Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятий и организаций на примере ОАО "Хлебозавод № 7"

АНАЛИЗФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО«ХЛЕБОЗАВОД № 7»
СОДЕРЖАНИЕ
1.           ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ……………………………………..……………..3
2.           АНАЛИЗПРИБЫЛИ…………………………………………….7
                   Факторный анализприбыли от реализации продукции ……………...8
                   Анализоперационных доходов и расходов ………………………….10
                   Анализвнереализационных расходов и доходов ……………………12
                   Анализ прибыли доналогообложения (балансовой прибыли) ……..13
                   Факторный анализчистой (нераспределенной) прибыли …………..15
                   Анализраспределения прибыли ……………………………………...17
3.           АНАЛИЗРЕНТАБЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………...18
                   Расчет и анализдинамики основных коэффициентов рентабельности…………….……………………………………………………..…...18
                    Факторный анализ рентабельности продукциииндексным методом………………………………………………………………………………...21
                   Факторный анализрентабельности имущества предприятия ……...22
                   Факторный анализрентабельности собственного капитала ………..24
                   Факторный анализрентабельности текущих активов ………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………28
1.ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРУЧКИ ОТРЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Для анализа динамикипоказателей выручки от реализации (ВР) используют величины этого показателя,полученного в отчетном и предыдущем году, а также рассчитываются показатели попериодам времени внутри года и за год.
Плановый объем реализациипродукции включает:
1)реализацию продукции,работ, услуг на сторону;
2)реализацию продукции,работ, услуг своему капитальному строительству;
3)реализацию  продукции, работ,  услуг  своим непроизводственным хозяйствам;
4)капитальный ремонтсобственного оборудования;
5)капитальный ремонтсобственных транспортных средств.
Плановый объем реализациипродукции рассчитывается по формуле
ВРпл = Он+ ТПпл — Ок.
где ВРпл — плановый объем реализованной продукции;
Он — ожидаемыйостаток нереализованной продукции с прошлого периода;
ТПпл — плановый объем производства товарной продукции;
Ок — остатокнереализованной продукции на конец отчетного периода.
Для анализа данногопоказателя используют четыре факторные модели:
1)ВР = Оо + ТП1– Впр – П от – О1;
2)ВР = Прп + Zпол,
где ВР — объем реализованнойпродукции без НДС и акцизов;
Оо — остаток нереализованнойпродукции на начало отчетного периода;
ТП1 — фактический объемпроизводства ТП;
 Впр — прочее выбытие продукции;
О1 — остаток нереализованнойпродукции на конец отчетного периода;
П от  — продукция, отгруженная, но не оплаченная вотчетном периоде;
Прп — прибыль от реализациипродукции;
Zпол — полная себестоимостьреализованной продукции.
Далее рассмотрим влияниедвух групп факторов на изменение ВР.
3)BP= pq;                    4)BP= Об Коб,
где р — средне оптовые ценыединицы реализованной продукции;
q–объем реализованной продукции;
Об — средний остаток оборотныхсредств по балансу;
Коб — коэффициентоборачиваемости оборотных средств.
Далее следуетрассмотреть влияние четырех групп факторов на изменение ВР.
1-я группа                                  
а) Об — остаток нереализованнойпродукции на начало отчетного периода;
б) ТП1 — фактический объем производств товарной продукции;
в) ВР — выручка отреализации продукции в отчетном периоде; 
г) О1 — остатокнереализованной продукции на конец отчетного периода.
Факторный анализ ВР взависимости от второй группы факторов проводится балансовым методом.
Таблица 1
Факторныйанализ выручки от реализации балансовым методом, тыс. руб.
Показатели
За прошлый год
За отчетный год
Отклонение
Абсолю-тное
Относи-
тельное
1. Остаток нереализованной продукции на начало года
240
315
75
131,25
2. Объем производства товарной продукции, ТП
46492
72727
26235
156,43
3. Выручка от реализации, ВР
46417
72964
26547
157,19
4. Остаток нереализованной продукции на конец года
315
78
-237
24,76
ВР0= О0+ТП1-О1= 240+46492-315 = 46417 тыс. руб
ВР1 = О0+ТП1-О1=315+72727-78 = 72964 тыс. руб.
Изменение выручкисоставило:
ΔВР = ВР1 –ВР0 =  72964-46417= 26547 руб.
