Конспект лекций по предмету "Физическая культура"


ТРЕТИЙ КУРС

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов
10.1. Краткая историческая справка
История развития профессионально-прикладной физической подготовки связана с общей историей физической культуры и отражает лишь её прикладную сто­рону - влияние физкультуры и спорта на подготовку человека к труду.
Начало формирования системы физической культуры восходит к первобытно­общинному строю. Данные этнографии и археологии показывают, что физические упражнения и игры выделялись в самостоятельный вид деятельности из движений труда' и жизненно необходимых навыков (период от 40-х до 25-х тысячелетий до н.э).
Яркими примерами использования физических упражнений в прикладных це­лях являются системы подготовки в Древней Греции и Римской империи. В Спарте и Афинах каждый ребёнок с 7 лет занимался гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15 лет - борьбой и кулачным боем.
История создания отечественной системы физического воспитания восходит к реформам Петра I, направленным на развитие просвещения, науки, культуры и фи­зической культуры правящего класса. В частности, физическое воспитание было введено в качестве обязательного предмета в военных и некоторых гражданских учебных заведениях.
Положительное использование результатов физический подготовки в оборон­ных целях ярко проявилось в период Великой Отечественной войны, когда совет­ские спортсмены активно участвовали в боях с фашистами и в подготовке резервов Красной армии. Наши воины на фронте и в тылу проявляли беспримерную храб­рость, прекрасную физическую подготовку, закалку, силу и выносливость препода­ватели Ленинградского института физической культуры им П.Ф. Лесгафга в составе 13 особых отрядов, в первые дни войны ушли в тыл врага В течение первого года войны они уничтожили около 3 000 фашистов, взорвали 87 железнодорожных мостов, ими пущено под откос более 1000 вагонов врага. В Москве была создана отдельная мотострелковая бригада особого назначения войск НКВД, основу, которой составили воины-спортсмены, добровольцы из ДСО «Динамо». За героизм 22 человека были награждены званием Героя Советского Союза, многие - орденами и меда­лями
В настоящее время усилия специалистов физической культуры направлены на разработку и внедрение в практику системы специальной психофизической подго­товки к конкретным видам труда в промышленности, сельском хозяйстве и другим многообразным видам деятельности, в том числе и в подготовке будущих выпускников вузов.
10.2.Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической подготовки человека к труду в современных условиях
Специальная физическая подготовка человека труда, её необходимость обу­словлены влиянием производственной деятельности и условий, в которых она про­текает. При этом необходимо учитывать влияние искусственной технической среды, окружающей человека в быту и на производстве и отрицательно влияющей на орга­низм и работоспособность
Современное производство характеризуется также высоким эмоциональным напряжением, которое при недостаточной двигательной активности усиливает не благоприятное влияние условий труда на человека.
10.3.Понятие ППФП, ее место в системе физического воспитания студентов
Решение вопросов подготовки специалистов к конкретным видам деятельности осуществляется через физическое воспитание, имеющее важную роль в приспособлений, занимающихся к новым и известным формам современного труда. При этом физическое воспитание осуществляется с учётом особенностей будущей про­фессии.
В связи с этим, профессионально-прикладная физическая подготовка является одним из основных направлений системы физического воспитания. Она должна
формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, которые способствуют достижению объективной готовности человека к ус­пешному выполнению профессиональной деятельности.
Под специальными качествами здесь принято понимать возможность противо­стояния к специфическим воздействиям внешней среды: устойчивость к укачива­нию, гипоксии, работе в вынужденной позе и т.д.
Задачи, решаемые ППФП в высшей школе, следующие:
- ускорение профессионального обучения;
- достижение высокой работоспособности и производительности труда и использование средств физической культуры для активного отдыха и восста­новления работоспособности в периоды работы и отдыха;
- обучение внедрению физической культуры и спорта в будущем профессио­нальном коллективе.
10.4.Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов
В теории физического воспитания принято выделять следующие факторы, оп­ределяющие общую направленность ППФП.
1. Изменение места и функциональной роли человека в производственном процессе. В современном производстве человеку, не имеющему специальной физи­ческой подготовки, все труднее управлять сложными, гибко меняющимися технологическими процессами. Поэтому физическое состояние, работоспособность точ­ность исполнения своих функций во многом определяются эффектностью ППФП.
