Реферат по предмету "Разное"


Актуальность темы. Монгольская экономика вступила в XXI век как экономика рыночного типа, нацеленная на стабильное и поступательное развитие

Введение 1 ВведениеАктуальность темы. Монгольская экономика вступила в XXI век как экономика рыночного типа, нацеленная на стабильное и поступательное развитие. Перед страной стоят задачи по обеспечению дальнейшего социально-экономического развития и расширенного воспроизводства ведущих отраслей экономики. В процессе перехода от жестко планируемой экономики к рыночной экономической системе необходимо использовать широкий набор средств и методов прямого вмешательства государства к более мягким методам косвенного регулирования. В достижении этих задач главная роль принадлежит государству.Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройке отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, внешнеэкономической деятельности. И в этой связи определенное вмешательство государства в экономические и социальные процессы представляется совершенно необходимым.В данном случае, государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантии безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действия долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроле за их соблюдением. Практическое значение государственного регулирования экономики состоит в обеспечении развития инфраструктурных отраслей экономики, подавлении негативных проявлений рыночного механизма, осуществлении заботы о подрастающем поколении, поддерживании2образования и культуры общества, субсидировании экологических программ и организаций.Учитывая масштабность проблемы, данное исследование сосредоточено на анализе только ключевых позиций государства в становлении рыночной экономики и определения основных тенденций его развития, трансформации функций и механизмов регулирования в социальной, финансовой, инвестиционной и других сферах, определяющих развитие Монголии.Осуществляемые с 1990г. в стране реформы ведут к изменению характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращению доли государственной собственности, созданию экономических условий, обеспечивающих высокую деловую активность, повышающих роль граждан и организаций в принятии хозяйственных решений.Актуальной проблемой современного этапа развития является разработка новой концепции развития государства. Настало время учесть положительные и негативные аспекты становления рыночных отношений, перейти от обобщения итогов реформы к определению стратегий развития рыночной экономики в Монголии, и на этой основе обеспечить существенное улучшение жизни населения.Монгольская экономическая наука сегодня переживает новый этап. Ослабление государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Появилась необходимость исследования, которые более реалистично оценивают, учитывая как негативные, так и позитивные ее стороны, пытаются определить, какую роль государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в XXI в.Степень разработанности темы исследования. В современной экономической литературе пока сравнительно мало исследованы теоретические и практические аспекты государственного регулирования экономического3развития Монголии в условиях перехода к рыночной экономике. Хотя проблемы перехода Монголии к рыночной экономике, анализ процессов формирования рыночной экономики рассмотрены в работах российских и монгольских ученых, но проблемы дальнейшего развития рыночных отношений и выяснение в этом развитии роли государства оказались недостаточно исследованы. Поэтому проблемы развития рыночной экономики в Монголии, совершенствование процессов государственного регулирования с целью дальнейшего экономического и социального прогресса остаются актуальными.В работе над диссертацией использованы труды монгольских и российских экономистов в области формирования и развития рыночной экономики, функционирования государства в системе экономических отношений: Л.И.Абалкин, И.М.Албегова, О.СБелокрылова, ЛГуржав, ПЖасрай, А.Лившиц, СЛхагва, Д.Намжил, В.Нацагдорж, С.Нямзагд, ППурэвбаатар, Б.Сувд, М.Энхсайхан, Б.Эрдэнэбат. Монгольская проблематика традиционно присутствует и в трудах ученых Российской академии наук, продолжающих научное сотрудничество с монгольскими учеными. Проблемы перехода Монголии к рыночной экономике рассматривались в работах монголоведов, в первую очередь Г.СЯскиной, А.А.Гербовой, СК.Рощина, В.В.Грайворонского, В.А.Громовой, В.Р.Назирова, М.Е.Тригубенко. Содержащиеся в их исследованиях ценные выводы и результаты были учтены в работе.В работе над диссертацией автор опирался на труды монгольских государственных деятелей, посвященные анализу различных аспектов общественно-политического и социально-экономического развития. Среди них: Р. Амаржаргал, Н.Багабанди, Д.Бямбасурэн, П.Очирбат.Объектом исследования выступает экономика Монголии в целом, так как в переходном периоде государственное регулирование экономического развития приобретает чрезвычайно важное значение. Особое внимание уделяется стратегии развития экономики Монголии.4Предмет исследования. Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе государственного регулирования экономического развития Монголии.В качестве гипотезы исследования предполагается, что в условиях рыночной экономики решение поставленных задач в диссертации возможно путем совершенствования стратегического управления национальной экономики Монголии.