Конспект лекций по предмету "Теория государства и права"


Лекция 22.Теория реализации права.

1. Понятие и формы реализации права.
2. Специфика правоприменительной деятельности.
3. Стадии правоприменительного процесса. Ошибки в правоприменении.
4. Акты применения права, их виды.
5. Юридический механизм реализации права.
6. Пробелы в праве.

1. Назначение права, как указывалось ранее, состоит в упорядоче­нии общественных отношений, в регулировании поведения людей. Но принятые юридические нормы и нормативные правовые акты не смогут регулировать общественные отношения, если не будут пре­творены в жизнь, т.е. реализованы. Без этого они остаются бездей­ствующими. Под реализацией права принято понимать претворение, во­площение предписаний юридических норм в жизнь путем право­мерного поведения субъектов общественных отношений (государст­венных органов, должностных лиц, общественных объединений, физических лиц). Реализация права и его действие в принципе близкие понятия, так как реализация права означает одновременно его действие. Вме­сте с тем действие права более широкое понятие, оно предполагает не только его собственно юридический аспект функционирования (регулирование общественных отношений), но и информационное, психологическое, социальное и иное воздействие на общественные отношения. Реализация же права есть его специально-юридический механизм действия, т.е. непосредственное регулирование обществен­ных отношений, перевод общих, абстрактных моделей поведения в конкретные поступки и деятельность субъектов правового общения.
Под действием права акад. B.C. Нерсесянц понимает совокуп­ность всех форм проявления его юридической силы, т.е. государст­венно-властной обязательности права. Право в действии означает его динамику, конкретизацию абстрактной нормы в реальном пове­дении субъекта. Существует и иное определение понятия действия права (В.В. Ла­зарев, В.И. Червонюк, Т.Н. Радько). Это — информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздейст­вие права на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц. Действие права отражает его бытие на различных уровнях — применительно к отдельной личности, объединениям людей, общест­ву в целом. Обобщенно можно выделить следующие процессы, кото­рые охватывают действие права: 1) выработка средств правовой ре­гуляции. Иначе говоря, того инструментария, который необходим обществу для воздействия на все стороны его жизни; 2) использова­ние этого инструментария в фактической правомерной деятельности людей для достижения реальных результатов, каким является обес­печение господства права в общественных отношениях. Действие права не сводится лишь к его реализации. Оно озна­чает перевод моделей и абстрактных ценностей, установленных или защищаемых правом, в реальную практику или материализацию присущих праву свойств справедливости, свободы и равенства в по­ведение отдельной личности, действия органов и общностей, в об­раз жизни общества.
Выделяют внутреннюю и внешнюю стороны, или уровни, дей­ствия права. Внутренняя сторона (уровень) связан с восприятием права. Здесь специфика действия права заключается главным об­разом в том, чтобы вызвать у адресатов формирование мотивов пра­вомерного поведения и подавить мотивы к неправомерным действи­ям. На данном уровне действие права выступает психологическим фактором.
Внешняя сторона действия права включает в себя социально-правовое действие, т.е. реальное функционирование права. Она связана с формами и методами, присущими праву, с формами и ме­тодами правомерного поведения и действий обязанных лиц. Данная сторона действия права определяется способностью права самореа­лизовываться в действиях людей и иных субъектов. Нельзя отры­вать действие права от деятельности государства, поскольку именно государство обеспечивает действие права, вырабатывает средства регуляции и использует их для регламентации обществен­ных отношений. Реализация права характеризуется следующими особенностями:
1) она всегда связана только с правомерным поведением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т.е. воздержа­ние от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное — нарушает ее;
2) в реализации права заинтересован главным образом тот субъ­ект, который обладает субъективными правами;
3) осуществляется в различных формах, что обусловлено раз­нообразием общественных отношений; спецификой содержания различных норм права; различием средств воздействия на поведе­ние людей; положением субъектов в системе правового регулирова­ния; многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.
По характеру действий субъектов, степени их активности обыч­но выделяют четыре формы реализации права — соблюдение, ис­полнение, использование и применение.
Соблюдение права означает воздержание субъекта от соверше­ния действий, запрещенных нормами права. В данной форме реали­зуются главным образом запреты. Это пассивная форма действий, она протекает незаметно, не фиксирована и характерна для реализа­ции норм уголовного, административного, налогового права. Исполнение права предполагает активные действия по выпол­нению субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы (например, обязанность испол­нить договор, уплатить налоги, выплачивать алименты несовер­шеннолетним детям). Использование права выражается в осуществлении возможно­стей, предоставленных нормами права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы права: избирательное, право на жили­ще, на частную собственность и др. Использование прав зависит от усмотрения субъекта, за кото­рым они закреплены. Никакой ответственности за неиспользование своих прав законодательством не предусмотрено. Но это относится только к физическим лицам. Что касается государственных органов и должностных лиц, то неосуществление ими своих полномочий яв­ляется правонарушением. В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Нередко для реализации юридических норм требуется вмешатель­ство государства. В этих случаях используется правоприменение.

2. Под правоприменением понимается осуществляемая в установ­ленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, орга­нов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юриди­ческих обязанностей на конкретных субъектов, развитию опреде­ленных отношений путем реализации властных полномочий. Иногда в литературе правоприменение определяется как особая форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществле­нию управленческого воздействия на общественные отношения пу­тем издания индивидуально-правовых предписаний и актов. Во всех определениях этой формы реализации права подчерки­вается, что:
1) она составляет прерогативу специально уполномоченных субъектов, обладающих властными полномочиями;
2) правоприменительные действия строго последовательны и происходят по определенной процедуре, в определенной процессу­альной форме;
3) основания для правоприменения регулируются законода­тельством;
4) эта форма реализации имеет индивидуальный характер, так как направлена на установление конкретных последствий — воз­никновение субъективных прав, возложение юридических обязан­ностей, юридической ответственности;
5) результатом выступает специальный акт — индивидуальный правоприменительный, который обязателен для исполнения.
Таким образом, данная форма реализации права предусматри­вает участие государства, которое как бы запрограммировано. Выделяют два вида правоприменительной деятельности — опе­ративно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу админи­страцией учреждений, предприятий и др.). Это основной вид орга­низации исполнения велений права. Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответстви­ем деятельности субъектов юридическим предписаниям, на приме­нение государственного принуждения к правонарушителям. На­пример, принесение прокурором протеста на судебное решение. Правоприменение как особая форма реализации права характе­ризуется следующими особенностями:
1) это властная деятельность, государство управомочивает спе­циальные органы на осуществление данного вида деятельности;
2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требую­щих профессиональных знаний и навыков. Ими обладают специ­альные субъекты правоприменительной деятельности. Граждане не являются субъектами данного вида деятельности, так как не наде­лены властными полномочиями;
3) всегда осуществляется в рамках конкретных правоотноше­ний, но правовое положение сторон в этих правоотношениях раз­лично. Активная роль принадлежит субъекту, обладающему власт­ными полномочиями, которые он использует в интересах другой стороны;
4) осуществляется в определенной процессуальной форме, уста­новленной законодательством;
5) сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению.
Реализация права в форме правоприменения возможна при на­личии определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:
совершение правонарушения, влекущего применение к право­нарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия; правоприменительный акт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение; обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, на­пример нотариальное удостоверение, государственная регистрация; регулирование взаимоотношений в государственных органах, на­пример назначение на определенную должность, снятие с должности; ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации; возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению; необходимость официального установления наличия (отсутст­вия) конкретных фактов и квалификации их в качестве юридиче­ски значимых, например восстановление прав по утраченным де­нежным документам на предъявителя, установление лица безвестно отсутствующим.

3. В литературе, как правило, выделяют четыре главные стадии правоприменения: установление фактической основы дела; стадия юридической квалификации; принятие решения по делу; испол­нение правоприменительного акта и контроль за правильностью Действий правоприменителя и достигнутым результатом. На стадии установления фактической основы дела (иногда ее называют «установление истины») исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. При этом установление фактических обстоятельств про­исходит с помощью юридических доказательств (вещественных до­казательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев и т. д.). К доказательствам предъявляются требования относимости, допус­тимости и полноты. Требование относимости означает, что правоприменитель дол­жен принимать и анализировать лишь те доказательства, которые имеют отношение к данному делу. Допустимость предполагает ис­пользование только тех доказательств, которые установлены про­цессуальными нормами.
Стадия установления юридической основы дела, или юридиче­ской квалификации, направлена на решение вопроса о том, какая норма права может быть применена в данном случае. Начало ста­дии состоит в выборе нормы, подлежащей применению. При этом проверяются, действует ли норма на момент рассмотрения дела, ее действие в пространстве, по кругу лиц. Основное внимание уделя­ется анализу официального текста нормативного правового акта, его дополнениям и изменениям, восполнению пробелов, разреше­нию коллизий, толкованию нормы и т. д. Стадия принятия решения (оформления юридического доку­мента) — одна из основных. Именно на этой стадии осуществляет­ся собственно правоприменение. Все предшествующие стадии ведут подготовку к данной стадии. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный характер. Правоприменительный акт оформляется по правилам юриди­ческой техники, поскольку этот акт общеобязателен для исполне­ния и обеспечивается государственным принуждением. К обяза­тельным реквизитам акта относятся: его наименование; время и место принятия; название органа или должностного лица, при­нявшего данный акт; подписи соответствующих должностных лиц; необходимые печати. Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной, где указываются приведенные выше реквизиты и по какому делу принято решение; описательной, где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивиро­вочной, содержащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответст­вующие процессуальные нормы; резолютивной, в которой форму­лируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности. Заключительную стадию правоприменительного процесса со­ставляет исполнение правоприменительного акта. На этой стадии контролируется достигнутый результат, в том числе проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, а также определяются порядок испол­нения правоприменительного акта, лица, ответственные за испол­нение решения. На этой стадии государство вправе вмешаться в правопримени­тельную деятельность для защиты законности, правопорядка и справедливости. На данной стадии реализуется принятое решение.
Теория государства и права в последнее время уделяет при­стальное внимание проблеме правоприменительных ошибок. Одним из первых этой проблемой стал заниматься проф. Н.Н. Вопленко. Продолжил исследование проф. А.Б. Лисюткин. Он определяет ошибку в правоприменении как обусловленный непреднамеренным и неправильным деянием субъекта или участ­ника правоприменительного процесса негативный результат, ко­торый препятствует реализации права и установлению объектив­ной истины в каждом конкретном случае. Выделяют виды правоприменительных ошибок по различным критериям. Во-первых, в зависимости от правового положения участников правоприменительного процесса. Ошибки делятся на: а) допускаемые субъектами данного процесса (ошибки следовате­лей, прокурора, судьи и других правоприменителей, т.е. тех, кто обладает властными полномочиями); б) других участников процес­са, например, свидетелей, потерпевшего, эксперта и т. д. Во-вторых, в зависимости от вида нормы права различают ошибки в применении норм материального и процессуального пра­ва. Например, в ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ указывается: «Основаниями к изменению или отмене решения арбитражного суда является нарушение или неправильное приме­нение норм материального или процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права служит основанием к изменению или отмене решения, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения». В-третьих, исходя из стадий правоприменительного процесса различают:
а) ошибки, допускаемые субъектами правоприменения в процессе выявления и анализа фактических обстоятельств дела. Это преимущественно ошибки оценочно-познавательные и органи­зационно-тактические. Они препятствуют получению полных и объективных данных по делу и, следовательно, правильному пра­воприменению. Чаще всего эти ошибки касаются относимости и до­пустимости доказательств;
б) ошибки квалификации, которые выражаются в неправиль­ной оценке действий (бездействия) в соотношении с конкретной нормой права. Названные ошибки влекут неправильное назначение меры наказания или необоснованное применение ряда других пра­вовых ограничений, например, назначение более строгого или бо­лее мягкого режима исправительного учреждения для отбывания наказания;
в) ошибка в принятии решения, что может повлечь искажение воли государства относительно существа дела. Дефекты же, обна­руженные в акте правоприменения, способны привести к ошибкам в его исполнении;
г) ошибки в исполнении правоприменительного акта, как пра­вило, отражают все просчеты, допущенные на предшествующих стадиях правоприменительного процесса и оказывают непосредст­венное влияние на осуществление субъективных прав и юридиче­ских обязанностей, снижают эффективность профессиональной юридической деятельности.

4. Правоприменительные акты имеют много общих черт с норма­тивными правовыми актами, но между ними и немало различий. К общим чертам относятся: и нормативные правовые, и правоприменительные акты изда­ются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное веление; и те и другие акты обязательны для исполнения, обеспечены го­сударственным принуждением; имеют определенную форму, которая должна соответствовать требованиям юридической техники.
Различия между рассматриваемыми актами состоят в следующем: правоприменительный акт регулирует единичное конкретное правоотношение, а нормативный правовой акт — общие по своему характеру отношения и устанавливает общую модель поведения; нормативный правовой акт является источником права, а право­применительный акт, по общему правилу, таковым не считается; он не создает новых норм права, а сам принимается на основе действую­щих норм права и служит средством перевода общеобязательных ус­тановлений государства в сферу конкретных жизненных случаев; нормативный правовой акт распространяет свое действие на неоп­ределенное число фактов и лиц, а правоприменительный акт действу­ет лишь в отношении точно установленных лиц, фактов, действий; правоприменительный акт характеризуется однократным дей­ствием, а нормативный акт рассчитан на неопределенное время и многократность реализации; нормативный акт всегда имеет письменную форму, а правопри­менительный акт помимо письменной формы может приниматься и устно, например устное распоряжение руководителя администра­ции предприятия, учреждения, или в форме жестов, так называе­мое конклюдентное действие, например жест регулировщика до­рожного движения; решение, содержащееся в правоприменительном акте, не может выходить за пределы нормативного акта, за пределы общей нормы права.
По своей природе и характеру правоприменительные акты раз­нообразны и классифицируются по различным основаниям.
1.По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения акты подразделяются на: исполнительные и правоохра­нительные.
Исполнительные правоприменительные акты констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением.
Правоохранительные акты издаются в профилактических це­лях или для охраны норм права от возможных нарушений, напри­мер акты следственных, судебных, прокурорских органов.
2.По субъектам-правоприменителям выделяют акты главы го­сударства, правительственные акты, акты юрисдикционных орга­нов, органов государственного управления.
3.По форме различаются указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и др.
4.По способу принятия (процедуре) акты могут быть коллеги­альными и единоначальными.
5.По юридическому значению правоприменительные акты де­лятся на основные и вспомогательные. К основным обычно относят решения суда по гражданским делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии. Группу вспомога­тельных актов составляют протоколы осмотра места происшествия, очной ставки, постановление суда о назначении медицинской экспер­тизы, о наложении ареста на имущество для обеспечения иска и др.
6.По способам выражения правоприменительного решения ак­ты делятся на: а) акты-документы; б) акты-действия (например, удаление свидетеля из зала суда); в) акты-символы (дорожные зна­ки, обозначение запретной зоны).
7.По времени действия акты могут быть однократного (одно­моментного) действия (например, штраф, взимаемый контролером за безбилетный проезд) и длящегося действия (например, выплата назначенной пенсии, действие приговора суда).

5. Термин «механизм» в юриспруденции означает внутреннее уст­ройство системы, совокупность процессов и состояний, из которых складывается какое-либо явление. Механизм можно также опреде­лить как совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих определенную систему и находящуюся в состоянии движения. Дан­ное определение в полной мере относится к механизму реализации права, который раскрывает действие права, его движение примени­тельно к реализации государственных предписаний, содержащихся в правовых нормах и нормативных правовых актах.
В механизме реализации права можно выделить следующие элементы:
1) нормы права (нормативную основу) как исходный, базовый элемент;
2) юридические факты, служащие основанием для приведения механизма реализации права в действие;
3) правомерная деятельность субъектов права;
4) гарантии осуществления права — общие и специальные. Сре­ди последних важное место занимают юридические гарантии;
5) специальные юридические процедуры реализации права;
6) система защиты и охраны, среди которых ключевое место от­водится юридической ответственности правонарушителей.
Основное назначение механизма реализации права — перевод юридических предписаний как общей модели поведения и действий субъектов правового общения в конкретные поступки, в том числе реализацию субъективных прав. Цель механизма реализации пра­ва — наиболее эффективное претворение права в жизнь. Все элементы механизма взаимосвязанны, составляют единое целое и функционируют одновременно, постоянно.
Юридические факты служат фактором, который приводит в действие механизм реализации права, так как выступают условием для возникновения правовых отношений между конкретными субъ­ектами и наступления определенных юридических последствий. Юридические факты представляют промежуточное звено между нормой права и ее реализацией, так как без юридических фактов не возникает соответствующих условий для использования того или иного права его носителем. Реализация любой нормы права связана с наличием или отсутствием каких-либо юридически значимых фактов, поскольку всегда должны быть известны условия реализа­ции нормы права.
Эффективность действия механизма реализации права зависит от ряда условий. Во-первых, от совершенства действующего зако­нодательства, в том числе снабжения его механизмом исполнения законов и других нормативных правовых актов; во-вторых, эф­фективности действия системы правовой охраны и защиты права; в-третьих, реальности гарантий права, законности и правопорядка в стране; в-четвертых, состояния правовой культуры общества и от­дельных индивидов, способных воздействовать на процесс реализа­ции права; в-пятых, использования способов реализации права. Практике известны несколько способов или средств, которые понуждают к реализации норм права. Один из них — использова­ние убеждения или поощрения; другой — угроза применить при­нуждение или лишить каких-либо благ (например, запреты). Наи­более эффективный способ понуждения к реализации права — добровольное повиновение для реализации права.

6. Под пробелом в праве понимают отсутствие в действующем за­конодательстве нормы права, в соответствии с которой должен ре­шаться вопрос, требующий правового регулирования.
Для того чтобы установить пробелы в законодательстве, необ­ходимо выявить:
а) требуют ли правового регулирования данные общественные отношения;
б) обеспеченность правовой регламентации соответствующими социально-экономическими и иными условиями;
в) отсутствие нормы, регулирующей конкретную ситуацию (или она неполно регулирует ее);
г) сходство анализируемых условий и обстоятельств и тех, ко­торые предусмотрены применяемой нормой. При этом такое сходст­во должно быть в существенных, главных правовых признаках;
д) отсутствие запрета в законе на восполнение пробела право­применителем ;
е) сходную норму сначала в той же отрасли права и лишь затем обратиться к другим отраслям.
Различают реальные и мнимые пробелы в праве.
Под мнимыми пробелами понимается преднамеренное молчание законодателя, т.е. когда он сознательно оставляет вопрос откры­тым, предлагая передать его решение на усмотрение правопримени­теля, или законодатель сознательно выводит данные общественные отношения за сферу правового регулирования. Такие действия за­конодателя именуют квалифицированным молчанием. Подлинные пробелы свидетельствуют об ущербности законода­тельства и об определенных недостатках правовой системы. Пробе­лы возникают по трем главным причинам: законодатель не смог ох­ватить регулированием все жизненные ситуации; вследствие недостатков юридической техники; объективной невозможности за­конодателя поспеть за развитием общественных отношений. Единственный способ устранить пробелы в праве — принятие со­ответствующим правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжи­тельное время. Поэтому для восполнения пробелов используется ин­ститут аналогии, т.е. сходства жизненных ситуаций и норм права. Существует два способа оперативного преодоления пробелов в праве — аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона применяется при отсутствии нормы, регули­рующей конкретные общественные отношения, но при наличии в законодательстве сходной нормы, регулирующей близкие общест­венные отношения. Аналогия права возможна тогда, когда отсутствует сходная норма права и дело решается на основе общих принципов права. Решение дела по аналогии не устраняет пробела в праве, а лишь его восполняет.
Восполнять пробелы в праве полномочны судебные органы всех видов. Но главную роль играют акты высших судебных инстанций — Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Конституционного суда Российской Федерации. Они формулируют в своих постановле­ниях правила поведения общего характера, которые обращены ко всем судебным учреждениям и к неопределенному кругу лиц — по­тенциальным участникам судебного процесса. Разъяснения высших судебных инстанций рассчитаны на неоднократное применение и обя­зательны для всех судебных органов. Но поскольку высшие судебные инстанции наделены Конституцией Российской Федерации правом за­конодательной инициативы, они должны использовать его для устра­нения пробелов в действующем законодательстве. Институт аналогии имеет ограниченное действие. Он не приме­няется в уголовном праве, поскольку здесь действует принцип «Нет преступления без указания о том в законе». Но аналогия может при­меняться в гражданском, земельном, трудовом, семейном и других отраслях права. Например, в ст. 6 ГК РФ предусмотрено примене­ние аналогии как закона, так и права.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.