Реферат по предмету "Разное"


"Предыстория" социальной борьбы в Бразилии восходит к началу завоевания страны белыми

АНАРХИЗМ В БРАЗИЛИИ(...)“Предыстория” социальной борьбы в Бразилии восходит к началу завоевания страны белыми. После создания колонии эта огромная территория была заселена трудящимися-рабами, в большинство своем - черными, которых продавали и покупали на рынках с аукционов, как обычный товар, причем белым торговцам предоставлялись все права на жизнь и смерть других человеческих существ.Подвергаясь бесчеловечному обращению и получая в качестве вознаграждения лишь горсть муки, кусок хлеба, щепоть соли и воду, чернокожие трудящиеся отвечали бунтами или бегством, индивидуальным или коллективным. Последнее положило начало созданию настоящих коммунитарных поселений - “киломбу”.Наиболее значительным из них было киломбу Палмарис, в котором проживало до 20 тысяч человек. Оно сумело отразить 17 военных экспедиций, устроенных колонизаторами с целью разрушить этот опыт свободной общины. Палмарис сопротивлялся на протяжении почти целого столетия!(...)Киломбо Палмариса было эпопеей в бразильской истории, которую историки замалчивали на протяжении веков (...). Это было сообщество равных, братьев, где все принадлежало всем: земля, сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия. Продукция изготовлялась коллективными усилиями, в соответствии с возможностями каждого, и распределялась открыто, согласно потребностям каждого жителя. Без всяких хозяев, предпринимателей или власти (...) Палмарис с 1600 г. противостоял экономической и военной администрации колониального режима и процветал в условиях равенства и коллективной гармонии. Инициатива просуществовала 92 года, пока в 1694 г. 18-я военная экспедиция, посланная властями, не сожгла дотла дома и не перебила людей. Палмарис был побежден и задавлен, но на огромной территории Бразилии возникали все новые общины - вплоть до Канудуса и Калдейрана 200 лет спустя.Восстание этих людей против властей (..) послужило колоссальным примером. Гармония, в которой жило население в 20 тысяч человек, в условиях экономического и социального равенства, с общей собственностью и коллективным трудом, без писаных законов и конституционных властей (...) приводит нас к заключению, что форма жизни в киломбу Палмарис была анархической и что идеи киломбу были либертарными!Эти формы анархизма, восходящие к коммунитарной и либертарной традиции, сохранявшейся в Африке и даже в Европе на протяжении веков, попали на бразильскую землю и мало-помалу распространились среди черных рабов, а позднее - и новых рабов - рабочих-иммигрантов.Появление социалистических идейСоциально-экономические изменения, начавшие сказываться во всем мире вследствие индустриализации в 19 веке, захватили и Бразилию. Революционная волна, зародившись в Европе, охватила людей, объединила пролетариат, захватила либертарную интеллигенцию, перешагивала через границы, пересекала моря и достигла Латинской Америки, утвердившись в Бразилии.Беженцы Парижской Коммуны 1871 г. приехали на бразильскую землю, бежав от жестокостей французского правительства. Сенаторы Кандиду Мендис ди Алмейда, Жозе Инасиу Силвейра да Мота и Франсиску Отавиану протестовали против их экстрадиции правительству Тьера-Галифе, пробудив интерес в образованных слоях населения к идеям преследуемых революционеров. По свидетельству тогдашних газет, в книжных магазинах на улице Оувидор в Риу-ди-Жанейру было множество книг из Франции.Стремление осуществить социальные утопии, которыми вдохновлялись Сен-Симон, Оуэн, Фурье, Кабе, Дезами и Росси, привело в Бразилию французского врача Бенуа-Жюля Мюра. Вместе с 500 другими людьми - рабочими, инженерами, врачами, лесорубами, плотниками и лицами других профессий - он основал в 1841 г. в провинции Санта-Катарина фаланстер - социалистическую общину в духе идей Фурье.Инженер Луис Вотье, социалист и ученик Фурье, приехал в Пернамбуку по контракту с властями. Там он организовал идеологическую школу, собрал вокруг себя последователей и повел социалистическую агитацию. Вотье получал французские социалистические газеты и распространял их среди прогрессивной интеллигенции Ресифе.В “повстанческом заговоре в Пернамбуку в 1817 г. можно обнаружить руссоистские эгалитарные идеи”. В “революции прайейрус 7 ноября 1848 г.” принимали участие трудящиеся разных специальностей, освобожденные рабы и т.