Реферат по предмету "Налоги, налогообложение"


Налоговая система Республики Казахстан.

План:
Введение                                                                                       стр.2-3
ГлаваI:
Налоги: теория, сущностьи функции                                 стр. 3-8
1.1 Сущность и функции налогов
1.2 Система налогообложения
главаII:
Налоговая система в РеспубликеКазахстан: проблемы реформирование и тенденции развития                                                    стр.8-18
Вывод                                                                                           стр.18-20
Списоклитературы                                                              стр. 20

Введение
Налоговая система — болевая точка реформируемой экономики. Она является важнейшей составной условийэкономического развития Казахстана. В наши дни налоги должны стать частьюкомплексных системных реформ, направленных на решение основных задач, стоящихперед обществом. Формируя основы налоговой политики, правительство РКстолкнулось с необходимостью разрешения чрезвычайно сложной проблемы. Сущностьее в том, что одновременно нужно учитывать множество обстоятельств и факторов:налоговая политика должна гарантированно обеспечить доходную частьгосударственного и местного бюджетов; ставки отчислений должны бытьминимальными, чтобы стимулировать развитие экономики; механизм налогообложениядолжен быть максимально прост, надо чтобы платить налоги стало психологическипредпочтительней.
Недостатки налоговойсистемы, перед принятием нового налогового законодательства, лежат наповерхности. Это и слишком большое количество налогов, и чрезмерные ставки, и,как следствие, непременно высокая доля налоговых платежей из общей суммыдоходов хозяйствующих субъектов, которые из-за этого вынуждены искать путивыхода из-под налогового пресса. Наиболее привлекательной представляется сферакоммерции, где значительно шире возможности для быстрого оборачивания средств.Но и здесь в нестабильных финансово-кредитных условиях, налоги настолькоповышают вероятность банкротства, что выталкивают предпринимателей в теневуюсферу. Таким образом, налоговая система лежит в основе интенсивного наращениятеневых операций. В результате, так называемые “недоборы” планируемыхпоступлений в бюджет имеют не только криминальную основу, но и являютсярезультатом естественной самозащиты хозяйствующих субъектов от налоговогодавления. Руководители любого предприятия и предприниматели поставлены передвыбором: либо они платят все налоги и обрекают себя на банкротство, либо прячутвсе, что могут, и продолжают жить. Ясно, что предпочтение отдается другому.
В сложившихся условиях неспасут ни огромные усилия налоговой инспекции, ни создание многотысячной армииналоговой полиции.
В теневых операцияхвзаимоотношения между их участниками, особенно в конфликтных ситуациях,осуществляются незаконными методами, что является питательной средой дляразвития организованной преступности. В то время как сегодня, эта проблемапринимает для общества угрожающий характер. Очевидно, что только усилиями МВДее не одолеть. Одновременно со снижением общих поступлений в бюджет,зарождается и интенсивно развивается ряд опасных для обществасоциально-экономических процессов. Принципиальными недостатками налоговойсистемы стало включение целого ряда отчислений и обязательных платежей в фондыпреобразования экономики, занятости, развития транспортного, социальногострахования, в себестоимость и цены готовой продукции. Создается база длянепрерывного спиралеобразного роста цен за счет постоянного увеличениясебестоимости товара. Массовый характер взаимных долгов (неплатежей),усиливающиеся падение объемов производства, острый дефицит оборотных средствявляются не результатом бесхозяйственной деятельности руководителейпредприятий, а неизбежным следствием неблагоприятных макроэкономическихусловий, в том числе и недостатков налоговой политики. Поэтому нужно сделатьеще достаточно много, чтобы налоговая политика помогла решить насущные проблемыреформируемой экономики.
Глава I.
Налоги: теория, сущность и функции.
