Реферат по предмету "Теория государства и права"


Соотношение понятий система права и правовая система

БАКИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет: Международное право и международные отношения
К У Р С ОВ А Я  Р А Б О Т А
 
по теории государстваи права
на тему:
Соотношение понятий «система права» и «правовая система»
студентаI-го курса
Алиева Фарида
Баку — 2001
 
П л а н:Введение.
Термин «система права».
Соотношение понятий «система права и правовая система». Структурные элементы системы права.
Основания классификации норм по отраслям.
Предмет и метод правового регулирования. Общая характеристика отраслей права Азербайджанской Республики. Заключение. Список литературы.
Введение.
В данной курсовой работерассматривается вопрос системы права.
Этот вопрос имеет большое значение для теории государстваи права. По мере развития цивилизации человечества стали появляться законы,преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшемразвитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специальногосложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечитьзаконную систему общественных отношений.   
Можно сказать, понятие «системаправа» появилось тогда когда общество пришло к выводу о том, что длярационального регулирования общественных отношений необходимо разбить право поспецифике области регулирования общественных отношений.
Таким образом появляются отраслиправа, а следовательно и кодексы как законодательство этой отрасли.
«Система права -  это строениеправа, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицироватьнарушения и принимать соответствующие меры воздействия так как  главнаяособенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима — методарегулирования».[1]
Преобразование права в систему путем деления его на отрасли, институты права позволяет оперативноориентироваться в законодательстве. 

Термин «система права».
Соотношение понятий «система права иправовая система».
 
Отношения, в которые вступают люди,объединения граждан, государство и общество находятся между собой в теснойвзаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественныеотношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостноеобразование, систему.
«Правоваясистема как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее изчастей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целоеневозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могутвыполнять самостоятельные функции вне системы».[2]
Сразу же следует обратить вниманиена то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два понятия — «правовая система» и «система права». Первое — это взятые в единстве основныеправовые явления данной страны — и собственно право, и правовая идеология, исудебная (юридическая) практика. «Понятие «правовая система» имеет существенноезначение для характеристики права той или иной страны».[3] Обычно, в этом случаеговорится о «национальной правовой системе», например, Азербайджана,Великобритании, Китая, Японии.
Ивот в отношении той или иной страны использование понятия «национальнаяправовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правоммогут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либоправовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, «весь мир»правовых явлений.
Именно поэтому признаку выделяютсемьи правовых систем:
-   семьянормативно-законодательных систем континентальной Европы — романо-германскоеправо (в этих системах на первом месте стоит закон);
-   семья нормативно-судебных,англосаксонских правовых систем — прецедентное право Великобритании, США (вэтих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика,прецедент);
-   семья религиозно- традиционных, заидеологизированных  систем — мусульманское право, советскоеправо (здесь главную роль играют религия, партийная идеология).
Второе же, система права, касаетсятолько самого права, его строения.
Право как система характеризуетсяследующими признаками:
Во-первых, система правахарактеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективномуусмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системойобщественных отношений. Право должно отражать потребности общества. Если правов своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оностановится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законыили нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающегоили не познавшего объективных потребностей общественной жизни.
Во-вторых, для системы правахарактерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могутфункционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит вовзаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент,извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, исоциальной значимости.
В-третьих, система права какцелостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране,и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права,правовых институтов и отраслей права.
«В системе права действуют связичетырех уровней:
-  между элементами нормы права;
-  между нормами, объединенными в правовые институты;
-  между институтами соответствующей отрасли права;
-   между отдельнымиотраслями права».[4]
«Система права — это внутреннеестроение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих вгосударстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительносамостоятельные части».[5]

Структурные элементы системы права.
 