д., среди них были люди, которых называли “анархистами”. Несколько позже (в 1860 г.) появилась книга “Анархисты и цивилизация”, подписанная псевдонимом “Пернамбуканец”. Она была напечатана в Риу-ди-Жанейру (...)Во время своего приезда в Бразилию в 1893 г. знаменитый географ-анархист Элизе Реклю “обнаружил следы французских революционеров Леру, Прудона и Конта, наложившие отпечаток на бразильскую жизнь и наши повстанческие движения”.Многие анархисты поселились в Паране, Риу-Гранди-ду-Сул, Сан-Паулу и Риу-ди-Жанейру. В последнее десятилетие 19 века инженер-агроном Джованни Росси, член Первого Интернационала и активный деятель итальянского анархизма, приехал в Парану с десятком товарищей, чтобы создать коммуну “Колония Сесилия”. Итальянский анархист Артур Кампаньоли сошел с корабля в Сан-Паулу и создал коммуну “Гуарарема”. В Пелотас, в Риу-Гранди-ду-Сул первым анархистом был итальянский сапожник Жозе Саул.Возникновение социалистической печатиС 1 августа 1845 г. в Нитерое стала выходить газета “О сосиалиста да провинсиа ду Риу-ди-Жанейру”, появлявшаяся каждые 3 дня. Она вдохновлялась идеями француза Шарля Фурье. Среди ее основателей и сотрудников был его ученик д-р Мюр, врач-гомеопат, создатель “Колонии ду Сай” в Санта-Катарине. В 1841 г. В первом номере газета так определяла себя: “Слово социализм, которое фигурирует в нашем заглавии, точно определяет главную цель, с которой издается газета: сохранение того лучшего, что существует среди нас, устранение злоупотреблений и пороков, порожденных незнанием, ложным образованием и беспринципной имитацией, внедрение новшеств всемирного прогресса, наконец, усовершенствование того, что можно воспринять в обществе, на провинциальном, национальном и мировом уровне, как в моральном, так и в материальном плане (...). В “О Сосиалиста” пойдет речь о практической агрономии, социальной экономии, (...) дидактике, превентивной политике и домашней медицине, а прежде всего - о научном Социализме, недавно открытом, о котором достаточно сказать, что его цель состоит в том, чтобы обучить людей любить друг друга”. В третьем номере говорилось: “Великие идеи, которые покоятся на солидных основаниях, никогда не могут быть остановлены в своем развитии; и именно сила правды, содержащаяся в неудачных попытках осуществить их, разрушит все препятствия на пути к их триумфу. Социалистическая наука, начиная с Фурье, идет вперед гигантскими шагами...”. В Нитерое 1845 г. такая идейная позиция требовала большой политической смелости, однако, начиная с третьего номера, газета погрузилась в дискуссии в Законодательной ассамблее провинции и потерялась в партийных интересах.В 1840 г. в Ресифе (Пернамбуку) приехал французский инженер Вотье, ученик Шарля Фурье, Сен-Симона, Роберта Оуэна и других европейских социалистов. Он завязал контакты с прогрессивно настроенными бразильцами, среди которых был профессор Антониу Педру ди Фигейреду. Было начато издание газеты “О Прогрессу” (1846-1848 гг.). Она полностью соответствовала своему названию и была верна прогрессивным взглядам своего директора - человека, хорошо разбиравшегося в экономических проблемах его времени. Из социалистических идей в статьях преобладали, естественно, идеи Фурье, Сен-Симона, Оуэна и им подобных. Также в Пернамбуку в 1847 г. выходил “О Пролетариу”, в Нитерое в 1848 г. - “О Гриту Анаркиаль”: оба издания значительно отличались, но оба выступали в защиту униженных и угнетенных.В 1850 г. в Риу-ди-Жанейру издавался “О Периодику дус побрис” (“Издание бедняков”), а в Пернамбуку в 1853 г. - “О Браду да мизерия”. В том же самом году возникла Ассоциация печатников - объединение с мютюалистскими целями; 10 февраля 1858 г. начала выходить газета “О Жорнал дус типографус” - в помощь работникам газет “Диариу ду Риу-ди-Жанейру”, “Коррейю маркантил” и “Жорнал ду комерсиу”, которые бастовали с 8 января, требуя повышения зарплаты. Хозяева (...) отказались удовлетворить их требования, и печатникам оставалось только покинуть типографии, и читатели Риу-ди-Жанейру остались без газет.Позднее наблюдатели, сопровождавшие стачку и издание “Жорнал дус типографус”, писали: “Объединенные чувством профессиональной солидарности, мы, в свою очередь, вследствие самой природы развития ассоциации, поднимаемся ко все более ясному классовому сознанию. Стачка, классовое действие, представляет собой необходимый “момент” в практическом проявлении этого сознания. Ассоциация печатников имела в момент объявления забастовочного движения 12 контов рейсов, предназначенных на нужды ассоциации. Затем ассоциация израсходовала 11 контов - значительную сумму по тем временам и почти все свое имущество - для поддержания “Жорнал дус типографус”. Из органа, ограниченного простой мютюалистской деятельностью, ассоциация быстро превратилась в законного представителя классовых интересов”.