Реферат по предмету "Муниципальное право"


Местное самоуправление в Нижнем Новгороде

Московский Институт Права

Юридический факультет
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Муниципальное право.
 
Тема: «Местное самоуправление
                          В Нижнем Новгороде».
 
Выполниластудентка VI курса, гр.Ю-436А
СилкинаЕлена Александровна
Рецензент:Фролов
СергейВладимирович
Нижний Новгород
2005Содержание
Введение. 3
1 Местное самоуправление как формаместной власти. 6
1.1 Основные понятия. 6
1.2 Организация власти на местах. 8
1.3 Ответственность местногосамоуправления. 10
1.3.1 Ответственность переднаселением. 11
1.3.2 Ответственность передгосударством. 12
1.3.3 Ответственность передфизическими и юридическими лицами. 13
2 Местное самоуправление в НижнемНовгороде. 15
2.1 Состояние местного самоуправленияв Нижнем Новгороде. 15
2.2 Организация местной власти в г. НижнемНовгороде………………….17
2.2.1 Основные положения и вопросыведения. 17
2.2.2 Правовые и финансово-экономическиеосновы местного самоуправления  19
2.2.3 Органы и должностные лицаместного самоуправления. 21
2.2.4 Ответственность местногосамоуправления. 25
2.3 «Плюсы» и «минусы» местногосамоуправления. 26
2.4 Пути решения существующих проблем. 27
Заключение. 29
Списокиспользованной литературы………………………………………… 31
/>/>Введение
«В Российской Федерациипризнаётся и гарантируется местное самоуправление» (Конституция РФ, ст. 12)[1].В данной статье также говорится о том, что местное самоуправление не являетсячастью системы государственной власти и «в пределах своих полномочийсамостоятельно».
Местное самоуправление в РоссийскойФедерации довольно интересно в качестве объекта изучения, так как являетсявполне самостоятельной сферой. Также следует отметить, что современноесамоуправление в России находится на стадии становления. Этот процесс шёл напротяжении, по меньшей мере, десяти лет и довольно динамично  продолжаетсясегодня.
Предметом данной курсовойработы является местное самоуправление в Нижнем Новгороде — власти на местах,его организация и функционирование и структура.   
Несмотря на срок действияКонституции Российской Федерации тема становления местного самоуправления неутратила своей актуальности. Об этом из года в год в своих посланияхФедеральному Собранию Российской Федерации говорит Президент России. Например,в послании 2002 года Президент России В.В. Путин подчеркивает, что “в течениедлительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемамместного самоуправления”[2]. Для организации местного самоуправления должны быть «единые правила, посколькуРоссия — единая страна»[3],отметил президент. Вместе с тем, глава государства подчеркнул, что «должно бытьучтено «все многообразие» регионов и территорий»[4].При рассмотрении темы данной курсовой работы нельзя не отметить конституционныеправа граждан на осуществление местного самоуправления[5]:
1.   право осуществлять местноесамоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы (ст.3, 32, 130);
2.   право участвовать в референдумах,избирать и быть изб­ранными в органы местного самоуправления (ст. 32);
3.   право самостоятельно определятьструктуру органов мест­ного самоуправления (ст. 131);
4.   право на участие в решении вопросовоб изменении границ муниципальных образований (ст. 131);
5.   право владеть, пользоваться ираспоряжаться муниципаль­ной собственностью (ст. 130).
Таким образом, мы видимдовольно широкий спектр конституционных прав граждан Российской Федерации,которые служат основой для законодательства в данной сфере. Это особеннопоказательно в рамках заявленного пост перестроечными реформаторами курса кдемократическому государству и гражданскому обществу.
Одной из задач даннойработы является показать, какие же гарантии и ответственность со стороныорганов и должностных лиц местного самоуправления существуют в отношении, населения муниципального образования.
Также среди задачкурсовой работы можно выделить следующие:
1.   Ознакомиться с сутью понятия иявления местного самоуправления в целом;
2.   Ознакомиться с организацией местнойвласти на местах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3.   Рассмотреть деятельность местнойвласти в Нижнем Новгороде, при этом выявить существенные недостатки системы местногосамоуправления в городе;
4.   Изучить организацию местногосамоуправления города Нижнего Новгорода на основе его устава;
5.   Сформулировать пути решения имеющихсяпроблем, препятствующих эффективному функционированию местных властей городаНижнего Новгорода.
Цель, данной курсовойработы, — ознакомиться с деятельностью и организацией местной власти,рассмотреть различные аспекты местного самоуправления в Нижнем Новгороде.
