Реферат по предмету "Налоги, налогообложение"


Налоги и налоговая система в современной России

НАЛОГИ  И  НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА  В
                     
                     СОВРЕМЕННОЙ   РОССИИ
                    
        
        
        
         
         Среди экономических рычагов, при помощи которыхгосударство
    воздействует на рыночную экономику, важное местоотводится нало-
    гам. В условиях рыночной экономики любое государствошироко  ис-
    пользует  налоговую политику в качестве определенногорегулятора
    воздействия на негативные явления рынка. Налоги, каки вся нало-
    говая система, являются мощным инструментомуправления  экономи-
    кой в условиях рынка.
        Применение  налогов  является одним изэкономических методов
    управления и обеспечения взаимосвязиобщегосударственных интере-
    сов с коммерческими интересами предпринимателей,предприятий не-
    зависимо от ведомственной подчиненности,  форм собственности  и
    организационно  -  правовой формы предприятия. Спомощью налогов
    определяются взаимоотношения предпринимателей,предприятий  всех
    форм  собственности  с  государственными и местнымибюджетами, с
    банками, а также с вышестоящими организациями. Припомощи  нало-
    гов регулируется внешнеэкономическая деятельность,включая прив-
    лечение иностранных инвестиций, формируетсяхозрасчетный доход и
    прибыль предприятия.
         В  условиях перехода от административно — директивных мето-
    дов управления к экономическим резко возрастают рольи  значение
    налогов  как регулятора рыночной экономики, поощренияи развития
    приоритетных отраслей народного хозяйства, черезналоги государ-
    ство может проводить энергичную политику в  развитии наукоемких
    производств и ликвидации убыточных предприятий.
         Налоговая  система  в Российской Федерациипрактически была
    создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят  пакет
    законопроектов о налоговой системе. Среди них:«Об основах нало-
    говой  системы  в  Российской  Федерации», «О налоге на прибыль
    предприятий и организаций», «О налоге надобавленную  стоимость»
    и другие.
        
         СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ  ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ.  Налоги
    представляют  собой обязательные платежи, взимаемыегосударством
    на основе закона с юридических и физических лиц дляудволетворе-
    ния общественных потребностей. В законе РФ от 27лекабря 1991 г.
    N2118-1 «Об основах налоговой системы  в Российской  Федерации»
    дается  следующее понятие налога: «Под налогом,сбором, пошлиной
    и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет  соот-
    ветствующего  уровня  или  во  внебюджетный фонд,осуществляемый
    плательщиками в порядке на условиях, определенных законодатель-
    ными  актами».  В  этом же законе даетсяопределение и налоговой
    системы: «Совокупность налогов, сборов, пошлини  других  плате-
    жей,  взимаемых в установленном порядке, образуютналоговую сис-
    тему». Налоговая система включает  следующие элементы:  субъект
    налогообложения (плательщик); объект налогобложенияприбыль (до-
    ход), оборот или имущество налогоплательщика, которыеслужат ос-
    новой  для исчисления налога; ставка налога — величина налога на
    единицу объекта налогообложения; налоговые льготы - полное  или
    частичное  освобождение  от налога; правилаисчисления и порядок
    уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплатуналога. Нало-
    говая система России строится на  основе  единых принципов  для
    всех  предпринимателей и предприятий независимо отведомственной
    подчиненности, форм собственности иорганизационно-правовой фор-
    мы предприятия. Основными принципами являются:
         — равнонапряженность налогового изъятия;
         — однократность налогообложения, недопущениедвойного обло-
    жения;
         — стабильность, гибкость, простота, доступность,определен-
    ность;
         -  заблаговременность установления ставок иправил исчисле-
    ния налога и его уплаты.
         Возглавляет  налоговую  систему Государственная  налоговая
    служба РФ, которая входит в систему центральныхорганов государ-
    ственного управление России, подчиняется Президенту иПравитель-
    ству РФ и возглавляется руководителем в рангеминистра.
         Главной задачей Государственной налоговой службыРФ являет-
    ся  контроль за соблюдением законодательства оналогах, правиль-
    ностью их исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в со-
    ответствующие бюджеты государственных налогов идругих платежей,
    установленных законодательством.
        
