Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Информационные потребности и информационные запросы

Комитет общего и профессионального образования
Ленинградской области
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.С. Пушкина
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету Библиотековедение
на тему Информационные потребности и информационные запросы
Магадан, 2007 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность информационныхпотребностей
2. Соотношение информационныхпотребностей с информационными интересами и запросами
3. Классификация информационныхпотребностей
4.  Потребители библиографическойинформации и особенности их информационных потребностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Всябиблиографическая деятельность библиотеки в конечном итоге нацелена наудовлетворение информационных потребностей читателей. Информационнаяпотребность прямо или косвенно обусловливает все организационные и технологическиеаспекты библиографирования документов и библиографического обслуживаниячитателей в библиотеке. Отсюда — постоянный интерес библиотечно-библиографическойнауки и практики к информационным потребностям, к методам их изучения. Поэтому,рассматривая общие вопросы библиографической деятельности библиотек, нельзяпройти мимо изучения информационных потребностей как основы и цели этойдеятельности, проблем классификации потребителей библиографической информации.Особенно это важно для успешной организации библиографического обслуживания.
Известно,что услугами библиотек пользуются различные группы читателей: ученые,работающие над сложными научными проблемами во всех областях знаний; специалистыпроизводственной сферы; преподаватели различных учебных заведений; управленцы(менеджеры); коммерсанты; предприниматели; рабочие; служащие; учащиеся и т. д.Цели их обращения в библиотеку также различны. Основными особенностямичитателей, которые проявляются в отношениях между ними и работникамибиблиотеки, являются информационные потребности, удовлетворение которых иявляется целью библиотеки. Знание информационных потребностей необходимо насамых различных участках библиотечной работы.

1. СУЩНОСТЬИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Что жетакое информационные потребности? Какое место они занимают в структурепотребностей человека вообще? Справедливо считается, что проблема человеческихпотребностей является одной из центральных и наиболее сложных в науках очеловеке и обществе. Как сложное и многогранное явление потребности играютважную роль в регулировании взаимоотношений между личностью и обществом,выступают в качестве определяющего стимула человеческой деятельности. Поэтому опотребностях судят по их проявлениям в конкретной деятельности человека.
Подвлиянием внешних социальных факторов у человека формируется потребность взнаниях, без которых невозможно его становление как личности. Эту потребностьна определенном этапе жизненного пути удовлетворяют семья, «улица», школа, вуз.Но впоследствии, в реальных жизненных условиях приобретенных ранее знанийоказывается недостаточно. Возникает осознанная нужда в дополнительных знаниях,отсутствие которых затрудняет решение конкретных задач. Иначе говоря,появляется нужда в информации, на основе использования которой возможноформирование нового знания. Эта потребность осознается человеком какрассогласование между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми. Такимобразом, информационные потребности можно определить как осознанную потребностьв информации, необходимой для получения недостающих знаний.
При этомследует иметь в виду, что практически каждый современный человек занимается нетолько профессиональной, но и другими видами деятельности (учится, занимаетсяобщественной работой, имеет какое-то хобби, увлекается спортом, устройствомсвоего быта и т. д.). Любая профессиональная и непрофессиональная деятельностьпорождает свои информационные потребности. Поэтому у одного человека может бытьмного разных, но характеру и содержанию информационных потребностей. Еслипрофессиональная деятельность человека носит повторяющийся, так называемыйрепродуктивный характер, основанный на полученной когда-то информации ижизненном опыте, то и необходимость в получении новой информации будетминимальной. Все это необходимо учитывать при организации библиографическогообслуживания.
Возникновениеинформационных потребностей в той или иной форме связано с деятельностьючеловека. Именно деятельность является исходным пунктом возникновенияпотребностей человека вообще, в том числе и потребностей в информации, а они всвою очередь стимулируют новую деятельность. Это фундаментальное положениетеории человеческих потребностей позволяет нам объяснить многие моменты,связанные с формированием и удовлетворением информационных потребностей.
Какизвестно, основными элементами деятельности являются: субъект, предмет, цель,средства и методы.
