Реферат по предмету "История"


Имперское наследие Золотой Орды

Министерствообразования и науки Российской Федерации
МосковскийГосударственный Университет им. М.В.Ломоносова
Биологический факультет
Имперское наследие Золотой Орды
 
Выполнил: Жабагин Максат Кизатович
Москва 2007г.
План:
Введение
Глава 1.
Роль Золотой  орды встановлении Российской имперской государственности
1.1 История Золотой орды
1.2 Евразийском наследии Золотой Орды
1.3 Великое состязании царств-наследников Золотой Орды
Глава 2.
Трон Золотой орды и государи Руси
2.1 Александр Невский
2.2 Дмитрий Донской
2.3 Саин Булат
Заключение
Литература.
Введение
Истоки феномена российской имперскойгосударственности, наглядным олицетворением которой была Российская империя,имеют в своей основе симбиоз трех компонентов: древнерусской государственностиКиевской Руси, импульсом в создании которой стал приход варягов илинорманнов-выходцев из германских племен Скандинавии на Русь; идеологической икультурной традиции Византийской империи через посредство православногохристианства, и имперского наследия Золотой Орды, о котором и пойдет речь вданной статье.
Именно золотоордынская система сделаласьпрообразом российской имперской государственности. Это проявилось вустановлении авторитарной традиции правления, в жестко централизованнойобщественной системе, дисциплины в военном деле и веротерпимости. Хотя,конечно, были и отклонения от этих принципов в определенные периоды российскойистории. Помимо этого, Русь и другие подвластные ордынцам земли, были вовлеченыв находящуюся на более высоком уровне финансовую систему золотоордынскойимперии; завоеватели создали эффективную, пережившую века, ямскую систему путейсообщения, сеть почтовых организаций на значительной части Евразии, в том числена территории России. Наследием Золотой Орды стало обыкновение (хотя и невсегда на всем протяжении истории России) не ассимилировать новые, завоеванныеи включавшиеся без кровопролития в состав Российской империи земли, не изменятьжизнь, религию и язык покоренных народов.
Оказавшись в составе Золотой Орды,подвластные этой империи народы не остановились в своем развитии. Былирадикально изменены пути этого развития, что в итоге привело Русь, например, кпринятию от Золотой Орды эстафеты гегемонии в евразийской державе.
Роль Золотой  орды в становлении Российской имперскойгосударственности
1.1 История Золотой орды
После распада империи, созданной Чингиз-ханом, древнерусские земли вошли в состав улуса Джучи или Золотой Орды. Монголы принесли собственное общественноеустройство только в подвластные им пространства степей современного Казахстанаи Причерноморья, уже на рубеже ХIII-XIV веков они в этом регионе приняли ислампотом смешались и породнились с кыпчаками, и все они стали точно кыпчаки, какпишет арабский летописец Ал-Омари. А тюркские племенакыпчаков были основным кочевым населением евразийских степей от Иртыша доДуная.
В отношении Руси завоевателидовольствовались ее полным подчинением, учредив на древнерусских земляхинститут баскаков-сборщиков налогов, но не меняя общественное устройство.Впоследствии сбор налогов перешел в ведение местных русских князей, признающихвласть Золотой Орды.
Первоначально Золотая Орда входила всостав огромной Монгольской империи. Ханы Золотой Орды в первые десятилетия еесуществования считались подчиненными верховному монгольскому хану в Каракорумев Монголии. Ордынские ханы получали в Монголии ярлык на право царствовать вУлусе Джучи. Но, начиная с 1266 года, золотоордынскийхан Менгу-Тимур впервые приказал отчеканить намонетах свое имя вместо имени всемонгольскогогосударя. С этого времени начинается отсчет самостоятельного существованияЗолотой Орды. Во главе западной части этого государства, куда входили идревнерусские земли, стоял хан из потомков Чингиз-хана — Бату (он же Батый русских летописей), на востоке правили зависевшие от негонаследники Орду (брата Бату).