Взгляды участников стачки были также отражены на страницах “Жорнал дус типографус”: “Пришло время покончить с угнетателями любой касты; пришло время сражаться (...) против любой эксплуатации человека человеком”.В Белеме, в Пара в 1860 г. начал выходить “А Воз ду пову” (“Голос народа”). В Риу-ди-Жанейру в 1867-1868 гг. выходил “О типографу”. В Ресифе выходило издание “А Консьенсия ливре” (“Свободное сознание”), в Сан-Паулу - “О Операриу” (“Рабочий”) - оба в 1869 г. Эти издания отличались своим боевым выступлением против несправедливостей в отношении тех, кто был обделен на банкете жизни.Выходили: в Пара - “А Инквисисан” (антиклерикальная газета, 1870 г.), в Пернамбуку - “А Локомотива” (1872 г.), в Риу-ди-Жанейру - “Газета операриа” (газета рабочих арсенала флота, 1875 г.), “А Револусан сосиал” (1976 г.), в Сан-Паулу - “О Трабалью” (“Труд”, 1876 г.). В 1877 г. выходила “А Баррикада”, в 1877-1878 гг. - “О Пролетариу”, в 1881 - “О Операриу” (“Рабочий”) и “Гутемберг”. В 1880-1883 гг. рабочие армейского и морского арсенала начали издавать “О Ниилист - орган классовой защиты”. Эти трудящиеся организовали стачку и основали Рабочий союз Риу-ди-Жанейру. В 1883 г. выходил “О Артиста”, в 1885 г. - “Жорнал дус алфайатис” (...).В 1888 г. в Риу-ди-Жанейру выходил “Ревиста типографика”, а в 1892 г. появились анархистская газета “Скьяви бьянки” (“Белые рабы”, на итальянском языке; ее руководил Галилеу Бетти в Сан-Паулу), “О Операриу” (Сантус), “О Операриу” (Форталеза в Сеара), “О Жорнал операриу” (Риу-ди-Жанейру), “Примо мадже” (“Первое мая”, на итальянском языке, Сан-Паулу). В Амазонас в 1892 г. выходил “О Операриу”. В Белене (штат Пара) в 1889-1907 гг. выходили “орган трудящихся классов” - “А Конфедерасан артистика”, а в 1901-1907 гг. - еженедельник “О Трабалью” (“Труд”).Название “О Артиста” носили газеты, выходившие в Крату (Сеара) в 1891 г., в Параиба в 1893-1894 гг., в Пиауи в 1902 г. В 1893 г. в Форталезе стал выходить орган старинной ассоциации “А Феникс Кайшераль”.В Масейу Ассоциация взаимопомощи печатников Алагоас издавала орган “О Секулу ХХ” (“Двадцатый век”), а в 1902 г. также - “О Пролетариу”. В Аракажу два раза издавалась газета “О Операриу” - в 1891 г. и в 1896 г., во второй раз - как “орган Рабочего союза Сержипе”. В Пернамбуку выходили “О Операриу” (1879 г.), “Газета дус оперириус” (1890 г.), “О Сосиалиста” (орган Социального центра, 8 мая 1898 г.). “О Кларин сосиал” (социалистическая, 1900 г.), “Аурора сосиал” (орган Центра защиты рабочих Ресифе, 1900-1907 гг.). В Байе в 1890 г. выходил “А воз операриа” (“Рабочий голос”, орган Рабочего центра Байи). В Минасе издавали “О Сосиалиста” - в городах Оуру-Прету и Сан-Жозе-ду-Параису.В Сан-Паулу выходили: “Жорнал операриу” (1892 г.), “Иль Рисвелья” (“Расвет”, анархистская газета на итальянском языке, 1893-1899 гг.), “Ль Азине умане” (антиклерикальная газета на итальянском, 1893-1894 гг.), “Ль Аввенире” (1893 г.), “Иль Лавораторе” и “Иль Диритто” - под руководством Джиджи Дамиани, итальянского анархиста в Куритибе, жившего также в “Колонии Сесилия”. Позднее Джиджи Дамиани поселился в Сан-Паулу, а в 1919 г. был выслан из Бразилии как анархист.17 сентября 1895 г. Сильвериу Фонтис и другие социалисты издали в Сантусе журнал “А Куестан сосиал” (“Социальный вопрос”) под девизом: “Один за всех, все за одного”. В том же году в Сан-Паулу вышел первый номер “Примейру ди Майу”. 5 июля 1896 г. португальский социалист А.Гэдиш, Р.Коутинью и другие начали издавать “Эку операриу” в Порту-Алегри (штат Риу-Гранди-ду-Сул).В Риу-ди-Жанейру выходили: “Воз ду пову” (“Голос народа”, 1890 г.), “О Операриу италиану” (1897-1898 гг.), “О Операриу” (1895 г.). “О Менсагейру” (1898 г.), “О Протесту” (1898 г.), “Трибуна операриа” (1900 г.).15 апреля 1894 г. в Сан-Паулу на улице Либеру Бадару, 110 по обвинению итальянского консула были арестованы анархисты и социалисты, готовившие первое в истории Бразилии празднование 1 мая и издавшие соответствующий манифест.Наконец, в октябре - декабре 1894 г. в Риу-ди-Жанейру выходила первая бразильская анархо-коммунистическая газета “О Деспертар” (Пробуждение”). Ее издавала группа Анджолильо на улице сенатора Помпеу, 119. Во главе стоял рабочий-шляпник Жозе Сарменту Маркис. После исчезновения “О Деспретар” анархисты продолжали издавать “О Протесту”, руководимую португальским рабочим Ж.