Черезсубъекта деятельности осуществляется связь всех ее элементов: цель реализуетсяв предмете через средства путем системы действий и операций. Однако прежде чемосуществить деятельность, субъект планирует и имитирует ее в своем сознании.Здесь нельзя не вспомнить высказывание К. Маркса о том, что самый плохойархитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что прежде чем строить объект, онуже построил его в своей голове. В конце процесса труда получается результат,который в начале процесса имелся уже в представлении работника. Следовательно,сознание человека выступает как непосредственный механизм управлениядеятельностью, ее побудительной, регулирующей и контролирующей частью. Такоесознательное руководство деятельностью возможно потому, что ему предшествуетэтап отражения объективных условий этой деятельности и «построения» еесубъективного образа — идеальной модели. Важно отметить, что модель имеет информационныйхарактер. Иначе говоря, она создается в сознании человека на основе имеющихся унего знаний. Поэтому успешная реализация деятельности, достижение цели находитсяв прямой зависимости от получаемой субъектом информации.
Посколькусоздание модели является обязательным условием сознательной человеческойдеятельности, субъект стремится восполнить нехватку информации. Созданиецелостной модели деятельности наталкивается на трудности и не может далееосуществляться без ориентировки в информационной ситуации.
Каким жеобразом человек находит нужную ему информацию? Как происходит ее «узнавание»?Очевидно, для «узнавания» необходимой, но отсутствующей информации человекдолжен иметь о ней некоторые, хотя бы приблизительные представления, наосновании которых он мог бы осуществлять поиск, отбирать и оценивать различныеисточники информации и имеющиеся в них сведения.
Естественно,что эти представления будут только в некоторой степени соответствовать реальнымусловиям возникшей информационной ситуации, однако они позволяют направлятьактивность субъекта на поиск нужной информации, способствуют ее отбору и оценкев процессе получения и потребления.
Всесказанное отнюдь не снимает ведущей роли деятельности в процессе формированияинформационных потребностей, так как именно в деятельности складывается определеннаяинформационная ситуация, осознание которой ведет к активизации субъекта ивозникновению у него представлений о необходимой информации. На это указывает,в частности, широко распространенное в науке мнение о том, что правильнаяпостановка задачи есть уже половина ее решения. Действительно, правильнопоставить задачу — это значит создать такую информационную ситуацию, котораянаправляет субъекта на информацию, требуемую для решения проблемы, т. е.ситуацию, в которой у субъекта формируются адекватные представления онеобходимой информации.
Такимобразом, мы можем выделить три характерных момента в структуре информационныхпотребностей субъекта:
1)чувство нехватки чего-то и стремление восполнить эту нехватку;
2)наличие представлений, хотя бы приблизительных, о том, какая информациянеобходима. Первый момент можно обозначить как форму существования потребностей,второй — как содержание их;
 3)представления о необходимой информации формируются на базе имеющегося усубъекта знания об условиях деятельности, т. е. на основании егоинформационного потенциала.
Информационныйпотенциал оказывает влияние прежде всего на предметное содержание информационныхпотребностей. При этом наблюдается прямая зависимость между богатствоминформационного потенциала субъекта и его направленностью на информацию: чемшире и глубже информационный потенциал субъекта в определенной области, тем точнееи дифференцированнее его информационные потребности. Отсутствие у субъекта соответствующегоинформационного потенциала ведет к формированию у него неопределенных инеадекватных представлений о необходимой информации. Этим можно объяснить частонаблюдаемое в практике информационного обслуживания явление, когда фактическиодинаковые условия деятельности субъектов приводят к возникновению у нихразличных по содержанию потребностей.
Следуетотметить, что не любая деятельность человека ведет к формированию у негосоответствующих информационных потребностей. Это прежде всего зависит от целейдеятельности и имеющегося у субъекта информационного потенциала. В том случае,когда субъект повторяет уже осуществленный, по крайней мере, однажды, актдеятельности, реализовавшей цель, необходимость в получении информации будетминимальной или вообще не возникнет на протяжении определенного периодадеятельности. Это можно наблюдать в повседневной жизни многих людей, в томчисле и имеющих специальное образование. Подобное пассивное отношение к получениюновой информации позволило в литературе именовать таких специалистов«непотребителями информации». Однако постановка новой задачи или изменениеусловий деятельности, а тем более и то, и другое вместе взятое неизбежно вызовутинформационную потребность, которая может быть удовлетворена как путем чтениялитературы, так и другими способами (личные контакты с коллегами, участие вконференциях и т. д.).
