47
Шадринский финансово-экономический колледж - филиал
федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ»
Научная работа
Тема:
Роль и значение малого предпринимательства в условиях регионального рынка
Выполнили
Амельчинкова Т.Н.
В соответствии с поставленной целью работы можно выделить следующие задачи:
1. Изучить малое предпринимательство как особый тип предпринимательской деятельности.
2. Изучить способы поддержки малого бизнеса, применяемые за рубежом, с целью их практического использования в РФ, с учетом региональной специфики;
3. Проанализировать действующую систему способов поддержки малого предпринимательства в Курганской области;
4. Проанализировать требования, предъявляемые к субъектам малого бизнеса для предоставления государственной поддержки;
5. Проанализировать тенденции развития малого предпринимательства в Курганской области;
6. Разработать предложения по совершенствованию поддержки, финансирования и налогообложения субъектов малого предпринимательства;
Методологические и теоретические основы исследования. В работе использованы законодательные акты РФ, постановления Правительства Курганской области, нормативно-правовые акты законодательных и исполнительных органов власти федерального и регионального уровня. Также использовались данные Госкомстата РФ, Департамента экономики Курганской области.
Методы исследования. В работе используются методы исторического, логического и системного анализа, синтеза теоретического и практического анализа, прогнозирования статистической обработки, выборки, группировки, сравнения.
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике
1.1 Характеристика малого предпринимательства
Малое предпринимательство представляет собой особый тип предпринимательской деятельности, субъект которой принимает новационные решения с полной ответственностью и соединяет различные средства производства с целью получения дохода (прибыли). Понятие малого предпринимательства многогранное, поэтому следует его рассматривать в единстве нескольких аспектов. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям. Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем. Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
Часть экономистов связывает понятие малого предпринимательства с его количественными параметрами, такими как число занятых работников, объем продаж, размер капитала, величина оборота, прибыль, балансовая стоимость активов. Другие авторы рассматривают как основу - качественные показатели деятельности малого предприятия, к которым можно отнести единство права собственности и непосредственного управления, ограниченность масштабов, вызывающая персонифицированный характер отношений между хозяином и наемным работником, полная ответственность руководителя за результаты своей деятельности, семейное ведение дела.
Малому предприятию, как и любому другому предприятию, должны быть присущи все общие признаки и, кроме этого, необходимо учитывать его индивидуальные особенности. Однако одни количественные или качественные критерии в чистом виде не могут служить основанием для отнесения предприятий к категории малых. Но только сочетание этих двух подходов может выразить сущность малого предпринимательства.
К основным критериям определения понятия малого можно отнести следующие:
- небольшой размер предприятия (что может включать в себя ограничения по численности работающих, объему реализуемой продукции, стоимости амортизируемого имущества и др.);
- юридическую независимость от других предприятий, общественных организаций и государства, а она возможна лишь при том условии, что на этих предприятиях будет установлена частная форма собственности, т.е. полностью будет отсутствовать доля в уставном капитале государственных и общественных организаций;
- управление предприятием осуществляется непосредственно самим собственником или соучредителями, что приводит к возможности быстро принимать решения и приспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйствования, а также является мощным мотивационным стимулом для получения максимальной прибыли.
Организационно-правовые формы. Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:
- Граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;
- Органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;
- Органы местного самоуправления;
- Общественные объединения (организации);
- Иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);
- Трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий.
Первая часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет законное право на существование следующим организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности:
1. Полное товарищество;
2. Товарищество на вере;
3. Общество с ограниченной ответственностью;
4. Общество с дополнительной ответственностью;
5. Производственный кооператив;
6. Акционерное общество;
1.2 Пути государственного регулирования малого бизнеса
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований. Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:
- создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
- реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
- реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
- оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
- упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;
- снижение расходов по социальному страхованию.
Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:
1) поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
2) интенсификацию инвестиционных процессов;
3) стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.
В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:
- законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;
- включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.
В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.
Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
1) создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
2) использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
3) обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
4) создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти, неправительственные объединения и организации, специализированные организации инфраструктуры, фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
5) осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
6) разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
7) оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
8) предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков;
9) содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Налоговое регулирование в виде применения специального налогового режима может проявляться в двух формах:
- в виде упрощения системы налогообложения, учета, отчетности;
- в виде снижения налогового бремени по сравнению с общеустановленным режимом налогообложения.
На территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ установлены следующие специальные режимы налогообложения:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
2) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
3) упрощенная система налогообложения;
4) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Остановимся на двух последних. Основная цель этих режимов - упростить порядок исчисления и взимания налогов в зависимости от субъектного состава или вида предпринимательской деятельности. В работе установлены факторы, влияющие на выбор государством специальных режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства. К ним относятся:
- специальные налоговые режимы направлены на создание более щадящего налогового обременения. Это связано с тем, что государственным приоритетом в условиях становления отечественной рыночной экономики является создание конкурентной среды, а она возможна лишь в случае присутствия на рынке большой массы организаций и индивидуальных предпринимателей;
- важнейшим принципом налогообложения является принцип экономии. Малые и средние участники рынка не имеют возможности минимизировать удельные расходы по исчислению и уплате налогов, они не могут содержать достаточный штат квалифицированных специалистов для осуществления налогообложения по общеустановленной системе. А налоговые органы несут чрезмерные расходы по организации налогового контроля за массой мелких налогоплательщиков. Все это может привести к тому, что собранные налоги не покроют затрат на их сбор;
- любая система налогообложения эффективна постольку, поскольку в ее рамках можно наладить действенный налоговый контроль. Состояние экономики России в настоящий момент таково, что существуют отдельные виды деятельности, наличный денежный оборот которых сложно проконтролировать. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим эти виды деятельности, проще вменить получение определенного дохода, основываясь на данных статистических и налоговых органов по доходности этих видов деятельности. Фонды поддержки малого предпринимательства. Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:
- содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
- участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.
Таким образом, малое предпринимательство, как показывает мировой и отечественный опыт, способствует быстрому развитию сбалансированной экономики, повышению эффективности производства, гибкости хозяйственной стратегии и тактики, быстроте и качеству принятия и реализации управленческих решений, повышению уровня компетентности и ответственности предпринимателя за конечные результаты производства.
Однако для того, чтобы малое предпринимательство активно развивалось в нашей стране, необходима соответствующая законодательная база, разумные налоговые и экономические льготы, а также прямая поддержка государства в виде подготовки кадров (создание бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д.), прямых инвестиций и создания условий (гарантий) для действия международных организаций, скорейшее формирование механизма венчурного капитала. Для превращения малого предпринимательства в основу экономического роста России согласно правительственной программе оно должно стать качественно иным. По направлениям деятельности оно должно ориентироваться в основном на производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, меняться по технической и технологической оснащенности, снижать издержки, повышать качество продукции, успешно использовать маркетинг и т.п.
Будущая основа российского экономического роста должна иметь гораздо большие, чем сегодня, финансовые резервы и совершенно иные кредитные возможности.
Глава 3. Анализ состояния малого предпринимательства на уровне региона
3.1 Уровень адаптации малого бизнеса к условиям регионального рынка: оценка и итоги анализа
Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, занимая до 60-70% от его общего объема. Малые предприятия имеют значительные темпы технического перевооружения: их высокая технологическая оснащенность сочетается, как правило, с узкой специализацией и широким кооперированием. Очевидна роль малого бизнеса и в экономике Курганской области. Несмотря на ряд сложностей, с которыми сталкиваются малые предприятия, (налоговый прессинг, административные барьеры, проблемы кредитования), малый бизнес занял достойное место на региональном рынке и перешел от этапа становления к этапу своего развития. Вопросы развития малого бизнеса в Курганской области по-прежнему сохраняют свою актуальность. К сожалению, малый бизнес пока не играет значимой роли в структуре производства области, а тенденции его развития до сих пор носят противоречивый характер. Однако положение последнего в экономической структуре региона уже можно считать достаточно устойчивым. Вместе с тем, следует отметить и ряд позитивных моментов в развитии малого предпринимательства, к которым относятся изменение структуры деятельности малых предприятий, расширение географии и развитие интеграционных процессов в сферах торговли и производства малого бизнеса. Наиболее актуальным остается вопрос адаптации малого бизнеса к условиям регионального рынка. Показателем, характеризующим степень адаптивности к условиям рынка, является экономический потенциал предприятия. В результате проведенного социологического опроса руководителей малых предприятий были сделаны следующие выводы.
