Реферат по предмету "Муниципальное право"


АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 1.1 Кризисы в муниципальном образовании, типология кризисов и их источники 1.2 Сущность антикризисного управления, его основные принципы 2. ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЯХ 2.1 Антикризисное управление муниципальным хозяйством и муниципальной собственностью 2.2 Антикризисное управление бюджетом в муниципальных образованиях 3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 3.1 Экономическое положение муниципальных образований в условиях современного экономического кризиса 24 3.2.

Мероприятия органов местного самоуправления по преодолению кризисных явления 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Кризисы во все времена сопровождали экономическое развитие национальных государств, проявляя себя после стадии экономического подъёма. Эту закономерность выявил русский учёный Н.И.Кондратьев в теории длинных волн.

Учитывая опыт предшествующих кризисов государства разрабатывают систему антикризисных мероприятий, направленных на преодоление причин вызывающих кризисы, а также смягчение его последствий. Но даже положительный опыт в преодолении мировых кризисов не позволил выработать единого универсального подхода к их разрешению, что объясняется тем, что каждый из них имеет свои специфические причины возникновения и проявления. Применительно к российским условиям понятие «кризис» связывают не только с общемировыми

тенденциями развития экономики, но также и с периодом затяжного социально-экономического кризиса в России в конце 20 века. Муниципальные образования в России на сегодняшний день выступают в роли самостоятельных уровней управления – они обладают правами по формированию собственных бюджетов, а также полномочиями по решению широкого круга вопросов местного значения. При этом в пределы ведения местного самоуправления входит значительный круг социально-экономических

вопросов, финансирование которых за счёт местных бюджетов при их дотационном характере в кризисных условиях становится весьма проблематичным. Муниципальные образования, приобретя статус самостоятельных уровней управления несут также и повышенную ответственность за развитие подотчётной им территории. Согласно ст.70 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Органы местного самоуправления и должностные лица

местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами». Исходя из всего этого в условиях кризиса органы управления муниципального образования в целях недопущения распространения кризисных явлений на экономику муниципальных образований, а также снижения уровня жизни его населения обязаны заниматься антикризисным управлениям, используя имеющиеся в их распоряжении механизмы

и методы. При этом стоит отметить, что реализовывать антикризисные мероприятия в условиях реформирования системы местного самоуправления довольно сложно, что связано с нестабильностью законодательства, а также отсутствием опыта управления в меняющихся условиях. Анализ изученных источников и литературы. В ходе проделанной работы были изучены федеральные и региональные нормативно-правовые акты различной юридической силы, материалы общественно-политических изданий и электронных

источников, а также учебная литература программы курса «Система муниципального управления», в частности учебное пособие «Муниципальное управление» В.Н. Парахина, Е.В. Галеева (М.: КНОРУС,2008. – 496 с.), статья Л Прониной - муниципальные образования в условиях кризиса (Журнал «Бюджет» 12 октября 2009). Целью курсовой работы является выявление сущности деятельности органов государственной власти и органов

власти местного самоуправления в сфере антикризисного управления муниципальными образованиями. Задачи: - определить сущность кризисов в муниципальном образовании, привести их типологию и выявить источники кризисных явлений; - определить сущность антикризисного управления, его основные принципы; - выявить аспекты антикризисного управления муниципальными образованиями; - проанализировать особенности антикризисного управления в муниципальных образованиях: а) особенности антикризисного управления муниципальным

хозяйством и муниципальной собственностью. б) особенности антикризисного управления бюджетом; - определить экономическое положение муниципальных образований в условиях современного экономического кризиса; - рассмотреть проводимые органами местного самоуправления мероприятия по преодолению кризисных явлений. Объект исследования. Система антикризисного управления. Предмет исследования. Особенности антикризисного управления в муниципальных образованиях.

Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. Теоретическую основу курсовой работы составила теория длинных волн Н.И.Кондратьева и другие теории возникновения и динамики кризисов (марксистская теория, экстернальные теории, монетарная теория и т.д.) Эмпирическая база исследования. Официальные сайты администрации города Хабаровска и центра занятости населения.