При изучении темы курсовой работыбыли использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены законы,обладающие различной юридической силой: Конституция Российской Федерации,федеральные законы, Устав города Нижнего Новгорода. Также среди источниковБольшая Советская Энциклопедия, позволившая «оттолкнуться» от понятий«самоуправление» и «местное самоуправление». Кроме этого, были использованынекоторые Интернет-издания и другая литература.
1Местное самоуправление как форма местной  власти/>1.1 Основные понятия
Основным понятием даннойработы является понятие «местное самоуправление».  Понятие «местноесамоуправление»  встречается в разных источниках. Большая СоветскаяЭнциклопедия определяет самоуправление как «управление делами территориальнойобщности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членамичерез выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов ит.п.)»[6].Но в то же время здесь мы встречаем следующее определение понятия «местное самоуправление».Во-первых, оно рассматривается как «один из видов государственного управленияна местах», а уже потом говорится, что при этом «населениеадминистративно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами(через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленныхгосударством». Действительно, в СССР как такового местного самоуправления всовременном понимании, то есть самостоятельного, не было: оно было в системестрогой управленческой вертикали государственного управления. Отсюда иопределение в Большой Советской Энциклопедии, отличное от встречаемых во многихдругих источниках, на которые сегодня целесообразно опираться. Например, вКонституции Российской Федерации (ст. 130) говорится, что местноесамоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросовместного значения»[7].
В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления  «под местным самоуправлениемпонимается право и реальная способность органов местного самоуправлениярегламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею,действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местногонаселения»[8](ст.3). Европейская хартия местного самоуправления не дифференцирует вопросовведения на вопросы местного значения и государственные дела. Скорее хартиейопределяется, что вопросы местного значения являются частью «государственныхдел». В этом особенность понятия местного самоуправления, даваемого в настоящемдокументе. Отметим также, что Европейская хартия местного самоуправления «всвое время послужила ориентиром формирования национального законодательст­ва вэтой сфере, включая и проблемы юридической защиты местного самоуправления»[9].
 В современной желитературе местное самоуправление трактуется «как процесс управления низовымитерриториальными сообществами жителей, основанный на следующих принципах:разумное сочетание представительных институтов и институтов непосредственнойдемократии; предоставление всем субъектам территориальных сообществ жителейшироких возможностей по заявлению, отстаиванию и проведению в жизнь собственныхинтересов; политико-правовая привязанность органов местного самоуправления ккоренным запросам жителей».[10]
 «Местное самоуправлениев Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией РоссийскойФедерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения порешению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросовместного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иныхместных традиций».[11]Таким образом:
1.   В новом законодательстве говорится осамостоятельности деятельности местных властей;
2.   В основу этой деятельности ложатся не«государственные интересы» (помимо интересов граждан), а «исторические и иные местныетрадиции».
Очевидно, что такиеизменения в законодательстве кардинально меняют не только подходы к управлениювсеми сферами жизни муниципального образования, но и позволяют (следуя не«государственным интересам», а «историческим и иными местными традициями»)полнее учитывать местные особенности и, соответственно, наиболее эффективно ихиспользовать. При этом следует отметить, что использовать специфику местностируководство соответствующей территории будет в интересах (на основе новогозаконодательства) местного сообщества и самого муниципального образования. Аэто, в свою очередь, должно способствовать экономическому росту на местах./>1.2 Организация власти на местах
В соответствии сфедеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации», органы местного самоуправления – это «выборные и другиеорганы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и невходящие в систему органов государственной власти»[12].Кроме того, статья 14 пункт 5 закона гласит, что «осуществление местногосамоуправления органами государственной власти и государственными должностнымилицами не допускается»[13].То есть   законом подразумевается автономия органов местного самоуправления врешении вопросов обеспечения жизнедеятельности населения муниципальногообразования.
Основу организации властина местах составляют выборные представительные органы и выборные должностныелица местного самоуправления. Выборный представительный орган местногосамоуправления по предложению администрации утверждает местный бюджет, вводитили отменяет местные налоги и сборы, а также принимает положение (устав) оместном самоуправлении, контролирует деятельность главы местногосамоуправления. Остальные полномочия, предусмотренные законом, реализуетместная администрация. Глава администрации вправе выносить на референдум проектположения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседанияхпредставительного органа; «через   образуемые   им   органы  местногосамоуправления управляет муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом иобъектами муниципальной собственности разрабатывает местный бюджет,обеспечивает его исполнение»[14];может являться членом представительного органа местного самоуправления. Такжеглава администрации муниципального образования (или другое выборноедолжностное лицо местного самоуправления) подотчётен населениюнепосредственно и представительному органу местного самоуправления (всоответствии с уставом муниципального образования).
