37
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра государственного, муниципального и
корпоративного управления
Курсовая работа
на тему:
«Занятость населения в России и проблемы её регулирования в рыночном хозяйстве».
Выполнила:
Сидорова А.Ю.
студентка группы К-2-5,
Научный руководитель:
Доцент, Чупрякова Л. М.
Москва, 2004 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………...…….….3
1. Понятие занятости населения……………………………………………………..5
1.1 Проблемы занятости…………………………………………….………...……….8
2. Проблемы регулирования безработицы……………………………...…………10
2.1. Показатели и типы безработицы…………………………………..…………..10
2.2 . Причины возникновения безработицы …………………………….……….17
2.3. Методы борьбы с безработицей …………………………………...….………19
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России……………………………….……………………..…………………….………...20
4. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости……………………………………………………………….…..…..….……..25
Заключение………………………………………………………………….…..…………..31
Приложение………………………………………………………………….…...…………32
Список используемой литературы……………………………………...…………...37
1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
2. Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить.
Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест.
При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым, которое для нее органично.
Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.
Эта концепция занятости гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности - работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.
Во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Значение таких форм организация труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.
Подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории.
Но следует не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда.
1.1. Проблемы занятости населения
Проблема занятости населения -- это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.
Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам.
Различают:
· рынок труда молодежи.
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
· рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.
· рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.
Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.
Под гибкими формами занятости понимаются:
· занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.
Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность.
· занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
· самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
Наблюдая за соотношением величин безработицы и инфляции, британский экономист А.У. Филипс установил (1958г), что между уровнем безработицы в стране и темпами роста цен наблюдается обратно пропорциональная зависимость. На графике связь уровня безработицы и темпов инфляции изображается в виде кривой Филипса (см. График 1 в приложении).
Кривая Филипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции.
Приходится, однако, отмечать, что попытки государственного регулирования экономики, опирающиеся на кривую Филипса, как показал опыт второй половины XX века, не всегда ведут к успеху. Часто оказывается, что увеличение безработицы сопровождается снижением роста цен лишь в кратких пределах времени. В долгосрочной перспективе последствия могут быть иными.
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России
Численность экономически активного населения к концу 2003 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2003 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях.
Общая численность безработных (согласно определению, указанному в методологии МОТ), по состоянию на конец 2003 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.
Ниже на рисунке представлена динамика численности безработных в процентах к экономически активному населению с января 1998 г. по декабрь 2003 г.
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
В целом можно сказать, что в 2003 г. сохранилась тенденция роста доли официально зарегистрированного в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2000 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности безработных в процентах к экономически активному населению прекратилась и в 2003 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне 8,5%.
Одним из наиболее наглядных показателей для анализа ситуации, сложившейся на рынке труда является коэффициент напряженности (количество человек на 1 вакантное место), представленный на рис. 2.
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
Как видно из рисунка, динамика значений коэффициента напряженности носит цикличный характер и, начиная с 2001 г., самые низкие значения приходятся на период с июля по октябрь, причем с каждым годом минимальный уровень находится выше минимума предыдущего года, а в 2003 г. в октябре произошло даже повышение значения коэффициента.
Анализируя ситуацию в области занятости, сложившейся в 2003 г., можно сделать вывод о том, что тенденция по сокращению доли безработных в общей численности экономически активного населения, намеченная в предыдущие два года, фактически прекратилась. На мой взгляд, это в большей степени обусловлено тем, что после кризиса 1998 г. последовала волна увольнений, после чего в течение ряда лет происходила коррекция, которая, судя по всему, прекратилась в 2003 г. Одновременно нарастает напряженность на рынке труда, вызванная описанными выше процессами. Однако если общая численность безработных снижалась в предыдущие годы, то коэффициент напряженности на рынке труда уже начиная с середины 2001 г. сигнализировал о том, что происходит нарастание угрозы роста безработицы. Данный фактор проявился только в 2003 г.
Таким образом, нельзя исключать того, что в 2004 г. ситуация в области занятости и безработицы не улучшится. В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с принятием кардинальных мер по стимулирования занятости.
Ситуация на рынках труда в разных субъектах Российской Федерации различна. Допустим, если рассматривать ситуацию за период с 2003 по январь 2004 года по численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, то можно наблюдать совершенно разную картину. В каких-то округах происходит увеличение числа не занятых трудовой деятельностью граждан, а в других наоборот уменьшение. (См. Таблицу 1 в приложении).
