Реферат по предмету "Налоги"


Бюджетно-налоговая политика Республики Молдова

Министерство Образования Республики Молдова Академия Транспорта, Информатики и Коммуникаций Факультет Экономика Кафедра Экономика Курсовая Работа Тема Бюджетно-налоговая политика Республики Молдова Выполнил Студент гр. ЕМ - 303 Андрешков В. Проверила Д-р экономики конф. унив. Трофимов В.

Оценка 8 Кишинёв2006 Введение - 3 - 1. Государственный бюджет - 4 - 1.1 Бюджетная система - 6 - 1.2 Статьи госбюджета - 7 - 1.3 Проблема внешнего долга - 11 - 2. Налоги - 12 - 2.1 Виды и группы налогов - 13 - 2.2 Основные налоги - 13 - 2.3 Общегосударственные и местные налоги - 15 -

2.4 Структура налогообложения - 17 - 2.5 Налоговая ставка и ее виды - 19 - 2.6 Проблемы сбора налогов - 20 - 2.7 Гармонизация налоговых систем - 21 - 3. Бюджетно-налоговая фискальная политика общее понятие - 22 - 3.1 Государство и совокупный спрос - 22 - 3.2 Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытеснения -

22 - 3.4 Госбюджет и динамика ВВП - 23 - 3.5 Налоги и совокупное предложение - 24 - 4. Стратегия развития бюджетно-налоговая фискальная политика Республики Молдова в 2005-2010гг 24 - 4.1 Налоговая политика Республики Молдова в 2005-2010гг 24 - 4.2 Основные цели бюджетной политики Республики Молдова на среднесрочный период - 25 - 4.3.

Администрирование долга Республики Молдова 26 - Вывод - 27 - Список использованной литературы - 29 - Введение Чего нам действительно не хватает, так это не виртуозности в управлении экономикой, подобной действию умелого водителя, но способа, каким можно было бы удержать пассажира, наделённого властью, от того, чтобы он не схватился за руль и не сбросил машину в кювет .

Милтон Фридмен. В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем

производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства.

Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства,

продвижении научно-технического прогресса бюджетные финансирования исследований и разработок , развитии экономики особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами налоговая политика - государственными доходами.

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему. 1. Бюджетного кодекса Республики Молдова, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов. Теоретические подходы к бюджету Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной

рыночной экономики, оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру в малдавской статистике их объединяют под названием социально-культурные мероприятия вызваны самим характером современного общества, которое становится постиндустриальным. Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения и индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком.

Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы услуг на социально-культурные мероприятия . В ряде стран, и развивающихся, и с переходной экономикой, в последнее десятилетие доля государственных расходов по отношению к ВВП снизилась, однако это произошло из-за отказа государства от значительного числа экономических но не социально-культурных функций.

Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре. Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом усиливает инфляцию. Так, для покрытия дефицита госбюджета государство прибегает или к печатанию денег

что менее характерно для современных условий , или к выпуску государственных займов. Оба эти способа покрытия дефицита госбюджета обычно ведут к инфляции высокой - в первом случае или более низкой - во втором вкупе с другими проблемами обслуживание государственного долга, удорожание ссудного капитала в стране . Неолиберальный и неоклассический подходы преобладают в последние годы в США и Канаде, правительствам которых удается добиваться профицита бюджета.

Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мешает антициклической и даже антиинфляционной политике. При этом неокейнсианцы исходят из того, что государственные расходы являются важной частью совокупного спроса. Отталкиваясь от этого, они указывают, что в период высокой безработицы и соответствующего падения доходов налоговые поступления в бюджет сокращаются см. 3.3 . Это подталкивает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или

и к увеличению налоговых ставок, в результате чего совокупный спрос в стране сокращается еще больше примером может служить Республика Молдова в 90-е гг В период же избыточного спроса с высокой инфляцией автоматически возрастают налоговые поступления в бюджет, и для уменьшения возможного профицита правительство снижает налоговые ставки или и увеличибает государственные расходы, что еще больше увеличивает избыточный спрос и соответственно инфляцию.

Поэтому неокейнсианцы полагают, что в период спада нужно дать государству возможность увеличивать государственные расходы и снижать налоги для оживления хозяйственной жизни, а в период избыточного спроса нужна сдерживающая политика в виде уменьшения государственных расходов и увеличения налоговых ставок. И та, и другая политика ведет к несбалансированности бюджета. 1.1 Бюджетная системаБюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней в

Республике Молдова - государственный бюджет, муниципальный бюджет и местные бюджеты и государственных внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд.

