Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества


ВВЕДЕНИЕ

Из известных на данный момент факторов производства одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд.

Решающим фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни.

Обязательным условием процесса труда является соединение работника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду - рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы.

Сложность и многогранность проблем повышения эффективности использования трудовых ресурсов обусловлена органической взаимосвязью их со всеми фазами общественного воспроизводства, что предопределяет необходимость их комплексного изучения.

В соответствии с этой основной задачей в данной курсовой работе изучу следующие вопросы:

Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.

Данный анализ служит исходной базой для планирования использования трудовых ресурсов, определения темпов роста производительности труда, развития сфер и отраслей народного хозяйства.

Изучение этого вопроса позволяет выявить резервы трудовых ресурсов и повышать эффективность их использования.

Планирование использования трудовых ресурсов: основные задачи и методы планирования трудовых ресурсов; определение численности занятых в общественном хозяйстве и безработных; анализ изменения численности и структуры прироста трудовых ресурсов; приведены статистические данные экономически активного населения.

Эффективность использования трудовых ресурсов: основные показатели использования трудовых ресурсов и пути повышения эффективности их использования - первоочередная задача экономической науки и хозяйственной практики.

1. Трудовые ресурсы: сущность структура и показатели оценки

Трудовые ресурсы -- это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

Из этого определения вытекает, что трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, людей, занятых экономической деятельностью (в различных отраслях), а с другой, -- не занятых, но которые могут трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Принадлежность человека к трудовым ресурсам также определяется его возрастом. Существуют определенные возрастные границы (возрастной ценз), пребывая в которых (при прочих равных условиях), человек относится к трудовым ресурсам. Эти границы обычно регламентируются национальным трудовым законодательством. Различают следующие фазы воспроизводства трудовых ресурсов: фаза формирования, фаза распределения и перераспределения и фаза использования.

Фаза формирования характеризуется естественным воспроизводством трудовых ресурсов, восстановлением способности к труду реальных работников и получением людьми образования, специальности и определенной трудовой квалификации.

Фаза распределения и перераспределения в условиях рыночной экономики, в основном, обеспечивается функционированием рынка труда и характеризуется распределением рабочей силы по сферам занятости, отраслям экономики, видам работ, предприятиям, регионам и районам страны.

Фаза использования состоит в использовании экономически активного населения на конкретных предприятиях и в экономике в целом.

Существуют экстенсивный и интенсивный типы воспроизводства трудовых ресурсов.

Экстенсивный тип воспроизводства характеризуется увеличением численности трудовых ресурсов без изменения их качественных характеристик.

Интенсивный тип воспроизводства предусматривает изменение качественных характеристик рабочей силы. К ним относят: рост образовательного уровня работников, их квалификации, физических и умственных способностей и т.п.Структура трудовых ресурсов многогранна и включает различные компоненты и характеристики трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы могут быть структурированы по различным признакам: возрасту, полу, образованию, профессии, религии, занятости, по сферам экономики, месту жительства и т.п. (рис.1).

Рис.1. Структура трудовых ресурсов

С экономической точки зрения, основными структурными составляющими трудовых ресурсов являются: экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное население - это совокупность трудоспособных занятых и безработных граждан, которая обеспечивает предложение рабочей силы для товарного производства и сферы услуг в определенном периоде. Уровень экономической активности населения (Уэа) характеризуется удельным весом численности экономически активного населения в его общей средней численности в анализируемом периоде.

Уровень экономической активности населения

Уэа =

Где: Чэа - численность экономически активного населения.

В 2007 году экономически активное население, по расчетам статистического ведомства Российской Федерации, достигло 75,3 млн.человек, что составляет 53% от общей численности населения Российской Федерации. В 2008 году экономически активное население составило 75 млн. человек. Всё экономически активное население делят на занятых и безработных.

Занятые - лица обоего пола от16 лет и старше, а также лиц младших возрастов, которые в рассматриваемый период

-выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, а также иную приносящую доход работу.

- временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, забастовки, выходных дней и других причин.

-выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Безработные-лица от 16 и старше, которые в рассматриваемый период

-занимались поиском работы

-были готовы приступить к работе

- проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости

Безработица. В конце февраля 2009г., по оценке, 6,4 млн.человек, или 8,5% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,0 млн.человек, в том числе 1,7 млн.человек получали пособие по безработице.