Цель и задачи исследования. Цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе общих принципов управления экономикой выявить особенности государственного регулирования экономики Монголии на современном этапе развития общества и экономики, выработать предложения по совершенствованию стратегии управления национальной экономикой.Для достижения поставленной цели: в проводимом исследовании решаются следующие задачи:-исследование научных основ, методов государственного регулирования, изучение роли Правительства в регулировании экономикой Монголии;-анализ системы отношений собственности в Монголии и роли программы разгосударствления и приватизации в развитии конкурентной среды и становлении рыночных отношений в Монголии;-исследование денежно-кредитной политики, регулирования инвестиций и внешнеэкономических связей;-изучение основных направлений экономических преобразований и анализ современного социально-экономического положения Монголии;-рассмотрение государственных стратегий экономического развития страны;-разработка предложений по совершенствованию государственной стратегии регулирования экономического развития, учитывающие особенности Монголии.5 Методологическая база и методы исследования. Методологическойбазой исследования являются положения экономической науки, общей теории управления, нормативные акты государственных органов различных уровней, программы, концепции, отчеты и другие материалы по обозначенной тематике.Кроме того, в ходе исследования активно использовались основные научные методы познания, разработанные экономической теорией, экономико-статистический анализ, функциональный и системный анализ.Для придания исследованию более планомерного и комплексного анализа был применен стравнительно-аналитический анализ этапов развития экономики Монголии, что позволяет рассматривать современную стадию развития национальной экономики Монголии как эволюционный процесс.Эмпирическая база исследования. Источниками фактического материала для исследования послужили официальные документы, законодательные акты, статистические справочники, материалы отдельных министерств и ведомств, экономические программы правительства Монголии, публикации в периодической печати, а также международные издания, в частности, ежегодные доклады Мирового банка.Научная новизна исследования состоит в том, что диссертация представляет собой одну из первых в монгольской экономической науке попыток комплексного исследования современного государственного регулирования экономики в условиях перехода от централизованно-планомерной к рыночной экономике.Конкретные элементы научной новизны в исследовании состоят в следующем:-доказана необходимость для современной Монголии государственного регулирования экономики и особая роль государства как непосредственного участника экономических отношений, субъекта рыночных отношений;6-обоснованы современные формы и методы государственного регулирования экономического развития страны;-дан анализ хода реформ и итогов экономического развития Монголии 90-х гг. XX и начала XXI вв.;-предложены методические рекомендации по совершенствованию стратегии развития национальной экономики Монголии. Положения, выносимые на защиту:1. Авторское видение понятия «Государственное регулирование экономики Монголии» это есть форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы.Необходимость государственного регулирования в условиях современной рыночной экономики определяется тем, что рыночный механизм не позволяет решить многие проблемы экономического и социального развития страны такие как, перераспределение доходов и материальных благ, стабилизация экономики, которая в основном достигается осуществлением комплекса мер по борьбе с инфляцией и безработицей.2. Сущность и содержание государственного регулирования экономического развития Монголии, которое заключается в основных формах государственного регулирования таких как, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, инвестиционная и внешнеэкономическая политика. Для осуществления их предлагается использовать различные методы прямого и косвенного вмешательства на экономику: регулирование процентной ставки, ставка рефинансирования, норма обязательных резервов, перераспределение доходов, налогообложение, его уровень и систему налоговых льгот, стимулирование экспорта и импорта, лицензирование некоторых видов деятельности и внешнеторговых операций.3. Разработанные предложения по совершенствованию государственной стратегии регулирования экономического развития Монголии доказыва-7 ют необходимость обновления концепции развития экономики Монголии.Глобализация, интеграция стран и народов вносит в способы существования мирового сообщества глубокие изменения, устанавливаются новые формы развития, своими главными принципами и критериями провозглашающие экономическое развитие, ориентированное на экологию, и ее жизнестойкость.4. Предложенные элементы концепции стратегии экономического развития заключаются в создании безопасной открытой системы в Монголии с относительно самостоятельной, социально направленной, существующей в гармонии с природой, опирающейся на новые духовные и технологические основы, имеющей экспортный характер экономики, с совершенной политической системой, основанной на демократии, с высоким уровнем культурного и интеллектуального развития.5. Предложения по совершенствованию стратегии экономического развития заключаются в создании экономики Монголии с открытой экономической системой. Для этого рекомендуется правительству Монголии уделить особое внимание на эффективное использование государственного бюджета, иностранных инвестиций, кредитов и помощи для развития интеллектуальных и физических возможностей населения, развивать животноводческие, сырьевые, добывающие отрасли, особенно направленные на экспорт, ускоренно создавать инфраструктуру, развивать производство промежуточного и конечного продукта, заложить основы в новых отраслях, таких как биотехнология, информатика, компьютерные технологии с помощью банков, финансов, таможенных и налоговых механизмов.