Примерами могут быть молдавский Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов см. 3.2 и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику минуя бюджет и, следовательно,

парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета. Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в общий котел госбюджета, а расходовались строго по назначению - на строительство и содержание дорог, геологоразведку и.т.д.

Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль для бюджета. В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три уровня бюджет центрального федерального правительства, бюджеты субъектов федерации региональные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления местные бюджеты . В остальных странах бюджетная система имеет два уровня бюджет центрального правительства и местные бюджеты. Если сложить вместе бюджет центрального правительства и бюджеты территорий,

т.е. бюджеты муниципия и местных органов самоуправления, то этот свод бюджетов называется консолидированным бюджетом. Наконец, если к консолидированному бюджету добавить государственные внебюджетные фонды, то получим так называемый бюджет расширенного правительства. Бюджетный федерализм межбюджетные отношения . Понятие бюджетного федерализма межбюджетных отношений употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней федеральным,

региональными, местными. Основа бюджетного федерализма - автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В .результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.

Хотя у территориальных бюджетов возникают дефициты, обычно они покрываются из бюджетов более высокого уровня или за счет выпуска собственных ценных бумаг. 1.2 Статьи госбюджетаСтруктуру бюджетных доходов и расходов и долю отдельных статей в консолидированном бюджете рассмотрим на примере Консолидированного бюджета Республики Молдова в 2006г. табл. 1.1 . Таблица 1.1

Консолидированный бюджет Республики Молдова в 2006г Тыс, леев Наименование стати Всего Сумма Доходы, всего 100,00 9690200,0 Текущие доходы 94,49 9156674,2 Трансферты 1,96 190000,0 Гранты 3,55 343525,8 Расходы, всего 100 10024800,0 Государственные услуги общего назначения 0,60 60536,8

Службы планирования и статистики 0,23 22733,1 Органы управления 0,05 5487,9 Международная деятельность 2,50 250572,9 Национальная оборона 1,73 173237,6 Юстиция 1,32 132235,4 Поддержка общественного порядка и национальной безопасности 6,51 652813,6 Образование 10,97 1100101,6 Наука и инновации 1,68 168800,0 Культура, искусство, спорт и мероприятия для молодёжи 2,07 207350,9

Здравоохранение 15,00 1504083,6 Социальное обеспечение, социальная поддержка 12,37 1239701,9 С х, лесное, рыбное и водное хозяйства 5,94 595640,5 Охрана окружающей среды 0,45 45577,0 Промышленность и строительство 0,15 15023,0 Транспорт, дорожное хозяйства, связь и информатика 2,47 247576,5 Топливно-энергетический комплекс 2,35 235755,2 Обслуживание государственного долга 6,06 607149,0

Пополнение государственных резервов 0,59 59630,0 Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью 1,05 105700,4 Жилищное и коммунальное хозяйство 2,01 201168,3 Дефицит - 334600,0 Бюджетные расходы Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др.

В этом проявляется главное направление бюджетной политики, как и государственной экономической политики в целом - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и

сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства - квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны. В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства,

фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительство иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает свое фермерство. Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также административно-управленческие расходы воздействуют на структуру спроса.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу например, досрочное погашение части долга , размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты,

обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов. Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм их доли в ВВП во-вторых, от структуры этих расходов в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств. Проблема сбалансированности госбюджета

Как уже отмечалось, согласно неолиберальной и неоклассической теории идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат задолженности или перевести его в доход бюджета следующего года. Возникающий в результате превышения расходов над доходами бюджетный дефицит покрывается государственными

займами внутренними и внешними . Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда и получения кредитов у банков эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями . Государственные займы - не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен

значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цена - заработная плата , обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности

правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства

на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита - росту учетной ставки. Однако у государственных займов есть и положительные стороны. Во-первых, образовавшийся на основе рынок государственных ценных бумаг может привлекать часть инвесторов,

для которых остальные секторы фондового рынка непривлекательны. Во-вторых, размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или выкупая досрочно бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов, Однако эти положительные стороны проявляются преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой. Государственный долг Задолженность правительственных органов владельцам государственных

ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы - это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим услугам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты

и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам покрывая старые долги, они делают еще большие новые. Государственный долг в разных странах растет различными темпами. Превышение государственного долга над ВВП считается потенциально опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения. Более осторожной оценки считается соотношение этих двух

показателей как 0,6 1. В 1998 г. государственный долг по отношению к ВВП составил в США - 62 , Японии - 116, Германии - 62, во Франции - 59, в Италии - 119, в Великобритании - 52, Канаде - 91,5 . Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный до одного года , среднесрочный от одного года до пяти лет и долгосрочный свыше пяти лет .

Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга

при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга задолженности . 1.3 Проблема внешнего долгаПредметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от экспорта товаров и услуг страны, например превышают 20-25 , то ситуация становится критической.

Это отражается, в частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам.

Отметим несколько возможных путей. 1. Традиционный путь - выплата долгов за счет золотовалютных резервов для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны. 2. Реструктуризация консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников в том числе и России, Республике Молдова, Украина об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги. 3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные

инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства

страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности. Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные

объекты. 4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х гг. часто обращаются постсоциалистические

страны, в том числе Республика Молдова. Эти и другие мероприятия называют регулированием внешнего долга. В истории ХХ в. встречались и другие примеры регулирования внешней задолженности. Так, и после Первой, и после Второй мировой войны Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей

морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками. 2. НалогиКак уже отмечалось, главной статьей бюджетных доходов являются налоги. Сущность налога и налоговой системы Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей далее - налоги , а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы прибыль , стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг

и другие объекты, установленные законодательными актами. В Республике Молдова основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РМ. 2.1 Виды и группы налоговНалоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество подоходный налог с физических лиц налог на прибыль предприятий корпораций, фирм налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу так называемые

социальные налоги поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид - налога на товары и услуги налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость НДС акцизы налоги, прямо включаемые в цену товара или

услуги налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В Республике Молдова примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая - на косвенные. 2.2 Основные налоги1. Подоходный налог с физических лиц налог на личные доходы является вычетом из доходов обычно годовых налогоплательщика - физического лица.

Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70 .

Самый высокий уровень подоходного налога - в Швеции. В Республике Молдова для физических лиц минимальная ставка этого налога составляет 10 , максимальная 25 . Для юридических лиц ставка не измена и составляет 22 . В последние десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога в мире. Тем не менее в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на

выплату этого налога. Подоходный налог с физических лиц в этих странах, в отличие от Республики Молдова, является главной составляющей бюджетных доходов. 2. Налог на прибыль предприятий, организаций фирм, корпораций взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

Налог на прибыль предприятий корпоративный налог составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков . В Республике Молдова ставка этого налога близка к той, что действует в ведущих развитых странах - до 35 . Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами пайщиками в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному.

Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях. В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой

прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, Россия система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога

Австрия, Германия, Япония , либо частично освобождается от налогообложения Испания, Финляндия система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли Австрия, Дания, Канада, Япония либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается

при налогообложении акционеров Великобритания, Ирландия, Франция система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы Греция, Норвегия или акционеров Австралия, Италия, Финляндия . 3. Социальные взносы социальные налоги охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются

частично самими работающими, частично - их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В Республике Молдова взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5

от их затрат на заработную плату. 4. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок. 5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный

потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В Республике Молдова используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать

которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д. Налог на добавленную стоимость взимается в Республике Молдова по стандартной ставке 20 и почти во всех развитых странах по основной стандартной ставке, которая колеблется, например, в ЕС, вокруг 15 . Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной

ставке. 2.3 Общегосударственные и местные налогиНалоговые платежи, как мы уже знаем, поступают в центральный и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. В Республике Молдова в местные бюджеты целиком поступают налоги на недвижимое имущество, налог на использование природных ресурсов и некоторые незначительные налоги. К общегосударственным налогам в Республике Молдова относятся подоходный налог, налог на добавленную

стоимость, акцизы и приватный налог. В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды.