Экономически неактивное население - это население, которое по каким-либо причинам не создает предложения рабочей силы. Обычно, к экономически неактивному населению относят следующие его категории:

§ Учащиеся и студенты дневной формы обучения

§ пенсионеры по возрасту и других категорий, согласно национального трудового законодательства;

§ инвалиды соответствующих групп (согласно законодательства);

§ домоработники и работающие по уходу за детьми, больными и т.п.

§ работающие лица, которые по каким - либо причинам прекратили поиск работы (исчерпали все возможности найти подходящую работу, оставили надежду найти работу);

§ обеспеченные лица, у которых нет необходимости (желания) работать с целью получения трудового дохода.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.

Абсолютный прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на конец и начало рассматриваемого периода .Обычно это может быть год или более длительный отрезок времени.

Темп роста рассматривается как отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода. Если рассматриваются темпы за ряд лет, то среднегодовой темп роста определяется как средняя геометрическая по формуле:

где:Трс -- среднегодовой темп роста;

п -- число лет;

-- численность в конце периода;

-- численность в начале периода.

Темп прироста рассчитывается по формуле:

где:Тпрс-- среднегодовой темп прироста

2. Использование трудовых ресурсов
2.1 Взаимосвязь между размещением трудовых ресурсов и рациональным их использованием

Размещение населения по территории России было рассмотрено в соответствующем разделе курсовой работы. Но прежде чем перейти к вопросу использования трудовых ресурсов нужно отметить, что размещение населения и размещение производства являются сложными взаимодействующими процессами. Ведущая роль в этом взаимодействии принадлежит размещению производства, оно определяет, в конечном счете, размещение населения. В свою очередь размещение трудовых ресурсов и всего населения играет важную роль в размещении производства. Само наличие или отсутствие населения на той или иной территории является фактором, способствующим развитию производства или, наоборот, тормозящим его.

Регулирование распределения и перераспределения общественного труда между отраслями народного хозяйства, повышение трудообеспеченности городов становится центральной задачей органов управления. Мобильность трудовых ресурсов, необходимость перераспределения их в пользу приоритетных отраслей - процесс закономерный, и он вызван главным образом ускорением научно-технического прогресса и интенсификацией производства.

Нередко возникают диспропорции в отраслевой и территориальной трудовой обеспеченности. Одним из рычагов их размещения является проведение эффективной демографической и социальной политики, способствующей росту населения в городах с напряженным балансом трудовых ресурсов. Очень важно при этом размещать трудоемкие производства в трудоизбыточных городах с одновременной подготовкой рабочих кадров из местной молодежи.

Вот почему требуется постоянно уделять внимание совершенствованию размещения производительных сил, которое должно обеспечивать экономию общественного труда, комплексное и высокоэффективное развитие каждого малого и среднего города.

3. Эволюция взглядов на понятие "трудовой потенциал"

Для определения сущности категории "трудовой потенциал" прежде всего необходимо проследить эволюцию взглядов на понятие "трудовой потенциал".

В нашей стране довольно давно стали затрагиваться вопросы о роли человека в социально-экономическом развитии страны. В связи с этим в научный оборот стали вводиться такие понятия, как "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал". Эти термины часто отождествлялись, поэтому необходимо выяснить различия и особенности каждой из них для комплексного изучения сущности категории "трудовой потенциал".

Появление в российской социально-экономической литературе в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ в. термина "трудовой потенциал" существенно потеснило традиционную категорию "трудовые ресурсы", которая впервые была введена в научный оборот и практику планово-учетной работы в 1922 г. академиком С.Г. Струмилиным и рассматривалась как рабочая сила данной страны или народа в возрасте 16 - 49 лет.

Трудовые ресурсы первоначально трактовались как учетно-статистическая категория, необходимая для разработки их баланса, и длительное время рассматривала население главным образом в статистико-демографическом аспекте. Это дало основание многим исследователям трактовать трудовые ресурсы как трудоспособное население в трудоспособном возрасте. При этом границы возраста на разных этапах социально-экономического развития страны несколько раз менялись. В настоящее время под трудовыми ресурсами понимают часть населения, занятую в народном хозяйстве или способную работать, но не работающую по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся, студенты). В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет), кроме инвалидов 1-й и 2-й групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях. К трудовым ресурсам относятся также фактически работающие подростки и пенсионеры.