Теоретическая и практическая значимость диссертационного иссле-дования заключается в том, что научные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут рассматриваться как возможные основы обеспечения механизма государственного регулирования экономического развития в условиях рыночных отношений.8Применение на практике рекомендаций и выводов данной работы могут содействовать дальнейшему совершенствованию методов и форм государственного регулирования, определению оптимальных путей развития экономики и разработке и повышению эффективности стратегий развития страны.Работа может использоваться в учебном процессе при составлении учебных пособий и подготовки специалистов-экономистов различного профиля, в том числе в курсах лекций по государственному регулированию экономики. Материалы, содержащиеся в работе, могут послужить основой для дальнейших научных исследований.Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методикой проведенного исследования, базирующейся на системном и комплексном подходах к предмету исследования, а также использованием официальных статистических, нормативно-правовых документов и результатов научных исследования по проблеме государственного регулирования экономического развития.Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России. Основные положения, изложенные в диссертации, апробировались на межвузовской научно-практической конференции «Современные тенденции развития экономической науки и их отражение в учебном процессе», материалы и результаты исследования широко используются автором в преподавательской работе. Автором также опубликовано по данной проблематике четыре статьи в монгольских и российских экономических периодических изданиях.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.9Глава I. Теоретические основы государственного регулирования рыночной экономики.1.1. Научные основы деятельности государства в рыночной экономике.В последние два десятилетия идет активное переосмысление роли государства в экономическом развитии и выявление тех тенденций, которые будут определять его место в обществе XXI в. Чтобы понять его основу и тенденции важно иметь представление о том, какие этапы развития прошло современное государство.С первых дней существования государства его роль не сводилась к выполнению исключительно политических функций. Государство всегда занималось экономической деятельностью, вмешиваясь в действие субъектов экономической жизни и обеспечивая тем самым устойчивость политической власти. Правда, такое вмешательство в разные периоды и в разных странах существенно различалась, что позволяет говорить об этапах эволюции экономических функций государства.Начиная с конца XIX в. под воздействием изменений, которые произошли в материальном производстве, происходит постепенное расширение экономических функций государства, которое можно разделить на три этапа. Начало первого этапа связано с первой мировой войной. Он продлился до Великой депрессии 1929-1933 гг. В этот период государство начинает активно вмешиваться в регулирование экономических процессов, пытаясь ограничить монополистические тенденции, создавая государственный сектор в экономике. Однако это вмешательство ограничивается в основном отраслями военного производства. В остальных отраслях господствовали частнокапиталистические методы хозяйствования.10 Мировой экономический кризис 1929-1933гг. открывает второй этап,который длится до второй мировой войны. В этот период в истории общества возникает система постоянного и активного участия государства в управлении рыночным хозяйством. Развиваются государственные формы антициклического регулирования экономики, а также элементы планирования. Такая политика получила выражение в увеличении государственной собственности, росте объема государственного бюджета, который стал использоваться не только на содержание госаппарата, но и для финансирования государственной и частной деятельности. Наряду с бюджетно-налоговой для регулирования макроэкономических пропорций государство активно использует денежно-кредитную политику, направленную на стимулирование капиталовложений, решение социальных проблем.Третий этап начинается после второй мировой войны и длится до середины 50-х годов. В отличие от предыдущего этапа этот этап характеризуется тем, что антициклическая политика дополняется системой мер по стимулированию темпов экономического роста. В этот период государство принимает самое активное участие в развитие ключевых отраслей промышленности, создании экономической и социальной инфраструктуры. Этот этап подготовил необходимую материальную почву для следующего этапа, который получил название «золотого века капитализма».