Реферат по предмету "Логика"


Контрольная работа суждение и предложение. Задание № 11

План Вопрос № 1: Происхождение и сущность суждения, его роль в мышлении и структура. 2 Вопрос № 2: Суждение и предложение. 8 3. Практическое задание. 14 4. Список использованной литературы. 15
Вопрос № 1: Происхождение и сущность суждения, его роль в мышлении и структура.
Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями. Между понятиями, как вышеперечисленно, устанавливаются отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые могут выражаться логической связкой «есть». Отношения противоречия, противоположности и соподчинения могут выражаться логической связкой «не есть». Эти отношения, выраженные в форме грамматических предложений, будут суждениями разного вида. Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение. Любое суждение можно выразить в предложении, но не всякое предложение может выражать суждение. Так не выражают суждений вопросительные, побудительные предложения, поскольку они не отражают ни истины, ни лжи, не устанавливают логических отношений. Хотя они и являются формами мысли. Суждения, реально отражающие предмет и его свойства, будут являться истинными, а неадекватно отражающие – ложными. Как форма мысли суждение идеальное отражение предмета, процесса, явления, поэтому оно материально выражается в предложении. Признаки предложений и признаки суждений не совпадают и не тождественны друг другу. Элементами предложений являются подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, а элементами суждений–предмет мысли(субъект), признак предмета мысли (предикат) и логическая связка между ними. Логическое №подлежащее» – это понятие, отражающее предмет, оно обозначается латинской буквой «S». Логическое «сказуемое» – это понятие, которое отражает присущие или не присущие субъекту признаки, и обозначается латинской буквой «Р». Связка может выражать в русском языке словами «есть»-«не есть», «суть»-«не суть», «является»-«не является», помимо этого она может и опускаться. Например, суждение «береза есть дерево», как правило, выражается «береза-дерево». Кроме названных элементов в суждениях имеется не всегда выражаемый элемент, отражающую количественную характеристику, его называют «квантор» суждения. В языке он выражается словами «все», «без исключения», «каждый», «многие», «часть». Например, «Часть S есть Р», «Все S суть Р». В соответствии с количественными и качественными показателями элементов суждений, последние подразделяются на несколько видов. По числу субъектов и предикатов суждения делятся на простые и сложные. Более сложной по сравнению с понятием формой мышления выступает суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму, выполняющую свои, иные функции в мышлении. Чтобы дать логический анализ этой формы, необходимо вначале выяснить, что такое всякое суждение вообще, независимо от форм его проявления; затем произвести классификацию суждений; далее установить, какие существуют отношения между суждениями, и наконец, показать, какие возможны логические операции с суждениями. Необходимость такого анализа обусловлена тем, что наше мышление, будучи понятийным, слагается все же не из отдельных, изолированных понятий, а из суждений — от самых простых, обиходных, повседневных до наиболее сложных, научных или философских. Буквально обо всем на свете, что в той или иной мере затрагивает наши материальные и духовные потреб­ности, интересы, мотивы деятельности, мы так или иначе судим: рассуждаем, высказываем мнение, всему даем свои оценки. Поэтому вся наша речь, по существу, либо выражает суждения, либо основывается на них. Отсюда — важность и значение исследования суждения как формы мышления. Как и понятие, суждение в известном смысле находится между действительностью и языком. Поэтому его следует рассматривать тоже в двух важнейших аспектах: во-первых, по отношению к действительности, формой отражения которой оно является; а во вторых, по отношению к языку, средствами которого оно выражается. Происхождение и сущность суждения. Будучи продуктом человеческого мышления, суждение, подобно понятию, своими корнями уходит глубоко в действительность. Каково же происхождение суждения? Почему помимо понятия возможна и необходима именно такая форма мышления? Ее возможность обусловлена характером самой действительности. Как подчеркивалось выше, объективную основу понятия составляют сами предметы мысли, обладающие ка­чественной определенностью. Объективной же основой суждения служат связи и отношения между ними. Но что возникает раньше — понятие или суждение? Здесь