Золотая Орда долгое время была самымсильным государством Центральной Азии и Восточной Европы.(1).С золотоордынским двором пытались поддерживать дружеские связиевропейские короли и паны римские, византийские императоры и падишахи Османскойимперии. Свидетельством этого являются жалованные грамоты золотоордынских ханов- Тохтамыша польскому королю Ягайле,Улуг-Мухаммада османскому султану МурадуII, сохранившиеся до нашего времени (2).
Интересно, что внешними врагами ЗолотойОрды стали не соседние чуждые державы, а такие же бывшие улусы некогда единойМонгольской империи — государство монголов Хулагуидовв Иране и государство Чагатаидов в Средней Азии. Периодическизолотоордынские тьмы, в составе которых были и русские князья со своимивоинами, вторгались в Польшу, Литву, на Балканы. Целью этих походов было незавоевание, а ограбление соседей. Огромная территория, многочисленноенаселение, сильная центральная власть, большое боеспособное войско, умелоеиспользование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренныхнародов, все это создавало мощь ордынской империи. Она крепла и усиливалась и впервой половине ХIY века пережила пик своего могущества. Расцветгосударственности и культуры Золотой Орды связан с именами ханов Узбека(1312-1342 годы правления) и его сына Джанибека(1342-1357 гг.). Важной мерой усиления Золотой Орды стало ее обращение в ислам.
Еще Чингиз-ханзавещал терпимо относится к представителям разных вероисповеданий. Его потомкистарались выполнять этот завет. Так, в землях, подвластных Золотой Орде,духовенству всех религий был создан льготный режим. Русская православнаяцерковь и армяно-грегорианская, например, были освобождены от выплаты дани иполучали специальные ярлыки, которые защищали церковное имущество от произволаордынцев. В столице Золотой Орды Сарае открывались храмы разных конфессий. В 1261 году там возникла православная епархия.Но сами ордынцы в большинстве своем оставались язычниками- шаманистами. Но былисреди правящей ордынской элиты, в том числе и Чингизидов,приверженцы Христа, Мухаммада и Будды (3).
Но в начале ХIY века ситуация в ЗолотойОрде изменились. Наиболее дальновидные представители правящих кругов чувствовали,что регулировать жизнь огромной империи по старым традициям уже невозможно.Слишком сложным становилось управление страной. Необходимо было привлечьграмотных и образованных людей, знатоков экономики и финансов. Самымиподходящими для этого были мусульманские чиновники — выходцы из Средней Азии,Волжской Булгарии, Восточного Туркестана и оседлыхрайонов юга Казахстана. К тому же торговля Золотой Орды была в рукахмусульманских купцов. Да и интенсивные отношения с Ираном и Египтом требовалипривлечения людей, знающих фарси и арабский языки. Кроме того, общая для всех вимперии религия помогла бы объединить подданных вокруг государя — единоверца. В1313 году, воцарившись на золотоордынском троне, юный Узбек-хан с фанатизмомновообращенного мусульманина и с пылом молодости, подогреваемой наветами ипроповедью своего мусульманского окружения, провозгласил ислам господствующейрелигией, истребил своих знатных родичей, пытавшихся воспротивиться стольвопиющему нарушению старомонгольских обычаев. Эпоха Узбек-хана отмечена культурным подъемом и широким городскимстроительством. К середине ХIV века в Золотой Орде существовало более 100городов. Многие из них были основаны ордынцами. К их числу относятся столицыЗолотой Орды — Сарай и Новый Сарай в Нижнем Поволжье, Сарайчик в ЗападномКазахстане, где были захоронения ханов. При Узбеке и Джанибекегорода Золотой Орды переживали расцвет. Возведенные трудами сотен тысячневольников дворцы, мечети, караван-сараи, богатые кварталы знати и купечества,все более многолюдные поселения ремесленников превращали их средоточиеэкономической и культурной жизни. Сарай и Новый Сарай были крупнейшими городамимира.
Т.о. Золотая Орда не оставаласьнеизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру,баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи,арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простыхкочевников. Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополнялатюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкскихсултанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средниземноморскийотпечаток, как считает ученый-востоковед К. Босворт (4).
Процветание империи пошло на убыль послесмерти Джанибека из-за междоусобиц удельных владетелей,боровшихся за сарайский престол. Трон переходил изрук в руки. Окраинные владения стали отпадать от державы. В конце ХIV века летна пятнадцать ее вновь сумел объединить энергичный хан Тохтамыш,взявший реванш за поражение ордынцев Мамая на Куликовом поле от коалициирусских княжеств во главе с Москвой. В 1381 году, через год после Куликовскойбитвы, Тохтамыш взял и разрушил Москву. Но именно справлением Тохтамыша связаны события, оказавшиесяроковыми для Золотой Орды. Три похода правителя Самарканда, основателя мировойимперии от Малой Азии до границ Китая, Тимура — Железного хромца, сокрушилиулус Джучи, были разрушены города, караванные путипереместились на юг, во владения Тимура. От этих потрясений Золотая Орда уже несмогла оправиться и в первой половине ХV века распалась на отдельные ханства.
2.1 Евразийском наследииЗолотой Орды
Спор о евразийском наследии Золотой Орды — державы, образовавшейся в результате распада Монгольской империи, у истоковсоздания которой стоял Темучин Чингиз-хан,на территории Руси, Поволжья, Кавказа, Крыма, Западной Сибири, Хорезма, большейчасти современного Казахстана, не только не утратил злободневности, но ивспыхнул с новой силой в наши дни. Свидетельством этого являются попыткиопределенных официальных лиц и научных кругов Татарстана отнести историческоенаследие Золотой Орды исключительно к отождествлению с казанско-татарскимэтносом и его историей, что изрядно отдает мифотворчеством. Не отрицая правоказанских татар на историческое наследие Золотой Орды, вместе с тем стоитнапомнить, что научно доказано происхождение казанских татар от волжскихбулгар, тюркоязычного этноса, чья государственностьбыла сокрушена монголами в первой половине ХIII века.(5)Данная историческая версия с претензией на золотоордынское наследиепоявилась буквально у нас на глазах и речь здесь идет скорее о конструированиипрошлого, исходя из современной политической конъюнктуры, т.е. о явлении,называемой изобретением традиций (6).В связи сэтим представляет немалый интерес проблема золотоордынского наследия поотношению к другим, не только тюркским и монгольским, но и славянским,финно-угорским народам Восточной Европы и Центральной Азии. А истоки этойпроблемы уходят в монгольскую эпоху.
При всем трагизме эпоха монгольскихзавоеваний ХIII века не была проста и однозначна. Это относится и к такимсложным конгломератам как империи Чингиз-хана и егопреемников, в числе которых и Золотая Орда. Поэтому абсолютно негативноеотношение к монгольскому завоеванию и всему, что с ним связано, видимо, несовсем правомерно. Этого мнения, в частности, придерживался такой серьезныйисследователь данной эпохи как В.В. Бартольд, (7)а также Л.Н. Гумилев.(8).Создаваемыев основном в результате кровавых завоеваний, эти империи в дальнейшем играли иопределенную роль цивилизующую роль. Ведь создание империй при всем неприятиинасилия, крови — это и попытки, хотя далеко и несовершенные, человечества кинтеграции. Примеры тому не один Иран царей Ахеменидов,держава Искандера Зуль-Карнайна, Рим, Тюркский каганат,Арабский халифат, империя Великих Монголов в Индии, Китайская и Французская,Британская и Российская империи, но даже и то, что принесла монгольскаяэкспансия. Созданные в итоге походов Чингиз-хана иего первых наследников государства, частью одного из которых сталидревнерусские земли, являют собой пеструю картину во всех отношениях. Болеетого, разные наблюдатели отмечали возникновение гораздо большей политическойустойчивости после образования этих государств во всей Евразии от ВосточнойЕвропы до Центральной Азии и Китая.