Первым элементом системы праваследует определить норму права, которая регулирует типовое общественноеотношение, образуя первичный элемент системы права.
«Норма права  — это «кирпичикправа», исходный элемент всего здания права данной страны. Из этих «кирпичиков»складываются правовые институты т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и вправоохранительной областях, а затем из блоков образуются отрасли права т.е.наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правовогоздания».[6]
«Правовой институт — это системавзаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупностьобщественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства».[7] Например, в сфере трудовыхотношений выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудовогодоговора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителейтрудовой и производственной дисциплины к ответственности. Соответственно втрудовом праве образуются институты трудового договора, заработной платы,трудовой дисциплины.
 Подобным образом выделяются идругие правовые институты. Именно некоторая специфичность одной группыобщественных отношений по сравнению с другими служит причиной возникновениясоответствующих нормативно-правовых институтов. Вместе с тем есть и такиеинституты, которые регулируют лишь какое-либо одно специфическое общественноеотношение или даже один из его элементов. Так, в уголовно-процессуальном правеизвестны институты потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданскогоистца, гражданского ответчика, определяющие правовой статус одного из субъектовуголовно-процессуальных отношений. В гражданском праве имеется ряд институтов,которыми регламентируется какая-либо общая для всех гражданско-правовыхотношений отдельная сторона. Это, в частность, институты представительства,исковой давности, зашиты чести и достоинства гражданина, регламентирующие такиепринципиально важные моменты всех гражданско-правовых отношений, как порядокназначения и права представителей субъектов правоотношения, определение сроковисковой давности, порядок и способы защиты чести и достоинства гражданина отлюбых порочащих его слухов и домыслов.
«Правовой институт — этосравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходятза рамки одной отрасли права. В то же время отдельные так называемые смешанныеинституты могут содержать нормы, характерные для разных отраслей права».[8] Например, институт,устанавливающий ответственность за совершение дисциплинарных проступков,относится к сфере трудового права. В основе института лежат властные полномочияадминистрации предприятия, ее право налагать дисциплинарные взыскания навиновных работников. Однако трудовые споры по поводу наложения подобныхвзысканий могут рассматриваться в судебном органе по правиламгражданско-процессуального законодательства, то есть другой отрасли права.Наличие смешанных институтов объясняется тем, что однородность регулируемыхотраслью права отношений является отнюдь не стерильной. В ней всегда (в одних случаяхбольше, в других — меньше) присутствует некоторое количество иных отношений,отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению. Так, вгражданском праве неизбежно присутствуют нормы конституционного,административного, финансового и иных отраслей законодательства. В трудовомправе — нормы конституционного, административного, гражданского игражданско-процессуального законодательства.
Таким образом институты, находясь втесной взаимосвязи образуют новые компонент системы права — отрасль права.
«Отрасль права — это главноеподразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридическогорегулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественныхотношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм изнескольких институтов».[9]Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, неприсущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулируетобщественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферыпредметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права.Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с нимиличные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные сбраком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения,в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовойдеятельности в сфере производства. Способность осуществлять правовоерегулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права отлюбого правового института, регулятивные функции которого ограничиваютсякакой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие отинститута отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методовправового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулированияотношений соответствующей сферы.
«Отрасль права содержит полный наборюридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли вцелом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретныхнорм права».[10]При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий наборюридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединятьнормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно иотличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по составу отрасляхправа имеется еще один компонент — под отрасль права — целостное образование,которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правовогорегулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве вкачестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственноеправо. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличиеот правового института под отрасль не является обязательным элементом каждойотрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, вуголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообщенет. Таким образом, система права представляет собой совокупность действующихнорм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии схарактером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.
Система права современного обществаобъединяет следующие основные отрасли:
-   Государственное(конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественногои государственного устройства страны, основы правового положения граждан,систему органов государства и их основные полномочия.
-   Административноеправо регулирует общественные отношения, которые складываются в процессеосуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
-   Финансовое правопредставляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения всфере финансовой деятельности.
-   Земельное праворегулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, еенедр. вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечениячеловеческого общества.
-   Гражданское право- наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразныеимущественные и связанные Сними личные неимущественные отношения. Нормыгражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности,определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях,регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства,литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественныеправа, как честь и достоинство гражданина или организаций.
-   Трудовое право —это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовойдеятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условияприема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правилабезопасности условий труда.
-   Семейное право —отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормыустанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права иобязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.
-   Гражданско-процессуальноеправо регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судамигражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального праваопределяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия;закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируютход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебногорешения.
-   Уголовное правопредставляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественноопасное  поведение является преступным и какое наказание за его совершениеприменяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления;устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступноеповедение и другое.
-   Уголовно-процессуальноеправо объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам.Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительногоследствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами прирасследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.
-   Исправительно-трудовоеправо регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовногонаказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отраслиустанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовногонаказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных приотбытии наказания.

Основания классификации норм поотраслям. Предмет и метод правового регулирования.
 
«Предмет и метод правовогорегулирования — это наиболее существенные основания для деления системы правана отрасли. Предмет правового регулирования— это то, на что воздействует право.А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественныеотношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право ивносит в него системообразующие  признаки».[11]
«Каждая отрасль объединяет такиеправовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный видобщественных отношений, объективно требующий специфической правовойрегламентации».[12]Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин,не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором,обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразиеобщественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. «Отношения,регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своимсодержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного праварегулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственнойвласти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей вгосударстве».[13]
«Предмет правового регулирования —это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуютнормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главнымоснованием для распределения правовых норм по отраслям права. При указании наотрасль права можно отметить целый ряд ее признаков».[14] У каждой из отраслей есть«свой предмет» т.е. особый участок общественной жизни, целый комплексоднородных общественных отношений — конституционных, трудовых, земельных, посоциальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство»,как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательныеакты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе сУголовным кодексом (УК); гражданскому праву — гражданское законодательство воглаве с Гражданским кодексом (ГК).
Выделение отраслей права обусловленообъективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых имиобщественных отношений, предметом правового регулирования
Вторым,вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служитметод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия нормданной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отрасльюобщественные отношения.
«Метод правового регулирования — этоособый юридический режим, который во многом ориентирован на способы правовогорегулирования — дозволения, запрещения, обязывания».[15] К дозволениям, скажем,тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям уголовное; кобязываниям — административное.
Метод правового регулированиясостоит из следующих элементов:
специфического способа взаимосвязиправ и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений.Так, главной чертой административно-правового метода является«вертикальный» характер взаимного расположения субъектов отношений,которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъектыправоотношений имеют равные, позиции; той или иной совокупности юридическихфактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращенияправоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникаютна основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органамигосударства, в гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальномправе — по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальныйущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либогосударственных органов, особых способов формирования содержания прав иобязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из нормправа, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и инымиспособами; санкций, способов и процедур их применения.
«Каждая отрасль права имеетдостаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут бытьприменены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений».[16] Особенно ярко этопроявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудовогоправа, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслейправа. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях праватакже носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации изадминистративно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названныхкомпонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права.При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия наобщественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет егоособый юридический режим, который последовательно проводится через всеинституты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулированиесоответствующей сферы общественных отношений.

Общая характеристика отраслей праваАзербайджанской Республики.
 
Отрасли права АзербайджанскойРеспублики могут быть подразделены на три части:
-   Профилирующие,базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всейсистемы — конституционное право; материальные отрасли -гражданское,административное; уголовное право, соответствующие им три процессуальныеотрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные справовой стороны юридические средства регулирования.
-   Специальныеотрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферамжизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, правосоциального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения,семейное право, исправительно-трудовое право.
-   Комплексныеотрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующихи специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право,природоохранительное право, торговое, право, прокурорского надзора, морскоеправо.

Заключение.
Из изложенного в курсовой работеможно сделать вывод:
Система права — это внутренняяструктура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслейправа.
Она обладает своими чертами:
-    ее первичнымэлементом выступают нормы права;
-    ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостностьи единство;
-    она обусловленасоциально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческимифакторами;
-    имеет объективныйхарактер.
Понятие «системы права» не следует отождествлять спонятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя,помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию.Таким образом правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
Для деления норм права на отраслииспользуют два критерия:
-   предмет правовогорегулирования,
-   метод правовогорегулирования.
Простыми словами говоря, предметотвечает на вопрос, что регулирует право, а метод — как регулирует.
Отрасль права — это совокупностьюридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.Отрасль наиболее крупное подразделение системы права.
Институтправа — это совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид(группу) общественных отношений. Если отрасль регулирует род общественныхотношений, то институт -  лишь их вид.
Списоклитературы:
 
Алексеев С. С. «Государство и право». Москва, «Юридическаялитература», 1996 г.
Лазарев В. В. «Теория государства и права», М., 1992 г.
Марченко М. Н. «Теория государства и права», М., 1996 г.
Матузов Н. И. и Малько А.В. «Теория государства и права»,М., 2000 г.
Пиголкин А. С. «Общая Теория Права», Москва, 1996 г.
Хропанюк Н. В. «Теория Государства и Права», Москва, 1994г.
Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :