Отчет по практике


Анализ организационной и хозяйственной деятельности ОАО "МегаФон"

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

. Организационно-правовая деятельность предприятия

1.1 Характеристика ОАО «МегаФон» как корпоративной структуры

.2 Организационная структура Дальневосточного филиала ОАО «Мегон Ритейл» как части корпоративной структуры

2. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «МегаФон Ритейл»

2.1 Технико-экономические показатели

.2 Анализ прибыли ОАО «МегаФон Ритейл»

.3 Анализ рентабельности ОАО «МегаФон Ритейл»

3. Система планирования на предприятии

Заключение

Список использованных источников

Приложения


ВВЕДЕНИЕ


Вопрос обеспечения конкурентоспособности и успешного развития любого предприятия является первоочередным для его жизнеспособности на современном рынке в условиях жесткой конкуренции. Для успешного конкурирования на рынке любое предприятие нуждается в постоянном совершенствовании системы управления, ведь оно функционирует в постоянно меняющейся окружающей среде, которая оказывает на него влияние независимо от того, явно это ли нет. Кроме того, необходимо учитывать все аспекты, связанные с рынком сбыта: изучение спроса и конкурентной среды на рынке сбыта, динамики продаж, затрат на содержание и функционирование предприятия, рисков и возможных альтернатив.

Прохождение мною преддипломной производственной практики в Дальневосточном филиале ОАО «Мегафон» связано с исследованием экономического состояния предприятия, необходимого для обоснования и принятия правильных управленческих решений. Поэтому главным направлением исследования является определение показателей структуры баланса, экономической эффективности, финансовой устойчивости предприятия как основания для принятия управленческих решений любого плана. Только основываясь на реальном финансовом положении предприятия, руководство может принимать обоснованные и взвешенные управленческие решения.

На розничном рынке компания делает ставку на развитие собственной сети продаж. Работу в этом направлении ведет дочерняя компания ОАО «МегаФон Ритейл». Розничные салоны не рассматриваются как отдельный бизнес по продаже оборудования и контрактов. Собственная сеть строится как основной канал продвижения услуг и сервисов МегаФона, как инструмент формирования лояльной клиентской базы. Развивая розничную сеть, компания решает одну из приоритетных задач - предоставление качественного клиентского сервиса жителям всех регионов России. Направление розницы позволяет компании получать стабильно высокий финансовые результаты и обеспечивать свое развития, избегая фактора неравномерности финансовых потоков.

Практика имела своей целью ознакомление с деятельностью исследуемого предприятия и изучение возможностей для оптимизации системы планирования в данном филиале ОАО «МегаФон Ритейл».

При прохождении производственной практики были решены следующие задачи:

ознакомление с хозяйственной деятельностью Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон Ритейл»;

анализ финансового состояния предприятия;

ознакомление с работой финансового отдела предприятия;

изучение основных направлений финансовой работы на предприятии.

Практика проходила в планово-финансовом отделе представительства ОАО «МегаФон Ритейл» на должности менеджера.

Объектом исследования является система управления ОАО «МегаФон Ритейл».

Предметом исследования являются особенности функционирования финансово-экономической составляющей системы управления предприятия.

В ходе решения поставленных задач использовались различные методы исследования: описательные, расчетные, сравнительные, статистические, экономико-математические и др.

В результате исследования сделаны выводы по финансово-экономическому состоянию предприятия и предложены некоторые возможности для совершенствования системы управления предприятием через оптимизацию системы управления финансами


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ


.1 Характеристика ОАО «Мегафон» как корпоративной структуры


ОАО «МегаФон» - ведущий универсальный оператор связи России. Компания занимает лидирующее положение на рынке мобильного доступа в Интернет, а также является вторым по размеру выручки и числу клиентов провайдером мобильной связи среди операторов «Большой тройки». Число клиентов компании в России составляет 61,6 млн. Через дочерние компании МегаФон также предоставляет услуги связи в Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии. Сегодня компания располагает самым широким охватом и наиболее развитой инфраструктурой 3G-сети в России. Транспортная сеть МегаФона простирается на 130 тыс. км и по своей протяженности является второй в стране.

Частные клиенты являются крупнейшим клиентским сегментом компании. Частные клиенты выбирают связь от МегаФона за ее качество, доступность на всей территории России, высокоскоростной доступ в Интернет, широкую линейку дополнительных услуг и возможность эффективного взаимодействия с компанией через сеть фирменных салонов связи и удаленные контакт-центры.

Компания обеспечивает примерно около 49% чистых подключений новых клиентов в России за год, сохраняя за собой второе место на рынке мобильной связи. Ключевым фактором роста розничной клиентской базы МегаФона является активная работа по развитию инфраструктуры сети третьего поколения. Ее доступность, а также прозрачность и привлекательность тарифных предложений позволили компании привлекать новых пользователей мобильного Интернета и 3G-модемов. Именно с этой категорией клиентов компания связывает основные планы по наращиванию клиентской базы. Активные инвестиции МегаФона в развитие инфраструктуры мобильного доступа в Интернет на фоне невысокого уровня проникновения этой услуги в России обеспечат в краткосрочной перспективе основной прирост числа частных клиентов.

МегаФон также запустил ряд новых тарифных предложений на рынке передачи данных и голосовых услуг, продуктовые и имиджевые рекламные кампании. Эти факторы также позитивно сказались на лояльности существующих клиентов и стимулировали более интенсивное пользование услугами. Так, по итогам 2011 года показатель оттока клиентов снизился на 1,7 п.п., до 48,1%.

МегаФон предоставляет комплексные решения в области мобильной и фиксированной связи также и корпоративным клиентам (B2B). Компания располагает обширным спектром тарифных предложений для обеспечения связью сотрудников с учетом специфики деятельности предприятия и его размеров. В отличие от розничного сегмента юридическим лицам и частным предпринимателям доступны услуги мобильной связи, способствующие развитию бизнеса: «SMS-информ», «Мобильная АТС», «Офис в кармане» и пр. Кроме того, им предоставляется широкий набор услуг фиксированной связи, в том числе передача данных, предоставление каналов связи, услуг центров обработки вызовов, интеллектуальные услуги связи и многие другие. В число клиентов «Мегафона» входят в том числе «Юниаструм банк» и «Газпром нефть, «Северсталь», «Аэрофлот», Авиакомпания «Россия», РЖД, «Автоваз», ФСК ЕЭС и «Роснефть» и многие другие.

Основными конкурентами МегаФона на корпоративном рынке являются операторы «Большой тройки», а также компании, имеющие крупные сети фиксированной связи федерального уровня, - Ростелеком и ТрансТелеКом.

Наиболее перспективным сегментом для увеличения клиентской базы в секторе B2B является средний и малый бизнес, имеющий наибольший потенциал развития и наименьший охват операторами «Большой тройки». На данном сегменте также сосредоточены коммуникация, продукты и стратегия продаж компании.

В государственном секторе (B2G) МегаФон сотрудничает с органами государственной власти и местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями. В результате объединения с Группой компаний «Синтерра» позиции МегаФона в государственном сегменте существенно укрепились. «Мегафон занимает более 8% рынка телекоммуникационных услуг для государственных заказчиков.

Проекты МегаФона для государственных клиентов включают разработку комплексных решений, оказание услуг фиксированной и мобильной связи, создание систем передачи данных, поставку оборудования и его монтажа, построение и поддержку систем видеоконференцсвязи, предоставление ресурсов центров обработки данных и контакт-центров. Наиболее востребованными услугами связи в государственном секторе на сегодняшний день являются услуги телефонной связи, создание и поддержка VPN, доступ к сети Интернет.

Преимущества МегаФона в B2B и B2G:

полный комплекс услуг связи;

100% покрытие территории России;

мощная IP/MPLS сеть, которая занимает четвертое место среди российских операторов связи;

распределенная сеть центров обработки данных;

транспортная сеть по ВОЛС;

спутниковая сеть;

8 Контактных центров в разных часовых поясах

МегаФон активно участвует в тендерном процессе по размещению госзаказов и на региональном уровне, в отчетном периоде была создана необходимая ресурсная база: организованы специализированные коммерческие подразделения, разработаны продукты и услуги, развернуто строительство сетей доступа на региональном уровне.

МегаФон реализует и социально направленные государственные заказы, оказывает услуги доступа к сети Интернет школам, детям-инвалидам для дистанционного обучения, активно взаимодействует с учебными заведениями.

К операторскому сегменту (В2О) относятся юридические лица, имеющие лицензию на оказание услуг связи и пользующиеся ресурсами и сервисами МегаФона для предоставления услуг связи другим пользователям. В данном сегменте компания оказывает такие услуги, как аренда каналов, присоединение и пропуск телефонного трафика, присоединение и пропуск трафика передачи данных (VPN и Интернет для операторов) и другие сервисы. Основными факторами конкурентоспособности на рынке B2O являются развитая региональная инфраструктура, возможность выхода на международные рынки, IP-связность сети и качество сервиса. Последовательно улучшая инфраструктуру

и повышая уровень обслуживания, МегаФон занимает уверенные позиции на операторском рынке, конкурируя с крупнейшими игроками рынка - Ростелекомом и ТрансТелеКомом, а также операторами «Большой тройки». По итогам года рынок B2O сузился на 4% вследствие интеграции региональных активов Связьинвеста в Ростелеком, а также сокращения сегмента каналов связи по причине перехода крупных операторов на собственные ресурсы. Тем не менее операторский рынок имеет хорошие перспективы роста, обусловленные увеличением потребления интернет-трафика, связанным, в свою очередь, с постоянным утяжелением контента.

МегаФон входит в число компаний «Большой тройки» и постепенно увеличивает свою рыночную долю, планомерно наращивая клиентскую базу за счет своевременного расширения сетей, развития телекоммуникационной инфраструктуры, внедрения новых видов услуг, расширения возможностей потребителей и клиентоориентированным подходом. Клиентская база компании характеризуется высоким показателем лояльности благодаря эффективности политики по удержанию клиентов. Все эти факторы снижают влияние рисков, связанных с ужесточением конкуренции, на деятельность МегаФона.

На розничном рынке компания делает ставку на развитие собственной сети продаж. Работу в этом направлении ведет дочерняя компания ОАО «МегаФон Ритейл». Розничные салоны не рассматриваются как отдельный бизнес по продаже оборудования и контрактов. Собственная сеть строится как основной канал продвижения услуг и сервисов МегаФона, как инструмент формирования лояльной клиентской базы. Развивая розничную сеть, компания решает одну из приоритетных задач - предоставление качественного клиентского сервиса жителям всех регионов России. Поэтому постоянно продолжается работа по наращиванию присутствия собственной сети в сотовой рознице. Открываются новые салоны, и, их общее число в сети МегаФон Ритейла достигло 1 586. Доля компании МегаФон Ритейл в количестве общих подключений МегаФона выросла с 10% до 20%. Среднемесячное количество подключенных МегаФон Ритейлом клиентов оператора выросло до 660 тыс. Все салоны МегаФон Ритейла осуществляют 90% всех возможных процедур обслуживания.

Сегодня МегаФон Ритейл ведет активную работу по повышению эффективности работы сети. Компания проводит дополнительное обучение персонала технологиям продаж, а управляющих салонов -современным принципам управления и организации труда. Кроме того, ведется работа над оптимизацией подхода к открытию новых салонов. МегаФон Ритейл определил для себя дальнейшие шаги по развитию системы управления ассортиментом и логистикой, а также намерен повысить технологичность и обновить дизайн салонов.

На фоне активного роста собственной розничной сети МегаФона число фирменных салонов связи компании, действующих на основе соглашений с партнерами, сократилось до 1 900. Крупнейшим каналом дистрибуции по количеству точек продаж остается дилерская сеть. У МегаФона действуют соглашения о дистрибуции SIM-карт и мобильных устройств с федеральными сотовыми ритейлерами, а также с независимыми локальными партнерами в отдельных регионах. Услуги и устройства компании также представлены в отделениях Почты России по всей территории страны и в формате «магазин в магазине» в сети «М.видео». Продолжается сотрудничество с дилерской сетью, особенно в средних и небольших населенных пунктах, в которых открытие фирменных точек продаж нецелесообразно.

Активно функционирует также интернет-магазин МегаФона, который представляет собой «витрину» компании в Интернете, с предоставлением широкого спектра услуг по продаже оборудования, аксессуаров, выбора красивых номеров для подключения и возможностью бесплатной доставки оборудования или SIM-карты до клиента.

Большое внимание МегаФон уделяет совершенствованию коммуникации с клиентами и качеству их обслуживания через удаленные каналы. Компания внедрила операционную CrM-систему, которая позволяет анализировать обращаемость клиентов в Контактный центр и салоны МегаФон Ритейла. Работа CrM обеспечила возможность максимально эффективно настроить IVr-системы и систему SMS-информирования клиентов, что минимизировало их временные затраты на поиск необходимой информации и решение возникших проблем.

Компания предприняла новые шаги к совершенствованию работы Контактного центра. Внедрена прогрессивная система мотивации сотрудников центра, в рамках которой значимая часть их вознаграждения привязана к оценке работы оператора клиентом.

Дальневосточный филиал, где проходила моя преддипломная производственная практика, находится по адресу: 680013, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 9а. «МегаФон-Дальний Восток» - торговая марка ЗАО «Мобиком-Хабаровск» - оператора сотовой связи стандарта GSM, действующего на территории Иркутской, Амурской, Сахалинской и Магаданской областей, Еврейской автономной области, Забайкальского, Хабаровского, Приморского и Камчатского краёв, республик Бурятия и Саха (Якутия), Чукотского автономного округа.

ЗАО «Мобиком-Хабаровск» - 100 % дочерняя компания ОАО «МегаФон». С января по июль 2009 года производился процесс реорганизации ЗАО «Мобиком-Хабаровск» в форме присоединения к ОАО «МегаФон».

Компания «МегаФон-Дальний Восток» первой в Дальневосточном регионе первой объявила, что исходящие вызовы на все номера Дальнего Востока и на номера «МегаФон» России являются местными вызовами и, соответственно, оплачиваются по цене местных. Также она первой ввела для своих абонентов единое безроуминговое пространство. Благодаря этому, каждый абонент дальневосточного МегаФона может использовать свой номер на территории всего Дальнего Востока, независимо от того, в каком регионе он подключился к сети. Компания ввела специальный тариф «Транзитный», главная особенность которого - бесплатные входящие вызовы при нахождении в зоне действия сети «МегаФон» в Сибири и на Дальнем Востоке, единая стоимость исходящих вызовов на все номера Сибири и Дальнего Востока и на номера «МегаФон» России. Таким образом, абоненты, обслуживающиеся на данном тарифном плане, получают единое безроуминговое пространство от Омской области до Чукотского автономного округа. По данным Роскомнадзора, приведенным на сайте ведомства, «МегаФон» обеспечил наиболее полное покрытие мобильной связью магистральных автодорог, проходящих по территории Дальнего Востока и Восточной Сибири - М-55 «Байкал», М-56 «Лена», М-58 «Амур» и М-60 «Уссури».

Согласно картам покрытия сотовой связью регионов Российской Федерации, опубликованным на интернет-сайте Роскомнадзора, сеть «МегаФон» обеспечивает покрытие мобильной связью:

% автомагистрали М-58 «Амур» (протяженность - 2227 км), соединяющей Читу и Хабаровск;

,5% автомагистрали М-60 «Уссури» (протяженность - 741 км), соединяющей Хабаровск и Владивосток;

,7% автомагистрали М-55 «Байкал» (протяженность - 1104 км), соединяющей Иркутск, Улан-Удэ и Читу;

,9% автомагистрали М-56 «Лена» (протяженность - 1139 км), соединяющей Невер и Якутск.

Лидерство «МегаФона» в покрытии мобильной связью магистральных автодорог стало результатом масштабных инвестиций в планомерное строительство и модернизацию сетей оператора в регионе.

В 2011 году оператор выступил координатором в проекте обеспечения мобильной связью автомагистрали «Амур», который сегодня стал крупнейшим примером государственно-частного партнерства в телекоммуникационной отрасли. В рамках этого проекта операторы «большой тройки» построили на всем протяжении трассы «Амур» 102 антенно-мачтовых сооружения, на которых размещены порядка 300 базовых станций операторов-участников проекта.

В дальнейшем именно инвестиционная деятельность будет являться залогом развития компании. Вложения в «высокие» технологии являются жизненно важными для данного бизнеса, ведь именно они обеспечивают конкуренцию компании на рынке.

Основными направлениями деятельности по развитию предприятия и расширению рынка сбыта Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон» являются:

-увеличение объема продаж оборудования в розничной сети;


-увеличение абонентской базы мобильных и стационарных сетей;


-расширение ассортимента реализуемой продукции и услуг;


-организация комплексного подхода к обслуживанию абонентов всех секторов;


-проведение исследований, направленных на изучение спроса по каждому виду услуг и оборудования, проведение на основе исследований более целенаправленной организации работы по формированию и стимулированию спроса, мониторинг и анализ рынка.


У компании есть много потенциальных возможностей повышения эффективности ее деятельности: введение в ассортимент розничных продаж новых товарных групп, расширение спектра услуг связи (не только телефонии, но и Интернет).

К угрозам для организации можно отнести недостаточное использование маркетинговой информационной системы и недостаточную эффективность использования имеющегося человеческого капитала организации. Также (что вызвано спецификой построения работы организации) в структуре ее капитала главную часть представляет кредиторская и дебиторская задолженность. Это является нормой для предприятий такой направленности, но само по себе выглядит как несбалансированная структура.

Также существуют потенциальные угрозы, такие как: ожесточение конкуренции; изменение структуры спроса; инфляционные процессы.

Результаты анализа сильных и слабых сторон организации представлены в таблице 1.


Таблица 1 - СВОТ-анализ ОАО «МегаФон Ритейл»

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S):СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W):Устойчивая положительная репутация Высокий уровень обслуживания при демократичном уровне цен Разнообразие ассортимента продукции Возможность заказов через интернет магазин Возможность обслуживания клиентов онлайн Высокий уровень клиентоориентированностиНедостаточное использование имеющихся конкурентных преимуществ Недостаточно эффективное использование человеческих ресурсовВОЗМОЖНОСТИ (О):УГРОЗЫ (Т):Расширение ассортимента продукции Возможность расширения рынка Снижение себестоимости продаж путем повышения эффективности системы управления Открытие новых сфер деятельностиОжесточение конкуренции Изменение потребностей клиентов Инфляционные процессы Зависимость от дебиторов и кредиторов

Таким образом, в результате проведенного анализа внутренней и внешней среды организации можно утверждать, что, несмотря на определенные трудности на данном этапе развития, а также на довольно значительную зависимость от своевременного погашения дебиторской и кредиторской задолженности, компания занимает достаточно сильную и стабильную позицию на рынке и имеет хороший потенциал для дальнейшего развития.


1.2 Организационная структура Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон Ритейл» как части корпоративной структуры

управленческий мотивация труд экономический

Сегодня штат Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон Ритейл» составляет 2178 человек. Это, в основном, высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в предприятиях связи.

Штат сотрудников представлен в таблице 2.


Таблица 2 - Штат Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон Ритейл»

ДолжностьКоличество рабочих мест12Директор Филиала1Первый зам. директора1Зам. Директора филиала. Финансовый директор1Отдел экономики12Отдел финансов12Отдел тарифообразования9Главный бухгалтер1Отдел бухгалтерского учета14Департамент налогового учета10Зам. Директора филиала. Коммерческий директор1Отдел прямых продаж10Отдел развития бизнеса9Директор по продажам1Отдел по работе с дилерами15Отдел офисных продаж20Отдел по работе с клиентами26Директор по развитию1Отдел по региональному развитию12Отдел по маркетингу11Директор по техническим вопросам1Отдел по развитию сети14Сервисный центр18Административный директор1Отдел документационного обеспечения16Директор по ИТ1Отдел развития ПО10Отдел поддержки ПО9Отдел эксплуатации КВС12Директор по управлению персоналом1Отдел по работе с персоналом8Отдел организационного развития и мотивации персонала12Центр обучения и развития персонала14Директор по правовым вопросам1Отдел по правовым вопросам9Директор по монтажу и обеспечению БС1Отдел эксплуатации коммуникационных систем13Отдел эксплуатации БС15Агинское Бурятское подразделение128Амурское подразделение141Подразделение Еврейской АО145Иркутское подразделение148Камчатское подразделение151Магаданское подразделение143Приморское подразделение147Бурятскоее подразделение147Якутское подразделение138Сахалинское подразделение149Усть-Ордынское подразделение126Читинское подразделение114Чукотское подразделение112Курьеры:39Водитель:9Уборщица:18Итого:2178

В ОАО «МегаФон Ритейл» используются такие общепринятые методы управления персоналом, как: административные, экономические и социально-психологические. Управление в компании основано на демократическом стиле, который является выражением общих характеристик корпоративной культуры ОАО «МегаФон». Он подразумевает:

коллективное участие работников в принятии решений компании,

четкое взаимодействие между работниками,

ориентация на выработанную стратегию компании,

обеспечение самоконтроля в ходе выполнения заданий.

Компания использует единые принципы и подходы в работе с персоналом. Взаимоотношения Компании и работников строятся на принципе партнерства, подразумевающем, что у обеих сторон есть определенные обязательства по отношению друг к другу, и они предъявляют друг другу определенные требования.




Рисунок 1- Укрупненная структура ОАО «МегаФон Ритейл» и место в ней Дальневосточного филиала




Рисунок 2 - Организационная структура Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон Ритейл»

2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МЕГАФОН РИТЕЙЛ»


.1 Технико-экономические показатели


В первую очередь, рассмотрим структуру баланса в динамике, то есть, вертикально-горизонтальный анализ. Данные анализа представлены в таблице 3.


Таблица 3 - Структура имущества и источники его формирования

ПоказательЗначение показателяв тыс. руб.в % к валюте баланса31.12.201031.12.201131.12.2012на начало периода (31.12.2010)на конец периода (31.12.2012)1. Внеоборотные активы1 463 5672 342 2362 715 13737,829,1в том числе: основные средства721 592908 398892 88718,69,6нематериальные активы11 2159 2907 3650,30,12. Оборотные, всего2 409 3744 018 9256 611 34262,270,9в том числе: запасы1 012 3052 142 2493 556 39926,138,1дебиторская задолженность528 472678 0451 021 12113,610,9денежные средства и краткосрочные финансовые вложения211 167545 456944 7695,510,11. Собственный капитал2 181 0013 774 8223 491 92456,337,42. Долгосрочные обязательства, всего17 092210 4601 948 8670,420,9в том числе: заемные средства--1 460 000-15,73. Краткосрочные обязательства*, всего1 674 8482 375 8793 885 68843,241,7в том числе: заемные средства--600 000-6,4Валюта баланса3 872 9416 361 1619 326 479100100* Без доходов будущих периодов, включенных в собственный капитал.



Из представленных в первой части таблицы данных видно, что на последний день анализируемого периода в активах организации доля внеоборотных средств составляет 1/3, а текущих активов - 2/3. Активы организации за весь анализируемый период существенно увеличились (на 140,8%). Отмечая значительный рост активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился в меньшей степени - на 60,1%. Отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов является негативным показателем.

На диаграмме ниже наглядно представлено соотношение основных групп активов организации:




Рисунок 3 - Структура имущество ОАО «МегаФонРитейл»


Рост величины активов организации связан, главным образом, с ростом следующих позиций актива бухгалтерского баланса (в скобках указана доля изменения статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):

запасы - 2 544 094 тыс. руб. (46,3%);

денежные средства и денежные эквиваленты - 733 602 тыс. руб. (13,4%);

отложенные налоговые активы - 695 070 тыс. руб. (12,7%);

дебиторская задолженность - 492 649 тыс. руб. (9%)

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

долгосрочные заемные средства - 1 460 000 тыс. руб. (26,8%);

нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - 1 260 918 тыс. руб. (23,1%);

кредиторская задолженность - 1 256 211 тыс. руб. (23%);

краткосрочные заемные средства - 600 000 тыс. руб. (11%)

Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить «налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в активе (-33 523 тыс. руб. ). На последний день анализируемого периода (31.12.2012) значение собственного капитала составило 3 491 924,0 тыс. руб., что намного (на 1 310 923,0 тыс. руб.) превышает значение на 31.12.2010.

Чистые активы организации на 31.12.2012 намного (в 3,5 раза) превышают уставный капитал. Такое соотношение положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. Более того, определив текущее состояние показателя, следует отметить увеличение чистых активов на 60,1% за два последних года. Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку.

Также важным является анализ финансовой устойчивости в разрезе наличия собственных оборотных средств (таблица 4).


Таблица 4 - Анализ финансовой устойчивости ОАО «МегаФон Ритейл» по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств

Показатель собственных оборотных средств (СОС)Значение показателяИзлишек (недостаток)*на начало периода (31.12.2010)на конец периода (31.12.2012)на 31.12.2010на 31.12.2011на 31.12.2012123456СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов)717 434776 787-294 871-709 663-2 779 612СОС2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов; фактически равен чистому оборотному капиталу, Net Working Capital)734 5262 725 654-277 779-499 203-830 745СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам)734 5263 325 654-277 779-499 203-230 745


Поскольку по состоянию на 31.12.2012 наблюдается недостаток собственных оборотных средств, рассчитанных по всем трем вариантам, финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неудовлетворительное. При этом нужно обратить внимание, что два из трех показателей покрытия собственными оборотными средствами запасов в течение анализируемого периода ухудшили свои значения.

По данным бухгалтерской отчетности проанализируем показатели ликвидности предприятия (таблица 5).


Таблица 5 - Расчет коэффициентов ликвидности


Показатель ликвидностиЗначение показателяИзменение показателя (гр.4 - гр.2)Расчет, рекомендованное значение31.12.201031.12.201131.12.20121234561. Коэффициент текущей (общей) ликвидности0,620,630,71+0,09Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 2 и более.2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности0,350,290,33-0,02Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 1 и более.3. Коэффициент абсолютной ликвидности0,190,190,21+0,02Отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Нормальное значение: 0,2 и более.

На 31.12.2012 коэффициент текущей ликвидности имеет значение ниже нормы (0,71 против нормативного значения 2). При этом следует отметить, что за рассматриваемый период (31.12.10-31.12.12) коэффициент текущей ликвидности вырос на 0,09.

Коэффициент быстрой ликвидности на последний день анализируемого периода также оказался ниже нормы (0,33). Это свидетельствует о недостатке ликвидных активов (т. е. наличности и других активов, которые можно легко обратить в денежные средства) для погашения краткосрочной кредиторской задолженности. Коэффициент быстрой ликвидности сохранял значение, не соответствующие нормативу, в течение всего анализируемого периода.

Третий из коэффициентов, характеризующий способность организации погасить всю или часть краткосрочной задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, имеет значение, соответствующее допустимому (0,21). За весь рассматриваемый период коэффициент вырос на 0,02.

Поскольку мы говорим о диверсифицированной компании, работающей как по поставкам, так и по реализации на основании отсроченных платежей, то небезынтересным окажется анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения (таблица 6).



