Реферат по предмету "Социология"


Социологическое исследование по теме "Гражданский брак"

рабочий план 1.Программа социологического исследования1.Введение2.Обосновани е проблемы3.Цель исследования4.Задачи исследования5.Объект и предмет исследования6.Гипотеза исследования72.Методика социологического исследования1.Некоторые методы социологического исследования2.Образец анкеты3.Матрица-таблица обработки результатов123.Результаты социологического исследования134.Заключение185. Список литературы1. Программа социологического исследования 1.1.

Введение В настоящее время перед человечеством встает немало проблем, для рационального решения которых нужно последовательно осуществить ряд этапов анализ проблемы, постановка задачи, моделирование, алгоритмизация и реализации решения. Причем, анализ важнейший этап и для понимания сути проблемы, и для разработки алгоритма ее решения, и для реализации программы действий, и для определения эффективности проведенных действий. Получить достоверные объективные данные об изучаемом явлении можно при помощи системы логически

последовательных методологических и организационно-технологических процедур. Такая система называется социологическим исследованием. Социологическое исследование включает в себя следующие этапы работы 1. На подготовительном этапе производится разработка программы исследования. 2. Основной этап включает в себя собственно проведение исследования.

3. В ходе завершающего этапа производится обработка, анализ данных, а так же формулирование выводов. Различают следующие виды исследований 1. Разведывательное исследование небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий. 2. Описательное исследование более глубокий вид исследования более широкой группы людей. Характерным признаков такого исследования является применение машинной обработки.

3. Аналитическое исследование самое сложное и глубокое исследование. Такое исследование охватывает большое количество респондентов и, как правило, рассматривает явление в развитии. Программа должна ответить на два основных вопроса во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как перевести их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова

подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории. 2. Обоснование проблемы Одна из задач начального этапа социологического исследования заключается в том, чтобы дать гипотетическое разврнутое описание социального объекта как системы, т. е. описать его с позиции системного анализа. Таким образом, фиксируются определнные элементы и связи, характерные

для изучаемого объекта. Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Данная модель становится заместителем исследуемого объекта. Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием

элементов и связей изучаемого объекта. Ниже представлена попытка проведения системного анализа, позволяющего прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть рабочие гипотезы. Когда-то под термином гражданский брак подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор.

Союз считают гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца. В настоящее время, особенно в студенческой среде, такое положение встречается довольно часто. Вот почему нет необходимости особо доказывать актуальность выбора темы исследования по этому вопросу. В настоящее время ученые-социологи сломали немало копий по поводу гражданского брака. Социология выработала по проблемам гражданского брака единую точку зрения, но согласны ли с ней молодые

люди студенты Считается, что самой распространенной причиной заключения гражданского брака является попытка репетиции семейных отношений, где проверяется бытовая совместимость, которую взаимная влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют. Вполне вероятно, бытовые привычки окажутся столь разными, что легче будет расстаться, чем обрекать себя на семейную жизнь. Согласны ли с этим студенты Иногда ученые рекомендуют гражданский брак как временную форму личной жизни

всем, у кого желание любить и быть любимым многократно превышает финансовую состоятельность. В гражданском браке юноши и девушки обретут бесценный опыт, научатся уважать пространство чужой жизни и ценить собственную свободу. Нужны ли студентам такие отношения ведь они изначально создаются именно как временные Считается, что в гражданских браках есть и свои психологические преимущества. Союзы, не отягощенные штампом в паспорте, не отягощены и социальными стереотипами по поводу семейной

жизни такими, к примеру, как женщина домохозяйка, мужчина добытчик, бюджет должен быть общим, ни шагу налево, нужно понравиться всем родственникам супруга. Склонны ли молодые люди воспринимать вторую половину гражданского брака как свою собственность На Западе время, когда гражданский брак должен уступить место законному определяют легко супруги официально регистрируются, когда решают завести ребенка. Как определяют этот водораздел студенты

Считается, что основной враг гражданских браков общественное мнение, которое считает подобные эксперименты слишком экстравагантными и несерьезными. Думают ли студенты, что необходимо строго относиться к своей неформальной личной жизни, для того, например, чтобы сделать карьеру, или это личное дело каждого Часто в гражданском браке один из супругов, используя эмоциональную, сексуальную, возможно, и материальную зависимость партнера, подчиняет его, оставляя при этом себе поле для маневра.

Один из партнеров категорически отказывается вступать в брак, другой же либо подыгрывает первому, утверждая, что главное чувства, а не формальности, либо устраивает скандалы, либо страдает тайно. Считают ли студенты такое течение событий психологически травматичным И, наконец, общеизвестно, что у людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения незыблемости своего положения, серьезности отношений. Лишены они и определенного социального статуса.

Кроме того, неофициальные семейные отношения это огромный юридический риск. Если что-то случится с одним из супругов, второй в одночасье лишится всей недвижимости и собственности. Против такой формы брака обычно активно возражают родители мужа и жены. Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей и дети. Каково мнение молодых людей по этим вопросам 1.3.

Цель исследования Цель общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию теоретическую или прикладную. Программа исследования должна чтко отвечать на вопрос на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование Цель настоящего исследования узнать мнение студентов по проблемам, возникающим у партнеров в гражданском браке и их отношение к гражданскому браку как приемлемому союзу.

1.4. Задачи исследования Под задачами социология понимает совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Цель представленного исследования реализована средствами решения конкретных задач в ходе анкетирования собрать и проанализировать информацию по вопросам в каких случаях гражданский брак безусловное благо, а в каких зло должен ли гражданский брак должен уступить место законному, и, если да, то когда значимы ли для студентов социальный статус супругов и связанные

с ним стереотипы как влияет общественное мнение на прочность гражданского брака значим ли для супругов юридический риск гражданского брака 1.5. Объект и предмет исследования Объект социологического исследования общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс. Выделяют следующие характеристики объекта чткое обозначение по отраслевой, профессиональной, возрастной

и национальной принадлежности пространственная ограниченность функциональная политическая, этническая и производственная направленность временная ограниченность возможность его количественного измерения. Объектом представленного исследования выступают студенты IV курса землеустроительного факультета ОмГАУ в возрасте 19-23 лет в количестве 20 человек. Если объект социологического исследования независим от исследования и противостоит ему, то предмет

изучения, напротив, формируется самим исследованием. Предмет социологического исследования это центральный вопрос проблемы, т.е. знания об объекте, детерминируемые, с одной стороны, объектом изучения, с другой условиями исследования задачами, знаниями и средствами социологии. Предмет представленного социологического исследования проблемы, возникающие у партнеров по гражданскому браку. 1.5. Гипотеза исследования Гипотеза в социологическом исследовании научно обоснованное

предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Предварительный анализ позволяет выдвинуть следующие непротиворечивые взаимосвязанные научные гипотезы представленного исследования, соответствующие исходным принципам социологии не противоречащие теориям, истинность которых для данной области уже доказана, известным и проверенным фактам доступным проверке в процессе социологического исследования при помощи специально разработанной

анкеты у студентов к гражданскому браку определенно позитивное отношение общепринятое мнение и о преимуществах гражданского брака, и о значимости психологических, материальных и юридических проблем, возникающих у партнеров, студентами не отрицаются. 2. Методика социологического исследования 2.1. Некоторые методы социологического исследования Значительная часть информации, необходимая исследователю в его работе, содержится в документальных источниках.

В социологии их изучение как этап социологического исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных. Полное представление о содержании документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования социолог обращается к анализу таких письменных документов, как научные публикации, отчты по предшествующим исследованиям, различная статистическая

и ведомственная публикация. Именно анализ документов дат первоначальную информацию и позволяет точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы. Наблюдение в социологии метод сбора информации путм непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Существует ряд особенностей этого метода связь наблюдателя с объектом наблюдения наблюдатель не лишн эмоциональности восприятия сложность повторного наблюдения.

Когда для решения поставленной задачи необходимо получить информацию о сфере сознания людей об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п. исследователь обращается к массовый опросу. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменн никаким другим.

Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя с совокупностью людей респондентов в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Таким образом, в опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней общественного сознания научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого выступает опрашиваемый, респондент. Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям. 1. Вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования,

для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация. 2. Необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это означает, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых

о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже и чувстве собственного достоинства и др. В практической работе при конструировании вопросника оба требования часто пресекаются и должны учитываться комплексно и во взаимосвязи. Приступая к разработке вопросника, социолог решает задачу другого уровня как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию В зависимости от целей, с которыми задаются вопросы, они подразделяются на содержательные и функциональные.

Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью. Основные виды таких вопросов вопросы-фильтры, контрольные вопросы, контактные вопросы. Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от некоторой е части. Цель контрольных вопросов выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые

он дат по той же теме, проблеме. Контактные вопросы служат для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос. Могут быть не связаны напрямую с темой опроса, но позволяют отвечающему высказаться на тему, наиболее актуальную, близкую для него. В зависимости от того, что спрашивается, различают 1. Вопросы о фактах. Их цель в получении информации о социальных явлениях или признаках, которые могут

быть однозначно определены. 2. Вопросы о знании. Цель этих вопросов в получении сведений, свидетельствующих об информированности респондента. Ответы помогают точнее выявить структуру установок и интересов, указывают на степень включнности индивида в коллектив. 3. Вопросы о мнении. Ответы на эти вопросы чаще всего содержат оценки. Мнения по сравнению со знаниями менее стабильны. Они сильнее обусловлены ситуацией и нередко зависят

от личных переживаний и настроений. Формулирование мнений определяется способом включения индивида в процесс общественного развития, его политической активностью. 4. Вопросы о мотивах. Исследование мотивов социального поведения предъявляет высокие требования к технике опроса и построения индикаторов. Опрашиваемым легче говорить о фактах, поведении, ситуациях, чем судить о мотивах поведения. Это обусловлено тем, что оценка или обоснование действий в прошлом затруднительна.

По технике заполнения выделяют Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального сознания, языка, стиля, запаса информации, круга ассоциаций. Закрытые вопросы предполагают наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, основываясь на своих исходных представлениях о содержании вопроса и на данных пробного исследования. Анкетирование вид опроса, в котором респондент самостоятельно заполняет анкету.

Интервью проводимая по определнному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причм запись ответов ведтся либо интервьюером, либо на какой-либо носитель информации например, диктофон. Социологический эксперимент способ получения информации о количественном и качественном изменении деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов. Лабораторный эксперимент предполагает, что исследователь создат искусственную среду например,

в лаборатории для его проведения, что позволяет ему более тщательно контролировать среду, в которую помещены изучаемые группы. Полевой эксперимент. Для него характерна максимально естественная ситуация- это может быть учебный класс, производственная среда. Естественный эксперимент. Под ним понимают такой эксперимент, в котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, не воздействует ею на экспериментальную группу.

Исследователь отводит себе роль наблюдателя и фиксатора процессов, самостоятельно происходящих в изучаемой сфере жизни. После того как получены результаты исследования, данные наблюдения и измерения, проводится теоретическая интерпретация эмпирических данных. 2.2. Образец анкеты Уважаемый респондент Приглашаем Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета часть социологического исследования по теме

Гражданский брак, проводимого нами с целью изучения проблем, возникающих у партнеров по гражданскому браку. Нам небезынтересно Ваше отношение к данной проблеме. Инструкция к заполнению анкеты. 1. Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов. 2. Под номером вопроса поставьте любой знак в клеточку, которая соответствует выбранному Вами ответу. Благодарим Вас за участие в исследовании 1.Состоите ли

Вы в гражданском бракеданет2.Считаете ли гражданский брак приемлемой для Вас формой отношенийданет3.Какое из понятий гражданский брак вы считаете вернымсемейные отношения, не освященные таинством венчаниясемейные отношения, не признанные церковью и государством4.Союз считают гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение1 месяцполгода1 год5.Считается, что самой распространенной причиной заключения гражданского брака является попытка репетиции

семейных отношений.Да, в гражданском браке главное проверить бытовую совместимостьНет, в гражданском браке главное проверить сексуальную совместимость6.Гражданский брак рекомендуется как временная форма личной жизни для тех, у кого желание любить и быть любимым превышает финансовую состоятельностьвсех, независимо от финансового состоянияне рекомендуется никому7. Что из перечисленного можно приобрести в гражданском браке сексуальный и житейский опытумение уважать

пространство чужой жизниумение ценить собственную свободу8.Какие из перечисленных общепринятых правил семейной жизни должны присутствовать между партнерами по гражданскому бракуженщина домохозяйка, мужчина добытчикбюджет должен быть общимни шагу налевонужно понравиться всем родственникам партнерамой партнер моя собственностьгражданский брак не отягощен социальными стереотипами9.Когда гражданский брак должен уступить место законному бракукогда партнеры решают завести ребенкакогда позволяет материальное положение

когда партнеры убеждены в прочности союзаникогда 10Общественное мнение считает гражданские браки слишком экстравагантными и несерьезными. С каким из утверждений согласны Вымне будет тяжело, если общественное мнение не одобрит мою личную жизньмоя жизнь мое личное дело11Как поступите Вы, если уже готовы к вступлению в брак, а Ваш партнер, от которого Вы эмоционально, сексуально или материально зависимы, категорически отказываетсяглавное

чувства, а не формальности будем жить в гражданском бракеустрою скандалбуду тайно страдатьрасстанусь с партнером12Какие недостатки гражданского брака имеют значимость для Васу людей, состоящих в гражданском браке, нет социального статуса у людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения серьезности отношенийу людей нет ощущения незыблемости своего положенияэто огромный юридический риск против такой формы брака обычно активно возражают родители мои и моего партнерау гражданского

брака нет недостатковУкажите Ваш возрастУкажите Ваш пол Спасибо за откровенность 2.3. Матрица-таблица обработки результатов вариант1 м2 м3 м4 м5 м6 м7 ж8 ж9 ж10 ж11 ж12 ж13 ж14 ж15 ж16 ж17 ж18 ж19 ж20житого ПолМЖВозраст . Результаты социологического исследования В анкетировании приняли участие 20 студентов IV курса землеустроительного факультета ОмГАУ в возрасте 19-23 лет.

По половому признаку респонденты поделены неравномерно, что обусловлено спецификой специальности. Почти половина респондентов считает гражданский брак приемлемой формой отношений. Большинство студентов 75 принимают современную трактовку термина гражданский брак как семейного союза, не признанного церковью и государством, остальные склоняются к устаревшему понятию гражданского брака семейным отношениям, не освященным таинством венчания.

Если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца, то такой союз называют гражданским браком. Студенты же считают, что срок совместного проживания должен быть более длительным. Вот почему, несмотря на то, что в настоящее время гражданский брак в студенческой среде встречается довольно часто, респонденты в основном отрицательно отвечали на вопрос о том, состоят ли они в гражданском браке. Самой распространенной причиной заключения гражданского брака социологи считают попытку репетиции

семейных отношений на проверку бытовой совместимости, которую взаимная влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют. Опрошенные студенты проявили абсолютную солидарность с этим мнением. Ученые рекомендуют гражданский брак как временную форму личной жизни всем, у кого желание любить и быть любимым многократно превышает финансовую состоятельность, однако студентов считают, что вступление в гражданский брак не зависит от финансового положения партнеров.

Респонденты заявляют, что гражданский брак позволит научиться уважать пространство чужой жизни 75, ценить собственную свободу 15 и обрести бесценный сексуальный и житейский опыт. Более 50 респондентов считают, что гражданские браки не отягощены никакими социальными стереотипами по поводу семейной жизни. Из известных же стереотипов отметили лишь необходимость совместного бюджета 35. На Западе супруги официально регистрируются, когда решают завести ребенка.

С этим согласен один из студентов. Своеобразным водоразделом наши респонденты считают момент, когда партнеры убеждены в прочности союза 85. Двое вообще заявляют, что законному браку нет места в современном обществе. В очередной раз студенты проявили единодушие по вопросу о мотивации строгого отношения к своей неформальной личной жизни. Общественное мнение по поводу личной жизни абсолютно не интересует студентов. Опрошенные студенты оценили классический пример из развития отношений в гражданских браках, когда один

из партнеров категорически отказывается вступать в брак. На месте другого партнера один студент будет тайно страдать, двое расстанутся с партнерами, трое устроят скандалы, а 70 заявили, что согласятся жить в гражданском браке, т.е. спокойно подыграют партнеру. Среди недостатков гражданского брака выделяют отсутствие ощущения серьезности отношений 19, незыблемости своего положения, огромный юридический риск, возражения родителей мужа и жены по 14.

Социальный статус волнует 10 опрошенных, большинство же студентов 29 считают, что у гражданского брака нет недостатков. Социологическое исследование при помощи специально разработанной анкеты позволяет подтвердить выдвинутые гипотезы у студентов к гражданскому браку определенно позитивное отношение общепринятое мнение и о преимуществах гражданского брака, и о значимости психологических, материальных и юридических проблем, возникающих у партнеров, студентами не отрицаются.

Противоречия с общепринятыми в науке положениями проявились лишь по одному вопросу зависимости создания гражданских союзов от финансового положения партнеров, однако, хорошо известно, что исключения из правил лишь подтверждают эти правила. Просто нам, студентам, еще не известно с какими финансовыми трудностями приходится сталкиваться молодой семье. 4. Заключение Социологическое исследование позволяет получить достоверные объективные данные об изучаемом явлении

при помощи системы логически последовательных методологических и организационно-технологических процедур. В представленной работе описано социологическое исследование по теме Гражданский брак. В программе исследования осуществлена попытка проведения системного анализа, позволяющего прояснить предмет исследования, выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть рабочие гипотезы. Цель описанного исследования узнать мнение студентов по проблемам, возникающим у партнеров

в гражданском браке и их отношение к гражданскому браку как приемлемому союзу реализована средствами решения конкретных задач в ходе анкетирования собрать и проанализировать информацию по вопросам в каких случаях гражданский брак безусловное благо, а в каких зло должен ли гражданский брак должен уступить место законному, и, если да, то когда значимы ли для студентов социальный статус супругов и связанные с ним стереотипы как влияет общественное мнение на прочность гражданского брака значим ли для супругов

юридический риск гражданского брака Объектом представленного исследования выступают студенты IV курса землеустроительного факультета ОмГАУ в возрасте 19-23 лет в количестве 20 человек, предметом проблемы, возникающие у партнеров по гражданскому браку. Предварительный анализ позволил выдвинуть две гипотезы у студентов к гражданскому браку определенно позитивное отношение и общепринятое мнение и о преимуществах гражданского брака, и о значимости психологических,

материальных и юридических проблем, возникающих у партнеров, студентами не отрицаются. В работе описаны теоретические основы некоторых методов социологического исследования, представлен образец анкеты и матрица таблица обработки результатов. После получения результатов обработки анкет, была проведена интерпретация данных, в ходе которой удалось подтвердить выдвинутые гипотезы. 5. список литературы 1.

Радугин А.А Радугин К.А. Социология Курс лекций. М. Центр, 1997 2. Фролов С.С. Основы социологии. М Юрист, 1997 3. Ядов В.А. Социологическое исследование. М 1995



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.