Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Архивы на современном этапе

Курсовая работа
Архивы на современном этапе

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Современное архивноезаконодательство РФ и нормативная база деятельности архивов
2. Архивное дело в РоссийскойФедерации
2.1 Отражениеобщественно-политических изменений на архивное дело современной России
2.2 Современная система архивов
2.3 Государственные архивыфедерального уровня
2.3.1 Государственный архивРоссийской Федерации
2.3.2 Российский государственныйархив древних актов
2.3.3 Российский государственныйисторический архив
2.3.4 Российский государственныйвоенно-исторический архив
2.3.5 Российский государственныйархив военно-морского флота
Заключение
Список используемой литературы иисточников

ВВЕДЕНИЕ
Архивноестроительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляетсобой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую всетеоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью историческойпамяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела исоздание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые:Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В.Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н.Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др.
Измененияполитической и экономической организации российского общества, пробуждениепотребности у широких слоев населения в архивной информации, переоценкадостижений отечественной исторической науки в начале 1990-х гг. поставили передархивами комплекс серьезных профессиональных задач. Среди них — совершенствованиенормативной базы и правового регулирования архивного дела, обеспечениясохранности, экспертизы ценности документов и комплектования архивов, а такжевведение в научный оборот новых архивных источников, изменение структурыуправления архивами.
Характеристика архивногодела сегодняшней России и является целью данного исследования.
Длядостижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующиезадачи:
1)охарактеризовать состояние современного архивного законодательства РФ и нормативнойбазы деятельности архивов;
2)определить влияние общественно-политическихизменений последних десятилетий на архивное дело современной России;
3) датьхарактеристику современной системе архивов в РФ;
4)выявить особенности назначения и деятельности государственных архивовфедерального уровня.
Такимобразом, объектом исследования стало архивное дело Российской Федерации,а его предметом – законодательно-правовые и структурно-организационныеособенности архивов РФ.

1.        СОВРЕМЕННОЕАРХИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И НОРМАТИВНАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРХИВОВ
Архивноезаконодательство появилось в 1918 году с принятием Декрета СНК РСФСР от 1 июня1918 года «О реорганизации и централизации архивного дела»[1].В последствии было много декретов и постановлений в области архивного дела.
Основныесовременные законодательные акты появились в 90-х годах XX века.
Считается[2],что начало реформам в архивной сфере было положено известными указамиПрезидента РФ «О национализации архивов КПСС» и «О передаче в госархивыдокументов бывшего КГБ СССР» от 24 августа 1991 г. Главным в этих документахбыло то, что открывался доступ к ранее закрытым архивным материалам, пересталсуществовать «партийный архивный фонд». 12 октября 1991 года было изданопостановление Совета Министров РСФСР «О российском центре хранения и изучениядокументов новейшей истории. На базе партийного архива был создан центр, которыйпозднее был преобразован в Российский государственный архивсоциально-политической истории. Тогда же 12 октября 1991 года вышлопостановление Совета Министров РСФСР «О развитии архивного дела в РСФСР».
В 1992г.издано Постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке доступа кархивным документам и правилах их использования»[3] — первый в России нормативный актом высшего законодательного органа страны,посвященный архивам, и затем замененным «Основами законодательстваРоссийской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»[4] — первым за всю историю страны законодательным актом, регламентирующимпостановку архивного дела. «Основы законодательства» разработаны сучетом ряда принципов новой организации архивного дела в стране.
«Основызаконодательства Российской Федерации об архивном фонде РФ», принятые ВерховнымСоветом РФ 7 июля 1993г., заложили демократическую правовую базу архивного делав нашей стране. В них декларируется целостность государственного архивного деланезависимо от формы собственности на документы, устанавливается уголовнаяответственность за порчу, хищение, несанкционированное уничтожение,безвозвратный вывоз архивных документов. В целом они исходят из того, чтодокументальное наследие составляет важную часть культурного достояния нации,что архивная система играет существенную роль в жизни страны, аисторик-архивист является тем, кто отвечает за надлежащее функционирование этойважной сферы жизнедеятельности общества. Указом Президента РФ большинствоцентральных государственных архивов было внесено в государственный свод особоценных объектов культурного наследия народов РФ.
Сфераведения Основ законодательства распространяется на все находящиеся натерритории России архивные документы и концентрирующие их архивы. Тем самым«Основы законодательства» провозглашают принцип неотъемлемости ценныхдокументов, т.е. документов, подлежащих вечному сохранению в силу их значимостидля общества или для собственника, от общего историко-культурного наследиянародов России, рассматривая их в то же время и как составную часть мировогоисторико-культурного достояния. Такие документы и архивы в «Основахзаконодательства» объединены ранее существовавшим лишь в обыденном сознаниипонятием «Архивный фонд Российской Федерации».
Впервыев архивной сфере были разграничены полномочия Российской Федерации и еесубъектов, Архивный фонд РФ разделен на 2 части: государственную инегосударственную.
Основныеположения и принципы «Основ законодательства» были конкретизированы вутвержденном Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г.«Положении об Архивном фонде Российской Федерации»[5].Оно определило прежде всего предельные сроки ведомственного хранения архивныхдокументов государственной части Архивного фонда России.
«Положение»зафиксировало также механизм взаимоотношений учреждений Государственнойархивной службы с собственниками и владельцами негосударственной частиАрхивного фонда Российской Федерации. Последние представляют сведения о своихдокументах с целью их государственного учета, обеспечивают их постоянноехранение в создаваемых для этих целей архивах, могут передавать свои документыв собственность государства или на временное, в том числе депозитарное,хранение. Порядок, условия такой передачи определяются соглашениями(договорами) с учреждениями Государственной архивной службы.
В 1993году было принято постановление президента Российской Федерации «О порядкеведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве»[6].Это постановление регулирует взаимоотношения между учреждениями Государственнойархивной службы и центральными органами федеральной исполнительной власти,государственным учреждениями, организациями и предприятиями, а так жесовершенствования ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве.
В 1994году был издан Указ Президента РФ «Об утверждении положения об Архивном фондеРоссийской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России»[7].В Положении об архивном фонде российской федерации закреплен составгосударственной и негосударственной частей АФ РФ, отражена сеть федеральныхархивов, архивов субъектов Федерации и муниципальных архивов, указаны порядок исроки хранения документов, дан полный перечень отраслевых фондов.
28декабря 1998 г. утверждается Положение о Федеральной архивной службе России[8],в котором говориться, что в компетенцию Росархива входит как руководствоархивной, так и делопроизводственной сферой в стране.
Каквидно из перечисленного Президент и Правительство Российской федерации уделилинемало внимания архивному делу.
К 2001году состояние правового регулирования архивного дела далеко не во всемотвечало современным реалиям. Как следствие, 25 октября 2004 года вступил вдействие Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»[9].
В отличиеот Основ законодательства, являющихся по своей форме сводом наиболее общихправовых установок, в новом законе более детально и технологично отраженывопросы организации архивной работы по всем ее направлениям. Содержаниеразделов проекта не только покрывает нормы Основ законодательства иутвержденного Указом Президента Российской Федерации Положения об Архивномфонде Российской Федерации (оба эти правовых акта со вступлением в силу законадолжны быть отменены), но значительно расширяет и обогащает их.
При этомзакон не отменяет права субъектов Российской Федерации принимать в пределахпредоставленной им компетенции собственные архивные законы. Серьезно расширенасфера действия закона, регулирующего отношения по организации хранения,комплектования, учета, использования не только документов Архивного фондаРоссийской Федерации (т. е. подлежащих постоянному хранению), но и другихархивных документов (с временными сроками хранения). Отсюда — иное названиезакона («Об архивном деле...», а не «Об Архивном фонде иархивах...»), расширенный и дополненный понятийный аппарат (введены новыедефиниции, в частности «документ Архивного фонда РоссийскойФедерации», «документы по личному составу», «особо ценныйдокумент», «уникальный документ», «постоянноехранение», «временное хранение», «депозитарноехранение»).
Нормызакона тщательно состыкованы с действующим законодательством. Закон де-юрезакрепляет сложившееся в стране фактическое разделение архивных фондов, т. е.федеральной собственностью объявляются архивные документы, хранящиеся вфедеральных архивах, содержание которых полностью обеспечивает федеральныйбюджет. В собственности субъектов Российской Федерации остаются все документы,хранящиеся в региональных государственных архивах, которые финансируются из средствбюджетов субъектов Российской Федерации.
В законвключена новая для архивного права норма: территориальные организациифедеральных органов государственной власти могут сдавать свои документы врегиональные архивы на договорной основе.
Следующаяновация закона — норма о том, что документы Архивного фонда России, поступившиена хранение в государственные и муниципальные архивы, не входят в состав ихимущества.
Своеобразнымдополнением к Гражданскому кодексу России является статья закона«Обязанности органов государственной власти, органов местногосамоуправления, юридических лиц по комплектованию государственных имуниципальных архивов», которая подробно объясняет, как поступать сархивными документами при реорганизации (в том числе путем преобразования, разделенияили выделения) или ликвидации юридических лиц различных форм собственности.
Абсолютноновой является статья об особенностях гражданского оборота документов Архивногофонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности.
Законсохраняет установившиеся после распада СССР и оправдавшие себя демократичныенормы доступа к открытой архивной информации, учитывает конституционные праваграждан на неприкосновенность частной жизни.
Однако,с принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации былразделен на три части: федеральныеархивные документы, региональныеархивные документы и муниципальныеархивные документы. Разделяясобственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования ихранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона быловведено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивногофонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельноститерриториальных органов, федеральных органов государственной властии федеральных организаций, иных государственных органов РоссийскойФедерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации,могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерациина основании договора между органом или организацией, передающимиуказанные документы, и уполномоченным органом исполнительной властисубъекта Российской Федерации в области архивного дела».
В результатеостро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральныхорганов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службыбезопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управленияфедерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службызанятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственныеучреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образованияи т.д. Согласно нового закона вся их документация являетсяфедеральной собственностью и должна быть принята на хранениев федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблемнемало.
Внастоящее время стране действует не менее 50 законодательных актов, прямо иликосвенно регулирующих вопросы архивной сферы, к которым относятсязаконодательные акты о культуре; информатизации и защите информации;государственной тайне; службе внешней разведки; оперативно-розыскнойдеятельности; авторском праве; о правовой охране программ ЭВМ и многие другие.
Условноспециалисты разделяют их на три группы[10]:
1)актыфундаментального характера, регламентирующие весь комплекс вопросов отнесенныхк компетенции архивной сферы;
2) акты,регламентирующие процессы комплектования, хранения, учета архивных документов;
3) акты,регламентирующие доступ к архивным документам и их использование.
Впринятом 13 июня 1996 года (в редакции законов 1999г.) Уголовном кодексеРоссийской Федерации[11] появились ряд статей,где впервые содержится прямое упоминание о документах и правонарушениях,связанных с ними (ст.140,164.188,90,243,284,324,325). В принятом новом Кодексеоб административных нарушениях[12] появились статьи обответственности за хранение использование документов(ст. 13.20).
Главныйнормативно-методический документ, определяющий деятельность государственныхархивов, — Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации[13].Правила, в соответствии с существующим законодательством, не распространяютсяна муниципальные архивы и другие хранилища, осуществляющие хранение документовмуниципальной собственности, и могут быть лишь рекомендованы для использованияими. До последнего времени государственные архивы руководствовались Основнымиправилами работы государственных архивов СССР, принятыми в 1983 г. Кардинальныесоциально-политические изменения в стране, развитие научно-технического прогрессаи устаревание отдельных положений этих Правил обусловили необходимость созданияновой редакции Основных правил работы государственных архивов.
НовыеПравила работы государственных архивов подготовлены на основе переработки ранеедействовавших нормативно-методических документов с учетом накопленного впоследнее десятилетие опыта работы архивной службы в новых условиях, в томчисле опыта применения современных технических средств и информационныхтехнологий и международной архивной практики.
В новых Правилахсохранены традиция и преемственность с методикой и технологиями выполненияосновных работ с архивными документами. Правила, синтезируя опыт отечественногоархивного дела, закрепляют приемлемые для всех государственных архивов Россииунифицированные положения и нормы, обеспечивающие единство архивного дела вРоссийской Федерации в соответствии с современными реалиями.
Вместе стем, применительно к работе специализированных кинофотофоноархивов, а такжеархивов научно-технической документации, продолжают действовать «Основныеправила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами»[14],которые более глубоко и детально раскрывают особенности технологическихпроцессов работы с аудиовизуальными документами. По этой же причине готовятсяновые Правила работы государственных архивов с научно-техническойдокументацией, которые будут дополнять Основные правила. Правила впервыеизлагают некоторые виды работ с машиночитаемой (электронной) документацией,являющейся новым объектом деятельности государственных архивов. Отсутствиедостаточного опыта работы с нею ограничило изложение таких норм вынужденнымминимумом. К Правилам приложены формы документации, необходимой в деятельностигосударственных архивов, как внедренные ранее, так и ряд новых илипереработанных (акт страховой оценки архивных документов, акт приема-передачистраховых копий, акт приема документов личного происхождения и др.).
ВПравилах не раскрываются методика и технология различных архивных работ, местокоторым в учебных и научно-методических пособиях, рекомендациях и инструкциях,а излагаются основные требования нормативного характера.
Дляархивов организаций разработаны «Основные правила работы архивов организаций»[15].Правила основываются на действующей нормативной правовой базе в областиинформации, документационного обеспечения управления и архивного дела,учитывают современные достижения в применении технических средств иинформационных технологий в работе с документами. Правила распространяются наархивы государственных организаций, а так же обязательны для всехнегосударственных организаций. К Правилам приложены формы документов,обеспечивающих работу архива.
Итак, одной из актуальныхпроблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивногозаконодательства. Главной задачей архивного законодательства является созданиезаконодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулированияотношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечитьсохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннееиспользование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части еенационального и культурного достояния.
Федеральный Закон «Обархивном деле в Российской Федерации» сегодня регулирует отношения в сфереорганизации, хранения, комплектования, учета и использования документовАрхивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо отих форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом вРоссийской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Принципиальноважными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, вархивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деленияна государственную и негосударственную часть Архивного фонда РоссийскойФедерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийногоаппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий РоссийскойФедерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела;четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначениеособенности правового положения архивных документов, находящихся всобственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборотадокументов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частнойсобственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием,хранением, учетом и организацией использования документов Архивного ФондаРоссийской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. Вотдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и ихиспользованию, а также вопросы международного сотрудничества.

2. АРХИВНОЕ ДЕЛО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Отражение общественно-политических изменений на архивное делосовременной России
Принципиальноновый этап в архивном деле в России наступил в годы горбачевской перестройки иособенно после провала августовского путча 1991 года.
Демократизацияобщества, все большая его открытость имели своим результатом и расширениедоступа к информации, в том числе к архивным документам. Несмотря нанеослабевающие финансовые и административные проблемы, происшедшие в архивномделе перемены, небывалый рост интереса к отечественной истории XX века способствовали повышениюпрестижа архивистов. Появилось огромное количество газетных и журнальныхпубликаций в российской и зарубежной прессе, посвященных архивам постсоветскойРоссии. Государство, в свою очередь, стало уделять больше вниманияреформированию архивной системы. Символично даже само размещение Главархива наИльинке, в здании бывшего ЦК ВКП(б). Новое руководство страны, стремясьподорвать основы власти КПСС и силовых структур, охранявших ее, постаралось,прежде всего, овладеть их архивами.
В связис проводимой в России административной реформой, произошли изменения и ворганизации управления архивном делом в стране. Согласно Указу ПрезидентаРоссийской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти»[16] Федеральная архивная службаРоссии переименована в Федеральное архивное агентство в составе Министерствакультуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. ПостановлениемПравительства РФ от 17 июня 2004 года № 290 было утверждено Положение «ОФедеральном архивном агентстве»[17]. По этому положениюФедеральное архивное агентство утрачивает функции нормативно-правовогорегулирования в установленной сфере деятельности и функции по контролю инадзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерацииили постановлениями Правительства Российской Федерации.
2.2 Современная система архивов
Современнаясистема архивов России представлена четырьмя типами: государственные архивы,ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы[18].Каждый из этих типов архивов в свою очередь представлен неким множеством,составляющие которого формально и неформально имеют не только общие черты, но исущественные различия.
Государственныеархивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектовРоссийской Федерации. Федеральные государственные архивы включают исторические,т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы.Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представленыаналогичными подвидами архивов.
Ведомственныеархивы оформились в тривида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений,организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, испециализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованнойорганизацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов[19].
Государственныеархивы — этоспециализированные государственные учреждения, основное звено системыучреждений архивной службы России. В целях постоянного (вечного) хранениявверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации ониосуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность,комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми имдокументами негосударственных организаций и физических лиц; создают исовершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационныетехнологии; обеспечивают условия для использования архивных документовюридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживаниеорганов государственной власти и самостоятельное использование архивныхдокументов в интересах укрепления российской государственности, обеспеченияобщественных потребностей в ретроспективной документной информации. Формируя,храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы темсамым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске ираспространении архивной информации. Они представляют собой особуюинформационную систему, выступают в качестве субъектов информационныхпроцессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственныхархивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства,объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом.
Негосударственныеархивы включают не менеешести видов: архивы приватизированных предприятий, архивы банков и другихкоммерческих структур, архивы партий, профсоюзов и общественных движений,архивы официально зарегистрированных частных фондов, архивы творческихобъединений, архивы религиозных конфессий.
Муниципальные(районные и городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и кооперированнымиархивами, в основном концентрирующими документы местных учреждений,организаций, предприятий по личному составу.
Всечетыре названных типа архивов в той или иной степени в настоящее времяиспытывают воздействие нескольких факторов. Первый фактор — это законодательноерегулирование их деятельности. В наибольшей мере он коснулся государственных иведомственных архивов. Применительно к решению задач управления, главнымипоследствиями воздействия этого фактора стали федерализация системыгосударственных архивов и обособление архивных служб отдельных государственныхструктур (Президента Российской Федерации, «силовых ведомств», МИД,Госфильмофонда и др.) в системе организации ведомственных архивов. Второйфактор — это организационная перестройка экономической, политической, социальнойи интеллектуальной сфер жизнедеятельности российского общества. Онспособствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов,ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб вотношении контроля за негосударственными архивами, породил известные трудностив решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственногопроисхождения. Третий фактор — изменение ценностных ориентировжизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно дляпереходных периодов, — привел к снижению общественного статуса государственных,местных и отчасти ведомственных архивов и одновременно способствовал повышениюпрестижа отдельных подвидов негосударственных архивов. Четвертый фактор — финансовый — болезненно отразился на управлении прежде всего государственныхархивов. Пятый фактор — концептуальная неготовность архивистов к пересмотрусложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новыхполитических и социально-экономических условиях.
Говоряоб органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание нато, что они не имеют сейчас характерного для советского периода единообразиястатуса и наименований — есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты.Объясняется это тем, что в соответствии с действующим законодательствомсубъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме тех,которые отнесены к исключительному ведению РФ или совместному.
Несмотряна различие статуса архивных органов субъектов РФ их задачи и функции восновном одинаковые, абсолютное большинство из них входит в утвержденныерегиональным законодательством структуры органов исполнительной власти. По мереунификации этих структур уточняются и приводятся в соответствие с масштабом деятельностистатус архивных органов, а так же их наименования.
Органыгосударственного управления архивным делом субъектов Федерации полномочныопределять и решать самостоятельно широкий круг проблем. В их компетенциюполностью входит решение кадрового, финансового, материального обеспечениядеятельности подведомственных архивов, изменение (с соблюдением соответствующихпроцедур) системы архивов субъектов Федерации, их профилей, текущих задачкомплектования, обеспечения сохранности, использования архивных документов.
Остановимсядалее более подробно на характеристике отдельных государственных архивовфедерального уровня, так как именно они дают ясное представление о положенииархивного дела в стране в целом и о существующих в нем достижениях и проблемах.
2.3 Государственные архивы федерального уровня
2.3.1Государственный архив Российской Федерации
Архив хранит документывысших органов власти и органов государственного управления СССР с Октябрьскойреволюции до 1991 г., кроме тех документов, которые хранятся вспециализированных государственных архивах федерального уровня (таких как РГАЭ,РГАЛИ, РГВА, РГАВМФ) и ведомственных архивах, таких как архивы Министерстваиностранных дел, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности. Онтакже включает фонды дореволюционных высших и центральных государственныхучреждений политического розыска и сыска, судебно-следственных и карательныхучреждений Российской империи, фонды по истории Царства Польского, а такжефонды учреждений и организаций Временного правительства 1917 года. Архив имеетна хранении фонды личного происхождения крупнейших политических и общественныхдеятелей государства, различных политических партий, существовавших наканунеОктябрьской революции, профсоюзов и общественных организаций как до-, так ипослереволюционного периода[20].
Фонды советского временисоставляют основную часть документов архива. В первую очередь, это фонды высшихорганов государственной власти и государственного управления общесоюзного ироссийского значения, в том числе Петроградского и Московскоговоенно-революционных комитетов (ВРК), Всероссийского Центрального ИсполнительногоКомитета (ВЦИК, 1917-1936), Центрального Исполнительного Комитета СССР (ЦИКСССР, 1922-1938), Совета труда и обороны СССР при СНК СССР (СТО, 1923-1937),Верховного Совета СССР (1938-1989), Съезда Народных депутатов, ВерховногоСовета СССР (1989-1991), Верховного Совета РСФСР (1938-1990), Съезда Народныхдепутатов РФ, Верховного Совета РФ (1990-1993), СНК СССР-Совета Министров СССР(1923-1991), Совета Министров РСФСР (1917-1991), а также фонды комитетов икомиссий, создававшихся при них.
Российская Федерацияпредставлена документами Министерства промышленности РФ (1990-1992, 1996-1997),Комитета РФ по машиностроению (1992-1996), Комитета Российской Федерации пометаллургии (1992-1996), Министерства экономики РФ (1991-1999), Комитета ценпри Минэкономики РФ (1992), Министерства путей сообщения РФ (1992-1996),Комитета РФ по химической и нефтехимической промышленности (1992-1996),Государственного комитета РФ по промышленной политике (1992-1996), Министерстватруда РФ (1990-1993), Министерства труда и социального развития РФ (1997-2004),Государственного Комитета РФ по высшему образованию (1993-1996), Министерстварегиональной политики РФ (1998-1999), Федеральной Службой специальногостроительства России (1991-1998), Российской государственной телерадиокомпании«Останкино» (1991-1995), Министерства печати и информации РоссийскойФедерации (Мининфорпечать РФ) (1991-1999) и др.
Центральные органы СССРпредставлены фондами народных комиссариатов и министерств, являвшихся органамиуправления в области внутренних дел, юстиции, народного образования,здравоохранения и средств массовой информации. Центральные органы РСФСРпредставлены фондами народных комиссариатов и министерств, являвшихся органамиуправления в области планирования, финансирования, статистики, в отрасляхпромышленности, сельского хозяйства, а также в области здравоохранения,народного образования, юстиции, внутренних дел и др.
Архив хранит документыВерховного суда СССР (1923-1991), РСФСР (1935-1971), Прокуратуры СССР(1933-1991), РСФСР (1936-1974), Госарбитража СССР (1931-1991), РСФСР(1941-1990), а также Чрезвычайной государственной комиссии по установлению ирасследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на оккупированнойтерритории СССР (ВЧК) и международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио.
Документы центральныхсредств массовой информации представлены фондами Государственного комитета СМСССР по телевидению и радиовещанию и его предшественников, материаламиТелеграфного агентства Советского Союза (ТАСС), Совинформбюро, Агентства печати«Новости» (АПН), учреждений по управлению издательским делом, книжнойторговлей, центральных государственных издательств.
Комплекс документовобщественных организаций включает фонды Всесоюзного центрального советапрофессиональных союзов (ВЦСПС, 1917-1991), центральных комитетов отраслевыхпрофсоюзов. К этой же группе относятся фонды Исполнительного комитета Союзаобществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (1918-1992), Всесоюзногообщества культурных связей с заграницей (ВОКС, 1925-1957), Союза советскихобществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, Комитета советскихженщин, Советского комитета защиты мира, а также фонды многочисленныхкооперативных, научных и культурных организаций.
За указанный периодимеются личные фонды активных участников Октябрьской революции, работниковсоветских, государственных, партийных и общественных органов (В. В.Адоратского, В. А. Антонова-Овсеенко, М. Н. Покровского, А. И. Свидерского, В.В. Шмидта и др.).
Дореволюционный комплексдокументов ГА РФ представлен фондами III отделения собственной е.и.в.канцелярии (1826-1880), Департамента полиции Министерства внутренних дел(1881-1917), Уголовного отделения I департамента Министерства юстиции и другихучреждений систем этих министерств, Штаба Отдельного корпуса жандармов,Московского и Петроградского охранных отделений и губернских жандармскихуправлений, жандармско-полицейских управлений железных дорог,судебно-следственных учреждений и органов судебного надзора по политическимделам Российской империи (в том числе документы Следственной комиссии иВерховного уголовного суда по делу декабристов), а также документы главныхтюрем и исправительных домов России. В 1995 г. он пополнился переданными изархива ФСБ документами царской полиции о поездках Николая II по России. Имеетсякомплекс документов центральных учреждений Царства Польского.
Крупный комплексдокументов составляют фонды Временного правительства России, его высших ицентральных государственных учреждений, в том числе Канцелярии Временногоправительства (1917), министерств, комиссий и комитетов этого правительства вобласти финансов, промышленности, торговли, культуры, просвещения и печати, атакже Канцелярии Всероссийского учредительного собрания (1917-1918) иорганизаций по проведению выборов в него, материалов Советов рабочих,крестьянских и солдатских депутатов, общественных организаций до октября 1917г.
Имеются комплексы фондовразличных политических партий (за исключением РСДРП и политических партий игрупп, впоследствии вошедших в РСДРП-РКП(б), хранящихся в РГАСПИ, быв. РЦХИДНИ)и общественных организаций дореволюционного периода. В их числе — материалыКонституционно-демократической партии (кадеты), Союза 17 октября, Всероссийскогосоюза русского народа, а также Нью-Йоркского отделения фонда Вольной русскойпрессы, Тургеневской русской общественной библиотеки (Париж), Комитета помощиполитическим каторжанам имени В. Н. Фигнер (Париж), русских эмигрантскихорганизаций и редакций (многие из которых поступили в составе «трофейныхархивов» после Второй мировой войны), польских и литовских организаций натерритории России.
Многочисленные фондыличного происхождения представлены документами членов императорской фамилии,полученными из бывшего Новоромановского архива, известнейших государственных иполитических деятелей дооктябрьской России (Бенкендорфов,Голенищевых-Кутузовых, А. М. Горчакова, Долгоруковых, Н. П. Игнатьева, М. Н.Каткова, В. Н. Ламсдорфа, М. Т. Лорис-Меликова), декабристов (П. А. Муханова,И. И. Пущина, С. П. Трубецкого, семейного фонда Якушкиных), деятелейреволюционного движения (П. Б. Аксельрода, Бакуниных, П. А. Кропоткина, П. Л.Лаврова), общественных деятелей и ученых (А. Ф. Кони, А. А. Корнилова, В. И.Семевского, Ф. Ф. и С. Ф. Ольденбургов) и др.
Дореволюционная историяотражена также в «Коллекции документов рукописного отделения библиотекиЗимнего дворца» (материалы ХVII-ХIХ вв.), «Коллекции рукописейЦарскосельского дворца». Имеются: коллекция вещественных доказательств,изъятых жандармскими учреждениями при обыске редакций журналов, газет иотдельных лиц, и коллекции листовок, произведений нелегальной печати,фотопортретов участников общественного и революционного движения в России.
В архиве хранится частьфондов бывшего Русского заграничного исторического архива в г. Праге (РЗИА),переданных в Москву в начале 1946 г. Они имеют первостепенное значение дляистории русской эмиграции кон. ХIХ-сер. ХХ века, а также частично отражаютисторию гражданской войны и иностранной военной интервенции. Среди них — личныефонды А. И. Гучкова, А. И. Деникина, кн. Г. Е. Львова, П. Б. Струве, Б. В.Савинкова и многих других деятелей русской эмиграции. Следует, однако,учитывать, что в 50-е годы значительная часть фондов РЗИА была распылена помногим государственным архивам и музеям СССР (ок. 30 хранилищ), и в настоящеевремя издан сводный путеводитель по ним, хотя некоторые из подготовленных по ихматериалам справочников (включая обширный карточный каталог) были оставлены вЦГАОР СССР. Фонды русской эмиграции включают также документы югославского,болгарского, польского, французского и немецкого происхождения. Многие из нихбыли захвачены нацистами в ходе Второй мировой войны и перевезены в Москву впослевоенное время.
Архив хранит материалыучреждений белогвардейских правительств (1918-1922), в том числе колчаковского,Временного правительства Северной области, а также учреждений, создававшихсягенералами П. Н. Красновым, А. И. Деникиным, П. Н. Врангелем. Часть из них былатакже получена в составе фондов РЗИА, однако большая часть военной документациибыла передана в Центральный государственный архив Красной Армии (ныне РГВА).
В ГА РФ хранитсяспециальная коллекция микрофильмов документов по отечественной истории с ХIV в.до 50-х гг. ХХ в. на различных европейских языках из зарубежных архивов иколлекций рукописей. Она начала формироваться в 1956 г. при поступлениимикрофотокопий документов из зарубежных хранилищ в порядке межгосударственногообмена. Сюда же в 1961 г. поступили микрофотокопии из фондов быв. ЦГИАМ, а с1993 г. начали поступать микрофильмы материалов, касающихся истории России, изархивов Гуверовского института (США).
2.3.2 Российскийгосударственный архив древних актов
РГАДА хранит документы запериод с ХI до начала ХХ вв. В состав фондов архива входят материалы учрежденийвысшего, центрального и местного управления Российского государства иРоссийской империи, существовавших до административных реформ концаХVIII–начала ХIХ вв. (кроме фондов коллегий — Адмиралтейской, Иностранной иВоенной), фонды центральных межевых учреждений России ХVIII–начала ХХ вв.,документы государственных и общественных деятелей, деятелей науки и культуры,поместно-вотчинные, родовые и монастырские архивы, собрания письменныхпамятников истории, культуры и быта русского и других народов Российскойимперии, собрания отечественных и иностранных рукописных книг, старопечатных иредких изданий ХV–ХIХ вв.
Ценнейшую частьматериалов РГАДА составляет коллекция древнейших актовых памятниковГосударственного древлехранилища хартий и рукописей. Она включает около 400 ед.хр. и состоит из остатков архивов великих и удельных князей, архивов ВеликогоНовгорода и Пскова, московского великокняжеского и так называемого Царскогоархива ХVI в. Наиболее ранним документом этой коллекции является договорнаяграмота Великого Новгорода с великим князем тверским и владимирским ЯрославомЯрославичем 1264 г. Помимо духовных, договорных и других актов здесь находятсясписки законодательных памятников ХI–ХVII вв.: Русской Правды, Судебника 1497г. Ивана III (единственный известный науке список), Судебника Ивана IV 1550 г.,а также подлинный столбец Соборного уложения 1649 г.
Документы высшегоуправления России ХVII–ХVIII вв. содержатся в фондах личных канцелярий монархов— Приказа Тайных дел, «Кабинетов» Петра I (1694–1727), Екатерины II(1762–1796), Павла I (1796–1801); Канцелярий статс-секретарей, Ближнейканцелярии (1699–1718), Верховного тайного совета (1726–1730),Правительствующего Сената (1711–1917), сенатских и синодальных учреждений. Вразрядах Государственного архива Российской империи имеется документацияорганов политического следствия, надзора и сыска — Преображенского приказа(1686–1729), Тайной канцелярии (1718–1726) и Тайной экспедиции Сената(1762–1801), секретных следственных комиссий XIX века.
Материалы учрежденийцентрального отраслевого и территориального управления представлены фондамипрактически всех приказов ХVI–начала ХVIII вв.: Аптекарского, Большого приходаи Большой казны, Малороссийского, Поместного, Посольского, Разрядного,Сибирского, дворцовых и четвертных приказов.
Управлениепромышленностью и торговлей в ХVII–ХIХ вв., финансовая политика русскогоправительства отразились в фондах приказов и коллегий (Берг-, Камер-, Коммерц-,Мануфактур-), Главного магистрата, таможен, контор и канцелярий ХVIII в., атакже в фондах дворянских родов, владевших заводами, фабриками и приисками.
Деятельность учрежденийместного управления ХVI–ХVIII вв. отражена в фондах приказных, губных иразрядных изб, губернских, провинциальных и уездных (воеводских) канцелярий,учреждений по управлению отдельными категориями населения (дворцовыми,казенными и экономическими крестьянами, однодворцами, колонистами), а такжеказенными лесами и промыслами.
Аграрные отношения вдореволюционной России нашли отражение в фондах Вотчинной коллегии, Поместногои Разрядного приказов.
Среди монастырских фондовнаходятся фонды Троице-Сергиевой лавры, Соловецкого, других монастырей,характеризующие землевладение, хозяйство, управление монастырскими крестьянами,строительство церковных зданий и другие вопросы.
Писцовые, переписные имежевые книги ХV–ХVII вв., фонд Поместного приказа, документы ревизий населенияХVIII в., фонды центральных межевых учреждений ХVIII–начала ХХ в. (межевыхканцелярий, Канцелярии главного директора Межевого корпуса), осуществлявшихгенеральное, специальное и специально-коштное межевание земель, содержатразносторонние сведения о географии, природных условиях, демографии,экономическом развитии отдельных регионов страны и отдельных населенныхпунктов.
Значительную группу вРГАДА составляют фонды дворцовых учреждений, в том числе Главной дворцовойканцелярии и ее контор (1721–1786), Министерства Императорского двора.
Материалы Посольского,Сибирского, Малороссийского приказов, Сената, разрядов Госархива широкоосвещают отношения России с иностранными государствами, связи с народами,вошедшими впоследствии в состав Российской империи, их историю и культуру.
В фондах-коллекцияхГосударственного архива и МГАМИД, Оружейной палаты и Дворцового архива, а такжев собраниях рукописных книг из рукописных отделов библиотеки МГАМИД иСинодальной типографии, собраниях Ф. Ф. Мазурина, кн. М. А. Оболенского,Саровской пустыни хранятся памятники русской культуры — древнеславянскаярукопись ХI в. из библиотеки Московской Синодальной типографии «Саввина книга»,Софийская первая летопись в списке ХV в., Никоновская летопись ХVI в., другиедревнерусские летописи в списках ХV–ХIХ вв. В рукописных собраниях РГАДА широкопредставлена русская и переводная светская и богословская литература —сочинения Максима Грека, Иосифа Волоцкого, кн. А. М. Курбского, протопопаАввакума, а также рукописи на классических, славянских, западноевропейских ивосточных языках.
Родовыеи личные фонды крупнейших землевладельцев, промышленников, государственныхдеятелей дореволюционной России: Бобринских, Воронцовых, Гагариных, Голицыных,Гончаровых, Демидовых, Паниных, Шереметевых, Шуваловых, Юсуповых, включаютматериалы по частному землевладению, торговле и промышленности, внутренней ивнешней политике, науке и культуре, характеризуют служебную и общественнуюдеятельность представителей правящей элиты.
2.3.3Российский государственный исторический архив
РГИА сосредоточил фондывысших и центральных органов государственной власти и управления Российскойимперии преимущественно с начала XIX в. по 1917 г. (кроме фондов Министерстввоенного, морского и иностранных дел), а также общественных организаций,учреждений и частных лиц дореволюционной России.
Здесь хранятся фондызаконодательных органов власти — Государственного Совета (1810–1917) и егодепартаментов, Главного комитета по крестьянскому делу (1858–1861) и другихкомитетов, ведавших подготовкой и предварительным рассмотрением проектовзаконов, положений и др. государственных актов, а также фонд первого в Россиивыборного законодательного органа — Государственной Думы (1905–1917).Большинство из этих фондов ранее хранилось в архиве Государственного Совета.
Документы высшихисполнительских структур и органов управления представлены фондами КомитетаМинистров (1802-1906) и Совета Министров (1857–1882; 1905–1917).
Весьма значителенкомплекс фондов кодификационных учреждений России XIX в., основной задачейкоторых было составление и издание Полного собрания законов и Свода законовРоссийской империи. Среди них фонды Кодификационного отдела ГосударственногоСовета, Отделения свода законов Государственной канцелярии и др.
Одним из обширнейшихявляется комплекс фондов из бывшего Архива Правительствующего Сената(1711–1917). Часть материалов его учреждений, главным образом сенатскихкомиссий, существовавших до 1802 г., в разное время была передана в РГАДА, афонд Особого присутствия по политическим делам — в ГА РФ. В то же время частьсенатских документов XIX в., ранее хранившихся в Москве, была затем передана вРГИА. В них отложились императорские именные указы, текущая переписка сгубернаторами, материалы сенаторских ревизий отдельных губерний; уголовные,кассационные и апелляционные дела практически на все категории населения. Фондодного из сенатских департаментов — Департамента Герольдии (1757–1917) иКоллекция жалованных грамот, дипломов и патентов на чины содержат значительныйкомплекс генеалогической документации со сведениями о пожаловании дворянскогозвания и титулов.
Фонды высшегоадминистративного и судебного органа русской православной церкви — Святейшегоправительствующего Синода (1721–1918) включают документы о внутренней церковнойжизни — организации епархий, викариатств, консисторий и приходов, в том числе,архив Александро-Невской Лавры (1713–1918). Они представляют многообразнуюинформацию о народном образовании (Училищный совет, Учебный комитет и др.).
В документахгреко-католической (униатской) церкви представлены материалы из Белоруссии,Украины и Литвы (XV в.–1839 г.). Имеются фонды других религиозных конфессий,например Евангелическо-Лютеранской консистории, Римско-католической духовнойколлегии, Англиканских церквей. Здесь хранятся также коллекции рукописных книгXIV – нач. XX вв., хартий, карт, строительных планов и фотографий.
В РГИА хранятся фондыпочти всех министерств и главных управлений, действовавших на территорииРоссийской империи в XIX – нач. XX вв.: внутренних дел, юстиции, финансов,торговли и промышленности, земледелия, путей сообщения, почт и телеграфов,народного просвещения, императорского двора и созданных при них для решенияотдельных вопросов комиссий и комитетов.
Часть фондов органовполиции и юстиции была передана в Москву и составила дореволюционный отдел ГАРФ. В их числе документы Департамента полиции и Особой канцелярии Министерствавнутренних дел, Третьего отделения, Главного управления тюрем Министерстваюстиции.
Объемным являетсякомплекс фондов т. наз. внеминистерских и межведомственных учреждений:Собственной е. и. в. канцелярии (1812–1917), ведавшей личной перепискойимператора, вопросами наград и государственной службы высших правительственныхчиновников и др. (за исключением материалов III Отделения, переданных в ГА РФ);Ведомства учреждений императрицы Марии, осуществлявшего опекунские,попечительские и просветительские функции.
РГИА хранит документычастных акционерных обществ, торгово-промышленных товариществ и банков,железнодорожных, пароходных и страховых компаний, различных объединенийпредставителей частной торговли и промышленности.
Архив имеет ряд фондовнаучных, культурно-просветительских, художественных и благотворительныхучреждений. Среди них — Академия художеств (1757–1917), Вольное экономическоеобщество (1765–1918), Русское техническое общество, Русское историческоеобщество, Императорское человеколюбивое общество и др.
В документах архива нашлаотражение деятельность выдающихся мыслителей, ученых, изобретателей,художников, композиторов, писателей, деятелей общественного движения России.Среди материалов личного происхождения наиболее значительная часть принадлежитфамильным фондам ведущих дворянских родов России, таких, как Абамелек-Лазаревы,Бобринские, Васильчиковы, Волконские, Воронцовы-Дашковы, ВсеволжскиеДолгоруковы, Кочубеи, Милютины, Оболенские, Палены, Панины, Толстые, Трубецкие,Шереметьевы и др… Представлены также личные фонды ряда государственныхдеятелей: М. М. Спенанского, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, К. П. Победоносцева,И. Ф. Паскевич-Эриванских и др., и ученых: востоковеда В. В. Григорьева,историков античного мира М. И. Ростовцева и Б. В. Фармаковского, археографа Н.В. Калачова, отечественных историков Н. М. Карамзина, Н. П.Павлова-Сильванского, М. П. Погодина, С. С. Татищева, П. Е. Щеголева,византиниста В. Э. Регеля, генеалогов и нумизматов Б. В. Кёне, Ю.-Г. Иверсена,В. К. Лукомского и др.
Всоставе многих фондов и коллекций графических документов хранятся материалы поистории архитектуры и градостроительства в России. Имеются авторские чертежи,эскизы и рисунки В. И. Баженова, А. Н. Воронихина, Д. Кваренги, М. Ф. Казакова,О. Монферрана, В. В. Растрелли, А. Ринальди, К. И. Росси, В. П. Стасова, А. И.Штакеншнейдера и др.
2.3.4Российский государственный военно-исторический архив
В соответствии со своимпрофилем архив хранит документацию, образовавшуюся в деятельности высших,центральных и местных органов военного управления и военных учреждений России сконца ХVII века до марта 1918 г.
Документация высшеговоенного управления русской армией отложилась в фондах Кабинета е.и.в.,Конференции при Императорском дворе. Часть материалов этих фондов в настоящеевремя находится в РГАДА.
Фонды центральногоаппарата военного ведомства дореволюционной России представлены документамиканцелярий, экспедиций, повытий и комиссий Военной коллегии (1717–1812),Канцелярии, департаментов и управлений Военного министерства (1808–1918),Главного штаба (1865–1918), Главного управления Генерального штаба (1905–1918).Они характеризуют историю создания регулярной армии России при Петре I,организацию, комплектование, дислокацию, обучение, порядок службы и снабжениявойск. В первую очередь, это указы императоров и Сената, протоколы заседанийучреждений военного ведомства, отчеты о численности и состоянии армии,переписка о составлении мобилизационных расписаний и строевых уставов и др.
Фонды Артиллерийскойэкспедиции Военной коллегии и Главного артиллерийского управления (1862-1918),Главного военно-технического управления (1862–1918), Управлениягенерал-инспектора по инженерной части содержат сведения по истории развитиявоенной техники и инженерного дела в России.
Состояние и развитиевоенного законодательства, военного судоустройства и судопроизводства вдореволюционной России отражены в документах Военной коллегии, Главноговоенно-судного управления (1867–1918), полевых генерал-аудиториатов и корпусныхсудов.
Большой массив составляютфонды органов местного военного управления: военных округов (Варшавского,Московского, Киевского, Санкт-Петербургского, Финляндского и др.), территорийказачьих войск (Донского, Кавказского, Оренбургского, Уральского и др.),крепостей (Бобруйской, Двинской, Ковенской, Нарвской и др.), пограничных линий(Штаба войск Кубанской линии, Управления Закаспийской областью и др.).
Фонды Главного управлениявоенно-учебных заведений (1865–1918), Военно-медицинской академии (1801–1918),других военно-учебных заведений (академий, училищ, школ и кадетских корпусов)характеризуют постановку военного образования и развитие военно-педагогическоймысли в России, преподавательскую деятельность многих выдающихся представителейроссийской науки.
В архиве сосредоточеносновной массив документов по истории войн и походов русской армии с ХVIII в.по начало ХХ в. включительно. Это фонды армий и корпусов, действовавших вразличных войнах, которые вела Россия в XVIII–XIX вв.; военно-полевыхканцелярий русских полководцев и военачальников — М. Б. Барклая-де-Толли, А.А.Брусилова, П. А. Румянцева, А. В. Суворова.
Военные учреждения временПервой мировой войны представлены фондами Штаба Верховного главнокомандующего (Ставка,1914–1918), Главного штаба, управлений военных комиссаров Временногоправительства (1917), полевых управлений фронтов, армий, корпусов, дивизий всехродов сухопутных войск и военно-воздушных сил. К ним примыкают фондыобщественных организаций (Российское общество Красного Креста, Всероссийскийземский и городской союзы, Скобелевский комитет), образованных для содействиярусской армии, регулирования военного производства и руководства военнойэкономикой России, снабжения и санитарного обеспечения армии.
Наряду с историейвоенного управления и боевой деятельности русской армии, документы РГВИАсодержат сведения по истории народов Российской империи, освоению природныхбогатств Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока (фонды ДепартаментаГенерального штаба и Азиатской части Главного штаба, Главноговоенно-технического управления, Главного интендантского управления, Главногоуправления казачьих войск).
Документы многих фондовхарактеризуют состояние экономики России в ХVIII–начале ХХ вв., внутреннюю ивнешнюю политику, дипломатические, экономические, торговые, военные,научно-технические и культурные связи России с иностранными государствами(фонды Иностранной экспедиции и Канцелярии Военной коллегии, КанцелярииВоенного министерства, коллекция Военно-ученого архива).
Коллекциивоенно-исторических документов и картографических материалов бывшегоВоенно-ученого архива (ВУА) включают уникальные тематические собрания постатистике, экономике, этнографии, военной топографии Российской империи,истории европейских и азиатских государств и некоторых стран Латинской Америки.Здесь хранятся генеральные атласы мира, карты иностранных государств и России,ее отдельных регионов, планы городов, крепостей и их окрестностей. В коллекцияхВУА и фонде Главного военно-технического управления имеются уникальныеисточники по истории архитектуры и градостроительства:архитектурно-строительные проекты и чертежи различных военных, гражданских ицерковных сооружений ХVI–нач. ХХ вв. многих городов России. Здесь же хранятся гравюрыи акварели с видами городов, изображениями военных сюжетов и военной формы.
Архивнасчитывает большое количество фондов личного происхождения, в том числе фондыполководцев и военных администраторов (А. А. Аракчеева, М. Б. Барклая де-Толли,А. П. Ермолова, А. Н. Куропаткина, Б. А. Миниха, Г. А. Потемкина и др.).Имеются также личные фонды теоретиков и историков военного искусства, педагогови литераторов, деятельность которых была связана с военной историей России (Д.П. Бутурлина, П. Н. Воронова, А. М. Зайончковского, А. И. Макшеева и др.).
2.3.5Российский государственный архив военно-морского флота
Архив хранит документывоенно-морского флота России (конец XVII в. — 1940 г.). Эти документыотложились в фондах учреждений центрального аппарата управления военно-морскимфлотом, управлений флотов и флотилий, военно-морских учебных заведений инаучно-исследовательских учреждений, военных портов, судостроительных и другихпредприятий, гидрографических и научных экспедиций, а также в личных фондахвыдающихся мореплавателей и деятелей военно-морского флота.
Документы периодаоснования отечественного флота отложились в фондах Царского шатра (ставки ПетраI) на реке Воронеже, Приказа воинского морского флота. В архиве представленыфонды Адмиралтейской канцелярии, Государственной адмиралтейств-коллегии(1717-1827), ее контор и экспедиций, Адмиралтейского и других департаментовМорского министерства (1802-1917), Главного морского штаба и Морскогогенерального штаба, других центральных учреждений, а также документы о созданиирусского флота на Балтике, Азовском, Черном, Каспийском морях, СеверномЛедовитом и Тихом океанах. В них отражена боевая деятельность русского флота:Азовский и Прутский походы Петра I, морские сражения периода Северной войны ирусско-турецких войн XVIII-XIX вв., Крымской войны 1853-1856 гг. Более позднийпериод военно-морской истории отражен в документах фондов Главного морскогоштаба, Морского генерального штаба, Морского штаба Верховногоглавнокомандующего и др. Здесь сосредоточены сведения об участии флота вРусско-японской и Первой мировой войнах, такие как боевые действиятихоокеанских эскадр и оборона Порт-Артура, о военных действиях на Балтийском,Северном, Черноморском и др. морских театрах Первой мировой войны.
В фондах Кораблестроительногодепартамента, Главного управления кораблестроения, Кораблестроительного иУчетного комитетов, Морского ученого и технического комитетов и др. хранятсядокументы об организации и ходе кораблестроения до 1917 г. в Воронеже, ЛодейномПоле, Новой Ладоге, Выборге, Петербурге, Архангельске и других местах, наверфях и судостроительных заводах России и за границей.
В фондахГидрографического департамента, Главного гидрографического управления, Архивагидрографии отложился крупный массив документов, характеризующий результатыпроведения географических и гидрографических экспедиций XVIII-XIX вв.,организацию кругосветных и дальних плаваний, исследование и освоение северныхрайонов Тихого океана и Аляски, Северного морского пути, других районовМирового океана и прилегающих к России морей.
Документы военно-морскихучебных заведений представлены фондами Морского кадетского корпуса, МорскогоИнженерного училища, Николаевской морской академии, гардемаринских и различныхофицерских курсов, школ, училищ и классов.
Документы периодареволюции и гражданской войны (1917-начало 1920-х гг.) представлены фондамиВоенно-морского революционного комитета, центральных комитетов флотов ифлотилий, Кронштадтского, Севастопольского, Ревельского и ГельсингфорсскогоСоветов и др., а также фондами Штаба Рабоче-Крестьянского Красного Флота(РККФ), Морского генерального штаба, политуправлений и политотделов,центральных комитетов Балтийского и Черноморского флотов.
Послереволюционный периодотражен также в фондах Управления военно-морских сил рабоче-крестьянскойКрасной Армии (РККА), Народного комиссариата военно-морского флота СССР,Главного морского штаба рабоче-крестьянского Военно-морского Флота (ВМФ).Материалы этих и других фондов, ранее находившиеся на закрытом хранении, ныне доступныдля исследователей.
