Контрольная работа по предмету "Финансы, деньги и налоги"


Финансовые риски


Контрольная работа

По предмету: Экономическая безопасность

Тема: Финансовые риски

План

1. Угрозы и риски предпринимательского проекта.

2. Стратегии и методы менеджмента риска.

3. Менеджмент риска в антикризисном управлении.

4. Страхование.

1. Угрозы и риски предпринимательского проекта (бизнес-плана)

Сущность и основные категории менеджмент риска. Классификация рисков

Практически все виды деятельности связаны с определенным уровнем риска. По своей сути риск проявляется как непредвиденные потери.

Риск - возможная опасность непредвиденных потерь, вытекающая из изменения окружающей среды, потребностей потребителей, из-за развития НТП.

Как экономическая категория, риск - событие, которое может произойти или не произойти.

Поэтому риск невозможно заранее учесть или вычислить. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

убыток (отрицательный результат);

нулевой;

получение прибыли (положительный результат).

Избежать риск в условиях рыночных отношений нельзя, поэтому главная задача менеджмента риска - научиться выявлять симптомы риска:

Прогнозировать поведение в рисковой ситуации (разрабатывать имитационные и прогнозирующие модели);

Необходимо регулировать и управлять рисковой ситуацией.

Поэтому менеджмент риска разрабатывает систему мер, методы выявления признаков риска, позволяющие в определенной степени прогнозировать сам факт наступления рискового события.

По своей целевой направленности риск может носить определенный характер, поэтому риски подлежат классификации (см. рис 1.).

Основным этапом работы с риском является анализ ситуации и прогноз возможных потерь. Для этого необходимо проводить анализ потенциальных источников риска и выявлять области деятельности, которые в будущем могут привести к серьезным потерям. Прогноз должен быть направлен как на анализ уже известных ранее событий, так и на области деятельности, которые раньше не рассматривались как потенциально опасные.

Исходной позицией проведения анализа является разработка стратегии и стратегических сценариев поведения внешней окружающей среды. Сценарий может включать специально отобранные факторы. Рекомендуется включать как можно больше факторов и на основе стратегического анализа прогнозировать организационное поведение фирмы. Для этого необходимо систематизировать внешние источники риска и установить взаимосвязь с внутрифирменными потенциальными элементами работы фирмы.

Рис. 1. Классификация рисков.

На первом этапе разработки сценариев необходимо выявить внутрифирменные источники риска:

Возможные потери в материальной сфере производства (уровень технологий, инфраструктуры, старение оборудования, ресурсное обеспечение);

Возможные потери в финансовом обеспечении (уровень налогов, доходность по отдельным сегментам, жизненные циклы продукции);

Возможные потери в организации труда и производства (потери рабочего времени, неквалифицированная организация рабочих мест);

Возможные потери в организации коммерческой деятельности (недостаточный учет конкуренции, слабая реклама, неэффективная форма торговли).

После накопления информации по внутрифирменным признакам и факторам, необходимо систему риска распределить по уровням:

Известные риски (события, приводящие к риску).

Предвиденные риски.

Непредвиденные риски.

Известные риски - это те, которые уже встречались и могут быть реализованы с высокой степенью точности. Типичные - не выполнение работ к намеченному сроку, выход из строя оборудования, технологий, хищения, порча и т.д.

Для учета известных рисков применяются методы, позволяющие идентифицировать ситуацию.

Предвиденные риски - это те, возможность появления которых подсказывает интуиция или опыт руководителя, специалиста. Например: выход из строя оборудования, возможные издержки в поставке комплектующих и др.

Непредвиденные риски - это те потенциальные угрозы нанесения ущерба, относительно которых нельзя прогнозировать. Эти риски связаны с резким изменением политической ситуации, изменение поведения партнеров, изменение банковской системы и др.

Анализ угроз и рисков в предпринимательстве.

При составлении бизнес-плана необходимо сразу оценить и определить рисковые направления будущей деятельности. В связи с этим нужно иметь представление о возможных потерях, составить классификацию рисков, определить причину их возникновения и факторы, которые могут усилить потери и сглаживать их.

В первую очередь необходимо различать три основных категории:

1. Расход - определяется в смете и заранее известен.

2. Убыток - связан с глобальным воздействием.

3. Потери - вероятностные события, которые невозможно предвидеть. Это и есть риски. Величину рисков можно прогнозировать и выражать как в абсолютных, так и в относительных величинах.

Для расчета уровня потерь и разработки программы по снижению риска необходимо выделить потери в следующих видах:

Материально - ресурсные потери;

Финансовые потери;

Трудовые;

Временные;

Информационные;

Торгово-коммерческие;

Производственно - технологические;

Социальные.

Различные виды потерь имеют свои единицы измерения в натуральном выражении. Для расчетов удобнее измерять материальные потери или в тех же единицах, или в стоимостном выражении.

Возникает задача - свести воедино потери, измеряемые в различных единицах и выразить их единой величиной. Поэтому потери в физическом измерении переводятся в стоимостное выражение путем умножения потери на цену. Надо отдельно определить натуральную величину, а затем интегральную стоимость.

Для оценки общего уровня риска необходимо на первом этапе рассматривать структуру потерь в зависимости от вида предпринимательской деятельности в соответствии со стратегиями. Сначала выделяется блок производственных потерь. Эти потери характеризуются снижением намеченных объемов производства и реализации вследствие наступления события потерь (простои оборудования, потери рабочего времени и др.).

Вероятные потери в стоимостном выражении можно определить:

П = Q* Ц, где

П - потери;

Q - изменение объема продукции;

Ц - цена реализации.

Другой фактор потерь - снижение цен реализации в связи с недостаточным качеством продукции, неблагоприятным изменением конъюнктуры рынка. В этом случае потери определяются:

П = Ц * Q, где

Ц - изменение цены продукции.

Третий фактор - повышение материальных затрат (перерасход сырья, материалов, энергии).

П = М1Ц1 + М2Ц2 + ...+ М n Ц n, где

М - перерасход материальных ресурсов;

Ц - цена единицы ресурса.

Второй блок - оценка потерь при коммерческом предпринимательстве.

Основным фактором, влияющим на потери в коммерческом производстве является повышение закупочной цены. В этом случае потери определяются:

П = Ц * Q, где

Ц - повышение закупочной цены;

Q - объем продаж.

Второй фактор - непредвиденное снижение объема закупок. Вызывает уменьшение прибыли. Снижаются потери, доход, расходы. Снижается часть условно - постоянных расходов.

Третий фактор - потеря товаров в процессе обращения (транспортировка, хранение и др.)

Уровень потерь измеряется:

П =Q * Ц, где

Q - количество испорченного товара;

Ц - снижение цены.

Четвертый фактор - повышение издержек обращения ведет к снижению прибыли.

Пятый фактор - снижение цены реализации.

П = Q * Ц

Шестой фактор - снижение объема реализации, в зависимости от спроса, конкуренции, ограничения на продажу.

Третий блок - потери в финансовой сфере.

Важно определить точку финансовых потерь. Нужно учитывать фактор времени и характер конъюнктуры в данный момент.

Анализ и оценка коммерческого риска фирмы.

В условиях предпринимательства можно определить конкретные показатели уровня потерь, поэтому на первом этапе приходиться ограничиваться упрощенными подходами, т.е. оценивать риск по каким-либо основным показателям или определить интегральный показатель. Поэтому принято выделять определенные зоны риска, в зависимости от величины потерь (рис. 2):

1 зона - безрисковая : потери не ожидаются;

2 зона - область, в пределах которой данный вид деятельности является целесообразным, т.е. потери меньше ожидаемой прибыли;

3 зона - возможность наступления потерь в размере выше величины ожидаемого дохода;

4 зона - потери превышают выручку и прибавляются к стоимости имущества, т.е. всего капитала фирмы.

5 зона - катастрофический риск приводит фирму к банкротству, к прекращению предпринимательской деятельности.

В практической деятельности устанавливаются предельные показатели риска для каждой зоны:

- B допуст.< Ккр = 0,1 - это означает, что не следует идти на коммерческую сделку, если в 10 случаях из 100 можно потерять прибыль или величину потерь, приближенную к прибыли.

- В критич. Кк.р. = 0,01 - это означает, что в этой ситуации, когда потери приближаютя к величине дохода, можно допустить 1 случай из 100.

- В катастр. К к.р. = 0,001.

Вероятность

наступления

события

Прибыль Доход Потери

Безриск. Зона допус- Зона критичес- Зона катастрофи-

зона тимого риска кого риска ческого риска

Рис.2. Зоны риска.

Во всех случаях желательно, чтобы показатель критического риска был меньше предельной величины (В). Таким образом, знание величины риска позволяет принять решение о заключении предпринимательской сделки, договора. При этом необходимо определить все основные направления рисков потерь, общей суммы, и провести анализ относительно предельных коэффициентов. В результате необходимо построить график и определить зону, в которой может оказаться фирма.

Для расчета зоны риска применяются различные методы:

1. Статистические;

2. Экспертные;

3. Расчетно-аналитические.

Статистический метод состоит в том, что предварительно изучается существующая статистика потерь, имеющих место в аналогичных сделках и проектах, устанавливается частота появления уровня потерь. Частота потерь определяется экспертным путем или определяется как вероятность возникновения данного вида потерь. По значению вероятности возникших потерь строится кривая риска.

Экспертный метод - осуществляется на основе разработки экспертных данных группой специалистов, имеющих опыт работы с рисками. Они дают оценку вероятности возникновения потерь определенных уровней, по которым можно найти среднее значение экспертных оценок. Затем по средним оценкам строится кривая риска.

Расчетно-аналитический метод. В настоящее время применяются методы: теория игр, теория подобий, теория массового обслуживания, которые строятся на вероятностных методах.

Идентификация.

Для расчета уровня риска целесообразно разработать модель идентификации рисков. Она позволяет более четко определить основные направления возникновения потерь, осуществить прогноз наступления вероятностных событий, провести анализ и определить уровень риска, т.е. показатели уровня риска и соответственно зону рисковой деятельности для конкретной фирмы. Особое место занимает прогноз, который осуществляется как по известным направлениям, так и по областям, которые не рассматривались ранее как потенциально опасные. Для проведения стратегического анализа прорабатывается сценарий развития внешней среды. Эти сценарии содержат прогнозы по следующим направлениям:

- прогноз роста спроса по отдельным видам предпринимательской деятельности (продукта);

- прогноз доли рынка по каждому продукту;

- прогноз сбыта в натуральном и стоимостном выражении;

- прогноз прямых затрат на определенные объемы сбыта (по каждому товару и сегменту);

- прогноз затрат и финансовое обеспечение по плановым периодам, отдельным продуктам и сегментам.

