Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Понятие информационных технологий, их виды

План
1. Понятия информационных технологийвиды информационных технологий
2. Информационная технология обработкиданных и примеры их внедрения
3. Информационная технология управленияи примеры их внедрения
4. Информационная технологияавтоматизированного офиса и примеры их внедрения
5. Информационная технология поддержкипринятия решений и примеры их внедрения
6. Информационная технология экспертныхсистем и примеры их внедрения
7. Биллинговые системы и примеры ихвнедрения
Списокиспользованной литературы

1. Понятияинформационных технологий виды информационных технологий
 
Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств иметодов сбора, обработки и передачи данных для получения информации новогокачества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационнойтехнологии — производство информации для ее.анализа человеком и принятия наего основе решения по выполнению какого-либо действия.
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применениетелекоммуникационных средств связи определили новый этап развитияинформационной технологии.
Новая информационная технология — это информационная технология с«дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональныекомпьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технологиябазируется на следующих основных принципах.
Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.
Интегрированность с другими программными продуктами.
Гибкость процесса изменения данных и постановок задач.
В качестве инструментария информационной технологии используютсяраспространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательскиесистемы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронныекалендари, информационные системы функционального назначения.
К основным видам информационных технологий относятся следующие.
1. Информационная технология обработкиданных
2. Информационная технология управления
3. Информационная технологияавтоматизированного офиса
4. Информационная технология поддержкипринятия решений
5. Информационная технология экспертныхсистем
6. Биллинговые системы
2. Информационная технология обработки данных и примерыих внедрения
Характеристика и назначение
Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошоструктурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные иизвестны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технологияприменяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персоналаневысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянноповторяющихся операций управленческого труда. Поэтому внедрение информационныхтехнологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность трудаперсонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет кнеобходимости сокращения численности работников.
На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:
обработка данных об операциях, производимых фирмой;
создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;
получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в видебумажных документов или отчетов.
Основные компоненты
Представим основные компоненты информационной технологии обработки данных(рис. 3.12) и приведем их характеристики.

/>
Рис. 3.12. Основные компоненты информационной технологии обработки данных
Сбор данных. По мере того как фирма производит продукцию или услуги,каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычнодействия фирмы, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции,производимые фирмой.
Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации, отражающейдеятельность фирмы, используются следующие типовые операции: классификация или группировка. Первичные данные обычно имеютвид кодов, состоящих из одного или нескольких символов. Эти коды, выражающиеопределенные признаки объектов, используются для идентификации и группировкизаписей.
При расчете заработной платы каждая запись включает в себя под (табельныйномер) работника, код подразделения, в котором он работает, занимаемуюдолжность и т. п. В соответствии с этими кодами можно произвести разныегруппировки:
сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей;
вычисления, включающие арифметические и логические операции. Этиоперации, выполняемые над данными, дают возможность получать новые данные;
укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных иреализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.
Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимосохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне.Для их хранения создаются базы данных.
Создание отчетов (документов).
В информационной технологии обработки данных необходимо создаватьдокументы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров.При этом документы или в связи с проведенной фирмой операцией так ипериодически в конце каждого месяца, квартала или года.
Пример внедрения информационная технология обработки данных
Работа информационной системы НЦ ОМЗс данными прибора MODIS космического аппарата TERRA
Рассматриваются основные элементыинформационной системы космических данных ДЗЗ, разрабатываемой и создаваемой вНЦ ОМЗ при участии ФИРЭ РАН. Рассмотрена работа подсистем хранения информации идоступа к данным на примере информации прибора «MODIS» космического аппарата«TERRA».
Большие объемы информации, получаемыев настоящее время с помощью средств дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) из космоса,диктуют необходимость создания адекватных информационных систем для обработки, каталогизациии архивации поступающей информации и результатов обработки экспериментальных данных.Данные, накапливаемые в информационной системе, могут использоваться для решениякак оперативных, так и фундаментальных научных и прикладных народнохозяйственныхзадач [1-3].
Одними из основных элементов информационнойсистемы (ИС) данных ДЗЗ являются подсистемы хранения информации и доступа кданным. Эти подсистемы должны обеспечивать необходимый уровень надежностихранения данных и эффективность доступа пользователей к соответствующим данным.Как правило, информационные системы ориентируются на конечного пользователя.Поэтому информационная система должна обладать простым, удобным, легко осваиваемыминтерфейсом, который обеспечивает пользователю выполнение всех необходимых для егоработы функций, и в то же время, исключает возможность выполнения пользователемкаких-либо несанкционированных действий. Информация, получаемая с космическихсредств ДЗЗ, накапливается и хранится в центрах обработки и хранения космическойинформации, в том числе и в специализированных (тематических) центрах обработкии хранения космической информации.
Краткое описание информационнойсистемы
Информационная система НЦ ОМЗвключает в себя следующие функциональные подсистемы:
• прием спутниковых данных, ихархивирование в оперативном архиве;
• обработку данных до уровня 1Б(http://wgiss.ceos.org//ceos.html);
• каталогизацию информации вразработанной для этих целей Базе данных (БД);
• создание долговременного архива намагнитных лентах типа DLT;
• создание системы обмена даннымичерез Интернет.
Инфраструктура ИС состоит из совокупностикаталогов архивов космической информации и программно-аппаратных средств обменакаталожной и сопутствующей информацией. Инфраструктура ИС позволяет в рамках единойсистемы проводить общий и детальный поиск данных, а также оформлять заказы наих получение. В настоящее время в НЦ ОМЗ имеются архив и электронный каталог данных,полученных и получаемых с отечественных и зарубежных космических систем ДЗЗ.Имеется возможность удаленного доступа к каталогу по каналам связи и через Интернет.Завершается создание комплекса программно-аппаратных средств инфраструктуры по поддержкеархива долговременного хранения данных и электронного каталога.
На Рис.1 приведена общая схемаинформационной системы НЦ ОМЗ.

/>
База данных информационной системы НЦОМЗ
Управление Базой данных осуществляетсясистемой управления базами данных (СУБД). СУБД предоставляет возможность контролироватьзадание структуры и описание данных, работу с ними и организацию коллективного пользованияинформацией. СУБД также существенно облегчает ведение больших объемов хранящейсяв многочисленных таблицах информации. Для управления Базой данныхинформационной системы НЦ ОМЗ используется СУБД Oracle. Это гибкая система управлениябазами данных, предназначенная для хранения и ведения данных. Она представляет собойполный набор продуктов, предназначенных для решения многих задач информационнойтехнологии. Приложения Oracle переносимы на большинство существующих платформ иоперационных систем, начиная с персональных компьютеров и заканчивая большимипараллельными многопроцессорными системами. В разработанной БД выделены два раздела.Первый раздел используется для хранения описаний наборов данных (коллекций)космических наблюдений, второй раздел — для хранения детальных описанийотдельных единиц хранения данных (гранул).
Для обработки, каталогизации и архивацииданных в оперативном и автоматизированном режиме было разработано специальноепрограммное обеспечение (ПО), включающее в себя:
1.ПО обмена данными:
• ftpx — пакетная перекачка данных ссервера оперативного архива в буфера системыобработки
данных и их подготовки кархивированию;
• ftpput — пакетная перекачка данныхиз системы обработки данных на сервер оперативного
архива.
2.ПО регистрации спутниковых данных,поступающих в систему обработки.
3.ПО каталогизации спутниковыхданных, поступающих в долговременный архив.
4.ПО подготовки архивных копийнаборов данных и переноса их на магнитные носители (типа DLT).
