Конспект лекций по предмету "Конституционное право"


ЛЕКЦИЯ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН КАК НАУКА, ОТРАСЛЬ ПРАВА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Наука конституционного права зарубежных стран. Основные направления и школы в современной науке конституционного права. Предмет конституционного права зарубежных стран. Источники конституционного права зарубежных стран.
1. Наука конституционного права зарубежных стран
В отличие от действующего конституционного права, наука о нем - это не совокупность норм, а рассуждения тезисы гипотезы, выводы ученых. Наука изучает действие конституционного права, реализацию его норм, Обнаруживает закономерности его развития, формирует практические советы его развития с целью совершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Она изучает историю науки, теорию, их развитие.
Исследование конституционного права зарубежных стран - это изучение и определенных сторон мирового опыта. Оно помогает отобрать, усовершенствовать, применить на практике, те модели конституционного регулирования, которые оказались эффективными в сходных условиях, и отказаться от институтов, оказавшихся несоответствующими общечеловеческим ценностям.
Конституционно-правовая наука прошла длительный путь развития. Она тесно связана с философией, социологией, политологией, религиоведением. Ее отпочкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, гражданского, уголовного права), хотя процесс выделения новых юридических дисциплин продолжается и сейчас (например, экологическое право).
Первоначально некоторые идеи (например, об устройстве общества и государства) были высказаны в сочинениях писателей древнего мира - Платона, Аристотеля, Цицерона, Гая и др., хотя в то время ни самого конституционного права, ни науки о нем еще не было.
Конституционно-правовая наука сравнительно молода. Она появилась значительно позднее других юридических наук, таких как гражданское, уголовное, процессуальное права, и отпочковалась от философии, социологии и других наук лишь в первой половине XIX века.
В период борьбы против феодализма идеологи демократии Г.Гроций Б.Спиноза,Т. Гоббс, Т.Монтескье, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо и другие, выдвинули и обосновали важнейшие концепции конституционного права: конституционализм, народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, естественные неотчуждаемые права человека. Эти теории служили идеологическим обоснованием ликвидации феодализма как общественного строя, способствовали движению организационного единства антифеодальных политических сил.
В XIX веке правоведы-конституционалисты - Т.Мэй, А. Дайси, Д. Милль - в Великобритании, Р.Гейнст - в Германии, и другие в своих фундаментальных работах создали классические теории конституционного права, включая такие конституционно-правовые дисциплины, как парламентаризм, правовое, социальное и демократическое государство. На рубеже и в начале XX века серьезный вклад в развитие теории конституционного права внесли Л.Дюги, М.Ориу (Франция), В.Орландо (Италия), Д.Брайс, С.Лоу (Великобритания), Г. Еллинек (Германия). В их взглядах появляются суждения о необходимости ограничения доли парламентов, усиления участия правительства в законодательстве, идей "сильно власти" и т.п.
Крупнейшими представителями современной западной науки конституционного права являются Ж.Бюрдо, М.Дюверже, М.Прело, Ж.Ведель во Франции, А.Дженнингс, Х.Филлипс, Д.Маккинтош, Д.Маршалл, П.Бромхед в Велиобритании, р.Паунд, Э.Карвин, Т.Кельзен, к.Левенщтейн, Л.Трайб в США, Т.Маунц, Г.Навяски, К.Хессе, К.фон Байне в Германии- разработавшие теории плюралистической демократии и др.
Что касается зарубежных "социалистических" стран, то установление в этих странах диктатуры коммунистических партий и тоталитарных политических режимов устранило всякую возможность легального развития подлинной конституционно-правовой науки.
2. Основные направления и школы в современной науке конституционного права
В настоящее время в науке конституционного права существует два основных направления.
Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов. Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиций классовой борьбы и нередко - с позиций диктатуры определенного класса или блока классов. У марксистов-ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносятся поправки: говорится о диктатуре народной демократии).
Революционные демократы отстаивают "совокупную" власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми можно сотрудничать на этапе коренных демократических преобразований, способных в конечном счете привести к социализму. Левые радикалисты чаще всего фактор революционных изменений видят в некоторых отрядах интеллигенции, а то и в деклассированной группе "передовых борцов". Авторы радикалистского направления говорят о народной, социалистической демократии, но на деле выступают за авторитарные системы управления, за бессменное правление одной (коммунистической) партии, против разделения властей и местного самоуправления, за огосударствление экономики, за преимущество в правах определенных групп населения, за ликвидацию частной собственности., "эксплуататоров", в частности путем применения массовых насильственных средств.
