экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к не востребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники; -


развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности; - совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные произ


водства и организации, усилить приток в них частных инвестиций; - реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу; -


использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения. Глава 2. Перспективы развития инновационной деятельности в туризме в Республике Дагестан 2.1. Курортно-рекреационный потенциал Дагестана - тенденции и проблемы Немного найдется в стране мест, где имеются такие возможности для развития туризма


и отдыха, как в Дагестане. Возможности, которых нет у многих признанных лидеров мировой туристической индустрии. Здесь имеются перспективные возможности для привлечения инвестиций, которые дадут быструю окупаемость. Об этом сказано и написано множество научных работ, но, все же говоря о перспективах развития инновационной деятельности в республике, необходимо повториться. Республика Дагестан – самая южная республика России. Она расположена на стыке Европы и Азии в восточной части


Кавказа и является самой южной частью России и имеет прямой выход к международным морским путям. Дагестан граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами - Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном, внутри Российской Федерации соседствует со Ставропольским краем, Калмыкией и Чеченской Республикой. С древнейших времен здесь пролегали крупные торговые пути, соединяющие восток с за


падом. В средние века через Дагестан проходил легендарный торгово-караванный маршрут «Великий шелковый путь». Сейчас по территории республики пролегают важнейшие маршруты федерального значения. Через ее территорию проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального значения. Дагестан выгодно отличается от многих регионов России своими географическими и природно-климатическими условиями и не имеет аналогов на Евро-Азиатском континенте по качеству и


количеству климатобальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории. Природно-климатические условия и историко-этническое наследие Дагестана дают уникальные возможности для развития здесь всех видов туризма: пляжного и водного, горнолыжного и экстремального, этнического и исторического, экологического и лечебно-оздоровительного. Длина береговой линии Каспийского моря - 530 километров с обширными песчаными пляжами, теплым морем и ионизированным воздухом.


Горные склоны со снежными вершинами высотой более 4000 м, отличающейся обилием солнца, ультрафиолетовой радиацией и отсутствием ветров и туманов. На высокогорные вершины Дагестана проложены альпинистские маршруты. Республика располагает возможностями для привлечения любителей экстремальных видов туризма – традиционных горнолыжного и альпинистского до молодых и модных маунтинбайка, кайтсёрфинга, парапланеризма, рафтинга, джиппинга, каньонинга.


В Дагестане более 6 тыс. памятников истории и культуры, из них 173 — федерального значения. Старейший культурный центр Дагестана — Дербент сохранил уникальные памятники истории, архитектуры, археологии. Здесь находится крепость «Нарын-Кала», признанная ЮНЕСКО памятником мирового значения . Население Дагестана - это уникальное этническое сообщество. Нигде в мире на столь небольшой территории не проживают более 100 национальностей и народностей. Причем каждый народ


сохранил свои давние традиции, фольклор, народные промыслы и этнолингвистический облик. По разнообразию растительно-климатических поясов Дагестан не имеет себе равных в России: от субтропического леса в устье реки Самур, пустынь и полупустынь на севере республики до высокогорных тундр и ледников. Всего флора Дагестана насчитывает около 4000 видов, среди которых множество эндемиков и реликтов. Богат и разнообразен животный мир Дагестана, насчитывающий 89 видов млекопитающих, 300 видов птиц и


92 вида рыб, в том числе осетровых. Также немного найдется мест, где еще имеются такие возможности для развития санаторно-курортного лечения. Здесь имеется большое количество геотермальных источников. Многие из них по своей мощности и целебным свойствам не уступают или даже превосходят источники всемирно известных курортов. Например, курорт "Талги" является единственной бальнеолечебницей в мировой курортной практике, основой которой являются сульфидные высококонцентрированные воды с содержанием сер


оводорода. Нередко в одном месте сочетаются горный и морской пейзажи, вдобавок, здесь расположена историческая часть и имеется большое количество геотермальных источников . Вот уже несколько лет республиканские власти прикладывают огромные усилия для того, чтобы превратить Дагестан в современный туристический край, удалось акцентировать внимание на необходимость дальнейшего развития единственного на юге России альтернативного варианта приморского туризма на дагестанском побережье


Каспийского моря, не уступающего Черноморскому побережью по многим показателям. В Дагестане хорошо отдыхать и путешествовать в любое время года. Весной и осенью, летом и зимой сюда стремятся любители горного туризма, этнографы и историки, охотники и рыболовы. Для туристов в Республике Дагестан есть хорошая возможность ознакомиться с историей, культурой, традициями и обычаями народов Дагестана . Особо следует сказать о неповторимой и самобытной культуре и искусстве народов


Дагестана. Умельцы народных художественных промыслов: мастера - златокузнецы из Кубачи, ювелиры Гоцатля, гончары Балхара, деревообработчики Унцукуля, ковровщицы Южного Дагестана - снискали себе заслуженную славу и почет на многочисленных выставках и ярмарках мира, а их изделия стали самой узнаваемой и знаменитой визитной карточкой страны гор - Дагестана. Уже сегодня можно говорить о влиянии туристской составляющей на экономику республики. Удельный вес туризма в сфере услуг в н


астоящий момент составляет 11,1% . Правительством республики туризм определен как стратегическая бюджет образующая отрасль экономики. В республике предпринимаются меры по рациональному использованию имеющегося ресурсного потенциала и созданию условий для возрождения туризма на качественно новом уровне. Возросли объемы как въездного, так и вы¬ездного туристских потоков. Количество посетивших Дагестан туристов выросло с 5 тыс. в 2000 г. до 200 тысяч человек в прошлом году.


К 2012 г. планируется увеличить поток туристов и отдыхающих до 600 тыс. человек. Республика Дагестан является одним из наиболее привлекательных, колоритных и самобытных регионов России. Испокон веков Дагестан притягивал к себе бесчисленное количество путешественников, художников, поэтов и писателей. Главная задача сегодня - это создание и развитие совершенно новой инфраструктуры объектов туризма и отдыха, дальнейшее развитие индустрии отдыха. Перечисляя все эти достоинства республики,


напрашивается вопрос: «Почему индустрия туризма до сих пор находится на стадии развития?» Одной из основных проблем является общественное сознание. Жители республики не готовы к наплыву туристов и не осознают, как изменит их жизнь развитость данной отрасли экономики. Целесообразно информирование населения о перспективах, которые открываются перед республикой, при этом уделяя особое внимание новому поколению.


Особое место отводится образованию населения и его самообразованию. Процесс должен контролироваться властями и проходить как пропаганда. В дальнейшем это повлечет к большей заинтересованности жителей республики к развитию туризма. Существует также внешний фактор, влияющий на отсталость республики. Это общественное мнение жителей России о Дагестане, которое оставляет желать лучшего. Выходом из сложившейся ситуации будет федеральная PR-кампания по созданию благоприятного имиджа республики. 2.2. Перспективы


развития рынка туризма в Дагестане - государственная и инвестиционная поддержка Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли. А чтобы, удержаться на плаву в мировом рынке, необходимо постоянно придумывать что-то новое и применять это на деле. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из


300 занятых в сфере услуг, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокие качества сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристического потока. Все это определяет объективную необходимость в смене возникшей сегодня в стране ситуации. Процесс децентрализации управления туризмом должен быть дополнен совершенным механизмом


регулирования и поддержки туристической деятельности со стороны правительства. Система регулирования определяет совокупность форм и методов государственного регулирования, реализующихся через соответствующие системы и звенья управления экономикой и сферой туризма региона. Для развития туристско-рекреационного комплекса Дагестана необходимы значительные инвестиции в строительство гостиниц, дорог, коммуникаций, должны быть использованы новые формы туризма и отдыха. В республике созда


