Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Лекции по ценообразованию

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Литература:
1)      Макконел, Брю, «Экономикс»
2)      Рубенфельд, «Микроэкономика»
3)      Липсиц, «Коммерческоеценообразование»
4)      «Цены и ценообразование» подред. Есипова.
5)      МГИЭТ, «Цены и конкуренция»,Моисеева
Тема 1. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЦЕН
1.     Структура курса и связь сдругими дисциплинами.
2.     Понятие и функции цен вразличных экономических системах.
3.     Роль ценообразования врыночной экономике.
4.     Виды цен.
1.     
международный маркетинг
цены и конкуренциия
макроэкономика
микроэкономика
экономическая теория
соц.-псих. науки
экономика предпринимательства
маркетинг
менеджмент

Структура


теоретические основы ценообразования
практика ценообразования

ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
теория спроса и предложения
методы установления цен
особ. установление цен и скидки
государственное регулирование цен
теория полезности
ценообразование в различных рыночных структурах
налоги и дотации
выигрыш потребителя/
изготовителя

2.     Цена− денежное выражениестоимости товара.
Под ценой понимается одна изформ проявления производственных отношений, увязывающих противоречивые интересысубъектов на различных уровнях хозяйства.
Цена− оценкаальтернативных возможностей (цена данного товара определяется суммой цен другихтоваров, которые можно было бы приобрести за ту же денежную массу).
Функция− совокупностьопераций, которые часто повторяются и имеют одинаковую направленность.
Функции цен:
1)      планово-директивнаяэкономика:
-         планово-учетная:
Ц = С(1 + ρ), ρ − доля прибыли, С − себестоимость;     
-         
Скон
С, Ц
Ц1
Ц2
Снач
Т (время) стимулирующая:
система ступенчатых цен;
ρ1 = 25%,ρ2 = 15%
(10% − отраслевой фонд, 5% − предприятие), то есть ступенчатымиценами стимулировали переход от одного товара к другому;
-         перераспределительная;
2)      рыночная экономика:
-         
  S D P
Pe Q
Qe
уравновешивание:
-         ориентирующая(относительно конкурентов);
-         распределительная;
-         координирующая.
3.     На что влияет цена:
1)      валовый доход;
2)      прибыль;
3)      рентабельность производства;
4)      отношения с покупателями;
5)      отношения с партнерами.
10 заблуждений относительно цены:
1)      Только низкая цена позволяетполучить заказ.
2)      Покупатели делают покупкиразумно.
3)      Качество определяет цену.
4)      Потребители могут указатьцену.
5)      Для достижения успеха ценыдолжны быть близкими к ценам конкурента.
6)      Если не владеете крупнойфирмой, то у вас мало шансов управлять ценами.
7)      Производитель контролируетокончательную цену для потребителей.
8)      Цена должна быть низкой приполучении первого заказа и возрастать при продолжении бизнеса.
9)      Недорогие товары пользуютсябольшим спросом во время экономического спада.
10)  Должен существовать сводправил для принятия оптимальной ценовой политики.
Этапы ценовой реформы
1)      пробный рыночный механизм
     80-х гг.:
Появляется понятие «договорная цена» (на опытные изделия, на изделия высокого качества), «льготная цена» (с/х культуры − стимулирование развития с/х).
2)      реформа в апреле
     1991 г.:
Предполагала
·         контролируемые гос-вом цены:
-          предельно фиксированные цены (верхний предел цены);
-          регулируемые цены (отпускная цена предприятия + 20% надбавка;
-          своободные цены (оптовые и розничные организации) с учетом спроса;
·         неконтролируемые розничные цены.
3)      либерализация цен
     1992 г.:
Коснулась всех товаров кроме товаров стратегического назначения. Продавец (производитель) мог назначить свои цены.
4)      ценообразование в
      условиях развития  
     рынка:
Свободные цены без жесткого государственного регулирования. Цена становится инструментом маркетинга.
4.     Виды цен.
1)      по сферам товарного обслуживания:
-         оптовые цены;
-         розничные цены (с наценками);
-         закупочные цены (свойственны для сельского хозяйства, не содержатакцизов и НДС);
-         цены и тарифы на услуги;
-         отпускная цена предприятия общественного питания (по сути −розничные);
2)      по способу отражения транспортных расходов:
-         цена франко-отправления (франко = свободный), связана с условиямипоставки из пункта отправления, цена-нетто;
-         цена франко-назначения, цена-брутто, в ней могут быть скидки, налоги,объясняется особенностями местных условий. Такие цены часто используются вовнешней торговле;
3)     по формам продаж:
-         контрактные или договорные цены (фиксируются в документе);
-         биржевые котировки (считается самым точным отражением ситуации нарынке);
-         цены ярмарок и выставок (могут быть не совсем точными);
-         аукционные цены;
4)      по стадиям продаж:
-         цена спроса;
-         цена предложения;
-         цена реализации;
5)      по степени регулирования:
-         жестко фиксированные цены (устанавливаются по решению органов власти);
-         регулируемые цены (напр., сезонные, регулируемые в определенныхпределах органами власти);
-         свободные цены.
6)      по степени устойчивости во времени:
-         твердые цены (устанавливаются на весь период договора);
-         подвижные цены поставок (учитывают изменение спроса);
-         скользящие цены (цены «с оговорками», фиксируются как правилов договорах длительного действия с указанием поправок, которые могут возникатьв зависимости от обстоятельств);
-         цены с последующей фиксацией (оговаривается база цены, исходная цена исроки, в течение кот. она действует, после этого срока могут быть изменения).
7)     прочие:
-         базовая цена (расчетная цена — по формуле; справочная цена (частозавышена); прейскурантные цены (иногда завышены);
-         трансфертные цены или передаточные цены (действуют внутри фирмы, втранснациональных компаниях, по этим ценам продукция передается из одногоподразделения в другое, таможенные платежи на товар не налагаются);
-         мировые цены (цены, которые формируются исходя из общей ситуации наданных рынках);
-         демпинговые цены (заниженные цены, как правило, появляются, когда фирмахочет выйти на рынок, разрешено по закону 8-10%).
Реальные и действующие цены.
Действующаяили номинальная ценаотражает текущее состояние цен на данном рынке. Реальная цена(сопоставимая) − цена, рассчитанная относительно совокупного показателя,называемого индексом цен на потребительские товары (ИПЦ).

Пример:
Дано: ИПЦб = 125,3
          ИПЦi = 337
          Цдб = 0,5 д.е./шт.
          Цдi = 1
Решение:

0,37>0,5 => цена оказалась ниже
Определить Црi
Ответ: 0,37
Тема 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.     Спрос, факторы, влияющие наспрос, графическое и математическое представление спроса.
2.     Предложение, понятие,факторы, определяющие, графическое и математическое представление предложения.
3.     Цена равновесия и ееизменение в зависимости от соотношения спроса и предложения.
1.     Спрос− обеспеченнаяденежной массой потребность в том или ином товаре. Спрос − этоплатежеспособная потребность покупателя.

QB
QA
В
А
P
PB
PA
Q D
Спрос может быть индивидуальными совокупным.Совокупный спрос определяется потребителями в целом, реакцией рынка на то илииное изменение факторов.
Кривая совокупного спроса
Кривая спроса− геометрическое местоточек, каждая из кот. показывает, какое кол-во товара потребитель готовприобрести по данной цене.
Факторы, влияющие на спрос:
1)      вкусы покупателей, отношениепокупателя к товару;
2)      количество покупателей наданном рынке (если увеличивается, кривая сдвигается вправо);
3)      доход покупателей (приуменьшении кривая сдвигается влево);
4)      цена товаров-заменителей;
5)      инфляция (заставляет кривуюподниматься вверх).
, где a0− свободный член;
                                  a1 − определяет уголнаклона кривой;
                                                   
            
Пример:
Дано: Q1 = 300
           P1 = 50
           Q2 = 500
           P2 = 40
Решение:





Можно ли описать кривой?
Ответ:  − уравнение прямой спроса (т.к. аппроксимируем, лин. зависимость)
2.     Предложение− то количествотовара, которое производитель готов предложить на данном рынке.

P
4) ↑ налоги
3)↑
4) ↑ субсидии
1)↑
2)↑ S
QB
QA
В
А
PB
PA
Q Кривая предложения− геометрическоеместо точек, каждая из кот. показывает, какое кол-во товара производитель наданном рынке готов предложить по соответствующей цене.
                                             
              
Кривая совокупногопредложения
Факторы:
1)      количество производителей наданном рынке (если больше − вправо);
2)      технология производства;
3)      цена экономических ресурсов;
4)      налоги и субсидии;
5)      природно-климатическиеусловия.
, где  − угол наклона,темп роста
3.     
E
  S D P
Pe Q
Qe
Цена равновесиясоответствует такой ситуации на рынке, когда потребитель готовприобрести по данной цене определенное количество товара, а производитель готовпредложить это количество товара по этой же цене.
Рынок не может длительноевремя находиться в состоянии равновесия.
Цена равновесия меняется взависимости от соотношения спроса и предложения.
Существует 4 разновидности таких изменений.
1.     Увеличился доход
P
E2 D2
E1
  S D1
Pe1 Q
Qe1
Pe2
Qe2

2.     P
E1 D1
E2
  S D2
Pe2 Q
Qe2
Pe1
Qe1 Уменьшился доход

3.     P
E2 S2
E1
  S1 D
Pe1 Q
Qe2
Pe2
Qe1 Введение дополнительных налогов

4.     Государство ввело дотациипроизводителям за увеличение выпуска
P
E1 S1
E2
  S2 D
Pe2 Q
Qe1
Pe1
Qe2
Возможно одновременноедвижение обеих кривых. Поэтому прежде всего при ценообразовании надо учитыватьанализ факторов.

  E P
  S D Q Существуют также критические варианты
1)      Производитель, в принципе,готов предлагать «золотой автомобиль», но потребители не готовы его покупать.
2)     
  E P
  S D Q Речь идет о таком товаре,как воздух.
Измененияв соотношении спроса и предложения влияют на цену равновесия, а цена равновесия− ориентир для предпринимателя.
Тема 3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЦЕНОВУЮ СТРАТЕГИЮ БИЗНЕСА
1.     Прямая эластичность спросапо цене и ее показатели. Влияние эластичности спроса по цене на выбор ценовойполитики.
2.     Перекрестная эластичность иее измерение.
3.     Эластичность спроса подоходу.
4.     Эластичность предложения иее показатели.
5.     Эластичность ценовыхожиданий.
6.     Влияние эластичности спросапо цене на принятие решений относительно объема выпуска продукта.
1.     Прямая эластичность спроса по цене−чувствительность спроса на товар в зависимости от изменения цены.
Эластичность спроса по цене− это относительноеизменение спроса при изменении цены.
Коэффициент эластичности− изменение спроса впроцентах при изменении цены на 1%.
Предел отношенияотносительного приращения объема к относительному изменению цены отражаетсущность эластичности.

 − точечнаяэластичность  (*)
(− угол наклона кривой)
То есть показатель имеет отрицательноезначение. Традиционно в расчетах эластичность спроса по цене берется по модулю,без учета знака. Различают точечнуюэластичность спроса по цене и дуговуюэластичность спроса по цене.
P
  A B Q
  D
P1
P2
Q1
Q2 Вточке А: берем dP и dQ, P и Q в точке А.
Вточке В: берем dP и dQ, P и Q в точке В.
Эластичностьразная!!!
Эластичность определяется поформуле (*) только в конкретной точке. Но эластичность в различных точках тожеразная. Поэтому используют дуговую эластичность.
 − дуговаяэластичность  
Эластичность в верхней частикривой выше, чем в нижней.
Если показатель эластичностименьше 1, это так называемые това


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.