Введение в 20 - 30-е годы в научный оборот понятия "трудовые ресурсы" не было случайным и было обусловлено ходом социально-экономического строительства, когда большие массы населения перемещались в города и районы нового экономического освоения. При этом трудовые ресурсы рассматривались преимущественно с количественной точки зрения как один из видов естественных ресурсов, необходимых для общественного производства. Одностороннее отношение к трудовым ресурсам сузило их восприятие в общечеловечеcком контексте и породило иллюзию их неисчерпаемости и неограниченности.

В 70-е годы многие экономисты стали пользоваться термином "трудовой потенциал", которые первоначально служил синонимом "трудовых ресурсов". Одна из первых попыток разграничить указанные понятия принадлежит В.Г. Костакову. Он предложил следующую трактовку понятия трудовой потенциал: "Трудовой потенциал - это запасы труда. Они зависят от общей численности трудовых ресурсов и их структуры по полу и возрасту, уровня занятости по полу и возрасту, накопленных знаний, степени соответствия демографической структуры работающих условиям повышения эффективности труда, социальной мобильности (территориальной и профессиональной)".

Для начального этапа исследования трудового потенциала характерной была следующая ситуация - стремление более объемно выразить категорию "трудовые ресурсы" как единство их количественных и качественных параметров при ведущей роли последних, учитывающих образовательный уровень, профессионально - квалификационную подготовку и мобильность контингентов трудовых ресурсов. Это стремление привело к тому, что некоторые авторы стали включать в число социально-экономических параметров неограниченное количество факторов, характеризующих всю совокупность социально-экономических и организационно-управленческих возможностей, определяющих условия трудовой деятельности. Подобное понимание трудового потенциала было изложено, например, в монографии А.С. Панкратова, в которой рассматриваемое понятие трактовалось как интегральная форма, количественно и качественно характеризующая способность общества в динамике обеспечить человеческий фактор производства в соответствии с требованиями его развития.

Наряду с этими понятиями существовала категория рабочая сила, которая представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует для производства материальных благ и услуг.

В связи с этим, трудовой потенциал - это персонифицированная рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик.