налицо аналогия со знаменитой проблемой «курицы и яйца». Как известно, она неразрешима, если рассматривать курицу и яйцо в «готовом» виде. Если же подходить к ней с точки зрения теории развития, то обнаружится, что то и другое возникает одновременно. Лишь в процессе эволюции органического мира курица становится курицей, кладущей яйца. Точно так же нельзя однозначно ответить на вопрос: «Что раньше — понятие или суждение?» Ни то ни другое в отдельности. Они складываются вместе, в процессе становления мышления. Образование простейших понятий есть одновременно процесс возникновения суждений и наоборот: «Это дом», «Дом большой», «Дом сделан из камня» и т. д. В конечном счете такова сама действительность, лежащая в основе понятий и суждений. Нельзя сказать, что в ней возникло раньше: предметы или связи и отношения между ними. То и другое появляется одновременно в процессе развития окружающего мира. » Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений. Для правильного понимания суждения важно учитывать, что одна из фундаментальных особенностей действительности заключается в ее своеобразной «раздвоенности»: предметы могут существовать или не существовать; обладать теми или иными свойствами или не обладать; находиться в тех или иных связях и отношениях с другими предметами или не находиться. В суждениях и раскрывается наличие или отсутствие чего-либо у чего-то. Например, железо обладает ковкостью. Наличие этой связи между предметом и отдельным свойством делает возможным суждение «Дерево горючее». Графически такую связь можно представить следующим образом: — где А — дерево, а В — класс предметов, обладающих свойством горючести. В то же время дерево не обладает мягкостью. Отсутствие связи предмета с этим свойством обусловливает возможность суждения «Дерево не мягкое». Графически подобное соотношение выглядит так:
— где А —дерево, а С — класс предметов, обладающих свойством мягкости. Другие примеры: «Россия — федерация», «Россия — не унитарное государство» или «Мораль древнее права», «Право связано с политикой». Необходимость же суждений, как и понятий, коренится в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек должен не только выделять те или иные предметы среди других, но и постигать их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.
Отсюда сущность суждения. Это форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. (Подобно тому как предмет в логике трактуется весьма широко — как все, на что может быть направлена мысль, так связи и отношения здесь понимаются в самом широком смысле — как всякие соотношения между предметами мысли.) Важнейший отличительный признак суждения — утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо. В понятии, по существу, ничто не утверждается и не отрицается. В нем лишь выделяется сам предмет мысли. Например, «День», «Ночь», «Солнечный день» или «Несолнечный день». В суждении же акцентируется внимание на самом соотношении между какими-либо предметами мысли: «День солнечный» или «День не солнечный», «День прошел», «Ночь настала». Причем делается это в форме утверждения или отрицания. Другие, юридические примеры: «Закон» — понятие, а «Закон опубликован» — суждение; «Опубликованный закон» — понятие, а «Опубликованный закон вступил в силу» — суждение. Будучи так или иначе отражением действительности, суждение обладает в то же время относительной самостоятельностью. В силу этого по своему содержанию оно может быть истинным или ложным. Суждение истинно, если оно соответствует действительности (т. е. связывает то, что связано в самой действительности, и разъединяет то, что фактически разъединено). Вспомним наши примеры: «Дерево горючее», «Дерево не мягкое» или «Россия — федерация», «Россия — не унитарное государство». Но суждение будет ложным, если оно не соответствует действительности: «Дерево не горючее», «Дерево мягкое» или «Россия — не федерация», «Россия — унитарное государство». Истинность и ложность — тоже важнейшие характеристики суждения, отличающие его от понятия. Ведь понятие, не будучи ни утверждением, ни отрицанием, само по себе не может быть ни истинным, ни ложным. Вспомним снова понятие «вечный двигатель»: оно пустое, но не ложное и не истинное. А суждение «Вечный двигатель невозможен» — истинно, суждение «Вечный двигатель существует» — ложно. Истинность и ложность суждений не зависит от нашего отношения к ним, от того, считаем ли мы их истинными или ложными, а определяется отношением к самой действительности, носит объективный характер. В то же время разграничение истинных и ложных суждений