Данное положениесвидетельствует об упоминаемом выше преобладании исполнительной ветви власти наместах. Это подтверждается тем, что администрация муниципального образования влице своего главы «управляет муниципальным хозяйством, распоряжается имуществоми объектами муниципальной собственности». То есть концентрирует в своих рукахэкономические рычаги управления муниципальным образованием, которые являютсянаиболее важными, ведь в основе любого управленческого решения с точки зрениятеории управления лежат ресурсы, в особенности финансовые.
Помимо выборныхпредставительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправлениязаконом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» предусматривается наличие «иных» органов и должностных лиц местногосамоуправления (ст. 17). Они могут быть предусмотрены уставом муниципальногообразования, на основе которого включаются в систему местной власти данноготерриториального образования. Эта же статья закона воспрещает образование«иных» органов и назначение «иных» должностных лиц органами государственнойвласти и государственными должностными лицами. Отметим, что данные органы идолжностные лица могут вводиться для управления материальными ресурсамисоответствующей территории и управления муниципальным образованием с помощьюэтих ресурсов. Так как инициатива разработки положения (устава) муниципальногообразования принадлежит исполнительной ветви местной власти, а также в вопросахсоздания «иных» органов и введения «иных» должностных лиц местногосамоуправления местные власти самостоятельны и не зависят от государственной,то на лицо их преимущество в использовании так называемого «административногоресурса».
Таким образом, очевиденуклон в распределении полномочий среди различных ветвей власти на местномуровне в сторону исполнительных органов местного самоуправления (с точки зрениязаконодательства)./>1.3 Ответственность местного самоуправления
«Органы государственнойвласти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и ихобъединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»(Конституция РФ, ст. 15)[15].Данная конституционная норма явля­ется основой юридической ответственности органови должностных лиц местного самоуправления. «Органы местного самоуправления идолжностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населениеммуниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами всоответствии с законом»( ст. 47)[16]./>1.3.1 Ответственностьперед населением
«Ответственность переднаселением муниципальногообразова­ния по существу является политико-юридической ответственностьюизбранных лиц перед избирателями и реализуется путем их отзыва в результатеутраты доверия»[17].Под основаниями же «утраты доверия» разные источники понимают от совершенияуголовного преступления до отказа от приема граждан.
Статья 48 закона «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»гласит, «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лицместного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия.Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностныхлиц местного самоуправления в результате доверия определяются уставами муниципальныхобразований»[18].То есть вопросы ответственности органов (должностных лиц) местногосамоуправления перед населением (в том числе отзыв депутата соответствующегопредставительного органа) федеральным законодательством практически не регулируются.
Следует отметить также,что должностные лица местного самоуправления несут ответственность передпредставительными органами местного самоуправления. Это также формаответственности должностных лиц перед населением, поскольку представительныйорган состоит из избранников граждан-избирателей данного муниципального образования.
Еще одна разновидностьответственности органов и должност­ных лиц местного самоуправления переднаселением связана с реа­лизацией контрольных функций сходов (собраний)граждан. Деятельность их следует оценивать как деятельность органа, «не­посредственноосуществляющего полномочия представительной влас­ти»[19]./>1.3.2 Ответственностьперед государством
Ответственность органов идолжностных лиц местного самоуправления перед государством базируется настатьях 12 и 15 Конституции Российской Федерации, т.е. на признаниисамостоятельности местного самоуправления «в пределах своих полномочий» иобязанности местных властей соблюдать законы.
Закон «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» «Ответственностьорганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления передгосударством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации,конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законовсубъекта Российской Федерации, устава муниципальных образований» (п. 1 ст. 49)[20].Также данный закон устанавливает процедуру реализации ответственности,включающую судебную оценку факта нарушения местной властью Конституции РФ ифедеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов Федерации иуставов муници­пальных образований. Затем следует принятие закона субъекта Фе­дерациио прекращении полномочий органа или выборного должност­ного лица местногосамоуправления и назначение новых выборов. Следует заметить, что законустанавливает ответствен­ность органов и должностных лиц местногосамоуправления за на­рушения, различные по своей природе; за нарушениедействующего законодательства, а также за неисполнение отдельныхгосударственных полномочий (п. 2 ст. 49).
