Конспект лекций по предмету "Бухгалтерский учет"


Лекция 27. Порядок проведения инвентаризации

- Инвентаризационные и рабочие комиссии
- Общий порядок инвентаризации
- Инвентаризация денежных средств в кассе
- Инвентаризация ценных бумаг и бланков
- Документальное оформление результатов инвентари­зации

Порядок проведения инвентаризаций в организации предполагает создание постоянно действующих инвента­ризационных комиссий в составе:
— руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии);
— главного бухгалтера;
— начальников структурных подразделений (служб);
— представителей общественности.
Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие комиссии в составе:
— представителя руководителя предприятия, назначив­шего инвентаризацию (председатель комиссии);
— специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.).
В состав комиссии должны включаться опытные работ­ники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, по­рядок формирования цен, первичный учет.
• В межинвентаризационный период на предприяти­ях (организациях) должны проводиться системати­ческие проверки и выборочные инвентаризации то­варно-материальных ценностей в местах их хране­ния и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или ревизионными комисси­ями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные цен­ности, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители общественности.
• Персональный состав постоянно действующих ин­вентаризационных комиссий, рабочих инвентариза­ционных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утвержда­ется приказом руководителя предприятия (органи­зации). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основани­ем для признания результатов инвентаризации не­действительными.
Перед началом проведения инвентаризации членам ра­бочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям — контрольный пломбир. В приказе уста­навливаются сроки начала и окончания работы по прове­дению инвентаризации. К ее началу должна быть законче­на обработка приходных и расходных первичных докумен­тов, сделаны все записи в аналитическом, синтетическом учете и выведены остатки, все ценности должны быть раз­ложены по названиям, сортам, размерам и т. д. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвен­таризационную опись.
• При внезапных инвентаризациях все товарно-мате­риальные ценности подготавливаются к инвентари­зации присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях — заблаговременно.
• Складские операции в период инвентаризации непроизводятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.
• При инвентаризации фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения (закрепления) имущества. Проверка фактических остатков производится при обязательной участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.).
• Инвентаризация проводится по каждому материаль­но ответственному лицу и месту хранения (складу), обязательно в присутствии материально ответственного лица. Все данные заносятся в инвентаризационные описи. Комиссия также должна проверить весовое измерительное оборудование и соблюдение установленных сроков его клеймения. Материально ответственное лицо дает расписку, что все ценности, отмеченные в описи, приняты им на ответственное хранение и никаких претензий к ко­миссии у него нет. По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтер­ского учета.
Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и резуль­таты сравнения — излишек или недостача. В сличи­тельную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а ос­тальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
• Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии офор­мляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в кото­ром она была завершена, а результаты годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.
• По отдельным объектам имущества и обязательств при необходимости делаются контрольные проверки правильности проведения инвентаризации и состав­ляется акт контрольной проверки правильности про­ведения инвентаризации ценностей, в котором отме­чаются фактические суммы инвентаризации и конт­рольной проверки и фиксируются расхождения (плюсовые и минусовые).
• Весь вышеизложенный общий порядок инвентари­зации можно представить в виде схемы 1.
Схема 1. Порядок проведения инвентаризации
Подготовительные работы
Проверка техничеснических паспортов инвентаризационных карточек и т.д. по всем объектам
Завершение разноски документов по счетам, выведение в них остатка
Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов
Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально ответственных лиц)
Письменное подтверждение материально ответственных лиц о передаче всех документов в бухгалтерию
Приказ руководителя о составе комиссии, сроках, объектах



Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по объектам
Акт выявления документов
Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые отражаются в учете
Пересортица – взаимозачет недостач ценностей излишками
Недостачи – отнесение в начет виновным или списание на затраты и убытки
Излишки – приходуются в доход предприятия или госбюджета



Инвентаризация денежных средств в кассе произ­водится в соответствии с порядком ведения кассовых опе­раций. При инвентаризации денежных знаков и других ценностей в кассе предприятия принимаются к учету на­личные деньги, ценные бумаги, почтовые марки:
• Наличные деньги определяются фактически нали­чием денежных знаков при полистном пересчете и сверке с учетными данными.
• Проверка ценных бумаг и бланков производится по видам бланков с учетом начала и конца номеров бланков, а также по каждому месту хранения и ма­териально ответственным лицам.
• Инвентаризация денежных средств в пути произво­дится путем сверки числящихся сумм с данными квитанций сопроводительных документов.
• Инвентаризация средств на соответствующих счетах производится путем сверки остатков сумм, числящихся на счетах, с данными выписок банков из этих счетов.
Инвентаризация денежных средств вкассе оформля­ется актом, где перед проведением инвентаризации кас­сир дает расписку в том, что к началу проверки все соот­ветствующие документы сданы вбухгалтерию предприя­тия и все поступившие денежные средства оприходованы, а выбывшие — списаны.
При инвентаризации ценных бумаг и бланков состав­ляется соответствующая инвентаризационная опись, вко­торой также сначала дается расписка кассира. В инвентаризационную опись включаются все ценные бумаги с указанием наименования, кода, номера серии, указываются поминальная стоимость, количество и сумма, выводится результат инвентаризации. В описи дается итог количества порядковых номеров, приводится прописью сумма фактически; в конце ведомости дается расписка кассира, что проверка проведена в его присутствии и что к комис­сии претензий нет, все ценные бумаги приняты на ответ-с I венное хранение.
Руководитель организации для проведения инвентари­зации издает приказ, в котором отражаются дата, место проведения, состав инвентаризационной комиссии с ука­занием председателя и ее членов; что подлежит инвента­ризации (имущество, финансовые обязательства), время начала проведения и окончания, причина инвентаризации и в какие сроки следует сдать в бухгалтерию материалы по инвентаризации.
Приказ регистрируют в книге контроля за выполне­нием приказов о проведении инвентаризации.
Сведения о фактическом наличии имущества записы­ваются в инвентаризационные описи или акты инвента­ризации не менее чем в двух экземплярах. В инвентариза­ционной описи отражается расписка материально ответ­ственного лица. Наименование инвентаризируемых ценностей и объектов, их количество указываются по но­менклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На имущество, арендованное или находящееся на от­ветственном хранении, составляются отдельные списки.
Контрольные проверки оформляются «Актом конт­рольной проверки правильности проведения инвентари­зации ценностей», который подписывают лицо, проводив­шее контрольную проверку, председатель инвентаризаци­онной комиссии, члены комиссии.
Сличительные ведомости составляются по имуще­ству, при инвентаризации которого выявлены отклонения. В них отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между показателями по данным бухгалтерско­го учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.