2. Действие закона перемены и разделения труда предполагает развитие у спе­циалистов важных дли деятельности психических, физических и двигательных воз­можностей с целью быстрой смены специализаций внутри профессий либо к безбо­лезненному переходу oт одного вида трудовой деятельности к другой. Кроме этого, узкая специализация во многих профессиях ведёт к монотонности труда, вредно действующей на человека, что требует учёта таких проявлений при организации ППФП
3.Необходимость обеспечения высокого уровня интенсивности длительности и производительности труда во многом определяется индивидуальными физически­ми возможностями трудящегося. С помощью направленных воздействий физической культуры и спорта возможно повышение уровня функциональных резервов ор­ганизма; физической и эмоциональной устойчивости; снижение заболеваемости; ускорение процесса врабатываемости в привычных и новых видах труда, длительное сохранение высокого темпа труда без существенных ошибок.
К факторам, непосредственно обусловливающим содержание ППФП студен­тов, принято относить формы труда специалистов данного профиля, условия и ха­рактер их труда, режим труда и отдыха, особенности изменений работоспособности в процессе труда.
Формы труда. Нужно отметить существенное взаимопроникновение умственной функции в профессии людей физического труда при постоянном повышении доли последнего. К таким видам деятельности можно смело отнести труд геологов в пе­риод полевых работ, космонавтов в полете, хирургов при длительных операциях, труд представителей военных специальностей (танкистов, моряков, десантников). В то же время разделение труда на умственный и физический весьма условно и требует как бы «адресного» применения средств ППФП на основе данных изучения конкретной трудовой деятельности.
Условия труда - это продолжительность рабочего дня, напряженность труда, комфортность или вредность условий работы.
Эти факторы определяют необходимость возможного устранения недостатков условий труда (шума, загазованности, плохого освещения, неправильного располо­жения рабочего места и т.д.), а также - защиту работника от этих факторов, в том числе - рационализацию режима труда и отдыха, улучшение ППФП, в зависимости от условий труда.
Характер труда - определяющий необходимость наличия знаний о величине физических и эмоциональных напряжений в будущей профессии Следует знать, что «внутри» любой профессии инженера имеются различные физические и психиче­ские нагрузки, необходимы разные по уровню требований знания, умения и навыки Это может зависеть от определенной должности, специализации и пр. В связи с этим требуются направленные применения средств физической культуры и спорта в ре­жиме труда и отдыха и специальные знания по применению физических упражне­ний с целью профилактики профессиональных заболеваний.
Правильный режим труда и отдыха - это создание предпосылок к повышению производительности труда при сохранении работоспособности и здоровья работаю­щих. Это понятие включает:
- рациональное время начала и окончания труда;
- правильную организацию внутрисменного труда, использование пассивного и активного отдыха, производственной гимнастики;
- график сменности работы;
- правильный график очередных отпусков;
- применение средств физической культуры в свободное время.
Динамика работоспособности в процессе труда, определяется «кривой» рабо­тоспособности. Она может составляться на основе объективных данных изменения психофизиологических и технико-экономических показателей деятельности, в том числе, величины выработки; времени выполнения трудовых операций; частоты пульса; величины АД; мышечной силы; тремора; частоты дыхания; показателей внимания; скорости сенсомоторного реагирования и др. Здесь же необходимо учесть суточные колебания работоспособности, недельные, условия труда (например, выполнение месячного плана и др.).
Планируя применение ППФП, следует учесть наличие трёх фаз изменения работоспособности - врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности и, наконец, - снижения работоспособности.
В течение рабочего дня организм дважды проходит все фазу, прерываемые обеденным перерывом, с определенными особенностями во второй половине дня - врабатывание идет быстрее, раньше наступает фаза устойчивой работоспособности, раньше и утомление.
В течение рабочей недели работоспособность также имеет характер фазовой кривой. Следует учесть, что на работоспособность существенное влияние оказывают характер труда, периоды деятельности конкретного предприятия, его экономическое положение и др. Фазовый характер имеет работоспособность так жe в течение месяца, года.
10.5. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ППФП
Индивидуальные особенности будущих специалистов. Выпускникам полезно знать особенности организации ППФП с женским контингентом, а также с лицами, отнесенными к специальной медицинской группе. Необходимо также учитывать возраст и его психофизические реакции на труд. Считается, что, наиболее продук­тивным возрастом для трудовой деятельности является возраст от 20 до 40 лет. В этот период наименьшая утомляемость и быстрое восстановление после нагру­зок, наблюдаемые по многим показателям (например, время реакции). Однако при соответствующей тренировке эти показатели могут сохраняться и даже улучшаться и в более позднем возрасте.