Нельзя не обратить внимание на то,что применение мер ответственности органа и выборного должностного лицабазируется назаключении суда областного звена о признаниинесоответствия их деятельности Конституции РФ и действующему законодательству.Это является довольно весомым обстоятельством: данная норма соответствуетзаявленной в Конституции самостоятельности местного самоуправления испособствует ее реализации./>1.3.3 Ответственностьперед физическими и юридическими лицами
Ответственность передфизическими лицами, прежде всего, связана с обязанностью органов и должност­ныхлиц местного самоуправления соблюдать конституционные права и свободы человекаи гражданина. Наиболее действенный способ восстановления нарушенных прав –обращение в суд. «Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, еслисчитает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органовместного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественныхобъединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права исвободы»[21].Другие проблемы ответственности органов и должностных лиц местногосамоуправления перед физическими и юридическими лицами регулируются нормамигражданского законодательства и разрешаются в общеустановленном порядке, путемобращения в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. 
Таким образом, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления передфизическими и юридическими лицами федеральными законами как некая специфическаяформа ответственности не прописана./>2Местное самоуправление в Нижнем Новгороде/>2.1 Состояние местногосамоуправления в Нижнем Новгороде.
В Нижнем Новгороде происходит процесс становленияместного самоуправления, рассматриваемый как институт местной публичной власти,с одной стороны, и как институт гражданского общества – с другой.
На территории РоссийскойФедерации федеральным законодательством устанавливаются основы и организацияместного самоуправления, регулируется его деятельность. В то же время наместном уровне деятельность местного самоуправления регулируется уставоммуниципального образования, что позволяет учитывать культурные, социальные иисторические особенности конкретной территории.
          Но существуют и негативныеаспекты формирования местного самоуправления на территории Нижнего Новгорода. Россия – государство с большимразнообразием территорий, нравов, традиций, специфик уклада жизни и многихдругих индивидуальных особенностей.  В России нельзя (и исторический опыт этоподтверждает) насаждать для всей территории страны единую модель чего бы то нибыло, а уж тем более модель устройства системы управления территорией, даже врамках одного субъекта Российской Федерации. То есть стремление централизованнонасадить устройство местного самоуправления является серьезным недостаткомсамоуправления в области.
Также к недостаткамместного самоуправления вНижнем Новгороде можноотнести существующий механизм перераспределения финансовых потоков относительновыполняемых функций. Местное самоуправление наделено такими полномочиями,выполнение которых требует больших материальных и финансовых затрат. В то жевремя в местных бюджетах средств, как правило, не хватает. А это, в своюочередь, отчасти связано с тем, что значительная часть поступлений денежныхсредств направляется не в местные бюджеты, а в вышестоящие. Таким образом,возникает ситуация, при которой наличие средств минимальное, а исполнять своиобязанности нужно, да ещё и в кратчайшие сроки. Отсюда и основные проблемы –если что-то и делается, то не качественно, если качественно, то долго и подчасна средства местного населения. Так, эта ситуация, встречающаяся сплошь и рядомв Нижнем Новгороде, противоречит одному из важнейших принципов местногосамоуправления – принципу соответствия материальных и финансовых ресурсовместного самоуправления его  полномочиям.
Примечательна такжеполитика органов государственной власти по развитию местного самоуправления в Нижнем Новгороде. В своем стремлении поставить под полныйконтроль местное самоуправление в регионе представители государственной властиопираются на значительную часть местного населения, у которой сформированонегативное отношение к местному самоуправлению, которое, по их мнению, стало не«ближе» к народу, а, наоборот, еще больше «отдалилась» отнего.
Результатом бездействияпредставителей государственной власти в городе формирования положительногоимиджа муниципальных властей и разъяснения населению сущности данного институтавласти стало безразличное (а чаще и негативное) отношение местного населения корганам местного самоуправления. Всё участие населения муниципальногообразования в организации местного самоуправления в своих городских и сельскихпоселениях, в районах свелось к реализации права избирать и быть выбранными впредставительные органы местного самоуправления. Остальные права и обязанностинаселения, прописанные в нормативных правовых актах по местному самоуправлению,на деле не осуществляются.
Одной из причин такогоотношения населения Нижнем Новгороде к местному самоуправлению как институту власти на местах является то, что к началу 90-х годов прошлого столетия вРоссии (и области) не было достаточного количества специалистов в данной сфере.Ведь в СССР в научных кругах широко изучались научно-теоретические аспектыдеятельности местных Советов. В результате к началу реформирования всейполитико-экономической системы страны в России не оказалось достаточного количестваподготовленных людей в области местного самоуправления, которые бы донесли идеиреформаторов до населения и – соответственно – разъяснили бы сущность,содержание и миссию деятельности органов и должностных лиц местногосамоуправления.