Архив имеет фонды личногопроисхождения выдающихся флотоводцев, мореплавателей и ученых, материалыкоторых выходят за рамки флотской тематики, в том числе В.М. Головнина, С.К. иА.С. Грейгов, Ф.П. Литке, С.О. Макарова, А.С. Меншикова, великого князяКонстантина Николаевича семейный фонд Бутаковых и др. Документы руководителейморских экспедиций и кругосветных путешествий представлены фондами Ф.Ф.Беллинсгаузена, В.И. Беринга, И.Ф. Крузенштерна, В.М. Головнина, канцеляриикапитана-командора В.И. Беринга, капитана А.И. Чирикова и капитана П.К.Креницына и др. Архив хранит фонды известных советских военно-морских деятелей,среди которых личные фонды Н.Н. Алихова, В.А. Белли, В.Е. Егорьева, Н.Б.Павловича, Ю.А. Пантелеева, Н.П. Чикера и др.
В РГАВМФ хранятсяколлекции вахтенных и шканечных журналов кораблей и судов русского и советскогофлотов с XVIII в. вплоть до 1940 г.; послужных и формулярных списков с серединыXVIII в. до 1917 г.; послужных списков и личных дел командного и начальствующегосостава Советского ВМФ 1917-1941; чертежей кораблей и судов парусного,гребного, парового и броненосного флотов; фотографий и открыток кораблейроссийского и иностранного флотов с XVIII в. до 1940 г. Здесь имеется обширнаяколлекция строительных чертежей и планов городов, главным образом портовых,XVIII-начала XX вв., а также коллекция карт из Архива Центральногокартографического производства Военно-Морского Флота (ВМФ), содержащая атласы инавигационные карты, среди которых морские карты-портоланы 1550 г., «Атласвсего света» Баттиста Аньезе (1554 г.) и др. Архив хранит обширныегидрографические материалы, включая морские карты из фондов Гидрографическогодепартамента, Главного гидрографического управления и Гидрографического архивафлота.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Архивное строительство вРоссии имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасльдеятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые ипрактические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом.
Одной из актуальныхпроблем отечественного архивного дела является разработка вопросов архивногозаконодательства. При этом главной задачей архивного законодательства являетсясоздание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правовогорегулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела,обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннееиспользование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части еенационального и культурного достояния.
Федеральный закон 2004года «Об архивном деле в Российской Федерации» явился первым федеральнымзаконом принятым в архивной сфере, который несмотря на свой прогрессивныйхарактер все-таки содержит определенные противоречия и изъяны.
Современнаясистема архивов России представлена четырьмя типами: государственные архивы,ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы. Каждый изэтих типов архивов в свою очередь представлен неким множеством, составляющиекоторого формально и неформально имеют не только общие черты, но и существенныеразличия.
Государственныеархивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектовРоссийской Федерации. Федеральные государственные архивы включают исторические,т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы.Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представленыаналогичными подвидами архивов.
Ведомственныеархивы оформились в тривида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений,организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, испециализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованнойорганизацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.
Государственныеархивы являютсяспециализированными государственными учреждениями, основным звеном системыучреждений архивной службы России. Они осуществляют учет архивных документов,обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственныхорганизаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций ифизических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивнымдокументам и информационные технологии; обеспечивают условия для использованияархивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляютинформационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельноеиспользование архивных документов.
Деятельностьархивов всех уровней в Российской Федерации направлена сегодня на укреплениероссийской государственности через сохранение ее истории, обеспечениеобщественных потребностей в ретроспективной документной информации.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Декрет СНК РСФСР от 1 июня 1918года от «О реорганизации и централизации архивного дела» // Электронноепериодическое издание «Открытый текст», доступ: www.opentextnn.ru/ censorship/russia/sov/law/snk/1917/?id=656
2.        Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
3.        Основные правилаработы архивов организаций.- М.: ВНИИДАД,2002.
4.        Основные правила,работы государственных архивов с кино-фотофонодокументами / Главар-хив СССР.ВНИИ документоведения и арх. дела.- М., 1980.- 166 с.
5.        Основызаконодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде РоссийскойФедерации и архивах». 7 июля 1993 г. № 5342-1 // Отечественные архивы.1993. № 5. С.3-10.
6.        ПостановлениеВерховного Совета РСФСР «О порядке доступа к архивным документам иправилах их использования». Утв. Роскомархивом 15 июня 1992 г. // Вестникархивиста. 1992. № 4. С.21-31.
7.        ПостановлениеПравительства Российской Федерации «О порядке ведомственного хранениядокументов и организации их в делопроизводстве». 3 марта 1993 г. № 191 //Отечественные архивы. 1993. № 3. С.3-4.
8.        ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. № 1562 «Обучреждении Положения о Федеральной архивной службе России» //Отечественные архивы. 1999. № 1. С.3-8.
9.        ПостановлениеПравительства РФ от 17.06.2004 № 290 «О Федеральном архивномагентстве» // Собрание законодательства РФ, 26.06.2004, №124, ст. 1231.
10.     ПриказФедеральной архивной службы России (Росархив) №101 от 29 декабря 2001г.«Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации». – М.,2002.
11.     Уголовный КодексРоссийской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ,17.06.1996.- N 25.- Ст. 2954.
12.     Указ ПрезидентаРоссийской Федерации «Об утверждении Положения об Архивном фондеРоссийской Федерации и Положения о Государственной архивной службеРоссии». 17 марта 1994 г. № 552 // Отечественные архивы. 1994. № 3. С.3-12
13.     Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ,01.10.2007, №40, ст. 4717.
14.     Федеральный закон«Об архивном деле в Российской Федерации» // Отечественные архивы. – 2005. — №1.
15.     АртизовА.Н.Архивное законодательство России: системы, проблемы и перспективы (к постановкевопроса) // Отечественные архивы.-1996.-№4.-с.4-5.
16.     Архивоведение:Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования /Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова. Под ред. В.П. Козлова. М.:ПрофОбрИздат, 2002. — 272 с.
17.     Вовкотруб О.В.,Фионова Л.Р… Архивоведение. – Пенза: ПГУ, 2005.-132с.
18.     Козлов В.П.Историко-архивный институт: хроника развала и точка бифуркации // Вестникархивиста. 2003.- № 1 (73).- С. 90 — 91.
19.     Основызаконодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации иархивах // Отечественные архивы. – 1993. — № 5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Английская философия XVII – XVIII вв. Система Д.Локка, Д.Беркли, Д.Юма.
Реферат Edmund Fitzgerald Essay Research Paper The Edmund
Реферат Порядок экспертизы качества мужской обуви
Реферат Соціально-політичні небезпеки види характеристика джерела вплив організм людини міри захисту та запобігання
Реферат Астрология как социальный институт
Реферат Stephen Crane 2 Essay Research Paper Stephen
Реферат Концептуальные модели образовательных систем нового типа и проблемы их внедрения
Реферат Концепция генезиса феодализма в трудах Н.-Д. Фюстеля де Куланжа
Реферат Механические свойства конструкционных пластмасс
Реферат Анализ эффективности использования основного и оборотного капитала на примере строительного предприятия (укладка теплотрасс)
Реферат Конфликты: виды и способы их разрешения
Реферат Методы прерывания беременности
Реферат Государство и права
Реферат Проект привода цепного конвейера
Реферат Араса шевченка 175 річчю Київського університету І 75 річчю географічного факультету присвячується          київ ніка-Центр 2007