относительно. «День солнечный» — истинно, если вовсю сияет солнце, и ложно, если льет дождь. Установление истинности или ложности суждения не представляет труда лишь в простейших случаях — типа «День солнечный», «Ночь лунная». Достаточно взглянуть в окно, чтобы убедиться в истинности или ложности подобных суждений. В научном же познании истинность или ложность суждения устанавливается в итоге более или менее длительного исследования. Например, в течение тысячелетий считалось истинным суждение «Вселенная стационарна». Но только в начале XX в. была обнаружена его ложность и установлена истинность суждения «Вселенная нестационарна». Это означает, что, как и все на свете, она подвержена эволюции, развивается от одного, первоначального состояния к какому-то другому («разбегание галактик»). В юридической практике установление истинности или лож­ности чего-либо — тоже нередко сложный, мучительный про­цесс. Но тут есть и своя специфика. Во-первых, юридическое выяснение объективной истины по делу предполагает в качестве непременного условия точное соблюдение норм уголовного или гражданского права. А во-вторых, помимо общезначимых понятий «истинность» и «ложность» и равнозначных им «правдивость» и «неправдивость» особо выделяются еще понятия специфически юридические: «заведомая ложность» и «добросовестное заблуждение». Могут быть заведомо ложные показания свидетеля или потерпевшего, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод с одного языка на другой. Так, по российскому уголовному праву заведомо ложное показание свидетеля квалифицируется как преступление, состоящее в умышленном сокрытии им фактов или сознательном извращении истины. Опасность такого преступления кроется в том, что в результате преступник может быть оправдан, а невиновный осужден. Поэтому за дачу ложных показаний предусмотрена ответственность. Добросовестное заблуждение — это искажение истины не по умыслу, не сознательно, а по ошибке, из-за незнания, недостаточной компетентности и т. д. В этом случае оснований для привлечения к ответственности нет. Роль и функции суждений, их структура. Суждения играют поистине огромную — не менее, чем понятия, — роль в мышлении, выполняя, как и они, важные функции в познании и общении. Но конкретное содержание роли и функций суждений по сравнению с понятиями качественно иное. Если назначение понятия сводится к выделению предмета мысли, то суждение — универсальная форма раскрытия реальных свя­зей и отношений между предметами в природе и обществе, между любыми предметами мысли. В форме суждения происходит процесс образования поня­тия, хотя понятие, как отмечалось, есть предпосылка суждения. Недаром Гегель, характеризуя диалектику понятия и суждения, остроумно заметил, что понятие — свернутая форма суждения, а суждение — развернутая форма понятия. Форму суждения обретает также процесс оперирования уже сложившимися, готовыми понятиями. Чтобы подвести тот или иной предмет под существующее понятие, необходимо, во-первых, знать содержание этого понятия; во-вторых, выявить характерные признаки исследуемого предмета и, в-третьих, установить соответствие между тем и другим. Например: «Холст есть товар», «Мошенничество — преступление», «Свидетель неправдив». В форму суждения облекаются определения, а также приемы, сходные с ними (сравнение, характеристика, описание и др.). Форма суждения используется в операциях деления и расчленения, классификации и типологии. В виде суждений формулируются, по существу, все научные положения, ими выражаются достигнутые научные истины. Особое значение суждений определяется тем, что они служат мыслительной формой, в которую, как правило, облекаются объективные закономерности окружающего мира, открываемые естественными и общественными науками, например: закон всемирного тяготения, закон сохранения и превращения энер­гии, закон единства организма и среды, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Суждения служат также универсальной формой духовного общения между людьми, взаимообмена информацией о самых различных сторонах действительности. Специально подчеркнем, что форму суждения обычно принимают статьи юридических законов и других нормативных актов, регулирующих поведение людей в обществе. Напомним в этой связи о Конституции Российской Федерации. Она состоит из множества статей, каждая из которых представляет собой суждение или связь суждений. Наконец, все судопроиз­водство —уголовное, гражданское — неразрывно связано с использованием суждений. Само слово «суд» имеет общий корень со словами «судить», «обсуждать», «рассуждать», «суждение».