Так значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время по уровню безряботицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, наприиер, если к апрелю 2003 года высокие показатели уровня безработицы (свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе, то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г.Москве и г.Санкт-Петербурге этот же показатель равен 0.7%-0.8%. ( См. Диаграмму 1 в приложении).
При этом, как показывает практика, возможности государства по снижению отмеченной дифференциации довольно ограничены. В условиях низких доходов населения и недостаточно развитого рынка жилья основными инструментами снижения безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда может являться механизм привлечения инвестиций в те регионы, где ощущается большая потребность в создании новых рабочих мест, развитии новых форм занятости населения. К таким регионам, с напряженной ситуацией на рынке труда, которые определил Минтруд России, относятся: республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Тамбовская область. А также 5 территорий, в которых сложилась неблагоприятная ситуация на рынке труда, пограничная с напряженной - республики Алтай, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край и Астраханская область. ( См. Диаграмму 2 в приложении)
Прогноз ситуации на рынке труда на 2004 - 2005 год
В 2004 году положительный прирост населения трудоспособного возраста уменьшится до 366 тыс. человек, по сравнению с предыдущим годом, а начиная с 2007 года начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; миграционный прирост населения, главным образом из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии) составит около 450 тыс. человек, из которых более половины придется на лиц трудоспособного возраста.
Ожидается, что иностранная рабочая сила в целом не окажет существенного влияния на ситуацию на российском рынке труда. Вместе с тем, в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, а также центральных районах страны и на Северном Кавказе, где отмечается значительное количество нелегальных трудовых мигрантов, ситуация может осложниться.
По прогнозу Госкомстата России, в 2004 - 2005 годах продолжится отток населения из северных и восточных районов страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, прежде всего из районов Сибири и Дальнего Востока в размере 202 тыс. человек. В то же время миграционный прирост населения в 433 тыс. человек будет отмечаться в Центральном федеральном округе, что осложнит ситуацию на региональном рынке труда.
По прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых в экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2002 году до 65,5 млн. человек в 2004 году и 66,0 млн. человек в 2005 году.
При этом сохранится тенденция роста численности занятых в материальном производстве с 45,0 млн. человек в 2002 году до 45,5 млн. человек в 2005 году в основном за счет отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, химической и нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, оборонно-промышленного комплекса), торговли и общественного питания, при сохранении практически неизменной доли занятых в материальном производстве в общей численности занятых в экономике.
Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы будет расти незначительно с 20,2 млн. человек в 2002 году до 20,5 млн. человек в 2005 году.
Изменения произойдут в структуре занятости населения по секторам экономики различных форм с обственности. Так, численность занятых в частном секторе негосударственной формы собственности увеличится с 30,4 млн. человек в 2002 году до 31 млн. человек в 2005 году. В государственном секторе экономики прирост занятых составит лишь 100 тыс. человек и численность занятых здесь не превысит 24,7 млн. человек.
С учетом отмеченных демографических факторов общая среднегодовая численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ (в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России), возрастет в рассматриваемый период с 6,5 млн. человек (9,1% от экономически активного населения) до 7,0 млн. человек в 2004 году и 6,9 млн. человек в 2005 (9,5% от экономически активного населения).
Среднегодовая численность зарегистрированных безработных увеличится с 1,2 млн. человек в 2002 году до 1,4 млн. человек в 2004 и 1,3 млн. человек в 2005 году, а доля регистрируемой безработицы в общей численности безработных, определяемых по методологии МОТ, возрастет с 18,5% до 18,8% соответственно.
С учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что реальная численность безработных может быть выше, чем прогнозирует Минэкономразвития России (См. Таблицу 2 в приложении).
4. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости
В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002-2004 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важшейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально - экономическим развитием общества» Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. с. 469, особое значение приобретают вопросы:
· сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
· безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
· создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи - созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2002-2004 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:
- в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
- рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);
- досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
- создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.
Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:
o создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
o создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
o обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
o поощрение территориальной мобильности рабочей силы.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
o регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:
o осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
o создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
o содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эф-фект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Следует отметить, что структурные сдвиги в российской экономике, которые сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных аспектов политики занятости. Поэтому в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.
Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.
Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития» Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2002. с. 73.
Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан. Но в сравнительном анализе за 2001 - 2002 года наблюдается снижение государственного участия в данном вопросе (См. таблицу 3 в приложении).
Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения и росте на этой основе его доходов является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую координацию решения экономических и социальных вопросов, встраивание проблем занятости населения в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований как на федеральном, так и на региональном уровне.
На мой взгляд, регулирование и стратегическое планирование занятости имеет очень важное значение для экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленченских решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.
Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры.
Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества.
Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.
Приложение
Таблица 1. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости. По данным Министерства труда России
на конец месяца, тыс.человек
|
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан |
Из них безработных |
||||||||
всего |
в том числе безработных, которым назначено пособие по безработице |
|||||||||
январь |
справочно |
январь |
справочно |
январь |
справочно |
|||||
январь |
декабрь |
январь |
декабрь |
январь |
декабрь |
|||||
Российская Федерация |
1859,7 |
1791,4 |
1823,1 |
1639,6 |
1550,2 |
1638,9 |
1286,7 |
1340,0 |
1304,9 |
|
Центральный |
288,5 |
298,7 |
286,9 |
226,7 |
234,4 |
231,4 |
199,9 |
211,2 |
205,3 |
|
Белгородская область |
10,8 |
9,8 |
10,7 |
9,5 |
8,5 |
9,8 |
8,3 |
7,5 |
8,8 |
|
Брянская область |
13,8 |
14,7 |
13,2 |
13,1 |
14,0 |
12,9 |
11,6 |
12,7 |
11,5 |
|
Владимирская область |
19,6 |
21,0 |
19,5 |
18,4 |
19,6 |
18,7 |
16,4 |
18,0 |
16,6 |
|
Воронежская область |
27,7 |
23,3 |
27,4 |
24,8 |
19,3 |
26,3 |
24,2 |
18,3 |
25,4 |
|
Ивановская область |
11,7 |
12,0 |
11,5 |
10,8 |
11,2 |
10,8 |
9,9 |
10,3 |
10,0 |
|
Калужская область |
4,7 |
5,8 |
4,4 |
4,2 |
5,1 |
4,1 |
3,9 |
4,9 |
3,9 |
|
Костромская область |
5,5 |
6,3 |
5,3 |
5,0 |
5,8 |
5,1 |
4,2 |
5,1 |
4,5 |
|
Курская область |
10,1 |
10,5 |
10,1 |
9,8 |
10,1 |
10,0 |
8,0 |
8,9 |
8,3 |
|
Липецкая область |
5,0 |
5,1 |
5,0 |
4,2 |
4,2 |
4,3 |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
|
Московская область |
44,9 |
49,8 |
44,7 |
35,2 |
38,4 |
36,1 |
30,1 |
34,2 |
31,0 |
|
Орловская область |
7,5 |
7,2 |
7,0 |
7,1 |
6,6 |
6,9 |
6,4 |
6,0 |
6,2 |
|
Рязанская область |
7,5 |
9,5 |
7,4 |
5,9 |
6,1 |
6,0 |
5,1 |
5,4 |
5,2 |
|
Смоленская область |
6,0 |
6,5 |
5,5 |
4,7 |
4,9 |
4,6 |
4,2 |
4,6 |
4,2 |
