Реферат по предмету "Педагогика"


Планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

--PAGE_BREAK--
1.2 Специфика образовательного процесса в ДОУ

Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев). Он представляет собой определенную систему, компоненты которой — содержание, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности человека (ребенка) [14, с. 369].

Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. А его исполнителями обязательно являются две взаимосвязанные стороны — тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают. При этом педагогический процесс эффективен лишь при условии активности и того, кто воздействует, и того, на кого он направлен.

Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле — это совокупность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи. Например, педагогический процесс дошкольного учреждения направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста. Педагогический процесс в широком смысле включает в себя и большую, глобальную, задачу, и сочетание всех компонентов воздействия на личность.

Когда же понятие «педагогический процесс» употребляется в узком смысле, имеется в виду сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то болееконкретной задаче. Например, педагогический процесс, направленный на решение задач нравственного, эстетического и других сторон воспитания; или еще более узко — направленный на воспитание честности, навыков культурного поведения, начал творчества и т.д. Так, в широком педагогическом процессе может функционировать сразу несколько педагогических «мини-процессов». Педагогический процесс, направленный на решение узкой задачи, всегда является содержательной единицей общего педагогического процесса и, несмотря на определенную автономность, связан с последним и зависит от него. Например, разрабатывается и осуществляется педагогический процесс по воспитанию культуры поведения. Внимание педагога (чаще педагога-исследователя) концентрируется на отборе методов, средств, форм организации, которые помогут решить данную задачу. Но реализуется она на фоне других задач воспитания и развития личности и одновременно с их решением.

Это происходит потому, что педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.

В узком смысле педагогический процесс может рассматриваться и с позиции ограничения компонентов воздействия. Например, как сочетание разных видов деятельности: игры, труда, учебной, спортивной, художественной деятельности, направленных на решение конкретной задачи.

Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной, заключительный (И.П.Подласый).

На первом, подготовительном этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат и схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания (на современном этапе это концепция личностно-ориентированного подхода, предполагающего реализацию воспитателем «Декларации прав ребенка»).

Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются компоненты воздействия, формулируется желаемый результат. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированным на основе выяснения состояния вопроса в практике и прогнозирования результата.

План реализуется на втором,основном этапе педагогического процесса. На основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Думающий педагог не прячется от анализа ошибок, не обольщается первыми положительными результатами, а выясняет их причины. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи.

Очень важно на этом этапе постоянно поддерживать и учитывать обратную связь — ответную реакцию ребенка на воздействия.

Третий,заключительный этап предназначен для анализа результатов. Анализ имел место и на основном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось мало действенным.

Конечно, эта работа трудоемка. Но без нее педагог не станет мастером своего дела.

Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в дошкольном учреждении:

— учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;

— решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

— учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

— осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

— создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;

— стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».

Организация педагогического процесса в ДОУ. В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим моментам. Вся жизнь детей в определенные промежутки времени была сосредоточена вокруг организующих моментов. Каждый организующий момент строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музо, изо (именно такие формулировки даны в программе), математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела и предлагались конкретные формы работы. В конце каждого организующего момента указывалось содержание работы с родителями. Например, в средней и старшей группах предлагалось весь учебный год разделить на четыре квартала (осенний, зимний, весенний, летний). В каждом квартале было по четыре организующих момента. В осеннем квартале выделялись такие организующие моменты: «Организация жизни группы» (длительность проработки — 15-18 дней); «Оздоровление быта» (продолжительность примерно 18-20 дней); «Празднование Октябрьской революции» (длительность примерно 20-25 дней); «Организация рабочей комнаты» (длительность проработки примерно 18-20 рабочих дней). Подобным образом был расписан каждый квартал.

Работа по организующим моментам предполагала, что в выделенное для нее время дети будут получать необходимые знания, закреплять их в играх, труде, изобразительной деятельности и т. д. [14, с. 372].

Такой подход к построению педагогического процесса имел как положительные, так и негативные стороны. Положительным было то, что дети в течение довольно длительного времени имели возможность сосредоточиться на определенном познавательном материале; у них формировались навыки социального поведения, мировоззрение.

В общих методических указаниях к работе по организующим моментам особо отмечается, что воспитатель должен быть внимателен к тому, что и как усваивают дети. Вот как говорилось об организующем моменте «Празднование Октябрьской революции»: «Основная особенность данного организующего момента — его яркая политическая насыщенность. Поэтому при недостаточном продумывании предлагаемого для проработки материала легко создать перегрузку, а это не уточнит и не углубит, а наоборот, запутает уже имеющиеся у детей понятия. Это чаще всего бывает тогда, когда детям дается много словесного материала, не связанного с какими-либо фактами из жизни и собственной активной деятельности детей» (см.: Программа работ дошкольных учреждений. — М.; Л., 1932. — С. 3.). Правомерное и разумное указание. Однако на практике оно не выполнялось. А построение педагогического процесса на основе выделения «организующих моментов» приводило к формализму и заорганизованности воспитательно-образовательного процесса.

В дальнейшем применялись и другие формы построения педагогического процесса: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы заключается в том, что в качестве основы педагогического процесса выделялась какая-то тема. Содержание ее раскрывалось, как правило, на занятиях. Изучение одной темы могло проходить на нескольких занятиях. В тему могла быть включена и другая деятельность, связанная с нею по содержанию. Отличие данной формы от рассмотренной выше состоит в том, что одна и та же тема могла повторяться в течение учебного года и ей не должен был подчиняться весь воспитательно-образовательный процесс. Содержанием тем мог стать какой-то один раздел программы (чаще всего был раздел общественно-политического воспитания), а другие разделы изучались параллельно.

«Комплексы» — так называли комплексное построение педагогического процесса, характеризовались попыткой установить логическую взаимосвязь между разными разделами. В один «комплекс» входили различные виды деятельности детей или разное, но близкое по теме содержание.

Все названные подходы к построению педагогического процесса объединяет одно — стремление сгруппировать, сблизить воспитательные воздействия, не распылять их, а давать концентрированно, целенаправленно. Такая идея положительна, она отвечает особенностям дошкольного возраста. Но принцип концентрированности не может быть применен ко всему содержанию сразу, и тогда какие-то стороны этого содержания становятся как бы второстепенными, а внимание педагога к их освоению снижается. Страдает главное — разностороннее развитие личности. К тому же выбор тем или содержания «комплекса» не имел научного обоснования и носил субъективный, «вкусовой» характер.

Более современный подход — организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей [14, с. 374].В качестве ведущей (доминирующей) цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. От содержания доминирующих целей зависят порядок и взаимодействие разных видов деятельности, многоплановых по содержанию и формам организации и единых по мотивации и цели. Многоплановость содержания и форм позволяет удовлетворять и развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация — направлять это развитие в общее педагогически ценное русло. Отличительная особенность такого построения педагогического процесса заключается в том, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели. Другие виды деятельности не исключаются, а выполняют сопутствующую роль. Например, в старшей группе в качестве доминирующей цели выдвинута цель воспитания положительных взаимоотношений между детьми. Центральной формой работы с дошкольниками становится совместная деятельность, позволяющая упражнять детей в положительных взаимоотношениях. Это могут быть игра, труд, организованные на принципе совместности. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия (этические беседы о взаимоотношениях), самостоятельная индивидуальная художественная деятельность (ребенок готовит что-то для всей группы или мастерит подарок для друга), праздники и др.

Таким образом, каждый из вышеперечисленных подходов по организации педагогического процесса в ДОУ имеет свои и положительные, и негативные моменты. До сих пор продолжается поиск наиболее оптимальной формы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи, лекотеку.

Планирование– это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности [32].

План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность специалистов структурного подразделения. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.

Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п. С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:

— перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);

— календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);

— циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).

Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов.
Планирование работы структурного подразделения в целом, которое составляется руководителем структурного подразделения и утверждается на педагогическом совете дошкольного учреждения:
o               годовой план работы подразделения

o               перспективный план работы подразделения
Индивидуальное планирование специалистов, составляют педагоги и специалисты в соответствии со штатным расписанием (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, специалист):
o               годовой план работы специалиста

o               календарный план работы специалиста

o               планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)
Планирование работы с конкретной группой детей и родителей, составляет воспитатель (для групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки ребенка):
o               календарный план работы воспитателя

o               планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)

При грамотном планировании у руководителя структурного подразделения появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной организации деятельности новой формы.

Этому так же может способствовать составление Программы – внутреннего документа структурного подразделения. С учетом специфики условий и реальной обстановки конкретного дошкольного учреждения.

Программа– это документ, выполняющий различные функции: основание для оплаты, характеристика профессионального уровня педагога, специфика содержания воспитательно-образовательного процесса и психолого-педагогической помощи семье и ребенку.

Программа работы структурного подразделениястроится на основе программы развития и образовательной программы ДОУ. Она может иметь, на наш взгляд, аналогичную адаптированную структуру.

1. Пояснительная записка или введение (для постепенного вхождения в содержание программы), в которой отражаются:

1.1. Актуальность (в том числе, востребованность родителями новой формы работы в микрорайоне и возможности конкретного дошкольного учреждения: наличие помещений, материально-техническая база, квалификация и занятость педагогов, приоритетные направления деятельности);

1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность структурного подразделения.

2. Программно-методическое сопровождение работы (на основе образовательной программы ДОУ);

2.1. Цель и задачи (т.е., на что направлена деятельность, конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого результата, определяющий стратегию и тактику образовательного процесса, с учетом интересов родителей и социума);

2.2. Принципы построения воспитательно-образовательной работы;

2.3. Методы, приемы, средства работы с детьми и родителями;

2.4. Контингент.

3. Содержание работы включающей материалы по направлениям деятельности педагогов и специалистов (каков объем информации; каким образом распределяется в течение года; какие сведения включаются в разделы; в какой форме и какими методами ведется работа в зависимости от темы или вида деятельности и т.п.). Материал может быть представлен в виде развернутого текста, сгруппированный по возрастам и разделам с добавлением дополнительных планов-схем, методических рекомендаций.

· Адаптированная модель воспитательно-образовательного процесса в период пребывания детей и родителей (распределение во времени различных видов деятельности);

· Тематический или перспективный план работы воспитателя (для ЦИПР и ГКП);

· Тематический или перспективный план работы специалистов.

4. Диагностика с учетом направлений деятельности структурных подразделений:

— используемые диагностики (название, кем разработаны, критерии оценки);

— бланки;

— результаты за предыдущий учебный год;

— результаты проведенных обследований.

4.1. Диагностика по оговоренным проблемам.

4.1.Диагностика готовности к посещению дошкольного или общеобразовательного учреждения.

4.2. Овладение родителями техниками игрового взаимодействия, и пр.

5. Условия реализации Программы.

5.1.Распределение обязанностей между сотрудниками структурного подразделения.

5.2. Работа с родителями:

· Формы и методы;

· Тематика консультаций, вопросы при обращении.

5.3. Компоненты предметно-развивающей среды:

· Кабинеты специалистов (какие);

· Зоны (для совместной работы, развивающих игр и пр.);

· Перечень игрушек и пособий.

5.4. Взаимодействие с социумом и другими учреждениями (в том числе, учреждениями науки и медицинскими учреждениями).

1. Приложения (по усмотрению).

Программа, как и планы специалистов могут быть представлены в текстовой и графической формах. Это наиболее оптимальное сочетание, что отмечалось многими современными авторами, рассматривающими вопросы планирования. Без текстовой формы, по мнению Л.М. Волобуевой [32], невозможно оценить полноту и целостность содержания. Без графической – оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегруженных недель «столкновения» мероприятий. При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени.

На наш взгляд именно с Программой необходимо согласовывать текущую деятельность и планы специалистов, которые конкретизируют, а в отдельных случаях корректируют или дополняют ее мероприятиями.

Рассмотрим более внимательно две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой планзаведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3-4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Например: добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни; внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников элементарных математических представлений; формировать основу экологической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; систематизировать работу по приобщению семьи к экологическому воспитанию детей.

Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п. Отдельный раздел плана — организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).

Оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д. Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОУ, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами [31].

Годовой план работы включает следующие разделы:

1.      Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

2.      Планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:

o               обеспечение здоровья и здорового образа жизни;

o               обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;

o               создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе; научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

o               взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;

o               укрепление материально технической и финансовой базы.

Ежегодно планируются мероприятия по перечисленным направлениям деятельности, но цели и задачи формируются разные, в зависимости от полученных результатов.

В календарном планеметодист отмечает уже конкретныедаты проведения мероприятий из годового плана.

Воспитатель также планирует общие задачи на год по своей группе. В календарном плане, который может составляться на месяц, на неделю конкретизируются задачи и содержание работы.Единой формы плана сегодня не существует. Каждое дошкольное учреждение и даже каждый воспитатель вправе сам определять удобную для себя форму планирования.

В рамках нашего исследования рассмотрим вариативные календарные планы, предложенные Алямовской В.Г.[1, с. 25].
    продолжение
--PAGE_BREAK--
План «Поезд» — это план развернутых конспектов развивающих занятий. Эти конспекты составляются по определенной схеме:

1) определяется структура занятия;

2) дидактически обеспечивается каждый ее элемент;

3) выстраивается цепочка моделей общения с детьми в каждом структурном блоке занятия.

Образное название «Поезд» дали потому, что его конспекты-«вагончики», цепляясь друг за друга, образуют «состав» — целостную образовательную систему. Воспитатель, подобно паровозику, приводит эту сложную систему в движение.Модели конспектов развивающих занятий разнообразны и зависят от формы организации образовательной деятельности.

Приблизительная модель такого конспекта представлена в таблице 1 [Приложение №1].

Из приведенной модели мы видим, что на занятии преобладает партнерский стиль общения: авторитарные приемы незначительны и их использование обоснованно. Детям предоставляется максимум самостоятельности, в том числе и в оценке своей деятельности. Обеспечивается успешность каждого ребенка через дифференцирование способов выполнения задания, создаются условия для самореализации детей, им предоставляется свобода выбора и волеизъявления.

Самым ценным в этом плане является совместная постановка цели деятельности и нахождение своей, значимой только для ребенка, личной цели. Часто бывает, что у воспитателя свой смысл деятельности на занятии, а у ребенка свой, при этом зачастую эти смыслы даже не соприкасаются. Выявление смыслов деятельности каждого ребенка помогает воспитателю не только профессионально грамотно осуществлять индивидуальный подход, но и соответственно организовывать личностное взаимодействие с ним.

При составлении конспектов занятий по плану «Поезд» следовать буквально приведенной выше модели не нужно. Эта модель — своеобразная «шпаргалка», пользуясь которой важно не упустить самое главное — создание ситуации для осмысления детьми поставленных перед ними проблем. Важно бросить вызов способностям и возможностям ребенка, его знаниям. Он должен убедиться в том, что ему недостаточно имеющегося опыта, а также в том, что с помощью сверстников, собственной смекалки он сможет решить поставленную проблему. Дети всегда с удовольствием принимают брошенный вызов. Попробуйте им сказать: «Слабо?!» — и вскоре услышите в ответ: «Не слабо!»

План «Поезд» способствует накоплению опыта организации развивающих занятий. В этой «копилке» постепенно появляются разнообразные их модели. И когда она «окажется полной», можно переходить к следующему варианту альтернативного планирования — плану «Соты».

План «Соты» представляет собой своеобразную матрицу, в которую «укладываются» темы занятий. По существу, это разновидность тематического плана. Но в нем указывается тематика занятий не одного образовательного курса, а нескольких. Составляется такой план на месяц вперед.

При составлении плана «Соты» воспитатель сначала согласно графику указывает тематику физкультурных и музыкальных занятий, а затем распределяет остальные занятия. Последовательность проведения занятий устанавливается самостоятельно, жесткой «сетки занятий» нет. Согласно этому плану дети могут несколько дней подряд рисовать или слушать сказки, если того требует логика подачи программного материала. Воспитатели хорошо знают, что иногда прерывание деятельности не показано для развития детей. Вспомнить, что они делали неделю назад, дети, конечно, смогут. А вот вернется ли нужный интеллектуально-эмоциональный настрой? И потом — каждое дело следует доводить до логического конца. Поэтому иногда есть смысл проводить несколько занятий одного вида подряд.

Главными ориентирами при составлении плана «Соты» являются Базисный и Тематические планы образовательных курсов. Базисный план определяет недельную учебную нагрузку, которую воспитатель не имеет права превысить. Тематические планы позволяют ему нормировать содержательную сторону образовательной деятельности.

Составляя план, следует учитывать недельные и месячные биологические ритмы человека, периоды его максимальной активности и усталости. Насыщенность интеллектуальной нагрузки занятий должна снижаться к концу недели, последняя неделя месяца и вовсе должна быть «легкой».

Обычно цели и задачи занятий в плане «Соты» не указываются, так как они сформулированы в тематических планах и в развернутых конспектах плана «Поезд». Но, если воспитатель пожелает, он может указать и цель занятия.

Оформляется план в виде таблицы из 20 клеток. По одной на каждый день месяца [Модель плана «Соты» представлена в приложении №2].

План «Календарь» — это план базовых задач развития личности ребенка в разнообразных видах деятельности и развития самой деятельности. Составляется он на квартал. План «Календарь» является своеобразным мостом к разработке интегративных образовательных курсов. Сначала воспитатели считали его самым трудным планом, но по мере роста их профессионального мастерства проблем с его составлением не стало.

Сущность этого варианта планирования проста. По каждому виду деятельности составляется перечень базовых задач. Эти задачи группируются по степени сложности и взаимосвязанности. Затем они распределяются поквартально. Это не означает, что все внимание педагога будет направлено на решение только этих задач. Все делается в комплексе. Просто решению именно этих задач уделяется в данный период больше внимания.

После того как задачи каждого конкретного вида деятельностибудут сгруппированы, необходимо определить, в каких видах деятельности они лучше всего будут решены.

Теперь поясним, почему воспитатели считают этот план сложным. Дело в том, что если планы «Поезд» и «Соты» базировались на ранее разработанных тематических планах, то план «Календарь» требует их пересмотра. В принципе, сначала составляется календарный план, затем тематический план каждого вида деятельности. Эта работа хоть и хлопотная, но благодарная. Она учит интегрировать содержание образовательного процесса, расширяет педагогические возможности воспитателя, позволяя ему вплотную подойти к той категории профессионалов, которую мы обозначили как «гарантов развития».

Оформление плана несложно (сложнее подготовка!). На каждый вид деятельности заводится большой лист (как два листа А4). На левой стороне листа записываются базовые задачи развития ребенка в данном виде деятельности, а на правой — в каких видах деятельности эти задачи будут решаться: на специальных занятиях данного вида деятельности, на других курсах, в процессе игровой деятельности и т.д. По мере продвижения от одного вида деятельности к другому обозначатся совпадения. Например, некоторые задачи по развитию математических представлений могут быть успешно решены в процессе изодеятельности и наоборот. Подобные совпадения следует обобщить и на этой основе составить интегративный курс.

Разработка интегративных курсов позволяет оптимизировать образовательный процесс, а также высвободить время для организации дополнительных образовательных услуг и свободной деятельности детей.

План высшего доверия «Радуга» позволяет выстроить модель выпускника каждой возрастной группы и кратчайшим путем подойти к ее реализации.

Этот план предельно конкретен. В нем по каждому виду деятельности указывается, к каким «рубежам» развития должны подойти дети к концу учебного года. План «Радуга» дает возможность создать наглядную модель образовательного процесса, найти оптимальные варианты его организации. План составляется на учебный год.

Порядок разработки плана следующий:

1. По каждому виду образовательной деятельности (развития речи, изобразительных навыков и т.д.) определяются задачи развития детей. Указывается, каким личным опытом (знания, умения, навыки, привычки) они должны владеть к концу учебного года.

2. Отбираются диагностические методики, с помощью которых можно с достаточной степенью достоверности оценить уровень развития детей. Они должны быть простыми и понятными каждому воспитателю. На основе этих методик разрабатываются модели игровых тестовых занятий.

3. Структурируется содержание деятельности в каждом месяце учебного года.

План «Радуга» может быть представлен как пакет планов по каждому виду деятельности [приложение № 3, схема 1], либо — обобщен в двух разделах:

1. Задачи развития и модельные характеристики детей.

2. Содержание деятельности (схема 2).

Опыт показывает, что воспитатели обычно предпочитают первый вариант, который представлен на схеме 1.

В заключение необходимо указать, что накопленный воспитателями профессиональный опыт разработки развивающих занятий, наличие разнообразных тематических планов, интегрированных образовательных курсов, умение выстраивать «образовательные маршруты» позволяют им успешно организовывать свою педагогическую деятельность в соответствии с планом «Радуга»

Обязательные приложения к календарным планам

Какой бы вариант плана не использовали воспитатели, обязательными приложениями к нему являются:

1. План-график режима жизнедеятельности детей (планируется на неделю).

2. Содержание работы с родителями (на месяц).

3. Наблюдение окружающей жизни и сезонных изменений в природе (на месяц).

4. Комплексы утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна (намесяц).

5. Организация работы с родителями (на месяц).

6. Работа по созданию развивающей среды (месяц или квартал).

План-график режима жизнедеятельностипредставляет собой наглядную модель того, как организована жизнь детей в течение недели. Разрабатывается он на основе календарного плана методом бюрографического планирования (метода знаков и символов). День «разбивается» на временные периоды (режимные отрезки) и указывается, что в этот период будут делать дети, в какой форме будет организована эта деятельность.

План-график позволяет увидеть, не перегружен ли день, и скорректировать календарный план образовательной работы с детьми/ Содержание работы с родителями планируется на месяц. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены.

Наблюдения окружающей жизни и сезонных изменений в природе составляются в виде перечня. Возможно (но не обязательно) указание задач активизации словаря. Учет в любой форме обязателен. Комплекс утренней гимнастики, гели она проводится на свежем воздухе, планируется в 3-х вариантах: для нормальной (по сезону) погоды, при сильной влажности, при сильном ветре; 4-й вариант разрабатывается на случай непогоды, когда провести гимнастику на свежемвоздухе невозможно.

Работа по созданию и совершенствованию развивающей средыпланируетсяна месяц, либо на квартал, в соответствии с лично-творческими планами воспитателей и программой развития ДОУ. Модель плана-графика режима жизнедеятельности детей см. в приложении № 4.

Таким образом, планирование – это сложный процесс, требующий затраты времени, координацию усилий всех специалистов, но построенный на реальной основе, с комплексным подходом в решении важнейших задач, что в значительной степени определяет действенность и результативность деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Выводы по главе 1.

Изучив психолого – методическую литературу по теме нашей работы,  мы пришли к выводу, что планирование – это ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой — один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя. Оно определяется как заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что облегчает достижение общих целей и задач.Планирование включает в себя:

— выбор цели;

— определение средств для их достижения;

— выбор стратегии, курса действий;

— выработку тактики, линии поведения;

— разработку программ, процедур, правил.

Основа для планирования педагогического процесса в ДОУ – та «Программа», по которой работает дошкольное учреждение. Образовательная программа– документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Это модель воспитательно-образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой.

Планирование опирается на следующие принципы:
учет конкретных педагогических условий: возрастного состава группы,  уровня развития детей;  взаимосвязь процесса воспитания и обучения; регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
В следующей части нашего исследования мы проанализируем состояние планирования образовательного процесса базового ДОУ и предложим методические рекомендации по разработке годового плана.

Глава 2. Состояние образовательного процесса

 в МДОУ №14 «Ромашка»
г. Кумертау

2.1. Анализ состояния планирования образовательного процесса в ДОУ

В целях решения задач,  поставленных в нашей  курсовой работе, мы провели анализ планирования образовательного процесса в ДОУ №14 «Ромашка» г. Кумертау. В первую очередь мы обратились к изучению годового плана этого образовательного учреждения. При этом мы пользовались методическими рекомендациями, разработанными Третьяковым П.И. и Белой К.Ю.  и материалами учебного пособия Поздняк Л.В. и Лященко Н.Н. Для этого мы поставили следующие задачи:

1. Составить рецензию на годовой план работы дошкольного учреждения, предварительно проанализировав его, используя схемы 1, 2 и следующие вопросы:

• основные задачи работы дошкольного учреждения в годовом плане и их реализация в последующих разделах;

• актуальность задач, конкретность их формулировки, учет условий работы детского сада, основных направлений работы города (района, села);

• структура годового плана; ее оптимальность; организационно-педагогическая работа, ее содержание; работа с кадрами, ее содержание и направленность; мероприятия, направленные на улучшение качества работы с детьми, форма и содержание их, соответствие намеченных мероприятий с основными задачами плана;

• взаимосвязь разных форм методической работы (Совета педагогов, коллективных просмотров работы, консультаций и др.). Отражение в годовом плане всех направлений методической работы; планирование работы по созданию развивающей среды; формы контроля по реализации намеченных задач.

Используя материалы годового плана, мы заполнили схемы №1 и №2 [Приложение №5]. Полученные данные позволили нам определить стратегию планирования, направления работы, состав действий, направленных на решения поставленных задач. Далее мы составили рецензию на годовое планирование, которая изложена ниже.


Рецензия на годовой план МДОУ №14 «Ромашка» г. Кумертау
Основными задачамиработы дошкольного учреждения в годовом плане являются:

Охрана жизни и  здоровья  детей,  развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности, укрепление здоровья всех участников воспитательного процесса. Развитие творческих познавательных способностей детей посредством использования проектного метода. Приобщение детей к национальной культуре, воспитание у них любви к родному краю, родному языку.
1.                 Создание условий для взаимодействия педагогов ДОУ и родителей с целью развития здоровой социально-развитой личности ребенка.

Мы считаем, что задачи, немеченые в годовом плане носят актуальный характер в связи с тем, что:

·                  Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

·                  Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

·                                    Приобщение детей к духовной культуре, аккумулирующей в себе многовековой опыт народов Башкортостана, вылившийся в этнопедагогические нормы и правила, способствует решению ряда задач по формированию всесторонне развитой личности ребенка, его морально-этического отношения к своей семье, сверстникам, родному народу и окружающим его этносам. Самобытные этнокультурные традиции — это тот нравственный стержень, без которого немыслима организация образовательного процесса в современном ДОУ нашей республики.

·                   Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия, поэтому в годовом плане нашли отражение новые формы работы с семьей,  инновационные технологии в построении взаимодействия ДОУ с родителями в условиях открытости дошкольного учреждения. В процессе работы намечены задачи вовлечения родителей в педагогический процесс, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Годовой план составлен в удобной календарной (разбитой по месяцам) форме и имеет  одни и те же разделы, цели и содержание которых определяется полученными за предыдущий год результатами.

Данный план работы имеет следующую структуру:

1.   Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

2.   Планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:

o               Организационно-педагогическая работа

o               Работа с родителями

o               Работа со школой

o               Административно-хозяйственная работа.

   3. Приложение

 По этим структурным компонентам запланированы мероприятия, которые полностью соответствуют основным задачам плана.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
1-ая часть плана включает анализ воспитательно-образовательной работы за 2008-2009 год. В анализе отражены:
Изменения в педагогическом составе (результаты аттестации педагогов, квалификация, повышение уровня педагогического мастерства). состояния здоровья воспитанников;   анализ заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья для организации специальной лечебно- ­профилактической работы;  результаты организации мероприятий по вовлечению родителей в активную жизнь детского сада;  мониторинг физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др.
 Здесь же даны общие выводы, определены  резервы планирования деятельности на новый учебный год.

2-я часть плана  включает календарное планирование по разделам.

Так, раздел «Организационно- педагогическая работа» включает педагогические советы, методические объединения, совещания по повышению эффективности педагогического процесса, методические часы с обсуждением графиков и сеток занятий, консультации для воспитателей по проведению диагностических методик и др. В этом же разделе находят свое отражение мероприятия, посвященные знаменательным датам или календарным праздникам, организуемые для всех участников педагогического процесса.

Во втором разделе плана отражается работа с родителями. Здесь включены разнообразные формы работы: анкетирование родителей, консультации, работа родительского комитета, совместные выставки взрослых и детей, участие родителей  в проектной деятельности, собрания, дни открытых дверей, выпуск стенгазет и другие мероприятия.

Третий раздел «Работа со школой» представлен следующими мероприятиями: взаимопосещение учителями и воспитателями открытых уроков в школе и занятий в детском саду, экскурсии, развлечения, проведение бесед о школе, шефская помощь, выпускной бал.

Административно- хозяйственная работа включает производственные и профсоюзные собрания, инструктажи с обслуживающим персоналом, тематические и контрольные проверки, собрания, посвященные вопросам организации мероприятий, санитарно–просветительская работа, организация питания и др.

В приложениипредставлены  календарные планы мероприятий, посвященные знаменательным датам (Дню республики, Дню матери, 65–летию ВОВ),  планы мероприятий по работе с семьей и  школой. Представлены так же темы самообразования педагогов. Отдельно разработан план работы на летний оздоровительный сезон, который включает разделы «Оснащение  групп, кабинетов и участков», «Методическая работа», «Работа с родителями», «Контроль и руководство».

Изучив каждый из разделов, мы пришли к выводу, что все запланированные мероприятия взаимосвязаны между собой, соответствуют поставленным задачам и направлены на  улучшение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
2.2. Рекомендации по планированию образовательного процесса в ДОУ


Оформление годового плана работы ДОУможет быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д. Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОУ, в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами (К.Ю. Белая).

Основные разделы годового плана работы дошкольного учреждения

Годовой план работы может включать следующие разделы:

1.   Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

2.            Планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:

o                          обеспечение здоровья и здорового образа жизни;

o                          обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;

o                          создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;

o                          научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

o                          взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;

o                          укрепление материально технической и финансовой базы.

Можно ежегодно планировать мероприятия по перечисленным направлениям деятельности, но цели и задачи формировать разные, в зависимости от полученных результатов.

Годовой план ДОУдолжен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана ДОУ, необходимо помнить, что этот план рассчитан на весь педагогический коллектив учреждения. От каждого педагога зависит, содействует ли его работа выполнению намеченных целей и задач плана. 

Следовательно, при составлении годового плана ДОУ руководитель должен учитывать кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, опыт совместной работы, социально психологический климат учреждения. План работы по конечным результатам предъявляет особые требования к технологии его реализации. Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это происходит на производственном совещании перед началом нового учебного года (в августе).

Принятие плана работы ДОУозначает начало деятельности по его реализации. Это предполагает, что через короткий промежуток времени коллектив, заинтересованный в реализации плана, собирается и обсуждает выполнение одной из его частей.

Анализ планов ДОУ показал, что наибольшие затруднения руководители испытывают при формулировании целей и задач. Но если заведующий ДОУ всесторонне проанализировал итоги работы за прошедший год, то ему будет легче определить перспективу на следующий год.

Первый раздел годового плана ДОУ– анализ конечных результатов прошедшего учебного года – может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу.

1-й подразделвключает анализ:

·                           состояния здоровья воспитанников; 

·                           заболеваемости детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; 

·                           результатов организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Здесь же даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

2-й подразделвключает анализ результатов выполнения программы по всем направлениям. Анализируется уровень познавательного развития детей, социально- нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Формулируются общие выводы и определяются резервы повышения уровня выполнения программы.

В 3-м подразделеанализируются уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу); успеваемость выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс. Далее следуют общие выводы и указываются резервы повышения результативности работы по данному подразделу.

В 4-м подразделеанализируются результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Формулируются общие выводы, выявленные тенденции и определяются резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

В 5-м подразделеанализируются система взаимодействия с родителями (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты взаимодействия с другими организациями. Делаются общие выводы.

Итоги административно-хозяйственной работы, а также материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ анализируются в 6-м подразделе. 

Руководитель, работающий творчески, не формально, должен ставить перед собой задачу совершенствования планирования. Тщательно разработанный план позволяет выполнить работу более качественно. Среди основных приемов работы по совершенствованию планирования можно назвать:

— изучение новинок литературы по маркетингу и менеджменту в системе образования;

— совместное составление планов работы с воспитателями и спе­циалистами;

— детальный анализ работы ДОУ, выявление причин недостат­ков и невыполнения тех или иных решений;

— личную заинтересованность руководителя в планировании ра­боты на год;

— коллективные обсуждения планов на методических мероприя­тиях;

— создание выставок по планированию;

— грамотное определение целей — целеполагание, их иерархию;

— разработку конкретных мероприятий для решения поставленных целей;

— выработку у себя умения педагогического прогнозирования (видеть заранее результат, к которому стремятся) и т.д.[11, с. 22].

Нужно помнить, что годовой план — это живой рабочий документ, который может подвергаться исправлению, корректировке в ходе работы над его выполнением. Иногда с течением времени на первый план выступает вид работы, который не был ранее запланирован. Надо смело вносить изменения и дополнения, не бояться отступить от ранее запланированных мероприятий. Нужно только уметь доказать, объяснить (прежде всего себе), почему так надо поступать.
Вывод по главе 2.

Изучив годовой план воспитательно-образовательной работы в ДОУ №14 «Ромашка» мы пришли к выводу, что данный  план отражает конкретные задачи, направленные на развитие детского сада; деятельность его руководителя; четкую иерархию целей управленческой деятельности, т.е. систему задач и целей, определяющих их соподчинение и взаимосвязь. План основывается на глубокой аналитической деятельности, направленной на определение места учреждения во внешнем мире.В нем четко прослеживается стратегия развития ДОУ: деятельность, направленная  на сохранение детского сада, привлечение дополнительных клиентов, расширение своей ниши, повышение конкурентоспособности ДОУ.

  В плане уделено внимание уровню профессионального мастерства сотрудников, так как именно от них зависит решение поставленных задач.

Задача заведующего и старшего воспитателя — обучить всех участников педагогического процесса наиболее эффективным методам планирования работы всех звеньев с учетом достигнутых конкретных результатов. Это позволит повысить мотивацию планирования и эффективность планов всех подразделений  детского сада.

Заключение.

Изучив психолого – педагогическую и методическую литературу по теме нашей курсовой работы, мы пришли к выводу, чтоцелеполагание и планирование — неотъемлемые функции управленческой деятельности, которые  являются так же необходимым условием развития, движения любой педагогической системы, в том числе и дошкольной.

Планирование– один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя. Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.

При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что создает предпосылки для успешной деятельности дошкольного образовательного учреждения  и облегчает достижение общих целей и задач.

В психологическом аспекте основой планирования является преодоление руководителем стереотипов мышления: смена установки с «глобального» (абстрактного) планирования к стратегии составления нескольких вариантов сценария будущего, от модели директивного планирования к вероятностным моделям развития.

Многообразие подходов к организации педагогического процесса в современных условиях развития системы дошкольного образования, его личностно ориентированная направленность, использование программ нового поколения закономерно требуют и изменений подходов к планированию.

Современная система планирования образовательного процесса включает программу развития дошкольного образовательного учреждения, образовательную программу ДОУ, структуру и виды итогового педагогического анализа, планирование работы ДОУ на год, базисный план, вариативные календарные планы, примерную циклограмму деятельности старшего воспитателя.

В нашей работе мы провели теоретическое и практическое исследование системы планирования образовательно-воспитательного процесса в  современном ДОУ. Рассмотрели вариативные подходы к общему годовому планированию и к составлению текущих планов работы воспитателями.Мы выяснили, что планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задачна предстоящий период. Годовой план должен быть конкретным, реальным, охватывающим все стороны жизни детского сада, предусматривающим непрерывность и последовательность всей воспитательно-образовательной работы, учитывающим итоги деятельности педагогического коллектива за прошедший год.

Наша работа составлена с учетом профессиональных трудностей и проблем, возникающих при определении структуры и содержания планирования работы в детском саду, призвана помочь руководителям в определении перспективы, направленной на постоянное и динамичное развитие дошкольного учреждения.
Список литературы

1.          Алямовская В.Г. Разработка вариативных календарных планов ДОУ. // Управление ДОУ. 2002. №6, с. 25-35

2.          Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно- диагностическая функция. М.: 2004. -64 с.

3.          Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. //Управление ДОУ. 2002. №3

4.          Вершинина Н.Б., Суханова Т.И.  Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель»,  2010 -   111 с.

5.          Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. -143 с.

6.          Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. -64 с.

7.          Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М.: Айрис –Дидактика, 2007. -192 с.

8.           Голицына Н.С.  → Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. –М.: Скрипторий, 2008. – 32 с.

9.          Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности ДОУ. М.: Новая школа, 2008. – 96 с.

10.       Емцева Т.А.  Психолого –медико –педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы. М: Изд. Учитель, 2010. -141 с.

11.      Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

12.      Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М.: Творческий Центр Сфера, 2005. -80 с.

13.      Макарова Л.С. Управленческая деятельность руководителя ДОУ. – М.: 2003. – 198 с.

14.      Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. -3-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

15.      Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Управление образовательным процессом в ДОУ. — М: Айрис Пресс Айрис Дидактика, 2006. – 224 с.

16.      Морозова А.Н. Как проанализировать реализацию годового плана ДОУ // Управление ДОУ. 2002. №6, с. 16-24

17.      Попова М.В. Психологические аспекты планирования // Управление ДОУ. 2002. №3

18.      Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с.

19.      Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.В. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -3-е изд. – М.: Школа – Пресс, 2000 – 512 с.

20.      Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса В ДОУ. – М: Скрипторий, 2003. – 96 с.

21.      Сергеева В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. – М., 2001. – 160 с.

22.      Третьяков П.И., Белая К.Ю.Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2003.

23.      Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект: Пособие для руководителей ДОУ. М.: педагогическое общество России, 2004. – 80 с.

24.      Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: Пособие для руководителей ДОУ. -  М.: Аркти, 2003. – 259 с.

Интернет сайты

25.      Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление, традиции, новации. Журнал сибирский учитель Выпуск №3 (39) май, июнь 2005 год sibuch.ru/article.php?no=357

26.      Егорова О.П… Колисниченко Т.Н.Структура и содержание программ нового поколения в дошкольномучреждении. www.orenipk.ru/kp/distant/do/metod/3_1_1.htm

27.       Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.papers.info/lib28/b28763z.htm

28.      Современные образовательные программы для дошкольных учрежденийМ.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с. / Под ред. Ерофеевой Т.И. www.psyparents.ru/index.php?view=book

29.      К.Ю. Белая Методика разработки образовательной программы ДОУ

«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2, 2008 год vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/682

30.          К.Ю. Белая Дошкольное образовательное учреждение — управление по результатам dob.1september.ru/2005/18/9.htm

31.          К.Ю. Белая Годовой план работы детского садаvospitatel.resobr.ru/

32.          Житнякова Н.Ю. Некоторые подходы к планированию работы структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений. www.omczo.org/publ/233-1-0-827    продолжение
--PAGE_BREAK--
Приложение № 1  

Модель конспекта занятия в варианте плана «Поезд»

Возрастная группа или подгруппа детей ________________

Дата проведения ___________________________________________

Ф.И.О. воспитателя ____________________________________________

Тема занятия: ______________________________

 Цель занятия______________________________________



Психолого-педагогическая структура занятия



Дидактическое обеспечение образовательного процесса



Предполагаемая модель общения



Мотивация деятельности



Дидактические методы и приемы социальной и познавательной мотивации, ключевые слова, описание игровых ситуаций



Взрослый — взрослый или дети — дети



Совместная постановка цели (нахождение смысла деятельности, ее значимости в будущем или практическая направленность. Например, подарок кому-либо)

Беседа, организация рассуждений детей



Взрослый — взрослый



Нахождение в общей цели значимой для ребенка личной цели

Беседа, интервьюирование и т.п.



Взрослый — взрослый

Поиск проблем



Организация и управление самостоятельным поиском (коллективный и индивидуальный поиск, экспериментирование и т.д.)



Взрослый — взрослый



Создание уверенности в успешном решении проблемы (опора на прошлый опыт)

Создание ситуаций припоминания, повторение знакомых действий, действия по аналогии, вызов ассоциаций, демонстрация похожих и т.п.

Взрослый — дети



Самостоятельное решение проблем



Система косвенных и наводящих вопросов, стимулирующие гипотетические суждения, приемы антиципации (догадки), вызов способностям детей и т.п.



Взрослый — взрослый



Психолого-педагогическая структура занятия



Дидактическое обеспечение образовательного процесса



Предполагаемая модель общения



Помощь, показ, объяснение по желанию детей



Использование диктантных методов обучения, образцы действий, подсказка



Родители — дети



Создание условий для самореализации детей



Предоставление детям права выбора способа деятельности, материалов для реализации цели, свободы на собственное видение решения проблемы и т.п.



Взрослый — взрослый



Создание условий для успешного выполнения работы всеми детьми (индивидуальный подход

Дифференцированный подход к способам выполнения задания, облегченные варианты деятельности, личное участие



Взрослый — взрослый



Формирование адекватной самооценки детей



Различные приемы самооценки (сравнение своей работы с работой мастера, своими предыдущими работами или работами сверстников и т.д.

Взрослый — взрослый



Практическое использование результатов деятельности



Организация ситуаций (выставки, дарение, «продажа»), оформление помещений, концерт и т.д.



Взрослый — взрослый




Приложение № 2 

Модель календарного плана образовательной работы «Соты»

Возрастная группа ________ Месяц ________ Год _______

Составители __ _____ ___________



Дни недели



1-я неделя



2-я неделя



3-я неделя



4-я неделя



Понедельник



Рисование на тему «Осенний букет» Физкультурное

Секция «Баскетбол» № 2



Роспись по дереву

«Городецкие узоры» Секция «Баскетбол»

№3



и т.д.



и т.д.



Вторник



Математика

Сравнение смежных чисел Музыкальное

«Мини-филармония»



Математика

Измерение величин. Игра «магазин обуви» Музыкальное «Хореография № 2



и т.д.



и т.д.



Среда



Развитие речи

«Сказки бабушки Алены» ** (этич. беседа) Экскурсия в осенний парк Физкультурное Прогулка-поход **



Развитие речи

Факультатив «Дом, в котором мы живем»

 № 1 Физкультурное

Занятие на тренажерах № 3



и т.д.



и т.д.



Четверг



Лепка филимоновских игрушек Музыкальное

Хоровая студия



Математика

Факультатив «Веселая экономика»

 № 1 Музыкальное



и т.д.



и т.д.



Пятница



Развитие речи «Вернисаж» № 2 Конструирование из

природного материала по замыслу детей



Развитие речи

Рассказывание по картине «Золотая осень» Социально-психологический тренинг «Учусь управлять собой»

 № 5



и т.д.



и т.д.




Приложение № 3 



Схема 1. Модель плана «Радуга» по видам деятельности
Вид деятельности



Задачи, модельные характеристики детей




Содержание деятельности
Сентябрь  октябрь  ноябрь декабрь  январь  февраль  март апрель  май



Схема 2. Модель обобщенного варианта плана «Радуга»
Обобщенные задачи развития и модельные характеристики детей




Обобщенное содержание образовательной деятельности




IX    X  XI   XII                                   I    II   III                             IV   V



Приложение № 4

Модель плана-графика организации режима жизнедеятельности детей

Дни недели

Время

Понедельник



Вторник



Среда



Четверг



Пятница



6.00—8.00





Индивидуальные игры





Индивидуальные игры





Игры с детьми





Музыкальная деятельность





Игры с детьми



8.00—9.30





Контроль техники бега





Контроль растирания





Отработка

методики одномоментного одевания





Ребенок в роли тренера





Рефлексия самочувствия



9.30—11.50



Вариант 1





Вариант 2. Подгрупповые занятия





Вариант 3





Вариант 1. Развитие речи в подгруппах





Вариант 4. Музыкальная деятельность



11.50—12.20



Поход



Самостоятельные занятия



Крайстренинг



Спортивные игры



Спортивная секция



12.20—15.00





Отработка навыков европейской манеры еды





То же





То же





Упражнения на сосредоточение внимания, дыхательные





Тоже



15.00—15.30





Отработка техники растирания





Контроль соблюдения правил принятия водных процедур





Обучение приемам умывания





То же





Закрепление навыков самомассажа



15.30—16.00




Правила ведения застольной беседы





Тоже





16.00—18.00





Общие игры





Развитие речи

(в подгруппах)





Музыкальная деятельность





Спортивный досуг





Кружковая работа


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Планирование и управление корректировкой конструкторских документов по результатам изготовления и испытаний опытного образца (партии) при выполнении ОКР
Реферат Три религии мира
Реферат Традиции и особенности японской системы
Реферат ООО Ювиди его характеристика и анализ общего экономического состояния
Реферат Вначале было… слово
Реферат Sin In The Scarlet Letter Essay Research
Реферат Night Mother Essay Research Paper Marsha Norman
Реферат Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
Реферат Анализ и внутренний аудит затрат на оплату труда в организации
Реферат Управление предпринимательскими рисками
Реферат Из истории храмов святого Онуфрия Великого и святого Серафима Саровского
Реферат Операційна діяльність підприємства
Реферат Из истории газеты Правда
Реферат Стили в искусстве 2
Реферат Учёт расчётов с покупателями и заказчиками на предприятии на примере ОАО Кубань-Лада