Главными целями государства в этот период являлись полная занятость, стабильность цен и равновесие платежного баланса. В этот период государство все сильнее вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений, а во многих странах Западной Европы сформировалась идеология государства всеобщего благосостояния1.Государственная политика социального благоденствия в 50-60-е гг.Welfare State — государство благоденствия. Эта теория возникла в 50-е гг. XX в. В странах Западной Европы и США в период экономического подъема.11включала программы достижения высокого уровня жизни населения путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, а также программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы. Позже они были дополнены демографическими и экологическими программами, программами защиты национальной культуры и др.Согласно идеологии государства всеобщего благосостояния считалось, что в индустриально развитых странах уже достигнуто всеобщее благосостояние, социальная политика позволило стабилизировать общество, уладить конфликты.Однако этот этап закончился в середине 70-х годов, когда разразился очередной мировой экономический кризис 1974-1975 гг. и начался постепенный процесс переосмысления роли государства, который поставил начало следующего этапа.Главная особенность последнего этапа, так называемого «эффективного государства» выражается в двух основных положениях.Во-первых, государство в силу неимоверно раздутых расходов, повлекших за собой увеличением дефицита государственного бюджета, должно существенно сократить круг своих обязанностей, переложив решение ряда задач, которые оно еще недавно выполняло, на другие хозяйствующие субъекты.Во-вторых, расходы по пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, страхованию от безработицы и другие социальные выплаты не должны обеспечиваться только за счет средств государственного бюджета. Эти расходы должны быть равномерно распределены между всеми субъектами.В конечном счете, государство должно выступать не как источник экономического роста, а как партнер, катализатор и помощник - таков был главный смысл политики, проводимой государствами большинства развитых стран в 80-90-е года.12Среди причин такого поворота рассматриваются такие, как крах административно-командной экономики, финансовый кризис политики государства всеобщего благосостояния, увеличивающийся с каждым годом дефицит государственного бюджета, а также события, происходящие в последнее время в странах Юго-Восточной Азии, явивших миру примеры «экономического чуда».Большинство западных ученых считают, что крах административно-командной системы в СССР и в странах Восточной Европы — это пример того, как чрезмерные расходы государства на решение социальных проблем неизбежно низкой экономической эффективностью, приводят к развитию застойных явлений в экономике. В развитых же странах чрезмерные социальные выплаты привели к раздуванию штата социальных работников, увеличению непроизводительных расходов, что повлекло за собой увеличение дефицита государственного бюджета.Основными причинами эволюции экономической роли государства явились изменения, происходившие прежде всего в материальном производстве, среди которых не только увеличение объемов производства и усложнение экономических связей, но и усиление роли личного фактора в развитии современного производства. Эти изменения, которые связаны с переходом в 80-90-е годы к политике «эффективного государства», во многом связаны с разрушением институтов гражданского общества. И причина этого — процесс глобализации.Процесс глобализации как новая форма или новый этап в развитии современного мирового хозяйства в конце XX в. Имеет свои особенности. Во-первых, основа глобализации — интернационализация производства, институциональной формой которого выступают транснациональные корпорации (ТНК). Хотя выход из капитала за национальные рамки начался еще в начале XX в., однако сегодня он значительно усилился. Сегодня международное производство и соответствующая ему международная торговля по своему со-13держанию преимущественно не меж-, а внутриотраслевой специализации отдельных стран.Во-вторых, глобализация сопровождается стремительным ростом финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), которые оказывают большое влияние на сферу торговли и производства.В-третьих, глобализация сопровождается регионализацией экономической деятельности. На базе этого возникают замкнутые экономические пространства, в рамках которых снимаются какие-либо препятствия для торговли, свободного передвижения капитала и людей.В-четвертых, глобализация не ограничивается только экономической сферой. Она воздействует на культуру, мораль, жизненные ценности, искусство. В системе глобальной экономики находятся телевидение, видеопроизводство, издательская деятельность.Все перечисленные тенденции оказывают существенное влияние на функционирование институтов гражданского общества, отчасти разрушая их. Выход капитала за национальные рамки и функционирование его в мировом масштабе, пренебрежения национальными границами ведут к тому, что государство как средство достижения общественного компромисса внутри страны постепенно разрушается. Соответственно меняются и его экономические функции.Необходимость государственного регулирования.