|
Тамбовская область |
15,2 |
17,2 |
14,7 |
14,0 |
16,1 |
13,8 |
11,8 |
14,2 |
11,9 |
|
Тверская область |
6,3 |
7,3 |
6,2 |
5,4 |
6,3 |
5,6 |
5,0 |
5,5 |
4,8 |
|
Тульская область |
12,4 |
11,2 |
12,2 |
10,5 |
9,9 |
10,8 |
9,1 |
9,0 |
9,6 |
|
Ярославская область |
13,1 |
13,3 |
13,3 |
11,5 |
11,4 |
12,0 |
10,9 |
11,0 |
11,3 |
|
г.Москва |
66,9 |
|
68,8 |
32,6 |
36,8 |
33,6 |
27,3 |
32,1 |
28,3 |
|
Северо-Западный |
170,0 |
194,7 |
170,3 |
129,5 |
145,6 |
131,9 |
108,3 |
128,9 |
111,5 |
|
Республика Карелия |
13,1 |
12,9 |
12,6 |
12,1 |
11,7 |
12,1 |
11,0 |
11,0 |
11,1 |
|
Республика Коми |
17,0 |
17,4 |
16,5 |
15,7 |
16,2 |
15,8 |
13,3 |
14,0 |
13,6 |
|
Архангельская область |
18,3 |
21,1 |
18,9 |
17,0 |
19,8 |
17,9 |
13,6 |
16,9 |
14,4 |
|
в том числе Ненецкий авт.округ |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
|
Вологодская область |
12,6 |
15,3 |
12,8 |
11,8 |
14,7 |
12,3 |
9,8 |
13,1 |
10,3 |
|
Калининградская область |
11,0 |
12,0 |
10,5 |
8,6 |
9,8 |
8,6 |
7,3 |
8,8 |
7,5 |
|
Ленинградская область |
11,2 |
15,4 |
10,6 |
9,5 |
13,2 |
9,3 |
8,1 |
12,0 |
8,0 |
|
Мурманская область |
23,6 |
24,5 |
23,2 |
22,5 |
23,3 |
22,9 |
18,2 |
20,1 |
18,8 |
|
Новгородская область |
5,1 |
5,5 |
5,0 |
4,7 |
5,1 |
4,8 |
4,1 |
4,8 |
4,2 |
|
Псковская область |
9,8 |
10,5 |
9,2 |
9,2 |
10,0 |
9,0 |
7,8 |
9,0 |
7,8 |
|
г.Санкт-Петербург |
48,4 |
60,0 |
51,1 |
18,4 |
21,9 |
19,3 |
15,1 |
19,2 |
15,6 |
|
Южный |
553,6 |
421,3 |
542,1 |
527,0 |
392,1 |
521,9 |
328,3 |
307,5 |
331,4 |
|
Республика Адыгея |
8,1 |
6,5 |
7,6 |
7,8 |
6,2 |
7,5 |
6,0 |
5,2 |
5,8 |
|
Республика Дагестан |
56,8 |
54,9 |
54,9 |
54,9 |
53,4 |
54,1 |
44,3 |
42,5 |
43,7 |
|
Республика Ингушетия |
26,6 |
24,2 |
26,9 |
23,7 |
21,5 |
24,4 |
22,3 |
20,0 |
23,1 |
|
Кабардино-Балкарская Республика |
21,3 |
13,5 |
20,6 |
20,1 |
12,6 |
19,7 |
17,4 |
9,7 |
16,4 |
|
Республика Калмыкия |
5,1 |
4,6 |
4,7 |
4,8 |
4,4 |
4,6 |
4,6 |
4,4 |
4,2 |
|
Карачаево-Черкесская Республика |
2,8 |
3,0 |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
2,7 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|
Республика Северная Осетия-Алания |
5,5 |
6,2 |
5,3 |
4,4 |
4,7 |
4,5 |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
|
Чеченская Республика |
333,6 |
211,8 |
330,0 |
324,1 |
200,3 |
321,0 |
153,3 |
140,9 |
157,5 |
|
Краснодарский край |
17,9 |
21,8 |
17,4 |
16,6 |
20,3 |
16,8 |
14,6 |
18,0 |
14,9 |
|
Ставропольский край |
15,5 |
14,1 |
14,5 |
14,0 |
12,8 |
13,9 |
12,0 |
11,5 |
12,0 |
|
Астраханская область |
12,3 |
12,6 |
11,6 |
11,6 |
11,8 |
10,6 |
11,0 |
11,1 |
9,9 |
|
Волгоградская область |
18,1 |
21,1 |
17,8 |
16,3 |
18,6 |
16,7 |
14,2 |
16,5 |
14,8 |
|
Ростовская область |
30,0 |
26,8 |
28,2 |
26,0 |
22,8 |
25,4 |
22,3 |
21,2 |
22,5 |
|
Приволжский |
258,1 |
302,8 |
250,7 |
231,1 |
267,5 |
230,5 |
202,5 |
242,3 |
204,8 |
|
Республика Башкортостан |