3.1 Подходы к понятию "трудовой потенциал"
На современном этапе развития представлений о потенциале сложились три направления.
Сторонники первого считают, что потенциал - это совокупность необходимых для функционирования или развития системы различных ресурсов, главным образом экономических, непосредственно связанных с функционированием производства и ускорением научно - технического прогресса.
Сторонники второго представляют потенциал как систему материальных и трудовых факторов (условий, составляющих), обеспечивающих достижение целей производства.
Сторонники третьего рассматривают потенциал как способность комплекса ресурсов решать поставленные перед ним задачи, т.е. потенциал - это целостное выражение совокупной возможности коллектива для выполнения каких-либо задач. На этой основе делается вывод о синергетическом эффекте, совокупной возможности коллектива, т.е. чем удачнее сложилась структура объекта, чем в большем соответствии находятся его структурные и функциональные элементы, тем выше его потенциал и эффективность.
Представление о сущности потенциала предопределяет подход к его оценке, измерению и управлению. Действительно, когда потенциал рассматривается как совокупность ресурсов, его оценка заключается в установлении качественных и количественных характеристик отдельных видов ресурсов, причем их взаимное влияние не учитывается и не измеряется. Когда речь идет о системе ресурсов, то характеристики ее отдельных составляющих должны дополняться показателями, описывающими систему в целом.
Рассматривая потенциал как способность ресурсов давать определенные результаты и обеспечивать функционирование системы, следует учитывать и выражать в показателях все факторы, которые определяют такую способность. Для этого необходимо иметь как характеристики ресурсов всех видов, так и их результирующие (системные) характеристики, знать способ их использования и управления ими. Другими словами, необходимо знать не только ресурсы, но и накопленные, однако еще не используемые резервы.
Потребность в резервах -- идея не новая. К ней постоянно обращено внимание экономистов, правомерно считающих, что сознательно устанавливаемые обществом пропорции лишь в том случае обеспечивают действительно планомерное развитие, если общество располагает достаточными резервами.
Различие между понятиями «потенциал» и «резервы» заключается в том, что «потенциал» содержит как сущее, так и потенциальное, а «резервы» -- только потенциальное, неиспользованное. Используемые резервы, таким образом, есть существенная часть потенциала. При этом уместно напомнить, что функции резервов шире, чем сглаживание стихийных бедствий или учет изменений международной обстановки. Важнейшей функцией резервов является предотвращение нарушений хода воспроизводства вследствие ускорения научно-технического прогресса, внедрения инноваций. Чтобы добиться полного и рационального использования резервов, каждый коллектив должен хорошо знать свой потенциал, иметь необходимое представление о его уровне.
В каждом определенном периоде на предприятии или в его подразделениях образуются отклонения между созданными возможностями и их действительным использованием. Принимая форму неиспользованных возможностей, они выступают в виде производственных резервов, которые, в конечном счете, отражают степень использования производственного и трудового потенциала.
«Резерв» -- термин французского происхождения, означающий «запас». В словаре русского языка отмечается, что резерв -- это запас, откуда черпают новые силы, ресурсы. Но чтобы иметь резервы, необходимо их создавать. В этом и состоит принципиальный вопрос формирования производственного и трудового потенциала.
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее способность к функционированию и развитию. В этом плане понятие «потенциал» фактически принимает значение понятия «ресурс»;
во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей. Это позволяет провести различие между реализованной и нереализованной возможностями. В этой своей функции понятие «потенциал» отчасти совпадает с понятием «резерв». Рассматривая структуру потенциала с этих позиций, следует учитывать, что в первом случае оставшиеся в нереализованном виде структурные элементы потенциала ведут к снижению эффективности его функционирования (например, неиспользуемые в работе трудовые навыки утрачиваются, нереализованные личностные способности разрушаются), а во втором случае «избыточный» запас сил и способностей работника обеспечивает гибкость и маневренность развития системы по отношению к меняющимся условиям труда; в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве «потенции» элементы будущего развития.
Уровень потенциала, характеризуя наличное состояние системы, обусловлен тесным взаимодействием всех трех вышеперечисленных состояний, что и отличает его от таких, на первый взгляд, близких ему понятий, как «ресурс» и «резерв».
Подход к рабочей силе как к ресурсу означает, во-первых, отказ от представлений о рабочей силе как «даровом богатстве», освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны государства и предприятий, и, во-вторых, признание проблемы нехватки отдельных категорий квалифицированных работников по сравнению с потребностями производства, что делает необходимым управление процессом использования наиболее важных и дефицитных их категорий. Таким образом, отличие концепции «трудовой потенциал» от концепции «рабочая сила» состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением на производство лучшей по качеству рабочей силы, ее обучением, поддержанием в трудоспособном состоянии и созданием условий для ее дальнейшего совершенствования.
3.2 Трудовой потенциал общества: сущность, показатели и структура
Слово «потенциал» означает средство, закон, источники, которые могут быть использованы в экономике как «ресурсный потенциал».
Понятие «трудовой потенциал» появилось в науке (экономической литературе) и средствах массовой информации в 70-е годы, а в научный оборот вошло в 80-е годы.
В 90-х годах термин «трудовой потенциал» стал использоваться в государственных и правительственных документах. Так, в 1994 году было принято постановление «О целевом проекте “Формирование трудового потенциала для наукоемкого производства”», нацеленное на поддержание и развитие космической отрасли промышленности России.
Во всем мире пришли к признанию решающей роли главной производительной силы человека. «Человеческий потенциал» получил признание как главный капитал рыночного хозяйства.
Трудовой потенциал - это интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности.
Трудовой потенциал имеет количественную и качественную характеристику.
Количественно он определяется величиной трудовых ресурсов и рабочего времени, которое может быть отработано в тот или иной период.
Наряду с количественной, может быть дана и качественная оценка трудового потенциала, по степени его соответствия характеру и уровню решаемых субъектом управления задач. Величина отклонения от нормального состояния, принимаемого за 100 % (когда имеющиеся в наличии трудовые ресурсы точно соответствуют потребности в них), может быть определена следующим образом:
где Rlr -- имеющиеся в наличии трудовые ресурсы, человек;
Nlr -- трудовые ресурсы, необходимые для решения данных задач, человек;
D -- величина отклонения от идеального состояния, в процентах, с соответствующим знаком; знак “плюс” свидетельствует о дефиците работников требуемого качества (трудонедостаточности), “минус” -- об их избытке (трудоизбыточности); если D = 0, то качество трудового потенциала является оптимальным.
Качественная сторона трудового потенциала включает степень физической дееспособности персонала их образовательный и квалификационный уровень. Существует 4 уровня:

v Уровень физического состояния

v Интеллектуальный уровень

v Технологический уровень

v Социальный уровень

- физической - это показатель эффективной работоспособности, состояния здоровья;

- интеллектуальной - это показатель системы знаний и опыта подготовки квалифицированных кадров (образовательный и квалификационный состав трудовых ресурсов);

- социальной - это показатель социального, психологического и нравственного состояния общества (социальная среда, справедливость и защищенность);

- технико-технологической - этот показатель зависит от технической вооруженности.

Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов, выраженная в статистических данных по отдельным регионам или в целом по стране, составляет основу развития региональной статистики. Носителями этой информации являются:

§ Государственные службы занятости

§ Отделы статистики и демографии при региональной администрации

Анализ данных характеристик позволяет оценить трудовые ресурсы и трудовой потенциал региона или предприятия и характеризовать резервы труда на основе совокупности качеств определяющих трудоспособность людей.

Качества, определяющие трудоспособность людей:

· Физическое состояние (здоровье, уровень заболеваемости)

· Психологический потенциал (по наличию антиобщественных явлений, стачек, забастовок)

· Нравственный потенциал (по уровню преступности, семейности, разводимости)

Трудовой потенциал - это совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность, или возможное количество и качество труда, которыми располагает общество при данном уровне развития науки и техники. Различают трудовой потенциал человека, предприятия, поколения и страны. Трудовой потенциал человека (как отдельного лица) - совокупность его различных качеств: состояние здоровья, выносливость, тип нервной системы, т. е. его физические, умственные и интеллектуальные возможности.

Трудовой потенциал предприятия - предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.

Трудовой потенциал региона, муниципального образования - совокупный трудовой потенциал людей разных поколений, проживающих на территории региона.

Трудовой потенциал поколения, страны - сводная экономико-географическая характеристика трудовой активности людей (чел.-лет).
Трудовой потенциал - это ресурсная категория. Он включает в себя источники, средства, ресурсы труда. В качестве главного показателя объема применяется численность, а показателя использования - человеко-год. Однако ряд исследователей в качестве общего показателя предлагают использовать человеко-час, т. к. среднесписочная численность предприятий при неполной занятости не может быть эталоном при оценке величины потенциала (15% - величина отработанных человеко-часов среднесписочной численности). При этом можно выделить суммарную величину используемого рабочего времени, в которое входит три показателя:
- число часов, на которое сокращается продолжительность рабочего дня;
- число дней дополнительных отпусков;
- число дней по общей заболеваемости.
Определение величины трудового потенциала
Применительно к обществу трудовой потенциал определяется:
,
где Фп.общ - потенциальный фонд рабочего времени общества, ч. Он определяется:
- численность населения, способного участвовать в общественном производстве, по группам;
Тр - законодательно установленная величина времени работы по графику работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную задолженность рабочего дня в часах.
В 1990 году в международной лексике появилось новое определение - ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала), или сокращенно ИЧР (индекс человеческого развития). Среди ведущих показателей, определяющих ИРЧП, выделяют три:
Пж - ожидаемая продолжительность жизни (годы жизни);
Уобр - уровень образования (годы обучения);
ВВП - реальный душевой внутренний валовой продукт (ВВП).
Они отражают три главных качества:
а) здоровую жизнь;
б) уровень знаний;
в) уровень жизни.
Таким образом, трудовой потенциал можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении.
3.3 Место трудового потенциала в системе оценок общественного производства
Количество и качество трудового потенциала определяют количественное значение двух важнейших микро- и макроэкономических показателей за известный период времени (как правило, год) -- соответственно максимально возможных объема выпуска продукции предприятия (отрасли) и валового национального продукта, в наиболее общем виде указанные показатели изменяются прямо пропорционально количеству и качеству трудового потенциала.
Так как на макро-уровне трудовой потенциал количественно равен совокупности занятых и безработных, или рабочей силе (при этом доля занятых в составе рабочей силы называется уровнем занятости, а доля безработных -- уровнем безработицы), то при прочих равных условиях валовой национальный продукт увеличивается пропорционально росту уровня занятости и снижается пропорционально росту уровня безработицы.
Действительно, в мультипликативной модели факторной системы изменение валового национального продукта (ВНП) можно рассматривать как результат влияния двух факторов: трудового потенциала и производительности труда, что позволяет рассчитывать для экономики каждой страны присущие ей “коэффициенты пропорциональности”. Так, например, широко известный закон Артура Оукена указывает для экономики США конца 80-х годов соотношение 1:2,5 (рост фактического уровня безработицы на 1 % против “естественного” уровня, составлявшего 6 %, вызывал падение объема ВНП на 2,5 %).

Российским законодательством допускается прием на работу в свободное от учебы время учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица, при условии выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения (в рамках неполного рабочего времени). Численность трудовых ресурсов может изменяться (увеличиваться или уменьшаться) за счет естественного прироста или убыли, соответственно, населения в трудоспособном возрасте, изменения доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пересмотра возрастных границ трудоспособности.

В 21 веке в России наблюдается заметное сокращение общей численности населения и доли населения в до рабочем возрасте, стабилизация доли населения в пенсионном возрасте, возрастание доли населения в рабочем возрасте, т.е. наблюдается старение населения, что в более далекой перспективе приведет к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте.

Знания о количественном и качественном составе трудовых ресурсов и трудовом потенциале необходимы для организации воспроизводства рабочей силы, экономическим содержанием которого являются отношения, складывающиеся по поводу ее формирования, распределения (перераспределения) и использования.

Заключение

Одним из элементов производительных сил являются трудовые ресурсы общества. Они выражают отношение человека к природе и в тоже время наделены определенным общественным социально-экономическим содержанием и могут рассматриваться как самостоятельная категория, в которой производительные силы и производственные отношения взаимно проникают и взаимно обуславливают друг друга.

Распределение и использование трудовых ресурсов необходимо исследовать в достаточной связи с техническим прогрессом. В настоящее время нет республики, где бы проблемами трудовых ресурсов не занимались крупные научные коллективы.

Интерес к этим проблемам не случаен. Он обусловлен тем, что в основе всех экономических процессов, совершающихся в обществе, лежит труд. Труд и рабочее время, которыми располагает общество, в конечном итоге являются регуляторами общественного производства.

Многочисленные исследования проблемы трудовых ресурсов показывают, насколько мы еще далеки от того, чтобы полностью овладеть методами контроля за использованием ресурсов труда, которыми располагает общество, насколько ложны задачи науки и практики, чтобы приблизить общество к идеалу - полному и рациональному использованию трудовых ресурсов

Список используемой литературы

1. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: Финстатинформ, 2004.237с.
2. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов. М.: Высш. шк., 2007. 207 с.
4. Кураков Л.П., Марков Ю.К., Степанова Р.Г. Трудовые ресурсы и занятость населения. М.: Пресс-сервис, 2006. 345с.
5. Новицкий А.П. Население и трудовые ресурсы М.: Мысль, 2005. 338с.
6. Меликьяна Г.Г., Колосовой Р.П.. Экономика труда и социально-трудовые отношения М.: Изд-во МГУ, 2006. 256с.
7.Россия в цифрах. М.: Госкомстат РФ
8.Жуков Л.И., Горшков В.В. Справочное пособие по труду и заработной плате. - М.: Финансы и статистика, 2007.428с.
9. Гурьянов С.Х., Поляков И.А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду. - М.: Экономика, 2002.124с.
10. Кунельский Л.Э. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов. - М.: Экономика, 2000.254с.
11. Хорин А.Н. Трудовые ресурсы. - М.: Финансы и статистика, 2006. 396 с.
12. Демичева А.И. Экономика и организация промышленного производства - М.: Мысль, 2004.533с.
13.Корнейчук Б.В. Экономика труда-М.:Гардарика,2007. 286с.
14.Кокин В.А. Экономика труда - М. : Экономика,2009. 559с.
15.Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н.Экономика и социология труда - М.: КноРус,2009.328с.
УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15-72 года
Экономически активное и экономически неактивное население по субъектам Российской Федерации в возрасте 15-72 лет в среднем за ноябрь 2007 - август 2008 гг. Тыс.человек

Экономически активное население

В том числе

Экономически неактивное население

Уровень экономичес-
кой активнос-ти населения, в %

занятые

безработные

Российская Федерация

75549

71018

4531

36398

67.5

Центральный
федеральный округ

20177

19520

657

9378

68.3

Белгородская область

745

717

28

447

62.5

Брянская область

653

610

43

364

64.2

Владимирская область

773

725

48

377

67.3

Воронежская область

1133

1075

58

659

63.2

Ивановская область

567

540

26

289

66.2

Калужская область

550

524

25

246

69.1

Костромская область

372

359

13

176

67.9

Курская область

597

563

35

311

65.8

Липецкая область

614

588

26

306

66.7

Московская область

3752

3657

95

1568

70.5

Орловская область

423

398

25

222

65.5

Рязанская область

585

558

26

333

63.7

Смоленская область

523

486

37

258

66.9

Тамбовская область

566

523

43

302

65.2

Тверская область

709

681

28

366

66.0

Тульская область

787

760

27

450

63.6

Ярославская область

719

688

31

323

69.0

г. Москва

6111

6068

44

2380

72.0

Северо-Западный
федеральный округ

7723

7353

370

3091

71.4

Республика Карелия

384

356

28

168

69.6

Республика Коми

568

530

38

213

72.7

Архангельская область

683

637

46

328

67.5

в том числе Ненецкий АО

23

22

2

9

73.0

Вологодская область

663

631

32

293

69.4

Калининградская область

546

506

40

207

72.6

Ленинградская область

915

863

52

397

69.7

Мурманская область

520

482

38

184

73.8

Новгородская область

349

331

18

162

68.3

Псковская область

373

350

24

180

67.4

г. Санкт-Петербург

2722

2667

55

959

73.9

Южный
федеральный округ

11269

10143

1126

6227

64.4

Республика Адыгея

210

192

18

131

61.5

Республика Дагестан

1255

1056

199

658

65.6

Республика Ингушетия

164

86

78

179

47.8

Кабардино-Балкарская Республика

413

363

51

275

60.0

Республика Калмыкия

150

124

26

68

68.8

Карачаево-Черкесская Республика

208

178

30

117

64.0

Республика Северная Осетия - Алания

343

305

38

191

64.3

Чеченская Республика

459

292

166

333

57.9

Краснодарский край

2598

2469

129

1402

64.9

Ставропольский край

1369

1262

107

747

64.7

Астраханская область

539

497

42

236

69.6

Волгоградская область

133 1

1229

102

733

64.5

Ростовская область

2229

2089

140

1156

65.9

Приволжский
федеральный округ

15931

14957

974

7886

66.9

Республика Башкортостан

2027

1925

102

1092

65.0

Республика Марий Эл

379

344

35

176

68.3

Республика Мордовия

475

464

11

194

71.0

Республика Татарстан

1946

1850

96

981

66.5

Удмуртская Республика

831

766

65

373

69.0

Чувашская Республика

685

618

67

319

68.2

Пермский край

1451

1342

109

683

68.0

Кировская область

793

745

48

326

70.9

Нижегородская область

1797

1704

92

861

67.6

Оренбургская область

1069

994

75

593

64.3

Пензенская область

700

649

51

407

63.2

Самарская область

1777

1694

84

763

70.0

Саратовская область

1317

1221

96

749

63.7

Ульяновская область

684

641

43

368

65.0

Уральский
федеральный округ

6645

6319

326

3033

68.7

Курганская область

461

418

43

291

61.3

Свердловская область

2416

2297

118

1067

69.4

Тюменская область

1932

1832

100

739

72.3

в том числе: Ханты-Мансийский АО

887

836

51

313

73.9

Ямало-Ненецкий АО

338

319

19

92

78.6

Челябинская область

1836

1771

65

935

66.3

Сибирский
федеральный округ

10247

9436

811

5130

66.6

Республика Алтай

101

88

12

51