По каждому прогнозу рассчитывается прибыль, выручка, издержки; определяются возможные потери и убытки. Рассчитываются показатели, характеризующие финансовую деятельность: рентабельность капитала, коэффициент задолжности. Затем рассчитывается прогноз основных статей баланса и финансового состояния фирмы. При анализе сценариев необходимо выделять ситуации, возникновение которых приведет к возможным потерям и отклонениям. В этом случае необходимо сделать анализ на экономическую безопасность фирмы, для этого необходимо проанализировать:

- деятельность основных конкурентов в данном сегменте рынка;

- деятельность зарубежных производителей - конкурентов;

- анализ эффективности товаров - заменителей;

- анализ финансовой надежности поставщиков;

- проблемы снижения цены и их причины;

- анализ неплатежеспособности покупателей;

- анализ ограничений для экспорта;

- анализ изменения условий поставки на товары и ресурсы;

- анализ возможного увеличения % ставки за кредит;

- анализ изменения налогового законодательства;

- анализ возможности появления неожиданных исков и штрафов.

Заключительным этапом идентификации рисков является отнесение их к определенным категориям:

1. Известные риски;

2. Предвиденные риски;

3. Непредвиденные риски.

2. Стратегии и методы менеджмента риска

Концепция организации менеджмента риска.

Основная цель менеджмента риска: выявление, прогнозирование и работа с риском.

Менеджмент риска - это комплекс управленческих воздействий, позволяющих своевременно выявлять всевозможные потери и по возможности сохранить доход и получаемую прибыль.

Менеджмент риска предполагает решение комплексных задач:

Выявление характера возможных потерь;

Прогнозирование изменения факторов, определяющих возможность потерь;

Определение характера и места риска в системе организационно-экономических отношений фирмы;

Оценка уровня риска;

Выбор способов и методов оценки уровня риска;

Разработка методов имитации и идентификации возможных рисков;

Разработка мер безопасности фирмы;

Оценка формирования венчурного капитала фирмы с учетом возникших рисков;

Организация и проведение проверки основных предпринимательских проектов на уровень риска;

Организация менеджмента риска при антикризисном управлении.

В менеджменте риска выделяются субъекты, осуществляющие работу с капиталом, но они неоднозначно относятся к восприятию уровня риска, поэтому по отношению к степени риска хозяйствующие субъекты подразделяются на следующие категории:

Предприниматель - тот, кто организует предпринимательство, вкладывает капитал на свой страх и риск.

Инвестор - тот, кто при вложении капитала думает о минимизации риска.

Спекулянт - тот, кто готов идти на определенный заранее рассчитанный риск с положительным эффектом.

Игрок - тот, кто готов идти на любой риск во имя самой игры.

Система управления риском предполагает разработку стратегии и тактики работы с риском.

Стратегия - это прогнозирование рисков, выявление и определение их характера, а также разработка правил работы с рисками, прогнозирование его возможной величины.

Стратегия работы с риском предполагает установление характера риска, и прогнозирование его возможной величины. На основе стратегий фирма конкретизирует свои действия, свое внимание на потенциальных возможностях борьбы с риском.

На основе разработки стратегий осуществляется составление тактических мероприятий.

Тактический механизм представляет собой конкретные методы, способы, приемы управления рисками в зависимости от конкретных целей.

Особое значение для менеджмента риска имеет информационное обеспечение, которое состоит из различного рода и вида информации. Особой трудностью является получение информации о динамике факторов рыночной экономики. Большое значение имеет аналогичный опыт специалиста по выявлению возможных потерь. Многие виды информации часто составляют предмет коммерческой тайны. Финансовый менеджер должен анализировать большие объемы информации.

В менеджменте риска выявляются специалисты по страхованию.

Аквизитор - агент страховых компаний.

Актуарий - официально уполномоченное лицо, которое проводит финансовые расчеты и организует нормы при страховании риска.

В менеджменте риска выделяют 2 вида функций:

Связана с субъектами и выражается в стратегическом механизме, а также в принятии решений по установлению рисков, уровня и методов риска.

Относится к процессам страхования риска, определение характера и вида рисковых отношений.

Концепция менеджмента риска предполагает организацию работы по управлению рисками в широком плане:

1 этап организации менеджмента риска - определение целей рисковой деятельности. Целевая стадия в менеджменте риска представляет собой оценку результата, который необходимо получить. Результат может быть в виде прибыли, может быть выражен убытком. Любое действие, связанное с, риском должно быть целенаправленно. Непосредственное определение целей риска связано с потерей капитала, и поэтому имеет серьезное значение.

2 этап - получение информации. Это проведение маркетинговых исследований, большая аналитическая работа, выявление уровня негативных последствий и угроз.

3 этап - определение вероятности наступления данного события. Здесь необходимо проигрывать целый ряд альтернатив, давать им оценку и определять возможный уровень потерь. Здесь необходимо учитывать изменчивость факторов и возможный уровень их энтропии.

4 этап - разработка и анализ вариантов сопоставления уровня риска по вложенному капиталу с уровнем прибыли. В этом случае рассчитывается зона риска, коэффициенты риска и определяется место фирмы в рисковом поле. На этом этапе могут разрабатываться имитационные модели.

5 этап - разработка стратегий по управлению рисками. Здесь должна работать группа специалистов, которые, используя полученный материал и выводы по имитационным моделям, разрабатывают комплекс стратегий по всем видам и направлениям рисковой деятельности. Разработка стратегии с оценкой предварительного уровня риска - исходный материал для разработки тактических мероприятий.

6 этап - разработка тактики. Здесь осуществляется выбор методов работы с риском в соответствии с его спецификой. Если уровень риска носит чисто вероятностный характер и имеет слабый сигнал, необходимо разрабатывать сценарии, а также учитывать результаты идентификации рисков. Результаты этого этапа следует доводить до коллектива в целях снижения остроты психологического восприятия рисков коллективом.

7 этап - учет психологического восприятия рисковых решений. Это разъяснительная работа.

8 этап - разработка программы действий по снижению риска. Программа должна сопровождаться распределением мероприятий по субъектам управления, по срокам и ресурсам.

9 этап - организация выполнения разработанной программы. Здесь необходим поисковый режим: достаточно ли ресурсов, информации, достаточен ли уровень квалификации специалистов.

10 этап - механизм обеспечения и контроля за ходом выполнения намеченных мероприятий. Особое значение имеет контроль за слабыми сигналами (непредвиденные риски).

11 этап - анализ и оценка результативности выбранных рисковых решений и воздействия риска (реальные потери). Выработка дополнительных решений по корректировке работы с риском.

Данный алгоритм работы с рисками является предметом деятельности менеджмента риска. Во всех случаях важно определить действительную стоимость потерь и их воздействия на механизм финансово - экономической деятельности фирмы.

Стоимость риска - фактические убытки, а также затраты по снижению величины этих убытков или затраты по возмещению этих убытков и их последствий.

Важна правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска, что дает возможность представлять весь объем возможных убытков и составить ряд мероприятий по их возмещению.

На основе полученной информации финансовый менеджер разрабатывает различные варианты рискового вложения капитала. Это делается на основе сопоставления возможных потерь с уровнем прибыли.

Разработка стратегий менеджмента риска.

Стратегии менеджмента риска определяют основные направления рисковой деятельности и правила управления риском. Основываются стратегии на прогнозировании вероятности наступления рискового события.

Программа разработки стратегии представляет собой основные принципы и закономерности работы с риском. На основе стратегий принимаются рисковые решения, а также осуществляется выбор способов и методов снижения рисков.

Стратегии разрабатываются специальной службой. На крупных предприятиях - отдел рискового вложения капитала. На малых и средних предприятиях - финансовым менеджером.

Основные функции службы:

- Сбор, обработка и анализ информации об изменениях окружающей среды и возможностях наступления рискового события.

- Определение степени воздействия ожидаемого риска.

- Оценка стоимости ожидаемого риска.

- Разработка стратегий и правил работы с рисками.

- Разработка программы рисковых решений и организация выполнения этой программы.

- Непосредственное участие в разработке инновационных проектов и формирование портфеля ценных бумаг.

- Разработка условий для страхования рисков.

- Совершенствование методов управления рисками на основе разработки имитационных моделей и сценариев наступления рисковых событий.

- Оценка суммы потерь и уровень возмещения убытков относительно экономических параметров фирмы.

- Ведение учета, контроля и отчетности по работе с рисками.

- Разработка мероприятий по снижению психологического барьера восприятия рисковой информации.

Для разработки стратегии в менеджменте риска применяются следующие правила:

1. Правило максимального выигрыша: из возможных вариантов рисковых вложений капитала выбирается вариант, дающий максимальную эффективность результата, т.е. выигрыша (прибыли, дохода) при вполне допустимом риске.

2. Оптимальная вероятность результата: из возможных решений выбирается то, при котором вероятность результата является достаточно приемлемой величиной для предпринимателя, т.е. соответствует предпринимательскому коэффициенту потерь.

3. Оптимальная колеблемость результата: колеблемость результатов выражается их дисперсией - средним квадратным отклонением и коэффициентом вариации. Из возможных решений выбирается то при котором вероятности выигрыша имеют небольшой разрыв, т.е. наименьшую амплитуду колебания, и, следовательно, по наименьшей величине дисперсии.

4. Оптимальное сочетание выигрыша и величины риска: менеджер оценивает ожидание величины выигрыша и величины убытков, т.е. риска и принимает решение вложить капитал в то мероприятие, которое позволяет получить ожидаемый выигрыш и допустить минимум риска.

Правила принятия решения дополняются способами выбора варианта решения.

Существуют следующие способы выбора решений:

Выбор варианта решения при условии, что известны вероятности возможных хозяйственных ситуаций.

Выбор варианта решения при условии, что вероятности возможных хозяйственных ситуаций неизвестны, но имеются оценки их относительных значений.

Выбор варианта решения при условии, что вероятности возможных ситуаций неизвестны, но существуют основные направления оценки результатов вложенных капиталов.

Во всех случаях перед менеджером возникает проблема: найти наиболее рентабельный вариант вложения капитала. Для принятия решения о выборе варианта вложения капитала необходимо определить величину риска и сопоставить ее с нормой прибыли на вложенный капитал.

Таким образом, результатом оценки вложенного капитала может быть:

1. Выбор максимального результата из минимальной величины;

2. Выбор минимальной величины риска и максимальных рисков;

3. Выбор средней величины результата вложения капитала.

Таким образом, работа по разработке стратегии риска является основой организации всей работы по управлению риском.