2. СООТНОШЕНИЕИНФОРМАЦИОННЫЪ ПОТРЕБНОСТЕЙ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ И ЗАПРОСАМИ
Понятие«информационная потребность» связано с такими понятиями, как «информационныйинтерес», «информационный запрос».
Информационныйинтерес, как и информационный запрос являются выражением информационныхпотребностей, активной формой их существования. Будучи необходимым звеном вданной триаде, информационный интерес проявляется на стадии информационно-потребительскойдеятельности. Именно им обусловливается внутренняя структура деятельностичеловека по формированию информационной потребности.
Характернойчертой информационного интереса является специфическое избирательное отношениек поступающей информации, поиск тех каналов и источников, которые потенциальноспособны удовлетворить возникшие у человека информационные потребности. Этаизбирательность является следствием воспитания, обучения и той предметнойдеятельности, которая порождает информационные потребности. При этомпроизводственные профессиональные интересы далеко не всегда совпадают сличностными профессиональными. Это несовпадение отрицательно сказывается наэффективности профессиональной деятельности человека. И, наоборот, совпадениепроизводственных и личностных интересов как отдельных специалистов, так иколлектива в целом повышают производительность труда в любой сфередеятельности.
Информационныйзапрос, являющийся третьим элементом упомянутой триады, иногда называют«знанием о незнании» той необходимой информации, которая в данный моментчеловеку неизвестна, но нужна для устранения проблемной ситуации, возникшей вего деятельности. Формулируя запрос, человек исходит лишь из представлений освоей информационной потребности. Однако запрос не может возникнуть без знанияо сути необходимой ему информации. Представление о ней «заложено» винформационном потенциале человека, которым он владеет в данный период временив соответствующей предметной области.
Иначеговоря, это выражение образа-представления об информации, необходимой человекудля осуществления деятельности. Поскольку категория представления есть явлениевсегда субъективное, можно утверждать, что все информационные запросы, как иинформационные потребности, всегда имеют субъективный характер.
3. КЛАССИФИКАЦИЯИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Одним изсложных вопросов теории информационных потребностей является их классификация,т. е. распределение на взаимосвязанные классы (отсюда и название —классификация) по каким-либо существенным признакам. С научной точки зренияклассификация информационных потребностей важна для правильного пониманиямеханизма и закономерности их возникновения, определения свойств и особенностейпроявления, их значения в библиотечно-библиографической деятельности. Важностьклассификации для практики состоит в том, что знание информационныхпотребностей позволяет выделить те из них, которые в наибольшей мере следуетпринимать во внимание в библиотечно-библиографической работе.
Известныразличные подходы к классификации информационных потребностей, основанные навыделении присущих им признаков. Так, некоторые представителинаучно-информационной деятельности считают, что информационные потребностиможно подразделить на субъективные и объективные. Основанием для такойклассификации, как мы видим, являются формы существования информационныхпотребностей. Здесь под объективными информационными потребностями понимаются потребности,существующие независимо от человека, вне и помимо его сознания. А под субъективнымив данном случае понимается отражение объективных информационных потребностей всознании людей. При этом сторонники такого подхода считают, что усилияработников библиотек и информационных служб должны быть направлены на выявлениеи удовлетворение объективных потребностей.
На самомделе под объективными информационными потребностями понимаются не потребности винформации, а те условия деятельности человека (субъекта), которые порождаютинформационные потребности. Выходит, что эти условия и являются информационнымипотребностями, существующими вне человека, а когда эти условия отражаются всознании субъекта, они становятся субъективными информационными потребностями.
Такойподход к классификации информационных потребностей является ошибочным. Ведьчтобы у субъекта возникла информационная потребность, помимо отражения условийдеятельности он должен полагать нужную информацию в своем сознании, т. е. иметьо ней некоторое представление. Если бы информационная потребность возникланепосредственно из условий деятельности, тогда эти условия вели бы квозникновению у разных людей одинаковых информационных потребностей. В этомнетрудно убедиться на простом примере. Представим себе, что над решением однойи той же задачи в одинаковых условиях трудится несколько человек с разнымизнаниями предмета деятельности, в том числе и те, которые имеют первоначальное,а тем более отдаленное представление об этом предмете (например, ученый вобласти элементарных частиц физики, студент физико-технического вуза илаборант).