К тому же отсутствие пространственныхперегородок в пределах этих обширных империй создавало возможность сблизитьнароды Евразии. Культуры тюркских, славянских, монгольских, финно-угорских,иранских, кавказских и других народов Евразии длительное время формировались,находясь в единой системе связей, что сближало их, определяя во многом сходствоих жизненного уклада, менталитета и приводило к объединению в единыемногонациональные государства, каковыми и были империи потомков Чингиз-хана, такие как Золотая Орда.
Поэтому лишь отрицательный взгляд на них как на дикие орды был быисторически несправедлив. Спектр здесь очень разнообразен: соответственнымздесь должно быть и отношение к реалиям жизни во всей подлинной светотени исути последствий.
К положительным последствиямзолотоордынского владычества на Руси, замалчиваемых рядом российских исоветских историков, можно отнести то обстоятельство, что напряженностьдуховной атмосферы общества привели к созданию высоких художественных образцовво всех областях религиозного искусства (иконописи, церковной музыке,религиозной литературе). Олицетворением этих достижений можно считатьтворчество художника-иконописца Андрея Рублева. Чувство национального унижениясменялось в народе благородным чувством преданности национальному идеалу.Религиозно-национальный подъем той эпохи на Руси стал мощным факторомнационального самосознания и культуры, чему в немалой степени объективноспособствовала веротерпимость ордынской элиты. По мнению российских историков,сторонников теории евразийства (П.Н. Савицкого, Г.В.Вернадского, Л.Н. Гумилева), русские были спасены от физического истребления икультурной ассимиляции Запада лишь благодаря включению в Монгольский улус. Помнению Савицкого, ордынцы — нейтральная культурная среда, принимавшая всяческихбогов в отличие от католической Европы.
Русь стала платить дань сарайским ханам, за что имела торговый флот на Волге,религиозную резиденцию в Сарае, освобождение русской православной церкви отвсех видов налогов. Со своей стороны Русь имела в лице метрополии, каковой длянее была Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах сосвоими северо-западными соседями, такими как Шведское королевство и немецкийТевтонский орден, Польша и Великое княжество Литовское, Венгерское королевство.Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие внепокровительства Золотой Орды, стали жертвой католической Европы, объявившейкрестовый поход против Руси и ордынцев. Таким образом, выбор князя АлександраНевского, победителя шведов и тевтонцев приемного сына и фаворита Бату-хана был, видимо, сделан исходя из, разумеется,сомнительной теории наименьшего зла, в пользу симбиоза с Золотой Ордой. И этотвыбор был одобрен народом и освящен русской православной церковью и причислениеАлександра Невского к лику православных святых наглядное тому подтверждение.Этого выбора придерживались и другие видные деятели Руси золотоордынской эпохипоследующих поколений, например, московский князь Иван Калита,что было должным образом оценено ордынской властью, когда после подавления антиордынского восстания в Твери, за активное участие вэтом деянии Калита стал великим князем всея Руси поволе золотоордынского хана.
Заметно было золотоордынское влияние нарусский язык, что нашло свое отражение в современном русском языке, гдепятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения.