Суждение, будучи сложной формой мышления, обладает особой структурой. Она обусловлена тем, что всякое суждение предполагает наличие по крайней мере двух мыслимых предметов, так или иначе соотносящихся друг с другом. Поэтому суждение состоит из двух основных компонентов — субъекта и предиката, определенным образом связанных между "собой.
Субъект суждения (от лат. subjectum — лежащий в основе) —это мысль о предмете, о котором утверждается или отрицается что-либо. Сокращенно он обозначается в логике бук­вой «S». Предикат суждения (от лат. praedicatum — сказанное) — мысль о том, что именно утверждается или отрицается о предмете. Сокращенно он обозначается буквой «Р». Субъект и предикат называются терминами суждения. Поскольку они выражаются понятиями, то очевидно, что при­менительно к суждениям понятия выполняют роль их терминов. В этом состоит одна из логических функций понятий. Термины суждения носят соотносительный характер. Один не существует без другого (нет субъекта без предиката, как и на­оборот). Обусловлено это тем, что сами связи и отношения не существуют отдельно от вещей, и наоборот. Есть лишь вещи, обладающие свойствами (и притом многими свойствами), а следовательно, находящиеся в различных связях и отношениях. Однако роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Благодаря этому обеспечивается не только связность знаний, но и их накопление и развитие, их прогресс. Правда, различение терминов не абсолютно. То, что в одном суждении выступает как субъект, в другом может быть предикатом, и соответственно наоборот. Например: «Это (S) береза (Р)»; «Береза (S) — дерево (Р)»; «Дерево (S) — живой орга­низм (Р)». Связь (отношение) между субъектом и предикатом, отражающая объективное отношение между мыслимыми предметами, раскрывается посредством логической связки. В русском языке она выражается словами «есть» («не есть»), «яв­ляется» («не является»), «представляет собой» («не представ­ляет собой») и другими, синонимичными им. Двоякий характер связки («есть — не есть») и отражает реальную раздвоенность мира — наличие или отсутствие чего-либо у чего-то. В ряде случаев связка выражается с помощью тире. Например: «Не пойман — не вор». (Предполагается: «Не пойманный не есть вор».) Нередко она попросту отсутствует, а логическое соотношение между субъектом и предикатом раскрывается посредством грамматического согласования слов: «Конституция принята», «Закон не действует» (ср.: «Конституция есть то, что принято», «Закон не есть то, что действует»). Связка играет в суждении особую роль. Именно благодаря ей суждение становится суждением. В ней выражается самая сущность суждения: ведь только она раскрывает наличие или отсутствие чего-либо у предмета мысли и заключает в себе утверждение или отрицание. Раскрываемая в суждении связь между предметами мысли предстает обычно как связь понятий. Ее только не следует ни отрывать от действительности, ни отождествлять с ней. Поскольку субъект и предикат, будучи понятиями, могут рассматриваться с точки зрения их содержания и объема, то связка тоже может быть истолкована в двух планах — содержательном и объемном. В содержательном плане она выражает принадлежность или непринадлежность признака или совокупности признаков предмету. С объемной точки зрения она раскрывает включение подкласса (подмножества) в класс (множество) предметов или принадлежность элемента классу (множеству). В самом общем виде суждение можно наглядно выразить следующей формулой: «S есть (не есть) Р». В современной логике «S» и «Р» называются логическими переменными, так как они могут вмещать в себя самое различное содержание. А связка — это логическая постоянная. В ней заключено одно и то же, неизменное содержание: она всякий раз служит показателем наличия или отсутствия чего-либо у предмета мысли. Единство элементов мысли в суждении, обеспечиваемое связ­кой, есть лишь отражение реального единства мира: самих вещей, их свойств, связей и отношений.