Мота Ассунсан. Редакция газеты помещалась на улице Эвариста да Вейга, 78. В сентябре 1898 г. - 1900 гг. вышло 11 номеров.Семя прорастаетВ начале 20 века в Сан-Паулу приехал уроженец Португалии Нену Васку, лисенсиат права, одна из наиболее крупных человеческих и интеллектуальных фигур эпохи. Вместе с итальянцами Орести Ристори и Джиджи Дамиани он создал анархистскую группу, которая сыграла важную роль. Либертарные ростки постепенно начали давать плоды и быстро развиваться, распространяя в пролетариате свет, знания, идеи, энтузиазм, радость жизни. К нему стали присоединяться многие бразильские интеллектуалы. Некоторые познакомились с анархизмом, учась во Франции, другие - на месте. Среди пионеров были д-р Фабиу Лус, фармацевт Бенжамин Мота, д-р Рейналду Федерику Грейер, д-р Мартинс Фонтис, д-р Жозе Ойтисика, журналист Домингус Рибейру Филью, писатель Лима Баррету, профессор Мария Ласерда ди Моура, профессор Моасир Каминья, д-р Орланду Корреа Лопис и множество блестящих самоучекПлодотворное восприятие новых социальных идей, особенно анархизма, быстро распространялось среди трудящихся, приезжавших в Бразилию и сталкивающихся там с такой же свирепой буржуазией, что и на их родине.Пролетариат убеждался, что развития Бразилии, индустриализации, прогресса и “модернизации” недостаточно. Человек - это не каталог карточек, регулирующих будущие движения и действия. Масса (...) остается (...) аморфной силой благодаря политическим лидерам. Быть человеком - означает рано или поздно вступить в борьбу против своего отчуждения и эксплуатации, альтернатива - отказаться от самого себя, позволить себя разрушить системе, которая все это создает, поддерживает и совершенствует в своих собственных интересах (...)На рассвете столетия4 февраля 1900 г. в статье, озаглавленной “Стачка возчиков”, в “О Протесту” (?) говорилось о “днях 15 и 16 января 1900 г., похожих на революцию. Эксплуататоры обнаружили, что им противостоят 25 тысяч эксплуатируемых, которые бросили работу...”.В Сан-Паулу д-р Бенжамин Мотта в 1898 г. начал выпускать социологический журнал “О Либертариу” и “О Ребедьди”. В 1900 г. стала выходить социалистическая газета “Аванти” под руководством Висенти Васирка; она просуществовала 12 лет и в последний период ее директором был Теодору Мениселли. 7 марта 1901 г. в Сан-Паулу стала выходить антиклерикальная либертарная газета “А Лантерна” (“Фонарь”), руководимый Б.Мотта. После 60 номеров издание прекратилось, но 17 октября 1909 г. возобновилось вновь под руководством анархиста Эдгарда Леуенрота; газета выходила до 1916 г. (293 номера). Вновь она издавалась с 13 июля 1933 г. по 1935 г. (директором снова был Э.Леуенрот). В 1903 г. в Сан-Пеулу стали выходить “Ла Ривольта” и “О Либре пенсадор” (“Свободомыслящий”). Их директор Эверарду Диас, известный анархист, издавал их с перерывами до 1914 г.В Риу-ди-Жанейру 13 января 1903 г. появилась газета “Бразил Операриу” (“Рабочая Бразилия”), в которой сотрудничал португальский график и поэт Константину Пачеку. Стали выходить также “О Чапелейру” (1 мая 1903 г.) и “А Федерасан” (10 июля 1903 г. - орган Федерации классовых ассоциаций). В сентябре 1903 г. в Риу-ди-Жанейру распространялась “А Греве” (“Стачка”, редактором которой был Элизиу ди Карвалью (...), а с третьего номера - Франсиску Паузилипи да Фонсека (...). Под влиянием агитации этого органа возник Союз докеров; стали выходить “А Воз ду мармориста”, орган Центра рабочих-мраморщиков, и “О Трабальядор”, анархистский журнал (...), в котором сотрудничали Мота Ассунсан, Гуарани, Элизиу ди Карвалью и Мария ди Оливейра.Д-р Грегориу Наниансену Куэйрус ли Васконселус, поселившийся в Сан-Паулу в 1901 г. и известный под псевдонимом Нену Васку, поддерживал множество контактов с португальскими, итальянскими и бразильскими либертариями и 10 октября 1903 г. начал издавать анархистскую газету “О Амигу ду Пову” (“Друг народа”), выходившую 2 раза в месяц (...); вышло 63 номера. Газета широко распространяла культурные знания и анархистские идеи, обогащала язык. Нену Васку (...) развернул большую полемику с академиками из Бразильской Академии письма, предлагая упрощение португальской орфографии. Позднее эта деятельность была продолжена на страницах анархистской газеты “А Терра ливри” (“Свободная земля”) в Сан-Паулу.