Конспект лекций по предмету "Макроэкономика"


Лекция 6. ИНФЛЯЦИЯ

План.
1. Понятие инфляции. Измерение инфляции.
2. Виды инфляции.
3. Причины инфляции.
4. Последствия и издержки инфляции.

Инфляция и ее показатели. Инфляция («inflation» - от итальянского слова «inflatio», что
означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.
В этом определении важны следующие слова:
· устойчивая. Это означает, что инфляция – длительного процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;
· общего уровня цен. Инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на разные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен – дефлятор ВВП.
Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен.
Существует также понятие дезинфляции (desinflation), что означает снижение темпа инфляции.
Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции (rate of inflation - p), который рассчитывается как процентное отношение разницы общего уровня цен (дефлятора ВВП) текущего года (P t) и общего уровня цен (дефлятора ВВП) предыдущего года (P t – 1) к уровню цен предыдущего года:
P t - P t – 1
p = × 100%
P t – 1
Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.
Виды инфляции. В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции.
Если критерием выступает темп (уровень) инфляции, то различают:
· умеренную инфляцию, которая измеряется процентами в год и уровень которой составляет до 10% в год. Темп инфляции на уровне 3-4% в год полагается нормальным явлением для современной экономики, считается стимулом для увеличения выпуска и носит название «естественного уровня инфляции» (natural rate of inflation);
· галопирующую инфляцию, также измеряемую процентами в год, но темп которой выражается двузначными числами и которая считается серьезной экономической проблемой для развитых стран;
· высокую инфляцию, которая измеряется процентами в месяц, может составить 200-300% и более процентов в год (заметим, что при подсчете инфляции за год используется формула «сложного процента») и наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой;
· гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3.8 × 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.
Причины инфляции. Если критерием выделения типов инфляции выступает причина инфляции, то различают:
· инфляцию спроса (demand-pull inflation), причиной которой служит увеличение совокупного спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег. Основной причиной инфляции большинство экономистов, особенно представители школы монетаризма считают увеличение денежной массы, приходя к этому выводу из анализа уравнения количественной теории денег (подробнее о величине денежной массы как факторе совокупного спроса – см. лекцию 3). Как отмечал глава монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман: «Инфляция есть всегда и повсеместно чисто денежное явление». Именно высокие темпы роста денежной массы (эмиссии денег) с целью финансирования дефицита государственного бюджета, который возникает из-за того, что расходы государства существенно превышают его доходы, служит основной причиной высокой инфляции, наблюдаемой в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. В этих странах эмиссия денег является по сути единственным возможным способом финансирования бюджетного дефицита, поскольку иные источники финансирования, такие как внутренний и внешний займы ограничены и даже иногда недоступны.
Увеличение совокупного спроса ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рис.6-2 (а)), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рис.6-2 (б)).

Рис.6-2. Инфляция спроса

а) Краткосрочный период б) Долгосрочный период

Р AD2 Р AD1 AD2 LRAS
AD1 SRAS Р2
Р2
Р1 Р1




Y1 Y2 Y Y* Y
При этом в краткосрочном периоде инфляция (рост уровня цен от Р1 до Р2) сочетается
с ростом реального выпуска (от Y1 до Y2). В долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне Y*. Если рост совокупного спроса происходит за счет увеличения предложения денег, то в долгосрочном периоде проявляется принцип «нейтральности денег». Этот принцип означает, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели (величину реального выпуска, реальных доходов и т.п.), а меняется только уровень цен и поэтому изменяются номинальные показатели.
· инфляцию издержек (cost-push inflation), причиной которой является сокращение совокупного предложения, что происходит, как известно, в результате роста издержек. Инфляция издержек ведет к стагфляции (рис.6-3) – одновременному спаду производства (от Y1 до Y2) и росту уровня цен (от Р1 до Р2).