Географо-климатические особенности региона и условия будущей работы специалистов (Крайний Север и Юг, степная и болотистая местности, замкнутые пространства, центр и перифериях, безусловно, вносят свои особенности в ППФП. Направленность ППФП в связи с условиями предстоящей работы должна обеспечи­вать специальную подготовленность к труду, неспецифическую адаптацию к силь­нодействующим раздражителям, таким как жара, Холод, горная гипоксия, устойчи­вость к влиянию радиации, инфекций. В этом направлении используются как конкретные виды спорта, так и отдельные упражнения, направленно формирующие не­обходимые знания, умения, навыки, специальные качества. Большую пользу для правильной организации ППФП окажут изучение основных положений отделов НОТ (научной организации труда), составление профессиограмм и психограмм, с выявлением нужных для работы прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств. Это позволит выбрать и верно применить необходимые средства физкультуры и спорта для данного вида труда
10.6. Методика подбора средств ППФП и видов спорта
Средства, применяемые в ППФП студентов, объединяются в следующие груп­пы: прикладные физические упражнения и отдельные элементы видов спорта; цело­стное применение прикладных видов спорта; оздоровительные силы природы и ги­гиенические средства; вспомогательные средства, улучшающие процесс ППФП сту­дентов.
Отдельные прикладные физические упражнения подбираются по равноценно­сти психофизиологического воздействия их на организм с осваиваемыми измене­ниями и навыками. В связи с этим, для студентов различных специальностей произ­водится соответствующий отбор, например для геодезистов, - туризм; для метал­лургов - закаливание воздухом, солнцем, водой и снегом и т.п. Акцентированное развитие физических качеств осуществляется через увеличение объема специальных упражнений, повышение учебных нормативов.
Целостное применение прикладных видов спорта основано на отборе их по Преимущественному влиянию на студентов. Так, для совершенствования координа­ции движений рекомендуются акробатика, гимнастика, прыжки в воду, городки и др., т.е. виды, способствующие совершенствованию персептивного анализатора, ориентировке в пространстве и т.д.
Вспомогательными средствами ППФП являются наглядные пособия и различ­ные технические средства, моделирующие условия будущей профессиональной деятельности студентов.
10.7. Организация, формы и средства ППФП в вузе
Методическую основу такой подготовки составляют различия в соотношении разносторонней физической подготовки и специализированной ППФП к конкрет­ным специальностям, например при подготовке инженеров-программистов и буду­щих геологов, инженеров строительных специальностей. Необходимы учет требова­ний единства физической и психической деятельности в условиях внешней среды, уровень предварительной подготовленности занимающихся. При этом считается, что резкого разграничения между разносторонней физической подготовкой и ППФП не должно быть, так как это и есть составные части гармоничной подготовки буду­щих специалистов. ППФП может проводиться как последовательно, так и парал­лельно с общей физической подготовкой. При этом можно лишь акцентировать внимание на формировании у студентов прикладных знаний и навыков применения ППФП в режиме труда и отдыха. Необходимо также овладение прикладными уме­ниями и навыками, входящими в отдельные виды спорта - с целью развития физиче­ских и специальных качеств для конкретной профессии, с учетом положительного «переноса» их в профессиональную деятельность.
Формирование прикладных знаний ведется в плане информации студентов о возможностях использования физической культуры и спорта при борьбе с производ­ственным утомлением и негативным влиянием производственной среды, ознаком­лением с навыками организации оздоровительной, спортивно-массовой работы.
Формами ППФП в высших учебных заведениях являются специально органи­зованные учебные занятия; самостоятельные и самодеятельные занятия; массовые оздоровительные; физкультурные и спортивные мероприятия, избирательно применяемые в различных вузах или на факультетах.
На учебных занятиях дают теоретическую подготовку и практические навыки, позволяющие студентам методически грамотно готовить себя к профессиональной деятельности, а также выработать качества будущего руководителя, организатора спортивной и производственной деятельности целых коллективов с учетом требова­ний специальности,
Самостоятельные и самодеятельные занятия прежде всего, включают выпол­нение заданий преподавателя по ППФП. В качестве контроля эти задания вводится и зачетные требования (составление комплексов утренней и производственной гимнастик, материалы по организации соревнований и др.). Для совершенствования ППФП используются занятия в студенческих общежитиях и спортивных лагерях, в режиме рабочего дня и в период каникул и т.д. Важной составной частью организации ППФП является методика подготовки судей, общественных инструкторов по спорту. Массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия имеют положительное значение, если они насыщаются прикладными видами спорта или их элементами. В этом плане полезны соревнования по спортивному ориентирова­нию, марш-броски, эстафеты и подвижные игры с элементами ППФП. Необходима также связь с профилирующими кафедрами вуза. Это позволит разработать меро­приятия с включением элементов будущей специальности студентов в виде комби­нированных эстафет и т.д.