У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач. Налоговое бремя Величина налоговой суммы так называемое налоговое бремя зависит прежде всего от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база - это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка - это размер, в котором взимается налог. В США, Великобритании,

Италии и некоторых других странах размеры налога на прибыль определяются исключительно ее величиной. В ФРГ, Франции, Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от ее размера. В 80-90-х гг. в большинстве стран идет снижение ставок налогов. В результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986 г. в виде налогов более 45 своей прибыли, то в 1996 г около 30 . Наряду со снижением ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату

государственного долга и процентов по нему. На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля прибыли, меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, используются различные налоговые льготы, о которых речь пойдет ниже. Во-вторых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения отчислений в не облагаемые налогом фонды амортизационный и др

В-третьих, компании с небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией если фирма входит в группу компаний , что на практике позволяет снизить налоговую базу компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет или будущих прибылей.

Налоговая льгота льгота на налоги устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными фактами. Распространены следующие виды налоговых льгот необлагаемый минимум объекта налога изъятие из обложения определенных элементов объекта налога например, затрат на НИОКР освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков например, инвалидов понижение налоговых ставок вычет из налоговой базы налоговый вычет изменение срока уплаты налогов и сборов в виде

отсрочки, рассрочки, налогового кредита списание безнадежных долгов по налогам. В результате средний уровень налогообложения компаний намного ниже базового т.е. максимального . Например, в ФРГ он составлял в конце 80-х гг. около 50 базовый равнялся 71 . В России он составляет около 65 . 2.4 Структура налогообложенияДоля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими

данными, к итогу Налоги на личные доходы 40 Налоги на прибыль корпораций фирм . .10 Социальные взносы 30 Налог на добавленную стоимость 10 Таможенные пошлины 5 Прочие налоги и налоговые поступления 5 В Республике Молдова роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. В связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения поступления от налогов на личные

доходы невелики вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и НДС см. табл. 1.1 . Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Легче всего обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления,

а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Налоги выполняют следующие важнейшие функции фискальную, т.е. финансирования государственных расходов. У государства есть традиционные функции - содержание органов государственного управления, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности граждан, национальная оборона, охрана окружающей среды и природных ресурсов, поддержка транспорта, дорог, связи

и информатики. В ХХ в. к ним прибавились все возрастающие социально-культурные функции. На выполнение этих традиционных и современных функций и приходится основная часть государственных расходов социальную, т.е. поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Одним из главных способов осуществления этого является введение прогрессивного налогообложения чем

выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Пропорциональное налогообложение предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. По прогрессивной шкале платится подоходный налог с физических лиц. и часто - налог на прибыль предприятий и поимущественные налоги, т.е. те налоги, которые технически возможно взимать по разным ставкам в зависимости от дохода налогоплательщика.

Социальную функцию также несет освобождение от уплаты ряда налогов некоторых категорий налогоплательщиков малоимущих, инвалидов, пенсионеров, матерей-одиночек, многодетных, переселенцев, студентов или необложение налогами некоторых социально значимых товаров и услуг освобождение их от НДС, налога с продаж, таможенных пошлин , или же, наоборот, повышенное налогообложение предметов роскоши через высокий НДС, акцизы регулирующую, т.е. государственного регулирования экономики, прежде всего

циклических колебаний, структурных изменений, цен, капиталовложений, НИОКР, экологии, внешнеэкономических связей. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы см. 3.3 . Принципы налогообложения На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения

Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца , т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Наглядно это демонстрирует кривая Лаффера, получившая название по имени американского экономиста, обосновавшего зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок. Ее смысл в том, что снижение ставок налогов обладает мощным стимулирующим

воздействием на экономику. При снижении ставок налогов в , конечном счете увеличивается налоговая база раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше, хотя это происходит не сразу см. рис. 1 2 - Современные принципы налогообложения таковы. 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика. 2. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика

в неизбежности платежа. Система штрафов и пеней, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами. 3. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 4. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим

потребностям. 5. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения. 2.5 Налоговая ставка и ее видыЧасть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой размером налога .

Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки. Например, в США подоходный налог с физических лиц прогрессивный годовой доход до 21 450 долл. включительно облагается налогом по ставке 15 это минимальная налоговая ставке подоходного налога от 21 450 до 51 900 долл по ставке 3217,5 долл. 28 с суммы, превышающей 21 450 долл. свыше 51 900 долл по ставке 11 743,5 долл. 31 с суммы, превышающей 51 900 долл. это максимальная ставка .

Пример 2.1. Предположим, молодой американец имеет годовой доход 25 000 долл. В этом случае величина его налогового обязательства такова 21 450 X 0,15 25 000 -21 450 0,28 4211,5 долл т.е. он заплатил по средней налоговой ставке. Для этого американца она составила 4211,5 25 000 100 16,8 . 2.6 Проблемы сбора налоговЛегче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья.

Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится к остальным социальным взносам социальным налогам . Легко взимать акцизы и налоги на добавленную стоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, существует возможность искусственного завышения материальных издержек и приуменьшения облагаемого прироста стоимости.

При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьезными проблемами. Наибольшие трудности возникают при получении налогов с корпораций фирм в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики.

Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала. Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год.

Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности, прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции в

Республике Молдова она называется налоговой полицией . Международные аспекты налогообложения Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок, предоставление льгот относится исключительно к компетенции национальных государственных законодательных и исполнительных органов. Однако правительства различных государств все активнее сотрудничают между собой в области налоговой политики. Необходимость такого сотрудничества коренится в интенсификации двусторонних

и многосторонних хозяйственных связей, развитии экономической интеграции и вытекающем отсюда стремлении к обеспечению равных условий конкуренции на мировых рынках. Национальная конкурентоспособность экспортируемых товаров и услуг, возможности той или иной страны вывозить капитал за рубеж зависят не только от эффективности национального хозяйства, но и от степени обремененности его налогами. Отчасти это смягчается стимулированием внешнеэкономической деятельности

национальных фирм, осуществляемым, в частности, при помощи налоговых льгот. Примером воздействия налогов на международные экономические отношения может служить НДС. Обычно этот налог не распространяется на экспорт, но им облагаются все реализуемые в стране товары и услуги вне зависимости от страны происхождения. В результате НДС стимулирует экспорт и препятствует импорту, а так как этот налог косвенный, а не прямой, то он не

подпадает под ограничения Всемирной торговой организации ВТО на прямые экспортные субсидии. В Республике Молдова экспорт в дальнее зарубежье также не облагается НДС. Классическим примером защиты внутреннего рынка от чрезмерной иностранной конкуренции являются таможенные пошлины на импорт. Международное регулирование двойного налогообложения Все развитые страны обычно облагают налогом доходы, заработанные на их территории.

Многие страны США, Канада, Япония, Великобритания и Россия облагают налогом также доходы своих физических и юридических лиц, полученные ими за рубежом. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. 2.7 Гармонизация налоговых системВ интеграционных группировках действует тенденция к сближению гармонизации налоговых систем входящих в них стран. Наиболее активна она в

ЕС, где намечается создание в перспективе общих ставок налогообложения корпораций, устранено двойное налогообложение прибыли компаний стран - членов ЕС, получающих доходы в других странах Союза. Теперь прибыли, переводимые дочерней компанией материнской, либо не облагаются налогом в стране пребывания первой, либо засчитываются при налогообложении второй. Достигнуто соглашение о единстве основной ставки НДС 15 и введении единых минимальных размеров акцизных

сборов. Здесь уже гармонизированы национальные налоги на выпуск займов 1-2 и отменены сборы с выпуска ценных бумаг. Гармонизация налоговых систем предполагается и в СНГ. 3. Бюджетно-налоговая фискальная политика общее понятиеОгромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на

всю жизнь современного общества. Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или и снижение налогов. Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией.

Она предполагает снижение государственных расходов или и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы. 3.1 Государство и совокупный спросПодавляющая часть бюджетных расходов государственные закупки, заработная плата так называемым бюджетникам, кредиты, ссуды и субсидии обусловливает совокупный спрос. Их большой вес в нем позволяет государству воздействовать на весь совокупный спрос

AD C I G X, 3.1 где AD - совокупный спрос С- потребительский спрос I- инвестиционный спрос частные инвестиции G - спрос государства государственные расходы X- чистый экспорт. На совокупный спрос правительство воздействует также через налоги чем выше их ставки, тем ниже размер располагаемых доходов в виде потребительского спроса домашних хозяйств и инвестиционного спроса предприятий. Однако налоги могут оставаться высокими безотносительно к их негативному воздействию