Нелегально перешел границу Бразилии с Уругваем и добрался до Сан-Паулу итальянский анархист Орести Ристори. Завязав контакты с иммигрантами-анархистами, он начал 26 января 1904 г. издавать еженедельник “Ла Баталья” (“Борьба”); в редакцию вошли также итальянские анархисты Джиджи Дамиани и Алессандро Черкиаи. Начиная с № 335 на 8 году издания руководство газетой перешло к Дж.Дамиани и А.Черкиаи; с № 367 газета стала ежедневной и получила название “Ла Барриката” (“Баррикада”).Также в Сан-Паулу в 1904 г. Эрнестина Лесина стала выпускать журнал “Анима и вита” в защиту социализма и женщины. Там же и в том же году выходили “О Чапелейру” (1 мая), “Иль Пурджелле” (в июле), рабочая газета “Мисериа” (11 сентября) и орган Лиги графических искусств “Эмансипасан” (“Освобождение”) (в ноябре).В Масейю издавалась газета “О Трабальядор”, редактируемая Виргиниу ди Кампусом. В Риу-ди-Жанейру выходили “Газета операриа”, анархистская газета “О Либертариу” (редакторы - Карлус Диас и Мануэль Москосу), “Форса нова” (“Новая сила”, 23 апреля 1904 г.) и “О Трабальядор”. Появился либертарный журнал “Культур” (март 1904 г.); его директором был Элизиу ди Карвалью, а сотрудниками - Эразму Виейра, Хуан Мас-и-Пи. Вместе с другими либертариями эта группа основала в доме № 47 по улице Конституции Народный университет. Там же размещалась штаб-квартира профсоюза маляров, который взял на себя обязательство бороться против индустрии засухи и прославился помощью жителям северо-востока - “жертвам большой засухи 1904 г.”.Правительство издало закон о высылке “иностранных агитаторов” (разумеется, людей с освободительными идеями!), который стал распространяться в городах страны с начала 1905 г. под именем “Закона Адольфу Горду”.Несмотря на атаки со стороны правительства, в 1905 г. издания продолжали выходить. В Сан-Паулу издавались “О Артиста” и “О Трабальядор гоафику” (7 мая 1905 г.). В ноябре начала издаваться анархистская газета “А Терра ливри”; редакция помещалась в доме №1 по улице Санта-Круз-да-Фигейра и возглавлялась Нену Васку. В ней сотрудничал испанец Мануэль Москосо, а администратором был юный Эдгард Леуенрот. Начиная с № 33 издание было перенесено в Риу-ди-Жанейру (улица 7 сентября, дом 7), администратором стал Жозе Ромкру, а директором остался Нену Васку - до № 62, когда он вернулся в Португалию после провозглашения там республики 5 октября 1910 г.В Сан-Паулу широко распространялся манифест против репрессий в России и расстрела в “Кровавое воскресенье” 9 января 1905 г. Его подписали 8 наиболее заметных активистов движения. На его основе возник “О Гриту дель пуэблу” (“Крик народа”). В Риу-ди-Жанейру начала выходить анархистская газета “Нову Руму”, руководимая Жоэлем и Марией ди Оливейра, позднее - Луисом Маграсси и затем Мота Ассунсаном (...).Профсоюзы, рабочие конгрессы и требования рабочихТрудящиеся, которые вначале объединялись в братства, понемногу стали создавать автономное рабочее движение. По всей Бразилии стали возникать профсоюзы и профессиональные ассоциации, выступавшие в поддержку либертарных идей. Они начали проводить свои первые конгрессы.“В штате Риу-Гранди-ду-Сул был создан Рабочий союз, куоторый подерживал контакты со школой и кооперативом взаимопомощи. В 1900 г. строительные рабочие образовали в Сантусе “Общество 1 мая”, в следующем году возникает “Лига мастеров-портных”, а в 1903 г. в Сан-Паулу были приняты статуты Союза трудящихся-графиков”“CNT”. 1999. Mayo. No.246. P.211-2 января 1898 г. Рабочий союз Риу-Гранди-де-Сул провел первый конгресс на уровне штата. На нем были представлены 10 рабочих, социалистических и анархистских организаций. 15-20 апреля 1906 г. прошел Первый Бразильский рабочий конгресс. Он заседал в “Центру Галегу” на улице Конституции в Риу-ди-Жанейру. На конгрессе обсуждалось и было решено полтора десятка вопросов. В частности, было принято решение об издании газеты “А Воз ду трабальядор” (“Голос трудящегося”), которая начала выходить в 1908 г. под руководством испанского рабочего-графика Мануэля Москосо.Конгресс прошел в жарких дискуссиях по всем обсуждавшимся вопросам. На нем преобладала анархистская и синдикалистская концепция. Возникали синдикаты, союзы, федерации и, наконец, Бразильская рабочая конфедерация. Реформистский и поссибилистский синдикализм уступил место новому, революционному рабочему движению, которое, не отказываясь от непосредственных экономических требований, выдвинуло новые задачи - повышение уровня образования и профессиональных знаний, культуры своих членов с помощью изучения эсперанто, социальной истории и философии. Создавая свою культуру, рабочее движение широко использовало журналистику, любительский театр протеста и поэзию. Его целью и социальным идеалом было Самоуправление. Оно стремилось разрушить государство, уничтожить разделение бедных и богатых, эксплуатируемых и эксплуататоров, чтобы построить на развалинах старой буржуазной системы новое общество самоуправления, в котором все будут иметь равные права и обязанности. Эти темы начали широко освещаться в рабочей и социальной печати, ставшей настоящей школой для трудящихся, связанных с этим автономным синдикализмом.