66.4

Республика Бурятия

477

426

51

261

64.6

Республика Тыва

127

104

23

95

57.1

Республика Хакасия

271

253

18

148

64.8

Алтайский край

1300

1205

95

683

65.5

Забайкальский край

533

455

78

327

62.0

Красноярский край

1526

1427

99

770

66.4

Иркутская область

1347

1236

111

615

68.7

Кемеровская область

1492

1401

91

733

67.1

Новосибирская область

1446

1343

102

648

69.0

Омская область

1072

980

92

526

67.1

Томская область

556

518

38

272

67.2

Дальневосточный
федеральный округ

3557

3290

268

1654

68.3

Республика Саха (Якутия)

504

461

44

217

69.9

Камчатский край

210

192

18

76

73.3

Приморский край

1102

1016

86

523

67.8

Хабаровский край

774

712

62

365

68.0

Амурская область

436

418

19

257

62.9

Магаданская область

106

99

6

33

76.4

Сахалинская область

305

282

23

118

72.0

Еврейская автономная область

89

81

9

58

60.8

Чукотский автономный округ

32

31

1

8

80.2

Безработица. В конце февраля 2009г., по оценке, 6,4 млн.человек, или 8,5% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 2,0 млн.человек, в том числе 1,7 млн.человек получали пособие по безработице.
Таблица 2
Динамика численности безработных на конец месяца

Общая численность
безработных
1)

Численность официально
зарегистрированных безработных

тыс.
человек

в % к

тыс.
человек

в % к

соответ-
ствующему
периоду
предыдущего года

преды-
дущему
периоду

соответ-
ствующему
периоду
предыдущего года

преды-
дущему
периоду

2008г.

Январь

4954

94,2

107,7

1552

89,1

99,9

Февраль

5308

98,5

107,1

1574

90,2

101,4

Март

4904

96,6

92,4

1534

89,7

97,5

I квартал (в среднем за месяц)

5055

96,5

115,8

1553

89,7

104,2

Апрель

4500

94,4

91,8

1478

90,0

96,3

Май

4097

91,9

91,0

1397

88,7

94,5

Июнь

4222

96,1

103,1

1332

89,3

95,3

II квартал (в среднем за месяц)

4273

94,2

84,5

1402

89,3

90,3

Июль

4347

100,4

103,0

1317

89,4

98,9

Август

4472

104,9

102,9

1294

88,9

98,2

Сентябрь

4744

111,4

106,1

1247

88,2

96,4

III квартал (в среднем за месяц)

4521

105,6

105,8

1286

88,9

91,7

Октябрь

5016

118,0

105,7

1245

87,7

99,8

Ноябрь

5289

124,6

105,4

1304

87,1

104,8

Декабрь

5800

126,1

109,7

1522

98,0

116,7

IV квартал (в среднем за месяц)

5368

123,0

118,7

1357

91,1

105,5

Год (в среднем за месяц)

4804

104,3

1400

89,7

2009г.

Январь

6100

123,1

105,2

1708

110,1

112,2

Февраль

6400

120,6

104,9

2012

127,8

117,8

1) С декабря 2008г. - данные предварительные.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Концепция развития сети технопарков в Республике Казахстан
Курсовая работа Государственный бюджет и проблема его сбалансированности
Курсовая работа Жилищно-коммунальное хозяйство
Курсовая работа Эксплуатация и ремонт электроподвижного состава
Курсовая работа Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте
Курсовая работа Изучение феномена тревожности у студентов первого курса
Курсовая работа Управление персоналом предприятия
Курсовая работа Эффективность менеджмента и пути ее повышения
Курсовая работа Программное обеспечение бизнес-планирования
Курсовая работа Организация автотранспортного предприятия
Курсовая работа Нетрадиционные уроки при преподавании технологии в школе
Курсовая работа Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте
Курсовая работа Финансовая отчетность организации (предприятия)
Курсовая работа Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические
Курсовая работа Межбанковские расчеты