Реферат по предмету "Уголовный процесс"


Прокурор в досудебном производстве по уголовному делу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Тихоокеанскийинститут политики и права
Кафедра уголовногоправаПрокурор в досудебном производстве
по уголовному делу.
                                                                                    Курсоваяработа студентки группы Ю-6
                                                                                    УсовойВалерии Викторовны
                                                                                    Научныйруководитель – Колбанова И.Н.
                                                                                    Датазащиты_________________________
                                                                                    Оценка_____________________________
Владивосток
2004

ОГЛАВЛЕНИЕВведение……………………………………………………………………………. 3
§ 1.Прокурор как участник уголовного процесса………………………………...6
§ 2.Прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу……...….10
§ 3.Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК…….15
Заключение……..…………………………………………………………………..21
Список  литературы………..………………………………………………………23

Введение
            Одним изважнейших средств борьбы с преступностью являются уголовно-правовые меры,возникновение и развитие которых связано с реакцией общества и государства напреступления, т.е. правонарушения против личности, общества или государства,признаваемые государственной властью наиболее опасными и запрещенные уголовнымзаконом под угрозой наказания.
          Для обеспечения задач, стоящих передуголовным правом, существует уголовно-процессуальное право и регулируемый имуголовный процесс, который, как и уголовно-процессуальное право, детерминировануголовным правом.
          Среди специальных мер, направленных наборьбу с преступностью, важное место занимают уголовно-процессуальные меры,которые в рамках конкретного уголовного дела направлены на раскрытиепреступления и установление лиц, его совершивших, осуществление в отношенииэтих лиц уголовного преследования, установление их виновности и применение кним в строгом соответствии с уголовным и уголовно-процессуальнымзаконодательствами наказания либо освобождение от ответственности.
          Уголовно-процессуальным правом, как илюбой другой отраслью права, регулируется определенная область общественныхотношений. С получением сообщения о готовящемся или совершенном преступлении удолжностных лиц, ответственных за его рассмотрение и последующее производствопо уголовному делу, возникают фактические отношения с другими субъектами;должностными лицами, представителями организаций, гражданами. Эти отношениявозникают, развиваются и прекращаются на протяжении всего производства поуголовному делу, а также при исполнении принятых по нему решений. На ихрегулирование, прежде всего, и направлены нормы уголовно-процессуального права.В них установлены права и обязанности субъектов правовых отношений, реализациякоторых осуществляется путем совершения тех или иных действий, либо воздержанияот них. Следовательно, уголовно-процессуальные действия составляют содержаниеуголовно-процессуальных отношений (уголовного процесса).
          Деятельностьразличных субъектов уголовного-процесса — это сумма отдельных разрозненных иразобщенных действий. Напротив, они представляют собой «звенья однойцепи», систему взаимосвязанных и последовательно проводимых процессуальныхдействий (возбуждение уголовного дела, проведение следственных действий пособиранию доказательств, привлечение лица в качестве обвиняемого, допрособвиняемого и т.п.).
            Следовательно, уголовный процесс — это установленная уголовно-процессуальным законом и основанная наконституционных принципах система отношений, ответственных за ведение уголовныхдел государственных органов между собой, с гражданами и другими субъектами всвязи с выполнением задач уголовного судопроизводства.1
Характе6рнымиособенностями деятельности государственных органов в сфере судопроизводстваявляются:
во-первых,строго определенный круг субъектов — суд, судья, прокурор, следователь,начальник следственного отдела, дознаватель, орган дознания,
во-вторых, установление ее форм, методов и средств нормамиуголовно-процессуального закона.
Основнымисточником уголовно-процессуального права является уголовно-процессуальныйзакон. В настоящее время в РФ действует УПК РФ, принятый 22 ноября 2001 г. иодобренный СФ 5 декабря 2001 г., подписанный Президентом РФ 18 декабря 2001 г.(Федеральный закон № 174-ФЗ). За исключением некоторых положений УПК РФ вступилв силу с 1 июля 2002 года, «сменив» УПК РСФСР 1960 г., который действовал с 1января 1961 г., ___________________________________
1 Уголовный процесс: Учебник длястудентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/Подред. В.П. Божьева. 3-еизд., испр. и доп. — М.: Спартак,2002. С.7-8.