Следуя этой динамике революции и социального, культурного и человеческого освобождения, в 1913 г. в Риу-ди-Жанейру состоялся Второй Бразильский рабочий конгресс (в Космополитическом центре), 18-20 октября 1915 г. - Южноамериканский конгресс анархистов, 14-16 октября 1915 г. - Международный конгресс мира (оба - в доме 71 на площади Тирадентиса), а в 1920 г. - Третий Бразильский рабочий конгресс.В Сан-Паулу, Миньяс-Жераис. Паране и Риу-Гранди-ду-Сул революционные синдикалисты организовали более десятка конгрессов на уровне штатов, разъясняя и осуществляя на практике решения конгрессов 1906, 1913 и 1920 г.“Наибольшее распространение в рабочем движении Бразилии того времени получили идеи анархизма. Рабочая печать публиковала статьи известных европейских анархистов, местных проповедников анархизма и анархо-синдикализма Астрожилду Перейры, Жозе Ойтисики, Фабиу Луза, Антониу Канелласа и др. Они издавали в первые десятилетия ХХ в. такие издания, как газнта “А Герра сосиал”, орган Рабочей бразильской конфедерации “А Воз ду Трабальядор”, журналы “На Баррикада” и “А Вида” и др. (...)Анархисты и анархо-синдикалисты руководили крупными выступлениями трудящихся. Значительным событием в истории Бразилии стала забастовка текстильщиков Рио-де-Жанейро в августе 1903 г. - общее число участников достигло тогда 40 тыс. человек. Новая волна стачек прокатилась по стране в 1905-1907 гг. Она способствовала росту организованности рабочего движения. В 1907 г. рабочие добились права на создание профсоюзов. В 1908 г. синдикалисты сумели создать Рабочую бразильскую конфедерацию, которая возглавила борьбу за 8-часовой рабочий день и за другие права трудящихся. В среде бразильских рабочих нашли отклики вести о революции 1905 г. в России. Проводился сбор средств в пользу борцов с царизмом. Небывалый прежде подъем рабочее движение переживало летом 1917 г., когда в Сан-Паулу происходила всеобщая стачка, охватившая 150 тыс. человек.Под давлением рабочего движения власти предприняли первые шаги в области трудового законодательства: в январе 1903 г. парламент принял декрет, разрешавший создание профсоюзов сельскохозяйственных рабочих и рабочих по переработке сельскохозяйственной продукции, а четыре года спустя распространил эти права на другие категории трудящихся”.(История Латинской Америки. 70-е годы XIX века - 1918 год.М., 1993. С.143)“В 1907 г. парламент принял закон, разрешавший правительству высылать из страны иностранцев, участвовавших в деятельности рабочего движения и его пропаганде. Бразильская рабочая федерация развернула кампанию агитации против этого закона, и это позволило если не отменить его, то, по крайней мере, смягчить его эффект”(S.Fernandez. La A.I.T. en el continente Americano.Buenos Aires - Paris, 1968. P.46-47).Отклики в Бразилии на расстрел Франсиско Феррера. Рабочий театр илибертарная печатьАнархизм предполагает революционное изменение жизни наемных работников в целом. Этому освободительному развитию трудящихся противостоят церковь, буржуазия и политики.В Америке и Европе правители (в некоторых странах поддерживаемые римско-католической церковью) неоднократно топили в крови целые отряды пролетариата, который, в свою очередь, периодически отвечал на насилие изолированными актами ответного насилия.В 1906 г. провалилась первая попытка заставить замолчать в Испании обновителя образования Франсиско Феррера-и-Гуардия. Однако испанская церковь не отказалась от своего намерения. С этой целью были использованы акты террора. Испанская монархия собрала своих юристов, мобилизовала гражданскую полицию, военных, тюремщиков (...). Человек, основавший в 1901 г. “свободную школу”, которая распространилась в Европе и Америке, был арестован, осужден и 13 октября 1909 г. расстрелян в замке Монхуич в Барселоне.