Методы менеджмента риска.

Основной сложностью управления рисками является правильный выбор методов и способов регулирования рисков. Совокупность методов состоит из средств разрешения рисков и способов снижения степени рисков. Средствами разрешения рисков являются:

- избежание риска;

- удержание риска;

- передача риска;

- снижение (регулирование) риска.

Избежание риска - применяется, когда уровень риска слишком велик, применяется в крайних случаях, т.к. в большинстве случаях избежать риск невозможно.

Удержание риска - это риск, оставляемый за предпринимателем и инвестором. Все действия предприниматель осуществляет на свой страх и риск, т.е. ни передать, ни избежать риска в данном случае невозможно. Риск как бы удерживается на уровне субъекта.

Передача риска - инвестор или предприниматель передает ответственность за риск, например, страховой компании. Передача риска осуществляется также через разделение риска договором, т.е. часть риска переносится на другого участника.

Снижение риска - снижение вероятности риска. Для этого могут применяться различные приемы:

- диверсификация инвестированных средств в различные проекты, товары, изделия, акции различных организаций;

- приобретение дополнительной информации о степени риска и результатах;

- лимитирование;

- самострахование;

- страхование;

Диверсификация представляет собой распределение капиталовложений между различными объектами вложения средств, которые между собой не связаны в финансовом отношении. Диверсификация позволяет за счет распределения капитала распределить риск между разнообразными видами деятельности, например, покупка акций различных компаний.

Приобретение дополнительной информации о степени риска и результатах - для определения уровня риска полнота информации играет решающую роль. Для принятия рисковых решений менеджер должен оценивать результат вложения капитала. Ограниченность информации приводит к резкому возрастанию уровня риска. Поэтому информация в этом случае является экономической категорией и выступает в качестве товара. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо вложения капитала или приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимости, когда информация неполная. Получать информацию более 80% очень сложно и дорого, т.к. сказывается влияние закона предельной полезности факторов производства и информации.

Лимитирование - это установление предельных норм расходов. Лимитирование является важным и вполне доступным приемом снижения степени риска. Лимитирование применяется почти во всех банковских и финансовых институтах. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит.

Самострахование означает, что предприниматель подстраховывается сам за счет своих средств при оценке уровня риска. Оно осуществляется в различных формах и существует на предприятиях в виде различных фондов. Предприниматели формируют фонд риска или страховой фонд. В некоторых случаях такие фонды могут создаваться в виде запасов сырья, материалов, а также в стоимостном выражении. Денежный фонд позволяет покрывать непредвиденные расходы.

В акционерном обществе в резервный фонд зачисляется эмиссионный доход, т.е. сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной при их реализации. Эта сумма не подлежит использованию или распределению, но может быть использована при реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд АО используется для финансовых непредвиденных расходов, на выплату % по акциям в случае недостатка прибыли на эти цели.

Создание резервных фондов во всех случаях позволяет обеспечить развитие предприятия в условиях риска.

3. Менеджмент риска в антикризисном управлении

Методы оценки и имитации риска.

В условиях работы с предприятием, которое имеет признаки кризисной ситуации, значительно возрастает роль управления риском. Оценка кризисных тенденций предполагает определение характера и уровня рисковых потерь. В этом случае необходимо пройти весь алгоритм стратегического управления и выхода в стратегическую зону хозяйствования, т.е. в определенный сегмент риска.

Для оценки риска необходимо определить характер рисковой ситуации, т.е. определить атрибуты риска:

- время наступления рискового события;

- сила воздействия неблагоприятных рисковых событий.

Однако направлений риска в этом случае большое множество и их прогноз затруднителен, поэтому необходимо выделить различные методы оценки, в зависимости от группы и характера событий:

Метод оценки частных рисков связаны с отдельными решениями в области сбыта, ценовой политики. Методы эти по отдельным товарам должны быть направлены на выявление рисковых событий, как в окружающей среде, так и внутренних факторов, вызывающих риск.

Методы оценки общего глобального риска на макроуровне. Общие методы могут быть выражены идентификацией риска и включать результаты оценки полученного частными методами, т.е. по отдельным составляющим. При этом необходимо также разделять на известные, предвидимые и непредвидимые риски. При разделении на группы, разделяются и применяемые методы: для известных рисков - простейшие методы, для непредвиденных - вероятностные методы.

При рассмотрении предвидимых рисков необходимо разрабатывать сценарий, который может представить полную картину взаимосвязей. Если существует недостаток информации применяется метод экспертного построения сценария, так называемый корректировочный метод. В этом случае сценарии разрабатываются поэтапно, на основе экспертных оценок.

В случаи непредвиденных рисков серьезной проблемой является вероятностное распределение оценочных показателей, т.к. практически всегда значение таких оценочных показателей не линейно зависит от окружающих факторов, поэтому в сложных ситуациях разрабатывается имитационная модель на основе методов имитации риска.

Предвиденные риски могут быть снижены за счет применения методов диверсификации и использования резервных фондов. В таких случаях необходимо широко использовать защитные методы, так называемые превентивные меры (например, охрана).

К числу непредвиденных рисков относятся изменение политической ситуации, банковской системы, налогообложения и т.д., в результате которых приходиться вносить существенные изменения в сценарии или разрабатывать новые имитационные модели. При этом нужно максимально использовать систему резервов.

Можно выделить следующие системы резервов:

резервы компенсационных выплат на покрытие непредвиденных расходов;

резервы на покрытие непредвиденного подорожания каких - либо материалов и т.п.;

резервы на покрытие неучтенных работ, операций, услуг.

В ряде случаев рациональным способом является передача и распределение риска между субъектами, а также передача части риска третьему лицу - страховой компании. Основными видами страхуемых рисков являются:

технический;

финансовый;

страхование перевозок;

строительных работ;

гарантийных обязательств;

и т.д.

Однако страхование происходит после четкого имитирования и до количественной оценки величины риска. Чаще всего используется комплексный подход.

Особое место занимают методы имитации риска. Они строятся на применении статистического анализа.

1. В рамках имитационного анализа риска устанавливается вероятностный уровень наступления рискового события.

2. Общая оценка вероятности риска.

3. Делается вывод о целесообразности данной ситуации.

Оценка параметров распределений методов имитации осуществляется поэтапно:

уточняется состав входящих данных, необходимых для исчисления. Определяется уровень известности или предвиденности рисковых факторов. Делается экспертное заключение о вероятности реализации их возможных значений. Устанавливаются стохастические связи между отдельными величинами и корреляционная зависимость между ними.

осуществляется генерация значений оценочных показателей и разрабатывается имитация различных условий их реализации. Делается статистическая обработка полученных значений, в виде обработки выборки. Строятся диаграммы, графики.

проводится экономический анализ по расчету основных параметров по отношению к уровню риска. При этом в имитационную модель необходимо закладывать данные с примерно одинаковыми уровнями неопределенности. Рекомендуется следующий набор агрегированных величин:

§ объем сбыта по группам товаров или по отдельным товарам;

§ рыночные равновесные цены;

§ прямые затраты на единицу продукции;

§ инвестиционные расходы в отдельные периоды;

§ производственные издержки;

§ трансакционные издержки;

§ % ставка за кредит, налоговая ставка;

§ сроки ввода новых технологий и др.

В имитационную модель вводятся условные прогнозные показатели с предварительной оценкой точности прогнозирования. Для этого необходимо осуществить сравнение прогнозных и фактических данных. Для этого удобно использовать имитационную модель инвестиционного проекта и его реализации, т.к. инвестиционный проект имеет определенные закономерности. В этом случае можно ранжировать факторы в порядке их значимости и анализировать непредвиденные отклонения от расчета по следующим параметрам:

§ цены на продукцию в условиях отдельного сегмента;

§ объемы сбыта;

§ инвестиционные расходы по этапам;

§ постоянные расходы;

§ учет основных индикаторов макроэкономики ( темп инфляции, % ставки).

В этом случае можно вывести чувствительность конкретных оценочных показателей в зависимости от динамики факторов внешней окружающей среды. В результате необходимо определить чувствительность оценочных показателей и в целом проекта, и выявить решающий фактор.

Имитационная модель основывается на:

1. Распределение факторов риска.

2. Разработка сценариев.

3. Идентификация основных факторов производства.

4. Агрегирование частных сценариев в общий проект.

5. Интегральная оценка факторов риска с учетом ситуаций рынка.

В результате интегральной оценки могут иметь место два случая:

1. Имеющиеся сведения позволяют отнести анализируемые входные величины риска к известному типу.

2. Имеющихся сведений недостаточно для полной идентификации типа риска, распределения и интегральной оценки.

В первом случае задача идентификации сводиться к анализу и оценке параметров. Это значение определяется как материальное ожидание и среднеквадратическое отклонение.

Во втором случае форма обработки имеющихся данных зависит от того, является ли эта величина дисконтированной или непрерывной. В случае непрерывного распределения устанавливается диапазон и определяется наиболее ожидаемое значение. После этого проводиться линейная интерполяция. В случае высокой вероятности факторов риска им приписываются экспертные баллы и весовые коэффициенты, по которым строят функцию плотности распределения весов.

Рис.3. Блок-схема алгоритм имитации риска.

Оценка риска на основе стратегического анализа позиций фирмы на рынке.

Проводиться в следующих направлениях:

1. Оценка рациональности выбора общеэкономической стратегии.

2. Проведение SWOT анализа.

3. Стратегический анализ установления цены.

4. Стратегический анализ издержек фирмы методов оценки ценностей.

5. Стратегический анализ издержек фирмы с помощью матриц (БКГ, С. - Петербургской).

1. Общий анализ рациональности стратегий осуществляется по следующим позициям:

- оценка рейтинга фирма среди конкурентов;

- оценка возможностей приоритетов фирмы среди конкурентов;

- рациональность выбора стратегической зоны хозяйствования;

- оценка рыночной доли, предполагаемой прибыли и общих издержек производства.

На основе полученной информации делается предварительная оценка рациональности выбора стратегии фирмы.

2. SWOT анализ дает основную информацию по преимуществам и недостаткам фирмы, по потенциальным возможностям и внешним угрозам.

Основное предназначение SWOT анализа - оценка позиций фирмы в выбранной стратегической зоне хозяйствования и сбор информации для принятия стратегического решения:

Правильно ли выбрана стратегическая зона хозяйствования.

Как используются сильные стороны фирмы.

Какие преимущества имеют наибольшее значение для данного сегмента рынка.

Какие необходимо разработать правила организационного поведения в данной ситуации рынка.

Определить основные направления вложения капитала.

