Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Тема одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова

Тема
одинокого человека в творчестве М. Ю. Лермонтова

Я думал:
"Жалкий человек.

Чего он
хочет!., небо ясно,

Под небом места
много всем,

Но беспрестанно
и напрасно

Один враждует
он — зачем?"

М. Ю.
Лермонтов. "Валерик"

Лирика никогда
не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще
обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас
совершенно по-новому взглянуть на мир, на те или иные явления действительности.


Тема одинокого
человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя
смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые
горькие впечатления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных
сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем из противоборства
с ними. Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает,
не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему
мир.

Почти у каждого
поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания
сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая
"Дума". Лирический герой "Думы" одинок, но его волнует и
судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что
лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо
бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей
несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом
мире собственного "я". И самое страшное — порождает равнодушие к миру
и людям. Только в борьбе личность находит себя. В "Думе" поэт ясно
говорит о том, что именно бездействие погубило его современников. Известно, что
многие стихи Лермонтова имеют черновые "зарисовки". Поэт как бы
несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме.

В стихотворении
"Гляжу на будущность с боязнью..." он будто прозревает. Теперь поэт
пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это
еще рассказ о личном:

Гляжу на
будущность с боязнью,

Гляжу на
прошлое с тоской

И, как
преступник перед казнью,

Ищу кругом души
родной...

Теперь
смотрите, как развертывается строка "Гляжу на будущность с боязнью" в
трагическую думу всего поколения: Печально я гляжу на наше поколенье! Его
грядущее — иль пусто, иль темно... Читаем дальше:

Земле я отдал
дань земную.

Любви, надежд,
добра и зла...

И сразу
возникают в памяти "алмазной крепости" строки: К добру и злу постыдно
равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы... Какой горечью наполнены эти
строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а
презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:

Я в мире не
оставлю брата,

И тьмой и
холодом объята

Душа усталая
моя...

…Толпой угрюмою
и скоро позабытой

Над миром мы
пройдем без шума и следа,

Не бросивши
векам ни мысли плодовитой,

Ни гением
начатого труда.

Поэт — один из
этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в
унисон с одиноким голосом поэта. Таким образом, тема одиночества обусловлена не
только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной
мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное
место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с "небом и землей",
борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную
преждевременную гибель.

Чувством
одиночества наполнены стихи о природе. Одиноко растут сосна и пальма. На севере
диком стоит одиноко На голой вершине сосна... ...Одна и грустна на утесе
горючем Прекрасная пальма растет. Вот старый утес... Одиноко Он стоит,
задумался глубоко. И тихонько плачет он в пустыне. В лирическом, глубоко
взволнованном монологе "Выхо-жу один я на дорогу...", написанном
Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на
них:

Что же мне так
больно и так трудно?

Жду ль чего?
Жалею ли о чем?

Уж не жду от
жизни ничего я,

И не жаль мне
прошлого ничуть;

Я ищу свободы и
покоя!

Я б хотел забыться
и заснуть!

Страшная
духовная разобщенность с другими людьми — прямое следствие тех условий, в
которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы
можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни
как "о ровном пути без цели" рождает ощущение бесполезности желаний —
"что пользы напрасно и вечно желать?.." Строка: "И ненавидим мы,
и любим мы случайно" логически приводит к горькому выводу: "На время
— не стоит труда, а вечно любить невозможно".

Стихотворение
"И скучно и грустно...", названное В. Г. Белинским "похоронной
песнью всей жизни", перекликается с романом "Герой нашего
времени". Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же
время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении "И скучно
и грустно..." и в романе "Герой нашего времени" поэт, говоря о
дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается
исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий
принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является
бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над
обществом, понимая, что там "мелькают образы бездушные людей, приличьем
стянутые маски". Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но
и призыв к гражданскому подвигу.

Борьба — вот та
нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и
мысли. Мы не ошибемся, если скажем, что "Парус" у Лермонтова
символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути,
неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как
воплощение абсолютной свободы:

Увы! — он
счастия не ищет

И не от счастия
бежит!

Тема
одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении
"Я не унижусь пред тобой..." он говорит:

Начну
обманывать безбожно,

Чтоб не любить,
как я любил,

Иль женщин
уважать возможно,

Когда мне ангел
изменил?

Особенностью
лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе,
на своем "я", страстная сила личного чувства. Мы не найдем у
Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии
А. С. Пушкина.

Тема горького
одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно
звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз,
читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе. Мне становится
очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:
Нет, я не Байрон, я другой Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром
странник, Но только с русскою душой.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.