Вопрос № 2: Суждение и предложение. Суждение и назначение предложений. Подобно понятию, суждение выражается посредством языка. Но как более сложная форма мышления она облекается и в более сложную языковую форму. Если материальной оболочкой понятия служит слово (или словосочетание), то материальной формой существования, носителем суждения выступает предложение (или сочетание предложений). Образно говоря, суждение есть «душа» предложения (в которой отражается какой-то фрагмент действительности), а предложение — «плоть и кровь» суждения. Однако связь между ними неоднозначна. Всякое суждение выражается в предложении, но не всякое предложение выражает суждение. Как известно, предложения по своему назначению (или цели высказывания) делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения и выражают суждения. Например: «Я потерял книгу». Здесь сообщается что-то о чем-то — следовательно, содержится утверждение (или отрицание), которое может быть истинным или ложным. Другие примеры: «Криминалистика —наука», «Подсудимый невиновен»; «Пенсия будет повышаться». Но связь здесь подвижна. Одно и то же суждение может выражаться в разных повествовательных предложениях. Например: «Аристотель является основателем науки логики»; «Воспитатель Александра Македонского — основоположник логики как науки»; «Великий Стагирит (Аристотель был родом из Стагиры) положил начало логической науки». В свою очередь одно и то оке предложение может заключать в себе разные суждения. Например, высказывание «Аристотель — основатель логики» может быть использовано для выражения по крайней мере трех мыслей «Аристотель (а не кто-то другой) является основателем логики»; «Аристотель — основатель (а не просто один из представителей) логики»; «Аристотель — основатель логики (а не какой-то другой науки)». Аналогичные примеры: «Москва—столица России»; «Высшая цель — благо народа». Повествовательные предложения, в свою очередь, могут быть не только двусоставными, но и односоставными (назывными, безличными, неопределенно-личными и т. п.). Последние тоже выражают собой суждения. Возьмем, например, назывное предложение: «Весна». Достаточно поставить вопрос: «Что это за время года?» Ответ: «Весна» (или: «Это весна»). Здесь налицо суждение. Отсюда становится ясным логический смысл раз­личных наименований — вывесок на зданиях, названий книг, кинофильмов, живописных полотен. Так, слово «суд», взятое безотносительно к чему-либо, заключает в себе понятие и толь­ко. Но это же слово в качестве вывески на здании выражает уже суждение: «Это суд». И оно может быть как истинным, так и ложным — в зависимости от того, висит ли вывеска на здании суда или театра. Еще примеры. «Преступление» и «наказание» — слова, выра­жающие лишь понятия из юридической области. Эти же слова, взятые Достоевским в качестве названия своего известного про­изведения, — уже суждение: «Это роман "Преступление и наказание"». Интересно отметить, что до наших дней дошел замечательный литературный памятник Древней Руси, который назывался именно так: «Се (это) повести временных лет.»
Безличные предложения тоже выражают суждения, например: «Морозит», «Грустно», хотя предмет мысли здесь лишь подразумевается (внешняя среда; человек, испытывающий определенное душевное состояние). Вопросительные предложения, наоборот, не выражают суждений. Например: «Найдена ли собака?» Здесь непосредствен­но нет ни утверждения, ни отрицания. Иначе мы сказали бы просто: «Собака найдена» (или «Собака не найдена»). В вопросительных предложениях суждения содержатся лишь в скрытом виде : «Собака существует», «Собака потеряна», «Собака ищут». Однако логическая сущность вопроса к такого рода суждениям отнюдь не сводится. Он представляет собой посредствующее звено между одними, известными суждениями и другими, новыми. Вот почему вопрос всегда предполагает ответ («Собака найдена» или «Собака не найдена»). Это и есть новое суждение.
Не будучи ни утверждением, ни отрицанием, вопрос не может быть также истинным или ложным. Он бывает лишь правильным и неправильным. Это всецело зависит от того, какие суждения лежат в его основе — истинные или ложные. Например: «Закончил ли Аристотель чтение лекций в нашем институте?» Здесь предполагаются ложные суждения о том, что «Аристотель жив», что зачем-то «Он приехал в наш институт» и в настоящее время «Он читает здесь лекции». Следовательно, и самый вопрос, основанный на них, сформулирован неправильно. Вопрос как особая логическая операция, тесно связанная с суждением и в то же время отличная от него, тоже возникает в процессе практической деятельности людей. Воздействуя на предметы и явления действительности, человек отражает ее не пассивно, а активно. Это воздействие требует все новых знаний. И тогда человек запрашивает их у действительности, у других людей. Возникая из недостатка информации о том или ином предмете мысли, вопрос служит средством ее восполнения. Если сказать кратко, это логическая форма перехода от известного к неизвестному. В вопросе особенно рельефно проявляется диалектический характер процесса познания. Правда, именно поэтому ответ на него возможен далеко не всегда. Вспомним знаменитое, актуальное и поныне обращение Гоголя: «Русь, куда несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». Впрочем, ответа на этот жгучий вопрос о путях общественного развития страны нет и сегодня. Познавательная роль вопросов очень велика. Наряду с сужде­ниями они позволяют осуществлять процесс научного познания, двигаться от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, более точному и глубокому. Форму вопроса нередко принимают цели и задачи исследования, научные проблемы, гипотезы и т. д., без которых не может быть развития науки. Вопросы весьма часто используются в практике общения — как средство получения новой информации, расширения кругозора, выяснения отношений. Вопросно-ответная форма — эффективное средство осуществления учебного процесса. Эта форма широко применяется врачами во время беседы с больными. Ее широко используют в интервью с известными людьми — в печати, по радио, телевидению. Она особенно важна также в юридической практике, например когда ведется расследование какого-либо дела, а также в ходе самого суда. «Вопросы здесь задаю я» — эта фраза следователей и судей стала крылатым выражением. Требуется лишь, чтобы вопросы формулировались правильно. Важны здесь и правильные ответы. Ведь если на поставленный вопрос ответ дается утвердительный, то тем самым признается все, что стоит за самим вопросом. Но если что-то не признается, то это должно быть специально оговорено. От вопросительных предложений в собственном смысле отличаются так называемые риторические вопросы. Как и повествовательные предложения, они по существу тоже выражают собой суждения, но в особой, специфической форме. Например: «Как тебе не стыдно?» Здесь лишь усиливается категоричность, безусловность суждения: «Ты должен этого стыдиться». Отсюда ясно, что риторический вопрос не требует ответа. «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?» — вопрошает Ленский в романе Пушкина «Евгений Онегин». Разве здесь требуется конкретный ответ — куда именно они удалились? Нет, этим лишь подчеркивается печальная мысль, что «весны . златые дни» ушли безвозвратно. У того же Пушкина: «Что же и составляет величие человека, как не мысль?» Разве Пушкина интересуют здесь помимо мысли еще какие-либо составляющие величия человека? Своеобразие риторических вопросов позволяет воспользоваться ими как средством создания шутки или остроты. В этой связи юристам полезно поразмышлять над мудрым высказыванием Козьмы Пруткова о единстве и многообразии законов: «Если бы вся Вселенная обратилась в одно государство, то как не установить повсюду одинаковых законов?» Побудительные предложения, подобно вопросительным, тоже основаны на каких-либо суждениях. Например: «Найдите книгу!» Здесь предполагается, что «Книга существовала», «Книга потеряна», «Книга необходима». Однако логический смысл и назначение таких предложений состоят не в констатации этих фактов, а в побуждении кого-то к совершению действия, требовании, пожелании, просьбе. Аналогичный пример: «Встать! Суд идет».