Своего рода "водоразделом" для экономики области стал октябрь 2008 года. Правительством Курганской области была проведена реализация антикризисных мер. На первом этапе основное внимание было уделено ситуации в финансовом секторе - именно там были основные проблемы.
Был создан Штаб по оценке текущей ситуации в финансовом секторе экономике Курганской области во главе с Губернатором Курганской области и рабочая группа по мониторингу текущей ситуации в финансовом секторе экономики. Велся еженедельный мониторинг ситуации по всем направлениям финансовой деятельности. Проводилась информационно-разъяснительная работа с населением. В целом, экономический кризис не вызвал резкого снижения экономического потенциала предприятий малого бизнеса. Это связано с его достаточно низким уровнем в целом. Значительная часть малых предприятий (около 20%), по всей вероятности, не выдержит последствий экономического кризиса и прекратит свое существование.
В целом, можно сделать вывод о том, что за последнее время потенциал адаптации малых предприятий Курганской области к условиям регионального рынка возрос. За этот период в структуре малого бизнеса сформировалась устойчивая группа предприятий, способных диверсифицировать свою деятельность, проявляющих устойчивую тенденцию к росту физических объемов производства.
3.2 Реализация мероприятий поддержки малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования
Основные показатели, характеризующие состояние малого бизнеса, имеют устойчивую тенденцию количественного и качественного роста. Существует проблема сбора и обобщения статистических данных, характеризующих развитие среднего предпринимательства.
Одним из основных индикаторов качества экономической среды в регионе является количество субъектов малого предпринимательства. В 2007 году в Курганской области работали 24209 субъектов малого предпринимательства, что на 5% больше, чем в 2006 году. Общий объем производства составил 10 млрд. рублей (11,4% валового регионального продукта). Оборот малых предприятий Курганской области возрос по сравнению с 2006 годом на 30,5% (на 5,4 млрд. руб.), а по сравнению с 2005 годом - в 2,3 раза (приложение 2). Налоговые поступления в консолидированный бюджет Курганской области по отдельным видам налогов в 2007 году составил:
- в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) в бюджеты муниципальных образований 276,8 млн. руб. (рост на 6,7% по сравнению с прошлым годом);
- упрощенная система налогообложения обеспечила поступление в областной бюджет 277,6 млн. руб., что на 44% больше аналогичного показателя 2006 года;
- налог на доходы физических лиц с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой, составил 51,6 млн. руб. В 2007 году этот показатель вырос по сравнению с прошлым годом на 87,6%.
Значительными темпами растет объем инвестиций в основной капитал малых предприятий, который по сравнению с 2006 годом увеличился в 3 раза и в 2007 году составил свыше 1,5 млрд. рублей (приложение 3).Это говорит о том, что наши предприниматели стали более ответственно подходить к ведению своего бизнеса, понимая, что без внедрения новейших технологий в производство в настоящее время развиваться невозможно. Определенное влияние на рост данного показателя оказала и финансовая поддержка инвестиционных проектов в виде субсидирования части процентной ставки по полученным кредитам. Проводимая в Курганской области государственная политика по обеспечению развития предпринимательства в целом способствует положительной динамике основных качественных показателей, характеризующих деятельность предпринимательских структур.
Развитие малого и среднего бизнеса и переход на качественно новый уровень участия в формировании валового регионального продукта требуют существенного расширения возможностей для субъектов малого предпринимательства не только в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами, но и в части обеспечения нежилыми производственными и офисными помещениями. К числу проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в Курганской области, относятся:
1) отсутствие стартового капитала, трудность доступа к банковским кредитам. Для большинства предпринимателей кредитные ресурсы, в том числе долгосрочные инвестиционные кредиты, недоступны по следующим причинам:
- слабая имущественная база малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- высокая, по сравнению с доходностью бизнеса, ставка платы за кредитные ресурсы;
- психологический барьер у части предпринимателей при работе с коммерческим банком и отсутствие навыков в составлении инвестиционных предложений, бизнес-планов;
2) трудности в размещении предприятий. Малые предприятия испытывают значительную нехватку производственных и офисных помещений, имеющиеся свободные площади являются собственностью крупных предприятий, которые, как правило, устанавливают размер арендной платы слишком высокий для малого бизнеса;
3) определенные сложности по осуществлению деятельности в связи с избытком требований лицензирования, сертификации, процедуры выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений для развития бизнеса, получению согласований и разрешений;
4) неполная информированность субъектов малого предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях, удаленных от областного центра, в том числе о возможностях участия в государственном и муниципальных заказах. Сложность получения информации, необходимой для развития бизнеса, из-за отсутствия компьютерной техники, доступа к Интернету, информационным и юридическим программам;
5) отсутствие у предпринимателей знаний менеджмента. Часто предприниматели не имеют базовых экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского дела, что становится причиной банкротства и распада предприятий;
6) недостаточный уровень социальных гарантий для работников предприятий, а также осуществляющих деятельность на условиях гражданского найма;
7) несоответствие муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих сферу предпринимательства, задачам и перспективам развития малого и среднего бизнеса.
Решение проблем программно-целевым методом, планирование и реализация программных мероприятий в рамках Программы обусловлены необходимостью координации разноплановых мероприятий нормативно-методического, финансового, организационного, образовательного и технологического характера.
Как утверждает Правительство Курганской области, 2008 год стал одним из самых результативных в сфере малого и среднего предпринимательства. Целевая программа Курганской области "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства на 2006-2009 годы" реализована в полном объеме. Завершен первый этап приема документов по следующим мероприятиям:
- гранты н ачинающим предпринимателям на создание бизнеса -- 17 заявок по четырем направлениям;
- субсидирование части процентной ставки -- 7 заявок (уже получают 18 субъектов предпринимательства);
- софинансирование муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства -- заявки представили лишь 12 районов.
Принимаемые меры дали положительные результаты. Положительная динамика достигнута практически по всем показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (приложение 4). Высокая положительная динамика основных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Курганской области отмечена в докладе Национального Института Исследования Проблем Предпринимательства. По оценке института развитие малого предпринимательства в Курганской области в целом соответствует среднероссийскому уровню, а по ряду показателей выше среднероссийского уровня. Среди регионов входящих в УрФО Курганская область лидирует практически по всем показателям развития малого и среднего предпринимательства (приложение 5,6). Численность работников малых предприятий в 2008 году по оценке выросла на 12,6% против прошлого года и составила 35,7 тыс. человек. Выпуск товаров (работ, услуг) предприятиями малого бизнеса увеличился на 22,7% и оценивается на уровне 11,9 млрд. рублей (приложение 7).