Необходимость государственного регулирования в условиях рьюочной экономики определяется тем, что рыночный механизм не позволяет решить многие проблемы экономического и социального развития страны. Можно назвать следующие проблемы, решить которые невозможно без использования инструментов государственного воздействия на экономические и социальные процессы:141. Проблема справедливого распределения доходов между всеми гражданами страны. Рыночный механизм саморегулирования обеспечивает достаточный уровень доходов только участникам рыночных отношений, но значительная часть населения страны непосредственно не участвует в рыночных экономических процессах - это работники таких отраслей как образование, здравоохранение, культура, наука и некоторых других. В этих отраслях сфера распространения рыночных отношений относительно узкая. Не являются непосредственными участниками рыночных отношений и такие категории граждан как учащиеся, пенсионеры. Использование только рыночных механизмов управления не позволяет обеспечить достаточный уровень доходов этой части населения, т.к. они не производят и не продают продукцию, не оказывают услуг и таким образом не имеют собственных доходов. Но эта часть населения выполняла и выполняет общественно-полезные функции и их трудовая деятельность необходима для нормального экономического, социального, духовного развития страны и для нормального функционирования рыночной экономики и поэтому эта часть населения имеет право на соответствующий стандарт жизненного уровня.2. Проблема безработицы также, как правило, возникает в процессе развития рыночной экономики. Чрезмерный уровень использования только рыночного механизма управления экономическими и социальными процессами не позволяет обеспечить постоянным даже тот уровень безработицы, который признан нормативным, т.е. 3-4% трудоспособного населения. Мировой опыт развития стран с рыночными отношениями показал, что уровень безработицы не должен быть выше этого нормативного уровня. Его превышение означает возникновение и развитие каких-либо отрицательных экономических и социальных последствий для страны: неполное, нерациональное использование трудовых ресурсов, снижение жизненного уровня значительной части населения. Уровень безработицы ниже этого норматива, как ни странно тоже нежелателен, т.к. возникают трудности в развитии рыночной экономики: дефицит трудовых ресурсов на рынке труда и как следствие -15 снижение темпов развития производства. В условиях, когда государство неучаствует в регулировании экономических и социальных процессов, как правило, фактический уровень безработицы превышает этот норматив.3. Проблема инфляции - состоит в наличии чрезмерного количества денежных знаков в сфере обращения. Мировой опыт развитых стран с рыночной экономикой также выявил определенный условный норматив инфляции -2-3% в год. Если фактический уровень инфляции превышает этот норматив, то возникают отрицательные экономические и социальные последствия: снижается заинтересованность хозяйствующих субъектов в активизации своей инвестиционно-хозяйствующей деятельности, т.к. происходит обесценивание будущих расходов их хозяйственной деятельности, у них возникает неуверенность, что в результате вложения средств они извлекут соответствующий объем прибыли. В результате высокого уровня инфляции резко снижается жизненный уровень населения, т.к. потребительские цены повышаются.4. Проблема обеспечения постоянных достаточно высоких темпов научно-технического прогресса. Хозяйствующие субъекты, несомненно, заинтересованы в применении результатов технических исследований, которые могут улучшить параметры хозяйственной деятельности по различным направлениям, снизить себестоимость продукции, повысить ее качество, расширить ассортимент выпускаемой продукции и таким образом увеличить массу прибыли. Относительно этой формы научно-технического прогресса рыночный механизм очень эффективен, т.к. внедрение результатов НТП в хозяйственную деятельность значительно повышает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта и это внедрение является одним из основных методов конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой. Однако эффективность рыночного механизма саморегуляции относительно другой части научно-технического прогресса — развития фундаментальных теоретических научных исследований резко снижается, потому что рыночный механизм непосредственно не заинтересован инвестировать фундаментальныеСписок литературы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация и управление в сфере туризма
Реферат Расчёт потребного воздухообмена и мощности центробежного вентилятора для гаражного помещения и стоянки машин
Реферат Эконометрическая модель национальной экономики Германии
Реферат Динамика климатических условий Расшеватско-Егорлыкского ландшафта (1976 – 2005 гг.)
Реферат Учреждения и органы исполняющие уголовные наказания
Реферат Детский рисунок как метод изучения межличностных отношений детей в дошкольном возрасте
Реферат Федеральный закон О системе государственной службы Российской Федерации
Реферат Московский Кремль - замечательный памятник фортификационного искусства
Реферат Роль и назначение международных стандартов учета финансовой отчетн
Реферат Логическая характеристика понятия "Трудовые споры"
Реферат Порошковые лакокрасочные покрытия
Реферат Валютна політика як основа валютного регулювання і контролю
Реферат Культура Западной Европы в средние века 3
Реферат Место и роль НТП в развитии ресурсного потенциала мирового хозяйства
Реферат Федеративная форма государственно-территориального устройства WinWord 7.