Реферат по предмету "Правоохранительные органы"


Суды второго звена

Введение
Судебнаявласть, является одной из ветвей государственной власти. В соответствии сост.10 Конституцией РФ принятой 12.12.93г. “Государственная власть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны”1.
Данная нормаКонституции РФ закрепила важнейший принцип разделения властей, который в своюочередь является одним из главных признаков организации и деятельностиправового государства. Этот принцип, который в разных своих формах рассматривался, как оптимальное разрешениепроблемы устройства государственной власти и ее органов еще известнымипросветителями прошлых столетий, в современной трактовке означает,  что ни одному из государственных органов  не принадлежит  вся государственнаявласть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую емуфункцию и не имеет  права  подменять деятельность другого органа. Такое  разграничение  направлено на то,  чтобы удержать власть от возможных  злоупотреблений  и не  допустить возникновениятоталитарного управления государства,  несвязанного правом — вместе с тем,  еслиодна из трех  ветвей (отраслейгосударственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизмбудет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство  и превратится  в  силу не движения и развития, аторможения.  Поэтому верховное  положение занимает законодательная власть, поскольку  именно она облекает взакон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечиваетверховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органовзанимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная  власть призвана охранять право, правовыеустои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их несовершал. В ходе осуществления данных своих функций суд, как органгосударственной власти вправе влиять на содержание деятельности законодательныхи исполнительных органов и  признатьзакон неконституционным (несмотря на то, что акты, принимаемые законодательными органами обязательны для исполнениявсеми, в том числе судами),  а решениеисполнительного органа незаконным.
Такимобразом реализуется взаимодействие между ветвями государственной власти,выражающееся в дополнении и уравновешивании друг друга.
КонституциейРФ 1993 года  судебная власть выделяетсякак самостоятельная ветвь государственной власти и основные принципы ееосуществления закреплены в нормах главы седьмой Конституции РФ.  Субъектом осуществляющим ее является  только суд, который обладает только присущимиему специфическими возможностями и способностями (назовем их полномочиями)воздействия на поведение людей и на процессы происходящие в обществе.
Среди этихполномочий важнейшим является правосудие, которое в соответствии с ч.1 ст.118“… в Российской Федерации осуществляется только судом.”1.В этой же статье Конституции закреплено, что судебная система в РоссийскойФедерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционнымзаконом, запрещается создание чрезвычайных судов.
В числе другихполномочий судебной власти высокую социальную значимость имеет   осуществление  судом конституционного контроля.
Всоответствии с ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации — “Суд, установивпри рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органазакону, принимает решение в соответствии с законом.”1–таким образом судом осуществляются полномочия по контролю за законностью иобоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Порядокреализации данной нормы Конституции РФ регламентирован в  ч.3 ст.5 федерального конституционного Закона “О судебной системе”   от 31.12.96г. N 1-ФКЗ — “Суд, установив прирассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, аравно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральномуконституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормаммеждународного права, международному договору Российской Федерации, конституции(уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации,принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшуююридическую силу.”2.
Невозможнобыло бы говорить об органах судебной власти, как о полноправных и независимых,в ходе осуществления ими основных функций – правосудия или конституционногоконтроля, при отсутствии такого важного полномочия, как обеспечение исполненияприговоров и других судебных решений. Таким образом органы осуществляющие судебнуювласть наделяются средствами принуждения к исполнению принимаемых ими решений.В соответствии с ч.6 ст.1  Закона РФ “Остатусе судей в Российской Федерации” — “ Требования и распоряжения судей приосуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключениягосударственных органов, общественных объединений, должностных лиц, другихюридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимыедля осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно.Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную закономответственность.”3
В ходереализации установленных,  ч.2ст.118  Конституции РФ,  задач по ведению конституционного,гражданского, административного и уголовного судопроизводства,  суды, как органы государственной власти осуществляют, кроме указанных выше,следующие полномочия:
разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях,подведомственных судам;
разъяснение действующего законодательства по вопросам судебнойпрактики;
участие в формировании судейского корпуса и содействие органамсудейского сообщества. 