Система запроса данных винформационной системе НЦ ОМЗ
Приоритетным требованиемпользователей к информационным системам является снижение временных затрат на поиски получение целевой информации (данных). Необходимым условием выполнения этоготребования применительно к системе космических данных является организацияпоиска данных одновременно по всем коллекциям данных, включенным в систему. Дляэтого в системе запроса данных созданы специальные пользовательские интерфейсы (шлюзыдоступа) к описаниям хранимых в архивах системы данных. Преимуществом этихинтерфейсов является то, что они позволяют организовать процесс поиска,ознакомления с описаниями и графическими примитивами данных, а также оформлениезаказа на передачу данных в рамках единого графического интерфейса. Существеннымпреимуществом СЗД в целом является то, что пользователь через системныйинтерфейс получает актуальную информацию о хранимых в архиве данных. Вобеспечение этого пользовательские интерфейсы СЗД организуют доступ непосредственно к каталогам архива космических данных,содержание которых синхронизовано с составом описываемых архивов. Кроме того,система поиска информации в СЗД организована таким образом, что еще на этапе формированиязапроса исключена возможность создания противоречивого запроса, т.е. запроса,который заведомо не может быть удовлетворен ни одной из записей распределеннойбазы данных.
Каждая из гранул полученного при детальномпоиске списка снабжена, так называемым, просмотровым изображением (browseimages (NASA), или quicklook (ESA)). Оно предназначено, прежде всего, для визуальнойоценки качества архивной информации как по условиям наблюдений (например, освещенностии наличию облачности), так и по наличию дефектов и искажений, возникающих приприеме и обработке данных. Интерфейс пользователя СЗД обеспечивает возможностьпросмотра этих изображений и дополнительной селекции списка гранул порезультатам визуальной оценки их качества. Наряду с поиском и предварительной визуальнойоценкой качества данных, интерфейсы СЗД позволяют оформить заказ на выбранные данные,размещенные в архиве информационной системы, непосредственно после завершенияпоиска в рамках одной и той же сессии работы с интерфейсом СЗД. В случае, когдапользователь выбрал необходимый ему набор данных, он может оформить заказ наполучение этих данных. Оформление заказа включает в себя две процедуры: 1)выбор формы передачи данных, 2) регистрацию контактной информации о заказчике. Привыборе формы передачи данных пользователь должен иметь возможность выбрать типносителя, на котором передаются данные, а также указать предпочтительный формат,используемый при записи данных на выбранные носители. Оформленный заказ пересылаетсяв архив данных. Одновременно пользователю по электронной почте пересылаетсязапрос на подтверждение заказа. Как правило, заказ начинает исполняться архивомтолько после получения подтверждения непосредственно от заказчика данных. Для решенияэтой задачи была разработана система поиска и запроса данных с использованием толькосвободно распространяемых программ и библиотек для операционной среды Solaris. Основусистемы поиска и запроса данных составляет Web сервер Apache с модулем PHP.Модуль PHP позволяет гибко формировать формы запросов, формы представлениярезультатов и содержит встроенные средства доступа к базе данных Oracle. Крометого, он позволяет использовать графическую библиотеку для динамической генерацииизображений, нанесения на них заданных контуров (многоугольник, эллипс и др.) итекстовой информации. Указанные программы и библиотеки существуют и для других платформ,таких как Windows и Linux. При необходимости разработанные программы могут бытьперенесены на другие платформы с минимальными затратами, связанными, восновном, с онфигурированием соответствующих программ. Web страницы системыпоиска данных генерируются инамически.
3. Информационная технология управления и примеры ихвнедрения
Характеристика и назначение
Целью информационной технологии управления является удовлетворениеинформационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих делос принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.
Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системыуправления и используется при худшей структурированности решаемых задач, еслиих сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологииобработки данных.
ИС управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационныхпотребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) илиуровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения опрошлом, настоящем и вероятном: будущем фирмы. Эта информация имеет видрегулярных или специальных управленческих отчетов.
Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должнабыть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденцииизменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этомэтапе решаются
Следующие задачи обработки данных:
1.Оценка планируемого состояния объекта управления;
2.Оценка отклонений от планируемого состояния;
3.Выявление причин отклонений;
4.Анализ возможных решений и действий.
Информационная технология управления направлена на создание различныхвидов отчетов.
Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком,определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.
Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компаниипроизошло что-то незапланированное.
И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительныхи чрезвычайных отчетов.
В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы ипредставлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.
Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников иликлассифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.
Основные компоненты
Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходнаяинформация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятиярешения виде.
Содержимое базы данных при помощи соответствующего программногообеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие кспециалистам, участвующим в принятии решений в организации. База данных,используемая для получения указанной информации, должна состоять из двухэлементов:
1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;
2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов,определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).
Пример внедрения информационная технология Информационная технологияуправления MES-системы
MES сокр. от англ. Manufacturing Execution System
MES – это система оперативного управления производством.
MES-система объединяет инструменты и методы управления производством вреальном времени, инициирует, отслеживает и документирует производственныепроцессы от начала выполнения заказа до выпуска готовой продукции.
Функции MES-систем
Современная модель Collaborative Manufacturing Execution System (c-MES)разработанная в 2004 году международной ассоциацией производителей системуправления производством (MESA) включает в себя девять основных функцийMES-системы.
• Контроль состояния и распределения ресурсов (RAS) — Управлениересурсами производства: технологическим оборудованием, материалами, персоналом,документацией, инструментами, методиками работ.
MES-система в режиме реального времени показывает загрузкупроизводственных ресурсов: на каком оборудовании, какие операции выполняютсяили выполнялись, задействованный для этого персонал и инструменты. Данные позагрузке могут анализироваться в дальнейшем не только в привязке к конкретномуоборудованию, бригадам рабочих или инструменту, но и к производственным заказами партиям продукции
• Диспетчеризация производства (DPU) — Управление материальными потокамипо операциям, заказам, партиям, сериям, посредством рабочих нарядов.MES-система позволяет управлять последовательностью производственных заданий,перераспределять отдельные операции между конкретными экземплярамиоборудования, бригадами рабочих в соответствии с текущей ситуацией в цехе.
• Управление документами (DOC) — Контроль содержания и прохождениядокументов, сопровождающих изготовление продукции, ведение плановой и отчетнойцеховой документации.
Функция обеспечивает безбумажный документооборот на производстве: всясопроводительная документация ведется в электронном виде. Это –производственная документация (заказ-наряды, сменные задания и пр.),технологическая документация (спецификации на изготовления продукции,маршрутно-технологические карты), специализированная документация (качественныеудостоверения, ветеринарные сертификаты и пр.)
• Сбор и хранение данных (DCA) — Взаимодействие информационных подсистемв целях получения, накопления и передачи технологических и управляющих данных,циркулирующих в производственной среде предприятия.
MES-система не только способна собирать и хранить производственныеданные, но позволяет обрабатывать их и представлять в удобном для анализа виде.Кроме того, MES-система является информационным слоем между ERP-системой иАСУТП или технологическим оборудованием. Именно MES передает в ERP фактическиеданные о выполнении производственного плана, т.е. интегрирует производство вединую информационную систему предприятия.
• Управление персоналом (LM) — Обеспечение возможности управленияперсоналом.
MES-система позволяет отслеживать и изменять загрузку персонала впривязке к производственным заданиям, используемому оборудованию,обрабатываемым партиям материалов и сырья.
• Управление качеством продукции (QM) — Анализ данных измерений качествапродукции в режиме реального времени на основе информации поступающей спроизводственного уровня, обеспечение должного контроля качества, выявлениекритических точек и проблем, требующих особого внимания.
В MES-систему можно вводить и обрабатывать неограниченное количестводанных по качеству. Они привязываются к конкретным партиям материалов, сырья,полуфабрикатов или готовой продукции, сопоставляются с производственнымиоперациями, оборудованием рабочими сменами. В системе имеются нормативныеданные по допустимым отклонениям технологических параметров и параметровкачества, что позволяет сигнализировать о выходе за их пределы. Статистическаяобработка этих данных позволяет строить зависимости отклонений качественныхпараметров от изменений технологических параметров.
• Управление производственными процессами (PM) — Мониторингпроизводственных процессов, автоматическая корректировка либо диалоговаяподдержка решений оператора.
MES-система позволяет не только собирать необходимые производственные итехнологические данные, но и управлять процессами, например, устанавливатьтехнологические параметры работы оборудования.
• Отслеживание истории продукта (PTG) — Визуализация информации о месте ивремени выполнения работ по каждому изделию. Информация может включать отчеты:об исполнителях, технологических маршрутах, комплектующих, материалах,партионных и серийных номерах, произведенных передела, текущих условияхпроизводства и т.п.
• Анализ производительности (PA) — Предоставление подробных отчетов ореальных результатах производственных операций. Сравнение плановых ифактических показателей.
MES-система позволяет анализировать работу оборудования и рабочих смен сточки зрения производительности и эффективности их работы. Анализ причинпростоев, расчет OEE – одни из основных параметров при таком анализе.
С момента внедрения первых MES-систем накоплена богатая статистика,которая позволяет оценить эффект от внедрения решений подобного класса. Поданным MESA International эффект от внедрения MES-системы оцениваетсяследующими показателями:
/>
4. Информационная технология автоматизированного офиса ипримеры их внедрения
Характеристика и назначение
Исторически автоматизация началась на производстве и затемраспространилась на офис, имея вначале целью лишь автоматизацию рутиннойсекретарской работы. По мере развития средств коммуникаций автоматизацияофисных технологий заинтересовала специалистов и управленцев, которые увидели вней возможность повысить производительность своего труда.
Автоматизация офиса (рис. 3.14) призвана не заменить существующуютрадиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефоннымизвонками и приказами), а лишь дополнить ее. Используясь совместно, обе этисистемы обеспечат рациональную автоматизацию управленческого труда и наилучшееобеспечение управленцев информацией.
/>
Рис. 3.14. Основные компоненты автоматизации офиса
Автоматизированный офис привлекателен для менеджеров всех уровнейуправления в фирме не только потому, что поддерживает внутрифирменную связьперсонала, но также потому, что предоставляет им новые средства коммуникации свнешним окружением.
Информационная технология автоматизированного офиса — организация иподдержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешнейсредой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи иработы с информацией.
Офисные автоматизированные технологии используются управленцами,специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательныдля группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность трудасекретарей и конторских работников и дают им возможность справляться свозрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным посравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструментадля решения проблем. Улучшение принимаемых менеджерами решений в результате ихболее совершенной коммуникации способно обеспечить экономический рост фирмы.
В настоящее время известно несколько десятков программных продуктов длякомпьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологиюавтоматизации офиса; текстовый процессор, табличный процессор, электроннаяпочта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные и телеконференции,видеотекст, хранение изображений, а также специализированные программыуправленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнениемприказов и т.д.
Также широко используются некомпьютерные средства: аудио- ивидеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.
Основные компоненты
База данных. Обязательным компонентом любой технологии является базаданных. В автоматизированном офисе база данных концентрирует в себе данные опроизводственной системе фирмы так же, как в технологии обработки данных наоперационном уровне. Информация в базу данных может также поступать из внешнегоокружения фирмы. Специалисты должны владеть основными технологическимиоперациями по работе в среде баз данных.
Информация из базы данных поступает на вход компьютерных приложений(программ), таких, как текстовый процессор, табличный процессор, электроннаяпочта, компьютерные конференции и др. Любое компьютерное приложениеавтоматизированного офиса обеспечивает работникам связь друг с другом и сдругими фирмами.
Полученная из баз данных информация может быть использована и внекомпьютерных технических средствах для передачи, тиражирования, хранения.
Текстовый процессор. Это вид прикладного программного обеспечения,предназначенный для создания и обработки текстовых документов. Он позволяетдобавлять или удалять слова, перемещать предложения и абзацы, устанавливатьформат, манипулировать элементами текста и режимами и т.д. Когда документготов, работник переписывает его во внешнюю память, а затем распечатывает и принеобходимости передает по компьютерной сети. Таким образом, в распоряжениименеджера имеется эффективный вид письменной коммуникации. Регулярное получениеподготовленных с помощью текстового процессора писем и докладов даетвозможность менеджеру постоянно оценивать ситуацию на фирме.
Электронная почта. Электронная почта (E-mail), основываясь на сетевомиспользовании компьютеров, дает возможность пользователю получать, хранить иотправлять сообщения своим партнерам по сети. Здесь имеет место толькооднонаправленная связь. Это ограничение, по мнению многих исследователей, неявляется слишком важным, поскольку в пятидесяти случаях из ста служебныепереговоры по телефону имеют целью лишь получение информации. Для обеспечениядвухсторонней связи придется многократно посылать и принимать сообщения поэлектронной почте или воспользоваться другим способом коммуникации.
Электронная почта может предоставлять пользователю различные возможностив зависимости от используемого программного обеспечения. Чтобы посылаемоесообщение стало доступно всем пользователям электронной почты, его следуетпоместить на компьютерную доску объявлений, при желании можно указать, что эточастная корреспонденция. Вы также можете послать отправление с уведомлением оего получении адресатом.
Аудиопочта. Это почта для передачи сообщений голосом. Она напоминаетэлектронную почту, за исключением того, что вместо набора сообщения наклавиатуре компьютера вы передаете его через телефон. Также по телефону выполучаете присланные сообщения. Система включает в себя специальное устройстводля преобразования аудиосигналов в цифровой код и обратно, а также компьютердля хранения аудиосообщений в цифровой форме. Аудиопочта также реализуется всети.
Почта для передачи аудиосообщений может успешно использоваться длягруппового решения проблем. Для этого посылающий сообщение должен дополнительноуказать список лиц, которым данное сообщение предназначено. Система будетпериодически обзванивать всех указанных сотрудников для передачи им сообщения.
Главным преимуществом аудиопочты по сравнению с электронной является то,что она проще ≈ при ее использовании не нужно вводить данные склавиатуры.
Табличный процессор. Он так же, как и текстовый процессор, является базовойсоставляющей информационной культуры любого сотрудника и автоматизированнойофисной технологии. Без знания основ технологии работы в нем невозможнополноценно использовать персональный компьютер в своей деятельности. Функциисовременных программных сред табличных процессоров позволяют выполнятьмногочисленные операции над данными, представленными в табличной форме.Объединяя эти операции по общим признакам, можно выделить наиболеемногочисленные и применяемые группы технологических операций:
ввод данных как с клавиатуры, так и из баз данных;
обработка данных (сортировка, автоматическое формирование итогов,копирование и перенос данных, различные группы операций по вычислениям,агрегирование данных и т.д.);
вывод информации в печатном виде, в виде импортируемых файлов в другиесистемы, непосредственно в базу данных;
качественное оформление табличных форм представления данных;
многоплановое и качественное оформление данных в виде диаграмм играфиков;
проведение инженерных, финансовых, статистических расчетов;
проведение математического моделирования и ряд других вспомогательныхопераций.
Любая современная среда табличного процессора имеет средства пересылкиданных по сети.
Электронный календарь. Он предоставляет еще одну возможность использовать сетевойвариант компьютера для хранения и манипулирования рабочим расписаниемуправленцев и других работников организации. Менеджер (или его секретарь)устанавливает дату и время встречи или другого мероприятия, просматриваетполучившееся расписание, вносит изменения при помощи клавиатуры. Техническое ипрограммное обеспечение электронного календаря полностью соответствуетаналогичным компонентам электронной почты. Более того, программное обеспечениекалендаря часто является составной частью программного обеспечения электроннойпочты.
Система дополнительно дает возможность получить доступ также и ккалендарям других менеджеров. Она может автоматически согласовать время встречис их собственными расписаниями.
Компьютерные конференции и телеконференции. Компьютерные конференции используюткомпьютерные сети для обмена информацией между участниками группы, решающей определеннуюпроблему. Естественно, круг лиц, имеющих доступ к этой технологии, ограничен.Количество участников компьютерной конференции может быть во много раз больше,чем аудио- и видеоконференций.
Видеотекст. Он основан на использовании компьютера для полученияотображения текстовых и графических данных на экране монитора. Для лиц,принимающих решение, имеются три возможности получения информации в формевидеотекста:
создать файлы видеотекста на своих собственных компьютерах;
заключить договор со специализированной компанией на получение доступа кразработанным ею файлам видеотекста. Такие файлы, специально предназначенныедля продажи, могут храниться на серверах компании, осуществляющей подобныеуслуги, или поставляться клиенту на магнитных или оптических дисках;
заключить договоры с другими компаниями на получение доступа к их файламвидео текста.
Обмен каталогами и ценниками (прайс-листами) своей продукции междукомпаниями в форме видеотекста приобретает сейчас все большую популярность. Чтоже касается компаний, специализирующихся на продаже видеотекста, то их услугиначинают конкурировать с такой печатной продукцией, как газеты и журналы. Так,во многих странах сейчас можно заказать газету или журнал в форме видеотекста,не говоря уже о текущих сводках биржевой информации.
Хранение изображений. В любой фирме необходимо длительное время хранить большоеколичество документов. Их число может быть так велико, что хранение даже вформе файлов вызывает серьезные проблемы. Поэтому возникла идея хранить не самдокумент, а его образ (изображение), причем хранить в цифровой форме.
Хранение изображений (imaging) является перспективной офисной технологиейи основывается на использовании специального устройства — оптическогораспознавателя образов, позволяющего преобразовывать изображение документа илифильма в цифровой вид для дальнейшего хранения во внешней памяти компьютера.Сохраненное в цифровом формате изображении может быть в любой момент выведено вего реальном виде на экран или принтер. Для хранения изображений используютсяоптические диски, обладающие огромными емкостями. Так, на пятидюймовыйоптический диск можно записать около 200 тыс. страниц.
Аудиоконференции. Они используют аудиосвязь для поддержания коммуникаций междутерриториально удаленными работниками или подразделениями фирмы. Наиболеепростым техническим средством реализации аудиоконференций является телефоннаясвязь, оснащенная дополнительными устройствами, дающими возможность участия вразговоре более чем двум участникам. Создание аудиоконференций не требуетналичия компьютера, а лишь предполагает использование двухсторонней аудиосвязимежду ее участниками.
Использование аудиоконференций облегчает принятие решений, оно дешево иудобно.
Эффективность аудиоконференций повышается при выполнении следующихусловий:
работник, организующий аудиоконференцию, должен предварительно обеспечитьвозможность участия в ней всех заинтересованных лиц;
количество участников конференции не должно быть слишком большим (обычноне более шести), чтобы удержать дискуссию в рамках обсуждаемой проблемы;
программа конференции должна быть сообщена ее участникам заблаговременно,например, с использованием факсимильной связи;
перед тем как начать говорить, каждый участник должен представляться;
должны быть организованы запись конференции и ее хранение;
запись конференции должна быть распечатана и отправлена всем ееучастникам.
Видеоконференции. Они предназначены для тех же целей, что и аудиоконференции,с применением видеоаппаратуры. Их проведение также не требует компьютера. В процессевидеоконференции ее участники, удаленные друг от друга на значительноерасстояние, могут видеть на телевизионном экране себя и других участников.Одновременно с телевизионным изображением передается звуковое сопровождение.Хотя видеоконференции позволяют сократить транспортные и командировочныерасходы, большинство фирм применяет их не только по этой причине. Эти фирмывидят в них возможность привлечь к решению проблем максимальное количествоменеджеров и других работников, территориально удаленных от главного офиса.
Наиболее популярны три конфигурации построения видеоконференций:
 односторонняя видео- и аудиосвязь. Здесь видео- и аудиосигналы идуттолько в одном направлении, например от руководителя проекта к исполнителям;
 односторонняя видео- и двухсторонняя аудиосвязь. Двухсторонняя аудиосвязь даетвозможность участникам конференции, принимающим видеоизображение, обмениватьсядаться аудиоинформацией с передающим видеосигнал участником;
 двухсторонняя видео- и аудиосвязь. В этой наиболее дорогой конфигурациииспользуются двухсторонняя видео- и аудиосвязь между всеми участникамиконференции, обычно имеющими один и тот же статус.
Факсимильная связь. Эта связь основана на использовании факс-аппарата,способного читать документ на одном конце коммуникационного канала ивоспроизводить его изображение на другом.
Факсимильная связь вносит свой вклад в принятие решений за счет быстрой илегкой рассылки документов участникам группы, решающей определенную проблему,независимо от их географического положения.
Пример внедрения информационная технология автоматизированного офиса.
Программа автоматизации адресного хранения в складском учете (WMS)
Важным источником повышения эффективности деятельности предприятийявляется совершенствование управления материальными ресурсами. Практикапоказывает, что уже минимальное сокращение затрат и уменьшение потерь, а такжеускорение оборачиваемости за счет избавления от избыточных запасов позволяетвысвободить значительные финансовые ресурсы, избавиться от долгов и получатьустойчивую прибыль. Для достижения этих целей необходимы: точное планированиезапасов, оперативное управление складом и строгий контроль за расходованиемматериальных ресурсов — управление складом и запасами. В решении этих задачсущественную помощь окажет автоматизация склада с использованием программыФРЕГАТ-КОРПОРАЦИЯ .
Автоматизация склада возможна в системе при использовании Базовой, Профили ДеЛюкс версии ФРЕГАТ-КОРПОРАЦИИ .
ФРЕГАТ-КОРПОРАЦИЯ позволит Вам:
Создавать неограниченное количество складов и складских групп.
Моделировать складские операции, а также любые схемы движения товаров.
Оформлять и распечатывать все первичные документы.
Учитывать дополнительные затраты, в том числе таможенные пошлины,транспортные расходы и прочее.
Вести учет товаров по индивидуальным кодам, по партиям, сериям, фасовкам,штрих-кодам, местам хранения и другим произвольным характеристикам.
Вести по каждому из складов минимальное и максимальное количество каждойтоварной позиции, что позволит автоматически формировать заказы к поставщикамдля пополнения товарных запасов — управлять запасами
Вести учет предоставляемых услуг.
Получать оперативные данные и разнообразную аналитическую отчетность.
Детализация учета, которую обеспечивает ФРЕГАТ-КОРПОРАЦИЯ, позволяет смаксимальной степенью точности вести учет остатков товара и определятьнеобходимые запасы, производить потоварный анализ объемов реализации, оцениватьоборачиваемость товаров по различным аналитическим критериям и характеристикамтоваров, контролировать оплаты, расчеты с клиентами и многоедругое.Дополнительный Модуль «Фрегат-Складская Логистика, WMS» обеспечиваетэффективное управление складским хозяйством. Использование модуля«Фрегат-Складская Логистика» в системе ФРЕГАТ-КОРПОРАЦИЯ позволяет реализоватьадресное хранение товаров, оптимизировать размещение грузоединиц на складе сучетом наличия свободных мест хранения, объема и других свойств груза,автоматизировать контроль приема и отгрузки c применением технологииштрих-кодирования.