Что же такое “налоги”? Налоги — это обязательные поступления в сборы сюридических и физических лиц, проводимые государством на основегосударственного законодательства. Они выражают обязательностьюридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсовгосударства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны такжегасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людейв развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные иличные.Реальные налоги — этоналоги на имущество. Ими облагается непосредственно доход или имущество, а несам налогоплательщик, т.е. продажа, покупка или владение имущества.Особенность этого налога в том, что он не учитывает финансового положенияналогоплательщика. Личными налогами облагаются только доходы населения, онидолжны учитывать платежеспособность налогоплательщика. (Пр.: Подоходный налог).Различия между личными и реальными налогами имеет определяющее значение прихарактеристике налоговой системы с точки зрения справедливости и равенствараспределения налогового бремени. По этому критерию реальные налоги уступаютхорошо разработанным личным налогам. Учитывающим индивидуальное положениеналогоплательщиков. Поэтому предпочтительней стремится к более широкомуиспользованию личных налогов. Налогоплательщик платит налог из источника налога — материального фонда, изкоторого выплачивается налог (трудовой или предпринимательский фонд).Существует два способа уплаты налогов: из доходов и из капитала. Какойцелесообразнее с точки зрения экономики сказать нельзя, т.к. каждый отдельныйслучай нужно решать на основании всей совокупности экономических, финансовых исоциально-политических условий. В налоговой теории существует понятие налоговой единицы — эта та часть объекта налога,которая положена в основание начисления налога.
Пр.: в подоходном налогеналоговая единица — рубль, тенге ил марка; в поземельной — 1 гектар, 1 акручастка; в акцизном — 1 бутылка, 1 пачка сигарет. Также существует понятие налоговой системы — взаимосвязанная совокупностьналогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических,экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующихзаконодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методыпостроения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
*  субъект налога (лицо котороеобязано платить налог по закону) однако при помощи определенных экономическихмеханизмов налоговое бремя может быть положено на другие лица, поэтомуспециально выделяется.
*  носитель налога — доход илиимущество с которого начисляется налог (прибыль, зарплата и т.п.)
Переложение налоговявляется самой трудной в теории налогообложения проблемой и возможно только приопределенных условиях (условий рынка, отношения спроса, предложения товара иего цены и т.д.).
Налоги выполняютследующие функции:
1.Фискальная (мобилиззационная) функция; т.е. государство собирает налоги дляфинансирования соответствующих доходов.
2.Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние наразличные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяетдоходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.
3.Регулирующая функция заключается в обеспечении пропорции между потреблениемнаселения посредством изъятия части текущих доходов и их направления наразвитие производства.
4.Стимулирующая — создание различных стимулов по экономическому росту,техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.
5.Ограничительная функция — через налоговую политику государство может сдерживатьили ограничивать развитие тех или иных производств.
6.Контрольно-учетная функция — учет доходов предприятий и групп населения объемови структуры производства, движения финансовых потоков.
В налоговой теориисуществует такое понятие какставканалога — величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежнаяединица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различаюттвердые, прогрессивные, пропорциональные ирегрессивные налоговые ставки. Твердыеставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо отразмеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные — по мере увеличениядохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налоганаходится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог).При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не тольковсе большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю.Пропорциональные ставки — размер их неизменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д.С.). регрессивная обработкапрогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки помере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к ростуабсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков.В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и всмешанном варианте.
По платежеспособностиналоги делятся на прямые и косвенные.Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог,налог на недвижимость) и прямопропорциональны платежеспособности. Косвенныеналоги — это налоги на определенные товары и услуги. Косвенныеналоги взимают через надбавку к цене (пр.: акцизы).
В зависимости отиспользования налоги делятся на общие испецифические. Общие налоги используются на финансирование текущих икапитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления закаким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевоеназначение. (пр.: отчисления на социальное страхование или отчисление вдорожные фонды).
Из основных концепцийналогообложения мне хотелось бы выделить концепцию согласно которой юридическиеи физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размераполученного дохода. Данная концепция отличается большой рациональностью исправедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимаетсяс предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы внезначительной степени удерживается из расходов на предметы первойнеобходимости. Однако при внедрении этой концепции на практике возникаютопределенные проблемы, связанные прежде всего с тем что нет строгого научногоподхода к изменению возможностей того или иного лица платить налоги. Яснотолько, что потребитель всегда в первую очередь тратит свои доходы на товары иуслуги первой необходимости, а лишь затем на предметы роскоши. Практиканалогообложения стран с развитой экономикой, в большинстве, показывает чтосуществуют следующие основные налоги: Подоходный,Н.Д.С. и взносы на социальное страхование.
Практика подоходногоналогообложения различает: валовый доход,вычеты и облагаемый доход. Валовый доход — это сумма доходов, полученных изразличных источников. Законодательно, практически во всех странах,из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные,командированные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различныельготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы например дляинвалидов, пенсионеров и т.п. Такимобразом: облагаемый доход = валовый доход — вычеты. В подоходномналогообложении различают подоходный налог с физических лиц и подоходный налогс юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогамс прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном подоходномналогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах. Второй по значимостивид налога, применяемый в большинстве развитых стран — это налог на добавленную стоимость (Н.Д.С.).Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационныеотчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергетику и т.п.Н.Д.С. охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому приотносительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов,позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном ростецен, их либерализации. Н.Д.С. представляет собой изъятие в бюджет частиприроста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, ивносятся в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы междуотпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров,т.е. фактически на каждый технологической стадии движения товара к потребителю.Фактически Н.Д.С. -это налог не на производителя, а на потребителя, поскольку вусловиях свободных цен ничто не меняет продавцам товаров и услуг компенсироватьналоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего родасборщиками налогов.
К косвенным налогам,широко применяемым в различных странах относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются вцену товара и оплачиваются покупателями данного товара. Однако диапазондействия акцизов невелик — это в основном особые, избранные товары, поэтому употребителя есть возможность переориентации на занимающие товары и “ухода” отуплаты этих налогов.
Глава II.
Налоговая система в Республике Казахстан: проблемы реформирования итенденции развития.
Наше молодое суверенноегосударство делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания тогокакой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательствагосударства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:
       Стабильностьналоговой системы;
       Упорядоченностьмеханизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотойуплаты налогов);
       Льготированияконечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот послеподтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин). Проблеманалоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственныхинвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитнойполитики формируется система льгот и других экономических мер, которыенаправлены на стимулирование инвестиций в производство;
       Субординацияместных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственныхи местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровнейадминистративной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправленияразвития);
       Равенство передзаконом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижениебольшого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачнойналоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладомв их нейтральность);
       Законодательноеправо налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должнапоказывать населению сколько стоят различные мероприятия государства, которыесовершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что,тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за этипрактические действия);
       Простотаналоговой системы (Способ реального упрощения — значительная переориентировканалоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельногоналогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую частьэкономического поведения и сделок);
       Нейтральностьсистемы налогообложения (Совершенно нейтральная налоговая система оставляетнеизменными все стоимостные или ценовые отношения имеющиеся на эффективнодействующем частном рынке не испытывающем влияния со стороны государства). В1985 г. профессорами Р. Холмсом и А Рабушка из института Гувера разработаннейтральный пропорциональный налог, который является инструментом достижениянейтральности системы налогообложения и способствует формированию гибкой налоговойсистемы, которая является действенным механизмом проведения экономическойполитики государства.
Налоговые системы многихстран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же небыло и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы,необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. НоКазахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной исовременной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществлятьсяпоэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговыморганизациям осмыслить изменения по мере того как они вносятся. Посколькуневозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определеннаяочередность.
Период 1994-95 г. — первый этап, 1996 -98 г. — второй, создание новой налоговой системы.
На первом этапе 1994-95 — разработан и введен в действие налоговый кодекс закладывающий базовую основуновой системы.
Перед принятием, в апреле1995г., нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайнетяжелое. Но работали вовсе, либо функционировали с неполной неделей или сбольшими перерывами до 60% промышленных предприятий. В списке кандидатов вбанкроты 12 крупнейших предприятий. Всеобщие неплатежи, огромный дефицит государственногобюджета (т.к. налогов в казну практически никто не платит). Сколько налогов вреспублике толком никто не знал. По одним данным их всего 43 (из них 16общегосударственных, 10 обязательных местных, 17 разрешенных местных), подругим 47 налогов (и 8 видов отчислений во всякого рода фонды). Схемыналогообложения ставили в более выгодное положение не производителя благ, атого, кто этими товарами торговал или распределял финансирование инвестиций подтовары.
Правительство, принимаяновый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:
       Упрощение,устранение противоречий;
       Превращение егов единое целое на всей территории республики Казахстан;
Предполагалось сократитьколичество налогов до 40-45%, а подоходного налога с граждан до 40%, чтобы неослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного,на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д… Главное должна бытьпрекращена практика ведения новых неэффективных налогов. По заданиюПравительства республики, Минфина и других государственных структур былоразработано несколько альтернативных проектов “Кодекс о налогах”. Принципы “правительственногопроекта” по утверждению разработчиков, практиков и ученых следующие:справедливость, то есть исключение льготирования одних налогоплательщиков засчет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговыхставок, чтобы на одни и те же товары не было бы большого развития в налогахреспублики и у партнеров в других странах. Продумывалась также прогрессивно-регрессивнаяформа налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, таки налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции.
Налоговые отношенияукрепились практикой. С 1 июля 1995 г. В Казахстане действует новый НалоговыйКодекс. Он основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, испособствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономикебыстрей переориентироваться на рыночные отношения, и отвечает интересамгосударства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговыхотношений — важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ вКазахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когдазакон не воспринимается жизнью. Государственная налоговая служба Казахстанабыла еще создана в 1991 г. по Назарбаева в целях дальнейшего совершенствованиясистемы контроля за соблюдением налогового законодательства. 1995 год сталсамым революционным в первом пятилетии — год больших экспериментов радикальногореформирования налоговой системы республики Казахстан.
Какие же налоги взимаютсяс населения Казахстана?
       Подоходный налогс физических и юридических лиц взимается на основании Указа ПрезидентаРеспублики Казахстан имеющего силу закона “О налогах и других обязательныхплатежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. №2235.
Плательщикам Подоходногоналога являются физические и юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход вналоговом году. К физическим лицам относятся граждане Казахстана, гражданеиностранных государств и лиц без гражданства. Объектом обложения подоходнымналогом является облагаемый доход физического лица, в том числе занимающегосяпредпринимательской деятельностью, исчисленный, как разница между совокупнымгодовым доходом и вычетами (разрешается в целях налогообложения). К совокупномугодовому доходу относятся все виды доходов полученные в денежной илинатуральной форме за налоговый год. Ставка налога (для физических лиц — 5-40%,для юридических — 30%) расчет с увеличением облагаемого налогом дохода.
2. Платежи, налогинедропользования. В него входят бонус — плата за право проведения геологическихработ, Роялти — плата за эксплуатацию месторождений и налог на сверхприбыль.
3. Н.Д.С. (налог на добавленнуюстоимость). Представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимостидобавленной в процессе производства и обращения товаров в Казахстане, работ,услуг и импортного товара. Н.Д.С., подлежащий уплате в бюджет, определяется,как разница между суммами Н.Д.С., начисленные за реализованные товары, работы,услуги, и суммами налога, подлежащий уплате (уплаченными) за приобретенныетовары, выполненные работы или оказанные услуги. Плательщикам Н.Д.С. являютсяфизические лица, занимающиеся коммерческой (предпринимательской) деятельностью,которые встали или обязаны встать на учет по Н.Д.С… По импортируемым товарамплательщиками являются физические лица, осуществляющие импорт на таможеннуютерриторию Казахстана. Объектом обложения Н.Д.С. является облагаемый оборот иоблагаемый импорт. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров,выполненных работ или оказанных услуг, осуществленных в пределах республики.Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализованных товаров, работили услуг исходя из применяемых цен и товаров, без включения в них Н.Д.С…Облагаемым импортом является импортируемые товары. Ставка Н.Д.С. установлена вразмере 20% от облагаемого оборота и облагаемого импорта. Сумма Н.Д.С.,подлежащая уплате в бюджет (чистая сумма Н.Д.С., начисленная за отчетный период),определяется как разница между суммой начисленного налога, подлежащей получениюпо облагаемому обороту, и суммой налога, относимой в зачет. При примененииналогоплательщиком метода начисления суммой Н.Д.С., относимой в зачет, являетсясумма налога, подлежащая уплате по выставленным налоговым счетам — факторомфактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основныесредства (кроме зданий и легковых автомобилей), выполненным работам илиоказанным услуг в течение отчетного периода, который используется или будутиспользоваться для целей облагаемого оборота. При применении налогоплательщикомкассового метода учета по отнесению сумм Н.Д.С. в зачет должен иметь место фактоплаты.
4. Акцизы. Ими облагаются товары,произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Казахстанапо следующему перечню: все виды спирта, ликероводочные изделия, коньяк, вина,пиво, виноматериалы, табачные изделия, осетровая и лососевая рыба, ювелирныеизделия из золота, платины и серебра, выделанный и невыделанный мех, шкурки(кроме кролика, крота, собаки, оленя, овчины), изделия из натурального меха,одежда из натуральной кожи, изделия из хрусталя, хрустальные осветительныеприборы, бензин (кроме авиационного), дизельное топливо, легковые автомашины,огнестрельное и газовое оружие и игорный бизнес. Плательщиками являютсяфизические лица, производящие товары на территории Казахстана и осуществляющиеигорный бизнес на территории республики (игорные дома, казино) и лица, ввозящиетовар на территорию Казахстана из других стран, но сделанные из сырьяКазахстана, производящие разлив алкоголя ввозимого на территорию республики.Ставки утверждены правительством в процентах к стоимости товара или физическомуобъему в натуральном выражении.
5. Налог на имущество. Плательщикаминалога являются физические лица по объектам обложения, используемым впредпринимательской деятельности, физические лица по объектам обложениянеиспользуемым в предпринимательской деятельности, имеющие на территорииКазахстана объективные обложения на праве собственности, доверительногоуправления собственностью, хозяйственного ведения, оперативного управления.Налог на производственные и непроизводственные фонды физических лиц(занимающихся предпринимательской деятельностью) ежегодно составляет по 0,5% отстоимости указанного фонда. Налог на имущество физических лиц, не используемоев предпринимательской деятельности, уплачивается ежегодно по ставке 0,5% отоценочной стоимости имущества. Когда физическое лицо использует часть имуществапод предпринимательскую деятельность налог на эту часть 0,5%. Срок уплаты поставке 0,5% от стоимости имущества физических лиц, занимающихсяпредпринимательской деятельностью составляет равные доли: 20 февраля, 20 мая,20 августа, 20 ноября налогового года. Уплата налога физических лиц незанимающихся предпринимательством до 1 октября текущего года.
6. Земельный налог. Плательщикамиявляются физические лица имеющие во владении или пользовании земельные участки.Базовые ставки земельного налога установлены по категории основного целевогоназначения земель. Размер земельного налога определяется не по результатамхозяйственной деятельности землевладельца, а от качества, местоположения иводообеспечения земельного участка. Предусмотрены льготы.
7. Государственная политика. Взимаетсяна основе закона республики Казахстан “о госпошлине“ принятого,Верховным Советом Республики Казахстан 19.12.92 № 17.92. Плательщиками являютсяфизические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы совершаютдействия и выдают документы, имеющие юридическое значение. Госпошлинаисчисляется в процентном отношении к соответствующей сумме (сумме иска,удостоверяемого договора и т.п.) или к месячному расчетному показателю.
В соответствии УказомПрезидента Республики Казахстан имеющем силу закона “О налогах и других обязательный платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. к местнымналогам относятся следующие налоги:
1) Земельный;
2) На имущество с юридических ифизических лиц;
3) Налог на транспортные средства;
4) Сбор за регистрацию физических лицзанимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц;
5) Сборы за право заниматься отдельнымивидами деятельности;
6) Сбор с аукционных продаж.
Данные налоги взимаютсяна территории Казахстана. При этом конкретные ставки этих налогов, определяютсязаконодательными и правовыми актами местного самоуправления, если иноенепредусмотрено законодательным актом республики Казахстан. К местным налогамотносятся налоги и сборы, которые могут устанавливаться решением районных игородских представителей органов государственной власти (- налог на рекламу,налог на продажу автомобилей и др.).