29,2 |
39,2 |
28,4 |
27,1 |
36,2 |
27,2 |
24,0 |
31,5 |
24,3 |
|
Республика Марий Эл |
10,4 |
10,4 |
10,3 |
9,8 |
9,7 |
10,0 |
8,8 |
9,0 |
9,3 |
|
Республика Мордовия |
8,3 |
9,3 |
8,2 |
7,5 |
8,3 |
7,5 |
7,2 |
8,0 |
7,2 |
|
Республика Татарстан |
27,2 |
27,4 |
26,3 |
24,8 |
25,0 |
24,5 |
21,8 |
23,4 |
21,6 |
|
Удмуртская Республика |
19,9 |
19,8 |
18,4 |
16,5 |
16,4 |
15,9 |
15,6 |
15,6 |
15,3 |
|
Чувашская Республика |
14,2 |
15,4 |
13,8 |
13,3 |
14,4 |
13,1 |
11,7 |
13,2 |
11,8 |
|
Кировская область |
25,2 |
33,9 |
23,7 |
22,0 |
26,8 |
22,4 |
18,7 |
24,2 |
19,5 |
|
Нижегородская область |
16,1 |
18,7 |
15,0 |
14,0 |
16,0 |
13,5 |
12,4 |
14,8 |
12,1 |
|
Оренбургская область |
8,3 |
9,3 |
7,9 |
7,0 |
7,8 |
7,1 |
6,3 |
7,0 |
6,4 |
|
Пензенская область |
12,7 |
21,4 |
13,0 |
11,8 |
20,2 |
12,4 |
9,9 |
17,8 |
10,8 |
|
Пермская область |
22,3 |
23,9 |
20,7 |
18,4 |
20,1 |
17,8 |
29,2 |
17,1 |
15,4 |
|
в том числе Коми-Пермяцкий авт.округ |
2,2 |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
1,9 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
|
Самарская область |
27,4 |
33,0 |
29,1 |
25,3 |
28,4 |
25,5 |
19,8 |
25,8 |
20,7 |
|
Саратовская область |
19,8 |
23,7 |
19,3 |
18,2 |
22,3 |
18,1 |
16,7 |
20,6 |
16,6 |
|
Ульяновская область |
17,0 |
17,4 |
16,7 |
15,5 |
16,0 |
15,6 |
14,0 |
14,5 |
13,8 |
|
Уральский |
133,8 |
134,3 |
131,4 |
118,0 |
118,2 |
117,6 |
103,2 |
105,2 |
104,1 |
|
Курганская область |
11,2 |
12,9 |
10,9 |
10,5 |
12,0 |
10,4 |
9,2 |
11,0 |
9,5 |
|
Свердловская область |
45,8 |
47,4 |
45,8 |
38,6 |
40,2 |
38,9 |
33,6 |
36,3 |
33,9 |
|
Тюменская область |
44,5 |
40,6 |
42,3 |
41,8 |
37,8 |
40,7 |
36,1 |
31,9 |
35,7 |
|
в том числе: |
25,1 |
22,7 |
24,1 |
23,9 |
21,3 |
23,4 |
20,3 |
17,4 |
20,4 |
|
Ямало-Ненецкий авт.округ |
8,5 |
9,7 |
8,2 |
7,8 |
8,9 |
7,7 |
6,5 |
7,6 |
6,4 |
|
Челябинская область |
32,4 |
33,5 |
32,4 |
27,1 |
28,3 |
27,6 |
24,3 |
25,9 |
25,0 |
|
Сибирский |
331,1 |
316,7 |
320,8 |
298,7 |
285,3 |
298,4 |
249,2 |
250,9 |
253,7 |
|
Республика Алтай |
3,8 |
3,2 |
3,7 |
3,2 |
2,5 |
3,0 |
2,6 |
2,2 |
2,6 |
|
Республика Бурятия |
10,9 |
9,4 |
10,1 |
9,9 |
8,5 |
9,8 |
9,7 |
8,2 |
9,7 |
|
Республика Тыва |
17,7 |
12,8 |
17,1 |
14,8 |
10,9 |
14,5 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
|
Республика Хакасия |
9,7 |
9,8 |
9,6 |
9,2 |
9,3 |
9,3 |
7,6 |
8,0 |
7,7 |
|
Алтайский край |
55,1 |
50,0 |
51,9 |
45,5 |
42,5 |
44,7 |
35,9 |
35,4 |
35,8 |
|
Красноярский край |
61,2 |
54,1 |
59,5 |
56,8 |
48,5 |
56,5 |
44,1 |
41,7 |
45,5 |
|
в том числе: |
1,7 |
1,5 |
1,7 |
1,7 |
1,4 |
1,7 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
|
Эвенкийский авт.округ |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
|
Иркутская область |
33,2 |
33,0 |
32,2 |
29,6 |
29,1 |
29,8 |
26,1 |
26,3 |
26,6 |
|
в том числе Усть-Ордынский Бурятский авт.округ |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
|
Кемеровская область |
51,2 |
51,5 |
50,4 |
51,2 |
47,7 |
47,9 |
46,2 |
46,0 |
46,2 |
|
Новосибирская область |
18,7 |
20,8 |
18,5 |
18,7 |
19,0 |
17,7 |
15,9 |
18,2 |
16,6 |
|
| ||||||||||
24,9 |
22,1 |
24,0 |
24,9 |
20,6 |
23,0 |
18,0 |
17,6 |
19,0 |
||
Томская область |
24,6 |
23,6 |
24,2 |
24,6 |
21,6 |
23,2 |
17,7 |
18,3 |
18,5 |
|
Читинская область |
20,1 |
26,5 |
19,6 |
18,9 |
25,0 |
19,2 |
15,4 |
19,6 |
16,0 |
|
в том числе Агинский Бурятский авт.округ |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
2,3 |
2,1 |
2,2 |
1,3 |
1,8 |
1,3 |
|
Дальневосточный |
124,6 |
122,9 |
120,8 |
108,7 |
107,1 |
107,0 |
95,3 |
94,0 |
94,1 |
|
Республика Саха (Якутия) |
7,6 |
9,3 |
7,1 |
6,8 |
6,8 |
6,5 |
5,7 |
6,0 |
5,4 |
|
Приморский край |
42,5 |
44,1 |
41,9 |
38,9 |
40,7 |
38,7 |
33,7 |
35,5 |
33,5 |
|
Хабаровский край |
31,5 |
26,8 |
30,9 |
23,1 |
19,8 |
22,8 |
21,7 |
17,9 |
21,4 |
|
Амурская область |
17,3 |
14,4 |
16,5 |
16,2 |
13,4 |
15,9 |
14,1 |
11,5 |
14,1 |
|
Камчатская область |
10,3 |
10,5 |
9,7 |
9,3 |
9,7 |
9,1 |
7,8 |
8,3 |
7,8 |
|
в том числе Корякский авт.округ |
2,0 |
2,0 |
1,8 |
1,9 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
|
Магаданская область |
6,1 |
6,3 |
5,8 |
5,9 |
6,1 |
5,7 |
4,6 |
5,0 |
4,5 |
|
Сахалинская область |
6,7 |
8,7 |
6,4 |
6,0 |
7,9 |
5,9 |
5,5 |
7,5 |
5,4 |
|
Еврейская авт.область |
1,4 |
1,6 |
1,3 |
1,4 |
1,6 |
1,3 |
1,3 |
1,5 |
1,2 |
|
Чукотский авт.округ |
1,2 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
1,0 |
1,1 |
0,9 |
0,8 |
0 |
|
Таблица №2
Прогноз показателей занятости и безработицы в Российской Федерации Жирным шрифтом показаны прогнозные данные Минтруда России, обычным шрифтом - прогнозные данные Минэкономразвития России.
(в среднегодовом исчислении)
Наименование показателя |
Ед.изм. |
2004 г. |
2005 г. |
|
Численность экономически активного населения |
млн.чел. |
72,8 |
72,9 |
|
73,0 |
73,6 |
|||
Численность занятых в экономике |
млн.чел. |
65,8 |
66,0 |
|
65,5 |
66,0 |
|||
Численность безработных граждан(по методологии МОТ) |
млн.чел. |
7,0 |
6,9 |
|
7..5 |
7,6 |
|||
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости |
млн.чел. |
1,4 |
1,3 |
|
1,5 |
1,65 |
|||
Уровень общей безработицы (поМетодологии МОТ) |
% к ЭАН |
9,6 |
9,5 |
|
103 |
103 |
|||
Уровень зарегистрированной безработицы |
% к ЭАН |
1,9 |
1,8 |
|
2,0 |
23 |
|||
Доля численности зарегистрированных безработных в общей численности безработных |
% |
20,0 |
18,8 |
|
21,4 |
23,9 |
|||
Исходя из этого решение проблемы поддержания занятости требует принятия неотложных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Таблица №3
Соотношение затрат федерального бюджета на мероприятия по содействию трудоустройства населения, переобучению безработных граждан, профессиональной ориентации граждан и социальной поддержке безработных граждан в 2001 и в 2002 годах.