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2008 году составил около 2 млрд. рублей. За последние три года - рост в 7 раз (приложение 8). Из областного бюджета было профинансировано субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов. В виде субсидий победителям конкурса в 2008 году оказана поддержка на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в объеме 4,2 млн. рублей, 2,7 млн. рублей освоено на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги) на экспорт (приложение 9). На областном уровне в 2009 году создан «Гарантийный фонд малого предпринимательства», «Фонд микрофинансирования», «Бизнес - инкубатор Курганской области» (приложение 10).Однако немногие предприниматели, особенно в районах области, знают о том, какие возможности предоставляют данные структуры, потому что далеко не все органы местного самоуправления до сих пор понимают, зачем им нужны данные структуры и как они должны работать. На официальных сайтах муниципальных образований информация об этом отсутствует, районные СМИ не освещают эту тему. А ведь все необходимые материалы есть. Более того, существуют примеры, когда районная администрация сама отправляет своих предпринимателей в Правительство области для получения консультации, так как сами разъяснить ничего не могут (приложение 11). Хотим обратить внимание на снижение в 2009 году на 10,5% объема налоговых платежей, поступающих от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет Курганской области. И это несмотря на серьезные меры поддержки и финансовые вложения в сферу малого и среднего бизнеса со стороны Правительства области. Получается, что 215 млн. руб. направили на реализацию областной программы и при этом получили падение налоговых поступлений на 142 млн. руб. А должно быть с точностью наоборот. Следует задаться вопросом: «почему средства, пришедшие в район или город, не дали необходимой отдачи?» В области созданы условия для развития торговли, общественного питания и платных услуг населению. По данным статистики за прошедший период 2009 года в Курганской области доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составила 7% от общего объема товарооборота. Кроме того, в указанных форматах торговли на 17% снизилась продажа сельхозпродукции (в том числе мяса), что свидетельствует о снижении спроса на традиционные виды непереработанной сельхозпродукции.
Таким образом, товаропроизводителям необходимо ориентироваться на выпуск продукции с высокой функциональной полезностью, а также полуфабрикатов и продуктов, приготовление которых не требует больших затрат времени. А также необходимо образовывать ассоциации, объединяющие производство и переработку сельхозпродукции.
3.3 Перспективы развития малого бизнеса в Курганской области
Тем не менее, остающиеся проблемы развития предпринимательства, особенно остро проявляющиеся в непростых финансовых и экономических условиях дают дополнительный стимул по совершенствованию механизмов и форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Понимание этих проблем позволило значительно увеличить объемы средств выделяемых на поддержку малого и среднего предпринимательства. Основные усилия будут сосредоточены на мероприятиях "антикризисного пакета" (приложение 12). В результате реализации мероприятий целевой Программы в 2009-2011 годах будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого и среднего предпринимательства:
1) показатели экономической эффективности:
- увеличение размера средней заработной платы на малых и средних предприятиях не менее чем на 18-20% ежегодно;
- увеличение объемов оборота на малых и средних предприятиях не менее чем на 20-22% ежегодно;
- увеличение инвестиционных вложений на малых и средних предприятиях не менее чем на 23-25% ежегодно;
- ежегодный прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в количестве не менее 500 единиц;
- ежегодный прирост числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в количестве не менее 2000 единиц;
2) показатель бюджетной эффективности:
- ежегодный прирост налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в консолидированный бюджет Курганской области, от субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем на 18-20% (приложение 13).
Для оценки налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства учитывается поступление следующих налогов: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой; единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Общий объем финансирования мероприятий в 2009-2011 году с учетом привлечения средств федерального бюджета планируется в размере 261,7 миллиона рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 93 миллиона рублей, федерального бюджета - 168,7 миллиона рублей (приложение 14).
Основными задачами в сфере малого и среднего предпринимательства на ближайший период станут:
- реализация мероприятий программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства;
- формирование эффективно работающей инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- продолжение работы по снижению избыточного административного влияния, формированию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленных задач в целевой Программе предусмотрен комплекс мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Результатом в первую очередь должно стать привлечение в малый бизнес людей, высвободившихся с предприятий в связи с финансовым кризисом.
В 2010 году через реализацию мероприятий по поддержке, ориентируясь на приоритеты развития малого и среднего предпринимательства, обозначенные Минэкономразвития России, продолжится работа по созданию новых организаций инфраструктуры поддержки и стимулированию предпринимателей на модернизацию производственных мощностей, внедрение новых технологий и оборудования, реализацию программ энергосбережения, расширение рынков сбыта.