Из таблицы видно, чтовыручка от реализации продукции составила по отчету 72964 тыс. руб., что вышепрошлого периода на 26547 тыс. руб., или 57,19%. Объем производства товарнойпродукции выше по сравнению с прошлым годом на 26235 тыс. руб. или 56,43%.
Из таблицы, видно, чтоположительное влияние на увеличение выручки от реализации составили:
-                увеличение остатков нереализованной продукции на начало периода, чтопривело к увеличению выручки на 75 тыс. руб.;
-                увеличение объемов производства на 26235 тыс. руб.
Снижение объемовнереализованной продукции на конец периода произошло на 237 тыс. руб.
Общее влияние факторов,таким образом составит:
ΔВР = 75+26235+237 =26547 тыс. руб.
 
 
2-ягруппа
а) Прп — прибыльот реализации продукции;
б) С/с — себестоимостьреализованной продукции.
Для  анализа этих факторов  используем метод вертикального и горизонтального анализа, расчеты представим втабл.2. и 3.
Таблица 2
Вертикальный анализ
Фактор-показатель
Баз. период
Отч. период
Изменение
тыс.руб.
уд. вес, %
тыс.руб.
уд. вес, %
тыс.руб.
уд. вес, %
1.Прп
2183
4,7
2427
3,33
+244
-1,37
2.С/с
44234
95,3
70537
96,67
+26303
+1,37
3.Итого ВР
46417
100
72964
100
+26547
х
Таблица 3
Горизонтальный анализ
Фактор
Период
Влияние на ВР
базисный
отчетный
тыс. руб.
% к ВР
1.Прп
2183
2427
+244
0,92
2.С/с
44234
70537
+26303
99,08
3.Итого ВР
46417
72964
+26547
100
Как видно из табл. 6 и 7рост выручки от реализации продукции составил 26547 тыс. руб. что обусловленоростом себестоимости на 26303 тыс. руб. и ростом прибыли от реализациипродукции на 244 тыс. руб.
Наибольшее влияние наувеличение выручки от реализации составило увеличение себестоимости продукциина 99,08%, увеличение же прибыль от реализации увеличило выручку лишь на 0,92%.
3-я группа
Факторный анализ данноймодели проведем методом цепных подстановок.
Факторная модель:
ВР = рq
где
р — средняя оптовая ценаединицы реализованной продукции;
q-объем реализованнойпродукции в натуральных измерителях.
Исходные данные для расчетавлияния факторов на выручку от реализации отражены в таблице 4.
Таблица 4
Исходные данные для проведениярасчета
Показатель
Базисный период
Отчетный период
Среднеоптовая цена реализации, руб.
11
11,6
Объем реализации в натуральных измерителях (тн)
4220
6290
ВР пред = р пред * qпред =11*4220 = 46417 тыс. руб.
ВР΄усл = р факт * qпред =11,6*4220 = 48952 тыс. руб.
ВР ф = р факт * qфакт =11,6*6290 = 72964 тыс. руб.
ΔВРр = ВР΄усл –ВРпред = 48952-46417 = 2535 тыс. руб.
За счет увеличения ценывыручка от реализации увеличилась на 2535 тыс. руб.
ΔВРq=ВРфакт – ВР΄усл = 72964 – 48952 = 24012 тыс. руб.
За счет увеличения объемареализованной продукции в натуральных измерителях выручка от реализацииувеличилась на 24012 тыс. руб.
Общее влияние факторовоказалось положительным и составило 2535+24012 = 26547 тыс. руб.
4 -группа
Об — среднийостаток оборотных средств по балансу;
Коб — коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
Факторный анализ данной моделипроведем методом разниц абсолютных и относительных величин.Таблица 5
Факторный анализ выручки от реализации методом разницабсолютных и относительных величин
Показатель
За предыдущий период
За отчетный период
Абс. изменение
Индекс роста, %
Прирост, %
Выручка от реализации
46417
72964
+26547
157,19
57,19
Средние остатки оборотных средств
3325
6033
+2708
181,44
81,44
Коэффициент оборачиваемости (ВР/Об)
13,96
12,094
-1,87
86,6
-13,4
Способабсолютных разниц:
Δ ВР об = Δоб  * К об пред = 2708*13,96 = 37804 тыс. руб.
Δ ВР Коб =ΔКоб  * Оботч =-1,87*6033= -11257 тыс. руб.
Итак, наувеличение выручки от реализации оказало лишь изменение среднего остаткаоборотных средств по балансу, за счет данного фактора выручка от реализацииувеличилась на 37804 тыс. руб.
За счетснижения коэффициент оборачиваемости происходит снижение выручки от реализациина 11257 тыс. руб.
Общеевлияние двух факторов: Δ ВР = Δ ВР об + Δ ВР Коб =37804-11257 = 26547 тыс. руб.
Следовательно,положительное влияние здесь оказало лишь увеличение оборотных средствпредприятия.
Способ относительныхвеличин:
Прирост выручки отреализации за счет изменения:
а) среднего остаткаоборотных средств
Δ ВР об = (ВРпред *ΔОб%/100) = (46417*81,44/100) = 37804 тыс. руб.
б) коэффициентаоборачиваемости:
Δ ВР Коб =(ВР пред + Δ ВР об) * Δ Коб / 100 = (46417+37804) * -13,4/100 =-11257 тыс. руб.
Расчет данным методомполностью подтверждает расчеты способом абсолютных разниц.
2. АНАЛИЗПРИБЫЛИ
Виды прибыли:
1.Прибыль от реализациипродукции Пр.п = ВР – Zпол — УР — КР.
2.Коммерческие расходы КР.
3.Управленческие расходы Ур.
4.Себестоимостьпроизведенной и реализованной продукции Zпол.
5.Операционная прибыль Поп.
6.Внереализационная прибыльПвн.
7.Балансовая прибыль БП =Пр.п + ОП — Уоп + Пвн — Увн.
8.Внереализационные убытки(расходы) Увн.
9.Операционные убытки(расходы) Уоп,
10.Налогооблагаемая прибыль НП= БП — льготы.
11.Чистая прибыль ЧП = БП — НП.
12.Прибыль, остающаяся враспоряжении предприятия Пв.р = ЧП — Ш — %
13.Штрафные санкции занарушение санитарных норм и правил, за сокрытие налогооблагаемой прибыли идругие аналогичные пла­тежи Ш.
14.Проценты по кредитам изаймам сверх нормы, относимой на себе­стоимость %
2.1. Факторный анализприбыли от реализации продукции
 Для определения факторов, влияющих наизменение Пр.п, исполь­зуют две формулы:
1)Пр.п =ВР- Zпол;
2) Пр.п =
где qi — объем реализованнойпродукции i — го вида в натуральном вы­ражении;
рi — продажная цена единицыпродукции i — го вида без НДС, акцизов, ГСМ;
zi-себестоимость единицы реализованной продукции i -го вида;
i — конкретный видреализованной продукции;
n-количество видов реализованной продукции.
Таким образом, на Прп влияютследующие факторы:
а) объем реализованнойпродукции,
б) себестоимостьреализованной продукции,
в) продажная цена за единицуреализованной продукции,
г) структурные сдвиги вассортименте реализованной продукции. Далее рассчитывают следующиевспомогательные показатели:
1)выручку от реализациипродукции отчетного года в базисных ценах:
ВР1пер = q1p0,
где p0,p1 — продажная цена единицыпродукции i — го вида без НДС соот­ветственно в базисном и отчетном периодах;
q0,q1 — объем реализован­нойпродукции i — го вида в натуральном выражении соответственно в базисном иотчетном периодах.
2)полную себестоимостьреализованной продукции отчетного пе­риода в базисных затратах на единицупродукции:
Z1пер= q1z0,
где z0 — себестоимость единицыреализованной продукции i — го вида в базисных затратах.
3)базисную прибыль,рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента:
П о.пер. = ВР1пер– Z1пер
          Построим аналитическую таблицу.Таблица 6Исходные данныедля факторного анализа
Фактор показатель
Базисный период
Фактический показатель, пересчитанный в цены и затраты базисного периода
Отчетный период
1. ВР
46417
6290*11 = 69190
72964
2. Z
44234
6290*10,48 = 65919
70537
3. Пр.п.
2183
69190-65919 = 3271
2427
          Рассчитаем количественное влияниекаждого фактора на величину Прп:
1)   ВР
Пвр = П0пер– П0 = 3271-2183 = 1088 тыс. руб.;
2)   полная Z
Пz= Z1 пер – Z1 = 65919-70537 = -4618 тыс. руб.
3)   продажная цена р
Пр = ВР1 –ВР1 пер = 72964-69190 = 3774 тыс. руб.
4)   влияние структурных сдвигов в ассортиментереализованной продукции:
R1 = П1/ВР1 = 2427/72964 = 0,033
R0 = П0/ВР0 = 2183/46417 = 0,047
R0 пер = П0пер / ВР1пер = 3271/69190 = 0,047
Пстр = (R0пер – R0) * ВР1пер = (0,47-0,47)*69190 = 0 тыс. руб.