        ВИДЫ  НАЛОГОВ  И ПЛАТЕЖЕЙ. В РФ впервые всеналоги разделены
    на три группы: федеральные налоги; налоги  республик в  составе
    РФ, краев, областей, автономных образований; местныеналоги.
         К федеральным налогам относятся: налог надобавленную стои-
    мость; акцизы на отдельные группы и виды товаров;налог на дохо-
    ды  банков;  налог  на доходы от страховойдеятельности; налог с
    биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операциис цен-
    ными бумагами; таможенная пошлина (все суммыпоступлений от этих
    налогов зачисляются в федеральный бюджет); отчисленияна воспро-
    изводство минерально-сырьевой базы,  зачисляемые  в специальный
    внебюджетный фонд РФ; платежи за пользованиеприродными ресурса-
    ми,  зачисляемые  в федеральный бюджет, вреспубликанский, крае-
    вой, областной, местный в порядке и на условиях,предусмотренных
    законодательными актами России; налог на прибыль  с предприятий
    (подоходный налог); подоходный налог с физическихлиц.
         Налог на прибыль с предприятий и подоходныйналог  с  физи-
    ческих  лиц  являются регулирующими доходнымиисточниками, суммы
    отчислений по ним зачисляются непосредственно в республиканский
    бюджет,  краевые, областные и бюджеты других уровнейв размерах,
    определяемых при утверждении республиканского бюджетав  составе
    России и бюджетов других уровней.
         К  федеральным налогам относятся: налоги,служащие источни-
    ками образования дорожных фондов, зачисляемые в этифонды на ос-
    нове соответствующих актов; гербовый сбор;государственная  пош-
    лина;  налог  с имущества, переходящего в порядкенаследования и
    дарения.
         Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообло-
    жения,  плательщики налогов и порядок их зачисления вбюджет или
    во внебюджетный фонд регламентируютсязаконодательными актами РФ
    и действуют на всей территории России.
         К налогам республик в составе России, краев,областей и ок-
    ругов относятся следующие: налог на имуществопредприятий. Суммы
    платежей по этому налогу равными долями зачисляютсяв  республи-
    канский бюджет и бюджеты других уровней по местунахождения пла-
    тельщика;  лесной доход; плата за воду, забираемуюпромышленными
    предприятиями из водохозяйственных систем.
         К этой группе налогов относятся республиканскиеплатежи  за
    пользование природными ресурсами.
         Перечисленные налоги устанавливаютсязаконодательными акта-
    ми  РФ  и  взимаются  по всей ее территории, аконкретные ставки
    этих налогов определяются законами республик  в составе  России
    или решениями органов государственной власти краев иобластей.
         К местным налогам относятся:
         — налог на имущество физических лиц. Суммаплатежей по это-
    му налогу зачисляется в местный бюджет по местунахождения  (ре-
    гистрации) объекта налогообложения;
         -  земельный налог. Порядок зачисленияпоступлений по этому
    налогу в соответствующий бюджет определяетсязаконодательством о
    земле;
         — регистрационный сбор с физических лиц,занимающихся пред-
    принимательской деятельностью. Сумма сборазачисляется в  бюджет
    по месту их регистрации;
         -  налог на строительство объектовпроизводственного назна-
    чения в курортной зоне; курортный сбор;
         — сбор за право торговли. Этот сборустанавливается местны-
    ми органами власти и уплачивается  путем приобретения  разового
    талона или временного патента и полностью зачисляетсяв соответ-
    ствующий бюджет;
         -  целевые сборы с граждан и предприятий,учреждений, орга-
    низаций независимо от их организационно-правовых формна  содер-
    жание  милиции,  на  благоустройство  территорий  идругие цели.
    Ставки устанавливаются соответствующими органамигосударственной
    власти. При этом годовые ставки сборов с физическихи  юридичес-
    ких лиц имеют определенные ограничения;
         — налог на рекламу. Этот налог уплачиваютюридические и фи-
    зические лица, но не более 5% от стоимости услуг порекламе;
         -  налог на перепродажу автомобилей,вычислительной техники
    и персональных компьютеров. Налог уплачиваютюридические и физи-
    ческие лица, перепродающие указанные товары, по ставке,не  пре-
    вышающей 10% суммы сделки;
         -  сбор  с  владельцев  собак. Сбор вносятфизические лица,
    имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере,не  превы-
    шающем  1/7  установленного законом размераминимальной месячной
    оплаты труда в год;
         — лицензионный сбор за право торговливинно-водочными изде-
    лиями. Сбор вносят юридические и физические лица;
         — лицензионный сбор за право проведения местныхаукционов и
    лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, непревышающем 10%
    стоимости заявленных к аукциону товаров или  суммы, на  которую
    выпущены лотерейные билеты;
         -  сбор за выдачу ордера на квартиру вносятфизические лица
    при получении права на заселение отдельной квартиры в  размере,
    не  превышающем  3/4 минимальной месячной оплатытруда в зависи-
    мости от общей площади и качества жилья;
         — сбор за парковку автотранспорта в специальныхместах вно-
    сят юридические и физические лица в размерах,установленных мес-
    тными органами власти;
         — сбор за право использования местной символики.Сбор  вно-
    сят  производители  продукции,  на  которойиспользована местная
    символика (гербы, виды городов, историческихпамятников), в раз-
    мере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемойпродукции;
         — сбор со сделок, совершаемых на биржах (заисключением за-
    конодательно оформленных операций с ценнымибумагами). Сбор вно-
    сят участники сделки в размере не более 0,1% суммысделки;
         — сбор за право проведения кино- и телесъемок.Вносят  ком-
    мерческие кино- и телеорганизации, проводящие съемкис осуществ-
    лением  организационных  мероприятий,  в размерах,установленных
    местными органами власти;
         — сбор за уборку территории населенных пунктов.Сбор вносят
    юридические  и  физические  лица (владельцы строений)в размере,
    установленном местными властями.
         К этой группе налогов относятся и вновьвведенные налоги на
    содержание жилого фонда и  объектов социально-культурной  сферы
    (1,5%  от  стоимости работ и услуг) и налог на нуждыобразования
    (1% фонда оплаты труда).
         Большинство местных налогов устанавливаетсязаконодательны-
    ми актами РФ и взимается на всей ее территории.Конкретные став-
    ки налогов определяются законодательными  актами республик  или
    решением органов государственной власти краев,областей и т.д.
         Отдельные  из местных налогов могут вводитьсярегиональными
    и городскими органами власти и зачисляются в местныебюджеты.
         В 1993 году в бюджетную систему РФ поступилоналогов и дру-
    гих обязательных платежей более 38 трлн.руб. Крометого, от  на-
    логоплательщиков, уплачивающих налоги в иностраннойвалюте, было
    полученно 340 млн.дол. США. Среднемесячный темпприроста налого-
    вых сборов превысил в истекшем году 17%.
         Основная  масса  доходов бюджетной системы былаполучена за
    счет налога на прибыль  (16,8  трлн.руб.)  и косвенных  налогов
    (12,1  трлн.руб.),  на  долю которых суммарнопришлось свыше 75%
    всех поступлений. Из числа других федеральных налоговустойчивы-
    ми темпами в прошлом году поступал подоходный налог сфизических
    лиц. Более заметную роль в формировании доходной части  бюджета
    стали играть ресурсные платежи и имущественныеналоги.
        
         ХАРАКТЕРИСТИКА  ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ. Средибольшого ко-
    личества налогов, предусмотренных законом РФ «Обосновах налого-
    вой системы в Российской Федерации» (федеральныеналоги — 15 ви-
    дов, республиканские — 4 вида, местные налоги — 23вида), основ-
    ными являются:
         налог на прибыль предприятий и организаций;налог на добав-
    ленную  стоимость, акцизы, налог на имуществопредприятий; налог
    для образования дорожных фондов, налог дляобразования  пенсион-
    ного фонда; государственные пошлины; подоходный налогс физичес-
    ких лиц; налог на имущество физических лиц;регистрационные сбо-
    ры с физических лиц; плата за землю.
        
         НАЛОГ  НА  ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ — основной вид
    налога юридических лиц. Плательщиками налога наприбыль являются
    предприятия и организации, в том числе бюджетные,представляющие
    собой юридические лица, независимо от подчиненности, формысобс-
    твенности и организационно-правовой формыпредприятия, их филиа-
    лы, а также созданные на территории Россиипредприятия с  иност-
    ранными  инвестициями, международные объединения,компании, фир-
    мы, любые другие организации, образованные всоответствии с  за-
    конодательством иностранных государств иосуществляющие предпри-
    нимательскую деятельность.
         Законодательство «О налоге на прибыльпредприятий и органи-
    заций» не распространяется на банки, кредитныеучреждения в час-
    ти доходов от осуществления отдельных банковскихопераций и сде-
    лок;  предприятия — по доходам страховойдеятельности; предприя-
    тия любых организационно-правовых форм — в частиприбыли,  полу-
    ченной от реализации произведенной имисельскохозяйственной про-
    дукции. От других видов деятельности названныепредприятия, кро-
    ме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.
         Объектом обложения налогом является валоваяприбыль. В этой
    связи  важным  моментом  является правильноеопределение затрат,
    включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
         Если предприятие получает доходы в иностранной валюте,  то
    они  также  подлежат  налогообложению в совокупностис выручкой,
    получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитыва-
    ются  в  рубли по курсу Центрального банка России намомент пос-
    тупления доходов на валютный счет.
         Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетомльгот, преус-
    мотренным законодательством при фактическипроизведенных  затра-
    тах и расходах за счет прибыли, остающейся враспоряжении предп-
    риятия на суммы:
         -  направленные на финансирование капитальныхвложений про-
    изводственного и непроизводственного назначения при условиипол-
    ного использования предприятиями сумм начисленногоизноса (амор-
    тизации) на последнюю отчетную дату;
         — в размере 30% от капитальных вложений  на природоохрани-
    тельные мероприятия;
         — затрат (по нормативам местных органов власти)на содержа-
    ние находящихся на балансе предприятий объектовздравоохранения,
    народного образования, культуры и спорта, детскихдошкольных уч-
    реждений,  лагерей отдыха, домов престарелых иинвалидов, жилищ-
    ные фонды, а также затрат на эти цели при долевомучастии;
         — взносов на благотворительные цели, в различныефонды  со-
    циально-культурные и оздоровительные, навосстановление объектов
    культурного и природного наследия, переквалификациювоеннослужа-
    щих  и  другие с учетом установленных ограничений поотношению к
    облагаемой налогом прыбыли.
         Особые  льготы помимо общих установлены длямалых предприя-
    тий, не превышающих 200 человек:
         — исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направля-
    ется  на строительство, реконструкцию и обновлениеосновных про-
    изводственных фондов, освоение новой техники итехнологии, но не
    более 50% суммы налога, исчисленного по полнойставке;
         — освобождение на первые два года работы от уплаты  налога
    на  прибыль предприятий по производству и переработкесельскохо-
    зяйственной продукции, производству товаровнародного  потребле-
    ния, строительных, ремонтно-строительных и попроизводству стро-
    ительных материалов — при условии, если выручка отуказанных ви-
    дов деятельности превышает 70% общей суммы выручки отреализации
    продукции (работ, услуг).
         Важном моментом налогообложения является то, чтодля аренд-
    ных предприятий, созданных на основе аренды имуществагосударст-
    венных  предприятий и их структурных подразделений,сумма налога
    на прибыль, исчисленная по установленным ставкам,уменьшается на
    сумму арендной платы, подлежащей в установленномпорядке  взносу
    в бюджет.
         Законом предусмотрены особенности определенияприбыли инос-
    транных  юридических  лиц.  Налогообложению подлежит  только та
    часть прибыли иностранного юридического лица, котораяполучена в
    связи с деятельностью на территории РФ.
         Предприятия, организации  и  иностранные юридические  лица
    платят  налог на прибыль в размере 32%; биржы иброкерские кон-
    торы, а также предприятия по прибыли отпосреднических  операций
    и  сделок — 45%. В случае если не представляетсявозможным опре-
    делить прибыль, полученную иностранным юридическимлицом от дея-
    тельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитыватьее исходя из
    нормы рентабельности 25%.
         Международные договоры об избежании двойного налогообложе-
    ния  и  предотворащению уклонения от налогов надоходы и капитал
    являются условием сбалансирования взаимных интересов  двух  или
    нескольких стран, заинтересованных во взаимной защитекапиталов-
    ложений  и  обеспечении идентичного налогового режимадля юриди-
    ческих лиц договаривающихся стран.
         Предприятия России помимо налогов на прибыльуплачивают на-
    логи с других видов доходов и прибыли.
         Кроме того, предприятия, организации,учреждения,  предпри-
    ниматели, являющиеся юридическими лицами позаконодательству РФ,
    включая созданные на территории России предприятия синостранны-
    ми  инвестициями,  уплачивают налог на пользованиеавтомобильных
    дорог в размере 0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых
    работ  и предоставляемых услуг,заготовительные, торгующие (в том
    числе организации оптовой торговли) иснабженческо-сбытовые  ор-
    ганизации в размере 0,03% от оборота.
         Важное  место в налоговой системе предприятийзанимают пла-
    тежи, связанные с социальным страхованием,обеспечением занятос-
    ти населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом.  Так
    страховой  тариф взносов по отношению к начисленнойоплате труда
    по всем источникам предприятий, организаций,учреждений  незави-
    симо  от форм собственности определен в размере 39%,в том числе
    фонд социального страхования — 5,4%, государственныйфонд  заня-
    тости  населения  -  2%,  обязательное медицинскоестрахование -
    3,6%, в пенсионный фонд для названных работодателей — 28%.
        
         НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Активизацияперехода к  ры-
    ночным  отношениям  обусловливает  необходимостьпоявления новых
    налогов, непосредственно связанных  с  формированием стоимости.
    Таким налогом является налог на добавленнуюстоимость.
         Добавленная  стоимость  включает  в  себя восновном оплату
    труда и прибыль и практически исчисляется как разницамежду сто-
    имостью готовой продукции, товаров и стоимостьюсырья,  материа-
    лов,  полуфабрикатов, используемых на ихизготовление. Кроме то-
    го, в добавленную стоимость включается амортизация и  некоторые
    другие  элементы. Таким образом, налог на добавленнуюстоимость,
    создаваемой на всех стадиях производства иопределяемой как раз-
    ница между стоимостью реализованных товаров, работ,услуг произ-
    водства и обращения и стоимостью материальных затрат,отнесенных
    на издержки.
         Плательщиками налога с оборота являютсяпредприятия и орга-
    низации независимо от форм собственности иведомственной принад-
    лежности, имеющие статус юридического лица и ихфилиалы;  предп-
    риятия  с иностранными инвестициями, занимающиесяпроизводствен-
    ной и  коммерческой  деятельностью,  индивидуальные (семейные),
    частные предприятия; различные международныеобъединения и инос-
    транные  юридические  лица.  Плательщиками налога надобавленную
    стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской
    деятельностью без оформления юридического лица, приусловии, что
    их годовая выручка от реализации товаров (работ,услуг) превыша-
    ет 500 тыс.руб.
         Налогооблагаемой  базой  для  данного налогаслужит валовая
    стоимость на каждой стадии движения товара  от производства  до
    конечного  потребителя, т.е. только часть стоимоститоваров, но-
    вая, возрастающая на очередной стадии прохождениятовара. Отсюда
    объектами налогообложения являются обороты пореализации товаров
    на территории Российской Федерации, в том  числе производствен-
    но-технического назначения, как собственногопроизводства, так и
    приобретенных  на стороне, а также выполненных работи оказанных
    услуг.
         Объектами налогообложения являются также товары,  ввозимые
    на территорию России в соответствии с установленнымитаможенными
    режимами, исключая гуманитарную помощь.
         Законом определен перечень товаров (работ,услуг), освобож-
    даемых от налога. Этот перечень является единым навсей террито-
    рии Российской Федерации.
         Освобождаются от налога на добавленнуюстоимость  услуги  в
    сфере народного образования, связанные сучебно-производственным
    процессом,  плата  за  обучение  детей  и подростковв различных
    кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детскихсадиках,
    яслях, услуги по уходу за больными  и  престарелыми, ритуальные
    услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, атакже соответс-
    твующих предприятий; услуги учреждений культуры иискусства, ре-
    лигиозных объединений, театрально-зрелищные,спортивные и другие
    развлекательные мероприятия.
         Освобождаются  от платы налога на добавленнуюстоимость на-
    учно-исследовательские и опытно-конструкторскиеработы, выполня-
    емые за счет государственного бюджета, и  хоздоговорные работы,
    выполняемые учреждениями народного образования.
        
         АКЦИЗЫ являются косвенным налогом, включенным вцену  това-
    ра, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог надобавленную
    стоимость,  введены в действие с 1 января 1992 годапри одновре-
    менной отмене налога с оборота и налога с продаж.
         Плательщиками акцизов являются все находящиесяна  террито-
    рии  РФ  предприятия и организации, включаяпредприятия с иност-
    ранными инвестициями, колхозы, совхозы, а такжеразличные филиа-
    лы, обособленные подразделения, производящие иреализующие выше-
    названные товары, независимо от форм собственности иведомствен-
    ной принадлежности.
         Объектом налогобложения является оборот (стоимость) подак-
    цизных товаров собственного производства, реализуемыхпо отпуск-
    ным  ценам,  включающим акциз. К числу таких товаров,подлежащих
    обложению акцизами, относятся: винно-водочныеизделия,  этиловый
    спирт  из пищевого сырья, пиво, табачные изделия,легковые авто-
    мобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные  изде-
    лия,  бриллианты, изделия из хрусталя, ковры иковровые изделия,
    меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.Сумма акци-
    за учитывается в базе обложения  налогом  на добавленную  стои-
    мость.
         Отдельные товары акцизами не облагаются.
         Ставки акцизов утверждаются правительствомРоссийской Феде-
    рации и являются едиными на всей территории России.
        