Намеченная казнь стала сигналом для мобилизации анархистов! Они говорили об этом на страницах печати, организовывали собрания, привлекая к этому студентов, интеллигенцию, пролетариат. Проводились демонстрации, диспуты на площадях, нападения на испанские посольства и консульства во многих странах. Но церковь не отступала, и испанский король подписал смертный приговор Ферреру, убежденный своими советниками, что убив автора “современной школы”, он убьет и саму идею.Несмотря на это преступление, рационалистические школы развивались в Сан-Паулу, в Риу-ди-Жанейру, в Риу-Гранди-ду-Сул и - с меньшей интенсивностью - в других штатах Бразилии. Еще до казни, в 1904 г., в штаб-квартире профсоюза маляров Риу-ди-Жанейру был создан “Народный университет”. В 1915 г. по инициативе анархиста испанского происхождения Флорентину ди Карвалью родился “Современный университет” в Сан-Паулу.В дополнение к десяткам свободных школ, созданных анархо-синдикалистскими и анархистскими рабочими, пролетариат сформировал группы социального театра, высмеивавшего и разоблачавшего буржуазию, церковь и государство в своих революционных и антиклерикальных пьесах. Таким образом распространялись анархистские идеи среди зрителей и собирались финансовые средства в помощь как школам, так и безработным, нетрудоспособным, политическим заключенным, на издание памфлетов, газет, брошюр.Плодом этой нонконформистской работы была, к примеру, газета “А Лута пролетариа” (“Пролетарская борьба”), выпускавшаяся во время стачки железнодорожников Сан-Паулу, когда подвергся жестокому обращению поэт-анархист Рикарду Гонсалвис и 3 человека было убито. В Аоагоасе выходили “Ла Лута пролетариа”, “Ла Биричине”, “О Трабальядор ливри”. В Кампинасе появился (1 мая 1906 г.) “А Воз операриа” - орган Союза трудящихся-графиков, издававшийся с небольшими перерывами до 13 января 1920 г. под руководством анархиста Виргилиу Пессанье.В 1907-1922 гг. выходили - переживая свои подъемы и спады - “А Гуэрра сосиал” (анархистская, Риу-ди-Жанейру), “А Лута” (анархистская, Порту-Алегри), “Жерминаль-Барриката” (с 17 ноября 1913 г., анархистская, Сан-Паулу, руководитель - Флорентину ди Карвалью), “А Ребелиан” (с 1 мая 1914 г., анархистская, Сан-Паулу, с участием Ф.ди Карвалью), журнал “А Вида” (“Жизнь”, анархистский, Риу-ди-Жанейру, под руководством Франсиску Виотти и Жозе Оитисика), газета и журнал под одним и тем же названием “На Баррикада” (анархистские, Риу-ди-Жанейру, директор - инженер Орланду Коррейя), “Трибуна ду пову” (с 1916 г., либертарная, Алагоас), “А Семана сосиал” (1917-1918 гг., Ресифе, руководитель - Антониу-Барнарду Канелас) (...)6 июня 1917 г. в Сан-Паулу начала выходить анархистская газета “А Плебе”. В 1919 г. она перестала быть ежедневной, прерывалась, страдала от цензуры, полицейских процессов, но просуществовала до 1947 г. Ее директорами были поочередно Эдгар Леуенрот, Флорентину ди Карвалью, Родольыу Фелипи, Мануэдь Кампус и Педру-Аугусту Мота (последний из них был сослан и погиб в концлагере Оиапоке, действовавшем в 1924-1926 гг. в период президентства Артура Бернардиса).В Риу-ди-Жанейру будущий коммунистический лидер Астрожильду Перейра (начинавший тогда как анархист) издавал и распространял “Кроника субверсива” (...) (с 1 июня 1918 г., 16 номеров), а затем помогал Жозе Оитисика в издании анархистской газеты “Спартакус” (со 2 августа 1919 г.; вышло 24 номера, пока газета не была запрещена полицией).В 1915-1922 гг. в Риу-ди-Жанейру выходили, среди прочего, периодические издания “О Графику”, “О Панификадор” (“Булочник”), “Воз косморполита”, “Реновасан” (“Обновление”, синдикалистская газета, издававшаяся 2 раза в месяц под руководством португальского анархиста Маркеса да Коста, который в 1925 г. был выслан полицией президента Бернардиса), “О Металургику”, “А Воз ду сапатейру” (“Голос сапожника”), “О Алфайати”. Заслуживает особого упоминания ежедневная газета “Воз ду пову”, орган Федерации трудящихся Риу-ди-Жангейру, начавший выходить 5 февраля 1920 г. Она представляла огромную силу рабочего класса, стремившегося иметь свою собственную газету, независимую, настоящий и легитимный орган трудящихся. Газета до последнего поддерживалась борьбой и жертвами тысяч рабочих. Ее директорами были поочередно Карлус Диас, Афонсу Шмидт и Альвару Палмейра. Редакция и типография этой анархистской ежедневной газеты, страдая от многочисленных полицейских рейдов, находилась на улице Конституции, № 12, 2, а в последний период существования размещалась на ул. Риу-Бранку.