Таким образом, можноотметить, что в целом в Нижнем Новгороде имеется немало проблем и нерешенныхвопросов, которые во многом препятствуют эффективной реализации функций местнойвласти. Среди основных проблем самоуправления в Нижнем Новгороде следуетвыделить:
1.   Стремление представителейгосударственной власти как можно в большем объеме контролировать местныевласти;
2.   Равнодушное (негативное) отношениенаселения к институту местного самоуправления, не способствующее его развитию./>2.2 Организация местнойвласти в  Нижнем Новгороде
Для рассмотрения данноговопроса целесообразно использовать Устав города Нижнего Новгорода, так как он «определяет общие положения, принципы, формы,систему и структуру местного самоуправления города, организацию деятельности порешению задач социально – экономического развития города, защите прав иинтересов жителей города»[22].К тому же Устав городаНижнего Новгорода имеетвысшую юридическую силу по отношению ко всем правовым  актам местногосамоуправления города и является основой для их принятия, которой они не должныпротиворечить./>2.2.1 Основныеположения и вопросы ведения
Местное самоуправление вгороде Нижнем Новгороде – это «признаваемая и гарантируемаяКонституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственностьдеятельность населения по решению непосредственно или через органы местногосамоуправления города вопросов местного значения» (Устав города Нижнего Новгорода,ст.8). Здесь видно, что данная норма вполне соответствует «общим правилам»организации местного самоуправления на территории Российской Федерации. ВУставе говорится также, что осуществляется эта деятельность «непосредственноили через органы местного самоуправления» (исходя из интересов населения).Практика же показывает, что наибольшее развитие получило осуществление правместного населения на самоуправление через выборные и иные органы местногосамоуправления. То есть здесь для местных властей имеется довольно значительноеполе деятельности по развитию форм непосредственной демократии.
К основным вопросамведения местного самоуправления города Нижнего Новгорода можно отнести[23]:
1.   владение, пользование и распоряжениемуниципальной собственностью;
2.   финансы города, формирование,утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов исборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
3.   содержание и использованиемуниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
4.   организация, содержание и развитиемуниципальных учреждений  образования, здравоохранения, обеспечение санитарногоблагополучия населения, охрана общественного порядка, организация, содержание иразвитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
5.    Регулирование планировки и застройкитерритории города, создание условий для жилищного и социально — культурногостроительства, контроль за использованием земель на территории города;
6.   регулирование использования водныхобъектов местного значения,  месторождений общераспространенных полезных ископаемых,а также недр для строительства подземных сооружений городского значения;
7.   организация дорожного строительства исодержание дорог местного значения, организация транспортного обслуживания населения,обеспечение населения услугами связи;
8.   создание условий для деятельностиучреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности;
9.   обеспечение гражданской обороны,предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории города НижнегоНовгорода
Также и другие задачистоят перед местной властью города в соответствии с Уставом Нижнего Новгорода.Таким образом, на местное самоуправление в Нижнем Новгороде возлагаетсядовольно большое количество функций. К тому же данные функции в основномдовольно затратные, так как направлены на обеспечение населения теми или инымиобщественными благами./>2.2.2 Правовая ифинансово-экономическая основы местного самоуправления
Основой деятельностиместной власти являются, правовые и  финансово-экономические ресурсы.
 Правовую основу органовместного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации;федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного значения; областноезаконодательство; уставы  (положения) о местном самоуправлении.
Экономическую основу местногосамоуправления составляют природные ресурсы (земля, её недра, леса, вода,растительный и животный мир), движимое и недвижимое имущество, входящее всостав муниципальной собственности; государственная собственность, переданнаяместному самоуправлению для осуществления отдельных государственных функций;иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправленияи удовлетворения потребностей населения соответствующих территорий.
Муниципальнойсобственностью управляют и распоряжаются органы местного самоуправления. Онимогут передавать ее в пользование, сдавать в аренду, а также осуществлять иныесделки в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Ккомпетенции муниципального образования относится также право учреждатьмуниципальные унитарные предприятия и учреждения, определять цели, условия ипорядок их деятельности и другие полномочия.
Таким образом, в даннойсфере местные власти имеют (по Уставу города Нижнего Новгорода) довольноширокие полномочия, что должно способствовать наиболее эффективномуудовлетворению потребностей населения.
«Финансы города включаютв себя средства бюджета города, государственные и муниципальные ценные бумаги,принадлежащие органам местного самоуправления города, средства внебюджетных и валютныхфондов и  другие финансовые средства.
Администрация города всоответствии с законодательством Российской Федерации и по согласованию сгородской Думой вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать ивыдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитныеучреждения»[24].
 К тому же органыместного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местногобюджета, а превышение доходов над расходами не подлежит передачегосударственным органам, а используется на нужды муниципального образования.Что предусматривает довольно широкий круг полномочий местной власти поформированию и распоряжению финансовыми ресурсами, что позволяет, помимо всегопрочего, осуществлять свою деятельность на самостоятельной основе (на сколькоэто возможно).
Согласно ст. 132Конституции Российской Федерации «Органы местного самоуправления самостоятельноформируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налогии сборы»[25]Значение этих положений сложно переоценить. Бюджет составляет главный нерв всейдеятельности органов местного самоуправления.  «Каждое муниципальное образованиеимеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществлениябюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъектаРоссийской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законамисубъекта Российской Федерации»[26].Формирование и исполнение местного бюджета осуществляется  местнымсамоуправлением самостоятельно в соответствии с уставом муниципальногообразования. 2.2.3 Органы и должностные лица местногосамоуправления
К органам и должностнымлицам местного самоуправления города Нижнего Новгорода относятся:
1.   Городская Дума города НижнегоНовгорода;
2.   Глава города Нижнего Новгорода;
3.   Администрация города НижнегоНовгорода, с входящими в ее структуру районными и поселковыми администрациями;
4.   муниципальные служащие города НижнегоНовгорода, имеющие статус должностных лиц.
Рассмотрим компетенциюгородского Думы, Главы города и администрации города, дабы оценить значимостькаждого из них. Городская Дума осуществляет значительный перечень полномочий, втом числе[27]:
·    принимает Уставгорода и  вносит изменения в него;
·    принимает планы ипрограммы развития города и утверждает отчеты об их исполнении;
·    утверждает по представлениюГлавы города бюджет города  и отчет о его исполнении;
·    разрабатывает иутверждает нормативные правовые акты;
·    назначаетгородские референдумы по вопросам местного значения; принимает нормативныеправовые акты для реализации решений городских референдумов;
·    обладает правомзаконодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской области;
·    принимает решениеоб установлении и изменении территорий районов, поселков, деревень,расположенных на территории города;
·    устанавливает иотменяет местные налоги и сборы, льготы по ним; образует целевые внебюджетныефонды;
·    согласовываетцены и тарифы на продукцию (услуги) предприятий, учреждений и организаций,находящихся в муниципальной собственности;
·    осуществляетдругие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации иНижегородской области.
Таким образом, городскаяДума города Нижнего Новгорода располагает полномочиями, которые позволяют ей восновном контролировать и задавать правила осуществления властных полномочиймуниципальным образованием. Наряду с этим стоит отметить, что правоустановления и отмены местных налогов и сборов указывает на то, что городскаяДума наделена  реальными полномочиями по управлению делами города. К такимполномочиям можно отнести также право утверждения структуры исполнительной ветвивласти.
 Глава города являетсявыборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлениюместного самоуправления на территории города. Таким образом, он – поопределению – стоит «над» остальными органами и должностными лицами местногосамоуправления города. Рассмотрев компетенцию Главы города (в соответствии сУставом города Нижнего Новгорода), видно, что ему принадлежат ключевые функциипо управлению городом: со статьей 33  Устава города Нижнего Новгорода гласит,что Глава города «руководит работой администрации на основе единоначалия». Обособом положении Главы города по сравнению с городской Думой свидетельствуюттакже следующие его полномочия[28]:
1.   обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие органов местного самоуправления города;
2.   представительствует вовзаимоотношениях города с органами государственной власти, другимимуниципальными образованиями и иными субъектами права;
3.   утверждает структуру и штатноерасписание подразделений администрации города;
4.   назначает и освобождает руководителейструктурных подразделений администрации города;
5.   руководит гражданской оборонойгорода, проведением мероприятий по защите населения и территории города отчрезвычайных ситуаций
Нельзя не отметить также,что Глава города осуществляет руководство деятельностью администрации городаНижнего Новгорода, образует ее структурные подразделения. При этом фактическиадминистрация города исполняет роль организации, при помощи  которой Главагорода осуществляет полное руководство городом.
Исходя из проведенноговыше анализа организационной структуры местной власти города Нижнего Новгорода,можно сделать следующие промежуточные выводы.
 В первую очередь,очевидно, что на местную власть возлагается довольно широкий круг задач, связанных,прежде всего, с предоставлением населению различных благ и обеспечениемдостойного уровня и качества жизни.  Еще анализ показал, что властныеполномочия, позволяющие осуществлять реальный контроль, сосредоточены в рукахГлавы города, также реальной властью обладает городская Дума. Администрация жегорода Нижнего Новгорода как таковым самостоятельным органом власти фактическине является. Основанием такого умозаключения явилось то обстоятельство, чтоэкономические, административные и представительские функции принадлежат  Главегорода и городской Думе.2.2.4 Ответственность местного самоуправления
Ответственность органов идолжностных лиц местного самоуправления города Нижнего Новгорода состоит в ихответственности «перед населением города Нижнего Новгорода, государством,физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации»[29].
«Ответственностьгородской Думы и Главы города перед населением реализуется в виде права наотзыв по инициативе избирателей (выражения недоверия населением)». (Уставгорода Нижнего Новгорода  п.2 ст.59). Также, по Уставу, формой реализацииответственности является досрочное прекращение полномочий органов и должностныхлиц местного самоуправления. Согласно п.2 ст.49 Устава города Нижнего Новгорода,право внесения предложений об отзыве городской Думы и Главы города принадлежитизбирателям  необходимое число подписей для назначения голосования об отзыве неменее 5%.  Таким образом, со стороны населения имеются достаточно действенныерычаги воздействия на местную власть, поскольку достаточна инициативасравнительно небольшого числа граждан. В этой связи возникает другой вопрос: насколько активно (и по каким причинам) население пользуется своим правомдосрочно прекращать полномочия того или иного органа или должностного лица местнойвласти?
Ответственность передгосударством предусматривается Уставом города Нижнего Новгорода таким жеобразом, что и законом «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации».
Специальных норм,устанавливающих ответственность органов и должностных лиц местногосамоуправления города Нижнего Новгорода перед физическими и юридическимилицами, Устав не содержит. Таким образом, она реализуется на основе общегозаконодательства.2.3 «Плюсы» и «минусы» местного самоуправления
 
Проведенный анализорганизации и деятельности местного самоуправления в городе Нижнем Новгородепозволяет подвести некоторые итоги, выявить положительные и отрицательныестороны функционирования местной власти.
В первую очередь нельзяне отметить, что в области уже имеется определенный опыт в сфере муниципальногоуправления. В то же время процесс формирования института местной власти шел«сверху», что наложило  негативный отпечаток: не позволило наиболее полноучесть интересы и особенности конкретной территории, так как «центр» стремилсяучесть (как можно полнее) свои интересы. Это первый «минус» самоуправления вобласти, выявленный в ходе написания данной работы.
К недостаткам местногосамоуправления в Нижнем Новгороде можно отнести также то, что в сфереперераспределения финансовых средств уклон делается в сторону органовгосударственной власти (хотя по закону местная власть располагает большимперечнем финансовых поступлений), в то время как перед местными властями стоятдовольно серьезные задачи. Одной из проблем местного самоуправления такжеявляется в основном отрицательное отношение населения к местной власти, чтоотражается и на участии населения в самоуправлении, которое является довольноограниченным.
Рассмотрение организацииместного самоуправления в городе Нижнем Новгороде показало, что местные властигорода своими полномочиями осуществляют довольно широкий круг деятельности.Также (по закону) они наделены высокой степенью самостоятельности. Тем неменее, недостатком здесь является то, что реализуется право на местноесамоуправление в основном через органы и должностных лиц местногосамоуправления; на практике слабо развиты формы непосредственной демократии.
Среди органов идолжностных лиц местного самоуправления в городе Нижнем Новгороде объемы властираспределены неравномерно. С одной стороны, это закономерно, так каксоответствует построению власти в целом в стране. То есть законодательнаявласть находится как бы «на втором плане». Но в то же время практически«размыта» роль администрации города. Фактически она выполняет функциюадминистрации Главы города: им формируется и возглавляется. Городская Думаосуществляет довольно широкий круг полномочий, реально позволяющих  управлятьделами города.
Стоит отметить также, чтокасается ответственности органов и должностных лиц местного самоуправлениягорода Нижнего Новгорода перед населением Устав содержит норму, позволяющуюгорожанам реально пользоваться правом отзыва депутата городской Думы идосрочного прекращения деятельности органов и должностных лиц местногосамоуправления.2.4 Пути решениясуществующих проблем
Таким образом, местноесамоуправление в городе Нижнем Новгороде имеет немало недостатков (проблем),которые необходимо решать, чтобы местная власть могла функционировать наиболееэффективно.
Прежде всего, необходимозадействовать имеющийся потенциал специалистов в области муниципальногоуправления для подготовки квалифицированных кадров и – в первую очередь –разъяснения населению сути местного самоуправления. При этом (задействовав нетолько систему образования, но и местные СМИ) необходимо донести до населенияосознание потенциала местной власти, чтобы сформировать у людей заинтересованностьв участии в ее осуществлении, особенно в формах непосредственной демократии.Решение данной проблемы будет способствовать решению проблемы, связанной спассивной реализацией ответственности органов и должностных лиц местногосамоуправления перед населением.