Рис.6-3. Инфляция предложения (издержек)
Р
AD SRAS2
Р2 SRAS1

Р1



Y2 Y1 Y

Последствия инфляции. Если критерием выделения типов инфляции служат последствия инфляции, то различают:
· ожидаемую (expected) инфляцию;
· непредвиденную (неожиданную) (unexpected) инфляцию.
Общими последствиями и ожидаемой и непредвиденной инфляции является снижение
покупательной способности денег.
Покупательная способность (ценность) денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, а это означает, что покупательная способность денег падает. Если Р – уровень цен, т.е. ценность товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность денежной единицы будет равна 1/ Р, т.е. это ценность (value) денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги. Например, если корзина товаров и услуг стоит $5 (Р = $5), то цена одного доллара составит 1/ Р или 1/ 5 корзины товаров. Это означает, что один доллар обменивается на 1/5 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается, и она теперь стоит $10 (Р = $10), ценность денег сокращается вдвое и составляет теперь 1/10 корзины товаров.
Таким образом, чем выше уровень цен (чем выше темп инфляции), тем меньше покупательная способность денег. А чем меньше покупательная способность денег, тем меньшее количество наличных денег хотят держать люди на руках. Это связано с тем, что люди, которые хранят наличные деньги, в период инфляции платят инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше величина инфляционного налога, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег» («run from money»). Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги. В своей книге «Монетарная история США» Милтон Фридман, анализируя гиперинфляцию в Германии октября 1923 г., остроумно описал отличие инфляции от гиперинфляции следующим образом: если человек, который везет тележку, груженную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин, и, выйдя из магазина, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли, то это инфляция; а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы – то это гиперинфляция.
Издержки инфляции. Инфляция, независимо от того ожидаемая она или непредвиденная, имеет серьезные издержки. Величина этих издержек определяется темпом инфляции: чем выше темп инфляции, тем издержки инфляции больше.
К издержкам инфляции относятся:
· издержки «стоптанных башмаков» (shoeleather costs) – они представляет собой
трансакционные издержки (transaction costs) инфляции. Трансакционные издержки – это издержки по совершению сделки (transaction). В данном случае это издержки по получению наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк на депозит под определенный процент, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при росте уровня цен человек, чтобы снять деньги со счета, должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т.п.. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т.е. потратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные. И в том, и в другом случае человек сталкивается с трансакционными издержками – издержками по получению наличных денег. Чем выше темп инфляции, тем чаще человек должен проводить подобные трансакции и поэтому тем выше издержки «стоптанных башмаков»;
· издержки «меню» (menu costs) - этот вид издержек несут фирмы-продавцы. При изменении
цен они должны: а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат; б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен; в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен. Рост темпа инфляции увеличивает эти издержки;
· издержки на микроэкономическом уровне – они связаны с изменением относительных цен и
снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов (relative-price variability and the misallocation of resources). Поскольку, с одной стороны, изменение цен обходится фирмам дорого (высоки издержки меню), а с другой стороны, из-за боязни отпугнуть частыми изменениями цен своих постоянных клиентов, фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к общему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку экономические решения основываются на относительных ценах, и ресурсы направляются в те виды производств, которые производят более дорогостоящие товары. Между тем, изменение относительных цен в период инфляции не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на разные товары разными фирмами. Товар, цена которого меняется только один раз за год, является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце года;
· издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные инфляцией
(inflation-induced tax distortions). Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и, таким образом, снижает стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшают условия и возможности экономического роста. Инфляция оказывает воздействие на два вида доходов на сбережения:
- на доходы от продажи ценных бумаг (сapital gains), которые представляют собой разницу между более высокой ценой, по которой ценная бумага продана человеком, и более низкой ценой, по которой она была им ранее куплена. Эта разница является объектом налогообложения. Например, человек покупает облигацию за $20, а продает ее за $50. Если за время, пока он владел облигацией, уровень цен удвоился, то его реальный доход составит не $30 ($50 – $20), а только $10, так как он должен был бы продать облигацию за $40 ($20 × 2), чтобы только возместить ее стоимость, уплаченную при покупке, с учетом падения вдвое покупательной способности денег. Причем он должен заплатить налог не с $10 ($50 - $40), а с $30 номинального дохода, потому что шкала налогообложения применяется к номинальным доходам и не учитывает инфляцию. В результате человек после выплаты налога не получит даже $10 реального дохода;
- на номинальную ставку процента, которая облагается налогом даже несмотря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера (о котором речь пойдет позже) просто компенсирует инфляцию. Так, если человек дает кредит, например $100 и хочет получить реально 5% годовых ($5), то ожидая инфляцию на уровне 10%, он должен назначить номинальную ставку процента, равную 15%, чтобы получить в конце года $115, из которых его номинальный доход составит $15 (из них $10 скомпенсируют инфляцию, т.е. падение на 10% покупательной способности денег и $5 должен был бы составить его реальный доход. Однако правительство берет налог (фиксированный процент) с величины номинального дохода, т.е. с $15. В результате после выплаты налога, реальный доход человека будет меньше $5. Причем, чем выше уровень инфляции, тем меньше величина реального дохода, остающегося после выплаты налога. Это происходит, потому что номинальная ставка процента увеличивается на ту же величину, что и темп инфляции, а с увеличением номинальной ставки процента налоги растут. Поэтому на реальный доход до выплаты налога инфляция воздействия не оказывает, а реальный доход после выплаты налога уменьшается, что снижает стимул к сбережениям.
· издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции, что порождает
путаницу и неудобство (confusion and inconvenience). Деньги служат единицей счета, с помощью которой измеряется стоимость всех товаров и услуг. Как расстояние измеряется в метрах, масса – в килограммах, а температура – в градусах, стоимость измеряется в денежных единицах (долларах, фунтах стерлингов, рублях и т.п.). Снижение покупательной способности денег в условиях инфляции означает, что размер «экономической измерительной палочки» уменьшается. Например, на 1 обесценившийся рубль можно купить столько товаров, сколько раньше на 50 копеек. Измеритель уменьшился вдвое. (Это эквивалентно тому, как если бы мы пытались измерить расстояние линейкой, на которой написано 1 метр, но в которой в действительности только 50 см). С одной стороны, это делает сделки запутанными, а с другой стороны, затрудняет подсчет прибыли фирм и поэтому делает выбор в пользу инвестиций более проблематичным и сложным.
Издержки инфляции существуют даже, если инфляция стабильна и предсказуема.
Отличия в последствиях ожидаемой и непредвиденной инфляции. Последствия инфляции зависят от того, является инфляция ожидаемой (expected) или непредвиденной (unexpected).
Рост уровня цен означает не только падение покупательной способности денег, но и снижение реальных доходов. Различают доходы номинальные и реальные. Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является. Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.