Функции модуля
Настройка структуры склада
Простая и доступная пользователю настройка структуры мест хранения,представленная в дерева уровней хранения (зона-стеллаж-ячейка и т.д.).
Совмещение стандартных складских операций с адреснымхранением
При оформлении операций приемки и перемещения у кладовщика имеетсявозможность просмотреть состояние склада – список ячеек с их текущимзаполнением и произвести распределение грузоединиц по складским ячейкам(адресам) с учетом объема или других параметров груза. После распределениягруза (фиксации адресов хранения товара) имеется возможность распечатать картуразмещения на складе.
При подготовке заказа и оформлении отгрузки у кладовщика имеетсявозможность посмотреть, в каких ячейках находится соответствующий товар.Проанализировав размещение товара, кладовщик имеет возможность зафиксировать,из каких ячеек будет производиться забор товара и распечатать карту забора сосклада.
Штрих-кодирование товаров, упаковок, мест хранения
Штрих-кодирование товаров, упаковок, мест хранения и использованиесовременных устройств для считывания штрих-кодов позволяет полностью отказатьсяот внутренних бумажных документов при оформлении складских операций.
Автоматическая маркировка товара/груза и ячеек для считыванияместоположения на складе, автоматизация складских операций с помощью устройствсчитывания штрих-кодов и печати этикеток – сканеров, переносных терминаловсбора данных (ТСД), радиотерминалов и др. – позволяют максимально сократить ихтрудоемкость и избежать ошибок человеческого фактора.
Контроль приема и отгрузки
Имеется также возможность загрузить из документа на ТСД списокштрих-кодов товаров или штрих-кодов упаковок для контроля соответствия фактадокументу, т.е. для выверки поставляемых по документам и реально пришедшихтоваров или заказанных клиентом и фактически подобранным на складе под заказ.
Оптимизация размещения
Проверка ячеек хранения на соответствие свободному объему, размеру,условиям хранения (температуре, влажности и т.д.) и др.
Инвентаризция
Быстрое и точное проведение инвентаризации на складе с использованиемустройств считывания штрих-кодов.
Товарная история
Полный отчет о движении товара и загрузке ячеек. Подробный просмотристории хранения каждой партии товара и ее перемещениях, в том числе и внутрисклада.
Вложенность упаковок
Имеется возможность формировать вложенные упаковки, причем каждая единицаупаковки может содержать разное количества товаров.
5. Информационная технология поддержки принятия решений ипримеры их внедрения
Характеристика и назначение
Системы поддержки принятия решений и соответствующая им информационнаятехнология появились усилиями в основном американских ученых в конце 70-х — начале 80-х гг., чему способствовали широкое распространение персональныхкомпьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи в созданиисистем искусственного интеллекта.
Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решенийявляется качественно новый метод организации взаимодействия человека икомпьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии,происходит в результате итерационного процесса (рис. 3.15), в которомучаствуют: система поддержки принятия решений вроли вычислительного звена и объекта управления; человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающееполученный результат вычислений на компьютере.
/>
Рис. 3.15. Информационная технология поддержки принятия решений какитерационный процесс

Окончание итерационного процессапроисходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способностиинформационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию дляпринятия решений.
Дополнительно к этой особенности информационной технологии поддержкипринятия решений можно указать еще ряд ее отличительных характеристик:
ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;
сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных свозможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
направленность на непрофессионального пользователя компьютера;
высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться кособенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а такжетребованиям пользователя.
Информационная технология поддержки принятия решений может использоватьсяна любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различныхуровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией исистем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как наразных уровнях управления, так и на одном уровне.
Основные компоненты
Рассмотрим структуру системы поддержки принятия решений (рис. 3.16), атакже функции составляющих ее блоков, которые определяют основныетехнологические операции.

/>
Рис. 3.16. Основные компоненты информационной технологии поддержкипринятия решений
В состав системы поддержки принятия решений входят три главныхкомпонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоитиз системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ)и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.
База данных. Она играет в информационной технологии поддержки принятиярешений важную роль. Данные могут использоваться непосредственно пользователемдля расчетов при помощи математических моделей. Рассмотрим источники данных иих особенности.
1.Часть данных поступает от информационной системы операционного уровня. Чтобыиспользовать их эффективно, эти данные должны быть предварительно обработаны.Для этого имеются две возможности:
использовать для обработки данных об операциях фирмы систему управлениябазой данных, входящую в состав системы поддержки принятия решений;
сделать обработку за пределами системы поддержки принятия решений, создавдля этого специальную базу данных. Этот вариант более предпочтителен для фирм,производящих большое количество коммерческих операций. Обработанные данные обоперациях фирмы образуют файлы, которые для повышения надежности и быстротыдоступа хранятся за пределами системы поддержки принятия решений.
2.Помимо данных об операциях фирмы для функционирования системы поддержкипринятия решений требуются и другие внутренние данные, например данные одвижении персонала, инженерные данные и т.п., которые должны быть своевременнособраны, введены и поддержаны.
3.Важное значение, особенно для поддержки принятия решений на верхних уровняхуправления, имеют данные из внешних источников. В числе необходимых внешнихданных следует указать данные о конкурентах, национальной и мировой экономике.В отличие от внутренних данных внешние данные обычно приобретаются успециализирующихся на их сборе организации.
4.В настоящее время широко исследуется вопрос о включении в базу данных ещеодного источника данных — документов, включающих в себя записи, письма,контракты, приказы и т.п. Если содержание этих документов будет записано впамяти и затем обработано по некоторым ключевым характеристикам (поставщикам,потребителям, датам, видам услуг и др.), то система получит новый мощныйисточник информации.
Система управления данными должна обладать следующими возможностями:
составление комбинаций данных, получаемых из различных источников,посредством использования процедур агрегирования и фильтрации;
быстрое прибавление или исключение того или иного источника данных;
построение логической структуры данных в терминах пользователя;
использование и манипулирование неофициальными данными дляэкспериментальной проверки рабочих альтернатив пользователя;
обеспечение полной логической независимости этой базы данных от другихоперационных баз данных, функционирующих в рамках фирмы.
База моделей. Целью создания моделей являются описание и оптимизациянекоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведениеанализа в системах поддержки принятия решений. Модели, базируясь наматематической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмовспособствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений.
Использование моделей в составе информационных систем началось сприменения статистических методов и методов финансового анализа, которыереализовывались командами обычных алгоритмических языков. Позже были созданыспециальные языки, позволяющие моделировать ситуации типа «что будет, если?» или «как сделать, чтобы?». Такие языки, созданные специальнодля построения моделей, дают возможность построения моделей определенного типа,обеспечивающих нахождение решения при гибком изменении переменных.
Существует множество типов моделей и способов их классификации, напримерпо цели использования, области возможных приложений, способу оценки переменныхи т. п.
По цели использования модели подразделяются на оптимизационные, связанныес нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей (например,управляющие часто хотят знать, какие их действия ведут к максимизации прибылиили минимизации затрат), и описательные, описывающие поведение некоторойсистемы и не предназначенные для целей управления (оптимизации).
По способу оценки модели классифицируются на детерминистские,использующие оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходныхданных, и стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами, таккак исходные данные заданы вероятностными характеристиками.
Детерминистские модели более популярны, чем стохастические, потому чтоони менее дорогие, их легче строить и использовать. К тому же часто с ихпомощью получается вполне достаточная информация для принятия решения.