Затем на местный уровеньнеобходимо передать ряд финансовых поступлений, усилив при этом надзор за ихиспользованием. Вместе с тем надо провести анализ деятельности местной власти,выявить те сферы, которые  для нее являются «неподъемными», и передать данныезадачи на государственный уровень (хотя бы временно).
В  городе НижнемНовгороде  есть еще много проблем, которые необходимо решать. Но в даннойкурсовой работе были выделены наиболее существенные недостатки, препятствующиекак можно более эффективному функционированию местной власти. В этой связи былипредложены пути решения двух основных проблем – экономической и социальной.Заключение
Тема данной курсовойработы является довольно интересной и актуальной. Она позволяет полнее раскрытьсуть местного самоуправления в Нижнем Новгороде как явления. Это являетсяактуальным в свете предстоящей реформы местного самоуправления в РоссийскойФедерации.
По ходу изучения даннойтемы был сформулирован ряд задач, которые помогли дифференцированно подойти кпредмету настоящей курсовой работы. В ней сначала были рассмотреныобщетеоретические аспекты местного самоуправления, что позволило углубиться визучаемое понятие, рассмотреть его особенности. Были выявлены разные подходы кпонятию «местное самоуправление».
Также былопроанализировано законодательство в области местного самоуправления. На основеэтого анализа удалось раскрыть организацию и иные аспекты власти на местах,характерные в целом для России.
Кроме аспектов местногосамоуправления, характерных для Российской Федерации в целом, изучалосьустройство и деятельность местной власти  в городе Нижнем Новгороде  вчастности. Была рассмотрена деятельность местного самоуправления в городе, приэтом выявлены первостепенные проблемы самоуправления. Далее был проанализированУстав города Нижнего Новгорода, на основе него было изучено устройство ифункционирование местной власти города, определены ее особенности, в том численедостатки (проблемы). Относительно ключевых аспектов были предложены вариантырешения.
Немаловажным в даннойкурсовой работе является также изучение ответственности органов и должностныхлиц местного самоуправления перед государством, населением, а такжеюридическими и физическими лицами, так как именно данная сторона  деятельностиместной власти является одним из основных в определении местного самоуправлениякак формы местной  власти.
Таким образом, целикурсовой работы в ходе написания, были достигнуты – организация, и деятельностьместной власти были рассмотрены с разных сторон (хотя и в рамках одной темы).
Списокиспользованной литературы
1.   Конституция Российской Федерации –М.: Издательство Эксмо, 2004. – 48 с.
2.   Федеральный закон от 28 августа 1995года №154-ФЗ (в ред. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г.;17 марта 1997 г.; 4августа 2000 г.; 21 марта 2002 г.; 7 июля, 8 декабря 2003 г.) «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” //Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005 г.
3.   Федеральный закон от 25сентября 1997г. №126 – ФЗ (с изменениями от 9 июля1999 г.; 27 декабря 2000 г. 30 декабря2001 г.; 29 июня, 28 декабря 2004 г.) «О финансовых основах местного самоуправленияв Российской Федерации» // Компьютерная правовая система «Гарант» от 9.04.2005г
4.   Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Обобжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениямиот 14 декабря 1995 г.) № 486-1.// Компьютерная правовая система «Гарант» от9.04.2005 г.
5.   Устав города Нижнего Новгорода (сизменениями от 28.01.1998 г. №1, 17.06.1998 г. №33, 14.10.1998 г.№51) // Компьютерная правовая система «Гарант» от 2001г.
6.   Положение «Об основах организацииместного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапнойконституционной реформы» от 26 октября 1993 г. N 1760 // Компьютерная правоваясистема «Гарант» от 9.04.2005 г.
7.   Местное самоуправление в РоссийскойФедерации: Сборник нормативных правовых актов. – М.: Юрид. лит., 1998. – 784 с.
8.   Большая Советская Энциклопедия. (В 20томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия». 1975.
Т. 22 Ремень – Сафи. 1975. 628 с. С илл., 33 илл., 4л. карт.
9.    Выдрин И.В., Кокотов А. Н.Муниципальное право России.   Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА,2001. – 368 с.
   
10.              http://pravogizn.h1.ru/KSNews/PIG_75.html
11.              http://www.kazanfed.ru/actions/konfer4/doklad1/
12.               http://www.strana.ru/print/161804.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.