         НАЛОГ  НА  ИМУЩЕСТВО  ПРЕДПРИТИЙ.  Важное местов налоговой
    системезанимает налог на имущество предприятий,который в  перс-
    пективе  должен получить дальнейшее развитие. Данныйналог отно-
    сится к числу республиканских и краевых налогов РФ. Плательщика-
    ми этого налога являются предприятия, учреждения(включая  банки
    и кредитные учреждения) и организации, в том числе синостранны-
    ми  инвестициями,  являющиеся  юридическими  лицами;их филиалы,
    имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а такжемеждународные
    объединения и организации, занимающиесяпредпринимательской дея-
    тельностью, постоянные представительства и  другие обособленные
    подразделения  иностранных  фирм, банков иорганизаций, располо-
    женных на территории РФ.
         Объектом налогообложения является имуществопредпрития, на-
    ходящееся на его балансе, в стоимостном выражении.Для целей на-
    логообложения  определяется  среднегодовая стоимость  имущества
    предприятия.
         Налогом  на  имущество  предприятий необлагаются имущество
    бюджетных учреждений и организаций,  адвокатов; предприятий  по
    производству  и  хранению сельскохозяйственнойпродукции; жилищ-
    но-коммунального и другого городского хозяйства ит.д.
         При исчислении налога учитываются результатыпереоценки ва-
    лютных средств и основных фондов (средств).
         Ставки налога на имущество предприятийопределяются в зави-
    симости от видов их деятельности. Однако предельныйразмер нало-
    говой ставки на имущество предприятия не можетпревышать  1%  от
    налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливатьставку нало-
    га для отдельных предприятий.
         Исчисляемая сумма налога вносится в видеобязательного пла-
    тежа  в  бюджет (республики, края, области) впервоочередном по-
    рядке с отнесением на финансовые результатыдеятельности  предп-
    риятия.
        
         НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ  ДОХОДОВ БАНКОВ. Среди налоговособое место
    занимает налогообложение, не связанное непосредственнос  произ-
    водственной  или предпринимательской деятельностью. Кэтой кате-
    гории относятся прежде всего налоги на доходы банков.
         Согласно действующему законодательствуплательщиками  этого
    налога являются: коммерческие банки; кредитныеучреждения, имею-
    щие  лицензию  на осуществление отдельных банковскихопераций от
    Центрального банка России; Банк внешней  торговли РФ,  Сберега-
    тельный  банк  РФ,  а также специальные банки,финансирующие от-
    дельные программы. Плательщиками  этого  налога являются  также
    банки  с участием иностранного капитала, иностранныебанки и фи-
    лиалы банков-нерезидентов, имеющие лицензию Центрального  банка
    России.
         Центральный банк РФ и его учреждения не являютсяплательщи-
    ками налога по законодательству.
         Объектами  налогообложения  являются доходыбанка без учета
    полученного в установленном порядке налога надобавленную  стои-
    мость. Эти доходы включают: начисленные и полученныепроценты по
    ссудам;  полученную  плату  за кредитные ресурсы;комиссионные и
    иные сборы по аккредитивным,  инкассовым, переводным  и  другим
    банковским  операциям;  по  гарантийным  операциям;за услуги по
    корреспонденским отношениям и  услуги,  оказанные предприятиям,
    организациям,  банкам  и  другим учреждениям; доходыот валютных
    операций; от приобретенных или  арендуемых брокерских  мест  на
    биржах;  платежи  клиентов по возмещению почтовых,телеграфных и
    иных расходов банков. В налогооблагаемую массу входяттакже про-
    центы и комиссионные сборы; востребованные проценты за  прошлые
    годы;  плата за услуги, оказанные населению; платежиза инкасса-
    цию; средства, поступившие от реализации основныхфондов и иного
    имущества банка; денежные средства, материальные и нематериаль-
    ные активы; товары народного потребления и иноеимущество, пере-
    даваемое  банку как безвозмездно, так и в счетпогашения процен-
    тов за полученный кредит; прочие доходы, полученные врезультате
    осуществления финансово-кредитных операций и сделок;иной хозяй-
    ственной деятельности, а также взысканные банкомпени, штрафы  и
    неустойки.
         Доходы, полученные банками в иностранной валюте,также вхо-
    дят в налогооблагаемую массу в пересчете на рубли покурсу Цент-
    рального банка РФ на день получения дохода.
         При определении налогооблагаемой массы с учетомперечислен-
    ных  объектов  налогообложения эта масса должна бытьуменьшена с
    учетом расходов, определенных действующимзаконодательством.
         Отдельные виды доходов банков освобождаются от налогообло-
    жения  или имеют льготы по налогу. Так, например, отналогообло-
    жения освобождаются проценты по кредитам,предоставленным прави-
    тельству Российской Федерации, Центральному банкуРоссии и Банку
    внешней торговли России или под их гарантии.
         Освобождаются от налогообложения проценты идивиденты,  по-
    лученные  по государственным облигациям или инымгосударственным
    ценным бумагам, а также доходы, полученные за работупо размеще-
    нию государственных ценных бумаг.
         Следует обратить внимание, что налоговые льготыпри обложе-
    нии доходов банков в целом не должны уменьшитьфактическую сумму
    налога, начисленную без учета льгот, более чем на50%.
        
         ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ является однимиз  основ-
    ных видов прямых налогов и взимается с доходовтрудящихся.
         Существующий порядок налогообложения физическихлиц опреде-
    ляется  законом  Российской  Федерации от 7 декабря1991 года «О
    подоходном налоге с физических лиц» .
         Плательщиками подоходного налога являютсяфизические  лица,
    как имеющие, так и не имеющие постоянногоместожительства в Рос-
    сийской  Федерации,  включая  иностранных граждан,так и лиц без
    гражданства.
         Объектом налогообложения физических лиц являетсясовокупный
    доход, полученный в календарном году.
         При налогообложении учитывается совокупныйдоход,  получен-
    ный  как в денежной (национальной или иностраннойвалюте), так и
    в натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются
    по  государственным регулируемым ценам, а при ихотсутствии — по
    свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностраннойва-
    люте, пересчитываются для целей налогообложения врубли по  офи-
    циальному курсу.
         Если  физическое лицо получило доход отпредпринимательской
    деятельности, то сумма, облагаемая налогом какфизического лица,
    уменьшается при документальном подтверждении уплатысоответству-
    ющего налога.
         Законом предусматривается довольно обширныйперечень  дохо-
    дов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежатналогообло-
    жению  государственные  пособия  по социальномустрахованию и по
    социальному обеспечению ( кроме пособий по временнойнетрудоспо-
    собности ), а также другие виды в денежной инатуральной  форме,
    оказываемой  физическим лицам из средстввнебюджетных, благотво-
    рительных и экономических фондов, зарегистрированныхв  установ-
    ленном  порядке.  Не  подлежат  налогообложению всевиды пенсий,
    назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательст-
    вом Российской Федерации. Не включаются в совокупныйдоход также
    доходы  в денежной и натуральной форме, полученные отфизических
    лиц в порядке наследования и дарения; стоимостьподарков,  полу-
    ченных от предприятий, учреждений и организаций втечение года в
    виде  вещей  или  услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного
    установленного законом размера минимальной месячнойоплаты  тру-
    да.
       Предусматривается  уменьшение налогооблагаемогодохода с уче-
    том различного кратного минимального уровня оплатытруда в месяц
    для различных категорий лиц.
         Совокупный доход, полученный физическими лицамив  налого-
    облагаемый период, уменьшается также на суммырасходов на содер-
    жание  детей и иждивенцев в пределах установленногозаконом раз-
    мера минимальной месячной оплаты труда за каждыймесяц с  учетом
    возраста.  Важно  отметить, что указанное уменьшениеоблагаемого
    налогом дохода производится супругам, опекуну илипопечителю, на
    содержании которых находится ребенок (иждевенец).
         Не облагаются налогом суммы, полученныефизическими  лицами
    и перечисленные ими на благотворительные цели.
         Работающие  граждане,  кроме подоходного налога,платят еще
    1% от зарплаты в пенсионный фонд. Определениесовокупного  годо-
    вого дохода осуществляется на основе декларации,заполняемой са-
    мостоятельно физическим лицом и представляемойналоговому органу
    по месту постоянного жительства не позднее 1 апрелягода, следу-
    ющего за отчетным.
        
         НАЛОГ  НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Плательщикамиэтого на-
    лога являются  физические  лица:  граждане  России, иностранные
    граждане  и лица без гражданства, имеющие натерритории Российс-
    кой Федерации в собственности определенное имущество,являющееся
    объектом налогообложения.
        
         НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕНАСЛЕДОВАНИЯ  ИЛИ
    ДАРЕНИЯ. Согласно закону плательщиками являютсяфизические лица,
    которые  принимают  имущество,  переходящее в ихсобственность в
    порядке наследования или дарения.
         Объектами  налогообложения  являются  жилыедома, квартиры,
    дачи, транспортные средства,  предметы антиквариата,  ювелирные
    изделия.
         Государственная  пошлина  занимает значительноеместо среди
    налоговых изъятий. Ее плательщиками являютсяюридические и физи-
    ческие лица, в интересах которых специальноуполномоченные орга-
    ны совершают действия и выдают  документы,  имеющие юридическое
    значение.
         Как  показывает  весь мировой опыт, покасуществуют налоги,
    существует и стремление налогоплательщиков снизитьразмер  упла-
    чеваемых ими сумм.
         Конечно,  сегодня у налоговой службы еще нехватает возмож-
    ностей проверить всех налогоплательщиков. Не всегда обеспечива-
    ется и высокое качество работы налоговых инспекторов,вследствие
    чего при проверках иногда не удается выявить всенарушения нало-
    гового  законодательства. Но действующеезаконодательство обязы-
    вает налогоплательщиков хранить все  бухгалтерские и  налоговые
    документы  за последние пять лет, не считая текущегогода. И уже
    сегодня имеется немало фактов обнаружения  нарушений налогового
    законодательства, допущенных еще в 1991 году.
         Есть  еще  одна сторона этой проблемы. Не всегданалогопла-
    тельщик сознательно нарушает налоговоезаконодательство. В  ряде
    случаев  это объясняется низкой квалификациейэкономических кад-
    ров предприятий и фирм, недостаточным знанием иминалогового за-
    конодательства, а также  несовершенством  отдельных нормативных
    актов,  допускающих двойственное толкование некоторыхположений.
    Поэтому Госналогслужба России постоянно работает надсовершенст-
    вованием налогового законодательства, стремясьсделать его более
    простым и понятным для налогоплательщика.  В  этих же  целях  в
    прошлом  году  был принят Указ Президента России оналоговой ам-
    нистии. Смысл данного Указа заключался в том, чтобы дать  нало-
    гоплательщикам, вольно и невольно нарушившимналоговое законода-
    тельство, возможность исправить свои ошибки.
         Большие надежды возлагаются и на организациюсовместной ра-
    боты  налоговых  органов и органов налоговой полициипо контролю
    за выполнением обязательств перед бюджетомюридическими и  физи-
    ческими  лицами.  Это близкие, но вполнесамостоятельные органы.
    Налоговая полиция призвана наряду с решением другихзадач  зани-
    маться  особо  крупными, разветвленными связяминалогоплательщи-
    ков, делающих попытки утаивать огромные суммыналогов. Налоговая
    же служба занимается контролем за  своевременностью и  полнотой
    перечисления всех видов налогов в бюджет каждымналогоплательщи-
    ком,  вне  зависимости  от размеров этих налогов иорганизацион-
    но-правовой формы деятельности налогоплательщика.
         Стратегическая цель налогового законодательства-  укрепить
    централизованные  финансы страны и на этой основепридать финан-
    совой стабилизации необратимый характер.  Достижение этой  цели
    обеспечивается двумя напрвлениями дальнейшегоразвития налоговой
    системы.
         Во-первых, путем предоставления дополнительныхльгот предп-
    риятиям  и  банкам, н  апрвленных  на стимулированиеинвестиций в
    экономику страны, и через это — на увеличение объемовпроизводс-
    тва, намечено поднять прибыль и рентабельность и наэтой  основе
    пополнить доходы бюджета.
         Второй  путь  — финансовая поддержка важнейшихотраслей на-
    родного хозяйства, обеспечение их устойчивой работы вцелях раз-
    вития экономики страны в целом. Дополнительныефинансовые средс-
    тва для этого будут обеспечены за счетперераспределения  ресур-
    сов между отраслями народного хозяйства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Преступления против собственности в Российской Федерации и других с
Реферат Проблема защиты авторских прав
Реферат Правовой статус иностранных работников в РФ
Реферат Предмет теории государства и права 2
Реферат Предмет административного права
Реферат Право интеллектуальной собственности 3
Реферат Управление ассортиментом и товарооборотом предприятия
Реферат Правительство Российской Федерации состав компетенция и порядок формирования
Реферат Право и мораль единство, различия, взаимодействие и противоречия
Реферат Преступное деяния в уголовном праве зарубежных стран
Реферат Правовое регулирование местного самоуправления 2
Реферат Президент РФ функции и полномочия
Реферат Происхождение государства и права 2 Родоплеменная организация
Реферат Причины экстремизма и борьба с ним в современном российском государ
Реферат Проблемные вопросы наследования по закону