Либеральной направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая современные постсоциалистические государства. Представители данного направления выступают за правовое, демократическое и социальное государство, разделение властей, признание местного самоуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом и его представителями, за мирные средства разрушения конфликтов, поиски компромиссов и консенсуса, против закрепления в Конституции "руководящей и направляющей роли" одной партии в обществе и государстве, за подлинно народный, а не классовый характер государственной власти. Они считают, что конституция, как и конституционное право в целом, является не орудием диктатуры, а выражением социального контакта между различными группами населения, правящими и управляемыми, документом, который должен воплощать в своих нормах общечеловеческие ценности.
Между этими двумя полярными взглядами есть промежуточное течение, соединяющее некоторые черты обоих направлений. Не все ученые одного и того же направления придерживаются абсолютно одинаковых взглядов во всем, даже принципиальным вопросам. Существуют различные подходы к объяснению конституционно-правовых явлений, а отсюда возникают различные научные школы - коллективы ученых, использующих сходные методы исследований и дающих в целом аналогичные толкования их результатов. Крупные научные школы имеют международный характер, объединяют авторов из различных стран.
3. Предмет конституционного права зарубежных стран
В предмет конституционного права как отрасли права входят следующие общественные отношения, которые подвергаются регулированию со стороны этой отрасли:
1) общественные отношения, возникающие по поводу осуществления государственной власти – условия, порядок, процедура создания основных органов государственной власти (парламент, правительство и т.д.), так же порядок реализации своих функций со стороны данных органов, порядок их взаимодействия друг с другом, ответственность и ликвидация.
2) Общественные отношения, возникающие по поводу прав и свобод человека и гражданина – закрепление, приобретение и реализация прав и свобод, а также обязанности человека, групп людей, объединений, возникающие по поводу взаимодействия государства и человека, общества в ходе проведения выборов, референдумов и других демократических институтов.
Конституционное право зарубежных стран – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы правовых связей личностей, коллективов, государства и общества, устанавливающие законные условия для осуществления государственной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными конституционными средствами.
4. Источники конституционного права зарубежных стран
Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.
Основным, главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) служит конституция - основной закон. Но конституции часто содержат лишь общие положения, обходя ряд важных вопросов государственной жизни, оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации.
При этом конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений в осуществлении государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.
Это законы, которые можно подразделить на:
а) Конституционные, вносят изменения в конституцию или дополняют ее. Они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы.
б) Органические, принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом.
Имеют не менее важное значение в качестве источников государственного права, которые в отличие от конституционных принимаются на основе бланкетных норм, содержащиеся в конституциях. Например, органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты парламента, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания и т.д.
в) Чрезвычайные, принимаются только на короткий срок, на несколько месяцев, с правом парламента продлить этот срок. Эти законы могут отступать от положений конституции.
г) Обычные, законы принимаемые парламентом.
Также это парламентские уставы (регламенты парламентов и палат), устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов.
Необходимо выделить и подзаконные акты, а именно:
а) акты главы государства (указы, декреты);
б) нормативные акты правительства (постановления, акты министров);
в) нормативные акты министерств и ведомств;
Естественно не все акты, а лишь те, которые содержат нормы конституционного права, причем часто эти акты коренным образом изменяют порядок применения конституции, например, указы и декреты о введении чрезвычайного положения, как правило, сопровождающиеся прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных.
Замена правительственными актами традиционных источников государственного права является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.
К источникам конституционного права зарубежных стран нужно относить и нормативные договоры: а) международные договоры в части, касающейся вопросов конституционного права; б) внутригосударственные договоры (федеративные и др.).
Акты органов конституционного контроля, (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы, соответствующими или несоответствующими конституции.
Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и других англосаксонских странах.
Конституционный обычай - сложившееся в практике однообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (в литературе они называются согласительными нормами). Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права зарубежных стран невозможно. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, новой Зеландии.
В зарубежной классической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывая выдающихся ученых-государствоведов - правовая доктрина. Эта концепция широкое распространение получила в Великобритании.
Специфические источники:
а) религиозные источники - в мусульманских странах конституцию заменяю Коран и Сунна, стоящие иногда выше конституции.
б) декларации, хартии, программы и т.п., акты правящих партий во многих развивающихся и социалистических странах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.