3.1 Великое состязаниицарств-наследников Золотой Орды
Среди наследников Золотой Орды были кактюркские государства — Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Узбекскийулус, на руинах которого возникли Ногайская Орда, Казахское и Сибирское наТоболе, Хивинское ханства, так и Русское государство, где по ордынским образцамфункционировала военная организация, фискальная система, посольский обычай,протокольная традиция государственных канцелярий, ценилось ханское звание ипринадлежность к роду Чингизидов. Русская знать легконаходила соответствия своей титулатуре взолотоордынской системе и устойчиво вписывалась в ордынские порядки. Хотя Чингизиды создали империю военным путем, тем не менее ихгосударство опиралось не только на военную силу, что объясняет их почтитрехсотлетнее владычество на Руси. Воистину пророческими оказались словакитайского мудреца II века до н.э. Лу Цзя,приписываемые зачастую Конфуцию: Можно завоевать империю сидя на коне, нонельзя с коня управлять ею. На Руси потомки Чингиз-ханасумели лучше адаптироваться к местным условиям и создать более эффективнуюсистему управления завоеванными территориями, чем в Китае — в Юаньской империи или в Иране — Улусе ильхановХулагуидов, где они были у власти гораздо меньшевремени — примерно 100 лет
Оказавшись в составе Золотой Орды,подвластные этой империи народы не остановились в своем развитии. Былирадикально изменены пути этого развития, что в итоге привело Русь, например, кпринятию от Золотой Орды эстафеты гегемонии в евразийской державе, когда кконцу ХV века Русь в лице Московского государства становилась решающей силой ввеликом состязании царств-наследников Золотой Орды, среди которых наиболеегрозным соперником Москвы был Крымский юрт(9)
В ХVI веке хотя и происходило неуклонноенаращивание мощи московских государей, силой оружия поглотивших такие осколкиЗолотой Орды, как Казанское, Астраханское, Сибирское (на Тоболе) ханства,Московское государство испытало сильнейший натиск со стороны Крымского ханства,за которым стояла могущественная тогда Османская империя. Крымско-татарскиеорды доходили до предместий Москвы и даже захватывали Александровскую слободу-резиденцию победителя Казани, Астрахани, Сибирского ханства на Тоболе — первогорусского царя Ивана IV Грозного. Эта борьба за гегемонию в евразийском наследииЗолотой Орды затянулась до конца ХVII столетия, когда Московское государствопрекратило выплату дани, правда нерегулярную, так называемых поминок, Крымскомуханству.
И произошло это в правлении царя Петра I,преобразовавшего Московское государство в Российскую империю. Став частьюисторического прошлого, это соперничество оставило о себе память и в видемногочисленных российских княжеских родов тюркского происхождения, истокиформирования которых относится как ко времени Золотой Орды, так и к болеепоздней эпохе, когда после ее распада в течение XV-XVII веков на постордынском пространстве складывался новый баланс политическихсил в борьбе за наследие Улуса Джучи в виде двухосновных «полюсов» этой борьбы — Русского государства,эволюционировавшего в течение трех веков от Великого княжества Московского доРоссийской империи, и Крымского юрта, к которым так или иначе тяготелиНогайская Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское на Тоболе и Казахскоеханства.
Одной из форм тяготения были такназываемые отъезды тюркских аристократов соответственно в московские иликрымские владения. Московские государи предоставляли выходцам с Востока городав кормление и требовали исполнения воинской службы. При тюркских вельможахоставались их дружины, в их уделах дозволялось селиться неродовитым мигрантамиз степи. В разное время татарам отводилось Кашира и Серпухов, Звенигород иЮрьев- Подольский, выходцам из Ногайской Орды был выделен Романов, а выходцамиз ханств, управлявшихся Джучидами, к которым можноотнести Казахское, Сибирское на Тоболе и Крымское ханства, — городец Мещерский или Касимов сприлегающими землями. По этому поводу посол Ивана Грозного писал в 1570 годупадишаху Османов: Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его, царьСеин — Булат господствует в Кесимове,Кайбулла в Юрьеве, Ибак в Сурожике, князья ногайские в Романове. Все они торжественнославят Магомета в своих мечетях. Длительное подчинение Золотой Орде выработалона Руси стойкое почитание Джучидов — старшей ветви Чингизидов — династии, правившей в Орде и большинственаследных ханств. Знатность тюркских мигрантов позволяла им претендовать навысокие посты в структуре Русского государства, считаться честиюбояр выше. В Разрядах (росписях воевод по полкам) служилые цари и царевичивсегда упоминаются после русского государя и его сын овей и перед (или наряду)с высшими представителями московской знати.
Влияние служилой тюркской знати на историюРоссии трудно переоценить. Выходцы из её среды даже становились государями всеяРуси, как номинальными, так и реальными.