Таблица 6 - Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения

Активы по степени ликвидностиНа конец отчетного периода, тыс. руб.Прирост за анализ. период, %Норм. Соотн.Пассивы по сроку погашенияНа конец отчетного периода, тыс. руб.Прирост за анализ. период, %Излишек/ недостаток платеж. средств тыс. руб., (гр.2 - гр.6)12345678А1. Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения)944 769+4,5 раза?П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.)2 440 999+106-1 496 230А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность)1 021 121+93,2?П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. обязательства кроме текущ. кредит. задолж.)1 444 689+194,8-423 568А3. Медленно реализуемые активы (прочие оборот. активы)4 645 452+178,2?П3. Долгосрочные обязательства1 948 867+114 раз+2 696 585А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы)2 715 137+85,5?П4. Постоянные пассивы (собственный капитал)3 491 924+60,1-776 787



Из четырех соотношений, характеризующих наличие ликвидных активов у организации, выполняется два. У ОАО «МегаФон Ритейл» недостаточно денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (высоколиквидных активов) для погашения наиболее срочных обязательств (разница составляет 1 496 230 тыс. руб.). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств (краткосрочной задолженности за минусом текущей кредиторской задолженности). В данном случае у организации недостаточно быстрореализуемых активов для полного погашения среднесрочных обязательств (71% от необходимой величины).


2.2 Анализ прибыли ОАО «МегаФон Ритейл»


С целью выявления эффективности функционирования системы управления ОАО «МегаФон Ритейл», необходимо проанализировать результаты деятельности предприятия.

В таблице 7 приведены основные финансовые результаты деятельности компании за рассматриваемый период (с 31 декабря 2009 г. по 31 декабря 2012 г.).


Таблица 7 - Обзор финансовых результатов деятельности

ПоказательЗначение показателя, тыс. руб.Изменение показателяСредне- годовая величина, тыс. руб.2010 г.2011 г.2012 г.тыс. руб. (гр.4 - гр.2)± % ((4-2) : 2)12345671. Выручка5 740 30213 663 91220 331 112+14 590 810+3,5 раза13 245 1092. Расходы по обычным видам деятельности7 451 32714 832 26819 945 973+12 494 646+167,714 076 5233. Прибыль (убыток) от продаж (1-2)-1 711 025-1 168 356385 139+2 096 164?-831 4144. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате2 338 9852 473 575-612 041-2 951 026?1 400 1735. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4)627 9601 305 219-226 902-854 862?568 7596. Проценты к уплате2 704-44 691+41 987+16,5 раза15 7987. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее347 124288 602-11 305-358 429?208 1408. Чистая прибыль (убыток) (5-6+7)972 3801 593 821-282 898-1 255 278?761 101

За последний год годовая выручка равнялась 20 331 112 тыс. руб. Рост выручки за 3 последних года составил 14 590 810 тыс. руб.

За период с 01.01.2012 по 31.12.2012 прибыль от продаж равнялась 385 139 тыс. руб. В течение анализируемого периода (с 31 декабря 2009 г. по 31 декабря 2012 г.) наблюдался очень сильный рост финансового результата от продаж - на 2 096 164 тыс. руб.

Обратив внимание на строку 2220 формы №2 можно отметить, что организация учитывала общехозяйственные (управленческие) расходы в качестве условно-постоянных, относя их по итогам отчетного периода на счет реализации.

Ниже на графике наглядно представлено изменение выручки и прибыли ОАО «МегаФон Ритейл» в течение всего анализируемого периода.




Рисунок 4 - Динамика выручки и чистой прибыли


Представленные в таблице показатели рентабельности за 2012 год имеют отрицательные значения как следствие убыточности деятельности ОАО «МегаФон Ритейл» за данный период. В то же время, следует отметить крайне негативную тенденцию к снижению доли чистой прибыли в выручке. Необходимы срочные антикризисные меры по финансовому оздоровлению компании.


2.3 Анализ рентабельности ОАО «МегаФон Ритейл»


Рассмотрим рентабельность хозяйственной деятельности предприятия как выражение ее эффективности. В таблице 8 представлены основные показатели рентабельности.


Таблица 8 - Показатели рентабельности

Показатели рентабельностиЗначения показателя (в %,)Изменение показателя2010 г.2011 г.2012 г.коп., (гр.4 - гр.2)± % ((4-2) : 2)1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 4% и более.-29,8-8,61,9+31,7?2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).10,99,6-1,1-12?3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки).16,911,7-1,4-18,3?4. Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: не менее 1,5.232,2--5,1-237,3?

Только первый показатель рентабельности за последний год, приведенный в таблице, имеет положительные значения, поскольку организацией за данный период получена прибыль от продаж. Однако в целом от финансово-хозяйственной деятельности получен убыток, что и обусловило отрицательное значение двух других показателей рентабельности.

Рентабельность продаж за 2012 год составила 1,9 % При этом имеет место рост рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с данным показателем за 2010 год (+31,7%).

Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) к выручке компании, за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 составил -1,1%. То есть в каждом рубле выручки ОАО «МегаФон Ритейл» содержалось -1,1 коп. убытка до налогообложения и процентов к уплате.

Рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала представлена в таблице 9.

За 2012 год каждый рубль собственного капитала организации обеспечил убыток в размере 0,08 руб. Изменение рентабельности собственного капитала за 3 последних года составило -86%. За 2012 год значение рентабельности собственного капитала можно считать критическим.

За 2012 год рентабельность активов равнялась -3%. За 2012 год в сравнении с данными за 2010 год рентабельность активов снизилась на 42%. В начале рассматриваемого периода значение рентабельности активов не соответствовало норме, а позднее оно стало неудовлетворительным.


Таблица 9 - Показатели рентабельности капитала

Показатель рентабельностиЗначение показателя (коэффициент)Изменение показателя (гр.4 - гр.2)Расчет показателя2010 г.2011 г.2012 г.123456Рентабельность собственного капитала (ROE)0,780,54-0,08-0,86Отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 18% и более. Рентабельность активов (ROA)0,390,33-0,03-0,42Отношение чистой прибыли к средней стоимости активов. Нормальное значение для данной отрасли: не менее 6%. Прибыль на инвестированный капитал (ROCE)0,520,43-0,04-0,56Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.

По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели финансового положения и результатов деятельности ОАО «МегаФон Ритейл» за 3 последних года.

С исключительно хорошей стороны финансовое положение и результаты деятельности ОАО «МегаФон Ритейл» характеризуют такие показатели:

чистые активы превышают уставный капитал, к тому же они увеличились за анализируемый период;

положительная динамика рентабельности продаж;

положительная динамика собственного капитала относительно общего изменения активов организации;

за 2012 год получена прибыль от продаж (385 139 тыс. руб.), причем наблюдалась положительная динамика по сравнению с предшествующим годом (+1 553 495 тыс. руб.).

Приведенные ниже 2 показателя финансового положения организации имеют положительные значения:

на последний день анализируемого периода коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами вполне укладывается в норму;

коэффициент абсолютной ликвидности соответствует нормативному значению.

Среди всех полученных в ходе анализа показателей имеется один, имеющий значение на границе нормативного - не в полной мере соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения.

С отрицательной стороны финансовое положение ОАО «МегаФон Ритейл» характеризуют следующие показатели:

высокая зависимость организации от заемного капитала;

коэффициент текущей (общей) ликвидности ниже нормального значение;

коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности не укладывается в нормативное значение;

коэффициент покрытия инвестиций ниже нормы.

Анализ выявил следующие критические показатели финансового положения и результатов деятельности организации:

критическое финансовое положение по величине собственных оборотных средств;

отрицательная динамика финансового результата до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки ОАО «МегаФон Ритейл».