Побуждения — тоже продукт деятельности людей. В ходе их совместных действий возникает потребность в том или ином волеизъявлении, проявлении чувств и т. п. Она и находит свое конкретное выражение в побудительных предложениях. Познавательное значение побуждений тоже велико. В них так или иначе закрепляется человеческая мудрость, основанная на опыте и знаниях. Вот почему многие побудительные предложения стали своего рода афоризмами, превратились в пословицы и поговорки. «Не судите, да не судимы будете», — сказано в Священном Писании. «Познай самого себя!» — изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах (Греция). «Старайся быть точен, как свидетель при показаниях», — советовал Цицерон. А как актуально ныне звучат высказывания выдающихся людей прошлого: «Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован»; «Если хочешь узнать, что представляет собой человек, дай ему власть», «Надейся на лучшее, а приготовься к худшему».Итак, каждому из типов предложений соответствует своя логическая форма: повествовательному предложению — суждение; вопросительному — вопрос как форма перехода от од­ного суждения к другому; побудительному — побуждение кого-то к чему-то. Вопросительные и побудительные предложения хотя и заключают в себе суждение, отнюдь не сводятся к ним. Вот почему мы сказали, что всякое суждение есть предложение, но не всякое предложение есть суждение. Суждение и структура предложений. Неоднозначны отношения также между структурой суждения и структурой предложения. В наиболее общем виде различие между ними сводится к тому, что в мышлении людей, говорящих на самых разных языках, суждение имеет одну и ту же структуру, а предложения в этих языках строятся по-разному. Но и в рамках одного и того же языка, например русского, структуры суждений и предложений различны. Так, в суждении лишь два взаимосвязанных члена: субъект и предикат. А в предложении могут быть как главные члены — подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу, так и второстепенные — определение, дополнение, обстоятельство. Нет однозначного соответствия даже между субъектом и предикатом суждения, с одной стороны, подлежащим и сказуемым предложения — с другой. Такое соответствие может иметь место лишь в простых нераспространенных предложениях типа: «Роза красна», «Люди смертны», «Суд идет». В распространенных же предложениях дело обстоит сложнее. Так, в предложении «Любой, кто получил выгоду от преступления, виновен в его совершении» подлежащее — «любой», а сказуемое — «виновен». Субъект же заключенного здесь суждения выражен группой подлежащего: «любой, кто получил выгоду от преступления», а предикат — группой сказуемого: «виновен в его совершении». Причем может быть и обратная ситуация, когда субъект суждения выражен в предложении сказуемым (или его группой). Например: «Выдающимся русским писателем является Шолохов». Здесь субъект суждения — «выдающийся русский писатель» выражен группой сказуемого, а предикат — «Шолохов» — подлежащим. Более сложный, юридический пример: «Разрешено все, что не запрещено законом». Субъект суждения здесь выражен сказуемым («то, что разрешено»), а предикат — группой подлежащего («все, что не запрещено законом»).Наконец, субъект и предикат суждения подвижны, тогда как подлежащее и сказуемое предложения неподвижны. Примеры. «Суд состоится». Субъект суждения выражен здесь подлежащим предложения — «суд», а предикат — сказуемым — «состоится» (ср.: «Суд есть то, что состоится»). «Суд состоится завтра». Предикат здесь выражен уже другим словом — «завтра» (ср.: «День, когда состоится суд, — это завтра»). «Суд состоится завтра в Москве». Предикат выражен третьим словом — «Москва» (ср.: «Город, где состоится завтра суд, — Москва»).Причина подвижности предиката — в его характере как носителя новизны.Чтобы выявить логический смысл предложения, надо найти в нем субъект и предикат. А это, как очевидно, не простая задача. Ведь они подвижны и могут выражаться в предложении разными способами. Знание таких способов имеет огромное практическое значение для точного выражения наших мыслей. О каких же конкретно способах идет речь?Прежде всего, это соответствующая грамматическая форма предложения. Оно может быть построено так, чтобы субъект суждения был выражен непременно подлежащим (или его группой), а предикат — сказуемым (или его группой). Если, например, мы хотим высказать мысль, что именно Петров, а не какой-то другой адвокат будет выступать в суде, то ей можно придать следующую грамматическую форму: «Адвокат, который будет выступать в суде, — это Петров». Но если мы хотим выразить другую мысль, что Петров будет выступать именно в суде, а не на коллегии адвокатов, то можем грамматически оформить ее так: «Место, где будет выступать адвокат Петров, — это суд». Правда, при таком способе выражения мысли сама конструкция предложения может оказаться искусственной. Поэтому ограничиваться им нельзя.
Другой способ — порядок слов в предложении. Его суть в том, что все известное в суждении сдвигается в сторону субъекта, в начало предложения, а предикат как носитель новизны ставится в конце. Представим себе, что психолог читает лекцию о корыстолюбии как одной из психологических черт личности, и в частности раскрывает роль корысти в совершении преступлений. Как в этом случае можно построить фразу? «Корысть — основной мотив преступлений». Здесь «корысть» — субъект, а «основной мотив преступлений» — предикат. А если лекцию читает юрист и она посвящена другой теме — преступлениям, в частности их мотивам? Тогда правильнее построить фразу иначе: «Основной мотив преступлений — корысть». Почему? Потому что субъектом здесь является «основной мотив преступлений», а предикатом — «корысть».
Порядок слов используется в практике мышления нередко. Так, в Священном Писании сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Здесь «Слово» стоит то в конце предложения, то в его начале. Почему? Потому что в разных предложениях оно несет совершенно различную смысловую нагрузку. В первом оно выражает новое знание, следовательно, выступает предикатом (ср.: «То, что было в начале, — это Слово»). Во втором и третьем оно выражает уже известное, т. е. является субъектом, а новое знание воплощено в словах: «у Бога» и «Бог». С этих позиций понятен также порядок слов в «Фаусте» Гете: «В начале было дело». Здесь содержится совершенно иной ответ на тот же вопрос: «Что было в начале?» «То, что было в начале, — это дело». Но если мы по поводу какой-то иной ситуации скажем: «Дело было вначале» («а отдых был потом»), то слово «дело» будет выражать уже субъект, а «вначале» — предикат (ср.: «Делу—время, потехе — час»). Еще примеры: «Мы —не рабы», «Рабы—не мы»; «Люди — не боги», «Боги — не люди». Субъект и предикат здесь меняются потому, что в этих предложениях выражаются совершенно разные мысли. Еще одним из способов выражения предиката служит логическое ударение. В устной речи оно выражается усилением голоса, а на письме — подчеркиванием. Так, в предложении «Преступление произошло вчера» при одном и том же поряд­ке слов, но с помощью логического ударения могут быть выра­жены три разные мысли: «Преступление (а не какое-то другое событие) произошло вчера»; «Преступление произошло (а могло не произойти) вчера»; «Преступление произошло вчера (а не позавчера и не сегодня)». Наконец, к способам выражения субъекта и предиката относится контекст. Например, трудно сразу определить логический смысл, т. е. найти субъект и предикат в известном высказывании акад. И. Павлова: «Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека». Здесь помогает контекст. О чем идет речь в предыдущей фразе? О науке. «Наука требует от человека всей его жизни». Значит, в последующей фразе субъектом будет уже не «наука», а «то, что требует наука от человека», предикатом же — «большого напряжения и великой страсти».Знание этих способов выражения субъекта и предиката в предложении позволяет правильно устанавливать логическую структуру суждения.
3. Практическое задание. 1. Определите, какие из следующих предложений выражают собой суждения: "Все люди(S) стремятся к знанию(P)" /Аристотель/. – является суждением "Заговори, чтобы я тебя увидел" /Сократ/. – не является суждением – это побудительное предложение "Ну, а кто же есть обманщик государства? Разве это не тот(S), кто говорит одно, а думает другое(P)?" /Демосфен/. - является суждением, так как это риторический вопрос. "Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай" /А. Чехов/. – не является суждением "Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?" /Б. Пастернак/. – не является суждением – вопросительное предложение "Каждое убийство(S), оставшееся ненаказанным, уменьшает безопасность других людей(P)" . - является суждением "Каждый человек(S) виновен во всем хорошем(P), чего он не сделал в своей жизни" /Вольтер/. - является суждением "Не тот(S) богат, кто много имеет, а тот, кто много дает(P)" /Э. Фромм/. - является суждением "Кто(S) дает обещание, становится должником(P)". - является суждением "Все должностные лица таможенных органов РФ(S) - граждане РФ(P)". - является суждением 2. В найденных суждениях установите субъект и предикат. Субъект отмечен как (S) – предикат как (P)
4. Список использованной литературы. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. Кириллов В.И., Старченко А.Л. Логика. М., 1998. Бочаров В.Л., Маркин В.И. Основы логики. М., 1998. Гетманова А.Д. Учебник логики. М., 1998. Ивин А.Л. Логика. М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.