10.8. Особенности ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время
Формирование прикладных умений и навыков должно вестись на сознатель­ном понимании студентами их сущности и последовательности (двигательное умение - способность неавтоматического управления действиями; двигательный навык - автоматизированное управление движением). Здесь важно, чтобы будущие спе­циалисты научились определять, какие умения и навыки представляют наибольшую важность в их последующей работе.
Развитие прикладных физических качеств заключается в направленном развитии и совершенствовании основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Нужно учесть, что на первых этапах тренировок про­исходит комплексное улучшение их одновременно В дальнейшем необходимы акцентированное развитие конкретных качеств путем подбора специальных упражнений, обоснованный подбор объема, интенсивности и особенностей применяемой физической нагрузки.
При подборе упражнений на развитие силы нужно выбирать движения сход­ные по структуре основной деятельности, величине и характеру нервно-мышечных усилий, угловой амплитуде рабочих движений. При этом очень полезны знания то­пографии мышц и их режима работы в труде. В отличие от спорта некоторые виды производственной деятельности характеризуются длительным статическим напряжением значительных мышечных групп. С целью тренировки целесообразно введение в занятие изометрических упражнений, которые просты и могут применяться на рабочем месте. Как правило, в профессиональной деятельности важна не просто быстрота, а оптимальное сочетание быстроты и точности сравнительно несложных движений. Поэтому следует развивать точность сложных реакций (РДО, выбора и др.). В связи с этим полезны упражнения (например, в играх) с увеличением скорости, внезапности появления объекта и т.п.
Развитие выносливости считается одним из Эффективных средств достижений высокой профессиональной работоспособности, формирования высокой устойчиво­сти организма к производственному утомлению
В труде различают четыре варианта утомления, требующего специфических видов выносливости: умственное, сенсорное (утомление органов чувств), эмоциональное, физическое При этом общая выносливость является определяющей для специфических видов выносливости.
Развитие ловкости и гибкости определяет быстроту овладения новыми движениями, что прямо влияет на продуктивность трудовой деятельности. В связи с этим необходимо применение разнообразных средств физической культуры, использова­ние подвижных игр, гимнастики.
Развитие специальных прикладных качеств - важная сторона ППФП. Специа­листами отмечается, что такие качества развиваются в процессе труда, но только до определенного уровня. Превзойти его возможно путем моделирования такой дея­тельности подбор направленных упражнений и их применение позволяют повысить достигнутый уровень профессиональной совершенствования. И связи с этим отмечается, например, что спортивные игры увеличивают быстроту реакций, расширяют поле зрений, пространственную ориентировку. В то же время занятия лы­жами, бегом на длинные дистанции, плавание способствуют развитию обшей выносливости и т.д. Включение ППФП здесь тесно связано с изучением особенностей вида труда.
10.9. Система контроля ППФП студентов
Содержание системы контроля и оценки ППФП направлено на определение уровня готовности студентов к успешному выполнению профессиональных функ­ций по избранной специальности. Анализ результатов такой проверки обеспечивает определение качества изменений ППФП, влияния на неопределенных средств фи­зической культуры и спорта, производит необходимый отбор таких средств, опти­мизирует весь процесс ППФП.
Методы проверки и опенки ППФП. Знания оцениваются путем ответов на специальные вопросу по тематике ППФП. Определение уровня развития специаль­ных для каждой профессии качеств можно изучать с помощью педагогических наблюдений в период занятий, а также самонаблюдений занимающихся. Кроме того, имеются методы определения такой подготовленности как в условиях моделируе­мой деятельности (контрольные соревнования), специальные тесты (например, из­мерение силы), а также с помощью, специально разработанной аппаратуры, например, приборов- рефлектометров, определяющих время реакции и др. Специальной оценке может подвергаться также изучение эмоциональной устойчивости занимаю­щихся, по проявлениям такой устойчивости в условиях сложной соревновательной деятельности, тренировок, сдачи зачетов и экзаменов по смежным дисциплинам.
В этих целях применим метод обобщения независимых характеристик при подведений результатов часто используются балловые оценки, унифицирован­ная норма достижений, составляются оценочные шкалы подготовленности. При оценке способностей, по P.Т. Раевскому: пять баллов - полное соответствие требованиям профессии; четыре балла - в большей мере соответствие - требованиям; три балла - соответствие требованиям; два балла - частичное соответствие; один балл - полное несоответствие требуемым показателям


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.