Реферат по предмету "История"


Н.Е.Жуковский и Императорское техническое училище

Н.Е.Жуковский и Императорское техническое училище.

XIX
век в Европе и России был временем быстрых темпов развития науки, техники,
промышленности, образования. Произошёл переход от мануфактурного к машинному
производству. Во всех странах возросла потребность в инженерах, мастерах,
квалифицированных рабочих. Развитие промышленности в России, особенно во второй
половине XIX в., также выдвигало эти задачи. В этих условиях В России в XIX в.
начинает создаваться система учебно-профессиональных школ и училищ.

Первым
в России таким особого рода Училищем стало Московское ремесленное учебное
заведение, созданное в 1830 г., - основа и родоначальник МГТУ.

История
создания Училища связана с историей Воспитательного Дома, учрежденного в 1763 г.
Екатериной II, и благотворительной деятельностью вдовы императора Павла I -
Марии Фёдоровны.

Московский
Воспитательный дом был создан как государственное учреждение для детей-сирот
(до 500 чел.), в котором они получали образование, воспитание и профессиональную
подготовку. В 18-20 лет выпускались как “сословие вольных людей”.

В
1826 г. - по предложению императрицы было решено перевести часть воспитанников
Воспитательного дома в отдельное училище с мастерскими, где бы их обучали, в
основном, производственным ремёслам (повеление было издано 5 октября).

14
октября 1826 г. - император Николай I издал распоряжение, повелев передать
Воспитательному дому Слободской дворец на Яузе, который необходимо было
восстановить после пожара 1812 г. Всего было определено 300 воспитанников.

1
(13) июля 1830 г. император Николай I утвердил “Положение о Ремесленном учебном
заведении при Московском Воспитательном доме”. В нем было записано: “...Обучать
разным наукам и ремеслам до 300 воспитанников Московского Воспитательного дома
с целью сделать их полезными членами общества, не только приготовлением из них
хороших практических различного рода ремесленников, но и образованных искусных
мастеров с теоретическими, служащими к усовершенствованию ремесел и фабричных
работ сведениями, знающих новейшие улучшения по сим частям и способных к
распространению их в России”.

На
первом этапе обучали разным ремеслам: медники, портные, столяры, маляры и т.д.
Затем процесс обучения стал меняться. Была поставлена задача преобразования РУЗ
в высшую инженерную школу.

К
1868 г. МРУЗ получил признание за подготовку специалистов, учебных пособий,
образцов техники не только в России, но и за рубежом.

1
июня 1868 г. император Александр II утвердил Устав, по которому ремесленное
учебное заведение становилось “Императорским Московским техническим училищем”
под особым их императорским величеством покровительством и становилось высшим
техническим учебным заведением.

Система
такой подготовки получила всемирное признание. После Всемирной выставки в
Филадельфии в 1876 г. Президент Бостонского технологического института доктор
Рункль писал директору ИМТУ:

“За
Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического
образования... В Америке после этого никакая иная система не будет
употребляться”.

Создание
такой программы обучения было заслугой сложившегося в конце XIX - начале XX вв.
творческого коллектива преподавателей, среди которых одна из ведущих ролей
принадлежала Н.Е.Жуковскому.

В
музее МГТУ есть уникальный экспонат – подлинник - личное дело Н.Е.Жуковского.
Пожелтевшие страницы, старательно пронумерованные педантичным служащим, а за
ними – целая жизнь длиною в 49 лет. Жизнь со своими проблемами и служебного, и
профессионального роста, и материального обеспечения, и решения нелегких
проблем личной жизни.

После
окончания в 1868 году физико-математического факультета Московского
университета по специальности «Прикладная математика» Жуковский начинает
работать во Второй женской гимназии, а после сдачи магистерских экзаменов
Н.Е.Жуковский с января 1872 года утверждается в должности преподавателя
математики в Императорском Московском техническом училище (ИМТУ), с которым
навсегда связал свою жизнь.

В
1874 году Н.Е.Жуковский был утвержден доцентом на кафедре аналитической
механики ИМТУ. Работая над вопросами гидромеханики, Н.Е.пишет свое знаменитое
сочинение – магистерскую диссертацию – «Кинематика жидкого тела»,
опубликованную им в 1876 году в YIII томе Математического сборника, и которую
он блестяще защитил 13 октября того же года в Московском университете.

Большое
влияние на его дальнейшее научное развитие, выработку научных взглядов, оценку
различных направлений в области математики и механики оказала командировка в
политехнические школы Германии и Франции в 1877 г.

Преподавание
механики в ИМТУ шло успешно и в 1878 году для Николая Егоровича была создана
кафедра теоретической механики, которой он руководил до конца своей жизни, в
течение 43 лет. 13 октября 1879 г. Н.Е.Жуковский был утвержден в должности
сверхштатного профессора, штатным профессором механики он был утвержден 8
апреля 1887 года, уже будучи доктором прикладной математики.

Научные
заслуги Жуковского были отмечены избранием его в 1894 году
членом-корреспондентом Российской академии наук, а от почетного предложения
быть избранным действительным членом академии он отказался, т. к. это требовало
переезда в Петербург. Но в Москве оставались его друзья, коллеги, ученики,
оставалось преподавание в ИМТУ и Московском университете, к которым он
привязался всей душой.

Признанием
значимости работ Н.Е.Жуковского в области математики явилось избрание его
президентом Московского математического общества в 1905 году. Он говорил: »В
математике тоже есть красота, как в живописи и поэзии. Эта красота проявляется
иногда в отчетливых, ярко очертанных идеях, где на виду всякая деталь
умозаключений, иногда поражает она нас в широких замыслах, скрывающих в себе
кое-что недосказанное, но многообещающее».

Н.Е.Жуковский
– великий русский механик. Вопреки устоявшемуся мнению на теоретическую механику
как на прикладную математику с 1874 года Жуковский начинает читать ее в ИМТУ
как естественно-научную дисциплину, ведя и практические занятия со студентами.

Николая
Егоровича называют отцом русской авиации. Проблемы воздухоплавания привлекали
его задолго до начала развития авиации. Этому предшествовали и доклады в
Политехническом обществе, и ряд публикаций, в том числе известная работа «О
парении птиц». А в 1893 г. в докладе «О воздухоплавании» прозвучали его
пророческие слова - «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к
весу мускулов он в 72 раза слабее птицы… Но я думаю, что он полетит, опираясь
не на силу своих мускулов, а на силу своего разума.

Осенью
1909 года Н.Е.Ж. организовал в ИМТУ студенческий воздухоплавательный кружок,
членами которого стали его ближайшие ученики А.Н.Туполев, Б.С.Стечкин,
А.Н.Юрьев, А.А.Архангельский, П.О.Сухой, В.М.Петляков, А.А.Микулин,
В.П.Ветчинкин и др.

Первая
мировая война внесла свои коррективы в деятельность образованной в 1905 году
аэродинамической лаборатории ИМТУ - фактически в тот период времени главный
аэродинамический центр России. А так как военное ведомство загрузило
аэродинамическую лаборатории срочными заказами, то при ИМТУ были созданы, по
настоянию Н.Е.Жуковского, расчетно-испытательное бюро (РИБ) и теоретические курсы
военных летчиков, которыми он же и руководил. К концу1918 года относится
создание Н.Е.Жуковским ЦАГИ (Центрального аэродинамического института.

Несмотря
на большую загруженность (работа в нескольких учебных заведениях) Н.Е. всегда
находил время для научных изысканий. Но он любил науку не только объясняющую
мир, но и указывающую пути для его переустройства. В нем жила душа инженера.
Подтверждением этого является утверждение Н.Е.Жуковского в звании почетного
инженера-механика ИМТУ с выдачей ему диплома и золотого нагрудного знака. В
дипломе было написано: « Выдающийся научный деятель, теоретик по общему
характеру своих работ, Николай Егорович останавливался всегда с особенной
любовью на тех проблемах науки, которые имеют непосредственные практические применения.
Можно указать на целый ряд важных для техники вопросов, получивших освещение в
трудах Жуковского, Сюда относятся, например, его работы о гидравлическом ударе,
о движении воды в песках, о качке судов… Много поработал он и для нужд высшего
технического образования. Курс его лекций, читанных в Училище, рекомендуется
как пособие во многих учебных заведениях. В самое последнее время Николай
Егорович прочел совсем по-новому теорию регулирования хода машин, а также дал
возможность студентам ознакомиться с научными основами воздухоплавания».

Тяжелая
болезнь и безвременная кончина любимой дочери Елены подорвали его здоровье и 17
марта 1921 года он скончался в санатории Усово. В личном деле сохранились не
только справка о смерти, но и вся последующая переписка руководства училища с
вышестоящими органами по поводу организации похорон, по назначении пенсий его
сестре и внучатым племянникам, о судьбе его личной библиотеки, насчитывающей
несколько тысяч томов, об увековечивании памяти выдающегося ученого и педагога.

Мы
всегда трепетно относимся к имени Николая Егоровича и стараемся воспитать в
своих студентах чувство гордости и понимания того, какая великая честь им
выпала учиться в старейшем учебном заведении России, где почти 50 лет
проработал этот великий ученый.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.techno.edu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Образ Наташи Ростовой в романе Толстого Война и мир 2
Реферат Феноменология и психопатология парафильного поведения
Реферат Клиническая фармакология оральных контрацептивов
Реферат Alcohol And Its Effects Essay Research Paper
Реферат Грамматические особенности языка В. Шекспира (на материале трагедии Гамлет)
Реферат First Novels RedRose Chain Gone And The
Реферат Исследование вибрационной и шумовой обстановки рабочих мест
Реферат Symbolism In The House Of The Seven
Реферат Продажа страховых продуктов на рынке корпоративных клиентов
Реферат Напрямки теорії ймовірностей та математичні дії над ними
Реферат Agatha Christie
Реферат «Муниципальное хозяйство»
Реферат Drugs Legalization Essay Research Paper The question
Реферат Роль культурно-досуговой деятельности в системе социализирующих личность факторов 2
Реферат Глагол и вербоиды в русском и казахском языках их значение и употребление в речи