Методы исследования составили методы анализа нормативно-правовых документов. Практическая значимость курсовой работы. В рамках проделанной работы был обобщён опыт муниципальных образований в реализации антикризисных мероприятий, проанализирована нормативно-правовая база, содержащая механизмы антикризисного управления, а также была предложена собственная система мероприятий по антикризисному управлению в условиях глобального экономического кризиса.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСА И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 1.1 Кризисы в муниципальном образовании, типология кризисов и их источники В толковом словаре С. И. Ожегова мы встречаемся с таким определением слова «кризис»: - Резкий, крутой перелом в чём-нибудь; - Обусловленное противоречиями в развитии общества расстройство экономической жизни . В обыденном сознании под кризисом понимают перелом, переворот, решительная пора

переходного состояния, а также недостаток, несовершенство, дефект, слабость дефицит, скудность, бедность и т.п. С античных времён под кризисом понимали завершение или перелом в ходе некоторого процесса, имеющего характер борьбы. Согласно марксистской методологии кризис выступает формой разрешения противоречий, накопившихся в предшествующий период, фазой экономического цикла: кризис - депрессия – оживление – подъем. Сегодня понятие «кризис» употребляют по отношению к одной из стадий экономического цикла.

Экономические кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX в как «недопотребления», связанного с нарушением равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом. До XX в. ограничивался пределами одной, двух или трех стран. В последующем кризис стал приобретать международный характер, поскольку развитие торговли создавало

через взаимодополняемость и конкуренцию благоприятные условия для их распространения. Экономические кризисы проявляют себя в резком переломе конъюнктуры, что моментально влечет за собой спад производства, рост безработицы, увеличение количества банкротств и т.д. Кризис является динамичным явлением в общественной системе. И в связи с этим имеет следующие характерные черты: скорость, неожиданность и затяжной характер, хотя

общество ожидает, что кризис будет непродолжительным. В условиях кризиса система дальше не может развиваться, вычерпала ресурсы и смысл существования. В зависимости от масштабов проявления кризиса различают уровни кризисов в современном мире. Таблица 1.1 – Уровни проявления кризисов Уровень Характеристика кризисных явлений Глобальный Представляют собой опасности и угрозы всемирного масштаба, угрожающие существованию человечества

или способных привести к резкому ухудшению условий жизнедеятельности на планете – терроризм, загрязнение окружающей среды и т.д. Региональный Связаны с обострением международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества, возникновением в нём военных угроз, экономических проблем, экологических угроз и т.п. Национальный а) Вызванные внешними факторами Связаны с угрозой развязывания войны против конкретного государства с посягательствами на его суверенитет,

независимость, территориальную целостность. б). Вызванные внутренними факторами Возникают чаще всего в экономической и политической сферах, в области межнациональных отношений. Локальный Возникают в отдельных областях и районах государства. Их следствием является возникновение внутренних депрессивных регионов. Проявления кризиса весьма многолики и могут охватывать все сферы общественной жизнедеятельности.

И в зависимости от той сферы общества, которую охватил кризис, можно классифицировать рассматриваемое явление по областям их проявления или отраслевому принципу. Согласно такому подходу выделяют политические, экономические, социальные, демографические, экологические, финансовые, промышленные и другие. Причины кризиса можно разделить на внешние и внутренние. Внешние связаны, в первую очередь, с цикличностью развития.

Внутренние же причины классифицируют по-разному. Оценивая кризис как финансовое явление, связанное с банкротством, называют в качестве его источников следующие: - серьезное нарушение финансовой устойчивости предприятия, препятствующее нормальному осуществлению его хозяйственной деятельности; - существенная несбалансированность в рамках относительно продолжительного периода времени объемов денежных потоков; - продолжительная неплатежеспособность предприятия, вызванная низкой ликвидностью активов.

Однако основными причинами возникновения кризисов стоит считать неэффективность управления организациями. Неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных организаций проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Закономерное цикличное развитие или случайные кризисы в экономике муниципального образования могут быть вызваны также множеством факторов, которые можно проанализировать с использованием подхода

М.Портера. Таблица 1.2 - Схема анализа влияния внешних причин на возможность возникновения кризиса в местной экономике по модели М.Портера Циклическое развитие макроэкономической системы, зависящее от состояния факторов модели «национального ромба», отражается на всех входящих в нее подсистемах, включая муниципальные образования. Таким образом, используя понятие кризисов и их типологию, мы можем определить кризисы в муниципальных образованиях как локальные экономические явления, характеризующиеся резким ухудшением

экономического состояния муниципального образования, повышением безработицы, банкротством предприятий и общим снижением жизненного уровня и благосостояния населения. При этом причины кризисных явлений в муниципальных образованиях вызваны как влиянием внешних факторов - несовершенством законодательства, кризисами в национальной экономике, так и внутренними – неэффективностью управления вследствие низкой квалификации и неопытности руководителей.