Согласнорассматриваемому подходу у них должны были бы появиться одни и те же посодержанию информационные потребности, чего быть не может. Ведь представления отой информации, которая действительно необходима для решения задачи, у каждогобудут неодинаковы, степень их адекватности о действительно необходимой иинформации и будет различна.
Такимобразом, при одинаковых условиях деятельности возникающие у разных субъектовпотребности могут различаться по точности и полноте той информации, котораядействительно необходима для успешного осуществления этой деятельности. Причемпрактически каждая информационная потребность будет содержать как правильные,так и неправильные представления о необходимой информации, поскольку онизависят от тex знаний, которыми обладает субъект (от его информационногопотенциала).
Понятиеоб объективных информационных потребностях возникло на основе обнаружения всилу ряда причин неполного соответствия запрашиваемой специалистами информациитой, действительно необходимой, которая им нужна для решения соответствующихнаучно-производственных задам. Поэтому исследователи информационныхпотребностей сделали вывод, что нельзя ограничиваться удовлетворением толькосубъективно выраженной специалистом потребности, так как полезную и нужную емуинформацию он может и не запросить. Следовательно, по мнению сторонников такогоподхода, необходимо ориентироваться не столько на запрос, сколько на«потребности» решаемой задачи. Эти потребности и обозначили как «объективные»,что не соответствует действительности.
Поэтомувыделение объективных потребностей теоретически неверно, несостоятельно, таккак информационные потребности возникают лишь в ходе процесса познания, осуществляемогочеловеком и зависящего от его информационного потенциала и возможностей.
На самомделе речь идет о специфических свойствах информационных потребностей, которыеможно определить как объективные и субъективные. Под объективными свойствамипонимается та часть содержания потребностей, которая соответствует информации,действительно необходимой для решения задачи деятельности. А субъективнымсвойством информационных потребностей является та часть содержания информации,которая, наоборот, не соответствует необходимой информации.
Практическине бывает полностью объективных информационных потребностей. Ведь мы знаем, чтоинформационная потребность — это представление субъекта о неизвестнойинформации. Иначе говоря, это только в большей или меньшей степени правильное,точное и полное представление о том, какая информация необходима субъекту. Еслибы эта информация ему была известна, то никакой информационной потребности невозникло.
Такимобразом, объективное и субъективное — это определенные свойства информационныхпотребностей, указывающие, насколько представления субъекта о необходимойинформации полны и точны (иначе говоря, насколько они адекватны). Для тогочтобы измерить степень объективности и субъективности информационныхпотребностей, нужно точно знать, какая информация нужна для решения задачи, азатем сопоставить представления субъекта об этой информации с самойинформацией. Те представления, которые соответствуют необходимой информации длярешения задачи, можно определить как правильные, объективные, а те, которые несоответствуют — субъективные.
Влитературе наряду с классификацией по форме существования широко используетсяразделение информационных потребностей на общественные, коллективные и индивидуальные.Некорректность данной классификации заключается в том, что в основаниеположены, с одной стороны, потребители информации (коллективы и индивиды), а сдругой — общество в целом. При этом термин «общественные» отличаетсянеопределенностью самого понятия, поскольку он употребляется применительно кинформационным потребностям по крайней мере в четырех смыслах:
·   с цельюразличения потребностей общественных и естественных; 
·   как указание напринадлежность потребностей к общественному сознанию;
·    с цельюподчеркивания значимости потребностей для общества;
·    как указание нато, что потребности принадлежат всему обществу в целом.
Несомненно,что в нашем случае все информационные потребности имеют общественный, а неестественный характер и именно они рассматриваются в триаде (общественные,коллективные и индивидуальные). Неправомерно противопоставлять общественныеинформационные потребности коллективным с точки зрения принадлежности ихобщественному сознанию, поскольку все коллективные информационные потребноститоже принадлежат общественному сознанию (сознанию определенной группы людей).Следовательно, коллективные информационные потребности в этом случае тожеявляются общественными.