К первому случаю можно отнести такназываемое отречение от русского престола Ивана Грозного в пользу крещеноготатарского царевича Чингизида СимеонаБекбулатовича, ставшего на короткий период времениноминальным правителем Московии. Но были и подлинные властелины. Такие, какпотомок ордынца Чет-Мурзы — русский царь БорисГодунов — татарин, нехристь, зять Малюты, — как писало нем А. С. Пушкин. А царь Иван Грозный был Чингизидомпо матери, крещеной татарке Елене Глинской, и данное обстоятельствоиспользовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол. ПриИване III татары имели свой двор в Московском Кремле. Когда же к Москвеприближались татарские послы, то Иван III выходил за город и выслушивал ихстоя, тогда как они сидели. Полки служилых татар сыграли решающую роль в победеИвана III над Новгородом, последним соперником Москвы в борьбе за главенствонад Русью. В 1546 году большая группа татарской знати пришла на службу к ИвануГрозному. Немало было в его окружении крещеных татар. Предполагается, что к ихчислу относились влиятельные фавориты Грозного и видные политические и военныедеятели той эпохи, отец и сын Алексей и Федор Басмановы,упомянутый выше глава опричнины и правая рука царя МалютаСкуратов, заплечных дел мастер, один из самых зловещих персонажей русскойистории. При дворе Ивана IY до конца своих дней жил последний казанский хан Едигер (Ядыгар), при крещении Симеон, где имел свой двор и похоронен в 1565 году вБлаговещенской церкви Чудова монастыря. С семи лет находился при дворе Грозногоногайский князь Утямыш — Гирей. Об этом писал царьего деду Юсупу, ногайскому князю, что внука его ондержит у себя за сына место. Утямыш-Гирей умердвадцатилетним и похоронен в Архангельском соборе Кремля под христианскимименем Александр.
Важные услуги русской монархии оказалипотомки ногайских биев — князья Урусовы и Юсуповы.Князь Петр Урусов, сын мурзы Исмаила, возглавил заговор и убил царя- самозванцаЛжедмитрия II, а князь Феликс Юсупов участвовал в убийстве фаворита царяНиколая II Романова и его жены — Григория Распутина. Казахский султан Ораз — Мухаммед получил за службу русскому престолу отБориса Годунова Касимов с округой и сполна разделилсудьбу России в смутную годину её истории, пав от руки Лжедмитрия II. Известнымперсонажем российской истории является завоеватель Сибири Ермак, о котором естьмнение как о ногайском казаке на русской службе (10).
Политика Российской империи в отношениикочевых народов и государств-наследников Золотой Орды, до тех пор, пока они ещене стали подданными российской короны, в частности башкир, ногайцев, крымскихтатар, казахов, во многом несла на себе печать страха, во всяком случае доначала ХIХ века, еще со времен золотоордынского владычества перед возможнымобъединением этих народов. Окончательная точка в этом многовековом состязании впользу Российского государства была поставлена в конце ХVIII века, когдапоследние тюркские государства-наследники Золотой Орды — Ногайская Орда,Казахское и Крымское ханства стали частью Российской империи. За пределамироссийского управления оставалось лишь Хивинское ханство на территорииХорезмского оазиса. Но во второй половине ХIХ века Хива была завоевана русскимивойсками и Хивинское ханство стало вассальным княжеством в составе России.История совершила очередной виток по спирали- все вернулось на круги своя.Евразийская держава возродилась хотя и в ином обличье … Но нет ничего вечного вэтом мире. После тяжелейших исторических испытаний, вызванных первой мировойвойной и революциями в феврале и октябре 1917 года Российскую империю постигласудьба ее предшественницы. Но на руинах Российской империи, довольно быстро,как «Феникс из пепла», возродилась великая евразийская держава подкрасным знаменем Великой Утопии, в новом марксистско-ленинском идеологическомобличье, известная как Советский Союз и просуществовавшая 70 лет, из которых 45лет она была одной из двух наиболее могущественных стран мира. Увы, и этотвзлет в историческом измерении был недолог, в 1991 году распался Советский Союзи ныне Россия вновь на очередном витке истории… Ответ о возрождении Россиикак великой державы во многом следует искать, обращаясь к исторической традицииформирования ее имперской государственности, где весьма заметно наследиеЗолотой Орды.