млн.рублей
Наименование мероприятий |
Факт 2001 года |
Федеральный бюджет 2002 год |
B% к 2001 году |
|
1.Мероприятия по содействию трудоустройству населения |
1901,8 |
816,3 |
42,9 |
|
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
27,4 |
53,7 |
195,9 |
|
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда |
101,9 |
31,0 |
30,4 |
|
Организация общественных работ |
437,7 |
390,0 |
89,1 |
|
Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
316,1 |
205,2 |
64,9 |
|
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда |
93,6 |
6,4 |
6,8 |
|
Оказание содействие самозанятости населения |
387,9 |
30,0 |
7,7 |
|
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет |
537,2 |
100,0 |
18,6 |
|
2.Мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан |
1037,1 |
960,0 |
92,6 |
|
Профессиональное обучение безработных граждан |
957,1 |
905,0 |
94,6 |
|
Профессиональная ориентация граждан |
80,0 |
55,0 |
68,8 |
|
3.Мероприятия по социальной поддержке безработных граждан |
8027,5 |
10626,6 |
132,4 |
|
Выплата пособий по безработице, материальной помощи, пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно |
7629,6 |
9758,3 |
127,9 |
|
Выплата стипендий гражданам, направленным органами службы занятости населения на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации |
397,9 |
868,3 |
218,2 |
|
Вывод по таблице № 3: Наблюдается существенное уменьшение в 2002 году объема средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий по активной политике содействия занятости населения. Снижение объемов финансирования мероприятий, направленных на трудоустройство безработных граждан, ведет к увеличению затрат на выплату пособий по безработице.
График 1. Связь между уровнем безработицы и темпами инфляции (кривая Филипса)
Диаграмма 1. Численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, по федеральным округам РФ (на конец месяца, тыс. человек)
Диаграмма 2. Численность безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, по субъектам РФ, с напряженной ситуацией на рынке труда (на конец месяца, тыс. человек)
Список используемой литературы
1. Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002.
2. Логвинов С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2001.
3. Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2002.
4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Москва, ИНФРА-М, 2000. Гл.10.
5. Современный экономический словарь. - 3 - е изд.., - М.: ИНФРА - М, 2003
6. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2003.
7. Архангельская Н. Кто беден в России? // Эксперт. - 2004, № 16, с. 88 - 94
8. Бреев Б.Д. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. - 2002. №5.
9. Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы её измерения. // Вопросы экономики. - 1999, № 11
10. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. «Обследование населения по проблемам занятости»., М.: Февраль 2003.
11. «Регионы России». Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002: статистический сборник/ Госкомстат России. - М., 2002.
12. Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. - М., 2003.
13. «Труд и занятость в России»: Статистический сборник/ Госкомстат России. - М., 2001.
14. Данные Минтруда России и Минэкономразвития России. (www.government.ru)
15. Занятость и безработица в 2003 г. - материалы Вестника русского экономического общества (www.ress.ru)
16. Сайт Госкомстат РФ: www.gks.ru
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Страхование ответственности |
Курсовая работа | Управление заёмным капиталом |
Курсовая работа | Операционные системы |
Курсовая работа | Лестница как архитектурная конструкция |
Курсовая работа | Сказкотерапия как условие преодоления конфликтов |
Курсовая работа | Общественные блага |
Курсовая работа | Медународная миграция и ее влияние на мировой рынок труда |
Курсовая работа | Добровольное медицинское страхование |
Курсовая работа | Геофизические методы исследования скважин |
Курсовая работа | Организация финансов предприятия дорожного хозяйства, выявление резервов и путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов |
Курсовая работа | Аудит основных средств на примере ОАО "Дальтрубопроводстрой" |
Курсовая работа | Правовое регулирование имущества супругов |
Курсовая работа | Проблемы защиты информации в компьютерных сетях |
Курсовая работа | Правовые основы установления, введения и отмены налогов и сборов в РФ |
Курсовая работа | Маркетинговые исследования в рекламе |