Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Научно-технический потенциал и его составляющие

Научно-технический потенциал и егосоставляющие.
        
Оценка роли и места наукикак комплекса достижений человеческого разума, накапливаемых и воплощаемых вобщественном производстве страны, может быть дана путем анализанаучно-технического потенциала, который располагает национальная экономика.
         Научно-технический потенциал(НТПт) страны создается усилиями как национально-технических организаций, так имировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень итемпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделатьвыводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени еёнаучно-технической самостоятельности, возможностях экономического инаучно-технического сотрудничества.
         Научно-технический потенциал– это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела,техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество длярешения научно-технических проблем.
         Научно-технический потенциалвключает:
·    материально-техническуюбазу;
·    научные кадры;
·    информационнуюсоставляющую;
·    организационно-управленческуюструктуру.
Материально-техническая база – это совокупность средствнаучно-исследовательского труда, включая научные организации, научноеоборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории,вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет,как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель – быстрое и эффективноевоплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.
Средства труда в сфере научно-техническогопрогресса можно разделить на четыре группы.
         Первая включаетнаучные приборы, оборудование и измерительную аппаратуру, служащие дляполучения новой научной информации (специфические средства научного труда,которые изготавливаются в индивидуальном или мелкосерийном порядкеприменительно к задачам конкретных исследований и отличаются быстрыми срокамиморального износа).
         Ко второй группеотносятся электронно-вычислительные машины, которые используются дляполунатурного моделирования объектов систем, автоматизированногоконструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов,поиска информации, частных инженерных и планово-экономических расчетов,управление ходом научно-производственного цикла.
         Третья группа –опытно-производственное оборудование, играющее особую роль в процессеразработок и освоение нововведений. От аналогичного производственногооборудования оно отличается универсальным характером, меньшими масштабамиустановок, использованием специальных измерительных систем и т.д.
         В четвертую группувходят средства механизации исследований и разработок (копировальные,множительные, вычислительные устройства, оргтехника и т.д.), которые служат дляснижения трудоемкости научно-вспомогательных работ, интенсификациинаучно-производственного цикла. Кроме того, научно-технические организациирасполагают зданиями, сооружениями, передаточными устройствами, транспортнымисредствами, инвентарем и т.д.
         Вместе с тем трудно выделить«чистую» техническую базу, обслуживающую только научные, проектные иисследовательские центры, так как НИОКР ведутся в рамках многих предприятий,фирм, объединений и опираются на общую производственно-техническую базу отраслиили страны.
Предметы труда в сфере научно-техническогопрогресса составляют всего несколько процентов общего объема потребляемых внародном хозяйстве материальных ресурсов. Для них характерны особые требованияк качеству материалов, многообразие номенклатуры, быстрые темпы моральногостарения, небольшой объем партии поставок, неравномерность спроса, большая долянепредвиденных заказов, потребность в изделиях специального назначения, имеющихограниченное применение.
Информационная составляющая в научно-техническом потенциалеиграет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступаетинформация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоениенововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты озаконченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащиеновые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.
         По характеру материальныхносителей можно выделить следующие виды информации:
·    нормативно-техническуюдокументацию – технические  задания, рекомендации, методики, нормативы,стандарты и технические условия, патенты;
·    научные отсчеты –ими чаще всего заканчиваются фундаментальные исследования;
·    образцынововведений – технологические процессы, режимы и регламенты, лабораторные иопытные образцы;
·     проектно-конструкторскуюдокументацию – комплекты рабочих чертежей;
·    Публикации идиссертации.
Для сотрудников, занятых внаучно-производственном цикле, главный источник информации – техническаядокументация, эксперименты, командировки и экспедиции, индивидуальное общение сколлегами. Наиболее важными проблемами здесь является широкое использование принципаобратной связи между потребителями информации и элементами системы,осуществляющей ее выдачу (изучение информационных потребностей), объединениефункций научно-технической информации и планового регулирования. При этоморганы информации не просто констатируют и передают ее, часто без конкретногоадреса, а изучают новые идеи и решения, предварительно анализируют и выбираютнаправления развития, составляют программу действий, анализируют состояниесвязанных с этой программой элементов производства, подготавливают предложенияо заданиях соответствующим службам.
Организационно-управленческаяструктура научнойсферы – это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, т.е.возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решениясрочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компанииили страны.
         В зарубежной практикевыделяют три базовые формы организации инновационного процесса:
·    административно-хозяйственную;
·    программно-целевую;
·    инициативную.