Трон Золотой орды и государиРуси
2.1 Александр Невский
        
         Все-такикто же кому служил? Какова была значимость золотоордынского трона государямРуси?
«Герой, святой,наше знамя… Он убивал русских, обрезал им носы и уши так, как не делали этогосами татары. Причем сознательно. Он сказал татарам: я вам соберу дани больше,чем вы сможете. Но за это подмогните побить моихсоседей. Подмогли и побили. И дали ему титул великогокнязя...»
Ю.Афанасьев
Да, Александр Невский верно служил ЗолотойОрде. Более того, князь Александр был приемным сыном хана Батыя и названымбратом батыева сына — царевича Сартака.В те времена легко преступали через кровное родство — могли убить родногобрата, если стоял на пути к власти, шел поперек. (Тот же Александр, к примеру,сверг и изгнал брата Андрея. И его же, Александра, сыновья, князья Андрей иДмитрий, стали врагами. В Орде чингизовы и джучиевы потомки травили и резали друг друга, как навойне.) Но названое братство почиталось святыней и было незыблемым.
Таким образом Александр Невский обеспечилсебе поддержку Орды в отражении очередного крестового похода на Русь иправославную веру, начатого римской католической церковью еще в XII веке.
«Подмогнитепобить моих соседей»,— так определяет историк Афанасьев устремления АлександраНевского. И сам же заключает: «Подмогли и побили. Идали ему титул великого князя...»
Но в то время речь уже шла не просто о«соседских» сварах и «соседском» соперничестве. Русские князья уже разделялисьна сторонников Орды и сторонников Запада, склонных к введению на Русикатоличества. И потому русский князь Александр брал дружину у своегомонгольского названого брата Сартака и шел войной насвоего родного брата Андрея, русского же князя… Так сплелись судьбы князей исудьбы государств и народов. Никто уже не помнит и тем более не чтит князяДаниила Галицкого. А ведь он считался «русским королем», приняв корону и титулиз рук Римского Папы. Так не в нем же, не в Данииле, суть. А в том, что из-заего деяний, его прозападной политики вместе с ним канула в небытие ГалицкаяРусь. С ее народом, укладом, верой.
В те времена римская церковь не признаваларавноправия религий и народов.
Кто не знает о серьезности тогомноговекового нашествия крестоносцев и постоянного давления католическойцеркви, может посмотреть… справочники по русским древним храмам. Там, гдебыло ордынское влияние, сохранились многие памятники (Софийский собор, Золотые воротаи Выдубецкий монастырь в Киеве — XI век, храм Покрована Нерли, Спасо-Преображенскийсобор в Переславле-Залесском, собор Рождества Богородицы в Суздале, Золотыеворота и Успенский собор во Владимире — XII век) и т.д. Не говоря уже о болеепоздних временах. Древняя архитектура Киевской и Северо-Восточной Руси — этосокровищница человечества.
В западных областях Руси, там, гдепобывали крестоносцы, нет ни одного православного храма старше XVII века. Всебыло стерто с лица земли.
Названое братство с Сартаком и положениеприемного сына Батыя положили начало военному союзу Руси с Золотой Ордой,который всячески поддерживали и крепили продолжатели дела Александра Невского.Союз этот давал не только относительное спокойствие, но и реальную помощь.Рядом с русскими ратниками сражалась против крестоносцев и ордынская конница.
Тем же, кто в течение веков этот союз,основанный на политической и другой выгоде, называет «игом», можно напомнить.Князь Ярослав, отец Александра, предложил русским князьям признать Батыя«царем» аж через шесть лет после окончания Батыевапохода. А дань русские начали платить и вовсе через двадцать лет! Хорошенькоеиго… А если учесть, что выплата дани началась как раз тогда, когда Папаобъявил крестовый поход против «схизматиков» (православных) и «татар», товполне можно считать эту дань и общим котлом для ведения войны, военнымналогом. Кстати, Батый тоже платил налог верховному кагану в Каракоруме… Такчто речь, скорее всего, надо бы вести не об «иге», а о вассальном государстве.
Объективно Александр Невский спасалРусское государство и православную веру, за что и был причислен церковью к ликусвятых.
Смерть его — до сих пор тайна. Историк ЛевНиколаевич Гумилев пишет, что не могут не наводить на некие предположения водин год наступившие смерти Александра и великого князя литовского Миндовга (Миндаугаса), умершегоот яда. Тогда еще Литва была полуязыческой. Недавнообращенный католик Миндовг за три года до смертиотрекся от католичества, начал войну с крестоносцами, принял крещение вправославии и сдружился с князем Александром. Они вдвоем, да при поддержкеОрды, составили бы тогда несокрушимую силу, непроходимый щит против западнойэкспансии.
Но коли зашла речь о гипотезах, не могу неупомянуть еще одного предположения Л.Н.Гумилева: великий князь мог умереть оттого, что мы называем современным словом «стресс».
Чтобы осознать парадоксальную точностьэтого слова, надо представить себе короткую жизнь Александра. Один толькоНовгород мог довести его до нервного срыва. Эта неблагодарная, буйнаявольница… Как только возникала военная угроза — тотчас же обращались к нему.Он приходил, спасал, а затем вольный город изгонял своего спасителя. И такповторялось из раза в раз.
Его отец Ярослав, великий князьВладимирский, гибнет в Орде по облыжному доносу боярина Федора Яруновича. Юные Александр и Андрей, тогда еще единые,жестоко мстят клеветнику.
Затем они расходятся, и Александр идет войной на родного брата.
Незадолго до заключения официального союзас Ордой умирает Батый, приемный отец и покровитель — стена нерушимая. Однакоостается его сын — побратим Сартак, христианиннесторианского толка. Но в тот же год погибает от яда и Сартак.К власти приходит брат Батыя — Берке. Александрнаходит с ним общий язык. Все прежние договоры остаются в силе, заключен союз овоенной помощи с платой в виде ежегодной дани — «выхода». Невский везетордынских баскаков в Новгород для переписи и учета дани. И тут получаетстрашный удар от родного сына, Василия.
Василий, пьяница и буян, поднимает бунтпротив отца и ведет заговорщиков убивать ордынских посланников. В тот миг накарте стояла судьба всего дела Александра и Руси. Убийства послов монголы непрощали никогда. Спасибо верной дружине. Александр выводит послов из города иполучает свободу рук. И — карает бунтовщиков. Вот, наверное, откуда словаАфанасьева: «Он убивал русских, обрезал им носы и уши так, как не делали этогосами татары». Вполне возможно, что так поступал Александр и в другие времена, ив других местах. Время и нравы были жестокие, и князья вели себя в соответствиис ними. Но совершенно точно известно: с Новгородом он тогда расправился сбеспощадной жестокостью.
Миндовготрекается от католичества. Начинаетсядружба с великим князем Литовским, намечается союз с Литвой.
И, наконец, Александр вместе с ханом Берке (мусульманином) и внуком Батыя царевичем Менгу-Тимуром (язычником) открывают в Сарае, столице Орды,православный епископат.
Позади пятнадцать лет кровавого крестногопути, когда одни — открытые враги, на других — надежда слаба, а большинство —враждебно не понимает… Кажется, можно наконец отдохнуть от страшногонапряжения этих пятнадцати лет. Но тут приходит весть об убийстве Миндовга…
Сколько еще может выдержать один человек!
Нет, очень точное современное словоупотребил Гумилев: стресс…
Великий князь Александр отошел в мир иной на дороге своей судьбы,на пути из Сарая во Владимир, в маленьком, красивом городке Городцена высоком-в


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.