Реферат по предмету "Разное"


Ан формирование фондового рынка в срв

На правах рукописи НГУЕН ХОАЙ АН ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА В СРВ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наукСпециальность 08.00.14 - мировая экономикаМОСКВА-2009 Работа выполнена в Институте экономики Российской академии наук Научный руководитель: кандидат экономических наук Любский Михаил Сергеевич Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор^ Пивоварова Элеонора Петровна кандидат экономических наукГоловнин Михаил Юрьевич Ведущая организация: Государственный университет управления.Защита состоится « » 2009 г. в час. на заседании Диссертационного совета Д 002.009.02 в Институте экономики РАН, по адресу: 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д.42 аС диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института экономики РАН.Автореферат разослан « » 2009 г.Ученый секретарь Диссертационного совета Д.002.009.02 доктор экономических наук, профессор Волошин В.И.^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) уже к началу 90-х годов стал наиболее динамично развивающимся центром роста мировой экономики. Здесь проживает почти половина населения планеты. На долю АТР приходится более половины мирового ВВП и около 40% мировой торговли. Темпы экономического роста большинства стран АТР существенно опережают аналогичный среднемировой показатель. Рост валового внутреннего продукта (ВВП) стран АТР к середине 90-х годов составлял в среднем 5-6 % в год, внешней торговли – 9-11%. Для новых индустриальных стран (НИС) и государств АСЕАН эти показатели были еще выше: темпы роста ВВП - около 7%, внешней торговли – 14%1. Юго-Восточная Азия обладает огромным потен­циалом роста рыночной капитализации, поскольку ее доля в мировой капитализации составляет 12%, в то время как доля Европы - около 33%, а Северной Америки — 54%2. В последние годы своей стабильностью и скоростью формирования выделяется фондовый рынок Вьетнама. Увеличивающийся спрос на инвестиционный капитал, особенно для обновления ТЭК, использование собственных финансовых возможностей и валютных поступлений от экспорта, переход от диверсификации помощи к целевому использованию внешних заимствований в первую очередь для создания конкурентоспособных отраслей промышленности стимулирует ускоренное формирование современного фондового рынка. В стране, где существует народнохозяйственный план развития экономики, возникают черты открытой экономики, которые проявляются в переходе от централизма к самостоятельной хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, от господства госсобственности к ее постепенной приватизации. Развитие либерализации внешней торговли является главным ориентиром промышленной и внешнеэкономической политики выдвинутым правительством Вьетнама. В процессе формирования фондового рынка основная задача заключалась в том, чтобы применить зарубежный опыт создания таких рынков конкретно в условиях Вьетнама, максимально используя достижения других стран, не повторяя ошибок, но с надеждой сократить сроки его развития. При этом должны быть учитываться интересы всех участников рынка. Для недавно созданных промышленных компаний эмиссия ценных бумаг стала основным средством мобилизации финансовых средств (инвестиционных ресурсов). Благодаря постепенному становлению финансового рынка его механизмы стали во все большей степени обеспечивать перераспределение средств в пользу наиболее прибыльных и перспективных компаний, что стимулировало структурные преобразования. Использование Интернет-технологий позволило частным инвесторам широко участвовать в торговле акциями компаний. Действуя при помощи электронных брокеров, они выставляют заявки в торговые системы. Суть реформирования финансовой системы в переходный период состоит в сочетании её с банковской сферой, в частности с деятельностью Центробанка с народившимися коммерческими банками, выполняющими главную роль в финансировании производства и в усилении их роли в обслуживании интегрированных корпоративных структур. Расширение финансового сектора происходило за счет банковской реформы, наполнения его новыми структурами. Поскольку Вьетнам является социалистической страной, на наш взгляд, на первом этапе становления фондового рынка государство должно выполнять активную роль, особенно на начальных этапах становления рынка ценных бумаг, так как этот рынок является чрезвычайно масштабным и рискованным для безопасности страны. Так, например, когда произошел недавний азиатский кризис, который обрушил фондовые рынки и финансовую систему многих стран региона, наименее пострадали те страны, где государство имело сильные позиции и предъявляло высокие требования к инфраструктуре и ресурсам по созданию финансовой системы. Только