Общеевлияние факторов:
Пр.п. общ =ΔПв.р. + ΔПz+ ΔПр+ ΔПстр
244 =1088-4618+3774+0
244 = 244тыс. руб.Все результаты расчетов сведем в таблицу7Таблица 7
Резульатыфактороного анализа прибыли от реализации продукции
Фактор показатель
Влияние факторов
Абс. вел
В % к Пр.п
В % к БП
1. Объем рп
1088
+49,84
77,05
2. Zпол
-4618
-211,54
-327,05
3. р
3774
+172,88
267,28
4. Структурные сдвиги
Итого изменений
+244
11,18
17,28
     Как видно из приведенных расчетов,положительное влияние на прибыль от реализации продукции, которая в целомвозрасла на 244 тыс. руб. или 11,18% оказало:
-                               увеличение объема рп
-                               увеличение р.
Отрицательное влияние оказало увеличение себестоимости продукции, врезультате чего прибыль от реализации продукции была занижена на 4618 тыс. руб.или 211,54%.
2.2. Анализоперационных доходов и расходов
Таблица 8Операционныедоходы и расходы и их изменение
Наименование показателя
Базисный период
Отчетный период
Изменение
абсол.
относительное
Доходы
1. Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации
-
-
-
-
2.Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и др.
-
-
-
-
3. Поступления связанные с участием в уставных капиталах других организаций (вкл. % по цен. бум)
-
-
-
-
4. Прибыль, полученная в результате совместн. деят.
-
-
-
-
5. Поступления от продажи ОС, отличных от денежных средств кроме валюты, прод.товаров
3
-3
100
6. Проценты полученные за предоставление в пользование денежных средств, а также % за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке
-
-
-
-
Итого
3
-3
100
Расходы
1. Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации
-
-
-
-
2.Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов и др. видов инт.собственности
-
-
-
-
3. Расходы связанные с участием в уставном капитале других организаций
-
-
-
-
4. Расходы связанные с прод, выбытием и прочим списанием ОС и иных активов, отличных от денежных (кроме ин.вал.)
5
+5
100
5. Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование женежных средств (кредитов, займов)
-
4
-4
100
6.Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями
-
-
-
-
7. Отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соотвествии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомн. долгам, а также резервы создаваемые в связи с признанием условных фактов хоз.деятельности)
624
936
+312
150
8. Прочие операционные расходы
5
9
4
180
Итого
634
979
345
154,42
Превышение доходов над расходами (+,-)
-631
-979
Согласно данных таблицы таблиц 8, можно сделатьследующие выводы.
Изменениеоперационных доходов составило 3 тыс. руб. в сторону их снижения. Данноеснижение было обусловлено снижением поступлений от продажи ОС.
          Операционные расходы организацииувеличились, и составили 979 тыс. руб. в отчетном периоде, по сравнению с предыдущимгодом их рост составил 345 тыс. руб. или 154,42%. Наибольший удельный вес визменении операционных расходов оказало увеличение отчислений в оценочныерезервы, которые увеличились на 312 тыс. руб. или 150%.
2.3. Анализвнереализационных расходов и доходов
          Анализ внереализационных доходов ирасходов проведем согласно представленной табл. 9.Таблица 9Анализвнереализационных расходов и доходовОперационныедоходы и расходы и их изменение
Наименование показателя
Базисный период
Отчетный период
Изменение
абсол.
относительное
Доходы
1. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров
-
-
-
-
2. Активы, полученные безвозмездно, в т.ч. по договору дарения
-
-
-
-
3. Поступления в возмещение причененных организации убытков
-
-
-
-
4. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году
-
-
-
-
5. Суммы кред. и депоненсткой задолженности, по которым срок исковой давности истек
75
3
-72
4
6. Курсовые разницы
-
-
-
-
7. Сумма дооценки активов
-
-
-
-
8. Прочие внереализационные доходы
190
275
85
144,74
Итого
265
278
13
104,91
Расходы
1. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров
-
-
-
-
2. Возмещение причененных организацией убытков
-
-
-
-
3. Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году
-
-
-
-
4. Суммы дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек
269
72
-197
26,77
5. Курсовые разницы
-
-
-
-
6. Сумма уценки активов
-
-
-
-
7. Перечисление средств, связанных с благ.  деят.
-
-


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.