но самостоятельное ведомство, занимающееся вопросами развития туристской отрасли – Агентство по туризму Республики Дагестан. Работа Агентства направлена на реализацию государственной политики в области туризма, создание условий для развития туристской инфраструктуры и привлечение инвестиций, позиционирование Дагестана как региона с высокими туристскими возможностями; на развитие законодательно-нормативной базы в сфере туризма и вопросов программного обеспечения развития туристской отрасли. Ту


ристская отрасль постепенно занимает свою нишу в социально-экономическом развитии республики. В последние годы сфера туризма развивается стабильно и динамично. Индустрия туризма обладает высоким инвестиционным мультипликационным эффектом: 1 рубль вложений приносит 4 рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - 1 рабочее место в туризме приводит к появлению 4 рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производс


тве туристского продукта. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Республике Дагестан, в 2009 году республику посетили 37,6 тысяч иностранных граждан, это на 44,1% больше, чем в 2008 году. По данным Управления ФНС России по РД, от деятельности средств размещения, предприятий отдыха и развлечения поступления налоговых платежей в 2009 году составило 141039 тысяч рублей. В настоящее время Агентством по туризму Республики Дагестан в целях развития инфраструктуры экономики, в том числе инфрастр


уктуры отдыха и оздоровления, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на российском и международном рынках подготовлены и представлены в министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ для включения в проект федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» пять инвестиционных проектов, которым предполагается государственная поддержка. Агентство приняло участие в разработке Концепции Федеральной целе


вой программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации до 2025 года» и раздела по Республике Дагестан проекта Концепции Федеральной целевой программы «Развитие туристско-рекреационного комплекса побережья Азовского и Каспийского морей» (2010-2014 гг.). Принимаются меры, направленные на привлечение инвестиций и реализацию приоритетных для республики инвестиционных проектов. Агентством по туризму РД совместно с министерством инвестиций и вн


ешнеэкономических связей РД разработаны три инвестиционные программы на побережье каспийского моря, с целью строительства туристско-рекреационных учреждений. Проекты в условиях республики являются инновационными, так представляют собой что-то новое раннее не применяемое. На дагестанском побережье Каспия предполагается строительство объектов гостиничного комплекса, в составе средств размещения повышенной комфортности, среднего и туристского класса, объектов санаторно-курортного назначения и общекурортных учреждений. Агентство по тури


зму РД принимает участие в реализации проекта «Большое Золотое Кольцо России» (в нем участвуют около 50 регионов страны), направленного на восстановление объектов культуры и истории национального значения, развитие патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан, оказание содействия развитию внутреннего и въездного туризма. В связи с этим, в частности, предусмотрено строительство многофункциональных туристских центров на участке автодороги «Кизляр-Махачкала-


Дербент». Правительство России утвердило концепцию Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма" на 2011-2016 годы общим объемом в 332 миллиарда рублей, сообщает. При этом бюджетные средства в ФЦП составят менее трети - 96 миллиардов рублей. Именно эта цифра закладывается в разрабатываемую сейчас правительством концепцию федерально-целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в России на


2011–2016 годы». По мнению специалистов, основными факторами, определяющими туристскую привлекательность региона, являются: его доступность; природа и климат; отношение местного населения к приезжим; инфраструктура региона; уровень цен; состояние розничной торговли; спортивные, рекреационные и образовательные возможности; культурные и социальные характеристики. Туристско-рекреационный потенциал, географические, социально-культурные характеристики республики, древние народные промыслы, традиции и своеобразный уклад жизни впо


лне отвечают этим требованиям . Туристско-рекреационная отрасль при создании благоприятных условий может и должна стать движущей силой экономической стабилизации и развития экономики региона. Сегодня Дагестан предоставляет практически все существующие виды туризма - пляжный, лечебно-оздоровительный, познавательный, развлекательный, этнический, экстремальный и другие. Для туристов предлагается большое количество разнообразных программ и маршрутов путешествий по всей территории республики. В настоящее время вед


ется разработка концепции создания особой экономической зоны на территориях инвестиционных площадок, где ведутся работы по созданию инженерной и сопутствующей инфраструктуры для развития туристско-рекреационных комплексов. Основные проблемы развития туризма, которые характерны в целом по России.  рост транспортных тарифов и стоимости гостиничных услуг, что связано с повышением коммунальных тарифов, процентных ставок по кредитам, многократным ростом ставок налога на землю; ᠕


6; моральный и физический износ туристской инфраструктуры, отсутствие эффективных механизмов стимулирования инвестиций в ее развитие;  несовершенство действующей нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности в сфере туризма и др. 2.3. Инвестиционный проект «Лазурный берег» Власти Махачкалы намерены построить в ее прибрежной части Лазурный берег - город-спутник республиканской столицы, которой не хватает территории для дальнейшего развития инфраструктуры (Приложение на диске). По мнению городских в


ластей, появление города-спутника поможет разгрузить Махачкалу, которая быстро растет и развивается. Город-спутник рассчитан на 75-80 тысяч жителей, его возведение планируется на территории прибрежного участка площадью 300 гектаров в юго-восточном районе Махачкалы. Проект в условиях республики является инновационным. Так как ставит перед собой задачу реализовать строительство того, чего в республике не было. Будут применены инновационные способы возведения объектов. Сами объекты будут новаторскими и актуальными.


Например, будет построен первый в республике яхт-клуб. Общий объем инвестиций в строительство Лазурного берега - 150 миллиардов рублей. Помимо 2 млн. кв. м. жилья со всей необходимой инфраструктурой, здесь планируется строительство детского развлекательного комплекса на 1080 мест общей площадью более 26000 кв. м Дворца спорта на 2500 зрителей, лечебно-оздоровительного комплекса площадью свыше 40 тысяч квадратных метров, лечебного стационара на 70


0 койко-мест, театра юного зрителя, Дворца бракосочетаний, крытого катка, цирка и яхт-клуба . Со строительством Лазурного берега Дагестан получит развитую инфраструктуру туризма. Здесь запланировано 15 современных высотных отелей с числом отдыхающих более 17000. Предполагается создание культурно-этнографического комплекса площадью почти 7 тысяч квадратных метров, позволяющего разбавить современный городской пейзаж национальным дагестанским


колоритом, воссоздать уклад жизни наших предков, сохраняющий культуру народов Дагестана и способствующий развитию ремесленного искусства. Проектные решения будущего города-спутника разработаны китайским проектным институтом "Далянь Тян-Гонг", что вносит в строительство зарубежный опыт. Китайцы недавно начали серьезно разрабатывать направление туризма, и после своей Олимпиады ставят задачу скоро быть в одном ряду с главными мировы


ми лидерами и во въездном туризме как по количеству зарубежных клиентов, так и по доходам от их присутствия в стране. Проект «Лазурный берег» был предложен Главой Муниципального образования «город Махачкала», Председателем Совета местных властей Амировым Саидом Джапаровичем, с целью решения социальных и культурных задач в городе Махачкале. Цель инвестиционного проекта: • Привлечение инвестиций в республику Дагестан; • Создание дополнительных рабочих мест; • Решение социальных и экономических задач. Задачи


инвестиционного проекта • Строительство жилых комплексов разной категории и этажности (средне экономического и элит - люкс), со всей социально-культурной инфраструктурой: больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли, объекты торговли и общественного питания, кинотеатры и другие объекты досуга. • Строительство санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристических зон и объектов вдоль побережья Каспийского моря для развития массового отдыха и туризма и связанной с ними индустрии сервиса. • Развитие коммунальной сф


еры в городе Махачкала. В соответствии с проектом площадь участка включает в себя несколько микрорайонов и кварталов застроек для размещения отдыхающих, кварталы объектов обслуживания и парковую зону. Остальную часть занимают территории общественного использования (площади дороги, улицы, зоны рекреации и т.д.) Вдоль шоссе запланированы жилые массивы, соединенные между собой парковыми зонами. В выделенных участках расположены гостиничные комплексы разной этажности яхт-клубы, молодежный развлекательный центр, аквапар


к, центр современного искусства, дворец спорта, киноцентр, и другие объекты культуры, санаторно-оздоровительного, спортивного и туристического комплекса. Срок реализации проекта составляет 8 лет при том, что начало строительства переносится на следующий год уже не первый раз. Инвесторы заморозили этот проект, в связи с финансовым кризисом и нестабильностью региона. Выйдет ли проект в эксплуатацию покажет время. Пока можно лишь прогнозировать и говорить, что данный проект выгоден для


Дагестана и его реализация окупит себя через 4 года после начала действия. Строительство «Лазурного берега» позволит создать десятки тысяч рабочих мест, дать мощный толчок развитию экономики, туризма, оздоровительного отдыха и индустрии сервиса. Заключение Мы живем в век путешествий и открытых границ. Многочисленные турфирмы предлагают клиентам туры на любой вкус и доход, и при желании турист может попасть в любую точку планеты. Остается только выбрать, с по


мощью кого осуществить заветную мечту, а выбирать есть из чего: улицы пестрят от ярких вывесок с названиями турфирм, приглашающих потенциальных туристов провести отпуск в сказочных заморских странах. В условиях жесткой конкуренции первостепенной задачей любой турфирмы является, безусловно, завоевание лидирующего места на туристском рынке, получение и увеличение прибыли. Одним из способов обратить внимание потребителей на свой товар является предложение рынку нового товара, отличного от товара конкурентов. Именно с


воевременный вывод нового товара на рынок способен привлечь новых покупателей, увеличить доход предприятия. Поэтому зарубежный опыт помогает выбрать свой путь развития, давая возможность учиться на опыте других. Под инновацией он подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации пр


едставляют собой метод конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, цен и росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Инновация как процесс или как продукт может стать одной из главных статей дохода предприятия, оказывая существенное влияние на увеличение прибыли. Туризм является одной из важнейших отраслей сервиса, и это требует современных форм и механизмов обслуживани


я клиентов. Однако не все компании охотно применяют инновации на практике. Ведь инновация – это прежде всего риск и немалый. Любая инновация, особенно если она затрагивает организацию в целом, вызывает сопротивление, так как принятие и осуществление инновации связано с ломкой стереотипов восприятия, поведения и установок. Страх менять что-то в постоянной и привычной работе мешает фирмам обращаться к новым механизмам. Например, многие туроператоры предлагают своим региональным агентства


м новую систему бронирования – бронирование туров в on-line, что позволяет получать практически мгновенное подтверждение тура. Таким образом, туроператор экономит время на обработке заявки, а турагент, в свою очередь, ускоряет процесс оформления клиента. Выгода очевидна: экономя время на работе, турагент получает возможность привлечь клиента своей оперативностью. Но до сих пор, несмотря на достаточно широкое применение и удобство данной системы, многие агентства отказываются так работать. Куда ближе непосредс


твенный контакт с туроператором. Боязнь быть не услышанным и не понятым заставляет агентов обращаться к старой и проверенной системе бронирования – с помощью факса. Это яркий пример неприятия инновации. Чаще всего в основе отрицания инновации лежит социально-психологический аспект: оценивая свои возможности, достаточное количество сотрудников организации склонны считать, что они не имеют необходимых при внедрении инноваций умений и навыков. Это вызывает опасение оказаться лишним и как следствие – сопротивление изменениям


. Но существует и другая точка зрения на значение инновации. Фирмы, использовавшие в своей деятельности инновационные аспекты, утверждают, что создание и продвижение нового турпродукта не только желательная деятельность организации, но и необходимая. Жесткая конкуренция на современном российском рынке обязывает турфирмы разрабатывать и предлагать новые и обновленные товары. Например , в летнем сезоне 2003 г. турецкий рынок предложил три новых отеля сети World of Wonders: Kremlin Palace, Venezia Palace и


1C Tropicana. Kremlin Palace представляет собой комплекс зданий, каждое из которых в точности повторяет какой-либо фрагмент Московского Кремля. Такого на рынке туризма не предлагал еще никто! Этот шикарный пятизвездочный отель обслуживает своих туристов почти тотальным all-inclusive, в стоимость обслуживания включены даже импортные элитные алкогольные напитки, услуги прачечной, парикмахерской, сауна, тренажерный зал и многое другое, что обычно предлагается в отелях за дополнительную плату. Отель


нацелен на предоставление своим гостям обслуживание самого высокого качества. Согласно статистическим данным по летнему сезону 2003 г. около 87% клиентов Турции отдохнули в турецких отелях высшей категории. Туристы – это двигатель прогресса. Существует два вида инновации: кризисная инновация и инновация развития. При грамотном подходе к созданию и реализации инновации она может принести немалый доход и немалую пользу. Кризисная инновация – э


то скорое быстрое решение о нововведении для того, чтобы спасти существующий товар от исчезновения с рынка. Она выводится на рынок в рекордно сжатые сроки и при правильном позиционировании на рынке товар выживает. Инновация развития – несколько отличный от предыдущего вид. Она внедряется медленно и продуманно, выводится на рынок не спонтанно, а постепенно, является поддерживающей инновацией, способной предупредить старение существующего товара. Для туристского бизнеса необ


ходимо использование двух этих видов инновации, так как туристский рынок – рынок нестабильный, поддающийся влиянию различных событий в окружающих и смежных областях. В данных условиях турфирмы должны не только создавать новый продукт, но уметь своевременно реагировать на новые изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, обладать способностью к созданию новых методов работы и улучшению результатов деятельности. Таким образом, инновация – необходимый пункт в программе развития и реализации турпродукта на


рынке. Главная цель турфирмы – выжить в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь максимальное количество потребителей. Для развития экономики и научно-технического прогресса вперед мировые государства принимают активное участие в инновационных проектах. Инновационная деятельность всецело поддерживается и направляется государственными и общественными институтами, представителями бизнеса. Развитие инновационной деятельности и увеличение объема ресурсов, вовлекаемых в инновационный процесс, определяют нео


бходимость сотрудничества и кооперации, как частных, так и государственных субъектов (фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через кооперацию деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов реализуется организационная функция государств. Список литературы 1. Доклад Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Об итогах социально-экономического развития


Российской Федерации за 2009 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2006 год»// Правовая система «Консультант Плюс» 2. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». 3. Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российск


ой Федерации», 2006. – 72 с. 4. Александрова А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова М.: Турист, 2001. – 224 с. 5. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие / И.Т. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2000. 6. Биржаков М.Б. Введение в туризм/ М.Б.Биржаков. – М.: 2001. – 338 7. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 230 с. 8. Ермасов С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности/ С.В


. Ермасов. – СПЭА, 1997. – 334 с. 9. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений тур. Профиля / В.А. Квартальнов М.: Финансы и статистика, 2003 315 с. 10. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник / А. Б. Здоров - М.: Финансы и статистика, 2005 272 с. 11. Чудновский А.Д Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях:


учебное пособие / А. Д. Чудновский , М.А.Жукова - М.: КНОРУС, 2007. – 416 с. 12. Культура, отдых и туризм // Россия в цифрах – М.: Гос. ком. стат. РФ - 2003. 13. Туризм в России: статистический сборник/ гос. ком. РФ по статистике. – М.: Б.И 2000. 14. Биржаков М.Б Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б Никифирова В.И -


СПб.: Невский фонд, 2004 82с. 15. Баразгов К.В Кротова Е.Л. Экономико-статистический анализ сферы туризма и отдыха // Вопр. статистики. — 2002. — № 10. — С. 59–67. 16. http://www.vzmore.info/ 17. http://www.dagtourism.com/ 18. http://www.biblio-tour.ru 19. http://investrd.ru/ 20. http://tourlib.net/









Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.