Приложение 1
Таблица 2.2.1 Основные показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в 1995 г.
Отрасль |
Среднесписочная численность занятых на МП, тыс. чел. |
Отраслевая структура занятости на МП, в % |
Удельный вес в общей численности занятых в отрасли, в % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Промышленность |
2589,7 |
29,0 |
15,6 |
|
Сельское хозяйство |
93,4 |
1,0 |
1,3 |
|
Наука и научное обслуживание |
231,9 |
2,6 |
15,8 |
|
Строительство |
2624,4 |
29,3 |
48,5 |
|
Транспорт и связь |
185,0 |
2,1 |
3,9 |
|
Торговля |
2235,0 |
24,6 |
46,4 |
|
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
320,8 |
3,6 |
93,9 |
|
ЖКХ, бытовое обслуживание |
106,8 |
1,2 |
4,7 |
|
ВСЕГО |
8944,8 |
100 |
15,7 |
|
Приложение 2
Таблица 3.2.1 Основные качественные показатели, характеризующие деятельность предпринимательских структур
№ п/п |
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
|||
% к прошлому году |
% к прошлому году |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. |
Численность субъектов малого предпринимательства, всего, в том числе: - число малых предприятий -число индивидуальных предпринимателей (чел.) - число крестьянских фермерских хозяйств |
21878 3586 16451 1841 |
23216 3952 17660 1604 |
106,1 110,2 107,3 87,1 |
24209 3649 19426 1134 |
104,3 92,3 110,0 70,7 |
|
2. |
Среднесписочная численность работников малых предприятий (без внешних совместителей), тыс. чел. |
29,0 |
29,3 |
101,0 |
31,7 |
108,2 |
|
3. |
Оборот малых предприятий по всем видам деятельности, млрд. рублей |
9,8 |
17,5 |
178,5 |
22,9 |
190,8 |
|
Объем инвестиций малых предприятий в основной капитал, млн. рублей |
287,0 |
502,0 |
174,9 |
1507,0 |
300,2 |
||
Доля в валовом региональном продукте, % |
8,9 |
10,2 |
- |
11,4 |
- |
||
Динамика инвестиций в основной капитал малых предприятий
Рисунок 3.2.2
Финансовая поддержка малого бизнеса
Рисунок 3.2.3
Темпы роста инвестиций в основной капитал малых предприятий
Рисунок 3.2.4
Доля работников малых предприятий в общей численности занятого населения
Рисунок 3.2.5
Выпуск товаров предприятиями малого бизнеса
Рисунок 3.2.6
Динамика инвестиций в основной капитал малых предприятий
Рисунок 3.2.7
Субсидирование части процентной ставки
Рисунок 3.2.8
Создание инфраструктуры
Рисунок 3.2.9
Реализация мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства в разрезе муниципальных образований
Рисунок 3.2.10
Приложение 3
Перспективы направления поддержки малого бизнеса
Рисунок 3.3.1
Целевые показатели программы на 2009-2011годы
Рисунок 3.3.2
Финансирование целевой программы "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства"
Рисунок 3.3.3
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Лекарственные препараты, получаемые биотехнологическими методами. Ферменты |
Курсовая работа | Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятий |
Курсовая работа | Здоровий спосіб життя |
Курсовая работа | Управление качеством |
Курсовая работа | SWOT - анализ и синтез |
Курсовая работа | Проблемы и перспективы развития въездного туризма на примере Ленинградской области |
Курсовая работа | Расходы бюджетов РФ на национальную оборону |
Курсовая работа | Анализ эффективности производства зерна на примере РУСП Совхоз-комбинат Мир |
Курсовая работа | Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ |
Курсовая работа | Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития |
Курсовая работа | Управление оборотными средствами |
Курсовая работа | Эффективность использования оборотных средств |
Курсовая работа | Договор имущественного страхования |
Курсовая работа | Экономические показатели деятельности торгового предприятия |
Курсовая работа | Бухгалтерский учет хозяйственных процессов |