Глава 1
 СУДЕБНАЯСИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Общая характеристика судебнойсистемы Российской Федерации
         Подсудебной системой понимается закрепленная в Конституции Российской Федерациисовокупность судебных учреждений – судов, объединенных общностью задач,принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальнымзаконодательством и обладающих собственной компетенцией.
        Судебнаясистема — это совокупность всех судов, действующих на территории РоссийскойФедерации. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и Законом“О судебной системе Российской Федерации”. В этом законе закреплено, чтоперечень судов, указанных в законе является исчерпывающим и созданиечрезвычайных судов не допускается1.
Систему судов Российской Федерации составляют:
1)    Конституционный Суд Российской Федерации;
2)    суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3)    арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Крометого, Законом “О судебной системе РФ” предусмотрены суды субъектов РоссийскойФедерации — конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
И Конституционный суд РФ, исуды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютнонезависимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общиезадачи по охране конституционного строя, политической экономической систем,обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3Закона “О судебной системе РФ” говорится, что единство судебной системыдостигается путем установления судебной системы конституционным законом,соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всемисудами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательностиисполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории РоссийскойФедерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебнойвласти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трехчастей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельностьдругих[1].
Система судов общейюрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составеРФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области,городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. Всистему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в ВооруженныхСилах: военные суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятсяи мировые судьи, порядок назначение которых и компетенция законом пока неопределены. Система судов общей юрисдикции является централизованной — возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом погражданским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие вэту систему, либо в соответствии с административно-территориальным делениемгосударства — так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный судреспублик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы иСанкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456районных или равных им судов), либо соответствии со структурой Вооруженных СилРФ и других воинских формирований — военные суды.
Система арбитражных судоввключает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражныесуды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектовРоссийской Федерации.  Возглавляется онаВысшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды,входящие в эту систему, действуют как в пределахадминистративно-территориальных образований, так и вне их границ.
Одной из важных характеристиксудебной системы является понятие “судебное звено”, которое лежит в основеподразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеномявляются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой изанимающие одинаковое место в судебной системе.
Суды общей юрисдикции, какобщие, так и военные, подразделяются на три звена.  Первое звено общих судов составляют районные(городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые,областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономнойобласти и автономных округов.  Первымзвеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым- военные суды видов вооруженных сил, военных округов, флотов, групп войск.Высшим третьим звеном как общих, так и для военных судов является Верховный СудРФ, в составе которого действует Военная коллегия.
Система арбитражных судовтоже состоит из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные судыреспублик, областей, краев, автономных округов, городов Москвы,Санкт-Петербурга. Второе — Федеральные арбитражные суды округов. Третье звено –Высший арбитражный суд.
1.2 Понятие судебной инстанции
По общему правилу суды,объединенные в одно звено, наделены одинаковыми полномочиями (компетенцией).При этом компетенцию (полномочия) следует понимать в обобщенном смысле, имея ввиду все разнообразие судебной деятельности, а не отдельные аспекты, вчастности рассмотрение дела по существу, т.е. по первой инстанции.
Понятие “судебная инстанция”относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции судыразделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд — вышестоящий — имеет право проверять решения нижестоящего и в случае ихнеобоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.
В соответствии со своейпроцессуальной компетенцией все суды разделяются на суды первой, второй(кассационной) и надзорной инстанции.
Так, мировой судьяосуществляет только одну функцию — суда первой инстанции, а областной — сразутри: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции (какбудет показано дальше) рассматривает дела по существу, то суд второй илинадзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первойинстанции.
В суде первой инстанции делослушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства.В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящийв систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ, т.е. дела по первойинстанции рассматривают все суды в пределах своей компетенции. Подавляющеебольшинство уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматриваютрайонные суды.
Наиболее сложные судебныедела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного СудаРоссийской Федерации.
Разбирательство дела посуществу характеризуется тем, что судья единолично или с участием присяжных,либо народных заседателей, либо трое судей на основании анализа доказательствустанавливают фактические обстоятельства дела. В результате разбирательствавыносится приговор – по уголовному делу или решение – по гражданскому делу.
Данные решения и приговоры втечение установленного законом времени (срока) не вступают в законную силу имогут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, истцом или ответчикомлибо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.
Суд второй (кассационной)инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судовпервой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протестапрокурора. Рассматривая дело в составе трех постоянных судей (один из них —председательствующий), суд проверяет законность и обоснованность приговора,решения, определения суда первой инстанции и вправе отменить приговор, решениесуда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судовобщей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационнойинстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ — к судамсубъектов Российской Федерации и приравненным к ним.
В случае, если кассационнаяинстанция признает приговор или решение правильным, она оставляет их безизменения, а кассационную жалобу или протест — без удовлетворения. Если жебудет установлено, что приговор или решение суда первой инстанции несоответствуют материалам дела, т.е. вынесены с нарушением закона, суд второйинстанции отменяет приговор или решение и передает дело на новое рассмотрение втот же или иной (но соответствующий) суд или же может прекратить дело, направивуголовное дело на дополнительное расследование, либо в случаях, предусмотренныхзаконом, вынести новое решение по гражданскому делу.
Если же суд второй инстанциивыносит определение, то оно вступает в законную силу немедленно и не подлежитни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке, однако может бытьопротестовано в порядке судебного надзора.
Суд надзорной инстанциипроверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законнуюсилу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции.Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателейсудов (или их заместителей). Суды второго звена судов общей юрисдикции могутвыступать и в качестве кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФтакже является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией. Так, протест впорядке надзора в пределах своей компетенции могут принести: председателиобластных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда и ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации и их заместители, прокуроры республик,краев, областей. Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Следует отметить и такуюособенность — пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумахсудов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в ПрезидиумеВерховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.
В результате рассмотрениядела надзорная инстанция может:
оставить без измененияопротестованные судебные акты;
отменить (изменить) их (вслучае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любойсостоявшейся стадии процесса.
Судебные акты надзорныхинстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают взаконную силу немедленно и могут быть опротестованы и проверены также только впорядке надзора в вышестоящих надзорных инстанциях.
И в заключение отметимследующее, что в системе арбитражных судов суды первого звена выступают нетолько в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их вапелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет вкассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам,рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФрассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к егоисключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты другихарбитражных судов РФ.
Следует иметь в виду, что,несмотря на термины “вышестоящий” и “нижестоящий”, дистанционная взаимосвязьсудов исключает подчинение одних судов другом. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорнойинстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе датьуказания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств,характере решения.
1.3 Правовое положение судей в Российской Федерации
На судей возлагаетсяосуществление весьма ответственных государственных обязанностей. Для того,чтобы они могли осуществлять их эффективно, государство наделяет судей особымстатусом. При этом необходимо иметь в виду, что статус (правовое положение)судей является единым для всего судейского корпуса, независимо от того, в какомсуде они работают и закреплен в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г.“О статусе судей в Российской Федерации” (с последующими изменениями идополнениями) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. “Осудебной системе Российской Федерации” и других нормативных актах. Различаютсясудьи между собой только полномочиями и компетенцией. Это связано с тем, чтоне может быть полного тождества в статусе судей военного и общегражданскогосуда, Верховного Суда РФ и районного или городского суда и т. д. У каждогоиз них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Поэтомуотступления от общего требования о единстве статуса всех судей допустимы,поскольку они определены и санкционированы законом, а не прихотью какого-тодолжностного лица.
По общему правилу правовоеположение судей слагается из многих компонентов, предусмотренных законом, в томчисле из требований к кандидатам на пост судьи; порядка наделения судейполномочиями, освобождения их от должности; правил невмешательства в судебнуюдеятельность; мер обеспечения неприкосновенности судей и т.д.
Всю совокупность прав иобязанностей, составляющих статус судей, можно сгруппировать в несколькоблоков:
1)    права и обязанности, связанные с формированием судейскогокорпуса;
2)    права и обязанности судей, гарантирующие им возможностьнезависимого осуществления своих полномочий;
3)    права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей всудейском самоуправлении.
В наиболее полном виде статуссудей был определен Законом РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в РоссийскойФедерации”. В нем впервые были провозглашены принципиальные положения осамостоятельности и независимости судебной власти, об осуществлении правосудиясудьями-профессионалами, наделенными полномочиями в конституционном порядке, идр. На основе этих положений в рассматриваемом законе изложены требования,предъявляемые к кандидатам на должность судьи и к судье, процедура отборакандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями и т.д.
В соответствии с действующимзаконодательством кандидатом на должность судьи может быть гражданин РФ, достигший25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы поюридической профессии не менее пяти лет, сдавший квалификационный экзамен и недопустивший порочащих его поступков. Кандидат на должность судьи, отвечающийэтим требованиям, должен получить, кроме того, рекомендацию квалификационнойколлегии судей.  Отбор кандидатовосуществляется на конкурсной основе. После сдачи экзамена квалификационнаяколлегия дает заключение о рекомендации либо отказе в ней председателюсоответствующего суда. Наделение судей полномочиями осуществляется ПрезидентомРФ при соблюдении изложенных ранее процедур[2].
С момента назначения надолжность судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы,исключать совершение действий, умаляющих авторитет судебной власти, достоинствосудьи или вызывающих сомнение в его объективности, справедливости ибеспристрастности. Судьи не вправе быть депутатами, принадлежать к политическимпартиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещатьсвою работу с другой оплачиваемой деятельностью.
Законом установлены гарантиинезависимости судьи, которые обеспечиваются:
1.    Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия инедопустимостью вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство вотправление правосудия в зависимости от характера вмешательства определенноголица влечет за собой административную или уголовную ответственность.
2.    Несменяемостью судьи. Однако необходимо иметь в виду, что судьирайонных (городских) народных судов и приравненные к ним судьи военных судов(армий, флотилий, гарнизонов, соединений) впервые назначаются на эту должностьна срок не более трех лет. Потом, если они зарекомендуют себя положительно, ихназначают бессрочно (ст. 11 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”)[3].
3.    Установленным порядком приостановления и прекращения полномочийсудьи.
Полномочия судьиприостанавливаются (временно прекращаются) решением квалификационной коллегиисудей при наличии одного из следующих оснований:
признании судьи безвестноотсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
согласии квалификационнойколлегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключениеего под стражу;
участии судьи в предвыборнойкампании в качестве кандидата в состав органа законодательной(представительной) власти РФ или субъекта РФ и избрание его в эти органывласти.
Решение о приостановленииполномочий судьи действует до исчезновения оснований к их приостановлению, иего полномочия возобновляются решением той же комиссии. Полномочия судьипрекращаются при наличии значительного числа оснований, главными из которыхявляются:
письменное заявление оботставке;
неспособность по состояниюздоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времениисполнять обязанности судьи;
прекращение гражданства РФ;
занятие деятельностью,несовместимой с должностью судьи, и др.
Измененные в законе основанияприостановления и прекращения полномочий судьи являются исчерпывающими и неподлежат расширительному толкованию.  Приэтом решение о приостановлении или прекращении полномочий может быть обжалованов Высшую квалификационную коллегию судей и в Верховный Суд РФ.
4.    Правом судьи на отставку, т.е. на почетное удаление с занимаемойдолжности (по не компрометирующим его основаниям). За лицом, пребывающим вотставке, сохраняются звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу игарантии личной неприкосновенности.
5.    Неприкосновенность судьи[4]. Онавключает в себя неприкосновенность его личности, жилища, служебного помещения,используемых им средств связи, его корреспонденции, принадлежащего судьеимущества и документов. Так, судья не может быть привлечен к дисциплинарной илиадминистративной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено толькоГенеральным прокурором и лишь при наличии согласия соответствующейквалификационной коллегии судей. Без ее согласия судья не может быть привлеченк уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу.Заключение под стражу судьи допускается исключительно с санкции Генеральногопрокурора либо по решению суда.
Судья, задержанный в порядкеадминистративного или уголовного судопроизводства, по установлении его личностинемедленно должен быть освобожден.
Проникновение в жилище илислужебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производствотам досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров идругие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдениемКонституции РФ и других законов и только в связи с производством по уголовномуделу в отношении этого судьи.
Уголовное дело в отношении судьипо его требованию, заявленному до судебного разбирательства, в соответствии сдействующим законодательством может быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.
6.    Материальным и социальным обеспечением судьи, соответствующим егостатусу. Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации” предусматриваетповышенные должностные оклады, доплаты за квалификационный класс, выслугу лет,ученую степень и т. д.
7.    Наличием системы органов судейского сообщества.
Органами судейскогосообщества (судейского самоуправления) являются Всероссийский съезд судей;совет судей РФ, избираемый съездом судей и действующий в период между съездами;конференции судей субъектов РФ, арбитражных судов и военных судов среднего(второго) звена, а также советы судей этих судебных органов, избираемыеконференциями судей и действующие в период между конференциями.
Органы судейского сообществапроводят общественную экспертизу законов, рассматривают проблемы кадрового,организационного и материального обеспечения судебной деятельности, обсуждаютвопросы судебной практики, представляют интересы судей в государственныхорганах и общественных объединениях, избирают квалификационные коллегии судейотдельно для общих, арбитражных и военных судов, а также выполняют другиеправомочия.
Квалификационные коллегиисудей создаются для отбора кандидатов на должность судьи; аттестации судей иприсвоения им квалификационных классов; обеспечения неприкосновенности судьи;приостановления и прекращения полномочий судей. Коллегии действуют на основанииспециальных положений.
К сожалению, перечисленныегарантии не обеспечивают в надлежащей мере независимость судьи. Эта проблемаимеет международный характер. В связи с этим на VII Конгрессе ООН попредупреждению преступности и обращению с преступниками принят документ,названный Основными принципами независимости суда. Этот документ одобренГенеральной ассамблеей ООН 13 декабря 1985 г.
                                              Глава 2
                    СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
          Судыобщей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные,гражданские и административные дела. В их задачи входит, в соответствии со ст.3 Закона “О судоустройстве РСФСР”, охрана от всяких посягательств закрепленногов Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем;социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав изаконных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судовнаправлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждениепреступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного инеуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.
          Судыобщей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляютсобой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, иподразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды,рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую- военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и другихвоинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции,разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковойкомпетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. Вподсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судовреспублик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей,краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные(городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также имировые судьи, чьи полномочия и порядок назначения пока законом не определены.
            Среднее звено военных судов составляют суды округов, видов ВооруженныхСил, групп войск, флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов,флотилий, армий.
             Всесуды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела вкачестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся ксреднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.
                    В соответствии с задачами данной контрольной работы более подробнорассмотрим характеристику, состав и организацию работы судов среднего звена.
2.1.        Характеристикасудов общей юрисдикции среднего звена
          Верховные суды республик, краевые(областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области,суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
  В системе федеральных судов общей юрисдикцииони занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшимисудебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.
  Закон о судебной системе РФ фиксируетуказанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называет лишьосновные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Ониявляются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов,расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, инижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.
  Основами определяющими порядок образования идеятельности вышеперечисленных судов, правовой основой организации,формирования и деятельности их основных подразделений являются Конституция РФ,Федеральный конституционный закон «О судебной системе РоссийскойФедерации», Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Гражданскийпроцессуальный кодекс РСФСР, Уголовно — процессуальный кодекс РСФСР. Присоздании, формировании и организации деятельности высших судебных органовреспублик в Российской Федерации последние руководствуются Федеральнымконституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» исвоими конституциями.
  Суды среднего звена системы судов общейюрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и восновном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппаратасуда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.
  Являясь вышестоящими судами по отношению крайонным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебнойдеятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектовФедерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебногооргана Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся вфункциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикциии с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом — Верховным Судом РФ.
  В компетенцию судов среднего звена входитосуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрениедел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновьоткрывшимся обстоятельствам.
   Вкачестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматриваютгражданские дела, принятые ими к своему производству, и уголовные дела онаиболее опасных преступлениях, указанных в ст. 36 УПК РСФСР.
  К ним относятся: убийство при отягчающихобстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), ряд преступлений, которые совершеныорганизованной группой или повлекли по неосторожности смерть потерпевшего илииные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 126, ч. 3 ст. 131, ч. 3 ст. 152, ч. 3 ст.205, ч. 2 и 3 ст. 206, ч. 3 ст. 263, ч. 3 ст. 267 УК РФ и др.), а такженекоторые преступления против правосудия, порядка управления, против мира ибезопасности человечества.
  К подсудности судов рассматриваемого звенаотносятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственнуютайну.
  Одним из полномочий вышестоящих судо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.