Какие проблемы повышения эффективности деятельности необходимо решать и что для этого нужно.

Какой уровень риска в результате оценки позиции фирмы.

Какой уровень риска возникает при решении дополнительных проблем.

Какие мероприятия необходимо разработать в целях снижения риска.

3. Анализ издержек методом цепочки ценностей. Основу этого метода составляет разработка и выделение организационно - обособленных этапов производственной деятельности, образующих центр прибыли и проведение оценки уровня издержек по каждому этапу. Для этого составляется схема отдельных этапов работы.

Данная цепочка предполагает определение издержек по отдельным процессам, процедурам и функциям обособленного цикла родственных работ. Анализ издержек включает в себя сравнение затрат с получаемой прибылью. Целесообразно оценить издержки относительно основных конкурентов, начиная от покупки сырья, материалов и их доставки на фирму. В итоге определяется себестоимость продукции относительно издержек по каждому этапу. При анализе издержек следует выделять те процессы, где возможно их снижение, регулирование. Это позволяет при инновационных приобретениях снизить издержки на определенных участках и увеличить капиталовложения в соответствии с потребностями жизненного цикла.

Цепочка ценностей является средством для стратегической оценки эффективности деятельности каждого подразделения, связей между видами деятельности внутри фирмы, а также за ее пределами.

Чтобы сделать общие выводы по оценке позиций фирмы в рынке, используются матрицы (БКГ, С. - Петербургская и др.).

Методы и технические особенности принятия решений в условиях риска.

Принятие решений в условиях риска связано с множеством проблем. Эффективность решений определяется правильным выбором стратегий и стратегической зоны хозяйствования. При реализации таких решений необходимо учитывать прогноз параметров рынка и нестабильность окружающей среды. В случае быстрых изменений менеджер должен выбрать соответствующую группу методов. Во всех случаях необходимо разработать альтернативные варианты организационного поведения фирмы. Менеджер также должен учитывать стратегию поведения конкурентов. Руководство фирмы должно правильно оценить состояние экономики, состояние конкурентной борьбы, настроение рынка. Чтобы помочь менеджеру принять правильное решение существуют различные методы, наиболее рациональными являются следующие:

1. Метод ожидаемой стоимости. Ожидаемая стоимость предполагает, что решение будет ориентироваться на оценку стоимости. В данном случае стоимость берется как условная стоимость. Ожидаемая стоимость - это условная стоимость события, умноженная на вероятность наступления данного события.

2. Подход к эффекту. Это расширение метода ожидаемой стоимости, т.к. он тоже учитывает вероятность наступления события. Здесь привлекается группа менеджеров, которая оценивает возможность инвестиций при наступлении различного уровня риска.

3. Использование критерия Лапласа для выбора варианта решения. Критерий Лапласа предполагает, что не существует оправданных причин полагать, что одно событие имеет большую вероятность наступления, чем другое. По этому критерию определяется уровень риска в соответствии с этапом жизненного цикла. На каждом этапе выбирается вариант с самой высокой ожидаемой стоимостью. В некоторых случаях проводиться оценка самого худшего варианта, т.е. определяется критерий пессимизма. В некоторых случаях проводится оценка лучшего варианта, выбирается критерий оптимизма, который предполагает снижение уровня риска до минимума или отрицает наступление рискового события.

4. Страхование

Сущность и виды страхования.

Страхование - это отношения по защите экономических интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий, названных страховыми случаями.

Страхование осуществляется за счет денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов. Страхование представляет собой экономическую категорию. Его сущность заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования. По сути - это кооперация по борьбе с рисковыми последствиями. Страхование является неотъемлемой частью социально - экономических отношений. Практически оно связано с возмещением материальных потерь, что служит основой для непрерывного процесса воспроизводства, т.е. снижению уровня потерь. Возмещение потерь производиться в денежной форме. Поэтому страхование выражается оборотом денежных средств. Страхование имеет правовое обеспечение, свои правовые нормы. Эти нормы установлены законодательством. В страховании участвуют два субъекта: страхователь и страховщик.

Страхователь - это хозяйствующий субъект или гражданин, уплачивающий взносы и вступающий в страховые отношения со страховщиком. Это лицо, заключившее договор страхования.

Страховщиком является хозяйствующий субъект, специально созданный для осуществления страховой деятельности. Страховщик признается субъектом, если он покупает лицензию на осуществление страховой деятельности.

Страхование является категорией распределения страхового фонда. Страховой фонд представляет собой специально созданный резерв денежных и материальных средств, формируемых за счет взносов страхователей и находящийся в оперативном управлении у страховщика. В общем случае к страховому фонду относится государственный резервный фонд, фонд страховщика и фонд коммерческого риска. Государственный фонд создается в централизованном порядке за счет общегосударственных ресурсов, в основном в денежной форме, в отдельных случаях и в натуральных величинах. Во всех случаях страховой фонд создается за счет широкого круга участников - страхователей.

Страховой интерес - это мера материальной заинтересованности. Он включает имущество, право на него или обязательство по отношению к нему, т.е. все то, что может быть предметом причинения материального ущерба страхователю или в связи с чем может возникнуть ответственность страхователя. Страховой интерес может быть полным (100%) или частичным. Частичный - интерес, какой-либо части общего интереса, которая находится под риском. В процессе страхования различают интересы страхователя: интерес владельца имущества. Он может заключатся не только в самом имуществе, но и в ответственности за убытки. Условия договора страхования предусматривают покрытие страхования только самого имущества, но может быть включено страхование и других интересов. Но во всех случаях интерес страхователя не должен превышать страховой суммы по договору.

