Реферат по предмету "Педагогика. Психология, Общение, Человек"


Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза

Министерство образования инауки Российской Федерации
Федеральное агентство пообразованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Амурский  гуманитарно-педагогический
 государственныйуниверситет»
Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии развитияНа правах рукописиЧемерис Дмитрий Юрьевич
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРНОМ РОСТЕ
СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВПЕДГОГИЧЕСКОГО ВУЗАСпециальность 050708  – «Педагогика и методика начального образования»со специализацией 031213 –«управление учебно-воспитательным процессом».
Выпускная квалификационная работа
по психологии
Комсомольск-на-Амуре, 2008г.
Выпускная квалификационная работа выполнена на кафедрепсихологии и развития ФГОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственныйуниверситет»Научныйруководитель                                       Е. Н. Каткова, к.пс.н.,                                                                                   доцент кафедры психологии
Рецензент                                                 С.М. Ситяева, к. б. н., доцент
                                                                    Директор Института дистанционного
                                                                    образования ФГОУ ВПО «АмГПГУ»
                                                                 
Защита состоится «____» ___________ 200__ года в______ часов в ГАК
Института педагогики и психологии ФГОУ ВПО «АмГПГУ»
(аудитория ____)
К защите допускаю:
Научный руководитель                                    Е. Н. Каткова, к.пс.н., доцент
Зав. кафедрой  психологии                                        В. А. Шмакова, к.пс.н., доцент
развития ИПиП
Директор ИПиП                                              Н.Ю. Чулкова, к.б.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕВведение………………………………………………………………………….4           
Глава 1.  Теоретическиеоснования изучения представлений о карьерном
росте у студентов-выпускниковпедагогического вуза  в психологическойнауке…………………………………………………….......................................8
1.1. Особенности профессионального становления  личности в онтогенезе………………………………………………………….......................8
1.2. Психологический анализ проблемы готовности личности к выбору
профессии и ее профессиональных планов……………………………………18
1.3.Особенности кризиса профессионального самосознаниямолодого
специалиста на стадии профессиональной адаптации……………………..….22
Глава 2.Методы исследования представлений окарьерном росте студентов выпускников педагогического вуза……………………………….....................27
2.1. Цель, задачи, методы и методики исследования……………………….....27
2.2. Программа исследования………………………………………...................30
Глава 3.Описание результатов  исследования представлений о карьерном ростестудентов выпускников педагогического вуза………………….............32
3.1. Особенности профессионального становления личности и ее представленийо будущей карьере у студентов 5 курсов факультетов АмГПГУ…….........................................................................................................32
3.2. Особенности представлений о своей будущей карьерестудентов
специальности «Педагогика и методика начального образования»……….....44
3.3. Рекомендации для «Центра содействия занятости учащейсямолодежи и трудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ».................................53
Заключение………………………………………………………………….........55
Библиографический список………………………………………………..........58
Приложения………………………………………………………………...........65
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития современногопрофессионала состоит в реализации его карь­ерного потенциала и возможностьосуществить собственную конкурентоспособность на современном рынке труда. Активноеуправление карьерой в динамичных социально-эко­номических условиях — одно изключевых условий профессионального и даже шире — жизненного успеха человека.
Данной проблемой занимались: Ф. Парсонс, Ш. Бюлер,  Д. Сьюпер,  Эрик Эриксон, Абрахам Маслоу, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.М. Кухарчук, Е.А. Могилёвкин, А.В. Леонова, Н.С. Пряжников и другие.
К молодым специалистам в современных условиях рынкапредъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточновысокий уровень теоре­тической и практической подготовки, но и отличатьсясоциальной зрелостью, со­хранять высокую эффективность в ситуациинеопределенности и быстро адаптиро­ваться к постоянно меняющимся условиямрабочей среды [46]…
Таким образом, актуальностью работы является проблематрудоустройства молодых специалистов выпускающихся из педагогическихуниверситетов и проектирования их дальнейшего жизненного пути.