Война 1914-1918 гг., народная Февральская революция 1917 г. в России и Октябрьская диктатура большевиковЕвропейская война отозвалась в Бразилии безработицей, очередями за продуктами, собраниями рабочих у ворот фабрик, а также давлением на правительство Венсеслау Браса с требованием разрешить проведение “свободных ярмарок”, чтобы производители могли продавать продукты непосредственно потребителям, без налогов и посредников. По Бразилии прокатывались взрывы стачек, имевшие большой общенациональный резонанс, и правители расширили аресты, ссылки и высылку десятков “иностранных агитаторов” (...) Полиция конфисковала и уничтожала все имущество трудящихся, которых сажали на суда с пустыми руками.“В этот период проходили постоянные демонстрации и протесты в защиту рабочих прав. Они достигли апогея в 1917 г. во время всеобщих забастовок в Сан-Паулу и Риу-ди-Жанейру. Правительственные репрессии способствовали мощному распространению бунта, в ходе которого анархисты придавали импульсы рабочим лигам и автономным организациям в кварталах. Это заставило предпринимателей уступить большинству требований бастующих (...) Волна стачек, начавшаяся в 1917 г., активно продолжалась до 1920 г. В них было явно заметно участие и влияние либертариев. Вот почему анархисты стали основным объектом правительственных репрессий. В 1923 г. возникает Рабочая федерация Риу-ди-Жанейру анархо-синдикалистской ориентации. Была создана также организация “Освобожденные” и издавался ежемесячник “Револусан сосиал””“CNT”. 1999. Mayo. No.246. P.21Это был трудный период голода, безработицы, массовых арестов и высылок. Но пролетариат Бразилии услышал крики отчаяния страдающих в России, в особенности анархисты Риу-ди-Жанейру, которые в 1919 г. провозгласили создание первой “Бразильской коммунистической партии” (она не имела ничего общего с настоящей компартией, а была всего лишь плодом энтузиазма либертарных трудящихся в отношении революции Советов) и издавали “Спартакус”. Они развернули кампанию и собрали 990 тысяч золотых марок (из общего числа 14 миллионов золотых марок, собранных в 22 странах), однако эти деньги никогда не дошли до тех, кому они предназначались. По этому случаю был издан специальный номер “Воз ду пову”, организованный Карлусом Диасом.^ ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ ПРОЛЕТАРИАТА В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРОВ 1918 ГОДУ И РЕВОЛЮЦИОННОЕ РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ 1918-1920 гг.“В 1918 г. столица Бразилии представляла собой крупный административный и экономический центр. На промышленных предприятиях Рио-де-Жанейро и его пригородов трудилось около 73 тыс. рабочих, что в то время составляло четверть всего индустриального пролетариата страны. Кроме того, значительное число рабочих было занято в строительстве, коммунальном хозяйстве, в сфере услуг. Наряду с пролетариатом Сан-Паулу это был наиболее опытный и организованный отряд рабочего класса. У рабочих столицы имелись богатые традиции стачечной борьбы. В Рио-де-Жанейро действовали крупные профсоюзные объединения, прежде всего Федерация трудящихся, объединяющая 80 тыс. рабочих и служащих, а также масса мелких автономных синдикатов. В столице активно действовал Анархистский альянс, опиравшийся на (...) слои интеллигенции и профсоюзы (...).Известие о победе (...) революции в России было воспринято (...) с энтузиазмом. (...) Среди рабочих Рио-де-Жанейро и других городов развернулась широкая пропаганда идей “максимализма” (...). В резолюции массового пролетарского собрания 1 мая 1918 г., состоявшегося в столичном театре “Мэзон Модерн”, был выражен “коллективный протест против капиталистической эксплуатации и социальной тирании, полная солидарность с трудящимися всего мира... глубокая симпатия к русскому народу, ведущему в этот момент открытую и героическую борьбу против капитализма и государства”.Преклонение перед “прямыми действиями”, искреннее стремление повторить опыт (...) “русского максимализма”, ненависть к государственной власти как олицетворению реакции и насилия над личностью и свободой граждан, желание путем революции “передать власть синдикатам” - все это вело к созреванию среди анархо-синдикалистов идеи о вооруженном восстании.Своеобразное и противоречивое переплетение (...) идей способствовало выделению (...) группы так называемых “коимунистов-освободителей” (точнее, либертарных коммунистов, - прим. МПСТ), взгляды которых были изложены в брошюре “Что такое максимализм, или большевизм”.. Ее авторы - редактор газеты “Народ” (“A Plebe”) Эдгар Леуенрот и Элио Негро (подлинное имя - Антонио Кандейас Дуа


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :