Реферат по предмету "Педагогика. Психология, Общение, Человек"


Конспект лекций по специальной педагогике и психологии

Психологические основы специального образования.
Специальная психология — это область психологии науки изучающая лиц, длякоторых хар-но отклонение от норм пихологическогоразвития, связанная с рожденными или преобретенныминарушениями формирования н.с.
Специальная педагогика. На основе такого извученияопределяются возможности и пути преодоления нарушенийпсих.развития. строится система обучения и воспитания лиц с нарушениями псих.развития.
Спец. психология и педагогика подразделяются напсихологию:
— тифлопедагогику и психологию (зрение)
-сурдопсихологию и педагогику (слух)
Значение спец. психологии для спец. педагогике.
определяется тем, что на ееоснове строится система обучения воспитания, соц. адаптации лиц с нарушениямипсих. развития. Строится система проф. ориентации.
Основные понятия.
дефект псих. развития – это псих. недостаток вызывающий нарушениянормального развития.
Компенсация нарушенных ф-ций – это возмещение недоразвитых или нарушенных псих. ф-ций путем использованясохраненных или перестройки части но нарушений ф-ций.При компенсации происходит вовлечение в работу нарушеняфункций новых стр-р которые ранеенеучаствовали в осуществелнии данной ф-ции или выполняли при этом другую роль.
2 пути компенсации:
1. Внутрисистемная компенсация.– осуществляется за счет привлечения сохраненныхнервных элементов нарушенной ф-ции.
2. Межсистемныйосуществляется путем перестройки функций, перестройки сис-ми включение в работу ф-ций из др. стр-рза счет не свойственных им ранней ф-ции.  Пр. межсистемная компенсация. зрение плохое –улучшается осязание. Специальное обучение и воспитанеявл. компенсирующее направленными.
Причины (этиология) нарушения псих. развития.
факторы: а) биологические– генетический материал поврежден, генные мутации, наследственнообусловленные нарушения обмена. б)социальные факторы – неблагоприятные соц. условия (эмоц.дипривация раннего возраста => невозможностьудовлетворить потребности в эмоц. общении) психич. депривация –невозможность удовлитворить псих. потр.дифицит инф-ции.
По времени воздействия потагенныефакторы делят на: а) пренатальные б) натальные 3) постнатальные
Пренатальныефакторы:интоксикации организма матери (алкоголь, лекарства,), инфекции (нейроинфекции), конфликты по резусфактору, гипоксия или кислородная недостаточность плода, радиоционныеизлучения.
Натальныйпериод:использование средств родовспоможения, асфексия новорожденного.
Постнатальный:инфекции и т.д., лекарственные интенфикациии, травмын.с., опухолевые заболевания.
Все патогенные факторы делятся на: а) внутренние и б)внешние
Психологические параметры нарушенного психическогоразвития.
Дизонтогенез —
1) связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости отнее различают 2 осн. вида дефекта: 1 частный – онобусловлен дифицитарностью отдельных псих ф-ций. 2 общий – связан с нарушением деятельности коры иподкорки в целом.
2) связан с временим поражения, характер анамалии будетразличным в зависимости от того когда возникло поврежедениен.с.
Чем раньше произошло поражениен.с. тем вероятнее недоразвитие псих. ф-ций.
Чем позднее произошлопоражение н.с. тем больше вероятности явления повреждения с распадам стр-ры псих. ф-ции.
Неустойчивость псих. ф-ций в синзетивный период.
Может обусловить регресс (иливозврат) на более ранний возрастной уровень и может так же распад т.е. грубую дизорганизацию либо выпадение псих. ф-ций.
3) характеризуетвзаимоотношение нарушений в стр-ре дифекта. Дефектимеет структуру (Выготский) В этой стр-ре выделены 2 группы: первичные и вторичные.
1. Первичные вытекаютнепосредственно из биологического хар-ра заболевания.
2. Вторичные нарушениявозникших опасредованного в процессе аномального соц-го действия.
3. Первичный дефект можетиметь хар-р поврежденя, дедоразвития или их состояния.
Вторичный дефект явл. основным объектом психол. изучения и пед. коррекции.
4) параметр дизонтогенезасвязана с нарушением межфункциональныхвзаимодействий в процессе аномального развития.
В нормальном онтогенезевыделяют сл. типы межфункциональных отношений:
— (явления временнойнезависимости) врем. независимые функции
— ассоциативные связи
— иерархические связи.
а) явления временной независимости.При поталогии временнаянезависимость превращаетсяв изоляцию. Изолированная ф-ция (т.е. со стороны др. ф-цийизоляций) стереотипизируется зацикливаетсяв своем развитии. Пр. моторная ф-ция не развита =>…, тормозится
б) ассоциативные связи обуславливает объединение в 1целоеразномодальныхвпечатлений на основе временно пространственной связи. Пр. Если увидеть в окното мы увидем в целом и адекватно ориентируемся. При поталогии ассоциативной связи хар-етсяповышенной энертностью в результате чего происходитих поталогическая фиксация.
Эти энертныестереотипы тормозят псих. развитие. «Меньше видит, меньше замечает».
При нарушении ассоциативныхсвязей могут распространятся и на сл. годы возраста (от 3 лет)
Патологическая фиксация приводит к своевременнойинволюции. (замена высш. псих. ф-ций низменными)более ранних форм псих. деятельности что замедляет развитие. Пр. автономнаяречь (3-4) года потом более высшая.  Но удетей с задержкой эта речь может сохранять сл. годы (т.е. фиксация)
в) Иерархичекий тип связи. (развитие от низм к высш. т.е. гетерохрония)
Обеспечивает перестройкуусложнение псих. процессов в определенной психол. последовательностиобусловленной законом «гетерохронии»,т.е.  это разновременность формированияразличных псих. ф-ций. При патологии происходитнарушение этой последовательности, возникают диспропорции в развитии или ассинхрония.Ее основные проявления: 1. ретардация– это незавершенность  отд. периодовразвития. Отсутствие инвалюции более ранних формпсих. ф-ций. Пр. более хар-нодля умственно отсталых. Пр. автономная речь после 3-4 лет заметно у умств. отсталого она задержана. 2. аксилирация отдельных ф-ций предполагает изолированное развитие к-либо ф-ции. 3.Сочетание ретардации и патологической акселирациипсих. ф-ций. (речь ретордация+ опорно. двиг + ..)
Типы нарушенного психическогоразвития или варианты псих. дизонтогинеза ( по Лебединскому)
6 типов дизонтогенеза.
1 вариант. Псих. недоразвитие
2. Задерженноепсихическое развитие.
3. Поврежденное псих.развитие
4. Дифицитарноепсих. развитие
5. Искаженное псих. развитие
6. Дисгармоническое псих.развитие
Закономерности развития нормальных и аномальных детейидентичны. (закон Выготского, Трошин) У аномального реб. они приламляются через егодефект
Леонтьев. Высокий уровеньпластичности н.с. у реб.
При этом при аномальномразвитии наблюдаются специфические закономерности. ДЗ
И каждый конкретный типаномального развития так же имеет свои собственные зкономерностиразвития.
1 вариант. Психическое недоразвитие.
Типичная модель.
1) Олигофрения (врожд. умств. отсталость) 2-3года. Причины: а) эндогенные б)экзогенные.
Поталогияхромасомного набора:половые и аутосомные (олигофрения).
Врожденные нарушения обменавеществ. Энзимомадийный аутизм (надо исключать белкина ранней стадии)
Полегенныетип наследования, накопление патологических генов.
инфекции.