Выделяяобщественно значимый характер информационных потребностей и называя ихобщественными, мы тем самым противопоставляем их индивидуальным потребностям субъектов.Такое противопоставление неправомерно, поскольку нарушается одно из требованийклассификации — единство основания деления. Остается только последнее значение,когда говорят об общественных информационных потребностях, т. е. опринадлежности информационных потребностей всему обществу. Такое выделение, нанаш взгляд, является ошибочным. Дело в том, что потребности общества в развитиипроизводства, науки, культуры, в формировании идеологии, общественного сознанияне относятся к числу информационных. Но если даже допустить, что общественныеинформационные потребности существуют, то, во-первых, непонятны границыобщества (страны, нации, мирового сообщества), во-вторых, теряются остальныезначения информационных потребностей (поскольку коллективные потребности — этотоже потребности общественные). Наконец, в-третьих, выделять их в одном ряду сколлективными и индивидуальными никакого смысла нет.
Следовательно,остается одно основание для классификации информационных потребностей но потребителяминформации, в сознании которых они и возникают, т. е. коллективные ииндивидуальные. При этом под коллективом в данном случае следует пониматьопределенную группу людей, объединяемую общностью информационных потребностей.Группа может быть формально организованной (коллективный абонент) илинеформальной (постоянные или временные общественные и профессиональные объединения).Удовлетворение коллективных потребностей должно способствовать успешномувыполнению стоящих перед группой задач.
Междуколлективными информационными потребностями, которые возникают как явленияколлективного, группового сознания, и потребностями индивидуальными,возникающими и существующими только в сознании конкретных индивидуумов, имеютсяопределенные отношения. Разумеется, что коллективные информационные потребностине существуют помимо и вне потребностей конкретных индивидуумов. С другойстороны, их нельзя считать как простую сумму слагаемых индивидуальныхпотребностей. Коллективные информационные потребности следует рассматривать вкачестве относительно самостоятельной целостности, формирующейся в соответствиис общими целями и задачами людей, составляющих данный коллектив. Коллективноесознание в большинстве случаев способно выразить объективные тенденции развитияс большей полнотой и точностью, чем индивидуальное, поэтому коллективнымпотребностям может быть присущ более объективны и характер.
Мырассмотрели подходы к классификации информационных потребностей по наиболеесущественным признакам. Существуют и другие признаки, но которым выделяютсясоответствующие виды потребностей в информации. Так, в специальной печати можновстретить следующие виды классификаций: реальные и потенциальные информационныепотребности; пассивные и выраженные, временные и постоянные, профессиональные инепрофессиональные. Различают информационные потребности по тематике, видамнеобходимой информации (фактографическая, концептуальная, методическая,инструктивная и др.), по видам документов (книги, журналы, специальные видынаучно-технической документации, отчеты и др.), по особенностям потребителейинформации (ученые, инженеры, предприниматели и др.). Имеются попытки создатьклассификацию по сочетанию различных признаков (так называемую фасетно-блочнуюклассификацию). Однако она является слишком сложной, к тому же объединяющей какразличные виды информационных потребностей, так и потребителей информации.
Всеназванные и другие виды классификации информационных потребностей имеют правона существование, а их понимание трудностей не вызывает (за исключением,пожалуй, лишь фасетно-блочной). При необходимости они могут быть использованы визучении информационных потребностей для того, чтобы организовать болееэффективно информационное обслуживание. При этом важно знать, какая часть информационныхпотребностей приходится на ту или иную библиотеку (специальную, универсальную,научную, муниципальную ЦБС и др.). С определенной долей уверенности можносказать, что выбор библиотеки для удовлетворения определенной части своихинформационных потребностей осуществляется человеком в зависимости от рядафакторов (содержания потребностей, близости библиотеки к месту жительства и/илиработы, состава фондов библиотеки, комфортности обслуживания, имеющегося опытаи др.).
Посколькуинформационные потребности формируются не только в сфере профессиональной, но идругих видах деятельности, важно учитывать и так называемые «личностные»потребности, т. е. не связанные с его профессиональной деятельностью. Этомураньше не уделялось должного внимания в публичных библиотеках, роль которых вудовлетворении этих потребностей особенно значительна в настоящее время.Успешной работе в этом направлении способствует изучение информационныхпотребностей различных групп читателей, что в конечном итоге позволитопределить и профиль комплектования фонда библиотеки, и полнее удовлетворитьзапросы читателей.
4.        ПОТРЕБИТЕЛИБИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Организоватьдолжным образом библиографическое обслуживание невозможно без хорошего знанияосновных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. Поэтому возникаетнеобходимость классификации читателей как реальных и потенциальных потребителейбиблиографической информации.
Вотечественном библиотековедении и библиографоведении существуют различныеподходы к классификации читателей. С библиографической точки зрения наибольшийинтерес представляет дифференциация, в основу которой положены сферыпрофессиональной деятельности читателей, их должностной статус. Несомненно,свой отпечаток на информационные потребности накладывают и другие социально-демографическиеи личностные характеристики людей (уровень образования, стаж работы, возраст,жизненный опыт и т. д.). Все это важно учитывать при организациибиблиографической работы в библиотеке, однако для удовлетворенияпрофессиональных информационных потребностей в первую очередь необходимо иметьв виду именно профессию и должностные обязанности потребителей информации.
Рассмотримс этих позиций основные группы потребителей библиографической информации, обслуживаемыхглавным образом областными, некоторыми специальными библиотеками ицентрализованными библиотечными системами и/или муниципальными публичнымибиблиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
К первойгруппе следует отнести прежде всего руководителей всех рангов как наиболееквалифицированных специалистов, наделенных правом принимать решения в условияхдефицита времени. Чем выше ранг руководителя, тем масштабнее воздействие принимаемыхрешений. Оптимальность этих решений в немалой степени зависит от уровняинформированности руководителей. Практика показывает, что самая лучшаяинформационная система не исключает возможности ошибок в управлении, однакоплохая информация всегда приводит к нестабильному менеджменту.
Вконечном итоге информированность руководителей во многом способствуетвсестороннему ускорению социально-экономического развития общества, успешномудостижению целей и решению тех задач, которые возникают в их повседневнойдеятельности.
Тематическийдиапазон информационных потребностей руководящих работников отличается широтой,при этом чем выше ранг руководителя, тем многоаспектнее его информационныепотребности. На их формировании сказывается как культурно-экономический профильобласти (города, района), профиль деятельности отдельного предприятия(организации), так и административно-должностное положение руководителя,принимающего управленческое решение не только по долговременно существующимпроблемам, но и по вопросам, требующим оперативных мер в условиях дефицитавремени. К тому же руководителю нужна не «сырая» информация об объектеуправления, а весьма специфическая квинтэссенция.
Внастоящее время под воздействием политических, социально-экономических и другихфакторов в структуре занятого населения произошли существенные изменения. Этоотносится и к категории руководителей всех рангов. Переход к рыночной экономикеопределенным образом сказался на содержании и направленности их информационныхпотребностей.
Остановимсякратко на особенностях информационных потребностей руководителей региональногозвена (область, город, район). Информационные потребности таких руководителей,как губернаторы, мэры, главы администраций в совокупности могут охватыватьпочти все области знания, поскольку экономика отдельно взятого региона(особенно субъектов Федерации) характеризуется многопрофильностью. Этипотребности весьма динамичны, отличаются большой практической направленностью.Вместе с тем необходимость принятия оптимальных решений требует от руководящегосостава широкого кругозора, теоретических знаний по многим отраслям знаний, впервую очередь, по социально-экономическим, включающим такие проблемы, какмногоукладная экономика, предпринимательство, налогообложение, социальнаязащита малоимущих и др. К тому же каждый руководитель, имея определеннуюбазовую подготовку, проявляет профессиональный интерес к информации по своейспециальности. Все это вместе взятое создает определенные сложности в изучениии удовлетворении информационных потребностей, усугубляющиеся отсутствием непо­средственныхконтактов с этой группой потребителей.
К даннойгруппе по характеру и содержанию информационных потребностей приближаютсязаместители названных выше руководителей, а также лица, возглавляющие вструктуре исполнительных органов соответствующие подразделения (департаменты,управления, отделы). Диапазон их информационных потребностей определяетсяпрофилем деятельности организаций и предприятий соответствующих отраслейнародного хозяйства, здравоохранения, просвещения, культуры.
Наряду сруководителями исполнительных органов в каждом регионе имеются органыпредставительные, избираемые населением. В субъектах Российской Федерациитакими органами, как известно, являются областные и городские думы, В районах инебольших городах — собрания представителей. Информационные потребности избранныхв эти органы лиц вытекают из их обязанностей по разработке, обсуждению ипринятию законов, касающихся соответствующего региона, а также из их участия вкомиссиях и комитетах, создаваемых в этих представительных органах по различнымнаправлениям. Разумеется, что каждый из избранных, как и руководителиисполнительных органов, также могут проявлять интерес к информации, относящейсяпо содержанию к полученной ранее профессии.
Большуюгруппу потребителей информации составляют руководители предприятий иорганизаций, имеющихся на территории каждого региона и принадлежащих какфедеральным, так и местным органам власти, а также многочисленных акционерных ичастных фирм и других коммерческих организаций (включая не только производственные,посреднические, но и различные учебные заведения). Информационные потребностиэтой категории руководителей связаны с деятельностью конкретного предприятияили организации, однако этим не ограничиваются. Как правило, наряду синформацией по профилю возглавляемого предприятия (организации), руководящемусоставу требуется получать регулярно информацию по организации управленческоготруда (менеджменту), экономическим, социальным, правовым и многим другимпроблемам. К их числу относится в первую очередь так называемая деловаяинформация, включающая сведения о налогах, пошлине, о производителях ипоставщиках соответствующей продукции и/или сырья и т. д.
Следующуюгруппу потребителей библиографической информации составляют специалисты, занятыев различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры. В профессиональнойлитературе существуют различные точки зрения па понятийные границы термина«специалист». Не рассматривая их, будем в данном случае относить к этойкатегории всех, кто в процессе своей профессиональной деятельности нуждается вспециальной библиографической информации. Такое широкое толкование позволяет распространитьбиблиографическое обслуживание на всех лиц, занятых в сфере общественной практики.Качество обслуживания будет тем выше, чем детальнее будет дифференцированагруппа читателей в каждой отдельной библиотеке.
Насодержание информационных потребностей специалистов существенное влияниеоказывает область науки или отрасль производства, в которой они работают. Крометого, на формировании потребностей сказывается ряд других факторов, в том числеместо работы, занимаемая должность и т. д.
Какие жеосновные группы специалистов-потребителей библиографической информации можновыделить, учитывая отрасли знания и наиболее существенные социально-демографическиепризнаки?
Преждевсего следует классифицировать их по специальностям, выделив три группы поукрупненным отраслям знаний (отраслевым комплексам): специалисты гуманитарногопрофиля; естественнонаучного: комплекса прикладных областей знания (техника,сельское хозяйство и т. д.). Естественно, что в каждой из этих групп необходимадальнейшая дифференциация. Например, среди специалистов-гуманитариев можновыделить обществоведов, историков, филологов и т. д. В свою очередь,специалисты-обществоведы подразделяются на экономистов, политологов,социологов, юристов и т. д. Это деление можно продолжить и дальше. Особеннодетально можно дифференцировать специалистов прикладных отраслей знания.Например, в области техники и промышленного производства существуют сотниспециальностей, по которым высшие и средние учебные заведения готовят кадры дляпромышленных предприятий.
Специальностьопределяет тематическое содержание информационных потребностей специалистов.Однако, как отмечалось раньше, имеется немало других факторов, влияющих на этипотребности. В частности, в пределах каждой специальности (или большинства изних) можно классифицировать специалистов по характеру выполняемой ими работы сдальнейшей дифференциацией по занимаемым должностям или выполняемым функциям.Так, почти в каждой отрасли знания можно выделить специалистов, занимающихсянаучно-исследовательской работой (ученые), педагогической деятельностью (ввузах она, как правило, сочетается с научной деятельностью),специалистов-практиков, занятых на производстве, администраторов, занимающихсяуправленческой деятельностью.
Вприкладных областях знаний (прежде всего в технике) широко представленакатегория специалистов, которая по роду деятельности приближается к научнымработникам. К ним относятся специалисты, работающие в опытно-конструкторских ипроектно-изыскательных учреждениях. Дальнейшая классификация этой достаточнопредставительной и, пожалуй, самой активной группы потребителей информациитребует выделения лиц, совмещающих научную деятельность с административной(руководители научных учреждений, заведующие отделами, лабораториями,секторами, руководители научных направлений, ответственные и рядовыеисполнители).3
Спецификанаучных исследований в различных областях знаний накладывает свой отпечаток насодержание и характер информационных потребностей ученых. Так, для исследованийв области общественных наук характерным на современном этапе являетсяпереосмысление концепции и взглядов на многие проблемы и факты, укоренившиесяво всех областях при однопартийной системе. К тому же информационныепотребности ученых-обществоведов не ограничиваются одной отраслью знания. Какправило, им приходится знакомиться с литературой по многим смежным научнымдисциплинам, в силу чего их информационные потребности носят комплексныйхарактер.
Одной изособенностей информационных потребностей ученых-обществоведов являетсяповышенный, по сравнению с другими видами документов, интерес к монографиям.Нельзя не отметить также, что в общественных науках большую ценность представляюттруды крупных ученых прошлого, в то время как в большинстве естественных наук,в особенности прикладных, предпочтение отдается новейшим публикациям.
Тематическиеграницы информационных потребностей ученых-обществоведов более стабильны,особенно по сравнению с потребностями научных работников в прикладных отрасляхзнания. В последних научные исследования в большей мере носят коллективныйхарактер, ограничиваются, как правило, сжатыми сроками с выделением таких этапов,как подготовительный, основной и заключительный. Каждый из них существеннымобразом влияет на функции участников научно-исследовательской работы исоответственно на содержание их информационных потребностей. Например, наподготовительном этапе у руководителя и ответственного исполнителя преобладаетфункция планирования, которая требует информации не столько по теме, сколько пообщим вопросам планирования и организации научно-исследовательской работы, одостижениях в своей и смежных отраслях и т. д. Основной этап требует отруководителя и ответственного исполнителя не только непосредственного участия врешении творческой задачи, но и контроля за ходом ее решения и результатамиэкспериментальной проверки, а также принятия мер по внедрению достижений впроизводство. Заключительный этап, завершающийся составлением необходимой документациии отчета, менее всего связан с потреблением информации по теме. На этом этапебиблиотека должна помочь разработчикам в правильном оформлении списковлитературы к отчетам, поскольку далеко не все специалисты знакомы с правиламибиблиографического описания документов.
Весьмазначительную группу потребителей библиографической информации составляютинженерно-технические работники, занятые непосредственно в производственнойсфере, а также приравниваемые к ним по характеру выполняемой работы специалистыдругих областей деятельности (врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехникии т.д.). Характерной особенностью информационных потребностей этой категорииспециалистов является их относительная стабильность. Однако под воздействиемнаучно-технического прогресса во многих отраслях народного хозяйства и преждевсего в промышленности ускорились процессы обновления технологии, заменыустаревшего оборудования, машин, приборов, технологической оснастки, исходногосырья, внедрения электронной техники. Все это вносит коррективы в содержаниеинформационных потребностей, стимулируя одновременноинформационно-потребительскую деятельность названной категории специалистов.
Особуюгруппу потребителей библиографической и в особенности фактографическойинформации составляют предприниматели или, как они чаще всего называются –бизнесмены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Усотрудников библиотек, особенно имеющих большой опыт работы в отделахобслуживания, часто складывается впечатление, что они хорошо знают информационныепотребности читателей. Действительно, они имеют представление, в той или инойстепени верное, об информационных потребностях, но это не значит, что их ненужно изучать. Опыт всегда субъективен, односторонен, если человек подходит кфактам с определенных позиций, в соответствии с имеющимися у него установками.Для устранения субъективизма и получения более точных данных об информационныхпотребностях, особенно при организации библиографического обслуживания, обычноизучают информационные потребности определенных групп потребителей информации.
Изучениюили, точнее, исследованию могут подвергаться различные аспекты информационныхпотребностей: содержание, динамика изменения, формы и интенсивность проявленияи т. д. Однако наиболее важной характеристикой является содержаниеинформационных потребностей, направленность их на информацию определеннойтематики и вида. Изучение остальных свойств в большинстве случаев производитсяна основе уже выявленного содержания потребностей. Именно тематическоесодержание является главной проблемой практически любого исследования.

ЛИТЕРАТУРА
1.      Коготков Д.Я.«Библиографическая деятельность библиотеки: Учебник для вузов. – С.-Петербург,2004. – с.42
2.      Коготков Д.Я.Справочно-библиографический аппарат библиотеки: Лекция. – М., 1998. – 61 с.
3.       Коготков Д.Я.Информационные потребности и основные группы потребителей библиографическойинформации: Лекция. – М., 2000. – 46 с.
4.      Программа«Библиотека – муниципальный общедоступный информационный центр»// М., 1997. — №7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.