Гипотеза исследования. На наш взгляд выпускникипедагогического университета не обладает карь­ерными установками. Студентынедостаточно ориентируется в современной ситуации на рынке труда, как дающуюгораздо больше возможностей для выбора траектории профессионального разви­тия идолжностного продвижения.
Современные начинающиеспе­циалисты должны реально оценивать свое положение  на рынке труда, обладать первоначальнымпрофессиональным опытом, владеть современными технология­ми; при поиске работыориентированы не столько на уровень заработной платы, сколько на возможностисамореализации, карьер­ного роста, условия трудовой деятельности, адекватно вос­приниматьизменения, произошедшие за последние 5-10 лет в сфере управления, планированиякарьерой.
Одни выпускники педагогического университета не знают о способахпланирования своей карьеры, нет практики планирования, но задумывались о своемкарьерном росте. Другие имеют практику планирования своей карьеры и уже делаюткарьеру. Еще одной проблемой является то, что многие студенты по окончанииуниверситета сомневаются в осуществлении карьеры по выбранной профессии.
Студенты педагогического университета специальности«Педагогика и методика начального образования» являются группой риска на рынкетруда, по сравнению с другими специальностями, т.к. в нашем городе не требуютсяучителя начальных классов. Такая обстановка вызвана переходом на подушевоефинансирование общеобразовательных учреждений, следовательно идет сокращениеучителей, экономической ситуацией в стране – все это ведет к тому, что растетколичество невостребованных молодых специалистов учителей начальных классов.
Данная постановка проблемы позволила нам вдвинуть 2 гипотезы: 
1.          Устудентов факультетов АмГПГУ, в большинстве, нет четких представлений о том,как планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры.
2.          Мыполагаем, что студенты ИПиП специальности «Педагогика и методика начальногообразования» являются группой риска на рынке труда, на сегодняшний момент этосамая невостребованная профессия в нашем городе. Причиной этого является то,что студенты не представляют себя в рамках другой профессии, и стремятсяоттянуть наступление взрослой жизни и освоение новой социальной роли, т.е. причинойуязвимости являются внутренние проблемы личности будущих учителей начальныхклассов, попадающих на рынок труда с высокой конкуренцией.
Объектом нашего исследования являются студенты 5 курса педагогическогоуниверситета. Предметом исследования- представление о своей карьере студентов 5 курса педагогического университета.Целью исследования явилось изучениепредставлений студентов-выпускников о своем карьерном росте в будущейпрофессиональной деятельности.
Гипотеза и цель нашего исследования позволилисформулировать следующие задачи:
1.    Анализпсихологической литературы по проблеме исследования;
2.    Изучитьпредставления студентов-выпускников о своей будущей карьере.
3.    Произвестисравнительный анализ содержания представлений о своей будущей карьере у студентов5 курсов различных факультетов (ИПиП, ФМФ, ЕГФ, ФИиЮ), и определить спецификуизучаемых представлений, отражающих специальности и факультеты в целом.
4.    Выявитьэкспериментальную группу испытуемых, представляющих группу риска на рынке труда,на основе количественного и качественного сравнительного анализа результатов,полученных при решении третьей задачи исследования.
5.    Описатьпредставления студентов о своем существовании, представляющих группу риска нарынке труда. 
6.    Разработатьрекомендации для «Центра содействия занятости учащейся молодежи итрудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ».
Методы исследования. В нашей  работе были использованы следующие методыисследования:
1. Организационные методы (сравнительный)
2. Эмпирические методы (анализ продуктов деятельности)
3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализрезультатов, статистические методы: метод «контент-анализа», использование критерия Фишер)
4. Интерпретационные методы (структурный метод)
Методики.«Представление субъекта о себе, ожизни, о карьере» (Каткова Е.Н.).
Теоретическая и практическаязначимость дипломной работызаключается в том, что собранные и проанализированные данные, разработанныерекомендации могут быть использованы в работе «Центра содействия занятостиучащейся молодежи и трудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ».
База исследования.Экспериментальная работа проводиласьв Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете г.Комсомольска-на-Амуре: Институт педагогики и психологии, Физико-математическийфакультет, Естественно-географический факультет, Факультет истории июриспруденции. В исследовании приняло участие 155 студентов выпускников трехфакультетов и одного института, 13 студентов выпускников специальности«Педагогика и методика начального образования» Института педагогики и психологии.
Структура и объем работы:
1) введение;
2) 3 главы;
3) 8 параграфов (шесть теоретических и два с опытно-экспериментальной работой);
4) заключение;
5) библиографический список;
6) 7 таблиц;
7) 10 рисунков;
8) 8 приложений.
Основное содержание изложено на страницах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРНОМРОСТЕ У СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГОВУЗА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Особенности профессионального становления личности в онтогенезе
Профессиональноеразвитие органически входит в общее развитие личности, которое является важнойсоставляющей про­цесса ее социализации, представляющей собой вхождение в об­щество,включение в социальные отношения через усвоение со­циального опыта ивоспроизведения его в деятельности.
Выделяютфизическое, эмоциональное, когнитивное, соци­альное и нравственное развитиеличности; особым видом яв­ляется ее профессиональное развитие [36].
В теорияхпрофессионального развития рассматриваются его детерминанты, освещаются этапыпрофессионального пути личности и ее профессиональной карьеры, карьерныеориента­ции и установки [16,42].
Основоположникнаучно-психологического подхода к проблеме про­фессионального становленияличности Ф. Парсонс (1908) первым сформу­лировал тезис о том, что каждойпрофессии соответствует определенный набор психологических и физическихкачеств. А успешность и удовлетво­ренность человека профессиональнойдеятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личноститребованиям профессии.
В дальнейшемШ. Бюлер, Д. Сьюпер утверждали, что поиск профес­сии обусловлен детскими мечтамио профессии, ролевыми играми на пре­дыдущих возрастных этапах и достижениемопределенного уровня лично­стного развития.
Фазы жизненного цикла (по Ш. Бюлер)
Фаза I(до15-летнего возраста). Характеризуется отсут­ствием каких-либо четких целей. Ребенокживет настоящим, обудущем имеет весьма смутное представление. В этот периодпроисходит в основном развитие физических и умственных способностей.
Фаза II(от 15 до 25 лет). Отрочество и юность. Человек осознает свои потребности,способности и интересы. Он вы­нашивает великие планы, связанные с выборомпрофессии, партнера и смысла собственной жизни. Этот период первых дерзанийпозволяет ему оценить, в какой степени он способен достичь поставленных целей.
Фаза III(от 25 до 40-45 лет). Соответствует зрелости. Са­мый плодотворный период жизни,для которого характерна постановка четких целей, позволяющая добитьсястабильнос­ти на профессиональном поприще и в личной жизни.
Фаза IV(от 45 до 65 лет). Солидный возраст. Подведение итогов своей деятельности и свершений.Пересмотр целей с учетом своего профессионального статуса, здоровья и положе­ниядел в семье.
Фаза Vначинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. Многие люди перестаютпреследовать цели, поставленные в юности. Это период, когда человек пытаетсяпридать смысл своему существованию. Анализируя события собственной жиз­ни,человек решает, удалось ли ему достичь поставленных целей.
Д. Сьюперразделил профессиональный путь индивида на пятьэтапов. Он соотнес осознание своих склонностей и спо­собностей с выборомпрофессии, во время которого развивает­ся и уточняется профессиональнаяЯ-концепция.
Этапы профессионального пути (по Д. Сьюперу)
1. Этап роста(от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться Я-концепция. Дети виграх проигрывают различ­ные роли, пробуя себя в разных занятиях, выясняя, чтоим нра­вится и что хорошо получается. У них появляются какие-то интересы,которые могут повлиять на будущую профессиональ­ную карьеру.
2. Этаписследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются определиться в своихпотребностях, интересах, спо­собностях, ценностях и возможностях. На основесамоанализа они рассматривают возможные варианты профессиональнойкарьеры. К концу этого этапа молодые люди подбирают под­ходящую профессию иначинают ее осваивать.
3. Этапупрочения карьеры (от 25 до 44 лет). Работники стремятся занять прочноеположение в выбранной сфере дея­тельности. В первые годы трудовой жизни можетпроизойти смена работы или специальности, во второй половине этого этапанаблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. Эти годы в трудовойбиографии человека часто ока­зываются наиболее творческими.
4.  Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65лет). Работ­ники стараются сохранить за собой то положение на произ­водстве илислужбе, которого они добились на предыдущем этапе.
5.   Этап спада (после 65 лет). Физические иумственные силы пожилых работников убывают. Для того чтобы соответство­ватьснизившимся возможностям человека, меняется характер работы. Трудоваядеятельность прекращается[27,98].
Этапыпрофессионального пути выделяли так же Ф. Хейвигхерст (6 этапов);  П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган и Дж. Гивит(1979), рас­сматривая стадии развития личности, отмечают, что двадца­тилетниеобычно имеют дело с выбором карьеры, намечают жизненные цели.
Е. А. Климов (1996)предлагает рассматриватьпрофесси­ональное развитие по фазам, на каждой из которых личность исполняетопределенную профессиональную роль.
Адлер А.считал, что выбор профессии основан настремлении чело­века к гиперкомпенсации неудовлетворительных свойств своейличности. Таким образом, человек выбирает именно ту профессию, которая наименеесоответствует его индивидуальным особенностям, но может помочь утвер­дить себяв его собственных глазах. Отчасти такой подход к выбору про­фессииподтверждается в современных исследованиях [30,59]
Роу Э. (1956)связывает профессиональное становлениечеловека с характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обна­ружила,что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобла­далиэмоциональная атмосфера принятия и сотрудничества, методы убеж­дения ипоощрения, четкое распределение семейных функций. Сфера ис­кусства выбираетсятогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль игралаэмоциональная сторона. Профессии, имеющие от­ношение к работе с вещами,предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение, непонимание,преобладали методы наказания [17,165].
А. Маслоув концепции профессионального развития вы­деляетв качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человекасамосовершенствоваться, проявлять себя в значимом для него деле. В егоконцепции близкими к поня­тию «самоопределение» выступают такие понятия, как«само­актуализация», «самореализация», «самоосуществление».
Самоактуализация,по А. Маслоу, — это пол­ное использование человеком своих талантов, способностей,возможностей, желание индивида стать тем, кем он может стать.Самоактуализирующиеся личности в выбранной профессии стре­мятся сделать всевозможное для своего совершенствования, что­бы достичь высшего уровнякомпетенции. Маслоу разработал «иерархию потребностей», состоящую из следующихступеней: Iступень — физиологические потребности, IIступень — потреб­ность в надежности (материальной, связанной со здоровьем, обеспечениемв старости), IIIступень — социальные потребнос­ти (общение), IVступень — потребность в уважении, престиже, социальном успехе, осознаниесобственного достоинства, Vступень — потребность вразвитии личности, осмыслении сво­его назначения в мире, в самореализации,самоактуализации. Но вершины личностного развития, самоактуализации дости­гают1-4% людей. «Самоактуализирующиеся» личности стре­мятся реализовать себя, своиинтересы и способности. Такой личности присущи саморазвитие, готовность крешению новых проблем, способность к пониманию других людей, независи­мость отсоциальной среды, самостоятельность суждений, при­нятие себя и других,профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело [12,86].
А. Маслоу (1970) сделал предположение, что средний че­ловекудовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: на 85%удовлетворяются физиологические потребно­сти, на 70% — потребность вбезопасности и защите, на 50% -потребность в любви и принадлежности ккакой-либо социаль­ной группе, на 40% — потребность в самоуважении, на 10%-потребность в самоактуализации. Он считал, что иерархия потребностей присущавсем людям и чем выше по ней поднимет­ся человек, тем большую индивидуальностьи психическое здо­ровье он продемонстрирует. Его основной интерес обращен напотребности самоактуализации. «Чтобы находиться в согла­сии с собой, музыкантдолжен создавать музыку, художник ри­совать, поэт писать стихи. Человек долженбыть тем, чем он может быть. Эту потребность можно называть самоактуализа­цией»(см. рис. 1)

Рис. 1. Пирамида потребностей А.Маслоу
А. Маслоу(1971) также считает, что в каждом человеке от природы заложены потенциальныевозможности для пози­тивного роста и самосовершенствования. Если личность стре­митсяреализовать себя, она достигает высшей ступени лич­ностного саморазвития, чтоважно для ее профессиональной самоактуализации [16,111].
Таким образом, мы постарались кратко рассмотреть некоторые наиболееизвестные подходы, теории профессионального развития. Мы выяснили, чтопрофессиональное становление проходит ряд этапов и характеризуется психическимии психическими изменениями. Большинство ученых выделяют стадиюпрофессионального становления, соответствующую возрасту 15-25. В эту стадиюпрофессионального развития входит период обучения в высшем учебном заведении.Именно в этот период может происходить «кризис молодости» (Э. Эриксон).  И от успешного прохождения кризиса зависитвозможность раскрытия не только профессионального, но и личностного потенциалачеловека. Необходимо учитывать потребности и мотивации молодого человека,учитывать так же его психологические и возрастные особенности. Рассмотрим болеедетально  период ранней взрослости (от 20до 40 лет) (Психология развития, 2005 г.).
Теперь рассмотрим период, соответствующий выпуску из высшегоучебного заведения, ранняя взрослость (от 20 до 40 лет) [3,56]. Мырассмотрим особенности становления в этот период до 25 лет, так как этот периодсоответствует окончанию высшего учебного заведения. 
Молодойчеловек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед не­обходимостью выбора ирешения многих проблем, среди которых наибо­лее важными являются брак,рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характернормативных, так как их наступле­ние ожидается и чаще всего происходит вопределенное время у большин­ства людей. Именно эти события требуют принятияособенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываютсяранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения.
Период раннейвзрослости можно по-другому назвать периодом на­чинаний. Действительно, во всехобластях взрослой жизни, будь то жизнь личная или профессиональная, молодойчеловек стоит в самом начале пути. Это начало, безусловно, связано с определен­нымипланами и надеждами, большинство, которых сложилось еще в юно­шеский период.Однако эти надежды по своей сути являются мечтами, которые необходимоосуществить, чтобы достигнуть желаемого. Поэтому одной из наиболее важных задачмолодой личности является необходи­мость увязать мечту и реальность, желаемое идействительное.
Строя планына будущее, большинство молодежи не отдает себе от­чет в том, что реальноебудущее — это не будущее вообще, а будущее оп­ределенным образом построенногонастоящего. Мечта лишена непосредственного побуждения. В связи с этим оченьчасто мечты о взрослых достижениях слабо связаны с реальностью. Мечтой можетбыть конкретная цель. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивостьв по­иске путей решения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл- все эти стремления в ранней взрослости не развиты полностью, а находятся встадии становления [10,35]
Цели, которыеставят перед собой молодые люди, часто бывают либо нереальными, либо фиктивными — ихсоотнесенность с реальностью труд­но, а иногда и невозможно проверить или подтвердить.Часто они опреде­ляются непомерным уровнем притязаний или тем жизненным сценарием, которыйопределили родители. В этом случае установка типа «Главное — высшееобразование, а какое — не важно» или «Не получилось у меня, по­лучится у моегоребенка» подменяет реальность нереализованными меч­тами других людей.Результатом такого выбора жизненного пути зачастую становится разочарование ипотеря смысла жизни, а мечта о взрослых дос­тижениях может так и остатьсяфантазией [10,35].
Поэтому,молодым людям необходима реализация своей собственной мечты, отказавшись отпостоянной помощи со стороны родителей, с учетом окружающей реальности и своихвозможностей.
Выбор собственной жизненной стратегииявляется необходимымсоставляющим личностного роста, необходимо уже учась в университете расставитьвсе приоритеты.
Взначительной степени на выбор профессии влияет потребность в безопасности и защите. Ведь никому не секрет, чтотакие показатели как надежная работа, стабильный заработок, образованиенакопленных средств, окружение на работе, влияют на выбор будущей работы ипрофессии. Для молодых людей при выборе работы на первый план, безусловно,выходит уровень заработной платы. Ранние браки и необходимость содержания семьитакже побуждают молодых людей искать работу в иной сфере деятельности, чем та,которую они бы выбрали. Молодой человек еще и сталкивается с тем, чтокогда выходит из университет, его ожидания на достойную зарплату разбиваются ореальность; многие молодые люди не понимают, что начинающему специалисту платитьбудут меньше, чем со стажем, и они начинают метаться в поисках работы с большейзаработной платной. 
Еще важнымисточником жизненных ценностей и убеждений, который влияет на выбор профессии,является семья и так называемые родительскиеустановки.
Также остростоит проблема необходимости реализовать собственные способности, тоесть добиться самоактуализации. Другими словами, чело­век делает то, что, какему кажется, может принести наибольшее удовле­творение и максимальноспособствовать его личностному росту.
Интерес к профессиимолодого человека имеет часто романтический характер. Икогда происходит столкновение с реальной суровой жизнью, вся эта романтикабыстро улетучивается, и если не подготовиться к этой жизни, то работастановится в тягость и обычно заканчивается сменой профессии.
Профессиявыбирается исходя из сообра­жений ее престижности в обществе.Ориентация на сложившуюся системусоциальных ценностей, отра­жающая сознательность выбора профессионального пути.Так, согласно Г. Олпорту  человек,придающий особое значение теоретиче­ской ценности и заинтересованный враскрытии истины, соответственно избирает для себя деятельность в областифундаментальной науки или фи­лософии. Человек, придающий особое значение экономическойценности и ценящий то, что полезно и выгодно, выбирает профессию, котораяпо­зволяет «делать деньги» [11].
Субъект,ценящий эстетику, то есть форму и гармонию, восприни­мает любыежизненные события с точки зрения привлекательности и уме­стности и посвящаетсебя работе, требующей повышенного и активного интереса к эстетическим сторонамжизни.Для человека с наивысшей социальной ценностью выборпрофессии определяется любовью к людям, всяческой заботой о них. В чистом видесоциальная установка предполагает альтруистический образ жизни. Доминирующим интересом политической ценности выступаетвласть. Профессиональная активность в этом случае не обязательно будетограничиваться сферой политики. Человек, основной ценностью которого являетсявласть и влияние, будет стремиться к ней в любой сфере деятель­ности. Религиозная ценность проявляетсяв понимании мира как единого целого. Люди, для которых религиозная ценностьявляется ведущей, стре­мятся соединиться с высшей реальностью мироздания, находяв этом свой смысл существования [10,38]
Период выборапрофессии, когда молодые люди пытаются разо­браться и определиться в своихпотребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях, обычно к 25годам заканчивается подбором подходящей работы и началом ее освоения.
С 25 летначинается этап упро­чения карьеры,когда доминирующей потребностью становится необходи­мость занять прочноеместо в выбранной сфере деятельности.
Таким образом, ранняя взрослость, это важный этап вхождения во взрослую жизньсо всем ее многообразием. И один из главных выборов в этот период являетсявыбор профессионального пути, на этот выбор влияет множество факторов:социальных, психологических, материальных и т.д. В этот период студент выпускник стоит в самом начале профессиональногопути, и именно в этот период он сталкивается с реалиями жизни, которые он неучел, или сознательно не хотел замечать в прошлом, поэтому молодому человеку отсамого поступления в университет и до его окончания, выпуска необходимапрофессиональная помощь. При работе со студентами необходимо работать иучитывать все психологические особенности возраста, для лучшего преодоленияпреград на пути профессионального становления.  Необходимучет готовности личности к профессиональной деятельности.
1.2. Психологический анализ проблемы готовностиличности к выбору
профессии и ее профессиональных планов
К компонентампрофессиональной направленности лич­ности относят и установку как готовность ктруду, выбору профессии.
Готовностьличности к деятельности, в том числе и профессиональной, является сложнымпсихологическим образованием и содержательной характеристикой установки. Онавыступает как важнейший компонент профессиональной направленности.
Теорияустановки разработана школой грузинских психо­логов, возглавляемой Д. Н.Узнадзе. [35,124] Установку понимают как «целостную модификациюсубъекта», его готовность к восприя­тию будущих событий и совершению вопределенном направле­нии действий, что является основой его целесообразнойизбира­тельной активности. Она определяет направленность проявле­ний психики иповедения субъекта при возникновении потреб­ностей и ситуации ихудовлетворения. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых инеосознаваемых сфер психичес­кой деятельности человека. Установка — это «готовность,пред­расположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появленияопределенного объекта и обеспечивающая устойчи­вый целенаправленный характерпротекания деятельности по отношению к данному субъекту» [29]
«Установка личности- это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении кстоящим целям и за­дачам и выражается в избирательной мобилизованности и го­товностик деятельности, направленной на их осуществление» [31]
Установкаличности в широком значении — это позиция, избирательное отношение личностик субъективно значимым для нее объектам. Образование установки предполагаетопределен­ную направленность на объект, предрасположенность к опре­деленнымдействиям и деятельности. Она включает в себя такие составляющие, какпотребности, мотивы, ценности, убеждения, ролевые позиции.
Профессиональныеустановки личности формируются, раз­виваются и изменяются в процессесоциализации под влиянием многих причин психофизиологического,психологического, демографического, социально-экономического характера.
Особымпсихическим образованием является готовность личности совершить профессиональныйвыбор, которая опре­деляется как активно-действенное состояние,характеризующе­еся функциональной взаимосвязью и динамикой составляющих еекомпонентов: познавательного, мотивационного, эмоцио­нального и волевого.
Познавательныйкомпонент включает в себя знания и пред­ставления оптанта (Лицо,имеющее право на оптацию) о привлекающем его виде профессиональ­нойдеятельности, о себе, своих индивидуальных особенностях, профессионально важныхкачествах, о правильном, научно обоснованном выборе будущей профессии.
Мотивационный компонент понимается как потребность в осуществлении правильного,безошибочного выбора профес­сии, профессионального пути.
Волевойкомпонент определяется как стремление оптанта к самовоспитанию,самосовершенствованию, развитию у себя не­обходимых свойств, навыков, умений всоответствии с требова­ниями выбираемой профессии, предъявляемыми к человеку.
Эмоциональныйкомпонентвыражается в общем отноше­нии оптанта к труду, степениэмоционального принятия, оцен­ки его и профессиональной деятельности.
Еслидеятельность по своим характеристикам совпадает с мотивационными,эмоциональными, коммуникативными осо­бенностями человека, он испытываетудовлетворение; в против­ном случае, эмоциональная напряженность может привестик негативным последствиям: конфликтной ситуации, невротизации, психологическимзаболеваниям[16,35].
Важнейшимисоставляющими профессиональной направ­ленности личности являются ее профессиональныепланы и намерения, отличающиеся от первых большей определеннос­тью,знанием способов достижения цели.
Намерение — созна


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.