Таблица 10 - Рейтинг финансового положения ОАО «МегаФон Ритейл» по показателям

Финансовые результаты за период 01.01.10-31.12.12Финансовое положение на 31.12.2012ААААААВВВВВВССССССDОтличные (AAA)Очень хорошие (AA)Хорошие (A)Положительные (BBB)Нормальные (BB)Удовлетворительные (B)VНеудовлетворительные (CCC)Плохие (CC)Очень плохие (C)Критические (D)


По результатам проведенного выше анализа получены следующие результаты: согласно рейтинговой шкале это BB (нормальное положение) и B (удовлетворительные результаты) соответственно. Оценка произведена с учетом как значений ключевых показателей на конец анализируемого периода, так и динамики показателей, включая их прогнозируемые значения на последующий год. На основе двух указанных оценок рассчитана итоговая рейтинговая оценка финансового состояния организации. Финансовому состоянию присвоена оценка B - удовлетворительное.

Рейтинг «B» отражает удовлетворительное финансовое состояние организации, при котором основная масса показателей укладывается в норму, либо близки к норме. Имеющие данный рейтинг организации могут рассматриваться в качестве контрагентов, во взаимоотношении с которыми необходим осмотрительный подход к управлению рисками. Организация может претендовать на получение кредитных ресурсов, но решение во многом зависит от анализа дополнительных факторов (нейтральная кредитоспособность).

Коэффициенты характеризующие деловую активность предприятия, в данном случае не могут быть показательными, поскольку отсутствует баланс между основной деятельностью и прочими доходами (расходами). Особенно это касается последнего года деятельности компании, который характеризуется существенными убытками и одновременно большими суммами долгосрочных и краткосрочных займов.


3. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Планированием на исследуемом предприятии занимается экономический отдел под руководством финансового директора. Этот отдел обеспечивает, в частности:

управление финансовыми ресурсами предприятия;

составление консолидированной отчетности и представление информации о деятельности предприятия;

осуществление анализа хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

осуществление формирования и реализации экономической политики предприятия (ценообразование, уровень заработных плат, осуществление инвестиций и т.д.).

Экономисты компании занимаются долгосрочным, краткосрочным и текущим планированием, исчисляют себестоимость товаров и услуг связи.

Бухгалтера составляют консолидированную отчетность, а также ведут общий учет.

Логисты обеспечивают прохождение товаропотоков по складу и при реализации, а также по дебиторам, отвечают за бесперебойное обеспечение потребности в товаре торговых точек и недопущение перекосов в снабжении, ведущих к затовариванию склада неликвидной техникой.

Финансовый аналитик под непосредственным руководством и при участии финансового директора ведет анализ хозяйственной деятельности предприятия и его финансового состояния, то есть:

участвует в проведении экономического анализа хозяйственно - финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;

анализирует финансово - хозяйственную деятельность предприятия, участвует в разработке предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, увеличение прибыли, снижение издержек, укрепление финансовой дисциплины;

Экономический анализ - это одна из главных составляющих хозяйственного руководства фирмы. Как и на любом другом предприятии, в компании экономический анализ направлен на эффективный контроль финансового состояния предприятия, недопущение возникновения кризисных ситуаций. Функционирование системы учета, анализа и контроля финансовых ресурсов на предприятии осуществляется в рамках общего учетного процесса. Технология учета финансовых ресурсов на предприятии состоит из первичного, текущего и заключительного учета операций по формированию и использованию финансовых ресурсов, распределению чистой прибыли и погашения имеющихся обязательств. Учетный процесс состоит из трех последовательных этапов:

документирование хозяйственных фактов;

обобщение первичной учетной информации в сведенных бухгалтерских регистрах (журналы-ордера № 2, № 3, № 7 ), в ведомости аналитического учета по счетам;

формирование внутренней и внешней бухгалтерской отчетности;

закрытия учетного периода архивирование учетных данных.

В ОАО «МегаФон Ритейл» учет операций с финансовыми ресурсами проводится на двух иерархических уровнях: на уровне дочерних предприятий и на уровне управления холдингом. Для исключения моментов дублирования отдельных функций в дочерних и управляющем предприятиях первые два этапа осуществляются в дочерних предприятиях, а последние два - в главном офисе. Это дает возможность осуществлять оперативный контроль над финансовыми ресурсами дочерних предприятий и одновременно оптимизирует структуру расходов на ведение учета.

Между предприятиями холдинга обеспечена коммуникация с помощью децентрализованной обработки учетной информации и создания локальных баз данных в условиях распределенной системы обработки данных. Структура распределенной системы обработки данных сформирована по трем принципиальным уровням управления:

высший уровень (финансовый директор) - осуществление управления по бухгалтерскому учету в целом по предприятию;

средний уровень (экономический отдел и финансовый аналитик холдинга) - осуществление управления отдельными финансовыми операциями на оперативном уровне, анализ данных бухгалтерского учета;

низший уровень (дочерние предприятия) - осуществление непосредственного оперативного управления финансами дочерних предприятий.

Финансовый анализ, как и бухгалтерский учет, является важным источником информации, используемой для обеспечения контроля финансовых ресурсов холдинга и принятия управленческих решений как оперативного, так и стратегического характера. Внутренний контроль финансовых ресурсов, как важнейшая функция управления, которая обеспечивает контроль движения средств предприятия на основе соблюдения требований действующего законодательства и нормативно-правовых документов, которые регламентируют его финансово-хозяйственную деятельность.


Таблица 11 - Задачи финансового учета и контроля по уровням и этапам учетного процесса в ОАО «МегаФон Ритейл»

Системный уровеньЭтап учетного процессаЗадачи1Первичный учет1. Подготовка и внесение в систему первичных данных. 2. Анализ , контроль и коррекция первичной информации . 3.Получение информации в запросном режиме . 4.Формирование локальной базы данных . 5. Формирование исходной информации2Текущий учет1. Систематизация и обобщение первичной информации на счетах учета . 2. Контроль результатов систематизации . 3. Устранение ошибок , обнаруженных в процессе контроля . 4. Оперативный анализ финансовых ресурсов . 5. Формирование информации для заключительного учета . 6. Формирование локальной базы данных . 7. Формирование носителей текущего учета3Итоговый учет1. Формирование информации для управления финансовыми ресурсами . 2. Архивирование учетной информации . 3. Коррекция нормативно - справочной информации . 4. Контроль правильности и соответствия текущей и итоговой информации . 5. Ретроспективный анализ финансовых ресурсов . 6. Заключительный контроль финансовых ресурсов . 7. Перспективный анализ и прогнозирование финан. ресурсов

Для совершенствования организации работы системы планирования финансов в ОАО «МегаФон Ритейл» могут быть предприняты такие шаги:

полное и своевременное доведение плановых показателей и итогов работы до соответствующих исполнителей;

обеспечение экономического обоснования эффективности внедрения инновационных программ;

совершенствование организации управления трудовыми ресурсами предприятия путем устранения неравномерности их загрузки;

постоянное улучшение управленческих процессов (в т.ч. и по управлению финансовыми ресурсами) путем внедрения новых технологий и техники;

мотивирование повышения уровня розничных продаж путем переведения менеджеров по работе с клиентами на систему поощрений (через установленный процент от продажи) именно розничных продаж (поскольку опт достаточно хорошо развит, рынок максимально охвачен);

- внедрение системы нематериальной мотивации труда работников предприятия для повышения заинтересованности работников в повышении производительности труда.


Таблица 12 - Структура и динамика численности персонала

Категории персонала2010 , чел2011 , чел во2012 , челСтруктура, %Динамика2012 к 20102010 г2011 г2012 гчел.%Основные рабочие38939642218,5418,6619,38330,84Вспомогательные рабочие108991105,154,675,052-0,1Итого рабочих49749553223,6923,3324,43350,74Руководители2729321,291,371,4750,18Специалисты4349462,052,312,1130,06Служащие15311549156872,977371,9937-0,98Итого20982122217810010010080х

Структура персонала незначительно изменилась в сторону роста группы рабочих. Численность персонала в целом возросла в связи с расширением деятельности компании.


Таблица 13 - Данные о движении рабочей силы, согласно штатному расписанию

Показатель2010 г2012 гОтклонениеабсол.относ.Численность персонала на начало года, чел20762098220,01Принято на работу, чел98122240,24Выбыло, чел7642-34-0,45В том числе: по собственному желанию, чел7442-32-0,43Уволено за нарушение трудовой дисциплины , чел20-2-1Численность персонала на конец года, чел20982178800,04Среднесписочная численность персонала, чел20872138510,02Коэффициент оборота по приему работников, чел0,050,060,010,2Коэффициент оборота по выбытию работников, чел0,040,02-0,02-0,5Коэффициент текучести кадров, чел0,040,02-0,02-0,5Коэффициент постоянства кадров, чел0,960,980,020,02

Коэффициент постоянства персонала возрастает, и это является положительным фактором, поскольку говорит о повышении степени приверженности персонала компании. Если говорить о трудовой дисциплине, то можно видеть, что она была достаточно высокой (всего 2 случая увольнения за ее нарушение в 2010 г. И ни одного такого случая в 2012 г.


Таблица 14 - Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и структуры фонда заработной платы

Показатели2010 год2011 год2012 годОтклонениеСреднегод. темп роста2011 г к 2010 г2012 г к 2011 гВыручка от реализации продукции, тыс. руб.57403021366391220331112792361066672007295405Среднесписочная численность персонала, чел.20872092213854625,5Фонд оплаты труда, тыс. руб.57403806179006723214945016332Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.-1711025-116835638513954266915534951048082Среднегодовая выработка одного работающего, тыс. руб.2750,56531,59509,437812977,93379,45Среднегодовая зарплата одного работающего, тыс. руб.2839421137Прибыль на рубль зарплаты, коп.-29,8-14,253,7915,5518,0416,795Среднегодовая зарплата одного руководителя, тыс. руб.586269475,5Среднегодовая зарплата одного специалиста, тыс. руб.324456121212Среднегодовая зарплата одного служащего, тыс. руб.3142481168,5Среднегодовая зарплата одного рабочего, тыс. руб.18292411-53ФЗП руководителей, тыс. руб.156617982208232410321ФЗП специалистов, тыс. руб.137621562576780420600ФЗП служащих, тыс. руб.474616505875264175971020613901,5ФЗП рабочих, тыс. руб.700211484101284482-13561563

Фонд заработной платы в целом возрос. По всем группам персонала наблюдается повышение. Средняя заработная плата рабочего персонала снизилась в 2012 г. на 5 тыс. руб. Структура фонда заработной платы показана на рисунке 5.




Рисунок 5 - Структура фонда заработной платы в 2012 г.


Поскольку предприятие имеет неоднозначное финансовое положение в виду исключительно отрицательной динамики финансовых результатов, повышение фонда заработной платы выглядит нелогичным. Но в виду того, что прибыль от основной деятельности (продаж) вышла на положительное значение и имеет хорошую динамику, такое повышение совершенно оправдано.

Судя по структуре доходов и расходов организации, имеет место активное развитие бизнеса на основании инвестиционных вложений. Данная деятельность должна быть точно взвешенной, так как шаткое финансовое положение может быть причиной провала стратегии расширения рынка в случае возникновения ситуации неплатежеспособности. Поэтому инвестирование рекомендуется проводить не за счет займов, а за счет увеличения уставного капитала или сокращения финансирования некоторых направлений бизнеса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ОАО «МегаФон Ритейл» - ритейлинговое направление ведущего универсального оператора связи России. Компания «МегаФон» занимает лидирующее положение на рынке мобильного доступа в Интернет, а также является вторым по размеру выручки и числу клиентов провайдером мобильной связи среди операторов «Большой тройки». Число клиентов компании в России составляет 61,6 млн. Через дочерние компании МегаФон также предоставляет услуги связи в Таджикистане, Абхазии и Южной Осетии. Сегодня компания располагает самым широким охватом и наиболее развитой инфраструктурой 3G-сети в России. Транспортная сеть МегаФона простирается на 130 тыс. км и по своей протяженности является второй в стране.

Розничная компания «МегаФона» - ОАО «МегаФон Ритейл» имеет достаточно шаткое финансовое положение по причине неэффективности хозяйственной деятельности и нуждается в срочном финансовом оздоровлении.

С исключительно хорошей стороны финансовое положение и результаты деятельности ОАО «МегаФон Ритейл» характеризуют такие показатели:

чистые активы превышают уставный капитал, к тому же они увеличились за анализируемый период;

положительная динамика рентабельности продаж;

положительная динамика собственного капитала относительно общего изменения активов организации;

за 2012 год получена прибыль от продаж (385 139 тыс. руб.), причем наблюдалась положительная динамика по сравнению с предшествующим годом (+1 553 495 тыс. руб.).

Приведенные ниже 2 показателя финансового положения организации имеют положительные значения:

на последний день анализируемого периода коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами вполне укладывается в норму;

коэффициент абсолютной ликвидности соответствует нормативному значению.

Среди всех полученных в ходе анализа показателей имеется один, имеющий значение на границе нормативного - не в полной мере соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения.

С отрицательной стороны финансовое положение ОАО «МегаФон Ритейл» характеризуют следующие показатели:

высокая зависимость организации от заемного капитала;

коэффициент текущей (общей) ликвидности ниже нормального значение;

коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности не укладывается в нормативное значение;

коэффициент покрытия инвестиций ниже нормы.

Анализ выявил следующие критические показатели финансового положения и результатов деятельности организации:

критическое финансовое положение по величине собственных оборотных средств;

убыток от финансово-хозяйственной деятельности за 2012 год составил -282 898 тыс. руб.;

отрицательная динамика финансового результата до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки ОАО «МегаФон Ритейл».

Для совершенствования организации работы системы планирования финансов в ОАО «МегаФон Ритейл» могут быть предприняты такие шаги:

полное и своевременное доведение плановых показателей и итогов работы до соответствующих исполнителей;

обеспечение экономического обоснования эффективности внедрения инновационных программ;

совершенствование организации управления трудовыми ресурсами предприятия путем устранения неравномерности их загрузки;

постоянное улучшение управленческих процессов (в т.ч. и по управлению финансовыми ресурсами) путем внедрения новых технологий и техники;

мотивирование повышения уровня розничных продаж путем переведения менеджеров по работе с клиентами на систему поощрений (через установленный процент от продажи) именно розничных продаж (поскольку опт достаточно хорошо развит, рынок максимально охвачен);

- внедрение системы нематериальной мотивации труда работников предприятия для повышения заинтересованности работников в повышении производительности труда.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Аникин, Б. А. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие для вузов / Б. А. Аникин. - 2-е изд. перераб.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 124 с.

Бреддик У. Менеджмент организации./ У. Бреддик. - М.: ИНФРА. - ,2007. - 344 с.


3 Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика/ А.С. Большаков, В.И. Михайлов.- СПб: Питер, 2008.- 528с.

4 Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами / Под ред. чл.-корр. РАН Д.А. Новикова. - М.: Либроком, 2009. - 264 с.

5 Выварец, А.Д. Экономика предприятия: учебник для вузов / А.Д. Выварец. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 543с.

6 Вахрушина, М.А. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.А. Вахрушина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 584 с.

Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. / Е.Е. Вершигора. - М.:ИНФРА-М,2008. - 256 с.

Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник./ В.Р.Веснин. - М.:

Изд-во «Триада, Лтд», 2007. - 518 с.

Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник./ О.С. Виханский. - М.: Гардарика, 2008. - 296 с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник./ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 2008. - 528 с.

11 Герчикова, И.Н. Анализ предприятия : учебник / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2005.- 288с.

Гончаров, В.И. Менеджмент: учеб. Пособие/ В.И. Гончаров.- Мн.: Мисанта, 2007.- 624с.

13 Герчикова Н.И. Менеджмент: Учебник./ Н.И. Герчикова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 685 с.

14 Гелета, И.В. Экономика организации: учеб пособие / И.В. Гелета, Е.С. Калинская, А.А. Кофанов. - М.: Магистр, 2007. - 303с.

15 Драчёва, Е.Л. Финансовый менеджмент: учеб. Пособие для вузов / ЕЛ. Драчёва, Л.И. Юликов .- М: Мастерство , 2005 . - 440с.

16 Елизаров, Ю.Ф. Экономика организаций: учебник для вузов / Ю.Ф. Елизаров. - М.: Экзамен, 2006. - 495с.

Зайцев, Н.И. Экономика организаций: учебник / Н.И. Зайцев. - М.: Экзамен, 2006. - 607с.

18 Зайцева, О.А. Основы менеджмента: учеб. Пособие для вузов/ О.А. Зайцева, А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Центр, 2005.- 432с.

Кнышова, Е.Н. Финансовый менеджмент : учеб пособие/ Е.Н. Кнышова.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.- 304с.

Кондраков, Н.П. Менеджмент организации: Учебник / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 720 с.

21 Карташова, В.Н. Экономика организаций: учеб пособие / В.Н. Карташова, А.В. Приходько. - М.: Примор-издат, 2008. - 160с.

22 Коротков Э.М. Концепция менеджмента./ Э.М. Коротков - М.: Издательство - консалтинговая компания «ДеКа» , 2007. - 304 с.

23 Комаров, А.Г. Современный менеджмент: теория и практика / А.Г. Комаров, А.Р.Кудашев, А.А. Брандукова.- СПб.: Питер , 2005.-216с.

Лафта, Дж.К. Менеджмент: учебник/ Дж.К. Лафта, А.Ф. Григорян- М.: ПБЮЛ, 2005.- 264с.

Лихачёва, О.Н. Финансовое планирование на предприятии: учебное пособие / О.Н. Лихачёва. - М.: Проспект, 2005.- 264с.

Менеджмент: учебник / под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. - М: ИД «ФБК-Пресс»,2005.- 504с.

27 Менеджмент организации. Учебное пособие./ Под ред. З.П. Румянцевой и др. - М.: ИНФРА - М,2005. - 432 с.

Менеджмент: Учебник для вузов / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева и др./ Под ред. М.М. Максимцова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 343с.

Мескон М.Х. Основы менеджмента./ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: Пер. с англ. - М.: Дело, 2007. - 800 с.

30 Максютов, А.А. Экономика предприятия / А.А. Максютов. - М.: Альфа - Пресс, 2005. - 528с.

31 Поршнев, А.Г. Управление организацией: учебник/ А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Соломатин.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 699с.

Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З.П. Румянцева.- М.: ИНФРА-М, 2005.-304с.

Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации: учебник / А.М. Смолкин. - М.,2005.- 248с.

34 Сергеев, И.В. Экономика организаций (предприятий): учебник / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект,2007. - 560с.

Скляренко, В.К. Экономика предприятия: учебник / В.К. Скляренко, В.М.Прудников. - М.: ИНФРА - М,2008. - 528с.

Слепнова, Т.А. Экономика предприятия: учебник для студ. вузов/ Т.А. Слепнова, Е.В. Яркин. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 458с.

Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломытина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 736с.

38 Федцов, В.Г. Менеджмент в предпринимательской деятельности: учебное пособие / В.Г. Федцов. - М.: Издательство РДЛ, 2005.- 256с.

39 Экономика организаций (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 618с.

Экономика предприятия: учебник для вузов/ под ред. В.Я. Горфинкеля В.А. Швайдара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 670с.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение А


Баланс ОАО «МегаФон Ритейл» за 2012 г.






Приложение Б


Отчет о прибылях и убытках ОАО «МегаФон Ритейл» за 2012 г.



Приложение В


Баланс ОАО «МегаФон Ритейл» за 2010 г.






Приложение Г


Отчет о прибылях и убытках ОАО «МегаФон Ритейл» за 2010 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный отчет по практике может быть использован Вами как образец, в соответсвтвии с примером, но с данными своего предприятия, Вы легко сможете написать отчет по своей теме.

Другие материалы:
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем отчёт по практике самостоятельно:
! Отчет по ознакомительной практике В чем заключается данный вид прохождения практики.
! Отчет по производственной практики Специфика и особенности прохождения практики на производстве.
! Отчет по преддипломной практике Во время прохождения практики студент собирает данные для своей дипломной работы.
! Дневник по практике Вместе с отчетам сдается также дневник прохождения практики с ежедневным отчетом.
! Характеристика с места практики Иногда преподаватели требуеют от подопечных принести лист со словесной характеристикой работы студента, написанный ответственным лицом.

Особенности отчётов по практике:
по экономике Для студентов экономических специальностей.
по праву Для студентов юридических специальностей.
по педагогике и психологии Для студентов педагогических и связанных с психологией специальностей.
по строительству Для студентов специальностей связанных со строительством.
технических отчетов Для студентов технических специальностей.
по информационным технологиям Для студентов ИТ специальностей.
по медицине Для студентов медицинских специальностей.