претерпев с того времени около 50 изменений и дополнений.Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ «О введении в действие УПКРФ» с изменениями и дополнениями от 29 мая 2002 года (ФЗ-59) определяет порядокдействия УПК РФ, например, ст.10 Закона установила иной срок вступления в силуст.29 УПК и иных связанных с ней норм, касающихся передачи судам в ходедосудебного производства полномочий по разрешению производства следственныхдействий, затрагивающих конституционные права граждан – например, напроизводство обыска в жилище – с 1 января 2004 года, а до этого времени решенияпо этим вопросам принимает прокурор; или ст.7 Закона – относительнорассмотрения уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях коллегией изтрех судей федерального суда общей юрисдикции с 1 января 2004 года, ссохранением (при определенных условиях) в составе суда народных заседателей;или ст.8 Закона – относительно действия суда с участием присяжных заседателей –с 1 января 2003 года в тех регионах, где они не были созданы.
НовыйУПК состоит из 473 статей, размещенных в 5 частях, состоящих из 18 разделов, которые,в свою очередь, состоят из 55 глав. Нумерация частей, разделов, глав и статейтрадиционно является сквозной.
          УПК РФ принципиально изменил положениепрокурора в судебном производстве. Существенно изменились полномочия прокурораи в сфере дознания и предварительного следствия. Например, появилосьпринципиально новое положение о том, что уголовное дело публичного обвинениявозбуждается следователем, дознавателем с согласия прокурора (ст. 146 УПК РФ).Наука доказала, практика закрепила положение, что материалы предварительногоследствия и дознания составляют основу деятельности суда. Издавна известно, чтоправильное отправление правосудия в значительной мере зависит от того,насколько доброкачественно и полно проведено предварительное расследование.
          В заключение следует подчеркнуть, чтос ведение в действие УПК РФ на прокурора дополнительно возлагается огромныйобъем работы и, соответственно, ответственности. Ведь законодатель ввел в УПКтребование о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора в целях усиленияроли прокурорского надзора именно в начальной стадии расследования — привозбуждении уголовного дела, чтобы исключить необоснованное возбуждениеуголовных дел. Тем самым прокурору предоставлена возможность пресечь нарушениязакона в самом зародыше.
          Выше сказанное, подтверждаетактуальность темы, рассматриваемой в курсовой работе.
          Структура работы построена такимобразом, чтобы раскрыть тему курсовой работы, а именно: в первом параграферассматривается понятие прокурора как участника уголовного судопроизводства, вовтором — полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовномуделу, третий параграф посвящен полномочиям прокурора в досудебном производстве по новому УПК РФ.

§ 1. Прокурор как участник уголовного процесса.
            Участники уголовногосудопроизводства (уголовного процесса) по-разному вовлекаются в сферууголовно-процессуальных отношений: одни — в силу должностных обязанностей (суд,судья, прокурор, следователь, дознаватель); другие — посредством реализациисвоих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, их законныепредставители); третьи — по воле должностных лиц (подозреваемый, обвиняемый,свидетель, понятой и др.); четвертые — путем исполнения поручения, полученногоот иного субъекта (защитник, представитель и т.п.).
          Участники уголовного судопроизводства- это лица, наделенные сообразно их процессуальному положениюуголовно-процессуальным законом правами и обязанностями. Все они вступают вуголовно-процессуальные отношения с другими участниками (субъектами) уголовно-процессуальныхотношений.
          Участники уголовного процесса могутбыть классифицированы по различным признакам. Наиболее предпочтительнымпредставляется такой подход, при котором учитываются: цель участия субъекта впроцессе, направление его деятельности, связь последней с задачами уголовногопроцесса, отношение к результатам производства по уголовному делу. С учетомэтого УПК выделяет следующие группы участников уголовного судопроизводства:
1)суд;
2)участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения;
3)участники уголовного судопроизводства со стороны защиты;
4)иные участники уголовного судопроизводства.2
          Прокурор — наделенный властнымиполномочиями участник уголовного __________________________________
2 Уголовный процесс: Учебник для студентоввузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/Под ред. В.П. Божьева. 3-изд., испр. и доп. — М.: Спартак ,2002. С.117.
судопроизводства,который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадияхсудопроизводства. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченноев пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государствауголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор запроцессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1ст.37).
            Самим термином «прокурор»УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице Генерального прокурораРФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, участвующих вуголовном судопроизводстве (п.31 ст. 5 УПК РФ).
          Наиболее широкими полномочиямиФедеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и УПК РФнаделяют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства — в стадияхвозбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
          Определяя основные направлениядеятельности прокурора в указанной сфере, Закон о прокуратуре констатирует, чтопрокурор осуществляет:
а) надзорза исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие;
б)уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленнымиуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
в)координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью3(ч.2 ст.1).
          Формулируя предмет надзора прокурорана досудебных этапах уголовного судопроизводства, Закон о прокуратуре включаетв него (глава 3. Закона):
— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
— установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных иготовящихся преступлениях;
____________________________________
3 ФЗ «О прокуратуре РоссийскойФедерации» -2-е изд. — М.: Ось-89, 2002. — С.4
— проведение расследования;
— законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие.
          Рассмотрениевопросов деятельности прокурора применительно к сфере оперативно-розыскнойдеятельности в связи с уголовно-процессуальной деятельностью обусловлено рядомобстоятельств. Во-первых, оперативно-розыскные меры нередко применяются вовзаимодействии (например, при привлечении к работе следственной группыдолжностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) смерами процессуальными (следственными).
Во-вторых,основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут бытьпоручения следователя или указания прокурора (п.5 ч.2 ст. 157 УПК, п.3.ч.1 ст.7ФЗ «Об опреративно-розыскной деятельности»). В-третьих,оперативно-розыскные действия подчас предшествуют уголовно-процессуальным(ст.143 УПК, п.1 ч.2 ст.7 Закона об ОРД). Все это позволяет сделать вывод, чтодля следователя (как, впрочем, и для суда) совсем не безразлично соблюден лизакон при проведении оперативно-розыскных мероприятиях, не нарушены ли при этомправа граждан. Поэтому результаты прокурорского надзора за действиями органов,осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, могут оказать влияние на ходи результаты расследования.
          Особенностью уголовно-процессуальныхотношений является их обусловленность в конечном итоге необходимостьюприменения норм уголовного права. Поэтому, осуществляя надзор за правильностьюприменения норм уголовно-процессуального права, прокурор, будучи субъектомуголовно-процессуальных отношений, проверяет правильность применения положенийУК РФ следователями и органами дознания.
          Прокуратура наделена функциейрасследования преступлений. Согласно Закону о прокуратуре она осуществляетуголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенныхуголовно-процессуальным законом к ее компетенции (п.1 ч.2 и п.2 ч.3 ст. 151).Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органовпредварительного расследования (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими жеполномочиями.
          Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997г. издал приказ №31 «Об организации прокурорского надзора запредварительным следствием и дознанием.». В нем он потребовал обеспечитьединый подход к организации прокурорского надзора за всеми органамипредварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности,безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапахуголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщенияо деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательногорешения по делу.4
Процессуальноеположение прокурора в ходе судебного производства дано в УПК лишь в общейформе, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны всостязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложеноосуществление уголовного преследования в форме поддержания государственногообвинения (ч.4 ст.37 УПК). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям,установленным УПК РФ, он вправе отказаться от осуществления уголовногопреследования (ч.5 ст.37). В случаях, когда предварительное расследованиепроводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от именигосударства обвинения в суде дознавателю либо следователю, проводящему дознаниепо данному уголовному делу.5
__________________________________________________________________________
4 Вопросы расследования преступлений:Справ. пособие / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова; Науч. ред. А.Я. Качанов. 3-е изд,перераб. и доп. М.: Спартак, 2000. С.767-771.
5 ФЗ от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002г.) № 58 — ФЗ. СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2027.
§ 2. Прокурор в ходе досудебного производства поуголовному делу.
            Конкретные полномочия прокурора понадзору за исполнением законов в досудебных стадиях производства по делу, какэто видно из содержания ч.2 ст. 37 УПК РФ, весьма обширны. Они включают:
а)осуществление действий по проверке исполнения федерального закона в частиобеспечения законности при приеме, регистрации, разрешении сообщений опреступлении (пп. 1, 2, 4 ст.37 УПК);
б)принятие конкретных мер по осуществлению быстрого и качественного расследованияуголовных дел (пп. 2, 6-9 УПК);
в)дачу согласия следователю, дознавателю на возбуждение перед судом ходатайстваоб избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия,которое допускается на основании судебного решения (п. 5 УПК);
г)принятие в ходе расследования по конкретным делам промежуточных (пп. 5-12 УПК)и заключительных (пп. 13-16 УПК) решений; вынесение решений об отмененезаконных постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами,следователями, дознавателями (п.10 УПК).
          Для обеспечения более оперативного иконкретного надзора за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного делаУПК установлено правило о незамедлительном направлении следователем,дознавателем постановления о возбуждении уголовного дела прокурору. Последний,получив постановление и прилагаемые к нему документы, обязан незамедлительнодать согласие на возбуждение уголовного дела либо вынести постановление оботказе в возбуждении уголовного дела, или о возвращении материалов длядополнительной проверки (срок такой проверки — не более 5 суток). Нарушениепорядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч.2 ст. 50 Конституции РФвлечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридическойсилы.
          Важной особенностью процессуальногоположения прокурора на досудебных этапах производства по делу является то, чтов содержание его надзорной деятельности входит право решать по существупроцессуальные вопросы, возникающие по делу.
          На предварительном следствии идознании прокурор вправе выносить постановления по делам, расследуемымследователем или дознавателем, давать указания, обязательные к исполнениюназванными лицами по вопросам: квалификации преступления; объема обвинения;прекращения уголовного дела; избрания отмены или изменения меры пресечения;производства отдельных следственных действий; соединения и выделения уголовныхдел; признания лиц гражданскими истцами или потерпевшими; обеспечения правучастников процесса и т.п. Посвятив ч. 3 ст. 37 УПК указаниям прокурора органамдознания, дознавателю, следователю, законодатель особо связал их обязательнуюсилу с соблюдением письменной формы. Обжалование вышестоящему прокуроруорганом дознания и дознавателем этих указаний не приостанавливает их исполнения.Обжалование указанных актов следователем влечет аналогичные последствия, заисключением семи случаев, предусмотренных ч.3 ст.38 УПК. Указания следователю(как и дознавателю) могут быть даны по любому делу и на любом этаперасследования. Дача указаний — это процессуальный акт прокурора. В то же времяпрокурор может дать указания следователю, не принимая решения по делу (каксамостоятельного акта). Указания могут быть даны в связи с принятием решения изафиксированы в постановлении (например, в постановлении о возвращении дела длядополнительного следствия). Указания прокурора обязательны не только дляследователей и дознавателей, но и для руководителей следственных отделов иорганов дознания.
          Кроме того, уголовно-процессуальныйзакон наделяет прокурора правами: участвовать в производстве предварительногорасследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственныедействия по любому делу; возвращать дела для дополнительного расследования;передавать дело от одного органа предварительного расследования другому ссоблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК собязательным указанием оснований передачи; прекращать уголовные дела (п.2 ч.1ст.221 УПК); отменять постановления следователя о прекращении дела (ст.214 УПК)и т.д.
            Закончив расследование, следовательсоставляет обвинительное заключение, а дознаватель — обвинительный акт(утвержденный начальником органа дознания) и направляют дело прокурору,который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительныйакт), передает дело в суд (ст.222, п.1 ст. 226 УПК). При этом обвинение можетбыть изменено в сторону смягчения (п.2 ч.2 ст.221, ч.2 ст.226 УПК).
          Прокурорский надзор в стадиипредварительного расследования распространяется не только на лиц, осуществляющихследствие и дознание, но и на начальников следственных отделов и ихзаместителей; обвиняемых, подозреваемых и их защитников; потерпевших,гражданских истцов и их представителей, а также на всех других субъектовуголовно-процессуальных отношений.
          Генеральныйпрокурор в приказе №31 от 18 июня 1997 г. «Об организации прокурорскогонадзора за предварительным следствием и дознанием» потребовал отподчиненных прокуроров: считать важнейшей обязанностью прокуроров, следователейи органов дознания защиту прав и законных интересов потерпевших отпреступлений; внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений;принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, к возмещениюпричиненного ущерба. При этом он обязал прокуроров использовать всю полнотуполномочий для выявления и предупреждения в процессе расследования нарушенийзаконности, прав граждан; тщательно проверять обоснованность применения мерпроцессуального принуждения, обысков, обеспечения права на неприкосновенностьжилища; немедленно пресекать всякие проявления незаконных методов веденияследствия и дознания, обвинительного уклона при собирании доказательств;осуществляя прокурорский надзор за законностью и обоснованностью задержаний иарестов граждан — исходить из того, что эти действия, связанные с ограничениемконституционного права на свободу и личную неприкосновенность, должныпроводиться в точном соответствии с нормами уголовно-процессуальногозаконодательства. Генеральный прокурор РФ счел необходимым специально потребоватьот подчиненных прокуроров не допускать использования задержания и заключенияпод стражу как средства получения от подозреваемого или обвиняемого признаниявины в совершении преступления.
            Придавая важнейшее значение надзоруза раскрытием преступлений, и в первую очередь тяжких, Генеральный прокурорпредписал:
·    акцентировать внимание на качестве и своевременностипроведения неотложных следственных действий по установлению и закреплениюследов преступления;
·    следить за недопустимостью использования доказательств,полученных с нарушением установленного законом порядка;
·    проверять, реализуются ли в полной мере возможностипроцессуального взаимодействия следователей и органов дознания;
·    активно использовать, предоставленное прокуроруЗаконом об ОРД право давать указания о проведении оперативно-розыскныхмероприятий в целях получения информации об обстоятельствах, имеющих значениедля дела, розыска скрывшихся обвиняемых и подозреваемых;
·    принимать своевременные меры к организационномуобеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступлений, должномувзаимодействию следователей и органов дознания.
          Прокуроры, их заместители, либо другиеответственные работники прокуратуры обязаны лично выезжать на местопроисшествия по делам об убийствах, о бандитизме, террористических актах,массовых беспорядках.
          Прокурорам предписано не реже одногораза в месяц проверять исполнение законов о мерах по установлению и розыскулиц, совершивших преступления, по делам, приостановленным производством наосновании пп.1 и 2 ч.1 ст. 208 УПК; принимать меры к устранению причин иусловий, способствовавших уклонению обвиняемого от следствия и суда.
          В процессеосуществления надзора в стадии предварительного расследования прокурор обязанследить за:
а)правильным решением вопросов о подследственности;
б)соблюдением порядка возбуждения ходатайств о продлении сроков содержания подстражей;
в)выполнением установленных законом процессуальных сроков;
г) обеспечение представления в суд достаточныхматериалов, подтверждающих необходимость ограничения прав граждан всоответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ (ограничение тайны переписки,телефонных переговоров и т.п., а также неприкосновенности жилища);
д) обоснованностью решенийо соединении и выделении дел;
е) законностью и обоснованностьюпроцессуальных актов, вынесенных в ходе расследования;
ж) соблюдением требований УПК при окончаниирасследования и др.
          Генеральный прокурор специальнообратил внимание прокуроров на необходимость давать согласие на освобождениелица от уголовной ответственности и прекращение дела в связи с деятельнымраскаянием, примирением потерпевшего с обвиняемым, изменением обстановки,возможностью исправления несовершеннолетних путем применения принудительных мервоспитательного воздействия только после тщательного изучения всех материалов,подтверждающих доказанность факта совершения преступления, и условийосвобождения лица от уголовной ответственности.
          Прокурор обязан осуществлять надзор напротяжении всего расследования. Кроме того, законом предусмотрено направлениеследователем и органом дознания прокурору копий ряда постановлений, а такжеуведомлений о проведенных действиях.
          Следует отметить ту новеллу, котораявнесена в порядке дополнения ч.4 ст.37 в связи с новыми полномочиямиследователей и дознавателей. Ее суть состоит в том, что в случаях, когдапредварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправепоручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либоследователю, производившему дознание по данному делу.6
          В обязанность прокурора, наконец,входит рассмотрение жалоб на действия органов дознания или следователя (ст. 124УПК). Деятельность по проверке жалоб — это не только средство обеспечения прави законных интересов граждан и организаций, но и способ обнаружения иустранения нарушений закона в ходе расследования.7
            Следствие, производимое органамипрокуратуры и внутренних дел, хотя и носит наименование предварительного(окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем не менее, при егопроизводстве определяется характер и объем обвинения, правовая оценкапреступления, что в свою очередь предопределяет вид и размер наказания,устанавливается круг доказательств по уголовному делу, в пределах которого, какправило, проводится судебное разбирательство. Правильно организованноепредварительное следствие и дознание, а также осуществляемый прокурорскийнадзор за исполнением законов при их производстве представляют собой одну ___________________________________
6Федеральный закон от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002г.) №58-ФЗ/СЗ РФ. 2002. № 22 Ст. 2027.
7 Научно-практический комментарий кУголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. В.М.Лебедева; Науч. ред. В.П. Божьев.М.: Спарк, 2002. С.83-85.
изсущественных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его полного,объективного и всестороннего расследования, а в конечном итоге постановлениясудом законного, обоснованного и справедливого приговора.8
___________________________________
8 Басков В.И. Прокурорский надзор.Учебник для вузов. Изд. 2-е. — М.: Издательство БЕК, 1996. С.161.

§ 3. Полномочия прокурора в досудебном производстве поновому УПК.
          Новыйпроцессуальный закон скорректировал понятие предмета прокурорского надзора всфере дознания и предварительного следствия. В отличие от УПК РСФСР 1960 г.,который сформулировал предмет надзора как «осуществление надзора заисполнением законов органами дознания и предварительного следствия», УПКРФ установил, что прокурор осуществляет «надзор за процессуальнойдеятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» (ст.37 УПК). Таким образом, если ранее прокурора интересовала лишь деятельность,связанная с исполнением законов, то теперь его внимание должно быть направленона всякую процессуальную деятельность и ее оценку с точки зрения соответствиязакону.
          Последняя формулировка правильнееотражает существо предмета надзора, однако, на практическую деятельностьпрокуроров она, по-видимому, никак не повлияет.
          Новый УПК, в отличие от всехпредыдущих законов, в числе прокурорских функций на первое место ставитуголовное преследование и лишь затем называет функцию надзора.
          Уголовное преследование в качествепрокурорской функции впервые назвал Закон о прокуратуре 1995 г. Новый УПК пошелдальше и зафиксировал, что уголовное преследование является обязанностьюпрокурора (ст.21 УПК РФ). Впрочем, это не означает, что прокурор теперьпереориентирован на обвинительную деятельность, обвинительный уклон. В ч. 2 ст.6 УПК РФ сказано, что уголовное преследование и назначение виновнымсправедливого наказания в той же мере отвечают целям и основополагающимпринципам уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследованияневиновных, освобождение их от наказания и реабилитация каждого, кто необоснованноподвергся уголовному преследованию.
          Главное новшество УПК РФ — передача отпрокурора суду полномочий, затрагивающих наиболее важные конституционные праваи свободы человека и гражданина.
          Закон гласит, что в ходе досудебногопроизводства по уголовному делу прокурор уполномочен давать согласиедознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производствеследующих процессуальных действий:
·    применение мер пресечения в виде заключения подстражу, домашнего ареста;
·    продления срока содержания под стражей;
·    помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегосяпод стражей, в медицинский или психиатрический стационар для проведениясоответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
·    производство осмотра жилого помещения при отсутствиисогласия проживающих в нем лиц;
·    производство обыска и выемки в жилом помещении;
·    производство личного обыска;
·    производство выемки предметов и документов, содержащихинформацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
·    наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее впочтово-телеграфных учреждениях;
·    наложение ареста на имущество, включая денежныесредства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах илихранении в кредитных организациях;
·    временное отстранение обвиняемого от должности;
·    контроль и запись телефонных и иных переговоров (п.5ч.2 ст.37 УПК РФ).
          Конечно, ответственность за незаконныеаресты и обыски теперь прокурор будет делить с судом, однако ответственность унего остается, так как дача прокурорского согласия на то или иноепроцессуальное действие — это средство прокурорского надзора и без него суд невправе не только решить вопрос по существу, но даже принять к рассмотрениюсоответствующее ходатайство.
          К тому же объем работы прокурора неуменьшится, а заметно увеличится: до дачи согласия он должен будет изучитьматериалы дела, произвести необходимые следственные действия для того, чтобыуяснить ситуацию. Прокурор будет участвовать в судебном заседании прирассмотрении ходатайства следователя; он обязан позаботиться о том, чтобыпостановление судьи своевременно поступило к нему, и проконтролировать егоисполнение.
          Принципиально новое полномочиепрокурора — дача согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовногодела. Согласно ч.4 ст.146 УПК РФ постановление следователя, дознавателя овозбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При этом кпостановлению прилагаются материалы проверки, сообщение о преступлении, а вслучае производства отдельных следственных действий — соответствующие протоколыи постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласиена возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в дачесогласия на возбуждение или возвращении материалов для дополнительной проверки.
          Расширены полномочия прокурора прирешении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности лиц,обладающих уголовно-правовым иммунитетом.
          УПК предусмотрел ряд особенностейпроизводства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутатаГосударственной Думы, депутата законодательного (представительного) органагосударственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местногосамоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьиКонституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикц


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.