на совокупный спрос, а просто потому, что фискальная функция Налогообложения может возобладать над регулирующей. 3.2 Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытесненияВ равновесной экономике сумма сбережений S должна быть равна сумме инвестиций I , т.е. S I см. 4.3 . Однако на практике ситуация обычно близка к такой, когда к сбережениям домашних хозяйств

S прибавляются доходы госбюджета они состоят преимущественно из налогов и поэтому обозначаются также буквой Т taxes , а к частным инвестициям I добавляются государственные расходы G , которые для экономики выполняют роль инвестиционных вливаний S T I G. 3.2 Если преобразовать это уравнение, то получим S - I G - T. 3.3 Эта преобразованная формула показывает, что разница между сбережениями и инвестициями

равна разнице между государственными расходами и доходами, т.е. бюджетному дефициту. Говоря по-другому, если инвестиции оказываются меньше сбережений, то эта разница часто идет на покрытие бюджетного дефицита, обычно в виде государственных займов. Однако это та часть сбережений, которая могла бы быть частными инвестициями. Другой негативный эффект от государственных займов известен еще больше.

Он состоит в том, что в результате дополнительного спроса на сбережения повышается процентная ставка на рынке ссудного капитала, что ведет к сокращению частных инвестиций и соответственно к падению производства, экспорта и потребительских расходов. Возникает так называемый эффект вытеснения государственными займами частных инвестиций. 3.4 Госбюджет и динамика ВВПРост государственных расходов ведет к оживлению экономики - росту доходов и ВВП. Рис.2 демонстрирует, что при росте

ВВП Y рост государственных доходов Т приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы G . В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВП, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии Т, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы эластичны к изменениям ВВП. В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов.

Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета. 3.5 Налоги и совокупное предложениеРис. 2 показывает, что в ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит бюджета в фазе спада и профицит в фазе подъема . Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной

жизни сторонники экономики предложения предлагают снижать налоги. Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений как полагают кейнсианцы , а подъему производства предложения и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, о снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых вступлений в бюджет, приводится кривая

Лаффера см. рис. 1 . Однако проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления догов в бюджет могут и снизиться. Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов.

Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены

которых не отстают, а иногда и опережают индекс -дефлятор ВВП. 4. Стратегия развития бюджетно-налоговая фискальная политика Республики Молдова в 2005-2010гг. 4.1 Налоговая политика Республики Молдова в 2005-2010гг. Налоговая политика в 2005-2010 гг. будет направлена на обеспечение благоприятной предпринимательской среды, стабильности и прогнозируемости бюджетных доходов.

Главные задачи налоговой политики в финансовом секторе будут тесно взаимосвязаны с целями, намеченными в Прогнозе среднесрочных расходов, ежегодно утверждаемом Правительством. Исходя из этого, основными целями являются - достижение оптимального уровня налогового бремени и расширение налогооблагаемой базы - обеспечение налогового равенства, стабильности и прозрачности - дальнейшая кодификация и совершенствование упрощение налогового законодательства - стимулирование

экономической деятельности, в частности путем поддержки развития малого бизнеса, привлечения как иностранных, так и местных инвестиций в национальную экономику, создание новых рабочих мест и др приведение налогового законодательства страны в соответствие с законодательством Европейского Союза. В целях стимулирования экономической деятельности Правительство и в дальнейшем будет предпринимать меры по обеспечению благоприятного делового климата.

Обозначенные меры предполагают - сохранение предусмотренного налоговым законодательством льготного налогообложения для инвесторов, экономических агентов малого бизнеса - совершенствование упрощение процедур по администрированию указанных льгот. В основном, обозначенные цели развития финансового сектора будут достигнуты в условиях сохранения наиболее значимых освобождений от налогов, предоставленных финансовым учреждениям - вычет отчислений на скидки на потери по кредитам в фонд риска , а также обязательных годовых

платежей, первоначальных, квартальных и специальных взносов банков в фонд гарантирования депозитов в банковской системе при расчете подоходного налога - освобождение от подоходного налога в размере 100 доходов, полученных коммерческими банками от кредитов, выданных на срок более 3 лет, и в размере 50 по доходам, полученным от кредитов, предоставленных на срок от 2 до 3 лет - освобождение от подоходного налога до 1 января 2010 г. доходов физических лиц, полученных по банковским депозитам, по ценным бумагам