Итак, с 1995 г. — “года перелома” в налоговой политике — началась манятся налоговая система,хотя до совершенства еще нужно много и много изменять. Измененияналогообложения вызваны реальным состоянием экономики, которое и в 1996 годусложное. Только за январь недоимка в целом по всем налогам и платежам возрослана 4,8 млрд. тенге, но с 1 июля 1995 года появилась возможность расширить налоговуюбазу (новые поступления в бюджет), уточнить стратегию и оптимизировать тактикуработы во всех подразделениях налоговых служб. Активизировать сотрудничество справоохранительными и другими экономическими ведомствами. Механизм реализацииНалогового кодекса начал действовать. Тем не менее его вхождение в жизнь,внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым, любое положениедолжно вводится постепенно. Поэтому налоговая служба вначале 1996 годаподготовила 4 проекта указов Президента, 18 проектов постановленийПравительства, 10 инструкций, направленных на подержание и развитие налоговойреформы. Основные ее идеи:формирование доходов в бюджет, экономическая нейтральность, справедливость ипростота самой системы. Скажем введена единая ставка подоходного налога дляфизических и юридических лиц (ранее взимался налог на прибыль), чтосоответствует общемировой практике.
Появилось понятиесовокупного годового дохода из которого вычисляются все расходы, связанные сего получением. Значительно упростили порядок амортизационных отчисленийосновных средств. Промышленники, предприниматели, финансисты и аграрии получиливозможность для более стабильной деятельности: разрешен перенос убытков от предпринимательства на срок допяти лет. Короче говоря, внесены существенные изменения во все части налоговогозаконодательства. На очереди переход к оздоровлению экономики и социальногоположения в стране. Важная роль здесь у налоговых организаций изменение режиманалогообложения направлено на стимулирование инвестиций в специальноэкономические зоны, их создание и расширение. Пр.: для юридических лиц, осуществляющих деятельность на такихтерриториях, установленная льготная ставка налога — 20%. Дополнительно введенальгота по подоходному налогу, и на Н.Д.С. импортных товаров приобретенных засчет госбюджета, по иностранным кредитлиниям, которые обеспечены гарантиейгосударства. Органы налоговой службы используют в работе различные формы иметоды решения проблем, возникающих в этот сложный переходный период. В частности,подержанная идея обращения государственных казначейских обязательств выпущенныхМинистерством Финансов для погашения задолженности государству 700 крупнейшихпредприятий Казахстана. В 1996 году продолжена работа по заключениюдвухсторонних налоговых конвенций со странами СНГ об избежании двойногоналогообложения. В ноябре 1996 г. — распоряжение Президента “О декларировании государственнымислужащими доходов и имущества, подлежащих налогообложению”. Насколько действительным окажетсяпрезидентское распоряжение — ведь известно умение наших чиновников обходитьзакон и общепринятые нормы. Как разъяснила служба законодательства и правовойэкспертизы администрации Президента, принимаемые меры — лишь началоразворачивающейся работы. А пока происходит только сбор сведений, а не самодекларирование, которое будет иметь место в последующем, когда по истеченииопределенного времени налоговыми органами станет проводится сопоставлениеуровня доходов госслужащих с их расходами. Именно тогда появится возможностьопределить реальный уровень их расходов, осуществлять контроль за ними и полнойуплаты налогов чиновниками.
Но в любом случаераспоряжение Президента — один из примеров той деятельности главы государства,в русле которой он принимает меры по повышению ответственности органов властиперед нардом. В соответствии с этим распоряжением правительству дано задание вдесятидневный срок разработать и внести в парламент законопроект представляющийобязательное ежегодное декларирование доходов и имущества всеми без исключения.Так что, налоги все-таки платить придется. В конце 1997 г. поступление налоговв бюджет плохое и все попытки фискальных служб изменить ситуациюмалоэффективны. Об этом говорилось на заседании правительства страны, накотором обсуждался доклад о поступлении налогов и обязательных платежей вбюджет, пенсионный и другие фонды, а также отчет о работе налоговой полиции за10 месяцев текущего 1997 г., представленный Государственным налоговымкомитетом.
Было доложено, что на 1ноября 1997 г. в целом по республике собрано налогов и других платежей 89% отпрогнозируемой цифры, недополучено 13,5 млрд. тенге. В основном за счетнедобора подоходного налога с юридических и физических лиц, акцизов. Причинамиэтого явления ясны: кризиснеплатежей, представление возможности налогоплательщикам погашать убытки засчет совокупного расхода, рост числа несостоятельных предприятий. Конечно,налоговая служба не сидела, сложа руки. Только налоговой полицией с начала 1997г. проверено 22311 объекта, при этом выявлены были 18 тыс. Различных нарушенийналогового законодательства. За короткий срок управлением налоговой полиции пог. Алматы вскрыта глубоко законсервированная, разветвленная сеть предприятий,через которые нелегально производились обороты денежных средств на миллиарды тенге.Еще буде принят ряд мер:создание акцизных постов на предприятиях, выпускающих подакцизную продукцию,ужесточение правил открытия новых счетов (расчетных и ссудных). В декабре 1996г. перешли на новый образец акцизной марки, отпечатанной на придисцентнойбумаге с улучшенной степенью защиты. Продолжается работа по совершенствованиюправовой базы.