Административно-хозяйственная форма предполагает наличиенаучно-производственного центра, представляющего собой крупную или среднююкорпорацию, объединяющую под общим руководством научные исследования иразработки, производство и сбыт новой продукции. При этом значительноебольшинство фирм, выполняющие  научные исследования и опытно-конструкторскиеразработки, функционирует в промышленности. Это подтверждает, что курс насоздание крупных научно-производственных объединений, принятый в нашей стране,в целом соответствует мировым тенденциям организации управлениянаучно-техническим развитием.
         В развитых индустриальныхстранах за последнее время повышается роль маркетинга в научно-техническомразвитии. Вице-президент фирмы по маркетингу нередко руководит организациейНИОКР и перспективного планирования производства новой продукции.
         Промежуточной формой междуадминистративно-хозяйственным и программно-целевым руководством процессаминаучно-технического развития служат временные центры для решения крупныхтехнических проблем. После реализации поставленных перед ним задачи центрреорганизуется.
         Решению задачнаучно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях какэлектроника, биотехнология, робототехника и др., служит программно-целевая формаорганизации НИОКР. Координационная форма управления научно-техническимипрограммами предусматривает работу участков программ в своих организациях исогласование их деятельности из центра управления программы. Однако болееэффективным оказывается формирование (даже на временной основе) новыхорганизаций для решения тех или иных крупных научно-технических задач (чистаяпрограммно-целевая структура).
         Для усилениясвязи между научными исследованиями, с одной стороны, и проектированием иразработкой различных принципиально новых видов техники, продукции, систем, — сдругой, в промышленности США получили распространения инженерные центры. Большоевнимание уделяется также созданию университетско-промышленных и университетскихисследовательских центров. Управляются такие центры советами, которыеразрабатывают планы исследований, а также организуют проведение НИОКР подоговорам с заказчиками.
Комплексные формыорганизации взаимодействия фундаментальной науки с производством,распространенной в развитых индустриальных странах, служит научно-промышленныйпарк – территория вокруг крупного университета с развитой хозяйственной инаучно-технической инфраструктурой. На этой территории размещаютсянаучно-технические подразделения крупных корпораций, государственные лаборатории,опытные предприятия, различные научно-исследовательские иопытно-конструкторские центры, т.е. заинтересованные друг в друге субъектынаучно-технической и хозяйственной деятельности, осуществляющие различные этапыинновационных процессов и различных функций по их обслуживанию.
Ещё одной формыорганизации НИОКР, получившие интенсивное развитие в США, является инициативная.Она состоит в финансировании,  научно-технической,консультативно-управленческой и административной помощи избирателям-одиночкам,инициативным группам, а также малым фирмам создаваемым для освоения техническихи других нововведений. Значение подобных экономических и организационныхмеханизмов вытекает из специфики самого инновационного процесса, особенно наранних стадиях, когда велика степень неопределенности. Здесь главная ставкаделается на человеческий фактор.
Зарубежная практикаподтверждает высокую эффективность инициативной формы. Так, обследования,проведенные в США, показали, что мелкие инновационные предприятия счисленностью занятых до 300 чел., специализирующиеся на создании и выпускеновой продукции, дают в 24 раза больше нововведений на каждый доллар вложенныйв НИОКР, чем крупные предприятия (с численностью занятых свыше 10 тыс.человек), и в 2,5 раза больше введений на одного занятого. Многие крупныепредприятия,  стремясь активизировать инновационный процесс, создают у себяорганизационно-экономические условия для тех своих сотрудников, которыеспособны быть инициаторами и реализовать на практике серьезные нововведения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬНАУЧНО_ТЕХНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
По содержаниюдеятельности в течение ряда лет в нашей стране выделялось пять типовнаучно-технических организаций:
·    институты –организации, специализированные на фундаментальных исследованиях иответственные за развитие в определенной области науки;
·    научно-исследовательскиеинституты – отраслевые организации, специализированные на прикладныхисследованиях и ответственные за научно-технический уровень определеннойотрасли производства или научно-техническое направление;
·    проектные,конструкторские, технологические организации, институты технико-экономическихисследований – отраслевые организации, специализированные соответственно наконструкторских, технологических, проектных (для строительства) или организационныхразработках, ответственные за эффективность продукции, технологии, проектов,организации производства в данной отрасли. Сюда же могут быть отнесеныорганизации обслуживающие те или иные институты;
·    монтажно-наладочныеуправления, организационно-технические, а также центры НОТ, специализированныена освоении разработок;
·    институтынаучно-технической информации и другие организации, занятые распространениемнововведений.
Эти организации можноклассифицировать также по подчиненности, масштабам деятельности (межотраслевые,отраслевые, подотраслевые, региональные), широте профиля (специализированные наодной фазе цикла, комплексные, выполняющие несколько фаз цикла,научно-производственные комплексы).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.