как банковские депозитные сертификаты и банковские векселя, по сбережениям на личных счетах граждан в сберегательно-заемных ассоциациях на территории Республики Молдова, а также доходов по государственным ценным бумагам и по ценным бумагам, выпущенным Национальным банком Молдовы - освобождение от НДС финансовых услуг. 4.2 Основные цели бюджетной политики Республики Молдова на среднесрочный период

Целями бюджетной политики являются - дальнейшее приведение публичных услуг в соответствие с реальными возможностями накопления бюджетных доходов и достижение стабильности бюджета - оптимизация приоритета публичных расходов и пересмотр социальной политики путем обеспечения социальной защиты на основе мероприятий по поддержанию наиболее уязвимых слоев населения - дальнейшее применение методов бюджетного программирования при обосновании бюджета и ассигновании публичных фондов на основе программ.

Программы будут разрабатываться для приоритетных секторов, включая оценку их отдачи и влияние на экономический рост и жизненный уровень населения. Правительство установит строгий контроль за расходами путем улучшения менеджмента расходов, оптимизации численности работников, ликвидации неэффективно работающих учреждений, внедрения новых альтернативных форм оказания более дешевых услуг, упрощения доступа к услугам, возможности использования новых технологий, определения более качественных услуг.

Учитывая прямое влияние на жизненный уровень, в области публичных расходов в следующие годы будет уделяться повышенное внимание социальным выплатам населению и расходам по заработной плате. Выделение ресурсов по секторам будет осуществляться на основе анализа секторальных программ расходов с учетом факторов стратегического влияния на развитие секторов, а также возможности оптимизации расходов в некоторых секторах, уточненных в Среднесрочном прогнозе расходов.

С целью достижения бюджетной прозрачности будет проводиться политика интегрирования операций в рамках бюджета. В результате государственный бюджет, помимо традиционных доходов и расходов, будет включать специальные фонды и средства, а также инвестиционные проекты с внешним финансированием. 4.3. Администрирование долга Республики Молдова.Данная сфера предусматривает - активное и постоянное сотрудничество с международными финансовыми организациями.

В случае подписания программы, поддержанной МВФ, будет готовиться база для реструктуризации внешнего долга - продолжение переговоров с Всемирным банком с целью рефинансирования кредитов, полученных от МБРР на коммерческих условиях, в концессионные кредиты - продолжение политики отказа от предоставления государственных гарантий по внутренним и внешним займам - продолжение переговоров с предприятиями, получившими ссуды под гарантию государства и не выполнившими свои обязательства по возврату в бюджет отвлеченных

средств для оплаты государственных гарантий, в том числе посредством Совета кредиторов - расширение спектра используемых финансовых инструментов, в основном государственных ценных бумаг со сроком обращения до 5 лет. Использование долгосрочных государственных облигаций в целях осуществления бюджетной политики приведет к созданию стабильного внутреннего рынка финансовых инструментов, на котором процентные ставки будут определяться в рыночных условиях и будут служить источником заимствования

на различные сроки - снижение внутреннего государственного долга перед Национальным банком Молдовы. ВыводПодводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, я пришёл к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может

сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса. Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике. Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода.

Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости. На практике фискальная политика активно используется в целях стаби-лизации экономики.

Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём. В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных

средств. Также хочу отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким

явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов. Также отмечу, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения. Я считаю, что необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Подводя итоги, хочу отметить, что проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформирован-ная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабиль-ности,

сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства. Список использованной литературы Макроэкономика. Основные аспекты рыночной и переходной экономики Пышкина Т. В Сh. Кишинёв, Эврика , 2001г 208с. Микроэкономика Ивашовский С.Н Дело. Москва 1998 Финансы и кредит Учебное пособие

Ковалев А.П Феникс , 2003г 416с. Экономика Архипов А.И Нестеренко А.Н Большаков - Проспект , 2001г 784с. Экономика Булатов А.С Юристъ , 2004г 896с. Постановление Правительства Республики Молдова и Национального банка Молдовы 135 от 8 февраля 2005 года Monitorul Oficial 30-33 от 25 февраля 2005 г.

О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ НА 2006 ГОД Monitorul Oficial 164-167 от 9 декабря 2005 г. Налоговый кодекс Республики Молдова Nr.1163-XIII от 24.04.97 Интернет All Moldova URL http www.allmoldova.com index.php?action viewdoc id 1062268543 lng rus



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.