Но от таких мер не всегдаесть немедленная отдача, говорил на заседании премьер-министр А. Кажегельдин.Он же подчеркнул, что попытки ухода от уплаты налогов, наверное будутпродолжаться еще долго, в силу различных причин и сегодня речь надо вести обуменьшении их количества, если такие попытки невозможно исключить полностью.
Вывод
Итак, к концу 1998 г.должна завершится работа (второй этап построения налоговой системы республикиКазахстан 1996-1998) по созданию налоговой системы отвечающей в полном объемеусловиям рыночной экономики. Построение налоговой системы в Казахстане зависитв первую очередь, от того как в конечном счете будут распределены функции управлениямежду республиканскими и ремональными органами. Однако меры социальногоналогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должныограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости отвыбранных приоритетов политики республики.
Однако, несмотря наопределенные достижения налоговую систему еще долго придется усовершенствовать,внося все новые и новые изменения. Мы только-только вступили на тернистый путьсоздания усовершенствованной налоговой системы.
P. S. В январе 1997 г. в указ Президента РКимеющем силу закона от 24 апреля 1995 г. №2235 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”. Были внесены изменения идополнения. Что из этого получится, покажет ближайшее будущее.

Список литературы:
     Бабкина С. Новаяналоговая политика // ФинансыКазахстана — 1995-№6 стр.37-39
     Булгакбаев Б.Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета — 1996 г. — 17 июля.
     Есенбаев М.Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана — 1996 — № 4 — стр. 39-42.
     Есенбаев М. Напути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции,первым зам. Министром финансов. [ЗаписалаМустафина С.] // Казахстанская правда — 1996 — 9 июля.
     Закон РеспубликиКазахстан. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РеспубликиКазахстан, имеющий силу Закона “Оналогах и др. обязательных платежах в бюджет”/ Казахстанская правда — 1997 г. — 10 января.
     … И хочетсяжить и работать хочется: (Изпроекта Концепции налоговой реформы Республики Казахстан) // Экспресс — 1994 — 7 октября.
     Кадырбеков Б.,Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь — 1995 — №3-4 с 17-21.
     Каможнова Е.Налоговая система: какой же онадолжна быть? // Казахстан: Экономикаи жизнь — 1995 -№3-4 — стр. 24-26.
     Камаев В. Д.Учебник. По основам экономической теории. Москва 1995.
     Карагусова Г.Налоги: сущность и практика использования.Алматы 1994 г.
     Мусинов С. М.Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы 1996 г.
     Поздняков Б.Налоги в Казахстане // Эко — 1995 №1-стр. 179-186.
     Сабиров И. Уты.Налоговый кодекс: не лучше ли егодоработать? [Проект] // Экспресс — 1995 — 28 марта.
     ШамильАбдулкадыров. От налога, как от судьбы // Ковчег — 28 ноября — 1996 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Раман К. Чорнага "Трэцяе пакаленне": вобразы, спецыфіка вырашэння канфлікту, сучасны погляд на твор
Реферат Государственная символика России. История и современность
Реферат Организация и стимулирование сбыта товара
Реферат Художественный мир пространства в романе «Машенька» В.В. Набокова
Реферат Роль освіти у формуванні громадянського суспільства в Україні
Реферат Идея вечности в стихотворении Г. Аполлинера «Мост Мирабо»
Реферат Строгановы и их усадьбы
Реферат Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности
Реферат Образ революционера-борца в зарубежной литературе 19-20 вв
Реферат Паскаль точка повернення підстановка аргументів зберігання змінних
Реферат Уголовный кодекс 1926 и его значение
Реферат Управление иностранными делами
Реферат Христианство в зеркале истории
Реферат Карл Брюлов
Реферат Исследование использования информационных технологий в социальной работе