Реферат по предмету "Иностранный язык"


Синтаксис, его основные единицы

План:


1. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса 3


1.1. Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка 3


1.2. Словосочетание – единица синтаксиса 4


1.3. Словосочетание – единица синтаксиса 7


2. Морфемика. Основные словообразовательные нормы 11


Список литературы 13


1.
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса


Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.


Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.


В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.


Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.( А.Толстой ). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.


Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.


1.1. Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка


Слово является одной из основных грамматических единиц. В нем слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи (т. е. как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу слов), словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчиненные общему значению класса (части речи); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо. Кроме названных свойств слову принадлежит его собственный активный потенциал, проявляющийся, с одной стороны, в возможностях его синтаксической и лексико-семантической сочетаемости, его участия в построении предложений и высказываний, с другой стороны, в его активном отношении к разным видам контекстных окружений. Таким образом, слово является единицей, разными своими сторонами принадлежащей одновременно всем уровням грамматической системы - и словообразованию, и морфологии, и синтаксису.


1.2. Словосочетание – единица синтаксиса


Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.


Словосочетаниями не является:


¾ грамматическая основа;


¾ однородные члены предложения;


¾ служебная часть речи + существительное;


¾ фразеологизм.


Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.


Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.


Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.


В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:


Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.


Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.


Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.


Примеры: ненависть к врагу, читать книгу.


Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.


Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.


Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где зависимый компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.


Классификация словосочетаний по главному слову


По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:


1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.


2 . Именные


- Субстантивные (с существительным в роли главного слова)


Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.


- Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)


Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.


- Количественные (с именем числительным в роли главного слова)


Примеры: два карандаша, второй из претендентов.


- Местоименные (с местоимением в роли главного слова)


Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.


4. Наречные


Примеры: крайне важно, вдали от дороги.


Классификация словосочетаний по составу (по структуре)


1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.


Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).


2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.


Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.


Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов


По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:


- синтаксически свободные


Примеры: высокий дом.


- синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:


Примеры: три сестры, анютины глазки.


Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.


Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.


1.3. Предложение – одна из основных единиц синтаксиса


Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.


Члены предложения


Члены предложения — грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.


Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).


Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).


Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая — определение, незнакомка — подлежащее, в самолете — обстоятельство, подарила — сказуемое, улыбку — объект, ему — косвенный объект.


Типы предложений


Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:


Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.


Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:


Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?


Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)


Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?


Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.


Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?


Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?


Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).


Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.


Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.


Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше — сложным.


Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе — односоставным.


Односоставные предложения делятся на следующие типы:


Определённо-личное предложение — простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Собирайтесь!


Неопределённо-личное предложение — простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.


Обобщённо-личное предложение — простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Безличное предложение — простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.


Инфинитивное предложение — простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!


Номинативное предложение — простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.


Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе — неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? — Очень я тебя любила. — И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?


2.
Морфемика. Основные словообразовательные нормы


Нормы литературного языка обеспечивают единообразное понимание текста и преемственность культуры. Нормы литературного языка охватывают всю совокупность речевой деятельности и противостоят солекизмам — нарушениям грамматической, логической, семантической связности речи, а также речи нелитературной — диалектам, просторечию, различного рода социальным и профессиональным жаргонам, табуированным выражениям, засорению речи иностранными словами и оборотами, архаизмам и неоправданному речетворчеству в виде неологизмов.


По сфере действия нормы литературного языка подразделяются на общие (нормы языка) и частные (нормы речи). Общие нормы распространяются на любые высказывания, а частные — на произведения отдельных видов словесности, например, поэтических произведений, документов и т.д.


К общим нормам принадлежат:


¾ орфоэпические нормы устной речи, которые подразделяются на фонетические (нормы произнесения слов и словосочетаний) и просодические (нормы построения интонации), например, ударение в слове обеспечение на третьем слоге;


¾ морфологические нормы построения слов, например, множественное число от слова офицер — офицеры с ударением на третьем слоге;


¾ словообразовательные нормы, например, образование от существительного условие глагола обусловливать со звуком и соответственно буквой о в корне, а не обуславливать;


¾ лексические нормы употребления слов и устойчивых словосочетаний в определенных значениях, например, слово знаковый означает "относящийся к знаку, имеющий функцию знака", а слово значимый означает "имеющий существенное значение", поэтому нельзя сказать "знаковая речь президента", но "значимая или значительная речь президента"; или: "Дай Бог нам преодолеть наши очень сложные социально-экономические и политические проблемы" — проблемы можно решить.


¾ логико-синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений, регулирующие правильную смысловую связь элементов высказываний. Например, если опущен обязательный элемент словосочетания, создается неопределенность смысла:


"Пожалуйста, тот, кто вносил, может высказаться. Кто вносил?... Кто хотел бы с иных позиций? Дайте, пожалуйста, возможность...";


¾ собственно синтаксические нормы, регулирующие устойчивые формальные связи слов в словосочетаниях и предложениях; нарушение этих норм приводит к неразличению синтаксических значений и обеднению смысла фразы: "Начальник охраны завода доложил по вопросу о подготовке по заводу мероприятий по очистке территории";


¾ орфографические нормы, регулирующие написания слов; нарушение орфографических норм затрудняет понимание письменной речи;


¾ пунктуационные нормы, регулирующие членение предложений и обеспечивающие правильное понимание строения высказывания.


Общие нормы литературного языка изучаются в соответствующих разделах общего курса русского языка и в курсе стилистики.


К частным нормам принадлежат правила построения документов, публичных выступлений, научных сочинений, писем, художественных произведений и т.д.


Список литературы:


Синтаксис. Основные единицы синтаксиса


1. Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.


2. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.


3. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.


4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2008.


5. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.


Морфемика. Основные словообразовательные нормы


1. Арутюнова Н. Д. О понятии системы словообразования. - Филологические науки, 1960, № 2.


2. Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии (на материале русского и родственных языков). - Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М., 1995.


3. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2003.


4. Протченко И. Ф. Лексика и словообразование русского языка советской эпохи. М., 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности загрязнения, заражения и обеззараживания помещений и территорий на сельскохозяйственных объектах
Реферат Конвертер программы с подмножества языка Си в Паскаль с использованием LL(1) метода синтаксического анализа (выражения)
Реферат Color Blindness Essay Research Paper Color Blindness
Реферат Автоматизированная система управления эффективностью бизнеса
Реферат Влияние условий среднегорья на подготовку лыжника гонщика
Реферат Alfred Wegener Essay Research Paper Alfred Wegener
Реферат Религиозные обрядовые праздники и обычаи народов Чечни
Реферат Калининградская область в 90 е годы XX века
Реферат Повышение продуктивности скота за счет изменения рациона кормления а так же анализ эффективности
Реферат Формирование у дошкольников 6-7 лет элементарных математических представлений
Реферат А ссср, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 5 декабря 1986 г
Реферат Отражение первичной учетной информации в первичных учетных документах
Реферат Туристские ресурсы Республики Башкортостан для развития религиозного туризма
Реферат Бизнес-план продовольственного магазина Ночные снайперы
Реферат 1 середина 17 века конец 19 века общедидактический этап, с необходимостью «психологизировать педагогику»