1.2 Сущность антикризисного управления, его основные принципы Термин «антикризисное управление» (crisis-management) появился в российской деловой среде практически одновременно с вводом в действие Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127 ФЗ. «О несостоятельности (банкротстве)» За прошедшее время в России сформировался институт банкротства, который реализует функции антикризисного управления в масштабах

всего государства. Многие авторы связывают причины появления этого вида управления с затянувшимся кризисом, последовавшим за мерами по реформированию отечественной экономики. Перед менеджерами предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий». Антикризисное управление - такая система управления организацией, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных

для данной организации явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации в организации специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при опоре в основном на собственные ресурсы. Ряд авторов считают что антикризисное управление включает: - анализ внешней среды и внутреннего потенциала конкурентных преимуществ организации для выбора стратегии её развития на основе прогнозирования

своего экономического состояния; - предварительную диагностику причин возникновения кризисных ситуаций в экономике организации; - комплексный анализ финансово-экономического состояния организации для установления методов его финансового оздоровления; - бизнес-планирование экономического оздоровления организации; - процедуры антикризисного управления и контроль за их проведением. Рассмотрим на каких принципах базируется система антикризисного управления.

Таблица 1.3 – Принципы антикризисного управления Принцип Содержание Ранняя диагностика кризисных явлений в деятельности организации. Возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации. Срочность реагирования на кризисные явления Чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет

располагать организация Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного состояния В борьбе с кризисными явлениями организация должна рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности. Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы её равновесному состоянию. Уровень финансовых затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы. Вышеперечисленные принципы являются основой организации антикризисного управления, как для коммерческих

организаций, так и для органов власти различного уровня. Основным элементом антикризисного управления является финансовый менеджмент. Ведь финансовый менеджмент представляет сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любой организации, тем более находящейся

в стадии кризиса. Огромна роль финансового менеджмента и в диагностике кризисных ситуаций, т.к. одной из задач финансового менеджмента является анализ финансового состояния организации. Анализируя финансовое состояние организации возможно установит зачатки кризиса на самых ранних этапах развития. Итак, можно сделать следующие выводы, что антикризисное управление - это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению.

В основе организации антикризисного управления положены ряд принципов, отличающие его от управления организацией в стабильных условиях. Большую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент. 2. ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 2.1 Антикризисное управление муниципальным хозяйством и муниципальной собственностью Кризис муниципальной власти - особое переломное состояние в развитии и функционировании социально-экономической

и политической системы местного общества, характеризующееся снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, ухудшением экономического положения муниципалитетов. Антикризисное управление в системе муниципального управления предполагает два взаимосвязанных аспекта - экономический (бюджетный дефицит) и социально-политический (кризис власти в глазах общества). Таблица .2.1 – Аспекты антикризисного управления в системе муниципального управления аспект содержание

Направление антикризисных мероприятий экономический (бюджетный дефицит). решение местных проблем путем излишне высоких заимствований, ведущих к большому бюджетному дефициту. недопущение высокого дефицита местного бюджета для исполнения в полной мере возложенных на органы власти местного самоуправления обязательств законодательством РФ. социально-политический (кризис власти в глазах общества). необоснованная трата поступивших в бюджет денег (например заимствование бюджетных средств коммерческим организациям). эффективное

использование средства местного бюджета для предотвращения недовольства и критической активности народных масс. Таким образом, органы власти местного самоуправления должны, с одной стороны, не допускать высокого дефицита местного бюджета для исполнения в полной мере возложенных на них обязательств законодательством РФ, а с другой – эффективно использовать средства местного бюджета для предотвращения недовольства и критической активности народных масс. Решение этих задач возможно в условиях открытости информации о

деятельности органов муниципальной власти и активизации системы контроля со стороны населения муниципального образования и местных СМИ. Особенности антикризисного управления в муниципальном образовании связаны со спецификой управления муниципальным хозяйством, а также содержания и использования муниципальной собственности. Муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных

(общественных) потребностей его населения. В связи с этим, изучение проблем антикризисного управления в муниципальных образованиях можно вести в трех направлениях: 1 - участие органов муниципального образования в финансовом оздоровлении предприятий-должников, деятельность которых имеет важное экономическое значение для развития данной территории; 2 - участие органов местного самоуправления в процессах антикризисного управления (банкротства) муниципальными

предприятиями; 3 - антикризисное управление муниципальным образованием как целым хозяйственно-территориальным комплексом. Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного значения: удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения муниципального образования, но с другой – исключительно многофункциональны, поскольку оказываются задействованы

в решении широкого круга местных вопросов. На сегодняшний день мы можем выделить основные условия, успешного антикризисного управления муниципальной собственностью: 1. Соблюдение на территории муниципальных образований динамического равновесия между капиталопоглощающими и капиталообразующими объектами муниципальной собственности. 2. Развитие конкуренции между муниципальным и частным сектором хозяйствования.

3. Рациональное использование кредитов. 4. Использование нетрадиционных подходов к управлению муниципальной собственностью. 1. Соблюдение на территории муниципальных образований динамического равновесия между капиталопоглощающими и капиталообразующими объектами муниципальной собственности. Для того, чтобы местные органы власти смогли получать существенные доходы с подведомственных им территорий, эти территории первоначально должны быть наделены капиталообразующими (доходообразующими) объектами

муниципальной собственности. Выход видится в создании на территории муниципальных образований объектов муниципальной собственности, которые с одной стороны удовлетворяли общественные потребности, а с другой являлись бы стабильным источником финансовых поступлений в местный бюджет. Например: муниципальные бассейн и муниципальные бани. 2. Развитие конкуренции между муниципальным и частным сектором хозяйствования.

Большинство муниципальных предприятий получают дотации из бюджета. Они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокращению бюджетных дотаций. Им выгоднее оставаться на иждивении. Одним из выходов из дынной ситуации может являться развитие конкуренции между муниципальным и частным сектором хозяйствования Как показывает еще небогатый российский опыт, участие частных предпринимателей

ведет к снижению затрат и улучшению качества выполнения муниципальных услуг, сокращению бюджетных дотаций, а в отдельных случаях и к снижению тарифов. Происходит острая конкурентная борьба муниципального и частного секторов за деньги потребителя услуг и за получение выгодных муниципальных заказов. С другой стороны, местные органы власти освобождаются от ряда хозяйственных функций и могут сосредоточить свои усилия на решении стратегических задач. 3. Рациональное использование кредитов.

Характеризуя природу и происхождение муниципального кредита, прежде всего, необходимо отметить, что кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования Источниками муниципального кредита могут выступать: - население: - государство: - частные кредитные учреждения: - другие органы местного самоуправления. Таблица 2.2 - Особенности кредитования из трех источников

Объекты сравнения Население Государство Частные кредитные учреждения Источники средств Сбережения населения Государственные бюджетные ресурсы Средства частных кредитных учреждений Возможные ограничения по кредиту Наличие средств у на селения Наличие бюджетных ресурсов, правовые ограничения в отношении использования ресурсов, Достаточно высокий ссудный процент, возможность коррупции и дополнительных обязательств по

кредиту Формы кредита Долгосрочный облигационный заем Средне- или краткосрочный кредит Краткосрочный кредит Таблица показывает, каким образом могут сопрягаться интересы органов местного самоуправления и кредиторов. Муниципальный кредит стоит использовать только для финансирования инвестиционных проектов и ни в коем случае – для покрытия текущих расходов местных бюджетов.

Несоблюдение данного условия может привести лишь к ухудшению финансового положения муниципального образования и невозможностью им самостоятельно исполнять возложенные на него федеральным законодательством задачи. 4. Использование нетрадиционных подходов к управлению муниципальной собственностью. В условиях кризиса необходимо использовать нетрадиционные подходы к управлению муниципальным образованием, такие как: 1. Использование факторинга. Факторинг – финансовая комиссионная операция по переуступке

дебиторской задолженности факторинговой компании (т.е. продажа долга); 2. Формирование залоговых имущественных фондов. То есть во владении местных органов власти должно находиться имущество, под заём которого всегда можно было бы получить кредиты коммерческих организаций. 3. Использование механизма концессии. Концессия - форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно

оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. Таким образом, можно сделать вывод, что система муниципального хозяйства в наибольшей степени по сравнению с коммерческим сектором испытывает на себе последствия кризисных явлений вследствие низкой рентабельности муниципального сектора (его нацеленности на удовлетворение исключительно общественных потребностей), а также ограниченных возможностей муниципальных предприятий быстро реагировать на изменение внешнеэкономических

условий. 2.2 Антикризисное управление бюджетом в муниципальных образованиях Бюджет муниципального образования в РФ - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Управление бюджетом (и особенно бюджетным дефицитом) выступает одним из основных направлений муниципального антикризисного управления. Установлено, что антикризисное управление бюджетом муниципального образования

является основой непрерывного и стабильного развития его доходных ресурсов, а также эффективного их расходования. В соответствии со ст.52 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской

Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Отсюда, одним из основных источников дефицитов местных бюджетов можно считать неумелое управление бюджетным процессом органами местного самоуправления. По отношению к бюджетному процессу под «кризисом муниципальной экономики» понимается превышение расходов муниципального бюджета над доходами. Муниципальный бюджет формируется из трех основных источников.

В свою очередь, расходы муниципального бюджета также укладываются в три основных блока. Таблица 2.3 – Источники доходов и блоки расходов бюджета муниципального образования Источники доходов Блоки расходов 1. Налоговые поступления, собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги т т.п.); 2. Государственные средства, передаваемые органам местного самоуправления

органами государственной власти в виде дотаций и в виде доходных источников за выполнение государственных функций; 3. Заемные средства (муниципальный кредит). 1. Расходы на потребительские (социальные) нужды; 2. Расходы на инвестиции в производственную сферу (воспроизводство бюджета); 3. Расходы на содержание органов управления. Замечания

Соотношение трех основных источников доходов в структуре бюджетов определяет уровень автономности муниципального образования. Внутри каждого блока может быть множество статей расходов. Они должны быть одной направленности и не должны заимствовать средства из другого блока расходов. Главное условие стабильного функционирования муниципальных образований — обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе реальной оценки финансового положения муниципальных образований.

В связи с экономическим кризисом в значительном числе субъектов РФ снизились доходы местных бюджетов. Поэтому в 2008 году сохранялась высокая зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов из бюджетов других уровней, которые составили в прошлом году (с учетом субвенций) 1 412,7 млрд руб или 58,6 % доходов местных бюджетов. При этом доля налоговых доходов в доходах местных бюджетов составила 29,9 %, неналоговых — 11,5 % . На сегодняшний день во взаимоотношениях органов местного самоуправления,

государственных федеральных и региональных органов власти особенно остро прослеживается проблема регулирования межбюджетных отношений, связанная с распределением доходов бюджетов различных уровней власти. Именно отсутствие чётких разграничений полномочий по формированию и расходованию финансовых средств бюджетов приводит к их неэффективному использованию. В целях повышения качества эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными

и муниципальными финансами в Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. N 1123-р была принята концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года. Одним из итогов совершенствования межбюджетных отношений является создание законодательной базы разграничения расходных полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти

субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления В условиях экономического кризиса муниципальные образования в субъектах Российской Федерации столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности местных бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.

В этой связи необходима разработка и реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществление структурных преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их эффективности в среднесрочной перспективе, а также повышение качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях. Таким образом, в целях повышения эффективности бюджетного процесса в муниципальных образованиях органам

власти необходимо проводить следующие организационные мероприятия: 1. Усиление механизма финансового администрирования. Необходимо усиливать механизмы финансового администрирования, предусматривающие подписание соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов муниципальных

образований, в которых произошло снижение доходов. 2. Разработка методических рекомендаций муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений, а также по управлению муниципальными финансами. 3. Разработка стандартов и нормативов минимальных финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг. Такие стандарты и нормативы должны определять минимальный гарантированный объем и качество таких услуг

и использоваться при оценке сбалансированности соответствующих бюджетов. 4. Совершенствование организации муниципального контроля. В этих целях требуется уточнить порядок формирования контрольных органов муниципальных образований, а также их полномочия. 5. Установление единых регламентов по выполнению функций муниципального финансового контроля. 6. Расширение возможности информирования населения по вопросам, касающихся показателей бюджета

муниципального образования. Расширение возможности выбора вариантов доведения до сведения населения информации о показателях решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год необходимо в целях совершенствования процедуры придания гласности работе по формированию бюджета муниципального образования органам местного самоуправления. 7. Корректировка механизма предоставления субсидий муниципальным образованиям. Корректировка механизма предоставления субсидий муниципальным образованиям должна быть

ориентирована на изъятие сверхдоходов с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и создание им дополнительных стимулов к увеличению налогового потенциала путем установления прогрессивной шкалы изъятия. 8. Повышение эффективности предоставления делегированных государственных (муниципальных) услуг. Для этого необходимо установление положения об утверждении в составе методик расчетов субвенций поправочных коэффициентов, учитывающих фактический уровень охвата населения передаваемыми государственными

(муниципальными) услугами, что позволит снизить объем неиспользованных средств субвенций по отдельным делегированным полномочиям. 9. Совершенствование механизма оказания финансовой помощи отдельным муниципальным образованиям. 10. Разграничение расходных обязательств в сферах, отнесенных к ведению как муниципальных районов, так и поселений. Это позволит устранить возможность дублирования функций указанных муниципальных образований. К таким функциям относятся обеспечение досуга и массового отдыха населения, организация

библиотечного обслуживания и др. Таким образом, в концепции учтены ошибки, допущенные в процессе реформирования системы местного самоуправления в РФ и предложены конкретные меры и рекомендации по их устранению. При этом, в условиях мирового экономического кризиса большое внимание уделяется, в первую очередь, финансам муниципальных образований (а также финансам субъектов РФ), их эффективному расходованию, так как именно финансовый менеджмент должен выступать основным элементом

антикризисного управления. Реализация предлагаемых мер по повышению эффективности межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами в Российской Федерации, а также мер, направленных на смягчение негативных последствий экономического кризиса на муниципальные образования, призвана обеспечить дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и будет способствовать повышению эффективности бюджетной системы Российской

Федерации на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов. В заключение хотелось бы отметить, что в нынешних рыночных условиях развития России рациональное управление муниципальным хозяйством и бюджетным процессом в муниципальном образовании, должно строиться на основе законов и принципов современной экономической теории и опыта реформирования систем местного самоуправления в зарубежных странах.

Это позволит предотвратить ошибки в управлении, ведущие к кризису в муниципальных образованиях и в результате повысить эффективность проводимых реформ. В случае же возникновения кризисных ситуаций в экономике муниципального образования, именно этим направлениям необходимо уделять первостепенное значение, так как именно они в наибольшей степени ощутят на себе действие кризисных факторов. 3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 3.1 Экономическое положение муниципальных образований в условиях современного экономического кризиса Сегодня муниципальные образования, так же как и органы государственной власти РФ включены в процесс реализации государственной политики по преодолению мирового экономического кризиса, и сегодня как никогда важно понятие эффективности работы органов власти местного самоуправления, их

способности принимать оперативные решения, приспосабливаться к меняющимся условиям работы. Ситуация в стране и мире самым непосредственным образом отразилась и на российских городах. В них-то все кризисные явления разворачиваются в полном объеме – стагнируют и закрываются градообразующие предприятия, увольняются или переводятся на неполный рабочий день работники данных предприятий, увеличивается дефицит местных бюджетов. И до кризиса ситуация в муниципалах образованиях страны была сложная.

Действующая в России налогово-бюджетная политика и отсутствие в Налоговом кодексе обязательства о выплате налогов по месту образования дохода (корпоративные центры крупных компаний зарегистрированы в г. Москва) приводит к выводу более 2/3 налоговых доходов страны в Москву. Такая политика все последние годы приводила к наличию и так дефицитных бюджетов у регионов и муниципальных образований. Кроме того, в соответствии с

Федеральным законом ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г муниципальные образования до 2009 года обязаны продать все непрофильные активы (не входящие в перечень вопросов местного значения). В связи с большим количеством проблем, накопившихся за последние годы, большинство муниципальных образований тратят вырученные деньги по принципу «латания дыр».

Они не создали резервов, так как не могли представить резкого ухудшения внешнеэкономической и внутрироссийской ситуации. Однако следует сказать, что за счет этих финансовых средств муниципальные образования смогли бы направить их на цели социально-экономического развития территории. В том же Распоряжении Правительства РФ от 8 августа 2009 г. N 1123-р «О принятии концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах

Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года» признаётся необходимым формирования фондов финансовых резервов органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В современных условиях важной задачей для муниципальных образований является преодоление проблем, возникших в результате финансово-экономического кризиса, и создание условий для последующего инновационного развития. Эту задачу необходимо решать в рамках антикризисной политики государства.

В результате ее проведения уже осуществлен ряд мер в сфере налоговой и бюджетной политики. В частности, снижен налог на прибыль организаций, увеличен имущественный вычет по налогу на доходы физических лиц для граждан при приобретении жилья, снижены ставки налога на малый бизнес. 3.2. Мероприятия органов местного самоуправления по преодолению кризисных явления Какие же конкретные меры в условиях кризиса необходимо осуществлять местным органам власти.

Эти меры условно можно разделить на: меры 1. бюджетно-финансовый политики. 2. институциональный политики. 3. социально-экономической политики. В рамках мер бюджетно-финансовой политики необходимо: - усилить контроль над формированием и расходованием средств муниципального бюджета, с целью наиболее эффективного их использования. Администрацией Хабаровска на 2009 год запланирован комплекс мероприятий по мобилизации доходов в бюджет

города. Приняты меры по укреплению взаимодействия администрации Хабаровска с фискальными органами, внедрению более эффективных механизмов взыскания долгов по налогам и иным платежам. Будет продолжена работа по обеспечению легализации доходов, получаемых от сдачи в аренду жилых и нежилых помещений, а также от выполнения работ и услуг; - формирование собственных резервных фондов денежных средств, откуда бы финансировались мероприятия по борьбе с последствиями кризиса.

В рамках проведения организационных мероприятий: - поощрение развития малого и среднего предпринимательства в городе, снижение стоимости аренды помещений, находящихся в муниципальной собственности и налогов на землю. Например, в Хабаровске, часть элитных помещений, находящихся в собственности муниципалитета в условиях кризиса сдаются в аренду по сниженной стоимости. Стоит также отметить необходимость проведения грамотной тарифной политики.

Высокие тарифы за электроэнергию буквально «душат» частных предпринимателей, не дают им возможности развивать свой бизнес. Во время кризиса их основной задачей является выживание. Ни а каком росте и развитии собственного дела не может быть и речи. Однако нельзя сказать, что государственными органами не предпринимаются меры по поддержке малого и среднего бизнеса в этих тяжёлых условиях. Например, в 2008 году было принято решение тарифы на 2009

год оставить по стоимости 2008 года, а также приравнять стоимость тарифов для малых и средних предприятий к стоимости тарифов для крупных производителей. - увеличение размещения муниципальных заказов на поставку продукции у предприятий муниципальных образований, продукция которых пользуется спросом и реализовывается местными органами власти, но которые в условиях кризиса оказались в сложном экономическом положении. Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд

понимаются действия муниципальных органов власти по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд . Стоит отметить, что муниципальные заказы на сегодняшний день являются наиболее действенным механизмом взаимодействия местных органов власти с производителями. Выгода для муниципальных органов власти заключается в том, что, что цена муниципального контракта является

твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Выгода для производителей – исполнителей заказа заключается в обеспеченности заказами на довольно длительный промежуток времени. Заказ для производителей, в условиях кризиса и отсутствия спроса на их продукцию, выступает как гарантия дальнейшей работы предприятия. - разработка антикризисного плана местными органами власти и выражение в нём всех предпринимаемых мер.

В антикризисных мероприятиях городского округа города Хабаровск ставку сделали именно на поддержку производственного сектора – основы экономического и социального благополучия, а также важного источника доходов бюджета. При этом большое значение придается выполнению мероприятий, способствующих повышению устойчивости муниципальных предприятий и организаций, исполняющих жизнеобеспечение города.

На особом контроле в 2009 году находятся городские целевые социальные программы, финансирование которых является приоритетным. В сфере строительства акцент сделан на завершении уже начатых объектов, а также тех, ввод которых является неотложной задачей. В рамках социально-экономических мероприятий необходимо оказание поддержки людям, потерявшим работу – предлагать им временную общественную работу по благоустройству территории муниципального образования до того как они не найдут постоянный источник заработка

Численность безработных граждан, состоящих на учете в центре занятости г.Хабаровска по состоянию на 01.11.2009 года составила 2926 человек Численность безработных (на 01.11.2009) 2926 В% от экономически активного населения 0,92% Приняли участие в общественных оплачиваемых работах (чел) 803 Число вакантных мест 7160 Нашли работу при содействии службы занятости (за 2009 год) 7882

В Хабаровске почти ежемесячно проводится ярмарка вакансий. На ней особым спросом пользуются социально-ориентированные специальности, такие как работники почты, домоуправления и т.д. Проблема здесь заключается в том, что средняя заработная плата, предлагаемая работникам этих специальностей, составляет 7000 тысяч рублей, при том, что пособие по безработице в 2009 году установлено на уровне 5 тысяч рублей. В Хабаровском крае средняя величина прожиточного минимума

установлена в размере 7.800 рублей. При этом, если раньше на пособие могли претендовать только люди, уволенные с работы, то теперь им могут воспользоваться и те, кто ушёл с работы по собственному желанию. С 1 января 2009 года были внесены некоторые изменения в Закон РФ «О занятости населения в РФ», что напрямую связано с возникшей кризисной ситуацией на рынке труда. С 1 января 2009 года при назначении пособия по безработице не учитывается, является ли причина

увольнения по собственному желанию уважительной . Следствием этого является отсутствия у людей стимула осуществлять трудовую деятельность. Понятно, что такая политика занятости, по существу направленная на поощрение иждивенчества, не будет способствовать росту экономики муниципального образования, а приведёт к застойным явлениям и увеличению расходования бюджетных средств. В рамках проведения институциональных мер необходимо создание специальных координационных советов муниципального

образования, куда входили бы должностные лица структур местного самоуправления, ответственных за проведение антикризисных мероприятий, а также представители различных государственных и негосударственных организаций. В Хабаровске создан совет по снижению негативного воздействия кризиса на экономику города, который возглавил мэр города Хабаровска – А.Соколов. В совет вошли заместители градоначальника, руководители структурных подразделений муниципалитета, а также представители налоговых органов, предпринимательского

сообщества, центра занятости населения. Хочется отметить, что за минувший 2008 год Хабаровск достиг достаточно внушающих показателей. В юбилейный для Хабаровска год в городе построили около пятисот общественно значимых объектов. Объемы промышленного производства увеличились на 19%, на 17% возросли инвестиции в основной капитал. Все это вовсе не значит, что глобальный кризис обошел

Хабаровск. Относительно благополучные показатели минувшего года свидетельствуют о накопленном потенциале роста, обеспечившем динамику развития экономики города, а также тем фактом, что в 2008 году кризис не успел проявиться на Дальнем Востоке России в полной мере и самым тяжёлым кризисным периодом считают 2009 год. Предложенные меры необходимо было вводить гораздо раньше, тогда и последствия кризиса проявились бы на Дальнем Востоке в более мягкой форме. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризисы на сегодняшний день являются неотъемлемой частью рыночной экономики и проявляют себя как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне экономик национальных государств. При этом для преодоления кризисных явлений уже недостаточно использовать лишь традиционные методы в управлении. Именно поэтому возникает необходимость в использовании такой системы мероприятий, посредством применения которой возможно преодолеть кризисные ситуации.

Комплексом таких мероприятий и выступает антикризисное управление. Кризисы в муниципальных образованиях проявляют себя как локальные экономические явления в экономике муниципального образования, вызванные как экзогенными (несовершенство и нестабильность в законодательстве, кризисы национальной экономики), так и эндогенными факторами (низкая эффективность управления, низкая квалификация кадров). При этом, если возможность повлиять на первую группу негативных факторов у местных

органов власти весьма ограничена, вследствие отсутствия для этого соответствующих ресурсов и полномочий, то для преодоления последствий, вызванных второй группой факторов органам власти местного самоуправления необходимо самостоятельно, без внешней помощи, принимать меры по их преодолению. Таким образом, антикризисное управление в муниципальном образовании представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению.

Реализовывать антикризисное управление необходимо в рамках комплекса мероприятий по управлению экономической системой конкретного муниципального образования. Особое внимание при этом стоит уделить управлению муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью, а также управлению бюджетом муниципального образования, так как именно они в наибольшей степени ощущают на себе действие кризисных факторов. И здесь как никогда необходимо опираться на современные подходы к управлению, изучать опыт антикризисного

управления, использовать нетрадиционные методы, такие как факторинг, формирование залоговых имущественных фондов, концессии и т.д. Всё это особенно актуально в рамках формирования современной системы законодательства, содержащей в себе различные экономические и управленческие механизмы, позволяющие наиболее эффективно использовать объекты муниципального хозяйства, а также финансовые средства муниципального образования, гибко управлять доходными и расходными частями местного бюджета.

Сегодня от качества и результативности управленческой деятельности, от эффективности работы местных органов власти во многом будет зависеть состояние муниципального хозяйства, сбалансированность местного бюджета, эффективность использования объектов муниципальной собственности, уровень развития малого предпринимательства, благосостояние жителей муниципального образования и процесс социально-экономического развития территории муниципального образования в целом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.consultant.ru 2. Устав Хабаровского края (с последними изменениями от 28

августа 2009 г.) от 30 ноября 1995 г. № 150. // Хабаровский край. Официальный информационный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.khabkrai.ru 3. Бюджетный кодекс Российской федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №145 – ФЗ. // [Электронный ресурс] Режим доступа : www.budgetrf.ru 4.

О занятости населения в РФ: Закон РФ от 19 апреля 1991 г.(ред.от 25.12.2008г.) № 1032-1. // Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru 5. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. // Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс]

Режим доступа : http://www.consultant.ru 6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральный закон от 21 июля 2005 г (в ред. от 23.ноября 2009 г.). № 94- ФЗ. // Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru 7. Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ. // Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru 8. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607. //

Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.consultant.ru 9. Об утверждении концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р. // Интернет-версия системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс]

Режим доступа: http://www.consultant.ru 10. Ветров, Г.Е. Проблемы и перспективы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований России / Г.Е.Ветров, Ланцев Д.П. // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление» 22.04.2007. [Электронный ресурс] Режим доступа : www.urbaneconomics.ru 11. Парахина, В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие /

В.Н. Парахина,Е.В.Галеев,Л.Н.Гашина. – 2-е изд стер. – М.: КНОРУС,2008. – 496 с. 12. Пронина, Л. Муниципальные образования в условиях кризиса / Л. Пронина // Журнал «Бюджет» 12 октября 2009. Электронный ресурс: www.bujet.ru 13. Толковый словарь русского языка (Ожегов С Шведова Н). // [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.slovopedia.com 14. Чадаев,

Е.Н. .Система государственного и муниципального управления. – Ч.2. Муниципальное управление / Е.Н.Чадаев, А.Б. Байхалов. – Хабаровск: ДВАГС, 2004. – 287 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.