По области возможных приложений модели разбираются на специализированные,предназначенные для использования только одной системой, и универсальные- дляиспользования несколькими системами.
Специализированные модели более дорогие, они обычно применяются дляописания уникальных систем и обладают большей точностью.
Математические модели состоят из совокупности модельных блоков, модулей ипроцедур, реализующих математические методы. Сюда могут входить процедурылинейного программирования, статистического анализа временных рядов,регрессионного анализа и т.п. ≈ от простейших процедур до сложных ППП.Модельные блоки, модули и процедуры могут использоваться как поодиночке, так икомплексно для построения и поддержания моделей.
Система управления интерфейсом. Эффективность и гибкостьинформационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса системыподдержки принятия решений. Интерфейс определяет: язык пользователя; языксообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея; знанияпользователя.
Язык пользователя — это те действия, которые пользователь производит вотношении системы путем использования возможностей клавиатуры; электронныхкарандашей, пишущих на экране; джойстика; «мыши»; команд, подаваемыхголосом, и т.п. Наиболее простой формой языка пользователя является созданиеформ входных и выходных документов. Получив входную форму (документ), пользовательзаполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержкипринятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в видевыходного документа установленной формы.
Значительно возросла за последнее время популярность визуального интерфейса.С помощью манипулятора «мышь» пользователь выбирает представленныеему на экране в форме картинок объекты и команды, реализуя таким образом своидействия.
Совершенствование интерфейса системы поддержки принятия решенийопределяется успехами в развитии каждого из трех указанных компонентов.Интерфейс должен обладать следующими возможностями:
манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятиярешения по выбору пользователя;
передавать данные системе различными способами;
получать данные от различных устройств системы в различном формате;
гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знанияпользователя.
Пример внедрения информационная технология поддержки принятия решений
Система поддержки принятия решений для страхования
Рассматриваются новые возможности в области создания и работыинформационной системы поддержки принятия решений (СППР) в страховании на базесовременных геоинформационных систем (ГИС). Создание и внедрение такой системыпозволит специалисту страховой компании быстро получать ответы на своипрофессиональные информационные запросы. Например, андеррайтер может поставитьвопрос «Каков размер возможной кумуляции по застрахованным объектам?»,маркетолог – «В каких регионах наиболее предпочтительно развивать бизнескомпании?», актуарий – «Насколько точны текущие актуарные расчеты и как ихможно улучшить?», топ-менеджер – «Какова динамика развития компании идальнейшая стратегия?».
СППР позволяет оперативно и объективно оценить риск объекта страхованияна основе заложенной в систему информации о степенях риска в той или инойместности, а также автоматического расчета кумуляции риска с использованиеминформации об уже застрахованных объектах. СППР также предоставляет результатыанализа деятельности компании в регионах, определяет возможные направлениятерриториального расширения бизнеса, исходя из экономической информации орегионах, уточняет актуарные расчеты на основе пространственной статистики, атакже позволяет решать множество других задач, связанных с анализом ипланированием деятельности компании.
Особенно хотелось бы подчеркнуть уникальные возможности СППР в областиформирования рекомендаций по уменьшению потерь и максимизации прибыли компании.
Так, например, в настоящее время на основе метода Акопяна С.Ц. (1995-1998гг.) в части прогноза сейсмической опасности и по методам оценки сейсмическогориска и ущерба, разработанных в докторской диссертации Шахраманьяна М.А.(1994г.), создана компьютерная программа «Система слежения в режиме реальноговремени за сейсмоопасными районами Земного шара, прогноза, оценки ущерба инадежного определения в сейсмоопасных районах временных интервалов и зонотсутствия сильных землетрясений (СЕЙСМОС)» (свидетельство РОСПАТЕНТА№2006610363 от 17 января 2006 года, авторы: Акопян С.Ц., Шахраманьян М.А.,Шахраманьян А.М.). В числе прочего, СЕЙСМОС позволяет в реальном времениформировать рекомендации по страхованию, или отказу в страховании, оценкисейсмического риска для территорий разных стран мира на основе динамических картсейсмической опасности, расчета возможного ущерба и вероятности возникновениястрахового случая. По сравнению с использованием традиционных методов оценкисейсмического риска (на основе статичных карт сейсмического районирования, см.рис. 3), методика СЕЙСМОС определяет не только степень сейсмического риска втой или иной местности, но и показывает временное распределение сейсмическойопасности в реальном времени, а также рассчитывает потенциальный ущерб отземлетрясения. По этой методике из всей сейсмоопасной зоны (например, IX-Xбаллов) можно исключить сейсмическую опасность на подавляющей площади даннойзоны (90%) и определить сейсмическую опасность на оставшейся территории (10%).Такое распределение сейсмической опасности в пространстве и времени даетдополнительную информацию и предоставляет эффективный рабочий инструмент длястраховых компаний.
С помощью СЕЙСМОС можно надежно определить (с вероятностью близкой к100%) зоны отсутствия сильных землетрясений в течение текущего года. Это даетстраховщику возможность обоснованно брать на себя ответственность посейсмическим рискам в данных регионах (принцип максимизации прибыли).В качествепоказательного примера работы с использованием СЕЙСМОС можно привести успешнуюлокализацию места (южное побережье о. Ява, Индонезия) и временного интервала(июнь 2006 — февраль 2007), в течение которого ожидалось сильное землетрясение,способное вызвать цунами. Об этом 02 июня 2006 года в МоскваРе было отправленоофициальное письмо (Вх. №506/В-06), составленное авторами системы СЕЙСМОС.Данный прогноз полностью подтвердился 17 июля 2006 года.Таким образом,уникальная возможность локализации зон и временных интервалов сейсмическойопасности с использованием СЕЙСМОС предостерегает компанию от потенциальныхстраховых случаев (принцип минимизации потерь).
Технология и состав СППР
Технология построения СППР для страховых компаний базируется нагеоинформационных технологиях, которые, в свою очередь, используют всюинформационную базу компании и внешние данные в виде источников данных. Такаяинтеграция позволяет получить принципиально новую информацию для выработкиуправленческих решений по минимизации потерь и максимизации прибыликомпании.Сегодня создание информационной инфраструктуры компаний (не толькостраховых) в большинстве случаев представляет собой хаотичный процесс,характеризующийся внедрением нескольких автоматизированных систем с различными,не всегда совместимыми стандартами и технологиями. Как правило, только крупныекорпорации позволяют себе капитальные вложения в создание единой корпоративнойERP системы.
СППР на базе ГИС-технологий являются оптимальным универсальным решением,так как подходят для страховых компаний с любым уровнем информатизации. СППРможно внедрить независимо от текущей степени автоматизации компании и сразуполучить эффективный инструмент управления. Данный тезис иллюстрирует рис. 1,где показана интегрирующая роль СППР на базе ГИС.
В качестве исходной информации для СППР выступают:
Информационная инфраструктура компании, которая может быть представленакак в виде солидной и мощной ERP системы, так и в виде простых таблиц базыданных локальных приложений и систем учета компании. Данные ГИС. Это базовыекартографические данные, такие как карты Мира, России, городов, а такжепривязанная к ним информация о застрахованных объектах компании.
Тематические данные ГИС, содержащие предметно-ориентированную информациюдля оценки риска на произвольной территории. Здесь присутствуют такие карты,как карта сейсмического районирования, карта паводковой опасности, картастатистики по угонам автомобилей, карта пожароопасности и множество другихданных, касающихся оценки риска.Данные прогноза в реальном времени посейсмической, паводковой, пожарной опасности и др.Внешние источники, содержащиелюбую полезную информацию, не присутствующую на данный момент в СППР. Это могутбыть обновленные картографические данные (например, по городам), экономическаяинформация по развитию регионов и стран, специализированные источникистатистических данных для страхования, оценка риска в реальном времени(сейсмический риск, паводковый риск и т.д.) и другая информация, в том числедоступная в сети Интернет.
Примеры работы и внедрения
СППР МоскваРе построена на архитектуре Web. Любой сотрудник компанииможет зайти на Web-портал СППР и получить информацию, необходимую для решениясвоей задачи. Например, андеррайтеры при поступлении котировок или слипов могутсразу найти местонахождение объекта на электронной карте, нанести данный объектна карту для дальнейшего учета и анализа и моментально оценить риск страхованияи кумуляцию риска.Архитектура развертывания СППР МоскваРе представляет собойсовокупность серверов (сервер хранения пространственных данных икартографический сервер), взаимодействующих с другими информационными системамиМоскваРе и рабочими местами пользователей через локальную сеть или интернет
6. Информационная технология экспертных систем и примерыих внедрения
Характеристика и назначение
Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен вобласти разработки экспертных систем, основанных на использованииискусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру илиспециалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этимисистемами накоплены знания.
Под искусственным интеллектом обычно понимают способности компьютерныхсистем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если быисходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные счеловеческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта неограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя созданиероботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение,обоняние, способность к обучению.
Главная идея использования технологии экспертных систем заключается втом, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера,использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Являясь одним изосновных приложений искусственного интеллекта, экспертные системы представляютсобой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либообласти знаний в форму эвристических правил (эвристик). Эвристики негарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, какобычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержкипринятия решений. Однако часто они дают в достаточной степени приемлемыерешения для их практического использования. Все это делает возможнымиспользовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.
Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах исистемах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечиваютвысокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенныхразличия. Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержкипринятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможностиполучить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот,предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. Второеотличие указанных технологий выражается в способности экспертных системпояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто этипояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. Третьеотличие связано с использованием нового компонента информационной технологии — знаний.
Основные компоненты
Основными компонентами информационной технологии, используемой вэкспертной системе, являются (рис. 3.17): интерфейс пользователя, база знаний,интерпретатор, модуль создания системы.

/>
Рис. 3.17. Основные компоненты информационной технологии экспертныхсистем
Интерфейс пользователя. Менеджер (специалист) используетинтерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получениявыходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющиепроцесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений,присваиваемых определенным переменным.
Менеджер может использовать четыре метода ввода информации: меню,команды, естественный язык и собственный интерфейс.
Технология экспертных систем предусматривает возможность получать вкачестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.Различают два вида объяснений:
объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент можетпотребовать от экспертной системы объяснения своих действий;
объяснения полученного решения проблемы. После получения решенияпользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Системадолжна пояснить каждый шаг своих рассуждении, ведущих к решению задачи.
Хотя технология работы с экспертной системой не является простой,пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно невызывает трудностей при ведении диалога.
База знаний. Она содержит факты, описывающие проблемную область, а такжелогическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежитправилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации,и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, идействия, которое следует произвести, если условие выполняется.
Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил,которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысячправил.
Все виды знаний в зависимости от специфики предметной области иквалификации проектировщика (инженера по знаниям) с той или иной степеньюадекватности могут быть представлены с помощью одной либо несколькихсемантических моделей. К наиболее распространенным моделям относятсялогические, продукционные, фреймовые и семантические сети.
Интерпретатор. Это часть экспертной системы, производящая в определенномпорядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технологияработы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупностиправил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле,соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляетсявариант решения его проблемы.
Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки:база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчетанеобходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этомважную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные,отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Блок ввода икорректировки данных используется для оперативного и своевременного отражениятекущих изменений в базе данных.
Модуль создания системы. Он служит для создания набора (иерархии) правил.Существуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля созданиясистемы: использование алгоритмических языков программирования и использованиеоболочек экспертных систем.
Для представления базы знаний специально разработаны языки Лисп и Пролог,хотя можно использовать и любой известный алгоритмический язык.
Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду,которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем созданиясоответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочекпозволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении спрограммированием.
Пример внедрения информационная технология экспертных систем
Автоматизированная система учета населения (АСУН) предназначена дляреализации регистрационного учета граждан по месту жительства и по меступребывания в пределах зоны действия системы. Входная информация структурированав виде потоков входных документов, подготавливаемых с помощью специальных АРМ.Каждый тип документа предназначен для описания соответствующего состояниягражданина, как субъекта учета населения.
Всего на входах системы формируется несколько десятков типов и разновидностейучетных документов – в зависимости от полноты использования функциональныхвозможностей системы.
Одном из характерных документов, используемых при оформлениирегистрационного учета, является учетный документ регистрации прибытия гражданинапо месту жительства (адресный листок прибытия)[3].
информационнаяехнологияданные интерфейс
Учетные документы прибытия, рассматриваемые как характерный кадр входнойинформации в каналах АСУН, включают следующие основные характеристики(реквизиты) [3]:
1. Первичныеидентификационные данные личности (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адресместа рождения, пол).
2. Сведения огражданстве и национальности.
3. Паспортные данные(тип удостоверяющего личность документа, серия, номер, кем и когда выдан).
4. Адресные данные(адрес места жительства до переезда в зону ответственности АСУН, предыдущийадрес места жительства в зоне ответственности АСУН, актуальный адрес местажительства – фиксируемый при регистрации).
5. Дополнительные сведения(сведения о детях, номер телефона и т.п.).
6. Служебныесведения (дата подготовки документа, дата оформления регистрации,идентификаторы должностных лиц и др.).
На основе предварительного анализа каждой из перечисленных группреквизитов устанавливаются характерные особенности, способные служитьсемантическими и логическими критериями для последующего контроля вводимойинформации и повышения ее достоверности, например:
1. Фамилия, имя,отчество и пол составляют алфавитные записи (обнаружение в них иных символов служиткритерием ошибки ввода).
2. Дата рожденияпредставляет собой цифровую строго структурированную запись (цифровые символы иразделители) и др.
Дальнейший анализ позволяет установить, что наиболее распространенныефамилии для каждой национальности могут быть сопоставлены с соответствующимисправочниками, которые представляют собой элементы баз знаний соответствующегонаправления.
Точно также в качестве элементов баз знаний могут использоватьсясправочники (классификаторы) обозначений адресных наименований для различныхтерриториальных образований. Дальнейшим развитием может быть применениеструктурированных справочников обозначений адресных наименований, имеющихиерархическую структуру (наименование стран с вложением в них регионов, наименованиерегионов с вложением в них более мелких входящих территорий – и т.д. донаименований улиц и обозначений отдельных зданий).
Следующим этапом, требующим более глубоких специальных знаний иэкспертных оценок, является выявление устойчивых перекрестных связей иформирование на их основе сложных логических и семантических критериев контролядостоверности. В качестве иллюстрации можно привести следующие взаимосвязи:
1. Связь окончанийфамилии, имени и отчества с обозначением пола и национальности.
2. Дата рождения неможет быть больше по значению даты подготовки документа.
3. Дата оформлениярегистрации не может быть меньше даты подготовки документа.
4. Дата выдачидокумента, удостоверяющего личность, не может быть меньше даты рождения.
5. Цифра, обозначающаямесяц, не может быть больше 12. Максимальная дата должна удовлетворятьограничению исходя из номера месяца (с учетом максимальной даты февраля повисокосным и невисокосным годам) и др.
Определив весь набор элементов баз знаний по каждой контролируемойхарактеристики, выявив устойчивые семантические и логические связи внутри характеристик и перекрестные связи междухарактеристиками в составе каждого кадра входной информации, мы создали предпосылкидля реализации соответствующих решающих правил.

7. Биллинговые системы и примеры ихвнедрения
Характеристика и назначение
Биллинговая система, автоматизирующая взаиморасчеты с абонентами, — важнейшая часть бизнес-инструментов современного оператора. Без нее практическиневозможно справиться с учетом предоставляемых услуг. Ведь только речевых услугсегодня существует почти 3 тыс., и каждая из них может рассчитываться пособственному тарифу. Но чисто учетными функциями дело не ограничивается:оператору необходимо отразить в клиентском профиле индивидуальные особенностиабонента, а это требует более «тонкой» настройки тарифных планов.
Основные компоненты OSS/BSS
Архитектура OSS/BSS похожа на слоеный пирог. Есть смысл остановиться натом, какие задачи помогает реализовать тот или иной «слой».
Слой сетевого управления Network Management Systems (NMS) — комплекссистем управления узлами и подсетями оператора, формирующий прозрачную дляабонента мультисервисную и мультисе-тевую инфраструктуры оператора. С учетомтого, что обычно оператор использует оборудование как минимум двухпроизводителей, число управляющих комплексов может достигать несколькихдесятков. Для подсчета объема услуг биллингу необходимо взаимодействовать скаждой системой управления или с неким информационным приложением, являющимсяпосредником между имеющимися ИС. В NMS протоколируются все воздействия на узлысети, по каждому из них собираются аварийные и сигнальные сообщения.Структурирование этой информации и ее обработка позволяют разграничитьинформационные потоки и доступ к сетевым ресурсам. Это повышает гибкость всегокомплекса и обеспечивает более высокий уровень информационной безопасности:следующий слой автоматизации работает только с информацией, поставляемой с«нижних» слоев.
Слой автоматизации эксплуатационной деятельности оператора OperationSupport System (OSS) обеспечивает интеграцию следующих ключевых подсистем:
— Network Resource Inventory (NRI) — подсистема инвентаризации итехнического учета сетевых ресурсов. Она учитывает и отражает физическийуровень сети, логический уровень сети, позволяет детализировать трафик сточностью до виртуального канала, временного интервала или информационногопотока той или иной услуги;
— Intelligent Fault Management (IFM) — экспертная система анализа ифильтрации аварийных сообщений. Подсистема выявляет причины сбоев в узлах сети,обеспечивает фильтрацию вторичных аварийных сообщений, позволяет своевременнофиксировать деградацию качества каналов, влияющую на качество услуги;
— Service Level Agreement Management (SLAM) — автоматизированная системамониторинга контролируемых параметров, гарантирующих качество обслуживанияабонентов. Она играет важную роль в детализации процессов предоставления услуг,определяющих взаиморасчеты с абонентом;
— Problem Management + Help Desk (PMHD) — автоматизированная системаформирования и сопровождения заказов на проведение ремонтных и регламентныхработ на сети оператора. Она позволяет минимизировать простои за счетавтоматической генерации заказов при локализации аварийной ситуации, а такжесокращения издержек, связанных со взаимодействием различных служб техническойподдержки сети, и прогнозирования возможных отказов в системе IFM и генерациинарядов на плановые регламентные работы, предотвращающие возможные отказы;
— Performance Management System (PMS) — автоматизированная системаанализа баланса нагрузки в сети, предназначенная для оптимизации сетевойпроизводительности. Она дает возможность своевременно прогнозировать перегрузкив узлах сети, планировать внедрение новых услуг, необходимую для этогомодернизацию сети и приводить их в соответствие с маркетинговым планом;
— Order Management (ODM) — автоматизированная система работы сабонентами, которая принимает и формирует заявки на активацию сервисов,согласует их с техническими возможностями имеющейся инфраструктуры и программойразвития сети, фиксирует рекламации, планирует и сопровождает их устранение;
— Working Force Management (WFM)
— автоматизированная система управления персоналом. Она координируеттехническую переподготовку сотрудников в соответствии с программой развитиясети, планирует график работы персонала.
— Слой автоматизации бизнес-процессов оператора Business Support System(BSS) интегрирует подсистемы автоматизации процессов агрегирования информации,необходимой для работы биллинговой системы, систем учета и управленияматериально-техническими ресурсами оператора:
— Subscriber Service Support System (SSSS) — подсистема абонентскогообслуживания, которая объединяет работу контакт-центра, обрабатывающегообращения абонентов, CRM-системы, фиксирующей историю взаимодействий сабонентами и системы самообслуживания абонента(справочная информация, подпискаи т. п.);
— Billing System (BS) — автоматизированная система взаиморасчетов сабонентами и детализации предоставленных услуг. Она выставляет счета абонентамоператора, контролирует своевременность оплаты и позволяет абоненту получитьдетализацию с точностью до отдельной транзакции и сценария ее реализации;
Пример внедрения информационная технология биллинговыесистемы. Описание
Автоматизированная система расчетов (АСР) «Билл-Мастер» созданас учетом многолетнего и обширного опыта эксплуатации узлов операторов связи,соответствует передовым стандартам и по праву занимает ведущие позиции нароссийском рынке современных автоматизированных систем расчета телекоммуникационныхуслуг.
АСР «Билл-Мастер» обеспечивает следующие возможности:
Ведение расчетов в валюте лицевого счета.
Регистрацию платежей в различных валютах.
Ведение курсов валют по отношению к внутренней валюте системы.
Учет финансовых периодов и автоматическую обработку процедур открытия изакрытия периодов.
Ведение расчетов с учетом разницы курсов выставленных счетов-фактур иполученных платежей.
Ведение расчетов с учетом специфики налогообложения по договору.
Автоматическое и ручное формирование финансовой и лицензионной отчетностив соответствии с законодательством.
Хранение истории оказания услуг и ведения взаиморасчетов за период,предусмотренный законодательством.
Ведение Книги Покупок.
Ведение Книги Продаж.
Возможность реализации различных способов оплаты, в том числе учетплатежных карт, используемых как для пополнения счета, так и дляорганизациидоступа к услугам Dial-Up и карточной телефонии по технологии Voice IP.
Возможность раздельного учета услуг по информационным доменам.
Возможность тарификации оказанных услуг с учетом календарной датыоказания услуг, времени суток и объема оказанных услуг за отчетный период.
Возможность управления генерацией, реализацией, использованием иблокированием платежных карт.
Возможность реализации бонусных программ поощрения клиентов пополняющихсвой лицевой счет с помощью карт. Поддерживаются бонусы по картам определенногопакета, начисляемые единовременно либо при каждом платеже после превышенияопределенного порога суммы платежей. Бонусные программы разрешают конфликтыбонусов на основе срока действия и правил отработки конкурирующих бонусов.
АСР «Билл-Мастер» не имеет программных ограничений поколичеству тарифов и тарифных планов и количеству поддерживаемых пользователейв рамках реализованных алгоритмов.
АСР «Билл-Мастер» обладает характеристиками и функциями,представленными в настоящем описании и является системой, доступной дляразвития и внесения изменений, обусловленных:
увеличением количества участников процессов предоставления услугэлектросвязи;
увеличением объемов предоставляемых услуг и расширения спектра услуг;
введением новых нормативно-правовых документов или дополнений кдействующим;
совершенствованием технических и программных средств;
расширением номенклатуры предоставляемых услуг и используемых форм оплатыза них.

Список использованной литературы
1. Журнал «Connect!», №11.,2005
2. “Управление строительными инвестиционными проектами”. Подредакцией В.М. Васильева, Ю.П. Панибратова.СПб, 97.
3. Компьютерные системы и сети:Учеб.пособие/ В.П.Косарев и др./Под ред. В.П. Косарева и Л.В. Еремина-М.: Финансы и статистика,1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.