усилиями государства можно было запустить «сверху» этот рынок в его цивилизованной и безопасной форме. События, происходящие на мировой арене в последние месяцы 2008 г., негативно влияют на национальную экономику, финансовый и банковский сектор Вьетнама, обозначился кардинальный разворот в проведении денежно-кредитной политики. Основное преимущество фондового рынка состоит в возможности эффективного привлечения и переливания капитала в целях развития экономики. Но вместе с тем, фондовой рынок таит в себе ряд негативных моментов. Подобные горькие уроки прошли традиционные мировые рынки в 30-ые годы предыдущего столетия, когда они возникали и развивались стихийно, без контроля со стороны государств. Осознавая это обстоятельство, вьетнамское руководство твердо определило, что фондовый рынок во Вьетнаме с первых шагов должен находиться под жестким государственном контролем. К тому же Вьетнам должен строить свой фондовой рынок в соответствии со своими политико-экономическими особенностями и общей идеологией развития экономики страны: «…развивать многоукладную товарную экономику с рыночным механизмом и государственным регулированием по социалистической ориентации»3. Вьетнам постепенно достигает прогресса в развитии инфраструктуры для поддержки современного уровня финансового рынка, разработаны проекты по модернизации межбанковской системы, созданию международной системы расчетов, допуску внешних аудиторов в большинство вьетнамских банков, которые получили одобрение со стороны отечественных и зарубежных банкиров. Однако банковская система продолжает страдать от недостатка доверия потенциальных вкладчиков, недостаточного опыта на финансовых рынках и медленных темпов реформы. Центральный банк направляет свои усилия к выполнению своей регулирующей функции. В настоящее время он наблюдает за деятельностью 4-х государственных коммерческих банков, 60 акционерных частных банков, 4 банков совместных предприятий, 24 филиалов иностранных банков и 67 банковских контор иностранных банков. Четыре государственных банка все еще доминируют в национальной банковской системе. Это - банк внешней торговли (Вьеткомбанк), Вьетнамский промышленный и коммерческий банк (Инкомбанк), Вьетнамский сельскохозяйственный банк и Вьетнамский банк инвестиций и развития (ВБИР), на их долю приходится 80% банковских активов.4 Успех курса на обновление, провозглашенный в 1986 г. (так называемый "Дой Мой”) выдвинул новые требования в финансовом секторе, соизмеряя их с развитием рыночных отношений в стране и учитывая, что он работает в основном в изоляции от использования международных стандартов и практики. Всемирный банк и Азиатский банк развития начал инвестировать деньги в развитие инфраструктуры банковской системы, учитывая, что вьетнамская банковская система имеет проблему кредитоспособности в международном финансовом сообществе. Вьетнамский опыт свидетельствует, что эффект государственной антиинфляционной политики обеспечил курс на развитие многоукладной экономики, сочетание плановых и рыночных методов хозяйствования. Государственные предприятия перестали получать субсидии из бюджета. Бюджетные средства, предназначенные для поддержания низкого уровня цен на сырье и ряд потребительских товаров, были обращены в сбережения. Эти шаги совместно с мерами, принятыми в области стимулирования сельскохозяйственного производства и развития экспортно-импортных операций позволили приостановить инфляцию и затем практически свести ее до нуля. Проблемы становления фондового рынка в социалистическом государстве, успехи, достигнутые в этой области, представляют большой теоретический и практический интерес. Это определяет актуальность темы исследования.^ Предметом исследования является фондовый рынок как часть финансовой системы Вьетнама, капитализация акционерных компаний. В качестве первичных объектов анализа выступают институты, которые координируют взаимодействие индивидов через определенные нормы и правила поведения. ^ Объектом исследования является современный вьетнамский фондовый рынок и его особенности в условиях распространения процессов глобализации, развития мирового экономического кризиса и объективных закономерностей функционирования стран с переходной экономикой. ^ Целью диссертационной работы является анализ современного уровня и динамики развития фондового рынка СРВ, исследование опыта зарубежных компаний в процессе размещения ценных бумаг на фондовом рынке. Выявляются особенности и перспективы формирования рынка ценных бумаг Вьетнама, а также возможности использования позитивного опыта стран-лидеров мирового финансового рынка. Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач: -рассмотрение процессов структурной трансформации мирового фондового рынка; -выявление современных тенденций, особенностей, принципов и закономерностей формирования фондового рынка во Вьетнаме; характеристику основных инструментов фондового рынка страны; -определение уровня капитализации акционерных компаний; -выявление и оценку положительных и отрицательных сторон процессов структурной трансформации экономики отдельных регионов и стран под влиянием происходящих процессов финансовой глобализации; -определение антикризисных мер и перспективных путей повышения капитализации вьетнамских акционерных компаний и эффективности рынка ценных бумаг. ^ Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились научные исследования и труды вьетнамских и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблеме, работы научно-исследовательских организаций, раскрывающих закономерности рыночной экономики, исследования по проблемам страноведения. Комплексный характер исследования темы диссертации предопределил необходимость учета различных методологических приемов и подходов. В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа. При проведении исследования и систематизации данных осуществлялась их статистическая обработка.^ Информационную базу исследования составляют данные международной статистики, документы и аналитические разработки Азиатского банка развития, Министерства планирования и инвестиций Вьетнама, Министерства науки и технологии, Главного таможенного Управления, периодические, статистические и справочные издания МВФ, ВТО, среднесрочные программы социально-экономического развития Вьетнама, периодические публикации на вьетнамском, русском и английском языках и ряд других. Были использованы также материалы, опубликованные во вьетнамских, российских и зарубежных журналах (таких, как «Вопросы экономики», «Мир перемен», «Мировая экономика и международные отношения», «Общество и экономика», «Journal of Public Economics”, “American Economic Review” и другие), монографиях, докладах исследовательских и учебных институтов, и сети Интернет. ^ Степень разработанности темы. Несмотря на очевидную актуальность рассматриваемой проблематики, она пока не получила детального рассмотрения в экономической вьетнамской, российской и зарубежной литературе. При проведении исследования экономических проблем финансового комплекса автор использовал труды современных ученых-экономистов по проблемам глобализации и транснационализации, теории фондового рынка: – Аносовой Л.А., Богомолова О. Т., Герасименко В. В., Гринберга Р. С., Евстигнеева В. Р., Кудрова В., Матросова С В., Мильчаковой Н. А., Миркина Я. М., Мовсесяна А. Г., Никоновой И., Рубцова Б. Б., Тригубенко М.Е., Яскиной Г.С и других авторов, а также работы вьетнамских ученых Буй Нгуен Хоан, Дин Ван Ань, До Хонг Хань, Лыу Ван Дат, Май Тхе Кыонг, Нгуен Дых Куанг, Нгуен Тьи Там, Нят Ань, Хо Куок Ви, Хоанг Чонг Хиен и других. ^ Научная новизна исследования состоит в том, что в нем рассмотрены основные тенденции и факторы развития экономики Вьетнама; - обоснованы возможность и необходимость развития фондового рынка Социалистической Республики Вьетнам как важнейшего инструмента развития переходного периода экономики страны; - определено место рынка ценных бумаг в экономической системе и стратегии руководства Вьетнама; выделены критерии развитости фондового рынка, в частности рынка акций (годовой объем ВВП на душу населения, отсутствие дискриминационных правил для инвесторов-нерезидентов и др.) и на этой основе дана качественная и количественная характеристика фондового рынка Вьетнама; выявлены особенности становления и новые тенденции фондового рынка СРВ, связанные с развитием биржевых центров, банковской системы, биржевых торговых площадок, усилением глобализационных процессов; дана оценка роли фондового рынка в финансировании инвестиций в реальный сектор экономики; исследованы методы привлечения капитала зарубежными и вьетнамскими корпорациями в условиях формирования глобальных институтов фондового рынка и превращения фондовой биржи в финансовый комплекс; обозначены проблемы и противоречия развития фондового рынка СРВ, а также намечены пути его совершенствования и меры по повышению инвестиционной привлекательности вьетнамских корпораций с учетом зарубежного опыта (повышение финансовой стабильности и инновационной направленности, распространение системы корпоративного управления, увеличение прозрачности финансовой отчетности, совершенствование правового поля их деятельности); предложены меры выхода из современной кризисной ситуации в экономике (предотвращение негативных эффектов от перетекания капиталов, поддержка растущих отраслей экономики, реформирование кредитно-финансовых институтов).^ Практическое значение работы заключается в прикладном характере постановки проблем и выработанных рекомендаций в отношении дальнейшего развития фондового рынка СРВ, повышения капитализации вьетнамских акционерных компаний на фондовом рынке. Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы государственными структурами центрального и провинциального уровня при подготовке аналитических материалов и конкретизации предложений по развитию фондового рынка страны. Работа может быть использована в качестве учебного пособия в ВУЗах Вьетнама и России по теме «Мировая экономика и международные отношения».^ Апробация работы. Основные положения изложены в двух научных статьях, опубликованных в научной литературе, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК РФ, в выступлениях на заседаниях сектора стран СНГ и Балтии Центра сравнительных исследований трансформационных процессов и Центра стран Восточной и Юго-Восточной Азии Института экономики РАН. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность темы диссертации, анализируется степень ее научной разработанности, определяются предмет, цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна, приводятся данные о практической значимости работы, а также об апробации полученных результатов. В первой главе диссертации «Экономические предпосылки формирования фондового рынка в СРВ» анализируется современное состояние мирового фондового рынка, выявляются современные новые тенденции, оценивается также состояние экономики Вьетнама, предпосылки формирования фондового рынка страны. Особое внимание уделяется особенностям становления фондового рынка Вьетнама и необходимости реформирования банковской системы и рынка ценных бумаг, в котором главную роль сыграло акционирование государственных предприятий. Новые тенденции экономической глобализации в течение последнего десятилетия XX-го столетия характеризуются следующими обобщениями.Во-первых, отчетливо проявилась тенденция к образованию валютных блоков вокруг ведущих валют мира. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Балтии готовятся вступить в единое европейское валютное пространство евро. В Юго-Восточной Азии также существует вероятность возникновения нового валютного блока либо путем объединения вокруг японской иены, либо путем объединения нескольких валют и создания "азиатского евро". Япония и страны ЮВА смогли осуществить необходимые структурные преобразования, стабилизировать национальные финансовые системы, восстановить экономический и валютно-финансовый потенциал. Во-вторых, очевидна тенденция изменения структуры финансовых инструментов рынка в пользу инструментов реального сектора - корпоративных ценных бумаг и их производных. С ростом масштабов перелива капиталов валютные операции все больше обслуживают движение капитала. Так, на протяжении последнего десятилетия прошлого века ежедневный объем операций на мировом валютном рынке вырос в 2 раза (с 880 млрд. до 1900 млрд. долл.), на рынке облигаций - в 5 раз (со 190 млрд. до 950 млрд. дол.) и на рынке акций - в 20 раз (с 40 млрд. до 800 млрд. долл.)5. Сужаясь, рынок государственных облигаций развитых стран все больше становится консолидированным с унифицированными процентными ставками. Все больше операции с государственными ценными бумагами осуществляются в рамках электронных внебиржевых систем, что повышает динамику операций и усиливает интеграционные процессы в этом сегменте финансового рынка. Одновременно наблюдается быстрый рост (в абсолютном и относительном выражении) сектора корпоративных ценных бумаг.В-третьих, финансовые рынки становятся основным структурообразующим фактором всего финансового сектора. Банковский сектор в значительной степени уступает роль механизма перераспределения финансовых средств фондовому рынку. В-четвертых, возросла взаимосвязь между финансовым и реальным секторами экономики. Для недавно созданных промышленных компаний эмиссия ценных бумаг стала основным средством мобилизации финансовых средств (инвестиционных ресурсов). В свою очередь, изменения реального сектора предъявляют новые требования к финансовому рынку - в отношении мобильности капитала, систем управления рисками и регулирования операций.В-пятых, нарастают масштабы глобального технологического перевооружения финансовых рынков на основе Интернет-технологий. Эти технологии стирают национальные границы между финансовыми рынками и активно способствуют установлению непосредственных связей между инвесторами и эмитентами вне зависимости от их национальной принадлежности.В-шестых, происходят существенные изменения в идеологии деятельности международных валютно-финансовых организаций. Основными условиями получения кредитов стали реструктуризация и укрепление национальных финансовых систем, принятие и выполнение обязательств в отношении стандартов финансовой деятельности (сокращение бюджетных дефицитов, обеспечение прозрачности бюджетного процесса, рационализация государственных расходов и т.д.), обеспечение доступа иностранных банков к национальным рынкам финансовых услуг, предоставление оперативной и достоверной финансовой информации государственными органами.В-седьмых, меняются общественные приоритеты. Все больше расширяется круг частных инвесторов, заинтересованных в возможности выгодно и достаточно надежно разместить свои сбережения и предпочитающих инвестировать на мировом финансовом рынке, несмотря на факторы риска. Под влиянием технологических нововведений стремительно растут объемы операций и изменяются институты международных связей и финансового рынка, активно происходят процессы слияния и поглощения компаний, которые во все большей степени принимают глобальный характер. Одним из основных сегментов финансового рынка является фондовый рынок, который представляет собой часть (сегмент) финансового рынка. В классификации по видам финансовых активов данный сегмент представлен наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком драгоценных металлов. На фондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты — ценные бумаги. Ценные бумаги отражают имущественные отношения и дают их владельцам право на получение установленного дохода. В настоящее время происходит изменение роли фондового рынка в экономике, он становится наиболее активным сегментом финансового рынка. Предпри­ятия все чаще предпочитают выпускать цен­ные бумаги на рынок, в то время как раньше они в большей степени привлекали ресурсы посредством банковских креди­тов. При этом банки также изменяют роль традиционных посредников меж­ду инвесторами и фондовым рынком: в настоящее время инвесторы все чаще выходят на рынок напрямую, используя деше­вые технологии доступа. Доля небанковских финансовых учреждений, в особенности инвестиционных фондов, стреми­тельно растет в структуре институциональных инвесторов за счет снижения доли банковского сектора. Таким образом, упрощение доступа и рост ликвидности фондового рынка привели к частичной утрате банками роли посредника и основного кредитора финансового рынка. Данный процесс получил название «дезинтермедиация» (disintermediation).6 За первые годы ХХI в. на финансовом рынке произошли изменения, вызванные ухудшением конъюнктуры в связи с падением курсов акций, падением доверия инвесторов к основным инструментам рынка, финансовой отчетности корпораций, беспристрастности аудиторских компаний, аналитическим отчетам, прогнозным оценкам консультационных фирм, рейтинговым агентствам и т. д. В результате на финансовых рынках ведущих стран:1. Сократился объем операций с акциями и облигациями на фондовых биржах. На биржевом фондовом рынке с марта 2000 г. по середину 2005 г. общий объем операций с ценными бумагами корпораций снизился более чем на треть.2. Возросла роль рынка производных инструментов по сравнению с рынком наличных инструментов, что связано со снижением и нестабильностью курсов ценных бумаг и других финансовых инструментов, а также с возросшими рисками.3. Ужесточились требования листинга к компаниям, чьи ценные бумаги котируются на биржах. В результате ухудшения финансового положения корпораций и ужесточения требований листинга в 2000 г. из листинга на Нью-Йоркской фондовой бирже было исключено 286 компаний, в 2003 г. - 214, на бирже Euronext - 80 и 118 компаний, на Лондонской фондовой бирже - 299 и 287 компаний, в торговой системе NASDAQ - 700 и 815 компаний. 4. Сократилось число международных торговых площадок. Почти вдвое уменьшилось число электронных коммуникационных систем, созданных инвестиционными банками для торговли ценными бумагами. В целом произошедшие изменения представляют естественную реакцию рынка на ухудшившуюся экономическую и финансовую конъюнктуру. Подобная реакция дает возможность консолидировать рынки, сконцентрировать ликвидность рынка, освободить от балласта не пользующихся спросом ценных бумаг, компаний, которые не удовлетворяют установленным требованиям финансовой надежности, торговых площадок, на которых практически не происходит сделок. Менее заметными, но отнюдь не менее важными являются структурные и институциональные изменения на рынке: изменилось соотношение объемов операций на рынке основных наличных финансовых инструментов между акциями и облигациями (возрос спрос на государственные облигации как более надежный инструмент рынка; увеличилось предложение облигаций со стороны частных компаний); изменилась расстановка сил между биржевым и внебиржевым рынком (внебиржевая торговля существенным образом ослабляла позиции бирж на рынке); произошло снижение объемов трансграничных операций и относительное увеличение доли операций с национальными инструментами на национальных рынках. Происходит изменение организационно-правовой формы фондовых бирж. Так, за 90-е годы открытыми акционерными обществами стали Стокгольмская фондовая биржа (1993 г.), Биржа Хельсинки (1995 г.), Биржа Копенгагена (1996 г.), Амстердамская фондовая биржа (1997 г.), Миланская биржа (1997 г.), Австралийская фондовая биржа (1998 г.) и Лондонская фондовая биржа (2000 г.). Происходили также структурные изменения в сфере капитализации рынка. Капитализация рынка NASDAQ упала с 6 млрд. долл. в 2000 г. до 1,9 млрд. долл. в августе 2003 г., а объем торговли значительно снизился.7 Благодаря дальнейшему совершенствованию функционирования финансового рынка усилилась его взаимосвязь с реальным сектором экономики, его механизмы стали во все большей степени обеспечивать перераспределение средств в пользу наиболее прибыльных и перспективных кампаний, что стимулирует структурные преобразования. Фондовый рынок превращается в действенный катализатор научно-технического прогресса в реальном секторе экономики, обеспечивая рост производительности труда. На основе Интернет-технологий нарастают масштабы глобального технологического перевооружения самих фондовых рынков. Во всех мировых интеграционных центрах наблюдается весьма бурный процесс концентрации финансового капитала путем слияний и поглощений тех или иных транснациональных финансовых структур, образования глобальных финансовых центров. Ключевыми звеньями являются потоки финансовой информации, их систематизация, аналитическая обработка, принятие важнейших решений, которые сосредотачиваются в узких центральных органах. Фондовый рынок Азиатско-Тихоокеанского региона отличается неравномерностью своего развития в разных странах. Рынок Вьетнама относится к формирующимся фондовым рынкам. Несмотря на принятие правительственных законодательных актов, связанных с новыми принципами оценки рыночной стоимости акционированных предприятий, отменой ограничений на приобретение акций предприятий и внедрение принципов аукциона по продаже акций, пока размеры фондового рынка страны достаточно скромны и прозрачность проведения операций с субъектами рынка весьма низкая. Однако процессы финансовой глобализации позволяют предположить, что основные тенденции развития мирового фондового рынка повлияют на ускоренное развитие вьетнамского фондового рынка с точки зрения: увеличения объема, скорости и качества проводимых финансовых операций в стране; либерализации и гармонизации национального законодательства на основе международных норм и стандартов, расширяющих возможности выхода акционерных компаний на мировой фондовый рынок; интернационализации институтов фондового рынка и его информационной инфраструктуры; международной экспансии национальных фондовых бирж и расширение трансграничных операций. В результате происходящих процессов финансовой глобализации мировой фондовый рынок со временем сможет включить в свою структуру национальный фондовый рынок Вьетнама. К сожалению, мировые финансовые потрясения последних месяцев 2008 г. превзошли самые пессимистические ожидания. Весь мир стал испытывать нехватку ликвидности. Эти проблемы не могли не затронуть формирующуюся вьетнамскую финансовую систему, активно использующую мировые рынки заемного и фондового капитала. В этой ситуации Правительство Вьетнама предпринимает определенные шаги, направленные на минимизацию негативных последствий глобального кризиса, которые будут рассмотрены далее.^ Во второй главе «Становление рынка ценных бумаг во Вьетнаме и его специфика» рассматриваются особенности формирования рынка ценных бумаг в стране, правовые основы его регулирования, дается характеристика первичного рынка ценных бумаг и основных участников рынка ценных бумаг СРВ. После анализа экономического состояния страны и подготовки необходимых условий (кадровых, инфраструктурных, юридических) в начале 1998 г. ГКЦБ предоставила Председателю правительства проект создания первой фондовой биржи во Вьетнаме. Спорным вопросом был выбор модели фондовой биржи для Вьетнама. В настоящее время в мире существуют следующие модели организации фондовой биржи: а) Фондовые биржи, принадлежащие биржевым посредникам, которые создают и управляют фондовыми биржами по принципу самоуправления (модель распространена во Франции, Бельгии, Испании, Италии, Греции и некоторых южноамериканских странах); б) Фондовые биржи коммерческих банков, в которых операциями с ЦБ занимаются главным образом коммерческие банки (фондовые биржи Германии, Швейцарии, Австрии, Голландии); в) Фондовые биржи, принадлежащие частным лицам, неограниченно создаются в соответствии с Законом, но не обладают монопольным правом торговли ценными бумагами (такие фондовые биржи существуют в Англии, Японии, Австралии, странах Северной Америке); г) недавно появившийся новый тип фондовой биржи – китайский, которая является особым государственным финансовым институтом, создается и управляется Государством. Торговлю на бирже ведут брокерские фирмы-члены биржи согласно лицензии на свою деятельность от государственного органа. Поскольку вьетнамская экономика находится в переходном процессе, рыночные отношения только формируются, биржевая «культура» публики почти отсутствует, банковская система еще не достаточно сильная, ни одна из первых 3 моделей фондовой биржи не подходит для вьетнамских условий. Китайская модель выглядит предпочтительнее вследствие схожего пути экономической ориентации и сходства социально-экономических условий обеих стран. Организованный рынок Вьетнама будет строиться поэтапно, сначала будет сформирован фондовой центр, а потом на его основе будет строиться фондовая биржа. Практически каждый фондовый рынок независимо от государства, на территории которого он находится, содержит несколько групп участников рынка: государственные органы регулирования и контроля; эмитенты; инвесторы (институциональные, индивидуальные); фондовые посредники; вспомогательные организации. Главным составляющим элементом регулирования рынка ценных бумаг является установление четких требований к его профессиональным участникам. Регулирование подразумевает выполнение требований законов и других нормативных актов, оп­ределяющих права и обязанности каждого профессио­нального участника рынка ценных бумаг. Нормативных документов, касающихся операций с ценными бумагами и всей деятельности фондового рынка во Вьетнаме, пока немного. Важнейшими инструментами на рынке ценных бумаг являются ценные бумаги: акции и иные эквивалентные им ценные бумаги, облигации и иные долговые обязательства, а также все иные документы, способные обращаться на рынке капиталов и закрепляющие право на приобретение указанных выше документов путем подписки/обмена или право на наличный расчет. К финансовым инструментам относятся также документы, удостоверяющие права участия в инвестиционных фондах, инструменты денежного рынка, срочные финансовые контракты (фьючерсы), включая эквивалентные им инструменты с наличным расчетом, срочные контракты на процентные ставки, своп-контракты на валюту и процентные ставки, а также своп-контракты на акции и индексы акций, опционные контракты колл и пут на все вышеперечисленные финансовые инструменты, в особенности валютные опционы и опционы на процентные ставки. Регулирование фондового рынка во Вьетнаме осуществляется государственными органами управления. Рынок ценных бумаг регулируется Государственной Комиссией по ценным бумагам и Биржевым Центром. Комиссия разрабатывает концепцию формирования и развития рынка ценных бумаг, программы их реализации, а также важнейшие нормативные документы. Кроме того, она выдает, приостанавливает или изымает лицензии на соответствующую деятельность участников рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, инвестиционные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, эмитенты и др.), контролирует деятельность фондовых бирж, готовит специалистов в области ценных бумаг, сотрудничает с международными организациями и странами в области ценных бумаг. Характеризуя первичный рынок ценных бумаг Вьетнама, отмечается очень большая потребность в капитале для развития экономики в целом и инфраструктуры. Создание и развитие рынка государственных облигаций является важным направлением решения этой проблемы. Выпуск облигаций для привлечения внутреннего и внешнего капитала служит главным инструментом, который используют все государства для удовлетворения своих потребностей. С июля 2000 г. после открытия первой фондовой биржи во Вьетнаме, на ней стали регулярно проводиться торги по реализации ГО. Хотя в торгах участвуют разные финансовые институты, но победителями торгов часто оказываются ГКБ, которые обладают большими финансовыми средствами и некоторыми привилегиями от государства. Постоянными участниками в торгах являются: Торгово-промышленный банк (Инкомбэнк); Банк инвестиции и развития Вьетнама (Вьетиндебэнк); Брокерские фирмы (Баовьет). Кроме торгов в фондовом центре, правительство также начало выпускать ГО путем андеррайтинга (гарантирование размещения финансовыми посредниками). Покупателями ГО у Гарантов выпусков выступают в основном юридические лица, которые не могут участвовать в торгах на фондовой бирже. За 2 года с начала работы первой фондовой биржи во Вьетнаме ГО выпускались и регистрировались на бирже в большом количестве. Их стоимость составляет более 70 % всех зарегистрированных на бирже ценных бумаг, но на торговых сессиях фондового центра купли-продажи ГО почти отсутствовало. Одной из причин такой неактивности на рынке ГО явилась непривлекательность доходов по ГО. Процентная ставка ГО на торгах не определяется рыночно и


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.