Интоксикации (гармональная, лекарств, наркот…во внутр. родовом периодах и в раннемдетстве)
В период внутреутробногоразвития:радиоактивное,рентгеновское излучение. Заболевание системы организма матери (сердце, сосуды, экзоген), несовместимость по резус фактору., гепоксия. ЗНАЧИМЫ  в1/3 беременности.
В постнатальный период: нейроинфкции (корь, скарлотина ит.п.), опухолевые заболевания гол. мозга. До 2-3 летнего возраста.
Психологическая структура дифектапри олигофрении обусловлена явления или необратимого недоразвития мозга в целом.
СухореваЕ.Г.
Выделила 2 закономерностиразвития при олигофрении.
1) тотальность нервно-псих. недоразвития.
2) иерархичность нервно-псих. недоразвития.
Тотальность означает что всостоянии недоразвития находятся все псих. ф-ции.Н.с. недоразвития и слух и зрение восприятие недоразвития. Недоразвитие маторики проявляется вбедности однообразии неретмичности, замедленности,плохой пластичности движения, наличие ненужных движений, неустойчивости физич. тонуса в неловкости произвольных движений., бедностимимики, жестов; медлительность, заторможенность движения, недоразвитие памятипроявляется как в отношении запоминания так и хроненияи восприятия инф-ции.
Недоразвитие восприятия.проявляется в бедности недостаточности,замедленности, слабой активности, малом объеме, недоразвитии константности. Пр: дети не видят перевернутые предметы, не узнают.
Недоразвитие внимания: проявляется в ослабленностиего фиксации сужении объема, фрагментарности, трудностях сосредоточенияфя,слабая переключаемость, непроизвольное внимание слабое.
Недоразвитие речи:Оно рассматривается как основа: нарушен грамматический строй речи,резко ограничен активный словарь, нарушено понимание смысла слов, нарушениеписьменной речи, при олигофрении хар-но нарушение ф-ции речи, Речевые ответы протекают не скоординировано сдвигательными реакциями. Пр. ребенок берет в руки куклу и говорит: Катя ложитсяспать, а сам садит ее.
Так же рар-но недоразвитиеэмоциональной сферы.
«Прежде всего малая дифиренцированность однообразие эмоциональных явлений,Бедность оттенков переживаний, актуальность только непосредственныхэмоциональных раздражителей, Эмоциональная вязковст,Негативные эмоц. реакции, Неспособность проявлятьаффект => склонность к импульсивности., Слабость борьбы мотивов, Общая незрелостьличности проявляется в низком уровне познавательных интересов и в быстром угосании. Хаар-на незрелостьмотивации, Повышенная внушаемость, Безынтенсивность.
Иерархичность нервно. псих. недоразвития. выражается в том, что недоразвитие псих. ф-ций проявляется меньше чем недоразвитие мышления. Такжеиерархичность проявляется в том, что недоразвитие отдельных псих. ф-ций наиболее недоразвито их высшее звено (обобщение иотождествление)
Систематика олигофрении:
Исходя из критерия степенивыраженности дефекта олигофрению подразделяют на:
1) дебильность
2) имбицильность
3) идиотия.
Дебильность– наиболее легкая степень выраженности дефекта.
Мышление имеет нагляднообразный хар-р., Доступна определенная оценкаконкретной ситуации, ориентация в простых практич.вопросах. Развита фразовая речь,Механическая память.
Имбицильность–хар-ется наиболее глубокой степенью выраженности.Ограниченный запас сведений. Возможность выделения простейших признаковпредметов ситуаций. Также детям доступно понимание произношения простейшихфраз. Простейшие навыки самообслуживания. Переживают насмешки и т.п. а)умеренная и б) глубокая имбицильность.
идиотия- наиболее глубокаястепень. Глубокое недоразвитие всех псих. ф-ций.
Речь нечленораздельные звуки, либо набор нескольких слов, употребляемых без сопастовления. В обращенной речи воспринимают не смысл, аинтонации. Свойственны элементарные эмоции связанные с физиологическимипотребностями.  Примитивные формы выражения эмоции. Все новое вызывает страхПривязанность к ухаживающему. Нет навыков самообслуживания. Импульсивныереакции на внешний раздражитель.
Задержанное психическое развитие.
При зпримеет место нестойкое необратимое псих. недоразвитие, а замедление его темпа.Замедление к-е проявляется, выражается в недостаточностиобщего запаса знаний ограниченности представления. В незрелости мышления,низкой интеллектуальной целенаправленности. Преобладание игровых интересов.Быстрой пресыщаемоси в интеллектуальной деятельности.(50е – 60е годы)
При ЗПР во 1х случаях на 1план выступает задержка эмоциональной сферы. (при этом выражена не резко)
Во 2х В др. случаяхпреобладает замедление развития интеллектуальной сферы.
Для детей с ЗПР хар-но минимальные мозговые повреждения (дисфункциями) ММД(минимальные мозговые дисхункции – заграницей)
К детям с ЗПР относят детейне имеющих выраженных отклонений в развитии. Эти дети испытывают трудности вадаптации вследствии различных биосоциальныхпричин – это остаточные явления легких повреждений цнс.– т.е. функциональная незрелость ц.н.с.
Соматическая ослабленность организма. Незрелость эмоционально волевойсферы. Неблагоприятные социальные условия развития.
Причины которые могут обусловить ЗПР:
Конституциональные факторы: — хранические самотогенныезаболевания. Длительные неблагоприятные условия воспитания. Органическаянедостаточность. Длявехдетей с ЗПР вне зависимости от развития хар-н. инфантелизм –это целостная стр-ра физ. и псих. признаковнезрелости несвоейственные данному возрасту.
Причины осуславливающиеЗПР:
1) Пренатальные факторы: — заболевания матери (краснуха, паратити т.п.) – хронические самотогенные заболевания, — нарушения обмена в-в, -интаксикация, — несовместимость по резус фактору.
2) натальные факторы:механическое поврежениеплода при использовании средств родовспоможения, -асфексия.– социальные факторы – псих. депривация,эмоциональная депривация, — дефицит инф-ции.
Лебединский:
Исходя из этимологического принципа Лебединский К.С.выделяет 4 варианта ЗПР.
1) Конституциональногогенеза.
2) ЗПР самотогенногогенеза
3) ЗПР психогенного генеза
4) ЗПРцеребрально-органического генеза.
1. Конституционального генеза.
а) инфантильность. Инфантильный тип телосложения с детской пластичностью маторики, мимики.  Эмоц. сфера хар-ется яркостью,живостью эмоций. Преобладанием эмоц. поведением,игровых интересов. Внушаемости. Недостаточной самостояетельности.Быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью.
2. ЗПР самотогенного генеза. Эмоциональная незрелость обусловлена длительными самотогенными заболеваниями => возникают хронические….,что характеризует развитие активных форм деятельности. Способствуетформированию робости, боязливости..
3. ЗПР психогенного генеза. Неблагоприяные условиявоспитания, имеет соц. условия. В условиях безнадзорности может формироватья поталогическоеразвитие личностиь по типу психологической неустойчивости.=> реб. неможет контролировать свои эмоции, желания. Несформированностьвысших эмоций. чувств (долг, ответственность) – гиперопека,формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевому усилию.Преобладание жестокости, формируетя невротическоеразвитие личности => отсутствуют условия инициативности самостоятельности,слабость, боязливость, неуверенность в себе.
4. ЗПР церебрального генеза.Причины схожи с олигофренией. Пойдет ли развитие потипу замедления темпа или возникнет выраженное психологическое недоразвитиепрежде всего зависет от массивности паражения и от времени поражения.
ЗПР связана с блее поздними экзогенными повреждениями мозга. Характерназамедление темпа псих. развития зедержка становления маторных ф-ций навыковопрятности. – регресс преобретенных навыков.
Недостаточность, незрелость хра-но как для эмоционально-волевой так и познавательнойдеятельности.
Эмоц. волевая незрелость обозначается как органический инфантелизм.
Отсутствие живости яркостиэмоции хар-на внушаемость, грубость, преобладание игровых интересов. – Вигре присутствует однообразие, отсутствие творчества, слабость воображения.Игра состоит из отдельных недосвязанных фрагментов.Усложнение игры приводит к ее распаду.
У мл. школьника учебнаядеятельность воспринимается прежде всего с оценочной стороны.
Особенности проявления эмоций связаны с преобдладающим фоном настроения.
У детей с эйфорическимнастроением преобладает импульсивность.Психоматорная расторможенность, неспособность кволевому усилию математической деятельности (непоседа)
У детей с доминированнемпониженного фонанастроения хар-ны склонность к робости, боязливости, многочисленныестрахи, препятствуют формированию активности инициативы состоятельности, атакже преобладают игровые интересы. Дети с трудом привыкают к уч. деятельности. Тяжело привыкают школьнуюнесостоятельность. Хар-но замедление развития познавательнойдеятельности. При общем – недоразвито мышление. При генезе – недоразвито на первый план вступает не дефицитарность мышления, а память, внимание, восприятие ит.п.
Хаар-но: замедленность приема обработикисенсорной инф-ции, дифицитарностьпамяти, — отставание в развитии, — слабость познавательной активности, — отсутсвие словесно-логического мышления, — утомляемость, — снижение работоспособности, — эмоционально-волевая незрелость и др.познавательной деятельности.
Дети с: а) волевой незрелостью б) неразвитойпознавательной деятельностью.
Олигофрения роль биол. факторов – ЗПР роль соц.факторов. В отличии от стойкого психического недоравития(олигофрения) при зпр речь идет о замедлении темпапсих. развития. В отличии от тотального недоразвития в олигофрении, при ЗПРимеет место модальность нарушений.
Поврежденное психическое развитие.
Органическая дименция или преобретеннаяумственная отсталость.
Причины связаны сперенесенными: инфекциями, — интоксикациями, — травмами н.с. – наследственными,- заболеваниями мозга.
В отличии от олигофрении деменция возникает либоначинает грубо прогрессировать в возрасте после 2-3 лет. (олигофрения 2-3 лет).
Важным признаком деменции –это полное или частичное, малообратимая илинеобратимая утрата ранее преобретенных знаний ипрактического опыта. Т.е. при деменциикак правило имеется период нормального развития.
Общими признаками деменции явл.: — мозаичность псих. нарушений, — неравномерностьили снижение отдельных псих. ф-ций с возможностьюотносительной сохранностью. С 1 или несколькими из них. – наличие определенногозапаса сведений представлений, словарного запаса, — несоотвестивемежду имеющимся запасом знаний и низким возможностями их реализации. –несоотвествие м-ду глубинойличностных расстройств (сниженное развитие критики, утрата высших эмоций,резкое снижение побуждений) и интеллектуальной достаточности.
Систематика органической деменции:
Исходя из критериев динамики болезненного поцесса различают так называемую: резидуальнуюорганическую деменцию и прогрессирующую. Резедуальная– остаточное явление поражение мозга.Прогрессирующая обусловлена текущимиорганическими процессами.
Виды орг.деменции классифицируются по этимологическому критерию: — этимология (чемвызвано), -степень распространнености и приемущественная локализация. – ворастпрогрессирования деменции, -индивидуальные особенности бебенка.
Стр-радифектаопределяется прежде всего фактором повреждения мозговых систем.
При деменции нет тотальности, иерархичности псих. ф-ций.На 1 планвыступает мозаичность, расстройстволичности. В 1х случаях в большей степени выражено нарушение личности. В др.нарушение познавательной деятельности.
стр-радефекта. Исходя из специфики стр-ры дефекта Сухорева выделила4 типа органической деменции у детей. (дополнил Лебеденский)
1 тип. Низкий уровень обобщения.На 1 план выходит резкая замедленность и низкаяпереключаемость мыслительных процессов. – Выраженная псих. истощяемость.– неспособность к напряжению.
3 тип. Недостаточнотьпобуждения к деятельности. Вялостьмедленность резкое снижение активности мышления: — общая двигательнаязаторможенность, бещность мелкой маторики,равнодушие к оценке, — своих ошибок не замечает и т.п.
4 тип. Полевое поведение ребенка(хаотическая двигательная расторможенность действияпо первому побуждению. – эйфоричекий фон настроения имогут иметь вспышки агрессии. Эмоциональное поведение – примитивные,поверхностный, — грубые нарушения критики, и целенаправленность мышленя. – грубые расстройства внимания, — резкаяотвлекаемость, — расторможенность увлечений (чрезмерная обжорливость) – невыносимы в детском коллективе, — грубые нарушения интеллектуальнойдеятельности. – не замечают ошибок, — быстро теряют интерес к заданию.
У таких детей проявление органической деменции имеютвозрастное своеобразие.
В раннем детсве и дошкольномвозрасти (если деменция) .На 1 планвыступают утрата или ослабление ранее преобретенныхнавыков. – Нарушение речи, — Снижаетя уровеньпобуждения к деятельности. Деятельность становится не целенаправленной.–Начинает преобладать безцельное моторноевозбуждение. – Ослабляется диференцированностьэмоций. – Утрачивается чувство привязанности к близким и начинает преобладать эйфорический настрой.
В ст. дошк. возрасте происходит также разрушение или объединениеигровой действительности т.е. игра становится стереотипной, однообразной.
В мл. шк. возрасте. резко снижается работоспособность,нарушается осмысление, способность к обобщению, происходит замедление темпамыслит. процесса. – брадифрения.– резкое снижение концентрации внимания, ослабляется память. – При этомсохраняется речь и навыки самопожертвования, элементарные уч.навыки. Снижается активность уч. деятельности.
В подростковом возрастена 1 план выступает не только нарушенияпознавательной деяетельности, но и враженные расстройства поведения. (Связаны с повышенной эмоц. возбудимостью, эмоц.волевой неустойчивостью, расторможенностью примитивных влечений, принедостаточной критике) – приставучий, — фон. настроения меняется. ( от эйфарического до апатии) – не мотивированные и вызванныевниманием воздействиями состояния дисфарии(агрессивны, и совершают разрушительные действия)
Эпилептическая деменция.
Возникает при эпилепсии. – Наглядность эмоций, — Хаар-етсясочетанием интеллектуальной недостаточности, нарушение мышления сосвоеобразными изменениями личности в виде крайнегоэгоцентризма, выраженной энертности, тугоподвижности псих. процессов. –эмоциональной вязкости.Длительная фиксация на эмоционально отрицательных переживаниях. Сочетаниезлопамятности, мстительности, жестокости, с преувеличенной льстивостью,угодливостью.
Так же хар-наплохая эмоц. переключаемость тугоподвижностьмышления. – Выраженная замедленность речи, — низкая продуктивность в умственнойработе. – Страдает механическая память. – События затрагивающие личныезапоминаются лучше. – сниженный фон настроения. – склонность к агрессивности, — эмоциональным вспышкам.- нарастает двигательная расторможенность.
Шизофреническая деменция. (апатические ослабленности)
Способность к осмыслению,обобщению – нарушены незначительно. Хотя мышление в целом не продуктивно,искажено. – глубокий дефект личности, с резким снижением уровня побуждений,психической активности, полной бездеятельностью, апатией. – снижениемэмоциональной реакции, — отгороженностью от окружающих, — отсутствиемпотребности в контактах. Мышление – склоны к резанерству.(рассуждения без смысла)
Для интеллектуальныхрасстройств хар-на диспропорциональность илинезавершенность. –Наряду с нелепыми ответами – ребенку могут быть доступнысложные обобщения, перенесению к скрытого смысла. – Бедная односложная речьможет чередоваться с длительными сложными фразами и оборотами. (не знают дом.адрес и т.п.) – Двигательная стереотипия (вычурные позы движения) – Не мотевированные страхи.
Происходит распадэкспрессивной речи или ее резкое обеднение. Утрачивают навыки самообслуживанияи опряшности. – Появляется регрессивные поведения.
Дефицитарноепсихическое развитие.
Связан с первичной недостаточностью отдельных систем(зрения, слуха, речи, опорно-двигательной системы)
1. Аномалии развития в связис недостаточностью зрения и слуха.
Этиология нарушения слуха изрения может быть связана как с экзогенными так и эндогенными факторами. Экзогенные факторы нарушения слуха. –инфекционные заболевания (принатальные заболевания принатальный и постнатальный) краснуха, -корь, — паратит. – нейроинфекции (минингиты, инцифалиты) атиты, — воспалительные заболевания. Эндогенные факторы нарушения зрения – это инфекции, интоксикации впостнатальный период и пренатальный периоды: поталогии родовой деятельности.- опухолевые заболевания реб. – Для возникновения вторичных нарушений в стр-ре дефекта имеет степень выраженности, сенсорногодефекта. – Время возникновения нарушения зрения.
Психическое развитие детей сдефектом зрения и слуха зависет от временивозникновения (пр. глухота после 2-3 лет => развитие лучше чем у тотальноглухого от рождения)
Для возникновения …необходимо своевременное обучение и развитие.
Систематика нарушенийсенсорной сферы учитывает критерий времени и степени поражения.
Среди детей с недостаточностью слуха: — глухие а) ранооглохшиеб) позднооглохшие.  Слабоглухие:а) с соотносительностью охранностью б) глубокимнедоразвитием.
Дети с недостаточностью зрения1) тотально слепые 2) частично видящие 3)слабовидящие.
Вторичные нарушения.
Хаар-ныдля формирования различных сфер.
Слух.Удетей  с нарушением слуха из-за речевыхнарушений задерживается речь. Отстает формирование перцептивныхощущений. Трудности выделения и фиксации отдельных св-впредметов. Нарушено формирование предметных представлений. – Нарушениезакрепления предметов в словах в следствии чего ребенок не моет определить спредметами.
Испытывает трудности ихактуализации.
У детей с нараушениямизрения хар-ая особенность имеет– введение слова без опоры на сенсорный опыт, чтоведет либо к размыванию значения слова либо закреплению за словом узкого кругапонятий слова, что сужает развитие уровня обобщения. У детей с нарушениемзрения – недоразвита эмоциональная сфера, связана с ограничением либоневозможностью восприятия… это в свою очередь усугубляет недоразвитие обобщенияс самых ранних этапах развития реб.
У детей с нарушением слухав связи с отсутствием или снижением воздействия речивзрослого ее эмоц. тона. эмоциональное обобщениятакже неразвита с полных ранних этапах.  У детей может отсутствовать комплексоживления. В более старшем возрасте появляется дефект ориентировки (плоховоспринимаемый эмоц. тон) – Бедность практическогоопыта. – Слабое развитие предметной моторики. – Своеобразие игровойдеятельности (примитивные манипуляции, однообразно повторяемые движения)
У детей с нарушением зрения.– разрыв между речью и действия без специальногообучения не сокращается. – Выражено недоразвитие способности к приемунедоработки, хранению инф-ции (Пр. у слабо вид. –страдает хранение зрит. памяти)
У детей с нарушением слухазамедляется восприятие, проявляется и по отношению к инф-ции поспринимаемой зрительно.Увеличивается время восприятия. Уменьшается кол-во воспринимаемых деталей. – Недостаточность словесного опосредования. Удетей с нарушением зрения непосредственно зрительный анализ сигнала нарушенменьше, чем словесная классификация его результатов. – Замедление темпаразвития мышления (обобщение и отвлечение)
Компенсаторные проявления.
В стр-ре дефекта и комплекспроявления возникающие с приспособлениеманомального реб.к требованиям среды. В зависимости от хар-расенсорного дефекта у аномальных детей возникают различные функциональныеперестройки в основе к-х лежит прежде всего высокаяпластичность формирования высших корковых ф-ций. Пр: у глухих – жестовая речь.
Специфика аномальногоразвития личности (неблагоприятных условиях воспитания и неадекватности пед. коррекции) Пр. фиксация на своем дефекте.
Аномалии развития.
— пониженный фон настроения.– астенические черты. (эпохондричность) – тенденцияуходов от контактов. – уход в своей внутренний мир. – низкий уровеньсамостоятельности и активности.
Аномалии развития в связи с недостаточностьюдвигательной сферы.
Этиология: — генетические факторы, — органические пораженияц.н.с.–инфекционные заболевания. Особенности нарушения зависят от нарушения отдела. 1) коркового уровня – сила, точностьдвижения, формироване предметных действий и т.п. 2) подкоркового: тонус, ритмичность,выразительность движений, выработка автоматизмов. 
детский церебральный паралич (ДЦП)
Этиология. Органическиепоражения ц.н.с. в рез-те внутреутробных инфекций интоксикаций несовместимости кровиматери и реб. – асфексии, — внутреутробных кровоизлеяний.– недоношенности плода. 30%.
Постнатальный как правило втечении 1 года жизни и как правило в рез-те нейроинфекции.
Стр-радефекта при ДЦП.
— центр. место занимаетдвигательные нарушения основными из к-х явл: параличи (без движения), — парезы (ограниченностьдвижений)- нарушение мышечного тонуа. Нарушениемоторной сферы непосредственно не обусловливают интеллектуальной недоразвитие.
Вторичные отклонения: — нарушены развития речи (позднее формированиемоторной стороны речи, правильности произношения)  Хаар-нозапаздывание появление первых слов и фразовой речи, хар-нодля этих детей.:
-недостаточностьпространственного восприятия, -нарушение двигателноговосприятия. – недоразвитие представлений собственного тела. – трудностивосприятия формы, — соотнесение элементов в прострастве.– запаздывает формирование понятия правого и левого. – нарушено формированиеориентировочной реакции. – недоразвитие предметных действий, игровойдеятельности. нескольких навыков. – снижение работоспособности. – эмоциональныерасстройства: недостаточность диференцированностиэмоций. – монотонность эмоций. – отсутствие инициативы.  и самостоятельности.
Искаженное психическое развитие.
Синдром раннего детского аутизма (РДА)
Впервые его описали Л. Каннер, Аспергер, С Ленухин.
Каннервыделил триаду симптомов РДА или основные внешниепроявления. 1. Аутизм 2. Спецификадвигательной сферы. 3. Своеобразие нарушения речи.
Проявляется наличие РДА на 1-2 году жизни. Максимально достигаетсяот 3-5 лет. Потом считывается сиптоматика елси условия благоприятные то наоборот.
Этиология.
Единой т.з.до сих пор нет. Каннер рассматривает РДА какконституциональную этимологию. т.е. наследственные факторы, генетика.
Ряд исследователей (Сухорева, Бабкина) рассматривают РДА как начальный периодранней детской шизофрении. Причина наследственная патология.
Ряд исследований Мухина,Коган, Ковалев, Лебединская, рассматривают РДА в связи с внетриутробнымпоражением ц.н.с.
В зарубежных исследованияхформирование синдрома РДА – основная роль отводится храническойпсихотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эмоц.связей ребенка с матерью. (холодность матери, диспатичность)
Структура дефекта:
Первичным нарушением при синдромеРДА относится чувствительная повышенность (гиперсинзетивность)к первичным и слабость псих. тонуса.
К в


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.