Страховой интерес наступает с того момента, как он поставлен в такое положение, что он может понести ущерб в результате несчастного случая под воздействием риска.

Страховщик имеет интерес, заключающийся в возможности перестрахования. Между страхователем и страховщиком наступают отношения по страхованию, которые включают две группы:

1. по уплате взносов в страховой фонд;

2. по выплате страховой суммы.

Страхование ничего не создает, а распределяет созданный общественный продукт.

Четыре функции страхования:

1. Рисковая.

2. Предупредительная.

3. Сберегательная.

4. Контрольно-распорядительная.

Риск выражается возмещением риска.

Предупредительная функция выражается финансированием за счет средств страхового фонда. В страховой жизни категория страхования сближается с категорией кредита.

Сберегательная функция выражается в том, что при помощи страхования сберегаются страховые суммы. Это страховая защита семейных интересов.

Контрольно-распорядительная функция выражается в контроле за целевым формированием и распределением средств страхового фонда.

Объектами страхования являются имущественные интересы,

связанные с:

жизнью, здоровьем, пенсионным обеспечением;

с владением, пользованием, распределением;

возмещением причиняемого вреда.

Объекты страхования классифицируются:

личное;

имущественное;

страхование собственности.

Сострахование - вид страхования при котором два страховщика и более участвуют определенными долями в страховании одного и того же места.

Двойное страхование - страхование у нескольких страховщиков одного и того же интереса.

Страхование, как экономический процесс, имеет определенную технологию и организацию.

В менеджменте страхования выделяют следующие основные этапы:

- наступление рисковых обстоятельств. Анализ объективных и субъективных факторов, вызывающих рисковые обстоятельства.

- оценка стоимости риска;

- определение ситуации риска;

- страховая оценка страхового случая, оценка страховой суммы, определение страхового платежа;

- определение общего убытка.

Основная задача страховщика - тщательная оценка обстоятельств. Для этого изучается объект страхования, определяется его состояние. Состояние объекта может зависит от целого ряда факторов. Страховщик обязан отобрать наиболее ярко выраженные факторы. Процесс наблюдения и учета этих факторов - регистрация риска.

С помощью регистрации факторов, их необходимо разделить на объективные и субъективные факторы риска.

Объективные рисковые обстоятельства отражают объективный подход, действительность и не зависят от сознания людей.

Субъективные рисковые обстоятельства связаны с волей и сознанием людей и, как правило, связаны с нарушением техники безопасности т.п.

Оценка стоимости риска - определение вероятности наступления события, по случаю которого проводится страхование, включая стоимость последствий.

Стоимость риска зависит от соотношения объективных и субъективных факторов риска. Оценка стоимости риска определяется на основе изучения статистических данных с учетом частоты возникновения опасностей, по учету размера причиненного ими ущерба. Ситуация риска характеризует состояние объекта и сложившуюся обстановку.

Рисковые обстоятельства - исходные условия реализации риска, по которым исчисляется страховой взнос, страховая сумма и страховой платеж. Страховщик при определении страхового взноса, учитывает результаты анализа конкретной ситуации риска и определяет страховой платеж через систему тарифов, скидок и надбавок к исчисленному страховому взносу. Обычно скидки и надбавки устанавливаются в % или в фиксированной сумме страхового взноса. Рисковые обстоятельства позволяют оценить вероятность страхового события, само страховое событие и причиненный ущерб. Рисковые обстоятельства приводят к реализации риска, т.е. наступление страхового случая и предполагает страховую выплату. Страховым случаем является свершившееся событие в соответствии с договором страхования и законодательством, в результате которого наступает обязанность страховщика осуществить выплату страхователю. Последствия страхового случая выражаются в полном уничтожении или частичном повреждении объекта страхования.

В процессе составления договора страхования должна оцениваться действительная стоимость объекта страхования, т.е. страховая стоимость. Страховая оценка служит основным исходным показателем для всех случаев страхования.

Список используемой литературы

1. Гуськов Н.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов России. М., «Алгоритм», 2000.

2. Измалков А.В. Управление безопасностью социально-экономических систем и оценка его эффективности: Монография. М.: Компания Спутник +, 2003.

3. Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 1998.

4. Олейников Е.А. Основы экономической безопасности. М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1997.

5. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки / Под ред. В.К. Сенчагова, М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998 .

6. Закон РФ “О безопасности” от 5 марта 1992 г. № 2446-1.

7. Указ Президента РФ “О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)” от 29 апреля 1996 г. № 608;

8. Указ Президента РФ “Об утверждении концепции национальной безопасности РФ” от 17 декабря 1997г. № 1300;

9. Указ Президента РФ “О структуре аппарата Совета Безопасности РФ” от 15 марта 1999 г. № 333.

10. Постановление ГД “Об экстренных мерах по выводу РФ из кризиса” от 17 февраля 1999г. № 3669-II ГД.

11. Постановление СФ ФСРФ “О законодательном обеспечении экономической безопасности РФ” от 8 августа 1996 г. № 327-СФ;

12. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996.

13. Беляев В., Кошкин С. Теория и практика антикризисного управления. М.: Закон и право, 1996.

14. Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. СПб.: Питер, 2002.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :